БАШКИРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРАФИЛОСОФИИ
СКУРСОМ ИСТОРИИ И ОСНОВ ЭКОНОМИКИ
РЕФЕРАТ
ИНТУИЦИЯ,ИСТИНА И ТВОРЧЕСТВО В МЕДИЦИНЕ
Выполнил: Проверил:
соискатель Калинин В.Ю. д.ф.н.,проф. Азаматов Д.М.
Уфа,2011г.
Оглавление
Введение
1. Познание, философскийподход к познавательной деятельности
2. Здоровье человека –научная философская и медицинская проблема
3. Формирование научноймедицины
4. Роль интуиции, истины итворческого подхода в медицинской практике
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
В наши днипроблемы познания выступают в различных формах, зависят от культурной ситуации,от условий в обществе, от уровня развития науки и техники. Однако при всемразнообразии проблем познания выделяются традиционные проблемы философскойкультуры, как – то: истина и заблуждение, познание и интуиция, чувственное ирациональное и др. Они образуют основу, по которой можно осмыслить развитиенауки и техники, связь познания и практики, формы и типы человеческого мышления.Внимание к этим проблемам усиливается в связи с процессами преобразования,происходящими в нашей стране, в частности проблемы логики и творчества припостановке диагноза приобретают особую актуальность. Это объясняется тем, чтоуспехи лечебной и диспансерной работы весьма зависят от качества диагностикизаболеваний. При этом качество диагноза определяется не только открытием новыхметодов распознавания болезней, но и умением практических врачей логическимыслить.
Методологияпостановки диагноза понимается в двух смыслах – широком и узком. Без знаниялогических законов нельзя проверить и установить правильность врачебногомышления. Соблюдение законов и правил формальной логики имеет огромное значениедля объективности и достоверности мышления. Как говорил академик Чазов «…диагностикастановится одной из сфер человеческого мышления, где с наибольшей остротойощущается потребность в точном знании, её методологической и логическойосновы». В конечном итоге, логико-методологические возможности врачебного мышленияв значительной мере определяют квалификацию врача, успехи его профессиональнойдеятельности.
1. Познание,философский подход к познавательной деятельности
интуициятворчество познание
Термин«теория познания» введен шотландским философом Феррером в 1854 году, нозначительно ранее, по сути, разрабатывался в трудах Платона, Аристотеля иГераклитома.
Теория познания– гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания, еговозможности, отношения знания к реальности, выявляются условия достоверности иистинности познания.
Рациональноепознание — это познавательный процесс, который осуществляется посредством форммыслительной деятельности. Формы рационального познания имеют несколько общиххарактеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общихсвойств познаваемых предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этимотвлечение от их единичных свойств; в-третьих, опосредованное отношение кпознаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемыепознавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации);в-четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли).
К основнымформам рационального познания традиционно относят три логические формымышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предмет мысли вего общих и существенных признаках. Суждение — форма мысли, в которойпосредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предметемысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений выводитсясуждение, заключающее в себе новое знание. Выделенные логические формы мышленияявляются основными, поскольку они выражают содержание множества других формрационального познания. В их числе поисковые формы знания (вопрос, проблема,идея, гипотеза), формы системного выражения предметного знания (научный факт,закон, принцип, теория, научная картина мира), а также формы нормативногознания (способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы познания,стиль научного мышления, познавательная традиция). Взаимосвязь чувственных ирациональных форм познания не ограничивается опосредующей функцией первых поотношению к воспринимаемым объектам и к формам рационального познания. Этавзаимосвязь имеет более сложный и динамичный характер: чувственные данныепостоянно подвергаются «обработке» мысленным содержанием понятий,законов, принципов, общей картины мира, а рациональное знание структурируетсяпод воздействием информации, поступающей от органов чувств (особенно великозначение творческого воображения).
Наиболееяркое проявление динамического единства чувственного и рационального в познании— интуиция. Процесс рационального познания регулируется законами логики (преждевсего законами тождества, не противоречия, исключенного третьего и достаточногооснования), а также правилами вывода следствий из посылок в умозаключениях. Онможет быть представлен как процесс дискурсивного (понятийно-логического)рассуждения — движения мышления по законам и правилам логики от одного понятияк другому в суждениях, соединения суждений в умозаключения, сопоставленияпонятий, суждений и умозаключений в рамках процедуры доказательства и т.д.Процесс рационального познания совершается сознательно и контролируется, т.е.познающий субъект осознает и обосновывает каждый шаг на пути к конечномурезультату законами и правилами логики. Поэтому иногда его называют процессомлогического познания, или познанием в логической форме. Вместе с темрациональное познание не исчерпывается такого рода процессами. Наряду с нимионо включает в себя явления внезапного достаточно полного и отчетливогопостижения искомого результата (решения проблемы) при неосознанности и не подконтрольностипутей, ведущих к этому результату. Такие явления называют интуицией. Ее нельзя«включить» или «выключить» сознательным волевым усилием.Это неожиданное «озарение» («инсайт» — внутренняя вспышка),внезапное постижение истины.
