Ораторская речь 3

План:

Введение.

Ораторская речь.

Роды и виды ораторской речи.

Структура ораторской речи

Подготовка речи и способы, обеспечивающие контакт с аудиторией.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Ораторское, устное слово люди ценили во все времена. Оно – важное и активное средство воспитания и обучения, распространения философских, эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижения культурных ценностей и новых идей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданские чувства, служит целям прогресса.

Оратор обращается с людьми непосредственно, и это позволяет ему быстро реагировать на актуальные жизненные вопросы, активно распространять, пропагандировать передовые мысли, стремительно откликаться на события, учитывать многочисленные интересы слушателей, комментировать известные факты, разъяснять политику государства. Оратор обращается к совести людей, их памяти, их национальным, патриотическим, интернациональным чувствам. Он поднимает в человеке духовность, благородное движение разума, ставит на первый план общечеловеческие заботы, интересы, идеи. Благородные цели познания, проповедь гуманизма и милосердия, «открытие» правды возвышают речь, влияют на духовный мир слушателей. Подлинный оратор, вкладывая в речь всю глубину своего интеллекта и страсть своей души, действует на умы и сердца людей.

Демократия предполагает открытость, гласность, широкие ответственные дискуссии, публичные выступления, которые играют огромную роль в возможности высказывания самых разных точек зрения, в оздоровлении общественной атмосферы в умножении духовного богатства жизни, в объединении всех прогрессивных сил общества. Одна из главных особенностей демократии – возможность убеждать правдивым, свободным словом. Это требует от выступающего в разнообразных аудиториях, порой весьма сложных, высокого мастерства, основанного на хорошем знании материала и активном владении действительной речью – оружием оратора. Это требует колоссальной ответственности за сказанное слово и предельной взыскательности своей речи.

Русские ораторы вписали яркие страницы в историю мирового красноречия. Блестящие речи политических деятелей и деятелей культуры прошлого и настоящего, многочисленные выдающиеся работы по теории красноречия – наше наследие, наше национальное богатство, достижение нашей цивилизации. Мы должны изучать это богатство и активно овладевать им. Д.С.Лихачев справедливо заметил, что ценности прошлого должны стать активными участниками жизни настоящего, нашими боевыми соратниками, в произведениях гуманистических, человеческих в высшем смысле этого слова культура не знает старения, мы открываем новое в старом. Лучшие произведения ораторского искусства продолжают участвовать в жизни человека, их продолжают читать, они воздействуют на нас.

Речь оратора передает его личность, его индивидуальность, его духовность, его связь с политической и культурной жизнью народа. Всесторонний анализ речей ярких ораторов показывает нам глубину и оригинальность из идей. Многообразие жанров и тематики, которая отражает круг их интересов, логику развития их мысли, языковые и композиционные особенности их выступлений.

Сейчас многие выступают с речами и докладами, читают лекции, проводят беседы. Речевая активность людей значительно возросла. И это радует. Но для повышения мастерства, конечно, необходимо изучать теорию ораторского искусства, глубоко анализировать речи выдающихся ораторов, переносить теоретические знания в собственную практику.
1.Ораторская речь

После небольшого экскурса в историю мы вплотную подходим к теме нашего реферата, то есть к тому, что же собой представляет ораторской речь и её структура. Конечно, прежде всего, следует отметить, что ораторская речь – речь подготовленная. Скорее искусство, чем наука. Речь не способна производить сильное впечатление, не затрагивая чувства человека. Такая речь  будет действовать только на способность логического восприятия и оценки явлений.

