Повышение эффективности деятельности организаций бюджетной сферы путем совершенствования бюджетн

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ ПУТЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА
И. И. Синицина

Министерство экономического развития Республики Коми, г. Сыктывкар
Немаловажным фактором эффективного управления любой организацией является оптимальная система наблюдения, измерения, сбора, регистрации и обработки информации, адекватная целям деятельности организации и обеспечивающая всех заинтересованных пользователей данными, необходимыми для принятия управленческих решений. При этом, как правило, выделяются две основных группы пользователей учетной информации – внутренние и внешние.
Сложившиеся в мировой практике принципы бухгалтерского учета на первое место ставят задачи удовлетворения информационных потребностей менеджеров различного уровня внутри самих организаций, так как именно они осуществляют непосредственное управление внутренней средой, и бухгалтерская информация является необходимой базой для принятия решений, способствующих повышению эффективности функционирования управляемых ими хозяйствующих субъектов. В России Федеральный закон «О бухгалтерском учете» также среди первоочередных задач определяет формирование и предоставление внутренним пользователям полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, о целесообразности осуществления организацией хозяйственных операций.
Вышеуказанные группы пользователей информации можно выделить и применительно к бюджетному учету. В то же время, исходя из сложившейся практики, можно констатировать, что бухгалтерский учет в бюджетной сфере в первую очередь выполняет контрольную функцию и обеспечивает информацией различные контролирующие органы, относящиеся к внешним пользователям.
Одним из основных принципов бюджетного финансирования является строго целевое использование бюджетных средств (т.е. в соответствии с утвержденной сметой), и система бухгалтерского учета во многом нацелена на реализацию данного принципа. Такая ориентация учета проявляется даже в его названии – учет исполнения сметы доходов и расходов – и наименовании основных отчетных форм бюджетных учреждений: Баланс исполнения сметы доходов и расходов и Отчет об исполнении сметы доходов и расходов.
Проблема дефицита учетной информации для внутренних пользователей усугубляется еще и тем, что для учета в бюджетной сфере характерна централизация, когда ряд однотипных учреждений обслуживаются централизованной бухгалтерией, созданной при вышестоящей организации. При этом основные условия бухгалтерского обслуживания и сопровождения диктуются не обслуживаемыми организациями, а непосредственно самой централизованной бухгалтерией по согласованию с руководством головной организации. В этом случае руководители подведомственных учреждений, являющихся фактически самостоятельными хозяйствующими субъектами, в своей деятельности фактически не имеют никаких реальных рычагов управления, основывающихся на бухгалтерском учете и анализе. Между тем учет должен служить не только целям формирования отчетности, но и является важной функцией управления.
Поскольку организации бюджетной сферы, как и любые другие организации, в том числе коммерческие, являются в первую очередь хозяйствующими субъектами и осуществляют вполне конкретную хозяйственную деятельность, выполняют определенные функции, они также нуждаются в качественной системе учета, на основе которой возможно наиболее рациональное и результативное использование имеющихся в распоряжении данных учреждений различных ресурсов. В связи с вышесказанным и в целях реализации управленческой функции учета необходимо как реформирование самой системы бюджетного учета, так и повышение значимости кадровой подготовки и переподготовки менеджеров и бухгалтеров бюджетной сферы.
В первом направлении Министерством финансов Российской Федерации в настоящее время уже делаются определенные шаги. В частности, данным органом разработан проект новой инструкции по бюджетному учету. Указанный проект предполагает гармонизацию отечественного учета в бюджетной сфере в соответствии с международными стандартами. В то же время новая инструкция направлена не столько на изменение мировоззрения учетно-управленческого персонала в отношении целей и задач бухгалтерского учета, сколько на унификацию различных видов (направлений) бюджетного учета. Так, в настоящее время выделяется три подсистемы учета в бюджетной сфере:
1) учет исполнения смет доходов и расходов бюджетных организаций;
2) учет исполнения бюджета, осуществляемый соответствующими финансовыми органами;
3) казначейский учет.
Однако объединение всех вышеуказанных подсистем в единую систему с общим планом счетов, единой кодификацией не позволит повысить роль учета в достижении стабильности деятельности организаций бюджетной сферы. Главная цель этого реформирования – в упрощении бюджетного учета. При этом первоочередной задачей бюджетного учета остается обеспечение целевого расходования бюджетных средств.
Вместе с тем очень важным является развитие в организациях бюджетной сферы системы управленческого учета, обеспечивающей принятие эффективных и своевременных управленческих решений. Несомненно, в бюджетной сфере существует своя специфика, в том числе связанная с разноплановостью финансовых ресурсов бюджетной сферы (целевое бюджетное финансирование, средства от предпринимательской деятельности, целевые средства и безвозмездные поступления), жесткой регламентацией учета. Однако бюджетная организация, являясь управляемой системой, требует постоянного принятия ее руководителями управленческих решений, базой для которых должна служить не только сложившаяся в настоящее время на практике система финансового бюджетного учета, но и управленческого учета.
Поэтому с нашей точки зрения перспективным является развитие бюджетного учета, направленное на удовлетворение информационных потребностей управленческого персонала. В этом смысле повышению эффективности деятельности бюджетных организаций может способствовать внедрение управленческого учета в бюджетной сфере. В целях переориентации отечественной системы учета в государственных и муниципальных учреждениях к требованиям менеджеров бюджетной системы вполне целесообразно использование методов, уже наработанных в сфере деятельности коммерческих организаций.
Одним из таких эффективных методов может стать бюджетирование, базой для которого будет служить традиционная для бюджетной сферы практика сметного планирования, модифицированного к требованиям управленческой системы и включающая в себя не просто составление финансового плана как такового, а предполагающая постановку целей и задач деятельности организации и отдельных ее структурных подразделений, определение функций и ответственности конкретных лиц за достижение поставленных целей и задач, делегирование полномочий, использование современных методов мотивации и т.д. Серьезным подспорьем в усилении управляемости бюджетных учреждений, а следовательно, и повышении эффективности их деятельности должна стать организация в бюджетной сфере управленческого учета как подсистемы бюджетного учета