Результаты и эффективность деятельности предприятия
Т.В. Яркина
1. Продукция предприятия, ее качество
1.1. Общая характеристика продукции
Результат
труда чаще выступает в материальной форме – в виде продукции. Изготавливаемая
на предприятии продукция на разных стадиях технологического процесса находится
в виде незавершенного производства, полуфабриката или готового изделия
(продукции).
Готовая
продукция – это изделия промышленного предприятия, которые завершены
производством, соответствуют государственным стандартам или техническим
условиям, приняты отделом технического контроля, снабжены документами,
удостоверяющими качество и предназначены для реализации на сторону.
Полуфабрикаты
– это полупродукты, техническая обработка которых закончена в одном из
производств (цехов) предприятия, но требует доработки или переработки в смежном
производстве (другом цехе) этого же предприятия или, которые могут быть
переданы для дальнейшей обработки на другие предприятия.
Незавершенное
производство – это продукция, не получившая законченного вида в пределах
производства, а также продукция, не проверенная ОТК и не сданная на склад
готовой продукции.
Продукты
труда распадаются на средства производства (средства труда и предметы труда) и
предметы потребления (продовольственные и непродовольственные товары).
Планирование
и учет изготовлений продукции осуществляется в натуральных (физических) и
стоимостных (денежных) измерителях. Измерителями объема продукции в натуральном
выражении являются физические единицы (т, шт, м), условно-натуральные (тысячи
условных банок, условные листы шифера и штуки кирпича) и двойные натуральные
показатели (производство труб – в т и м, тканей – м и кв.м).
Степень
удовлетворения потребностей рынка характеризует объем товаров определенной
номенклатуры и ассортимента.
Номенклатура
– это укрупненный перечень продукции, выпускаемой предприятием, а ассортимент –
характеризует ее состав по видам, типам, сортам и др. признакам.
Объем
продукции в стоимостном выражении определяется показателями:
–
товарная продукция – это стоимость продукции, предназначенной для реализации
(готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера);
–
валовая продукция – это сумма стоимости всех видов продукции, выработанной
предприятием и кроме элементов, входящих в состав товарной продукции, включает
изменение остатков незавершенного производства на протяжении расчетного
периода, стоимость сырья и материалов заказчика и некоторые другие элементы;
–
чистая продукция характеризует вновь созданную стоимость в результате
промышленно-производственной деятельности предприятия за определенный период.
Она определяется вычитанием из объема валовой продукции материальных затрат и
суммы амортизационных отчислений;
–
реализованная продукция – это стоимость отпущенной на сторону продукции и
оплаченной покупателем в отчетном периоде.
1.2. Производственная программа предприятия
Производственная
программа – это задание по выпуску и реализации продукции в ассортименте,
соответствующего качества в натуральном и стоимостном выражении на определенный
период (год, квартал, месяц).
Производственная
программа предопределяет задания по вводу в действие новых производственных
мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности рабочих и
др. Она тесно связана с финансовым планом, планом по издержкам производства,
прибыли и рентабельности.
Предприятия
промышленности формируют свою производственную программу самостоятельно на
основе выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса; портфеля
заказов (договоров) на продукцию и услуги; государственных заказов и
собственных потребностей.
Производственная
программа состоит из трех разделов:
–
план производства продукции в натуральном выражении – устанавливает объем
выпуска продукции соответствующего качества по номенклатуре и ассортименту в
физических единицах измерения (т, м, шт). Он определяется, исходя из полного и
лучшего удовлетворения спроса потребителя и достижения максимального
использования производственных мощностей;
–
план производства продукции в стоимостном выражении в показателях валовой,
товарной и чистой продукции;
–
план реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении. Он
составляется, исходя из заключенных договоров на поставку продукции, а также полуфабрикатов,
узлов и деталей по договорам кооперации с другими предприятиями, а также
собственной оценки емкости рынка. Расчет объема реализуемой продукции
производится на основе величины товарной продукции с учетом изменения остатков
продукции на складе и отгруженной, но не оплаченной заказчиками, на начало и
конец планируемого года. Но объем реализации продукции также влияют изменение
качества выпускаемой продукции и действующих на предприятии цен на продукцию и
услуги.
