Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования земельныхотношений
Глава 2. Законодательное регулирование земельных отношений вРоссии
Глава 3 Особенности земельных отношений в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Производство – этопроцесс изготовления материальных благ или процесс использования рабочей силы,оборудования в сочетании с природными ресурсaми и материалами для изготовления необходимых тoваров и услуг.
В производстве продуктачеловек воздействует на объекты природы, придает им формы, пригодную дляудовлетворения материальных потребностей. Как уже отмечалось ранее,производство является переработкой веществ природы для последующего потребленияили же для дальнейшего производства. Такая функция производства сохраняется прилюбой его социальной форме.
Для того чтобы начатьпроцесс производства, необходимо иметь ресурсы, то есть факторы производства. Вэкономической теории под факторами производства понимается особо важный элементили объект, который оказывает решающее воздействие на возможность и результатыпроизводства.
Существует множествоопределений понятию факторов производства: «особо важный элемент», «важныйобъект», «условия производственной деятельности», «параметры производственногопроцесса, включающие технологию, организацию, информацию, финансы и т.д.»,«главные факторы» и ряд других. Не рассматривая по существу эти так называемыепоказатели и факторы производства, необходимо отметить, что ни один из них нехарактеризует собственно производственный процесс и не находится в функциональнойзависимости от его эффективности. Таким образом, самый важный фрагментформирования результатов производства: производство, его производительные силы,факторы производства, их измерители, взаимосвязь с источниками образованиястоимости и результата производства остается неизученным до сих пор. Между тем,именно физические объемы и качественные характеристики факторов производства,пропорции в их взаимодействии, обусловленные способами производства и тем самымпредопределяющими уровень его развития, в полной мере обусловливаютэффективность результатов производства как с позиции массы продукта, так и спозиции его стоимости.
Одним из факторовпроизводства является земля. Именно данному фактору производства посвящена нашаработа.
Объектом исследованияявляются земельные отношения.
Предметом исследованияэкономические отношения, возникающие между собственниками и пользователямиземли.
Целью нашей работыявляется анализ земельных отношений в России.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть землю какфактор производства;
проанализировать теорииземельной ренты;
выявить законодательноерегулирование земельных отношений;
исследовать особенностиземельных отношений в России.
Теоретической основойнаписания курсовой работы послужили работы отечественных и зарубежных ученых, атакже статьи из периодических изданий, нормативная база.
Глава 1. Теоретическиеосновы формирования земельных отношений
Земля как факторпроизводства всовременной экономической теории — один из четырех основных факторовпроизводства, который, для того чтобы стать производительным, обычно долженсоединяться с трудом и капиталом.
Земля стала объектомэкономического анализа в теории французских физиократов. Они считали землюединственным производительным ресурсом, а труд земледельческого рабочего —единственной субстанцией общественного богатства. Промышленность и торговлюфизиократы считали бесплодными отраслями человеческой деятельности.
Под землей как факторомпроизводства понимаются все природные (воспроизводимые и невоспроизводимые)ресурсы. Они могут быть использованы для производства товаров и услугпотребительского и производственного назначения: производствосельскохозяйственной и промышленной продукции, социальной и промышленнойинфраструктуры, строительство жилища, населённых пунктов, дорог и др[1].
К этому фактору относятсяследующие элементы природы[2]:
1) сельскохозяйственныеземли;
2) леса;
3) воды океанов и морей,озер, рек, а также подземные воды;
4) химические элементыземной коры, именуемые полезными ископаемыми;
5) атмосфера, атмосферныеи природно-климатические явления и процессы;
6) космические явления ипроцессы;
7) пространство Земли какместо размещения вещественных элементов экономики, а также околоземное пространство.
Земля как факторпроизводства имеет своиособенности. Во-первых, земля в отличие от других факторов производства имеетнеограниченный срок службы и не воспроизводится по желанию. Во-вторых, посвоему происхождению она природный фактор, а не продукт человеческого труда.В-третьих, земля не поддается перемещению, свободному переводу из одной отраслипроизводства в другую, с одного предприятия на другое, т.е. она недвижима.В-четвертых, земля, используемая в сельском хозяйстве, при рациональнойэксплуатации не только не изнашивается, но и улучшает свою продуктивность[3].
Одной из важнейшиххарактеристик земли является ее ограниченность.
В связи с этим для земликак фактора производства характерен закон убывающей отдачи, т.е. рано илипоздно дополнительное приложение труда к земле будет приносить все меньшуюотдачу. Этот закон имеет место для земли, используемой в сельском хозяйстве.Однако закон убывающей отдачи лишь отчасти распространим на добычу природныхресурсов. Например, при добыче нефти применение дополнительных единиц трудаприведет к тому, что скважина будет быстро исчерпана, и из нее просто нечегобудет взять.