Чем выше умение использова­ния  обеих форм человеческого мышления: логической и образной, тем выше мастерство публичной  речи. Оратор должен быть убежден в той идее, с которой он  выступает перед аудиторией,  должен быть хорошим  актером. Готовясь к выступлению первое, что он должен сделать – определить  свою  основную задачу и средства, которые помогут ее осуществить. После разработки задач надо создать образ, в котором оратор  предстанет перед аудиторией: манеры говорить, жесты, мимику, характер. Выступление должно начинаться задолго до выхода на трибуну и завершаться намного позже ухода с нее. К выступлению перед любой аудиторией оратор должен подготовиться. Процесс подготовки можно разделить на два этапа . 1 этап  можно назвать временем замысла, его вынашивания, продумывания идеи и темы, а так же конкретного содержания предстоящего выступления, его конспектирования. 2 этап — это уже реальное воплощение замысла и темы ораторской речи — ее публичное исполнение. Как на первом, так и на втором этапах  оратор полностью самостоятелен, и его труд составляет совокупность обоих этапов. Материал для выступления необходимо подбирать, исходя из общего образовательного уровня аудитории, возраста слушателей и места проведения выступления. Неверно думать, что интересной может быть речь, содержащая только новые для аудитории сведения. Такую речь люди слушать не будут — при всем желании просто не смогут. Необходимо, чтобы новое перемежалось и сочеталось с уже известным, а трудное с легким. Трудно удерживать внимание слушателей дольше, чем на три четверти часа. Называют и еще одну временную величину — 5-10 минут — естественный период, в течение которого человек может слушать не отвлекаясь

Когда публичная речь прочитана   должным  образом, она волнует  и возбуждает не только мысли, но и чувства человека. Оратор не должен  говорить монотонно. Фразы желательно произносить с разной интонацией. Между ними необходимо делать небольшие паузы. Более длительная пауза делается, например,  при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. Необходимо оратору как можно больше силы и энергии вливать буквально в   каждое слово своей речи.

Одним из важнейших условий ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда будет бледна и скучна, а главное — не способна воздействовать на чувства и через них на разум. Также и речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она просто  быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины  и образы, тогда эта речь запомнится надолго.  Всегда  краски и образы привносят живую струю в речь.  Тогда на слушателей производится более сильное  впечатление.
2.Роды и виды ораторской речи.

Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России XVII-XVIII веков, авторы риторик выделяли пять основных типов (родов) красноречия: придворное красноречие, развивающееся в высших кругах дворянства; духовное (церковно-богословское); военное красноречие – обращение полководцев к солдатам; дипломатическое; народное красноречие, особенно развивавшееся в периоды обострения борьбы, во время которой вожаки крестьянских восстаний обращались с пламенными речами к народу.

Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. К первой, например, можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, ко второй – дипломатическую речь или выступление на съезде, к третьей – военно-патриотическую речь или речь митинговую, к четвертой – юбилейную (похвальную) речь или речь застольную (тост). Конечно, такое деление не имеет абсолютного характера. Например, выступление на социально-экономическую тему может обслуживать научную сферу (научный доклад), деловую сферу (выступление пропагандиста в группе слушателей). По форме они также будут иметь общие черты.

В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Род красноречия – это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Результатом дальнейшей дифференциации на основании более конкретных признаков являются виды или жанры. Эта классификация носит ситуационно-тематический характер, так как, во-первых, учитывается ситуация выступления, во-вторых, тема и цель выступления.

К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи.

Некоторые жанры красноречия носят черты официально-делового и научного стиля, поскольку в основе их лежат официальные документы. В таких речах анализируются положение в стране, события в мире, основная их цель – дать слушателям конкретную информацию. В этих публичных выступлениях содержатся факты политического, экономического характера, оцениваются текущие события, даются рекомендации, делается отчет о проделанной работе. Эти речи могут быть посвящены актуальным проблемам или могут носить призывной, разъяснительный, программно-теоретический характер. Выбор и использование языковых средств зависит в первую очередь от темы и целевой установки выступления.

Политическое красноречие в России в целом было развито слабо. Лишь военное ораторское искусство достигло сравнительно высокого уровня. Не раз обращался к воинам Петр I.

В начале XIX в. развернулась кипучая деятельность революционных ораторов. Они в основном выступали на митингах. Эти ораторы несли в массы новые идеи, о жизни и светлом будущем. К первым годам установления советской власти относятся выступления таких сложившихся еще до революции ораторов, как Н.И.Бухарин, Г.Е.Зиновьев, С.М.Киров, А.М.Коллонтай, В.И.Ленин, А.В.Луначарский, Л.Д.Троцкий, Г.В.Чичерин и другие.