Доопределенного времени такого рода явления были неподвластны логическому анализуи изучению научными средствами. Однако последующие исследования позволили,во-первых, выявить основные виды интуиции; во-вторых, представить ее какспецифический познавательный процесс и особую форму познания. К основным видаминтуиции относят чувственную (быстрое отождествление, способность образованияаналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную (ускоренноеумозаключение, способность к синтезу и оценке) интуицию. Как специфическийпознавательный процесс и особая форма познания интуиция характеризуется путемвыделения основных этапов (периодов) данного процесса и механизмов поискарешения на каждом из них. Первый этап (подготовительный период) —преимущественно сознательная логическая работа, связанная с постановкойпроблемы и попытками решить ее рациональными (логическими) средствами в рамкахдискурсивного рассуждения. Второй этап (период инкубации) — подсознательныйанализ и выбор решения — начинается по завершении первого и продолжается домомента интуитивного «озарения» сознания готовым результатом.Основное средство поиска решения на данном этапе — подсознательный анализ,главным инструментом которого являются психические ассоциации (по сходству, попротивоположности, по последовательности), а также механизмы воображения,позволяющие представить проблему в новой системе измерений. Третий этап —внезапное «озарение», т.е. осознание результата, качественный скачокот незнания к знанию; то, что называют интуицией в узком смысле слова.Четвертый этап — сознательное упорядочение интуитивно полученных результатов,придание им логически стройной формы, установление логической цепи суждений иумозаключений, приводящих к решению проблемы, задачи.
Постановкадиагноза – это творческий процесс, включающий в себя знание и опыт врача,картина заболевания, личность пациента находящегося перед взором доктора.
Творчествоприсуще не всей материи, а только человеку и обществу. Бытующее выражение«творчество природы» лишь метафора. Исходя из специфики этогопроцесса и необходимости соотнесения его с более общими понятиями, творчествоможно определить как особую форму взаимодействия субъекта и объекта, ведущуюодновременно к развитию того и другого, и как форму сознательно направленногопрогрессивного развития. Творчество, с учетом социальной принадлежности,следует рассматривать в связи с профессиональной деятельностью, преобразующего знанияи мир в соответствии с целями по оздоровлению организма на основе объективныхзаконов действительности практики. Сознание и интуиция человека не толькоотражает объективный мир, но и творит его. Положение вещей не удовлетворяетчеловека, и человек своими действиями решает изменить его, т.е. вылечитьстраждущего. Важно подчеркнуть два аспекта: 1) отражение присуще всей материи,творчество же сугубо социальное явление; 2) сущность отражения состоит ввозможно более полном и точном воспроизведении действительности, тогда кактворчество проявляется в преобразовании внешнего мира (процесса лечениязаболевания и организма в целом). Основной смысл приведенных мыслей заключаетсяво взаимообусловленности правильного отражения действительности человеком и еецеленаправленного преобразования в интересах пациента. В этом отношенииочевидна направленность на преодоление ограниченности созерцательного подхода,присущего многим философам. Признавая оправданность такого акцента, следуетотметить, что осуждения заслуживает безоглядный активизм, не соизмеряющийпоставленных целей со средствами и возможными последствиями, принцип «ненавреди». Подлинная суверенность врача основывается на адекватном познаниинеобходимости и соответствующем образе действий.
Творчествокак особый вид человеческой деятельности следует отличать от других,нетворческих видов или проявлений деятельности. Так, творчество можно пониматькак созидательную деятельность, противостоящую деструктивной деятельности.Выявляя необычные свойства вещей и их сочетаний, оно обеспечивает определенныйприрост, получение новых результатов. Вместе с тем такое противопоставление неявляется абсолютным: творчество включает в себя и момент деструкции в той мере,в какой необходимо устранить болезнетворные факторы, освободить место для выздоровления.
Противопоставлениетворческой и нетворческой деятельности выражается также с помощью парыкатегорий «продуктивное — репродуктивное». Творчество представляетсобой продуктивную деятельность, т. е. производящую новое, в отличие отрепродуктивной, повторяющей известное. Понятно, что и это различиеотносительно, поскольку не существует как деятельности, решительно во всеморигинальной, так и полностью повторяющей известные образцы. Чаще их различаютпо преобладанию того или иного начала, по основной тенденции. Значениерепродуктивной деятельности нельзя недооценивать, поскольку повторить результатили способ действия не всегда просто, а иногда даже сложнее, чем впервыеслучайно получить его. Например, такой вид репродуктивной деятельности, каквоспроизводство общественных отношений, чрезвычайно важен для формированиячеловека и общества, а подражание, как заметил еще французский социолог Г.Тард, является наиболее естественным для индивида путем усвоения социальныхценностей. И все же необходимо подчеркнуть ведущую роль продуктивнойдеятельности, неотчуждаемой от человека, в отличие от репродуктивной, которую впринципе можно передать машине.
