1. Габаритные размеры ВАЗ-2110. 2 стр. 2. Коробка переключения передач 3 стр. 3. Основные неисправности узлов и агрегатов КПП. 7 стр. 4.Ремонт КПП: 10 стр. 1.Снятие КПП 2.Разборка коробки передач 3.Разборка дифференциала 5.Сборка дифференциала 6.Сборка КПП 7.Установка коробки передач 8. Отличие разборки пятиступенчатой коробки от четырехступенчатой 2. Технический осмотр КПП. 28 стр. 3. Список использованной литературы 30 стр.
Габаритные размеры автомобилей ВАЗ – 2110 – пятиместный седан. Начало выпуска 1996 год. На этом автомобиле может применяться один из двух вариантов двигателя с электронноуправляемым многоточечным впрыском (на каждый цилиндр своя форсунка) и электронной системой зажигания. Коробка переключения передач Коробка передач 1 – задняя крышка картера коробки передач; 2 – ведущая шестерня V передачи; 3 – шариковый подшипник первичного вала;
4 – ведущая шестерня IV передачи первичного вала; 5 – первичный вал; 6 – ведущая шестерня III передачи первичного вала; 7 – картер коробки передач; 8 – ведущая шестерня II передачи первичного вала; 9 – шестерня заднего хода; 10 – промежуточная шестерня заднего хода; 11 – ведущая шестерня I передачи первичного вала; 12 – роликовый подшипник первичного вала;
13 – сальник первичного вала; 14 – сапун; 15 – подшипник выключения сцепления; 16 – направляющая втулка муфты подшипника выключения сцепления; 17 – ведущая шестерня главной передачи; 18 – роликовый подшипник вторичного вала; 19 ~ маслосборник; 20 – ось сателлитов; 21 – ведущая шестерня привода спидометра; 22 – шестерня полуоси; 23 – коробка дифференциала;
24 – сателлит; 25 – картер сцепления; 26 – пробка для слива масла; 27 – ведомая шестерня главной передачи; 28 – регулировочное кольцо; 29 – роликовый конический подшипник дифференциала; 30 – сальник полуоси; 31 – ведомая шестерня I передачи вторичного вала; 32 – синхронизатор I и II передач; 33 – ведомая шестерня II передачи вторичного вала; 34 – ведомая шестерня III передачи вторичного вала; 35 – синхронизатор III и IV передач; 36 – ведомая шестерня IV передачи вторичного вала; 37 – шариковый подшипник вторичного вала; 38 – ведомая шестерня V передачи вторичного вала; 39 – синхронизатор V передачи;
40 – вторичный вал. Коробка передач – механическая, двухвальная, с пятью передачами переднего хода и одной – заднего, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Она конструктивно объединена с дифференциалом и главной передачей. Корпус коробки передач состоит из трех частей (отлитых из алюминиевого сплава): картера сцепления 25, картера коробки передач 7 и задней крышки картера коробки передач 1.
При сборке между ними наносят бензомаслостойкий герметик-прокладку (например, КЛТ-75ТМ или ТБ-1215). В гнезде картера находится специальный магнит, задерживающий металлические продукты износа. Первичный вал 5 выполнен как блок ведущих шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода. Вторичный вал 40 -полый (для подачи масла под ведомые шестерни), со съемной ведущей шестерней главной
передачи 17. На нем расположены ведомые шестерни 31, 33, 34, 36, 38 и синхронизаторы 32, 35, 39 передач переднего хода. Передние подшипники валов 18 и 12 – роликовые, задние 3 и 37 – шариковые. Радиальный зазор в роликовых подшипниках не должен превышать 0,07 мм, в шариковых – 0,04 мм. Под передним подшипником вторичного вала 18 расположен маслосборник 19, направляющий поток масла внутрь вала. Привод управления коробкой передач 1 – защитный чехол тяги;
2 – тяга привода управления коробки передач; 3 – рычаг переключения передач; 4 – палец сферического рычага переключения передач; 5 – обойма шаровой опоры; 6 – шаровая опора рычага переключения передач; 7 – буфер; 8 – пружина; 9 – реактивная тяга; 10 – рычаг штока выбора передач; 11 – рычаг выбора передач; 12 – картер коробки передач; 13 – картер сцепления; 14 – шток выбора передач; 15 – втулка штока; 16 – сальник штока; 17 – защитный чехол; 18 – корпус шарнира; 19 – втулка шарнира; 20 – наконечник шарнира; 21 – хомут. Дифференциал – двухсателлитный. Предварительный натяг в подшипниках 29 (0,25 мм) регулируется подбором толщины кольца 28, устанавливаемого в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника
дифференциала. К фланцу коробки дифференциала крепится ведомая шестерня главной передачи 27. Привод управления коробкой передач состоит из рычага переключения передач, шаровой опоры, тяги, штока выбора передач и механизмов выбора и переключения передач. На винты крепления тяги и рычага к штоку выбора передач перед сборкой наносят клей для резьб ТБ-1324. Винты крепления рычага и шарнира различаются длиной, покрытием и моментами затяжки.