Стремительно развивается парламентское красноречие и сегодня. В нем отражается столкновение различных точек зрения, проявляется дискуссионная направленность речи.

Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Конечно, академическое красноречие близко научному стилю речи, но в то же время в нем нередко используются выразительные, изобразительные средства.

В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX в. с пробуждение общественно-политического сознания. Университетские кафедры становятся трибуной для передовой мысли. Ведь в 40-60 г.г. на многие из них пришли работать молодые ученые, воспитанные на прогрессивных европейских идеях. Можно назвать таких ученых XIX-XX в.в., как Т.Н.Грановский, С.М.Соловьев, И.М.Сеченов, Д.И.Менделеев, А.Г.Столетов, К.А.Тимирязев, В.И.Вернадский, А.Е.Ферсман, Н.И.Вавилов – прекрасных лекторов, которые завораживали аудиторию.

Судебное красноречие – это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.

Русское судебное красноречие начинает развиваться во второй половине XIX в. после судебной реформы 1864 г., с введением суда присяжных. Судебный процесс – это разбирательство уголовного или гражданского дела, исследование всех материалов, связанных с ним, которое происходит в обстановке поисков истины, борьбы мнений процессуальных оппонентов. Конечная цель данного процесса – вынести законный и обоснованный приговор, чтобы каждый совершивший преступление был, подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности и осужден. Достижению этой цели способствуют обвинительная и защитительная речи.

Судебные речи талантливых русских юристов дореволюционного периода С.А.Андреевского. А.Ф.Кони, В.Д.Спасович, К.К.Арсеньева, А.И.Урусова, Н.И.Холева, Н.П.Карабчевского, Ф.Н.Плевако с полным правом называют образцами судебного красноречия.

Разумеется, в судебных речах подробно анализируются фактический материал, данные судебной экспертизы, все доводы за и против, показания свидетелей и т.д. Выяснить, доказать, убедить – вот три взаимосвязанные цели, определяющие содержание судебного красноречия.

К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер; приветственная речь, посвященная ушедшему из жизни.

Одним из видов социально-бытового красноречия было придворное. Для него характерно пристрастие к высокому слогу, пышным, искусственным метафорам и сравнениям.

Духовное (церковно-богословское) красноречие – древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного алевона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием.

После того как князь Владимир Святославович в 988 году крестил Русь, в истории древнерусской культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран, главным образом Византии, создания оригинальных памятников искусства.

Уже в ораторской речи Киевской Руси выделяют два подвида: красноречие дидактическое, или учительное, которое преследовало цели морального наставления, воспитания, и панегирическое, или торжественное, которое посвящено знаменательным церковным датам или государственным событиям. В речах отражается интерес к внутреннему миру человека, источнику его дурных и хороших привычек. Осуждаются болтливость, лицемерие, гнев, сребролюбие, гордыня, пьянство. Прославляются мудрость, милосердие, трудолюбие, чувство любви к Родине, чувство национального самосознания. Духовное красноречие изучает наука о христианском церковном проповедничестве – гомилетика.

Вот отрывок из наказа-поучения «12-го слова» митрополита Московского Даниила (XVI в.): «Возвысь свой ум и обрати его к началу пути твоего, от чрева матери твоей, вспомни годы и месяцы, дни и часы, и минуты – какие добрые дела успел совершить ты? Укрепи себя смирением и кротостью, чтобы не рассыпал враг добродетели твоей и не лишил бы тебя царского чертога! А если же ты на злое и пагубное для души творил – кайся, исповедуйся, плачь и рыдай: в один день по блуду согрешил ты, в другой – злопамятством, в третий – пьянством и обжорством, потом еще и подмигиванием и еще – клеветой и осуждением, и оболганием, и роптанием, и укорами. И сколько дней еще проживешь – все прилагаешь к старым грехам новые грехи.

Больше всего позаботься о том, чтобы избегать греха. Возьми себе за правило: заставь себя не согрешить ни в чем, один только день. Вытерпев первый, и другой прибавь к нему, потом третий, и мало-помалу обычным это станет – не грешить. И уклоняясь, бежать от греха, как убегают от змеи».