Трактовкатворческой деятельности как продуктивной выводит на такие ее характерныепризнаки, как полезность и новизна. Следует уточнить, что полезность неявляется специфическим признаком именно творческой деятельности, она присуща ирепродуктивной деятельности. Однако недооценка полезности может свести на неттворческие усилия. Новизна — отличительный признак творчества. Но она неявляется самоцелью, и ее абсолютизация в отрыве от полезности приводит кспорным нововведениям, которые не могут быть внедрены в широкую практику. Так,например, разнообразие хаотически сменяющих друг друга всегда незавершенныхреформ, отличающихся именно новизной формы, но не содержания, невольнозаставляет вспомнить народное изречение: «Все по-новому да по-новому,когда же по-доброму?»
Резюмируяизложенное, можно принять следующее определение: творчество — это человеческаядеятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности.
Дляустранения возможности нанесения вреда пациенту следует уметь определять, гдеесть истина, истина процесса течения болезни и истина методов лечения. Но чтоже такое истина? Не является ли этот предельный вопрос лишь скептической ириторической фигурой, в которой выражена уверенность в относительности,субъективности и бессмысленности истины?
Истиназдесь, рядом с нами, и не видеть этого – значит обречь себя на бессмысленностьбытия или процесса деятельности медика. Что представляет собой истина? Мыговорим «истинное счастье», это значит настоящее, неподдельное, действительноесчастье. Точно также мы говорим о настоящем бриллианте, т.е. неподдельном, нефальшивом, естественном. Фальшивый бриллиант – в действительности не то, чем онкажется. Но ведь фальшивый бриллиант – это тоже нечто действительное.Следовательно, истинность не может быть оправдана одной действительностью.
Истинное –это такое действительное, которое согласуется с тем, что мы понимаем под темили иным предметом, в чем мы усматриваем его сущность. В этом смысле истинаесть соответствие понятия своему предмету. Хотя фальшивый бриллиант идействителен, но он не соответствует своей сущности, своему понятию, а,следовательно, нашему представлению о бриллианте. Слово истина мы относим нетолько к самому сущему. Если суть истины – в соответствии предмета своемупонятию, т.е. в истинности наших представлений о предмете, о сущем, то истиннымили ложным должны являться наши высказывания о сущем.
«Истина»означает здесь двоякого рода согласованность:
1) совпадениевещи с понятием о ней;
2) совпадениепонятий со словом, высказыванием;
истина естькак бы приравнивание вещи к слову, подобно тому как обычная бумажная денежнаякупюра приравнивается к золотому эквиваленту.
Но каквозможна такая согласованность, такое приравнивание совершенно различных вещей?Об этом образно размышляет М. Хейдеггер. Мы говорим: «Эта монета круглая».Здесь высказывание согласуется с вещью. Но если вдуматься в этот примеристинности, он покажется верхом абсурда. Невольно станешь думать, что истина –плод относительности, условности и произвола. Действительно, между монетой ивысказыванием о ней нет ничего общего, что могло бы свидетельствовать обистине. Монета сделана из металла. Высказывание же вообще не имеет никакойформы. На монету можно что-то купить. Высказывание же о ней никогда не бываетплатежным средством. Но, несмотря на все это, высказывание «эта монета круглая»является истинным и согласуется с вещью.
Хейдеггерусматривает это единое сущее в открытости сущего человеку, его мысли и языку.Подтверждение этому он видит в самом слове «истина». По-гречески «истина» естьaletia, что в буквальном переводе означает «непотаенное», «открытое».
Словоистина является заимствованным из старославянского языка. В старославянскомобразовано от ИСТЪ – «настоящий, несомненный, действительный» с помощьюсуффикса – ина.
Истина –это бытие, сущее, то, что есть. Таким образом, и в греческом, и в русскомязыках «истина» означает открытость бытия, выход сущего из потаенности. То, чтоесть, то открыто, не утаено от человека.
2. Здоровьечеловека – научная философская и медицинская проблема
Теориямедицины не может исчерпываться теорией патологии, т. к. в состав медицинскойреальности входит не только болезнь, но и здоровье. Более того, искомая теориямедицины будет заведомо несовершенной, если она предстанет в варианте теорииболезни и здоровья, ибо здоровье с фактической и логической точек зренияявляется первичным по отношению к болезни. Поэтому единая теория медициныдолжна открываться теорией здоровья. Теория патологии вне теории здоровья была,есть и будет описательной концепцией, не способной подняться выше эмпирическогообобщения. С оформлением же теории здоровья теория патологии может статьлогически выводимой теорией и способной не только объяснять имеющуюся патологию«задним числом», но и доказательно предвидеть возможностьвозникновения того или иного заболевания. Например, если ядром будущей теорииздоровья окажется имеющееся в арсенале медицины понятие «должнаянорма», то из такой теории может выводиться, прогнозироваться ипрактически предотвращаться, возможно-должная патология. И единственно надежнымгарантом корректной постановки проблемы здоровья являются воззрения медицины.Организованное нозологическим принципом клиническое мышление выводит ксостоянию здоровья, не отождествляя его с болезнью. Оно предполагаетгенетическую связь болезни со здоровьем, да и со всем образом жизни пациента.Не следует забывать о том, что диагностические задачи медицины не исчерпываютсядифференциальным диагнозом болезней, а включают в себя и доказательный диагнозздоровья. В связи с этим следует отметить, что содействовать познанию явлений,наблюдаемых в клинике, призван не только обособившийся от нее разделэкспериментальной патологии, но и комплекс санитарно-гигиенических дисциплин сориентацией на познание физиологических закономерностей.