Винт крепления рычага фосфатирован (темного цвета), длиной 19,5 мм, затягивается моментом 3,4 кгс-м. Винт крепления шарнира кадмирован (золотистого цвета), длиной 24 мм, затягивается моментом 1,95 кгс-м. В шаровую опору перед сборкой закладывают смазку ЛСЦ-15. Чтобы передачи самопроизвольно не выключались из-за осевого перемещения силового агрегата при движении автомобиля, в привод управления коробкой передач введена реактивная тяга, один конец которой
связан с силовым агрегатом, а к другому концу прикреплена обойма шаровой опоры рычага переключения передач. На внутреннем конце штока закреплен рычаг, который действует на трехплечий рычаг механизма выбора передач. Этот механизм выполнен отдельным узлом и крепится к плоскости картера сцепления. В корпусе механизма выбора передач имеются две оси. На одной установлены трехплечий рычаг выбора передач и две блокировочные скобы. Другая ось проходит через отверстия блокировочных скоб, фиксируя их от проворачивания. Одно плечо рычага выбора передач служит для включения передач переднего хода, другое – для включения заднего хода, а на третье плечо действует рычаг штока выбора передач. На оси установлена вилка включения заднего хода. В коробку передач на заводе заливают масло ТМ-5-9п, рассчитанное на 75000 км пробега. Уровень масла должен находиться между контрольными отметками
на указателе уровня масла. Коробка передач сообщается с атмосферой через сапун 14, расположенный в ее верхней части. Основные неисправности узлов и деталей КПП: Причина неисправности Способ устранения Шум в коробке передач (Шум уменьшается или исчезает, если выжать сцепление) Недостаточный уровень масла в картере коробки передач Проверьте уровень, при необходимости долейте масло.
Проверьте, нет ли течи. Продуйте сапун Низкое качество масла. В масло попала вода (при попадании воды в масло образуется эмульсия белесоватого цвета, ее можно увидеть на щупе) Замените масло. Броды и глубокие лужи переезжайте осторожно. Установите брызговик двигателя, наденьте трубку на сапун коробки передач и выведите ее наверх, в защищенное от брызг место Износ или повреждение подшипников, зубьев шестерен
Замените изношенные подшипники, шестерни Передачи включаются с трудом, посторонние шумы отсутствуют Деформирована тяга привода механизма переключения передач Выправьте или замените тягу Ослабли винты крепления шарнира или рычага штока выбора передач Затяните винты (можно на анаэробном герметике для резьб) Поломка пластмассовых деталей механизма переключения
Замените детали Неправильная регулировка привода Отрегулируйте привод Сломаны пружины механизма выбора передач, деформированы его детали Замените пружины, выправьте деформированные детали или замените механизм в сборе Ослабление посадок вилок переключения передач на штоке Подтянуть фиксаторы вилок на штоках Не затянуты гайки валов коробки передач Затяните гайки Передачи самопроизвольно выключаются Повреждение или износ шлицев на муфте, шестерне или ступице синхронизатора Замените дефектные детали Неправильная регулировка привода Отрегулируйте привод Ослабли пружины в механизме выбора передач, изношены штоки Замените изношенные детали Не затянуты гайки валов коробки передач
Затяните гайки Потеряли упругость или разрушились опоры силового агрегата Замените опоры Шум, треск, визг шестерен в момент включения передачи Нет масла в картере коробки передач Долейте масло. Проверьте, нет ли течи. Продуйте сапун Повреждены подшипники, зубья шестерен Замените подшипники, шестерни Износ кольца синхронизатора включаемой передачи
Замените кольцо Шум главной передачи (шум со стороны коробки передач только при движении автомобиля) Износ или разрушение подшипников Замените разрушенные и изношенные подшипники (даже при минимальном износе). Отрегулируйте предварительный натяг подшипников коробки дифференциала Увеличен зазор в зацеплении шестерен главной передачи, изношены их зубья Изношенные шестерни замените Утечка масла Износ сальников: первичного вала,
ШРУСов, штока выбора передач, износ уплотнителя вала привода спидометра Замените сальники. Продуйте сапун коробки передач Сильный износ, забоины на поверхностях валов, по которым работают сальники Небольшие повреждения зачистите мелкозернистой шкуркой и заполируйте. Устанавливая новый сальник, можно немного недопрессовать его, не допуская перекоса (при необходимости подложив дистанционные прокладки толщиной до 1 мм), чтобы кромка сальника работала по неизношенной части
вала. При значительных повреждениях – замените валы и сальники Большой люфт первичного вала коробки передач Проверьте состояние подшипников вала, их посадочных поверхностей, затяжку гайки. Изношенные детали замените Ослабло крепление картера сцепления и крышки коробки передач, повреждена прокладка между их сопрягающимися поверхностями Подтяните резьбовые соединения. Замените прокладку Неплотно завернуты сливная пробка, датчик заднего хода Подтяните сливную пробку, датчик Почти все они выявляются при движении автомобиля в следующих режимах: 1. На прямой передаче – в натяг, когда зубья шестерен работают с полной нагрузкой при движении автомобиля вперед (по переднему ходу). 2. Накат (выбег) с выключенной коробкой передач, когда шестерни главной передачи могут работать на переднем и заднем ходу с минимальной нагрузкой.