Как видим, основу речей любого рода составляют, общеязыковые и межстилевые средства. Однако каждый род красноречия имеет специфические, языковые черты, которые образуют микросистему с одинаковой стилистической окраской.

Форма выражения в ораторской речи может не отрабатываться с той степенью полноты и тщательности, как это бывает в речи письменной. Но нельзя согласиться и с тем, что ораторская речь спонтанна. Ораторы готовятся к выступлению, хотя и в разной степени. Это зависит от их опыта, мастерства, квалификации и, наконец, от темы выступления и ситуации, в которой произносится речь. Одно дело – речь на ферме или конференции, а другое – на митинге: разные формы речи, разное время произнесение, разная аудитория.

Ораторская речь – речь подготовленная. И готовится она, естественно, по книжно-письменным источникам, которые оказывают прямое и непосредственное влияние на структуру речи.

Стили, выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связаны с той или иной сферой и условиями человеческой деятельности. Они отличаются системой языковых средств. Именно эти средства образуют определенную стилевую окраску, отличающую данный стиль от всех других.

Официально-деловой стиль обслуживает сферу официальных деловых отношений; основная его функция – информативная (передача информации). Научный стиль обслуживает сферу научного знания; основная его функция – сообщение информации, а также доказательство ее истинности; для него характерно наличие терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики. Публицистический стиль обслуживает сферу общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений; основные его функции – сообщение и воздействие; в этом стиле используются все языковые средства; для него характерна экономия языковых средств, лаконичность и популярность изложения при информативной насыщенности.

Художественно-беллетристический стиль имеет функцию воздействия и эстетическую; в нем наиболее полно и ярко отражается литературный и, шире, общенародный язык во всем его многообразии и богатстве, становясь явлением искусства, средством создания художественной образности.

Разговорный стиль обслуживает сферу бытовых и профессиональных (но только неподготовленных, неофициальных) отношений. Основная его функция – общение; проявляется в устной форме; имеет две разновидности: литературно-разговорную и обиходно-бытовую речь.

Использование стилистических элементов зависит от вида, темы и целей речи.
3.Структура ораторской речи

Классическая структура речи состоит из: вступления, доказательства и заключения.У каждой из этих частей — свои функции. У вступления — привлечь внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего изложения. У доказательства — обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические

данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. У заключения – закрепить в сознание слушателей основные (уже высказанные) идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление.

Теперь поговорим конкретно о частях нашей публичной речи, что они из себя представляют.

ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЯ

1. Позитивное. Самое распространенное. В нем сразу же дается главная концепция в доходчивом, но весьма декларативном можно сказать плакатном виде.

2. Негативное. Опровергает какую-либо мысль, идею или концепцию без альтернативно

3. Аналитическое. Не навязывает слушателям, какую то конкретную позицию, а предлагает вместе исследовать факты или обдумать суть происходящих событий. Но материал подобран так, что уже с самого начала у аудитории возникает определенное и нужное, выступающему, мнение

4. Парадоксальное. Озадачивает аудиторию. Сбивает со стандартного, стереотипного пути мышления и готовит к восприятию чего-то необычного. Строится, как и негативное, как бы в остросюжетном жанре, и слушателя до конца выступления держат в неведенье о позитивном предложении оратора.

5. Эмоциональное. Самое аморфное, зачастую включающее в себя остальные части выступления или вообще обходящееся без них. По форме похоже на позитивное (та же декларативность), но в содержании отсутствует оформленный призыв, на него нет даже намека.

ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

1. Логическое. Опирается на рациональное мышление, подводит аудиторию к правильность идеи

2. Информационное. Приводится справочный материал, статистические данные, факты.

мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты Мысль оратора высказывается императивно.

4. Отсылочное. Опытный оратор при публичном выступлении, как правило, опирается 3. Эмоциональное. Требует от оратора большой самоотдачи и актерского на заранее заготовленные тезисы, в качестве подтверждения ценности и правильности своей позиции использует ссылки на мнение авторитетных личностей или организаций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершить свою речь оратор может как угодно и чем угодно, но важно помнить, что хорошее заключение может спасти положение даже при некоторых недостатках аргументации а, плохим заключением можно непоправимо испортить все впечатление от речи.