Медицинехорошо известно, что состояние здоровья не исчерпывается отсутствием болезниили совокупности болезней. Поэтому принцип профилактики может развернуться всвоей полноте лишь тогда, когда ставится задача охраны здоровья здоровых.
Современнаямедицина представляет собой обширную и глубоко дифференцированную отрасльнаучного знания. В объекте ее изучения – человек. Познавательные интересымедицины простираются от молекулярного и клеточного уровня морфофизиологиичеловека до социально-политических и правовых норм человеческого общежития.Широта познавательных интересов медицины беспредельна; со времени возникновенияэкспериментирующего естествознания она в своем теоретизировании исходила изпринципов механики, физики и химии; со второй половины 19 века медицина в своихтеоретических установках рассматривается как ветвь биологии. Поэтому наиболеераспространенные воззрения в сфере философских вопросов современной медициныисходят из принципа теоретической и методологической общности биологии имедицины. Однако основополагающие понятия медицины — здоровье, норма, болезнь,этиология, патогенез, нозологическая единица — пересекаются с целым рядомпонятий биологии, но по своему содержанию не сводятся к ним и не поглощаютсяими. Таким образом, история и современное состояние мед. знания выдвигаютвопрос о научном статусе медицины. для каждой отрасли медицины непременныммировоззренческим и методологическим введением должны служить социальные илисоциально-исторические «измерения» жизнедеятельности человека.
В древнемЕгипте понятия о причине возникновения болезней жрецами связывались срелигиозными верованиями: болезни — следствие вселения демона, они возникают поволе богов. Наряду с этим египтяне признавали и естественные причины болезней;была известна роль кишечных паразитов. По аналогии с изгнанием кишечныхпаразитов лечение рассматривалось и как изгнание невидимых червей. В медицинедревней Индии Причинами болезней признавался не только гнев богов, но такжеизменение климата и погоды, нарушение диеты, правил личной гигиены.
На сегоднясчитается, что существует четыре модели развития заболевания, среди которыхдоминируют генетическая, онтогенетическая (развитие болезни, связанное свозрастными изменениями в человеческом организме), аккумуляционная (накоплениев организме отрицательных компонентов, продуцируемые им самим) и экологическая(вредоносные агенты поступают в организм человека из внешней среды).
«Человекпри помощи науки в состоянии исправить несовершенства своей природы” –сказал Мечников [9]. Еще в начале своей карьеры И. И. Мечников обратился к исследованиюпроблем дисгармоний в природе человека. С пессимистических позиций онрассматривает целый ряд антропологических задач, в которых объемно выступаютдисгармонии как причины страданий человека и общества. Попытка сведения сложныхпроблем жизни человека и общества к изучению биологических сторон явления, егобиологизация приводят Илью Ильича к ряду ошибочных заключений. Затем он впервыеобращается к анализу самой поразительной дисгармонии человеческой жизни,которая сводится к отсутствию у человека инстинкта старости и естественнойсмерти как ее желанного завершения, тогда Илья Ильич развивает одно изнаправлений своей фагоцитарной теории, имеющей приложение к нормальной ипатологической физиологии любого животного организма, включая человека. Наблюденияученого за процессами атрофии подсказали мысль, что сущность процесса старения — в непрерывной борьбе фагоцитов с остальными клетками организма. У человека, недостигшего гармонического равновесия всех частей организма, это одна из причинкратковременности жизни. Но здесь следует подчеркнуть, что Мечников имел в видутолько явление преждевременного, а не физиологического нормального старения.Анализ дисгармонии человека Мечников увенчивает теорией «правильнойжизни», основанной на всестороннем знании человеческой природы и поискесредств исправления ее дисгармоний. Согласно этой теории, идеал человекасостоит в нормальном развитии и достижении им долгой и деятельной старости, а вконечном итоге — в развитии чувства насыщения жизнью.
Одна изнаиболее важных и трудных проблем в лечебной деятельности — определениепричинности, определение этиологического начала заболевания. Принято считать,что примерно 20% заболеваний вызвано генетическими особенностями(наследственностью) человека, около 35% — экологическим факторами, остальное жеприходится на качество жизни.
