Мистическое в повести-сказке Гофмана Крошка Цахес по прозвищу Цинобер

Мистическое в повести-сказке Гофмана Крошка Цахес по прозвищу Цинобер

Известный немецкий писатель — романтик, художник, музыкант Эрнст Теодор Амадей Гофман написал много рассказов и повестей, в которых фантастическое объединяется с реальностью настолько крепко, что сложно определить границу. Фантастическое в произведениях Гофмана настолько притягивает и зачаровывает, что начинаешь воспринимать рассказанное, как реально существующее.

Одним из таких произведений есть повесть-сказка «Крошка Цахес по прозвищу Цинобер». Писатель приглашает читателя к реалистическо-фантастическому и страшному миру, где работа и награда за нее распределяются вопреки здравому смыслу. В то время, как один работает, деньги и слава достаются другому. Это «перевернутый наизнанку» фантастический мир, где перепутаны все ориентиры и ценности. Но или настолько нереальный показанный Гофманом мир или же это правдивое отражение реальности?

В рассказе Гофман показывает жизнь небольшого городка, в котором появляется лукавый карлик Цахес. Когда-то жалкий и несчастный Цахес вызвал жалость феи Розабельверде и она наделила его способностью «казаться», скрывая свою действительную сущность. Этот магический дар волшебницы помогает Цахесу в жизни и делает его всесильным. Лукавый Цахес получает вознаграждение за заслуги других. Все красивые поступки и таланты других достойных людей приписываются ему. Три волшебные золотистые волосинки, которые получил Цахес в награду от феи, притягивают к безобразному Цахесу успех других, придавая ему лживый блеск. Тогда как студент Бальтазар, влюбленный в дочурку профессора Моша Терпина Кандиду, декламирует стихи, успех приходит к Цахесу. Даже любовь Кандиды, которую вызвал Бальтазар, переносится на Цахеса. Так жалкий и посредственный Цахес, который не имеет ни одного таланта, становится приближенным чиновником в государстве Пафнутия.

Государство, в котором Цахес становится министром и первым человеком, похоже на королевство кривых зеркал, где все наоборот.

В этом двуликом мире, где все такое призрачно и лживо, можно получить победу лишь с помощью более сильного колдовства. Романтик и мечтатель Бальтазар с помощью более сильного колдуна Проспера Альпануса, разрушает чары феи Розабельверде, и побеждает Цахеса, раскрывая его действительную сущность. Потеряв силу, карлик предстает в своем настоящем, непривлекательном виде, жалком и несчастном. Тем не менее торжество Бальтазара Гофман показывает не как естественное течение событий и торжество справедливости, а как проявление другой силы — волшебного неугасающего огня. Счастье в несовершенном и призрачном мире возможно лишь с помощью действия волшебных сил — вот суть повести-сказки Гофмана.