 По классической схеме ораторского искусства:

1. Оратор подводит итог выступлению, объясняя, ради чего оно затеяно.

2. Кратко повторяет основные мысли своей речи.

3. Призывает публику к конкретным действиям по реализации своей идеи.

4. Еще раз на наивысшем эмоциональном накале кратко (возможно использовать шутку цитату афоризм) излагает главную идею выступления.

Структура речи и ее цель должны быть ясны не только оратору, но и слушателям. Но в принципе возможно даже, спеть с оркестром, сказав перед этим пару слов и подведя этим итог, по крайней мере, эту речь не так, то просто будет забыть.
4.Подготовка речи и способы, обеспечивающие контакт с аудиторией.
Оратор пользуется оптимальной формой подготовленной речи, которая эффективно воздействует на аудиторию в соответствие с поставленной им задачей. А задача, естественно, — убедить слушателей, обращаясь к их разуму и эмоциям, и добиться нужной их реакции. Поэтому предполагается изучение ораторской речи на трех уровнях: на уровне замысла и содержания, то есть определения темы, цели, речи, отбора фактического материала; на уровне стиля, то есть использования языковых средств в системе; на уровне композиции, то есть расположения и порядка следования смысловых частей речи. И все эти уровни связаны с психологией воздействия на аудиторию, с процессом общения с нею.

Ораторская речь, является сложным творческим процессом, — речь подготовленная и требует большой, упорной работы. Конечно, эта работа у каждого оратора индивидуальна и зависит от особенностей его психики, опыта, аудитории, вида красноречия. Скажем, чтобы произнести митинговую речь, нужна одна система подготовки, а для чтения научно-популярной лекции – другая. После выступления на митинге вопросы не задают, а на научно-популярной лекции их задают всегда. Однако существуют общие принципы работы оратора, которые могут учитываться, конечно, в разной степени при подготовке разных видов речи. Подготовка (докоммуникативная фаза) включает в себя два этапа: первый – определение вида, темы, цели, названия выступления и оценка состава слушателей, обстановки, в которой будет произноситься речь; второй – составление плана, отбор теоретического, фактического материала, работа над ним и одновременно работа над языком, стилем речи, композиционно-логическим расположением ее частей. Таким образом, перед оратором встает три взаимосвязанных вопроса, что сказать, где сказать и как сказать. Следует выделить репетицию (предкоммуникативная фаза), собственно произнесение (коммуникативная фаза), куда входят также ответы на вопросы, если необходимо или запланировано, ведение дискуссии, а затем – последующий анализ и оценка своего выступления (посткоммуникативная фаза), для того чтобы учесть его достоинства и недостатки, скорректировать дальнейшие выступления.

Как правило, тему определяет не сам оратор, а те, кто приглашает его выступить. Иногда она определяется ситуационно. В некоторых же случаях оратор имеет возможность сам назвать тему. Конечно, тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, вызванной потребностями жизни; она должна быть четко сформулирована, быть доступной и привлекать внимание слушателей. Тема не должна быть перегружена проблемами, слишком широкой: достаточно взять для освещения два- три вопроса, объединенных одной идеей.

Направленность речи зависит от ее целевой установки, точное определение которой позволяет оказывать воздействие на аудиторию. Цели могут быть разными. Например, на лекции по математике мы ставим перед собой основную цель – информировать слушателей, то есть научить их, дать им определенные сведения по интересующим их математическим проблемам. В речи на митинге мы стараемся воздействовать на слушателей, сформировать у них убеждения, представления, знания идей, которые станут мотивами поведения людей, определение их отношения к действительности. Большую роль в речи играет внимание – различные способы словесного эмоционально окрашенного воздействия на слушателей для создания у них определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Чаще всего цели перекрещиваются, то есть выступление преследует цель – информировать слушателей и воздействовать на них. Отсюда и задачи оратора: привлечь внимание слушателей, удержать это внимание на протяжении всей речи, увлечь своей речью, зажечь их, дать информацию, знания, призвать слушателей к действию, а в итоге – сформировать стереотип поведения.