Землевладение означает признание права данного(физического или юридического) лица на определенный участок земли наисторически сложившихся основаниях и подразумевает собственность на землю. Землепользованиеже обозначает пользование землей в установленном обычаем или законом порядке(без собственности на землю).
Из этого можно сделатьвывод: тот, кто владеет землей или использует ее, получает определенныепреимущества. В связи с этим по поводу землевладения и землепользованиявозникают особые экономические отношения, порождающие особый доход и особую егоэкономическую форму — земельную ренту[4].
Основы теории ренты былиразработаны английскими классиками А. Смитом и Д. Рикардо в конце XVIII — начале XIX в. Выделение этой категории означало признание объективныхэкономических законов в такой сфере деятельности, как земледелие, ираспространение их на собственников земли.
Следует отметить, что всовременной экономической теории понятие ренты не сохранило своегопервоначального значения. Например, у Д. Рикардо, разъяснившего наиболее точнозаконы ренты, она определяется как особый вид дохода, поступающий собственникуземли при распределении общественного продукта.
У современныхэкономистов, особенно у последователей субъективной школы, понятие ренты шире:ею обозначают любой дифференцированный доход вообще, особенно когда этот доходпорождается невоспроизводимым по желанию фактором (например, владелец хорошегоголоса не может передать его другому; великий художник не может быть замененникем другим и т. п.). Обладатели таких факторов получают ренту.
Следовательно, внеоклассической теории рентой является доход, получаемый любым собственником благ,естественно или искусственно ограниченных по сравнению со спросом. Длявыражения этого явления используется и более общая категория — экономическаярента. Вместе с тем и неоклассическая теория рассматривает рентные доходыпрежде всего как доходы по поводу землевладения и землепользования. Рента, следовательно,есть форма, в которой земельная собственность реализуется экономически, т. е.приносит доход[5].
В чем же состоят различияв сущности земельной ренты в трактовке классиков и неоклассиков? Для ответа на этотвопрос выделим основные положения теории ренты Д. Рикардо, которая занимаетцентральное место в его научном наследии, а также К. Маркса, развившегонекоторые положения своего предшественника.
У Д. Рикардо и К. Марксарента выражает отношения между тремя экономическими субъектами: земельнымсобственником, фермером и наемным сельскохозяйственным работником. Фермер-предприниматель,как и любой другой предприниматель, организует производство с целью полученияприбыли, но, арендуя землю у собственника земли, он не может присвоитьполученную прибыль полностью. Часть ее фермер должен отдать землевладельцу ввиде платы за пользование землей. Эта часть и принимает экономическую формуренты.
Что является источникомэтой прибыли? У физиократов и в какой-то мере у А. Смита эта прибыль являетсяпродуктом земли, «даром природы». Д. Рикардо опроверг такой подход ипоказал, что земля не создает ренту. Доказательством того, что плодородиеземли, по крайней мере само по себе, никогда не может производить ренту,служат, по его мнению, новые страны или колонии. Если в них земель больше, чемтребуется для нужд населения, они не дают никакой ренты даже тогда, когдаотличаются высоким плодородием. «Кто подумает покупать право на обработкуземли, когда столько земель свободных и, следовательно, готовых к услугам когоугодно?» Так когда же появляется рента? Только тогда, когда «ростнаселения вынуждает разрабатывать земли низшего качества или хужерасположенные». Вот узловой момент теории Рикардо: рента основана на редкостихороших земель и необходимости прибегать к использованию относительно худшихземель[6].
Однако возникает вопрос:как этот чисто отрицательный факт — недостаток плодородной земли — можетпроизвести доход? Ведь редкость хороших земель скорее служит естественнойпредпосылкой появления ренты, чем ее источником.
Рикардо показал, чтотаким источником являются дополнительные затраты труда при эксплуатации худшихземель, на основе которых формируются рыночные цены земледельческих продуктов.Так что создает ренту не земля, а труд, необходимый для производства продуктовна землях наихудшей категории из всех вовлеченных в хозяйственный оборот. Нопочему цены формируются в соответствии с издержками производства на худшихучастках? Ответ прост: никто бы не стал обрабатывать худшие участки, если бы небыло условий для возмещения произведенных на них затрат. Значит, те, ктоэксплуатирует лучшие земли, несут меньшие издержки и в результате имеют после реализациипродукции некий излишек, называемый дифференциальным (разностным) доходом. Этотдоход при передаче его собственнику земли и принимает форму дифференциальнойренты.