3. Накат с торможением двигателя, когда зубья шестерен главной передачи работают на заднем ходу с повышенной нагрузкой. На переменных режимах движения могут быть выявлены недостатки в работе всей трансмиссии. В случае частичной или полной разборки главной передачи рекомендуется проверять состояние и размеры рабочих поверхностей сопрягаемых узлов и деталей для определения степени их износа и возможности дальнейшей эксплуатации. Ремонт КПП 1. Снятие коробки передач.
1.1. Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву. 1.2. Поднимите капот двигателя и зафиксируйте его в этом положении. 1.3. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи, от тягового реле стартера и от датчика верхней мертвой точки. 1.4. Отсоедините трос привода спидометра от корпуса привода спидометра, отвернув для этого накидную гайку. 1.5. Отсоедините провод "массы" от картера сцепления.
1.6. Отсоедините датчик верхней мертвой точки от картера сцепления. 1.7. Отсоедините трос от вилки выключения сцепления, отвернув для этого гайки с нижнего наконечника троса. 1.8. Отверните два верхних болта крепления картера сцепления к блоку двигателя и верхнюю гайку крепления стартера, закрепите на левой шпильке крепления выпускного коллектора двигателя скобу для подъема силового агрегата. 1.9. Установите на водосточные желоба поперечину 67.7820.9514 для поддержания двигателя и зацепите ее крючком за скобу, установленную на шпильке выпускного коллектора. При отсутствии поперечины вывесите силовой агрегат талью. 1.10.Снимите брызговик двигателя и нижнюю крышку картера сцепления. 1.11.Слейте масло из коробки передач. 1.12.Отсоедините провода от выключателя света заднего хода. 1.13.Ослабьте хомут и отсоедините тягу от шарнира штока выбора передач.
1.14.Отверните гайку шпильки крепления коробки передач к двигателю. 1.15.Отсоедините шаровые шарниры рычагов подвески от поворотных кулаков. 1.16.Используя съемник 67.7801.9524 или резко ударив по корпусу внутреннего шарнира молотком через выколотку, выбейте один шарнир из полуосевой шестерни, затем зафиксируйте полуосевую шестерню технологической оправкой или заглушкой, применяемой при транспортировке дифференциала (иначе незафиксированная полуосевая
шестерня может выпасть в картер коробки передач). 1.17.Выбейте второй шарнир. 1.18.Отведите в стороны валы приводов колес. В случае затруднений в разъединении привода колеса с полуосевой шестерней на автомобиле, снимите коробку передач в сборе с приводом колеса и на верстаке, используя тот же съемник, выпрессуйте шарнир из полуосевой шестерни. 1.19.Отверните с левой стороны три гайки шпилек крепления коробки передач к кронштейну подвески силового
агрегата, а затем гайку с болта крепления самого кронштейна. Сняв кронштейн со шпилек коробки передач, выньте кронштейн подвески из проушин лонжерона кузова. 1.20.Отверните болты крепления задней опоры подвески силового агрегата. 1.21.Отверните нижний болт крепления стартера и снимите его. 1.22.Установите под коробку передач специальную подставку с гидравлическим подъемником.
1.23.Слегка опустите двигатель, удлинив поддерживающую тягу поперечины или опустив таль, отверните нижний болт крепления картера к блоку двигателя и сместите от двигателя коробку передач в сборе с картером сцепления, чтобы разъединить вал коробки передач и ведомый диск сцепления. 1.24.Снимите коробку передач. При снятии или установке коробки передач не опирайте первичный вал коробки на лепестки нажимной пружины, чтобы не повредить их. 2. Разборка коробки передач. 2.1. Вымойте коробку передач снаружи, не допуская попадания воды в картер, и установите ее на стенд для разборки. 2.2. Снимите кронштейн подвески силового агрегата и кронштейн крепления троса выключения сцепления. 2.3. Отвернув гайки, снимите заднюю крышку картера коробки передач и уплотнительную прокладку. 2.4. Снимите установочные кольца с подшипников первичного и вторичного валов. 2.5. Снимите крышку фиксаторов и выньте из гнезд пружины и шарики фиксаторов.
Отверните пробку и выньте детали фиксатора вилки заднего хода. 2.6. Отверните болт и гайки крепления картера коробки передач к картеру сцепления и снимите картер со шпилек. 2.7. Отвернув болты крепления вилок на штоках переключения передач, снимите штоки и вилки. 2.8. Выньте ось и снимите промежуточную шестерню заднего хода. 2.9. Выньте одновременно первичный и вторичный валы из роликовых подшипников картера сцепления, а затем
снимите дифференциал. 2.10.Выпрессуйте наружные кольца подшипников валов и дифференциала из картера сцепления, используя съемники 67.7801.9529 и 67.7801.9530. 2.11.Отверните болты крепления механизма выбора передач и снимите его. 2.12.Отверните винт крепления рычага выбора передач, снимите его со штока, а шток выньте из картера сцепления.