Итак, задачи названия речи можно определить следующим образом: сжато сообщить основное содержание речи, отделить ее от других однотипных выступлений, привлечь внимание слушателей и заинтриговать их, оказать на них определенное эмоциональное воздействие.

Следующий вопрос, который возникает перед оратором: оценка состава слушателей и обстановки. Неожиданная, непривычная обстановка может вызвать дискомфортное ощущение оратора, если он психологически не подготовит себя к ней. Поэтому по возможности следует обстоятельнее выяснить, где будет происходить выступление, вплоть до таких, казалось бы, мелочей, как количество слушателей, наличие микрофона, трибуна, стола, размер и интерьер зала, а также время выступления (утро, вечер), отношение выступления к другим выступлениям, если их несколько. От времени зависит самочувствие слушателей: вечером они придут после работы уставшие. Это следует иметь в виду и постараться по ходу выступления снять или, по крайней мере, уменьшить утомление, за счет повышения интереса. Не можем мы игнорировать и предшествующие выступления: каждое последующее должно быть интереснее по содержанию и форме предыдущего, что связано с законами восприятия.

Готовя речь, необходимо представить себе, как воспримут ее слушатели, и что им будет непонятно. Широко известны слова В.И.Ленина, опытного оратора, что «нельзя говорить одинаково на заводском митинге и казачьей деревне, на студенческом собрании и в крестьянской избе».

Успех воздействия оратора на аудиторию зависит не только от его личных качеств, но и от состава слушателей и особенностей их восприятия. Оратору необходимо по возможности учитывать особенности конкретной аудитории и в процессе подготовки к речи, и во время ее произнесения, постоянно корректируя ее в зависимости от реакции слушателей.

Эффективность речи возрастает, если она предназначена не аудитории вообще, а определенным группам людей, которые имеют свои интересы, цели. Поэтому следует, прежде всего, учитывать мотивы, которые привели слушателей в аудиторию: интеллектуальные, моральные, эстетические. Необходимо учитывать также настроение слушателей, их физическое состояние, отношение к теме выступления и к оратору, их знакомство с данным вопросом.

Практика показывает, что весьма сложная аудитория – молодежная. Ведь, интеллектуальные и физические изменения, которые происходят в этом возрасте, противоречивы: с одной стороны, проявляется объективное отношение к действительности, положительная оценка людей, удовлетворенность своим положением, с другой – крайний субъективизм, отрицание всего, болезненное самолюбование. Поэтому наиболее эффективны для молодежи эмоциональные речи, хотя для всех возрастных групп необходима и логическая убедительность речи, лаконичность и точность изложения мысли. Взрослые же предпочитают логическое развитие мысли, на первом месте у них аргументированность, доказательность изложения, хотя ценят они и эмоциональность изложения, которая, правда, уходит на второй план.

Условия, необходимые для обеспечения убедительности, доходчивости и яркости выступления:

Хорошее освоение темы предстоящего публичного выступления, ясное понимание его задач, отчетливое и глубокое осмысление сути вопросов, которые предстоит поставить и на которые надо будет ответить слушателям.

Заинтересованность личная в том, чтобы избранная тема была правильно осмыслена и доказательно раскрыта для слушателей и ради них. Неравнодушие к своей теме, ее освещению, к людям, с которыми говоришь.

волевая психологическая установка на воздействие. Если ты выступаешь, выступай затем, чтобы слушатели тебе поверили, чтобы они в чем-то тебе подчинились, чтобы пошли за тобой в твоих поисках, нужных решениях, в твоем обдумывании вслух тех или иных вопросов и тем, событий и явлений.

Продумывание плана предстоящего выступления: с чего начать, в какой последовательности излагать главные подтемы и вопросы, как их между собой связывать, чем выступление завершить?

Фиксирование, закрепление на бумаге предстоящего выступления в форме плана, плана-конспекта, тезисов, свободных записей или полного конспекта.

Правильное, обеспечивающее действенность поведение в процессе выступления – логико-психологическое, нравственное, речевое, внешнее.

Слово «оратор» (от лат – «говорить») применяется в двух значениях:

человек, произносящий речь, выступающий публично;

человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.