А как насчетземлепользователей худших участков? Теория Д. Рикардо утверждает, что этакатегория земель не дает дифференциального дохода, а следовательно, и ренты,потому что она возмещает только расходы по их обработке. Из каких же доходовтогда землепользователи этих участков платят за аренду владельцам земли? ТеорияД. Рикардо не дает ответа на этот вопрос. Эта проблема была разработана К.Марксом в теории абсолютной ренты.
Абсолютная рента — это та часть доходапредпринимателя-землепользователя, которую он отдает в виде арендной платысобственнику земли. Следовательно, и худшие земли должны приносить определенныйдоход тем, кто их эксплуатирует. Каков его источник?[7]
Дело в том, чтопредприниматель, вкладывая свой капитал в земледелие (в добычу природныхископаемых, лесоразработки и т. д.), рассчитывает получить на него среднююприбыль, т. е. такую же, как и всякий другой предприниматель в любой отрасли.Не будь такой возможности, он не стал бы вкладывать свой капитал в землю, апоместил бы его в какую-нибудь иную сферу. Следовательно, общая прибыль предпринимателя-землепользователядолжна быть выше прибыли предпринимателей, занятых в других видах деятельности.В противном случае ему неоткуда брать средства на арендную плату.
Таким образом, абсолютнаярента, так же как и дифференциальная, связана не с природой земли, а с особымиотношениями собственности, т. е. с фактом существования монополии на землю какна объект частной собственности. Абсолютная рента исчезает, еслипредприниматель становится собственником земли. Однако в отличие отдифференциальной ренты абсолютная рента уплачивается со всех арендуемых земель— и лучших, и худших.
За основу объясненияпроисхождения земельной ренты неоклассики взяли анализ спроса и предложения.Уникальность земли как фактора производства — в ее ограниченности,недвижимости, неперемещаемости. Предложение земли является абсолютнонеэластичным по цене, т. е. даже в условиях значительного роста цен предложениеземли остается фиксированным.
Фиксированное предложениеземли означает, что цены на землю определяются спросом на нее. Как жеформируется спрос на землю?
Прежде всего следуетотметить одну важную особенность: земля используется как всельскохозяйственных, так и в несельскохозяйственных целях, что обусловливаетсуществование двух видов спроса на землю:
Dcx — сельскохозяйственный спрос, Dнсх— несельскохозяйственный спрос.Совокупный спрос на землю D представляетсобой сумму двух указанных видов спроса[8]:
D =Dcx+Dнсx-
Сельскохозяйственныйспрос на землю является производнымот спроса на продовольствие. Он зависит от плодородия почвы, а также отместоположения сельскохозяйственных участков — степени удаленности от центровпотребления продовольствия и сырья.
Спрос на продовольствиенеэластичен: люди не могут жить без пищи, поэтому спрос на основные продуктыпитания мало изменяется даже при значительном изменении цен. Это значит, что врезультате увеличения предложения продовольствия вероятнее всего снижение ценна него и, наоборот, даже незначительное сокращение объема предложения можетвызвать рост цен на продовольствие.
Немаловажным фактором,оказывающим влияние на сельскохозяйственный спрос на землю, являетсяпостепенное сокращение доли продовольствия в бюджете потребителя. По мереповышения доходов все большая часть их расходов приходится нанепродовольственные блага (жилье, автомобили, путешествия и т. д.). Этовыражается в том, что доля сельского хозяйства в национальном доходесокращается. Поэтому, как подчеркивает Р. Нуреев, «если численностьнаселения, занятого в аграрной сфере, не будет уменьшаться теми же темпами, чтои расходы на сельскохозяйственную продукцию, то доходы этой части населения будутнеуклонно подниматься. Естественно, это в конечном счете отражается и насельскохозяйственном спросе на землю, и на ее предложении»[9].
Что касается несельскохозяйственногоспроса на землю, то он имеет устойчивую тенденцию к росту. Существует нескольковидов несельскохозяйственного спроса на землю: для строительства жилья,объектов инфраструктуры, промышленный спрос и даже инфляционный спрос. При высокихтемпах инфляции страхование от обесценивания денег обусловливает рост спроса нанедвижимость, в том числе и на землю.
Таковы основныеособенности предложения и спроса на землю.
Теперь мы можем построитьмодель взаимодействия спроса и предложения земли (рис. 1). Точка пересечениякривой спроса D, с кривой предложения S, соответствуетравновесию на рынке земли, т. е. земельной ренте R, которуюполучает собственник земли.
/>
Рис. 1 Равновесие нарынке земли: изменения земельной ренты[10]
Глава 2. Законодательноерегулирование земельных отношений в России
Развитие современногоземельного законодательства подчинено нескольким факторам. Один из них — адекватноеправовое обеспечение формирования земельного рынка и отдельных его сегментов.
Заметим, чтозаконодательное регулирование в этой области в целом следует основнымтенденциям развития земельных отношений в стране и направлено на решение рядакак стратегических, так и тактических задач государственной земельной политики.