Диалектическоеединство локального и общего в течение болезни проявляется в том, что степеньлокализации патологического процесса, его относительная автономность, характерпротекания зависят от состояния организма как целого. Клиническая практика иэксперименты доказывают, что в организме нет как абсолютно локальных, так иабсолютно общих процессов: при ведущей роли общего в организме находятвыражение и относительно локальные, относительно местные, относительноавтономные процессы. Так, не всякий ожог вызывает ожоговую болезнь.Ограниченные по площади поверхностные ожоги не сопровождаются полным выпадениемкожи как органа из целостной системы организма. Если же мы имеем дело собширным и глубоким ожогом, связанным с омертвением кожи на значительнойплощади, то здесь уже существенно изменяется функция кожи как органа. Приплощади глубокого ожога от 20% поверхности тела и выше наступает пределкомпенсаторно-адаптационных возможностей организма, что ведет к смерти. Таклокальное (ожог) превращается в общее – ожоговую болезнь. Вместе с тем общее(ожоговая болезнь) продолжает сохранять связь с преимущественной локализациейзаболевания кожного покрова (ожогом). Только благодаря целостности организма мыможем говорить об относительной локальности, самостоятельности и автономностипатологического процесса. Учет сложной диалектики части и целого, общего илокального, единства и борьбы противоположностей и других диалектическихпринципов и оснований позволяет, применяя диалектический метод в медицине,подойти к проблеме болезни как к сложному противоречивому и взаимозависимомупроцессу; в работе практического врача применение диалектического метода вомногих случаях является основой разработки правильной тактики лечения.
Главнаяцель современной медицины — благополучие пациента, и восстановление здоровьяподчинено этой цели как один из составляющих элементов. Любой человекзаинтересован в том, чтобы принимать решения, влияющие на его жизнь,самостоятельно. Сегодня самоопределение индивида есть высшая ценность, имедицинское обслуживание не должно являться исключением (принцип «уваженияправ и достоинства человека»). Медицина, биология, генетика исоответствующие технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и управлениянаследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функцийчеловеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне.
Моделиврачевания:
— МодельГиппократа («не навреди») принципы врачевания, заложенные «отцоммедицины», лежат у истоков врачебной этики как таковой.
— МодельПарацельса («делай добро»), другая модель врачебной этики сложилась вСредние века. В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальноедоверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретаетэмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого истроится весь лечебный процесс.
— «Патерналиская»модель — в духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениямдуховного наставника и послушника. Вся сущность отношений врача и пациентаопределяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественноепроисхождение, ибо всякое Благо исходит свыше.
— Деонтологическаямодель (принцип «соблюдения долга»), в основе данной модели лежитпринцип «соблюдения долга» (deontos по-гречески означает«должное»). Она базируется на строжайшем выполнении предписанийморального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавливаемыхмедицинским сообществом, также собственным разумом и волей врача дляобязательного исполнения.
Учитывая историческисложившиеся модели моральных отношений «врач-пациент» и состояниесовременного общества можно сформулировать следующие четыре синтетическиемодели отношений между врачом и пациентом:
1. Модель«технического» типа: одно из следствий биологической революции — возникновение врача-ученого. Научная традиция предписывает ученому «бытьбеспристрастным»- истинным. Он должен опираться на факты, избегаяценностных суждений. Ученый не может быть выше общечеловеческих ценностей, врачв процессе принятия решения не может избежать суждений морального и иногоценностного характера.
2. Модельсакрального типа: противоположной к описанной выше модели являетсяпатерналистская модель отношений «врач-пациент». Социолог медициныРоберт Н. Вилсон характеризует эту модель как сакральную. Основной моральныйпринцип, который выражает традицию сакрального типа, гласит: «Оказываяпациенту помощь, не нанеси ему вреда», в классической литературе помедицинской социологии в отношениях между врачом и пациентом всегдаупотребляются образы родителя и ребенка.
Однако,патернализм в сфере ценностей лишает пациента возможности принимать решения,перекладывая ее на врача. Следовательно, для сбалансированной этической системынеобходимо расширить круг моральных норм, которых должен придерживаться медик.
Приноситьпользу и не наносить вреда. Ни один человек не может снять моральнуюобязанность приносить пользу и при этом полностью избежать нанесения вреда.Этот принцип существует в широком контексте и составляет только один элементвсего множества моральных обязанностей Фундаментальной ценностью любогообщества является личная свобода. Личная свобода и врача, и пациента должназащищаться, даже если, кажется, что это может нанести какой-то вред. Мнениекакой-либо группы людей не может служить авторитетом при решении вопроса о том,что приносит пользу, а что наносит вред. Моральные обязанности — говоритьправду и исполнять обещания — столь же здравые, сколь и традиционные. Можнолишь сожалеть о том, что эти основания человеческого взаимодействия могут бытьсведены до минимума ради того, чтобы соблюсти принцип «не навреди». «Соблюдайсправедливость и восстанавливай ее». Иными словами: если охрана здоровья — право, то это право — для всех. Отрицательной чертой данной модели является то,что соблюдение всех указанных выше принципов возложено исключительно на врача,что требует от него высочайших моральных качеств.
Пытаясьболее адекватно определить отношение «врач — пациент», сохранивфундаментальные ценности и обязанности, некоторые этики говорят о том, что врачи пациент должны видеть друг в друге коллег, стремящихся к общей цели — кликвидации болезни и защите здоровья пациента. Именно здесь взаимное довериеиграет решающую роль. Признаки сообщества, движимого общими интересами,возникли в движении в защиту здоровья в бесплатных клиниках, однако,этнические, классовые, экономические и ценностные различия между людьми делаютпринцип общих интересов, необходимых для модели коллегиального типа,труднореализуемым.
