Жизнь Льва Ивановича Иванова сложилась нелегко, как складывалась жизнь многих русских талантов. Незаконно рожденный, он пров л первые три года в петербургском воспитательном доме, затем был усыновлен отцом и позже отдан в театральное училище. В1850году шестнадцатилетний воспитанник Иванов дебютировал в классическом pas de deux в балете Мельники , и с тех пор его имя постоянно появлялось на афишах.
В 1852году его зачислили в труппу петербургского Большого театра. Балерины Андреянова и Смирнова отметили способного танцовщика кордебалета и выбирали его партн ром. Ему поручали сольные классические и характерные партии, а также второстепенные роли. Скромность мешала Иванову добиваться большего. Только с 1856года, когда он заменил в спектакле заболевшего Петипа, его провели на первые роли. В репертуар Иванова вошли
Колин из балета Тщетная предосторожность , Феб из балета Эсмеральда , Конрад из балета Корсар , Таор из балета Дочь Фараона , Салор из балета Баядерка и др. А уже в 1860годах его затмил молодой блестящий премьер П.А.Гердт. Однако Иванов ещ долго выступал на сцене. В 1893 году на сво м прощальном бенефисе он исполнил дивертисментный испанский танец с партн ршей
М.Л.Петипа. В 1882 году Иванова назначали режисс ром петербургского балета, а в 1885г перевели на место второго балетмейстера-помощника Петипа. Главной обязанностью Иванова было возобновлять старые балеты и ставить танцы в операх и драмах. Кроме того, в весенние и летние месяцы он ставил не большие балеты и дивертисменты для Каменноостровского театра в Петербурге в Красном селе.
Успех или неуспех постановок Иванова зависел, прежде всего от музыки. Петипа умел симфонизировать танцы при не симфонической музыке, Иванов обнаружил незаурядный талант только при встрече с музыкой Чайковского. Для Иванова музыка была не служанкой балета, как иногда бывало для Петипа, а хозяйкой, определяющей сущность образа. В этом был источник всех достижений
Иванова-хореографа. Правда, из-за подчин нного положения в театре он не мог выбирать только хорошую музыку. Вместе с тем такая зависимость от музыки была исторически обусловлена развитием русского балетного театра. По этому лучшие работы Иванова живут рядом с нами ценным из наследия Петипа. Первой самостоятельной работай, постановкой, Иванова был одноактный балет Очарованный лес , поставленный в 1887 году для школьного спектакля он
в л в школе класс старших воспитанниц . Сюжет повторял схему романтического балета, сталкивая мир мечты с миром действительности. Венгерскую крестьянку заставала в лесу гроза. Гений леса, привлеченный красотой девушки, предлагал ей стать повелительницей дриад. Но подоспевший жених и другие крестьяне выручали е из беды. Музыка Дриго обладала изящностью и гибкостью мелодического рисунка, а также воскрешала традиции романтического
балета. Это обусловило цельность простых, но поэтичных решений хореографа. Присущее романтизму сочетание фантастики и фалькл ра воплотилось в классическом и характерном танце. В балете был кордебалет дриад, pas d action героинь, Гения леса и его волшебной свиты. Завершалось вс венгерским танцем. В том же году был поставлен балет Гарлемский тюльпан .
Музыку написал заурядный композитор Б.А. Шель. Заурядной оказалась и постановка Иванова. Севильская красавица на сборную музыку и Шалость Амура А.А. Фридмана утвердили за Ивановым репутацию опытного, но не оригинального профессионала. Среди множества танцев, сочин нных Ивановым для оперных спектаклей, выделялись половецкие пляски в опере А.Бородина Князь Игорь 1890 . Ими Иванов подготовил переворот в области характерного танца, который
завершили половецкие танцы Фокина 1910 . Иванов глубоко почитал дух и структуру танцевальной музыки Бородина. Он передал в динамической пластике нарастающее напряжение и разгул вс сметающей стихии, те дико своевольные ритмы, гармонии и темы половецких плясок , о которых позже писал академик Борис Асафьев. В сложной, много плановой танцевальной сюите, Иванов, с гениальным предвидением будущих возможностей балета смешал краски классического и характерного
танца, открыл новые оттенки в их сочетаниях. Критика щедро хвалила танцевальные сцены половецкого стана и не упоминала имени балетмейстера. Ещ не настала пора, чтобы оценить его новаторский почин. Пол века спустя участник премьеры 1890 года А.В.Ширяев писал в воспоминаниях У нас принято говорить, что вся заслуга композиции этих плясок принадлежит одному Фокину. На самом деле он лишь усилил, оживил, заострил, разукрасил разными деталями мотивы танцев сочиненных
Л.Ивановым . Затем опять потянулись горы обыденной, будничной работы. Летом 1892 года газеты сообщили, что Петипа с начала сезона приступает к постановке нового двухактного балета. Щелкунчик , музыку к которому написал П.И.Чайковский. Но Петипа захворал, и его в срочном порядке заменил Иванов. Музыка Щелкунчика требовала от постановщика равных ей поэтических обобщений в танце.