В этих целях уже сейчассформирована система правовых механизмов воздействия на земельные отношения,закрепленных рядом законодательных актов. Помимо Земельного кодекса РФ кдействующим федеральным законам относятся федеральные законы от 24 июля 2002года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 18 июня2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», от 10 января 1996 года № 4-ФЗ «Омелиорации земель» и другие. В развитие указанных федеральных законов принятобольшое количество подзаконных нормативных правовых актов. В числе наиболееважных следует назвать постановления Правительства РФ от 15 ноября 2006 года №689 «О государственном земельном контроле», от 28 ноября 2002 года № 846 «Обутверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель» идругие. Кроме этого, на уровне субъектов РФ действует более ста земельныхзаконов, принятых в развитие федерального законодательства и преимущественнорегулирующих отдельные аспекты оборота земель сельскохозяйственного назначения.Достаточно обширную систему современного земельного законодательства завершаетобъемный перечень нормативных правовых актов органов местного самоуправления.Таким образом, в сравнении с ситуацией еще десятилетней давности формированиеземельных отношений в стране происходит при опоре на обширную, внутренневзаимосвязанную нормативную правовую базу[11].
Наиболее распространенноепредставление о земельном законодательстве, сложившееся в последнее время ивошедшее в академические курсы, можно свести к тому, что это — самостоятельнаяотрасль российского законодательства, представляющая собой систему норм инормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения.
Разработка и принятиеспециальных земельно-правовых норм опираются как на принципы земельногозаконодательства, так и на общие институты базовых отраслей законодательства(конституционного, гражданского, уголовного, административного). При этомнормы, формирующие правовой механизм, в зависимости от задачи носят какпублично-правовой, так и частноправовой характер и направлены, прежде всего, наобеспечение баланса частных и публичных интересов по поводу земли в обществе.Важное, если не решающее значение придается соотношению и сочетанию данныхмеханизмов в рамках земельно-правового регулирования.
Специальное правовоерегулирование земельных отношений и, как следствие, наличие в российскойправовой системе земельного законодательства — это исторически сложившаясяособенность российского права, которая выражается в необходимости: 1) внятногои системного изложения в законодательстве положений о роли государства врегулировании земельных отношений; 2) отражения в их регламентации многообразияинтересов, направленных на одни и те же земельные территории, обеспечения ихбаланса: 3) учета региональных аспектов регулирования земельных отношений навсей территории РФ[12].
В целом на основеуказанного подхода в настоящее время развивается система нормативныхземельно-правовых актов, которая выглядит в самых общих чертах следующимобразом. В основе земельного правового регулирования находятся конституционныенормы (ст. 9, 36, 72, 76 Конституции РФ). Согласно этим нормам взаконодательстве определен общий подход к земле как ценному объекту —природному ресурсу и объекту недвижимости, достоянию народов, проживающих наданной территории, — пространству социальной жизни. Кроме того, законодатель неотходит от конституционного положения, в соответствии с которым земля можетнаходиться в частной, муниципальной, государственной собственности.Формирование системы земельного законодательства осуществляется подвоздействием положений ст. 72, 76 Конституции РФ, исходя из которых земельноезаконодательство, находясь в совместном ведении Российской Федерации исубъектов РФ, формируется из законов обоих уровней.
Так обстоят дела сформированием и систематизацией законодательства о земле сейчас. В то же времяпотребность в развитии законодательного регулирования периодически меняющихсяотношений сохраняется. Следовательно, продолжаются и дискуссии о должном илогически верном структурировании земельного законодательства.
Современное земельноезаконодательство, формируя особые нормы о правах на землю, их возникновении,реализации и прекращении, не ставит целью изолировать землю от общегоимущественного оборота, как это было еще сравнительно недавно. Рольземельно-правовых норм заключается, наоборот, в адекватном, приемлемом как длячастных, так и для публичных интересов включении земли в общие имущественныеотношения с обязательным учетом специфики земли как объекта правоотношений.Другая задача, решение которой возможно при существующей структуре ЗК РФ иземельного законодательства в целом, — учет особенностей правового воздействияна разные по своему характеру земельные отношения, в том числе на разныеотношения земельного рынка (оборот сельскохозяйственных земель, оборот земельдля обеспечения застройки и др.)[13].
Таким образом, вреструктуризации современного законодательства о земле, как мы считаем, нетострой необходимости. Действующая система законодательства в данном случаеимеет ясно понимаемую внутреннюю логику и вполне адекватно отзывается насовременные потребности развития земельного оборота, в том числе даетвозможность реализации решений государственной земельной политики.