Правильноепонимание здоровья человека даёт представление о социально-биологическойсущности человека. Ещё античные мыслители и врачи (Аристотель, Гиппократ и др.)в результате наблюдений за жизнью людей, их образом и условиям жизни отмечали,что социальные факторы наряду с природными составляют сущность человека ивлияют на здоровье, Именно эти социальные черты человека (изготовление орудийтруда, речь, мышление, сознание и т.д.) отличали человека от животных,добавляли в него новые качества. Итак, исходя из представлений о человеке как осоциально-биологическом существе, мы утверждаем, что на уровне человекасоциальное оттесняет биологическое и поэтому состояние здоровья необходиморассматривать с учётом социального благополучия и биологического компонентов.Чтобы укреплять и сохранять здоровье здоровых, необходима информация, как обусловиях формирования, так и конечном результате процессов их отражения(конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).
Впрактическом медицинском познании жизни предметное мышление сформировалосьспонтанно. Оно зародилось еще задолго до того, как сложился философско-научныйстиль мышления первых врачевателей. Эмпирическое медицинское познаниедлительное время существовало как явление, подчиненное религиозно-мифологическомумировоззрению, тесно переплетаясь с мистикой и суевериями. Поэтомуприобретенные в древности научно-эмпирические сведения, изначально несвязывались между собой в органическую целостность. Они не были философскиосмысленными, теоретически обоснованными, то есть их нельзя было назватьтеоретическими или общими медицинскими положениями.
Научно-медицинское(теоретическое) познание исторически зарождалось вместе с философскимиучениями. Начиная с пробуждения интереса у мыслящих врачей к философскомупостижению первопричин мира, места и роли человека в нем, медицина сталаактивно насыщаться философским смыслом. Немного позже у медиков появилась иустойчивая мыслительная потребность в целостном взгляде на системнуютелесно-духовную сущность человека. В конце концов, сформироваласьдиалектическая взаимосвязь между философским осмыслением природы, роли иназначении человека и зарождающимся клиническим мышлением, стремящимсяобъяснить порой парадоксальные явления в человеческой жизнедеятельности.
Всё это немогло не сказаться на формировании нового специфического предметно-понятийногомышления медиков, поскольку философские системы и научная медицина никак несмогли бы развиваться совместно и одновременно быть самостоятельными, если быони сугубо по-своему не отражали и не выражали бы всеобщий интерес, касающийсясохранения и укрепления здоровья людей.
Медицинскиезнания как многие другие точные сведения о бытии объективного мира, — этонепреходящие общечеловеческие ценности. Медицинские знания и опыт врачеванияоказывают прямое воздействие на процессы, способствующие сохранению здоровьялюдей, развитию здорового образа жизни, специфический фактор медициныприобретает еще более ценностное специальное гуманитарное значение, так какмобилизует все потенциальные силы человека, направленные на саморазвитие исамосовершенствование.
Спецификадеятельности врача определяется своеобразием: 1) объекта исследования (больной,раненый); 2) задач, которые призван решать врач (диагностическая, лечебная,профилактическая и др.); 3) условий деятельности и т.д. Особенности объектапознания и специфичность задач, которые должен решать врач, предъявляют к егоинтеллектуальной деятельности ряд требований. Медицина нуждается в целостномвосприятии объекта, причем сплошь и рядом это нужно делать мгновенно. Поэтому вмедицине, как в искусстве, важную роль играет непосредственное впечатление,или, как выражался М.М. Пришвин, впечатление «первого взгляда»:«Малое должно узнать себя в целом со всеми частями» [10]. Необходиморазвивать умение познать целое через деталь. Через детали врач должен видетьнаправление процесса развития болезни.
Не менееважным является требование объективности мышления. Субъективизм в оценке фактови диагностических заключениях – наиболее частая причина врачебных ошибок,связанная с недостаточно критическим отношением врача к своим умозаключениям.
3. Формированиенаучной медицины
Периодразвития научной медицины укладывается всего в несколько столетий. Это понятиееще более узкое, хотя интернациональность, динамичность и обоснованностьнаучных методов открывают перед человечеством широкие перспективы. В настоящеевремя понятие «медицина» объединяет в себе науку и практическуюдеятельность по предупреждению и лечению болезней. Однако на заре человеческойистории медики занимались только лечением, не имея понятия о профилактике
К началуНового времени, в средневековой медицине выделилось на два направления:медико-биологическое и клиническое. Первое, связанное с развитиеместествознания, представляли такие науки, как гистология, патологическаяанатомия, физиология, микробиология.
Клиническаямедицина, в частности терапия, хирургия, педиатрия, психиатрия, акушерство игинекология с большим трудом принимали достижения биологии. Вследствиенекоторой консервативности существовал значительный разрыв между передовыммышлением естествоиспытателей, творивших на основе опытного способаисследования, и сознанием терапевтов, предпочитавших традиционные методики.Представляется удивительным факт, что почти до XIX столетия лечащие врачи неиспользовали специальных инструментов для обследования больного.
