Нос как признак героя-трикстера в произведениях Н.В. Гоголя

Введение
Данная темавыбрана нами неслучайно. Нас уже давно интересовало, почему Гоголь в своихпроизведениях предавал огромное значение носу и действиям, связанным с ним. Ещебольше мы утвердились в своем мнении, когда схожую мысль мы обнаружили всочинениях Набокова:
«Мы увидим,как нос лейтмотивом проходит через его [Гоголя – прим. автора] сочинения:трудно найти другого писателя, который с таким смаком описывал бы запахи,чихания и храп …» «Обостренное ощущение носа в конце концов вылилось в повесть«Нос» — поистине гимн этому органу. Фрейдист мог бы утверждать, что ввывернутом наизнанку мире человеческие существа поставлены вверх ногами (самГоголь уверял, что консилиум парижских врачей постановил, что его желудокперевернут вверх ногами). И поэтому роль носа, очевидно, выполняет другойорган, и наоборот» (Набоков В. В., 1998, с. 405-409)
ОднакоНабоков все же отмечает, что нос у Гоголя – символ мужественности, женские лицапочти всегда плоские, в противоположность мужским. Нос Гоголя, по его словам,обозначает мужское начало, нос у него — «герой-любовник». Мы поставили передсобой цель выяснить причину выбора Гоголем именно носа и узнать, случаен лиэтот выбор.
Для этого мыпроанализировали ряд произведений Гоголя, так называемого Петербургскогопериода: «Невский Проспект», «Нос», «Шинель» и, наконец, «Мертвые души». Выборданных произведений был сделан прежде всего потому, что именно в тот период былнаписан «Нос» — произведение особо заинтересовавшее нас, впрочем, как и«Мертвые души». Но сначала перейдем к истории вопроса. Существует несколькотолкований невероятных событий, связанных с бегством носа с лица Ковалева.Первая версия: слово «нос» — перевернутое слово «сон», и поэтому все, чтослучилось с героем было сном, а вся повесть – лишь шутка автора. Согласнодругой версии нос – это отделившаяся душа, как душа-тень в произведении Шамиссо«Приключения Петера Шлемиля». Хотя нос и более прозаичен, чем тень, т.е.нетипичный для эпохи романтизма образ. У автора были очень веские основаниязаменить романтический образ души-тени прозаическим носом. Сам выбор носа вкачестве субститута души несет определенную смысловую нагрузку. Об этом многописали исследователи творчества Гоголя, но во всех случаях трактовкаиспользования Гоголем именно носа была своеобразным символом абсурдностипроисходящего.
В нашей версиимы считаем, что абсурдность ситуации – не абсурд, а закономерность! Да, снормальной точки зрения эта повесть – абсурд, но с мифологической точки зрения– вовсе нет! Гоголь тем примечателен, что имел мифологическое мышление(вспомним работы Ю. М. Лотмана и Ю. В. Манна).
Так не имеетли нос другого, более глубокого значения? Ведь не случайно он занимал такоебольшое место в его произведениях!

Нос впроизведениях Гоголя
Впроизведениях Гоголя чрезвычайно важна роль портрета, однако зачастую в портретеважна лишь одна примечательная деталь лица.
Гогольисключительно часто использовал этот прием, так в «Мертвых душах», по нашимподсчетам, он встречается 23 раза, в «Носе» — 8, в «Невском проспекте – 12, в«Шинели» — 6 (кроме носа). Причем эта своеобразная синекдоха приобретает особоезначение в контексте Гоголя, замечательно выраженное в известной цитате:
«…онвздохнул, произнесши от души: «Вот прокурор! Жил, жил, а потом и умер! И вотнапечатают в газетах, что скончался к прискорбию подчиненных и всего человечества,почтенный гражданин, редкий отец, примерный супруг, и много напишут всякойвсячины; прибавят, пожалуй, что был сопровождаем плачем вдов и сирот; а ведьесли разобрать хорошенько дело, так на поверку у тебя всего только и было чтогустые брови».
Какаяговорящая деталь! Густые брови начальника, а человека и не было! Детали лица,таким образом, действительно могут заменить человека, более того, у героявообще может не быть лица:
«Лицогенерала было заклеено бумажкой» («Шинель»).