На мой взгляд,немаловажно и то, что развитие законодательства о земле создает почву дляпродолжения реформирования земельных отношений с обеспечением по мере силсоциальной стабильности в этой сфере. Как известно, общественные земельныеотношения в России в настоящее время чрезвычайно напряжены.
Специфические чертысовременного оборота земельных участков в РФ отражены в земельном законодательствепри помощи ряда специальных правовых норм, опирающихся на институты какгражданского, административного, так и земельного законодательства.Распределение ролей в регулировании оборота земель между земельным игражданским законодательством, по моему мнению, заключается в следующем.
Общие нормы гражданскогозаконодательства обеспечивают свободный оборот земельных участков и, еслинормами земельного законодательства не установлено иное, всегда выступаютоснованием выстраивания отношений между сторонами по приобретению илипрекращению прав на землю. Гражданское законодательство направлено наобеспечение прав сторон при совершении сделок с землей, гарантирование правасобственности и иных прав на землю. Иными словами, в деле достижениястабильности отношений между конкретными участниками оборота земель гражданскоезаконодательство играет важную роль. Тем более, что способы обеспечения прав иисполнения обязанностей оказываются сходными или идентичными при вхождении лицв любые имущественные отношения, что, пожалуй, можно считать дополнительнымусловием их незыблемости. Кроме того, общие нормы гражданского законодательстваоказываются в основе создания единого согласованного оборота всех видовимущества помимо земли[14].
Роль земельногозаконодательства в данном случае состоит в реализации основных направленийгосударственной политики в области регулирования оборота земель, в том числепредупреждении и ликвидации «провалов» рынка земли, обеспечении земельнымиресурсами менее защищенных участников земельного рынка и тех субъектов, которыепо своей социальной роли или статусу участниками рынка не являются. Такоезаконодательство должно быть основано на исследовании состояния оборота иобщего развития земельных отношений в обществе и по сути представлять собойсовокупность взаимосвязанных специальных правовых норм, составляющихопределенный механизм правового воздействия на те или иные виды отношенийоборота земли[15].
Системообразующеезначение для земельного законодательства при этом имеет Земельный кодекс РФ.Данный акт не только содержит ряд основных специальных норм о земле, изложенныхв определенной последовательности, но и служит звеном, обеспечивающим связь ивзаимодействие законодательных и иных нормативных правовых актов иных отраслейзаконодательства, касающихся регулирования земельных отношений. Прежде всего,это Гражданский, Уголовный, Лесной, Водное кодексы, Закон РФ «О недрах», иныенормативные правовые акты. Другая не менее существенная функция, которуювыполняет Земельный кодекс РФ, — он закрепляет связанные между собой нормы,образующие конкретные правовые средства воздействия на определенные земельныеотношения (использование земель природоохранного, сельскохозяйственногоназначения, предоставление и использование земельных участков для строительстваи др.). Данный подход обусловливает включение в Кодекс специальныхчастноправовых и публично-правовых норм об использовании земли, а такжеоснования и степень их взаимодействия. Частноправовые или публично-правовые посвоему характеру нормы ЗК РФ имеют смысл только в составе общего механизмаправового воздействия на земельные отношения[16].
При этом передрегулированием земельных отношений стоит и большое количество задач. Вчастности, ряд вопросов решается уже сейчас в связи с развитием правовогорегулирования отношений в области использования земель в сельскохозяйственномпроизводстве, с проблемами предоставления земельных участков в целяхнедропользования, использованием земельных участков собственниками линейныхобъектов. Известное место занимает и корректировка законодательства дляпреодоления негативных факторов реализации реформы и развития рынка.
Дальнейшее развитиерегулирования рынка земли потребует также обеспечения завершения процедурыформирования и учета земельных участков; упорядочения учета земельных участковкак объектов правовых отношений; обеспечения прозрачности и непротиворечивостиинформации об установленном правовом режиме и о правах на земельные участки,что необходимо для стабильности земельных отношений. Это и есть правовая основагарантий прав землевладельцев и лиц, приобретающих земельные участки.
Совершенствованиенеобходимо и в области регламентации отношений оборота земель, находящихся вгосударственной или муниципальной собственности (в том числе целесообразноликвидировать пробелы в регулировании отношений по переходу права собственностина землю от одного публичного образования к другому), а также отношений вобласти аренды земель, находящихся в государственной или муниципальнойсобственности.
При законодательномрегулировании основных функций по управлению в области охраны и использованияземли следует отграничивать данные функции от предоставленных органамгосударственной власти и местного самоуправления полномочий в областиуправления и распоряжения земельными участками, находящимися в государственнойили муниципальной собственности.