Развитиемедико-биологического направления определялось фундаментальными открытиями внауке и технике, среди которых наиболее важными считаются:
– теорияклеточного строения растений и животных (М. Я. Шлейден и Т. Шванн, 1838 – 1839годы);
– законсохранения энергии и определение механического эквивалента теплоты (Ю. Р.Майер, 1841 год; Дж. П. Джоуль, 1843 год; Г. Л. Ф. фон Гельмгольц, 1847 год);
–эволюционное учение Чарльза Дарвина, пояснившего основные природные процессы вработе «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранениеизбранных пород в борьбе за жизнь» (1859 год).
Огромноезначение в формировании научной медицины сыграла деятельность сторонниковфранцузской школы механического материализма. Оригинальный мировоззренческийпринцип, выдвинутый в XVII – XVIII веках, объяснял развитие природы и обществазаконами механической формы движения материи. Источником механицизма послужилизаконы механики. В широком смысле эта теория сводилась к умозрительномудвижению от сложной, качественно своеобразной формы к более простой, напримерот социальной – к биологической. В сфере медицины механицизм представляливрачи-материалисты Анри Леруа (1598 – 1679 годы), Жюльен Ламетри (1709 – 1751годы), Пьер Кабанис (1757 – 1808 годы). Всеобъемлющие обобщенияестествоиспытателей, подготовленные трудами предшественников и основанные наопыте современников, определили будущее истинно научной медицины Новоговремени.
Медицина всистеме наук представляет собой некое проблемное поле естествознания,обществоведения и гуманитарных наук, прежде всего философии. Последняяспособствует совершенствованию понятийного аппарата всего практическогоздравоохранения. Более того, она развивает научно-мировоззренческие взглядыврача и эвристический (творческий) потенциал в целостной системе материальной идуховной культуры медиков. И вообще, как показывает практика, без философииимидж самой медицины как важнейшей сферы общечеловеческой культуры заметно тускнеет.Медицина совместно с философией постигает сложный мир жизни человека, управляетего здоровьем. При этом она и сама становится объектом специальногофилософского познания. Общие контуры медицины в критериях античной философииобозначил еще великий Гиппократ. Оформление медицины в самостоятельнуюестественнонаучную и гуманитарную сферу воздействия на человека относится кНовому времени, когда она стала органично связываться с философскимиконцепциями жизни философии Ф.Бэкона, И.Канта и других мыслителей. Медицина –это не только искусство практического врачевания, но и интеграционная наука, даи к тому же, не столь эмпирическая, сколько теоретическая. Стремлениетеоретически обобщить и философски интегрировать эмпирические знания, то естькритически осмыслить богатый арсенал опытных данных, в медицине наблюдается сдавних времен.
Медицинапринципиально отличается как от известных общественных наук, так и отобщественно-научных и гуманитарных дисциплин. Она представляет собой уникальноеединство познавательных и ценностных форм умственного отражения и практическогопреобразования человеческой жизни.
4. Рольинтуиции, истины и творческого подхода в медицинской практике
Работаврача начинается с диагностики. Наблюдение, оценка выявляемых симптомов иумозаключение – таковы обязательные ступени на пути к распознаванию болезней ипостановке диагноза [1, 8]. В соответствии с этим содержание диагностики можноразделить на несколько разделов [4]. Первый включает методы наблюдения иобследования больного – врачебная диагностическая техника. Второй посвященизучению симптомов, обнаруживаемых исследованием, – семиология, или семиотика.В третьем выясняются особенности мышления врача при построении диагностическихзаключений – методика диагноза. Первые два раздела подробно разработаны исоставляют основное содержание руководств по диагностике. Третьему разделудиагностического процесса – логике врачебного мышления — уделяется значительноменьше внимания.
Соблюдениезаконов и правил формальной логики имеет решающее значение для достоверностимыслительного процесса [6]. Диагностический процесс – это, прежде всего процессврачебного мышления, наивысшей рационализации которого можно добиться, толькоопираясь на законы логики. Логические законы должны применяться на всех стадияхи при всех формах мыслительных операций врача, определяя качестводиагностического процесса. Без знания логических законов невозможно установитьистинность врачебного мышления. «Правильное построение и формулировкадиагноза представляют собой сложный процесс оперирования умозаключениями,суждениями и понятиями. И каждая из этих форм мышления требует неукоснительногособлюдения законов логики. Успешность, правильность и достоверность врачебныхзаключений появляются тогда, когда заключения доказаны, когда они глубокопродуманы, проанализированы и осознаны. Анализ же мыслительного процессаневозможен без учета законов логики» [6].
В то жевремя необходимо сознавать, что законы формальной логики – это не законыобъективной действительности, которые изучает диалектическая логика, а законымышления, форма познания, функция разума [12]. «Логическое основание(основание познания) не следует смешивать с реальным (причиной). Причинакасается действительных вещей, логическое основание – толькопредставлений» [13]. Формальная логика не занимается индуктивнымирассуждениями, она исследует дедуктивный вывод. Ее предмет – дедуктивноедоказательство с точки зрения его достоверности.