Лев Иванов, для которого вершиной до сих пор был Очарованный лес Дриго, столкнулся с непосильной, казалось для него, задачей. Он и не осилил е целиком, прежде всего потому, что был обязан выполнить условия сценария, да, и не помышлял о том, чтоб от него отступить. Он искренни почитал эстетику Петипа непреложной, и поставил щелкунчик так, как это предусматривал сценарий.
Только в одной танцевальной сцене, выключенной из сюжета, но углубляющей музыкально-симфоническое действие. Иванов достиг подлинно новаторских результатов. Это был вальс снежных хлопьев к конце первого акта 60и летний Иванов заявил о себе крупным художником. Впереди было лебединое озеро , которое отделяло от щелкунчика несколько проходных спектаклей. Весной 1893года Иванов заново поставил для школы комический балет Волшебная флейта , шедший в России с 1818года. Дриго новорить что вся заслуга композиции этих плясок
принадлежит одному Фокину.еского и характерного танца, открыл новые отт написал вес лую музыку, а Иванов наш л свежие штрихи в обрисовке забавных персонажей. Летом 1894 года Иванов сочинил сценарий одноактного Балета Пробуждение флоры . Музыку написал Дриго, а постановку Петипа присвоил себе, хотя осуществлял е совместно с
Ивановым. Этот ревнивый жест мог быть вызван недавним успехом Иванова пятью месяцами раньше, в феврале 1894года, он показал в концерте памяти Чайковского вторую картину Лебединого озера . Чайковский скончался 25октября 1893года. Дирекция императорских театров решила поставить в том же сезоне Лебединое озеро . Но Петипа, умевший выполнять срочные заказы, был болен, а
Лев Иванов не успел поставить за два отпущенных месяца даже одну картину балета встреча Одетты и Зигфрида на берегу озера. От того он потерял право на постановку всего спектакля. Петипа выздоровел и сразу включился в работу над балетом. Но и то, что Иванов успел сделать, принесло ему славу великого художника, открывшего новую эпоху в истории русской хореографии. Работая над Лебединым озером ,
Чайковский не знал властной помощи балетмейстера. Свобода предопределила оригинальность музыкальной формы, а она то теперь и открыла перед Ивановым новые возможности. Впервые авторитет Петипа стал для хореографа необязательным. Иванов, в камерных с виду пределах, добился поэтических обобщений, ещ не виданных балетным театром. Воспитанный в правилах хореографии XIX века, Иванов отдал им дань.
В начале второй картины имелся длинный пантомимный рассказ Одетты о том, как злой колдун превратил е в лебедя. Не был нов и сам выход героини. Исполнитель Зигфрида целился в плывущего по озеру лебедя, и, подменяя бутафорскую птицу, из люка в глубине сцены поднималась исполнительница Одетты. Нова была пластическая архитектура девушки птицы.
Свободный рисунок рук-крыльев, медленный как плывущий ход. Уже этот ход размывал контуры классической формы, отлитой балетом XIX века, чтобы лучше передать правду психологизированного содержания. Реальность и фантастика, соединяясь, помогали проникнуть в глубокую внутреннюю жизнь образа. Лебединое озеро выводило балетное искусство за пределы трагедии чувств.
В знакомых ситуациях балета-сказки заявляла о себе общая для тогдашнего русского искусства трагедия духа, трагедия поколения. Для этого надо было услышать голос времени и музыку Чайковского Музыкально-хореографическая концепция Чайковского и Иванова выводила балетную сказку в область поэтических раздумий об участи прекрасного в условиях мрачной эпохи, когда создавалось Лебединое озеро . В1896 Лев
Иванов показал ещ одноактный балет А.В.Кадлеца Ацис и Галатея , многоактный балет В.Г.Врангеля, Дочь микадо 1897 . В 1907году Иванов, совместно с Гердтом, поставил балет Делиба Сильвия . Балетмейстер был тяжело болен Премьера состоялась за 9 дней до его смерти. В промежутках между этими самостоятельными работами
Иванов по-прежнему возобновлял спектакли старого репертуара, ставил дивертисментные номера для спектаклей в Красном селе. В 1899году он закончил свои краткие мемуары. В конце своей жизни он ещ раз заявил о сво м таланте. В октябре 1900года, на очередном представлении Конька горбунка , дивертисмент последнего акта пополнился второй рапсодией Листа. На афише забыли поставить имя постановщика, которым был
Иванов! Критики назвали рапсодию целой хореографической поэмой , она, в самом деле, была такой. Успех определила типичная для Иванова трактовка музыки, давшая симфонизированный характерный танец. Рапсодия стала последним шедевром Льва Иванова. Балетмейстер умер не признанным. Лишь в ХХ век вернул истории его имя. По многозначительной случайности календарным спектаклем, заключившим XIX век на сцене Мариинского театра, оказалось Лебединое озеро – балет, где
Иванов и Петипа объединились в творческом воплощении музыки Чайковского! Робота Минеева Владимира МГАХ РЕФЕРАТ Тема Жизнь и творчество Льва Иванова Работа студента III го курса Педагогики хореографии Владимира Минеева