Глава 3Особенности земельных отношений в России
Рынок земли служитобъективно необходимым элементом в рыночной системе хозяйствования. Однако вовсех странах формирование рынка земли характеризовалось определеннымитрудностями и было предметом особого внимания государства. Это вполнеобъяснимо, если помнить о том, что предметом купли-продажи выступает, как былопоказано ранее, особый товар, который дан природой и не воспроизводим.
В числе причинкризисно-депрессивного состояния аграрного сектора страны нередки ссылки наотсутствие рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения,обусловленное проблемами в действующем российском законодательстве и, в первуюочередь, отсутствием законодательно закрепленного права свободной купли-продажиземельных участков[17].
Однако анализ действующейзаконодательно-нормативной базы показывает, что текущее законодательство вРоссии не только не препятствует проведению сделок купли-продажи земельныхучастков, но и предоставляет минимально необходимые и достаточные механизмы дляих осуществления.
В 1991-1997 гг. в Россиибыла ликвидирована государственная монополия на землю, созданы правовые условияфункционирования многоукладной экономики, основанной на сочетании крупного,среднего и мелкого производства[18].
В таблице 1 показано, чтона начало 2008 г. более половины (57,5%) всех сельскохозяйственных угодийстраны находились в частной собственности сельского населения.
Фактически сделкикупли-продажи земли в России имеют место. Так, по данным Росстата России, в 2008 г. было совершено около 390 тыс. сделок с землей, в том числе 56% составили сделкикупли-продажи, 34%— наследования, около 9%— дарения, 1%— залога. Однако среднийразмер земельного участка при купле-продаже составил в 2008 г. всего 0,15 га. Иначе говоря, купля-продажа совершалась в основном с целью ведения личногоподсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищногостроительства.
Таблица 1
Распределениесельскохозяйственных угодий по формам собственности и видам хозяйствования наначало 2008 г.[19]Формы собственности и виды хозяйствования Сельскохозяйственные угодья, млн/га % от обшей плошали сельхозугодий, % Общая площадь сельскохозяйственных угодий 220.0 100,0
Передано в частную собственность
Собственники земельных долей в сельскохозяйственных производственных кооперативах, хозяйственных товариществах и обществаx
Личные подсобные хозяйства населения, садоводство, индивидуальное жилищное строительство граждан
Земли крестьянских (фермерских) хозяйств
127.7
108,0
12,2
57,5
48,6
5,5
Находится в государственной, муниципальной и совместной собственности
Специализированные сельскохозяйственные предприятия, в которых земля не приватизирована
Земли лесного фонда, промышленности природоохранного назначения
94.3
66,6
5,4
42.5
30,0
2,5 Фонд перераспределения 16,0 7,2 Госземзапас 4.3 2,8
Главный вывод изприведенных фактических данных состоит в том, что земли сельскохозяйственногоназначения еще не стали объектом купли-продажи для развития товарногопроизводства в России. При этом и существующее законодательство, и происшедшаядемонополизация собственности на землю являются реальной предпосылкой дляоборота земли и развития товарного производства с различными формамиконцентрации и централизации земли и капиталов.
Вопрос о земле иземельном рынке служит предметом постоянных обсуждений и среди экономистов, исреди политиков. Земельный вопрос привлекается, скорее, для прикрытия несостоятельностигосударственной аграрной политики, чем для оценки истинного положения дел в афарном секторе страны. Впервые «земельный вопрос» был использован дляоправдания неудачных попыток решить продовольственную проблему страны за счетсоздания фермерских хозяйств без существенных государственных затрат на основе«чувства хозяина». Социологические опросы 2001 г. показали, что подавляющее большинство фермеров в качестве факторов, препятствующих развитиюих хозяйств, ссылались не на нехватку земли, а на трудностиматериально-технического снабжения (и сбыта продукции) и плохие социальныеусловия на селе. С тех пор условия для развития фермерского хозяйства неулучшились, хотя правовая проблема купли-продажи земли уже по существу нестояла[20].
Дело в том, что созданиерынка земли не может служить самоцелью. Развитие земельного рынка должно выступатьсредством повышения эффективности сельского хозяйства России, роста доходов иулучшения социальных условий сельского населения.
Проблема заключается нестолько в том нужен или нет земельный рынок, сколько в том, в какой мересуществующие земельные отношения и в целом состояние российского аграрного секторапозволяют раскрыться экономическим функциям рынка земли как одного изобъективно необходимых элементов рыночного механизма, способствующегоэкономически эффективному развитию сельского хозяйства.
В экономическом смыслерынок земель сельскохозяйственного назначения — это совокупность экономическихинститутов, обеспечивающих решение таких задач как реализация правсобственников земельных участков на получение общественно нормального доходапри их продаже; равный для всех покупателей — потенциальных производителей сельскохозяйственнойпродукции доступ к сделкам купли сельскохозяйственных земель; стимулирование ихрационального использования и поддержание постоянной возможностиперераспределения в пользу наиболее эффективно хозяйствующих субъектов и т.п[21].