Заклеенноебумажкой лицо генерала на табакерке становится символическим, ведь генерал вреальной жизни демонстрирует к главному герою бездушие и бесчеловечность.Деталь наполняется смыслом.
Исследователинеоднократно говорили о масочности персонажей Гоголя, мы же утверждаем, чтомасочность у писателя проявлялась на уровне отдельной детали. Обратимся кпонятию «маска». Ей свойственна лишь одна характеристика подразумеваемого поднею персонажа! Например, злой – добрый, веселый – грустный и т.д. Эти качестваподчеркнуты деталью или деталью или деталями (вспомним кукольный театр, маскигреческого театра). В связи с этим нам потребуется экскурс в мифологию древнегочеловека. Общеизвестно, что для мифологического мышления первобытного человекаважны деталь и символ (например, богиня плодородия имела большие бедра и груди,символ бога плодородия – большой фаллос). Так древний человек мыслил символамии этим отличается от нас. Древний бог плодородия изображался зачастую в видебольшого фаллоса, как на древне египетском амулете. Похожее мы наблюдаем и уГоголя.
Обобщимданные об упоминании носа в четырех важнейших произведениях Н.В. Гоголя втаблице.Название Упоминание носа (общее количество) Герой (нос) Действия Другие части лица
«Невский проспект»
(1833-1834) 11 Шиллер 6 12 10
«Нос»
(1833-1835) 95 Ковалев 10 18 84
«Шинель»
(1839-1841) 3 ——– 2 6
«Мертвые души»
(1835-1849)
Чичиков
16
Ноздрев
10 17 23 /> /> /> /> /> />
Начнем спункта А1 (упоминание носа в произведении «Невский проспект»). Там слово носупоминается 11 раз, при том в основном в отношении к Шиллеру. Но об этом ниже.
В пункте Б1(упоминание носа в произведении Гоголя «Нос») нос упоминается целых 95 раз!Конечно, по большому счету, в отношении к Ковалеву и к самому «гуляющему» носу.
В пункте В1(упоминание носа в рассказе «Шинель») нос упоминается всего 3 раза?! В чем жетакое различие? Может, в нем нет сильного персонажа.
В пункте Г1(упоминание носа в произведении Гоголя «Мертвые души») мы видим, что носупоминается целых 40 раз, другие же части лица – лишь 23. Хотя это количество именьше, чем в повести «Нос», это – важная деталь.
А теперь мыперейдем к главным пунктам таблицы А2, Б2, В2, Г2. В пункте А2 в отношении кШиллеру нос упоминается целых 10 раз. Особенно интересен его монолог, в которомон обвиняет свой нос чуть ли не во всех своих грехах: «Я не хочу, мне не нуженнос!» — говорил он, размахивая руками: «У меня на один нос выходит три фунтатабаку в месяц. И я плачу в русский скверный магазин, потому что немецкиймагазин не держит русского табаку, я плачу в русский скверный магазин за каждыйфунт по сорок копеек; это будет рубль двадцать копеек; двенадцать раз рубльдвадцать копеек – это будет четырнадцать рублей сорок копеек. Слышишь, друг мойГофман? На один нос четырнадцать рублей сорок копеек! Да по праздникам я нюхаюрапе, потому что я не хочу нюхать по праздникам русский скверный табак. В год янюхаю два фунта рапе, по два рубля фунт. Шесть да четырнадцать – двадцатьрублей сорок копеек на один табак. Это разбой, я спрашиваю тебя друг мойГофман, не так ли? – Гофман, который сам был пьян, отвечал утвердительно. –Двадцать рублей сорок копеек! Я швабский немец у меня есть король в Германии! Яне хочу носа! Режьте мне нос! Вот мой нос!» Из его монолога (который к тому же,он декларировал в пьяном виде) и его поступков (как, например, Шиллер выкинулПирогова из своей квартиры, за то, что тот поцеловал его жену) ясно виден егоасоциальный характер, несмотря на то, что он немец.