Так вот, если слово «оратор» применять хотя бы только в первом значении, то и в этом случае от оратора можно и нужно требовать уважения к языку и людям, для которых оратор выступает. Если же оратор – во втором значении слова, то значит, с культурой речи связаны вся его деятельность, все его поведение во время публичного выступления, все его радости и огорчения, вызванные таким выступлением. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством. Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко. Он может не только строго и точно, но и эмоционально изложить любой сложный теоретический вопрос.

По мнению Цицерона, самое важное для оратора – это словесное выражение мысли и произнесение речи. Первое требование к речи – чистота и ясность языка (выражение мысли). Чистота и ясность вырабатываются обучением и совершенствуются посредством чтения образцовых ораторов и поэтов. Для чистоты речи необходимо безупречно выбирать слова, правильно пользоваться морфологическими формами. Ясность речи связана с правильным, нормативным произношением: оратору необходимо правильно управлять органами речи, дыханием и самими звуками речи. «Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто; нехорошо также, когда их затемняет излишняя небрежность, нехорошо, когда слово произносится слабым, умирающим голосом, нехорошо также, когда их произносят, пыхтя, как в одышке.

Философ подробно говорит о красоте речи, считая, что красота речи состоит, прежде всего, как бы из некой общей ее свежести и сочности: ее нежность, ее ученость, ее благородство, ее пленительность, ее изящество, ее чувствительность или страстность, если нужно – все это относится не к отдельным ее частям, а ко всей ее совокупности. А вот цветы слов и мыслей, как бы усиливающие речь, должны не рассыпаться по ней равномерно, а располагаться с разбором так, как на каком-нибудь наряде располагаются украшения и блестки. Общий тон речи следует избирать такой, какой в наибольшей степени удерживает внимание слушателей и какой не только их услаждает, но услаждает без пресыщения (Цицерон, 1972, 224). Цицерон против слащавости и вялости ораторской речи, — за то, чтобы она была и динамична, и красива, и приятна, но ее приятность должна быть строгой.

Автор в трактате «Об ораторе» основывался на некоторых теоретических исследованиях своих предшественников и на практических школьных учебниках, на греческой и римской ораторской традиции и лучших образцах ораторского искусства, на своем практическом опыте. Цицерона можно считать создателем своей риторической теории, которую он наиболее полно изложил в этом трактате.

При подготовке речи можно написать ее полный текст, конспект, тезисы, развернутый план или краткий план. Опытный оратор может только в общих чертах продумать свою речь, наметить ее общую композиционно-смысловую линию.

Работа над речью невозможна без тщательного отбора и осмысления разнообразной информации. Ученые выделяют несколько типов информации, в том числе содержательно-фактуальную и содержательно-концептуальную (Гальперин, 1981). Содержательно-фактуальная информация – это сообщение о фактах, событиях, процессах, явлениях, которые имели, имеют или будут иметь место в действительном или воображаемом мире, отношение к ним со стороны других людей. Содержателно-концептуальная информация – это выражение индивидуального личного понимания отношений между фактами, явлениями, событиями, понимание их причинно-следственных связей, их значимости в нашей жизни, их взаимодействия, то есть концептуальный подход к фактам.

Факты должны быть яркими, но не случайными, а типичными, отражающими суть явлений. К ним предъявляется также требование актуальности, практической направленности и значимости, достоверности и абсолютной точности, системности и связи с общей идеей речи, направленности на учет интересов и потребностей аудитории.

При подготовке к ораторской речи необходимо работать с разными источниками: трудами философов, социологов, историков, экономистов, документами, архивными материалами, различной специальной литературой, журналами и газетами, энциклопедиями и справочниками. Умелый отбор, систематизация и организация фактического и теоретического материала, выражение личного отношения к нему, оригинальность его интерпретации дают хорошие результаты: ораторская речь становится действенной, то есть активизируется внимание слушателей, влияет на их чувства, вызывает эмоциональное отношение к материалу, способствует эффективному его заполнению, будит их творческую мысль.