Формально многоукладнаяаграрная экономика вынуждена развиваться в квазирыночной среде: земельнаясобственность не получила адекватного рыночного содержания и экономически нереализуется.
Владение, использование,распоряжение— это юридические категории нрава собственности на землю.
Экономическая сутьчастной собственности на землю как на объект хозяйствования реализуется не вабстрактной возможности купли-продажи земли, а в количественно определенном доходеот ее использования в соответствии с целевым назначением
Доход от хозяйствованияна земельном участке определяет его покупку и производительное потребление.Этот доход выступает и в качестве основного объективного фактора формирования рыночнойцены того или другого земельного участка независимо от конкретных методик егооценки. Иначе говоря, приобретая землю сельскохозяйственного назначения,покупатель ориентируется, как доказывалось ранее, в первую очередь на будущийпотенциальный доход от использования земельного участка по его прямомуназначению[22].
Нет сомнения, что главнымпрепятствием к формированию реального рынка земли в России служит убыточностьболее 80% сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности и наличиеустойчивой тенденции к снижению рентабельности сельскохозяйственногопроизводства (табл. 2)
Убыточностьсельскохозяйственных предприятий можно расценить как отсутствие у земельсельскохозяйственного назначения не только содержательных, но и формальныхпризнаков товара, а как следствие — отсутствие у потенциальных покупателейэкономического интереса к приобретению земли и ее последующемупроизводительному использованию. Одновременно желающие продатьсельскохозяйственную землю интуитивно сознают, что потенциальная доходностьземли сильно занижена вследствие финансового кризиса, спровоцированногонепродуманной аграрной политикой и общей системой рыночных преобразований встране.
Таблица 2
Финансовые результатыработы сельскохозяйственных предприятий в 1995-2001 гг. (по всем видамдеятельности)[23]Годы 1995 2001 2003 2005 2007 Площадь сельскохозяйственных угодий предприятий на конец года, млн га 171,2 169,6 165,8 163,5 161.8 Чистый финансовый результат без дотаций и компенсаций, млн руб -603,2 -32356 -40252 -46522 -998 то же в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий -35,2 -190,8 -242,8 -284,5 -6,2 Чистый финансовый результат с дотациями и компенсациями, млн руб. 1450 -23234 -30600 -36923 5932 то же в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий 8,5 -137,0 -184,6 -225,8 36.7 Просроченная кредиторская задолженность, млн руб. 15983 38451 63838 103100 117900
За 8-9 лет аграрныхреформ действительно рыночные условия для развития земельного рынка не былисозданы. Вполне очевидно, что для формирования рынка земли решающее значениеимеет сегодня экономическая составляющая — уровень доходностисельскохозяйственных предприятий и признание общественной значимостипроизводимой ими продукции.
Подъем сельскогохозяйства в России большинством политиков и экономистов связывается с огромнымифинансовыми вливаниями государства в эту сферу хозяйственной деятельности. Ихотсутствие в бюджете государства отодвигает, по мнению сторонников такойпозиции, решение аграрного кризиса на неопределенно длительный срок.
Между тем мировой опытсвидетельствует, что в условиях действительно рыночных отношений экономическиэффективное развитие сельского хозяйства обеспечивается на основевзаимодействия механизмов рыночного саморегулирования с экономическимивозможностями государства в сфере производства и распределения продовольствия.При этом роль государства не сводится к прямой финансовой поддержкепроизводителей сельскохозяйственной продукции.
Главное место в механизмегосударственного воздействия на развитие аграрного сектора принадлежит созданиюминимально достаточных общих условий для развития сельского хозяйства напринципах рыночного хозяйствования.
По объективной оценкеэкономистов, исследующих современные проблемы аграрного сектора России,основные причины как кризисного состояния сельского хозяйства, так и возможногоего преодоления, лежат за пределами отрасли — в сфере макроэкономическогорегулирования.
Экономический анализсвидетельствует о наличии огромных резервов повышения доходности ирентабельности сельскохозяйственных предприятий, которые могут быть практическиреализованы только за счет соответствующих усилий государства. Это — осуществлениегосударственной политики разумного протекционизма во внешней торговлепродовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем. По некоторымрасчетам, потери отечественных производителей от импорта продовольствия и сырьяза 2001-2007 гг. составили около 12-13 млрд долл. в среднем в год.Следовательно, это одновременно и потеря потенциально возможных доходовотечественных производителей продукции сельского хозяйства. Существеннымрезервом повышения доходности сельхозпредприятий признается их освобождение отзатрат на содержание социальной и инженерной инфраструктуры в сельскойместности, которые включаются в издержки основного производства и повышают ихобщую величину почти на 10%. В последние годы эти затраты устойчиво превышалиобщую сумму дотаций и компенсаций, выделяемых сельскому хозяйству бюджетамивсех уровней. Большие возможности для повышения доходностисельскохозяйственного производства содержатся в усилении контроля за целевым использованиембюджетных средств[24].