Теперьперейдем к пункту Б2. В нем показано количество упоминаний носа Ковалева: какна его лице, так и «разгуливающего по улице. Примечательно то, как Ковалевотреагировал на потерю носа: «И потому читатель теперь может судить сам, каковобыло положение этого майора, когда он увидел вместо недурного и умеренного носапреглупое, ровное и гладкое место» («Нос»). И боится он прежде всего не того,что от него «сбежал» нос, а того, что не может подойти к женщинам (то естьотсутствие носа мешает флиртовать с женщинами): «Он вспомнил, что у него вместоноса совершенно нет ничего, и слезы выдавились из глаз его» (Нос).
Из пункта В2нам ясно видно, что носа у главного героя, Акакия Акакиевича как будто и нет!Это и не случайно – главной деталью становится шинель.
Теперьперейдем к пункту Г2. В нем мы видим, что нос упоминается в основном в связи с двумяперсонажами: Чичиковым (23 раза) и Ноздревым (17 раз).
В пунктах А3,Б3, В3, Г3, А4, Б4, В4 и Г4 можем отметить лишь то, что наибольшее количестводействий, связанных с носом, это – сопение, сморкание, как например:«…неизвестно, как он это делал, но только нос его гудел, как труба» («Мертвыедуши») курение табака: «Не хотите ли вы понюхать табаку?» («Нос»)
Другие жечасти лица, которые упоминаются в данных произведениях, это – усы бакенбарды (усолидных людей) и брови (в основном ү начальников). Глаза же в них почтине встречаются! Как известно глаз – зеркало души, а раз нет глаз – нет и души!Это еще одно подтверждение масочности персонажей, их бездушия.
Проследим этона языковом уровне: главная функция носа – нюхать, а это родственноцерковнославянскому «ухать». Слово ухать лежит в корне таких слов, как душа идух!
Всеперсонажи, казалось бы разные имеют схожие черты характера, все они так илииначе необычные: Чичиков не прочь «ухлестнуть» за женщинами, аферист иавантюрист, почти предприниматель, знаменующий приход нового времени; Ноздревже явный асоциальный тип: пьет, играет и нюхает табак, более чем неравнодушен кпротивоположному полу; Шиллер нюхает табак и пьет; Ковалев постоянно флиртует сженщинами.
Мы видим, чтонаибольшее число раз нос упоминается в связи с рядом персонажей:
1. Нос – 67раз + «имя»
2.Ковалев –17 раз.
3.Чичиков –16 раз.
4.Ноздрев –10 раз + фамилия.
5.Шиллер – 10раз.
Чем объяснитьэту явную предпочтительность? Во-первых, среди них нет женских персонажей.Вообще! Во-вторых, все упомянутые герои обладают общими качествами:авантюристы, хитрецы, любят выпить, подраться, охочи до женщин. А главное –нарушают, даже взрывают привычный порядок вещей.
Становитьсяпонятным, почему такие герои, как Плюшкин и Собакевич не имеют носа. Собакевич– консерватор, а Плюшкин, как о нем пишет сам Гоголь – «не то баба не, томужик».
Если мирГоголя мифологичен (Ю.В. Манн, Ю.М. Лотман), а его герои мифологическиеперсонажи, то какой тип мифологического героя представляют наши обладателиноса? Мы считаем что это — Трикстер.
Сноваобратимся к мифологии. Трикстер – древнейшая фигура мифологии американскихиндейцев, да и его «родственники» в мифах других народов являются одними изсамых древних богов. Среди основных его черт – его странствия, непомерныйаппетит, буйный характер, необузданная сексуальность. Зачастую его изображают согромным пенисом. Кроме того, его анус и пенис способны к самостоятельномусуществованию. Образ Трикстера многогранен. Он контролирует лишь часть своеготела, другие же части (анус и пенис) самостоятельны. Он известен своимипроделками, ненормативным поведением и вызывает смех у слушателей. Суть егообраза – беспорядок. Неоднократно тема Трикстера «всплывала» в литературе:«Алиса в стране чудес» (где Алиса разговаривала со своими ногами). Подобныетемы всплывали в произведениях эпохи Романтизма, а также в сказках.
Как жепроявляются черты Трикстера у наших героев?