Таким образом, заканчивается докоммуникативная фаза, которую иногда называют «речь в себе», поскольку оратор накапливает необходимый материал, фиксируя его письменно или в своем сознании, осмысливает его, пропускает материал через свой интеллект, оформляет его в виде текста, частично или полностью проговаривая (как правило, внутренний монолог).

Закончив подготовку материала, полезно прочитать его, уточнить время его звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичного выступления темп. Это промежуточная (предкоммуникативная) фаза, которую иногда называют «речь для себя», то есть произнесение текста либо мысленно (внутренний монолог), либо вслух (внешний монолог). На этом этапе следует обратить внимание на технику произношения. Прежде всего, на орфоэпию – образцовое литературное произношение, соответствующее произносительным нормам, а также на правильное ударение в словах. Следует иметь в виду, сто только читая книги, нельзя, овладеть правильным русским произношением. Литературному произношению нужно учиться, внимательно вслушиваясь в произношение культурных высокообразованных людей, владеющих правильной литературной речью, в речь дикторов радио и телевидения, наконец, специально изучать нормы и пользоваться словарями и справочниками. Важно уметь слышать звучание своей речи, чтобы иметь возможность корректировать и совершенствовать ее. Следует обратить внимание и на дикцию – ясное, четкое, «чистое» произношение звуков. Имеет значение также интонация, т.е. ритмикомелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических отношений во фразе и эмоционально-экспрессивной окраски. Составными частями интонации являются мелодика, осуществляемая повышением и понижением голоса, например, при произнесении вопросительного, восклицательного предложения; ритм – чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов; интенсивность – сила или слабость произнесения, связанные с усилением или ослаблением выдыхания, например, разная речь по интенсивности будет в комнатной обстановке и в большой аудитории. К интонации относится и темп – скорость протекания речи во времени и паузы между речевыми отрезками. Слишком быстрая речь не позволяет слушателям вникнуть в содержание высказывания, слишком медленная речь также вызывает их раздражение. Большую роль играют паузы: они облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчеркнуть и выделить ее. Тембр – звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки, например, интимный, веселы, иронический. Фразовое и логическое ударения служат средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе и также повышают выразительность речи.

Существуют три способа выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов, свободная импровизация. Читают текст в следующих случаях: если он представляет собой официальное изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать; если оратор «не в форме» (болен, плохо себя чувствует); если материал большого объема и совершенно новый для выступающего. Вообще же чтение по тексту не производит такого сильного впечатления, как живая речь, во время которой оратор смотрит на слушателей, а не на бумажки. Нет ничего более утомительного для слушателей, когда оратор, читая речь, перестает контролировать реакцию аудитории. Конечно, искусство свободной речи приобретается не сразу, а в процессе длительной работы и необходимых тренировок.

После речи могут быть вопросы, в которых иногда заключается прямая или скрытая полемика. Это наиболее трудная часть выступления, поскольку требует быстрой реакции оратора. Вопросы могут быть связаны с уточнением какого-либо факта или теоретического положения, с целью дополнения или разъяснения содержания, с оценкой оратором фактов или с его мнением относительно данной проблемы. Большое количество вопросов свидетельствует об интересе слушателей к выступлению.

Заключительный этап – тщательный анализ своего выступления. Эта самоучёба позволяет при достаточно критическом отношении к речи вскрыть ее недостатки, отметить достоинства, с тем, чтобы учесть все это в последующей работе.
Список литературы.

Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи

Волков. А. А. Курс современной риторики – М. 2001г.

Апресян Г. З. Ораторское искусство, – М., 1978г.

Аннушкин. В. А. Первая русская риторика – М 1999г.

Аристотель. Античные риторики, — М. 1978г

Ли Кокка. Карьера менеджера. – Москва: Прогресс, 1993 354 с.

Д. Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей, перевод с английского. Общ. Ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М.: Прогресс, 1994 – 704 с.

Лебон Гюстав. Психология народов и масс. – Спб.: «Макет», 1995. – 316 с.

Хромов Л.Н., Андреев О.А. Техника быстрого чтения: Первая ступень: Программа “«Доминанта 2000-го года» – М.: Прометей, 1991 – 160 с.