Индуктивноерассуждение основывается на наблюдении и эксперименте, опираясь на сбор и последующееобобщение фактов. Дедукция же представляет собой выведение заключений, которыес достоверностью следуют из аксиом или утверждений о фактах уже известных.Говоря о доказательстве, в логике имеют в виду дедуктивное доказательство:вывод является достоверным, если невозможно, чтобы его посылки были истинными,а заключение ложным [13]. Правила формальной логики нигде и ни при какихобстоятельствах не могут оказаться несостоятельными, если их правильноприменять.
Методологиядиагноза – это, по сути, методика обследования больного по определенномуалгоритму, включающему систему операций, применяемых по определенным правилам,которая должна приводить к правильному клиническому диагнозу:
Расспрос.
Непосредственное(клиническое) обследование больного.
Предварительныйдиагноз.
Дополнительныеметоды обследования.
Клиническийдиагноз.
Даннаясхема диагностического процесса является дедуктивной.
От симптомак синдрому, от синдрома к диагнозу. Выявление симптомов еще не определяетболезнь. Необходимо установить связь и единство всех обнаруженных явлений какследствие сущности патологического процесса. Отдельный симптом имеет смыслтолько в связи с общим состоянием организма. Вторым этапом диагностическогопроцесса является объединение симптомов в синдромы. Синдром — группа симптомов,связанных единым патогенезом. При отсутствии патогенетической связи любаягруппа симптомов носит название «симптомокомплекс». Синдром долженявляться промежуточной ступенью диагноза. В период выявления синдромовпроисходит переход от простой констатации симптомов к установлению болееглубоких связей и причинных зависимостей между ними. Уточнение этиологии, кактретий этап диагностики, способствует восхождению к высшей ступенидиагностического процесса – установлению нозологической формы болезни.
Заключение
Рассмотрениенаучного творчества показывает его глубокую индивидуальную природу, большоезначение в нем профессионализма и таланта исследователя, его нравственныхкачеств, интуиции и случайностей. В то же время, творчество не является таинственнымявлением. Приближается разгадка механизма интуиции, распознается роль истины ироли факторов жизни и деятельности человека. Процесс научного познания науровне индивидов интуитивен и дискутабелен, в нем сливается фактор случайности.Иногда случайность и предрасполагающий фактор оказываются доминирующими для«запуска» механизма интуиции, вероятный результат дополняется последующейдискурсивностью и определяется его истинность.
На уровнеобщества и культуры в целом, доминирующей оказывается необходимость,подчиняющая себе случайность. Деятельностная и социальная природа познанияобеспечивает его рациональный в целом характер и закономерное развитие влогикой объективного мира. Такая трактовка научного познания и научноготворчества несовместима с иррационализмом, логицизмом и агностицизмом, неучитывающими сложный, диалектический процесс научного творчества инедооценивающим в системе факторов научного познания, роль практическойдеятельности человека.
Человечествоникогда не довольствовалось случайностями и стихийностью в познании мира.Всегда, на всем протяжении веков человек вел поиск средств направленного иэффективного воздействия на научное творчество. Как показывает опыт развитиянауки, научным творчеством ( в известных пределах) можно управлять. Этокасается как условий проявления индивидуальных особенностей исследователя, вчастности, интуиции, условий благоприятствующих встрече со « счастливой»случайностью, повышающих степень вероятности решения проблемы, так и условийсоциокультурного характера, социально-экономических, политических иобщекультурных предпосылок, тоже поддающихся определенному регулированию.Нисколько не умаляя роли интуиции, случайности и истины в научном творчестве,ученые ориентируются, прежде всего, на рациональные способы исследования,действующие относительно автономно от той же интуиции, способные давать крупныенаучные результаты в этой связи и в то же время подводящие процесс познания кинтуитивным скачкам.
Списокиспользованной литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В., Теория познания и диалектика. М. 1991
2. Белозерцев В.И. Проблемы творчества, как вида духовногопроизводства. Ульяновск, 1980.
3. Введение в философию. ч.2,
4. Виноградов А.В. Дифференциальный диагноз внутренних болезней. М. 1992 г. т.1.
5. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. Москва, 1978 г.
6. Копин П.В. Гносеологические и логические основы наук. М. 1984 г.
7. Коршунов А.М., Шаповалов Т.Н. Творчество и отражение висторическом познании. М. 1984 г.
8. Лекторский В.А. Специфика теоретико-познавательного исследования всистеме диалектического материализма. Гносеология в системе философскогомировоззрения. И., 1983 г.
9. Высказывания великих. М. :”Мысль”, 1993.
10. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х частях. — М.: Политиздат.1991г.
11. Ладейко И.С. Интеллектуальные системы и логика. Новосибирск,1973г.
12. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976 г.
13. Юдин Э.Г. Системный подход к принципу деятельности. М., 1978 г.
14. Философский энциклопедический словарь. И., 1998 г.