Главный вывод состоит втом, что до тех пор пока сельское хозяйство России будет оставаться убыточным,рынок земли как объективно необходимый элемент рыночной экономики,способствующий развитию товарного сельскохозяйственного производства,формироваться не может. Вполне осознано и другое — его формирование невозможнои без создания государством условий для преодоления аграрного кризиса иэффективного развития сельскохозяйственного производства в стране.
Заключение
На основании проведенногокурсового исследования можно сделать следующие выводы.
В первой главе мырассмотрели теоретические аспекты земельных отношений. Под землей как факторомпроизводства понимаются все природные (воспроизводимые и невоспроизводимые)ресурсы. Они могут быть использованы для производства товаров и услугпотребительского и производственного назначения: производствосельскохозяйственной и промышленной продукции, социальной и промышленнойинфраструктуры, строительство жилища, населённых пунктов, дорог и др. Земля какфактор производства имеет свои особенности. Во-первых, земля в отличие отдругих факторов производства имеет неограниченный срок службы и невоспроизводится по желанию. Во-вторых, по своему происхождению она природныйфактор, а не продукт человеческого труда. В-третьих, земля не поддаетсяперемещению, свободному переводу из одной отрасли производства в другую, содного предприятия на другое, т.е. она недвижима. В-четвертых, земля,используемая в сельском хозяйстве, при рациональной эксплуатации не только неизнашивается, но и улучшает свою продуктивность.
По поводу землевладения иземлепользования возникают особые экономические отношения, порождающие особыйдоход и особую его экономическую форму – земельную ренту.
Во второй главе мырассмотрели законодательную основу регулирования земельных отношений. Нужноотметить, что законодательство активно вмешивается в регулирование земельныхотношений. В России принят Земельный кодекс, ряд норм по поводу правасобственности на землю прописаны в гражданском кодексе, разработаны рядспециальных законов, регулирующих специфические отношения с землей. Анализ действующейзаконодательно-нормативной базы показывает, что текущее законодательство вРоссии не только не препятствует проведению сделок купли-продажи земельныхучастков, но и предоставляет минимально необходимые и достаточные механизмы дляих осуществления.
В третьей главе мырассмотрели особенности земельных отношений в России. Земельные отношения вРоссии характеризуются отсутствием комплексной и эффективной правовой базы,убыточностью сельскохозяйственных предприятий. Между тем, более половины земельнаходится в частной собственности, что вынуждает государство активнеерегулировать данную сферу общественных отношений.
Списокиспользованной литературы
1. Земельный кодексРФ
2. Буздалов И.Земельный парадокс в России // Общество и экономика, 2007. – №5/6. – С.54-73.
3. Галиновская Е. Оразвитии законодательного регулирования земельных отношений // Хозяйство иправо, 2009. – №12. – С.30-35.
4. Ивашковский С.Н.Микроэкономика: учеб. – М.: Дело, 2002. – 416 с.
5. Кресникова Н. Правовыеаспекты и экономическая сущность оборота земли в рыночной системе // Право иэкономика, 2004. – №4. – С.58-68.
6. Курсэкономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович, М.Г.Муталимов. –Мн.: Интерпрессервис, 2003. – 496 с.
7. Мусин Б.М.Влияние ренты на формирование земельных отношений // Экономические науки, 2009.– №8. – С.85-91.
8. Мусин Б.М.Современные агроэкономические отношения в свете теории ренты // Экономическиенауки, 2009. – №9. – С.99-104.
9. Носова С.С.Экономическая теория: учеб. – М.: Кнорус. – 2009. – 798 с.
10. Нуреев Р.М. Курсмикроэкономики: учебник для вузов. – М.: Изд-во «НОРМА». 2002. – 572 с.
11. Стародумова С. Квопросу приобретения права собственности в РФ // Законодательство и экономика,2009. – №4. – С.50-52.
12. Тихомиров М.Ю.Собственность на землю в РФ // Право и экономика, 2008. – №2. – С.69-80.
13. Экономическаятеория. Вводный курс. Микроэкономика / Под ред. И.Е.Рудановой. – М.: Инфра-М. –2008. – 576 с.
14. Экономическая теория: Учебник / Подобщей ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой. – М.: ИНФРА-М,2003. – 714 с.
15. Экономическаятеория: учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. – М.: Издательство«Экзамен», 2005. – 592 с.