Исходными
данными для определения максимально возможного выпуска продукции за год служит
среднегодовая производственная мощность предприятия и коэффициент ее
использования. Часто обеспечение потребностей рынка требует введения в действие
новых дополнительных мощностей за счет технического перевооружения,
реконструкции или расширения предприятия.
1.3. Качество продукции и его оценка
Качество
продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность
удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Показатель
качества продукции представляет собой количественную характеристику одного или
нескольких свойств продукции, составляющих ее качество и рассматриваемую
применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или
потребления.
В
различных отраслях промышленности для характеристики качества используются
различные показатели. Например, в пищевой промышленности:
–
физико-химические показатели – характеризуют состав пищевых продуктов;
–
органолептические показатели – это внешний вид, цвет, вкус, запах;
–
эстетические показатели – характеризуют художественное оформление пищевой
продукции (упаковки);
–
технологические показатели – удельный вес сырья на выработку единицы продукции;
коэффициент использования исходного сырья, материалов, энергетических ресурсов
и т.д.;
–
патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических
решений, использованных при производстве продукции, их патентную защиту, а
также возможность беспрепятственной реализации продукции в стране и за рубежом.
К ним относятся показатели патентной чистоты, патентной защиты,
территориального распространения;
–
показатели сохраняемости – определяют способность различных видов пищевой
продукции сохранять потребительские свойства в течение сроков, предусмотренных
соответствующей нормативно-технической документацией;
–
показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обуславливающие ее
безопасность для здоровья человека при ее использовании, хранении или
транспортировке.
В
машиностроении применяются следующие показатели для оценки качества продукции:
1)
показатели назначения продукции, которые подразделяются на:
а) классификационные (грузоподъемность,
скороходность, производительность, мощность);
б) конструктивные (удобство управления,
размещения, обзора);
в) эксплуатационные (простота и доступность
обслуживания, эффективность работы);
2)
показатели надежности (безотказность, ремонтнопригодность, сохраняемость и
долговечность);
3)
технологичность конструкций (простота собираемости, рациональность схемы, их
соединения, материалоемкость изделия и др.);
4)
показатели стандартизации и унификации (коэффициент нового уникального
конструирования, коэффициент повторяемости, коэффициент применяемости,
коэффициент серийности и коэффициент экономической эффективности
стандартизации);
5)
эргономические показатели, которые можно разделить на:
а) гигиенические (температура, влажность,
давление, освещенность);
б) антропометрические (соответствие
конструкции изделия размерам тела человека и его отдельных частей и др.);
в) физиологические и психофизиологические
(соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным,
психофизическим особенностям человека);
6)
эстетические показатели включают гармоничность, выразительность, целостность,
оригинальность внешнего вида, соответствие окружающей среде, соответствие стилю
и др.;
7)
патентно-правовые показатели характеризуют патентную чистоту продукции, ее
конкурентноспособность на мировом рынке;
8)
показатели экономичности изделия определяют размеры затрат, необходимых для
проведения мероприятий, повышающих его качество.
Для
определения качества выпускаемой на предприятии продукции применяют систему
общих показателей, в которую входят:
–
доля принципиально новых (прогрессивных) изделий в общем их объеме;
–
коэффициент обновления ассортимента продукции;
–
доля изготовленной продукции, на которую получены сертификаты;
–
доля производственного брака;
–
относительный объем сезонных товаров, реализованных по сниженным ценам и др.
1.4. Методы обеспечения качества
Основными
элементами механизма управления качеством продукции на предприятии являются:
стандартизация и сертификация продукции; внутренние системы качества;
государственный надзор за соблюдением стандартов, норм и правил; внутрипроизводственный
и технический контроль качества.
Стандартизация
– это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в
определенной отрасли.
Стандартизация
охватывает установление:
–
единиц измерений, терминов и обозначений;
–
требований к качеству продукции, сырья, материалов и производственных
процессов;
–
единой системы показателей качества продукции, методов ее испытания и контроля;
–
требований, обеспечивающих безопасность труда и жизни людей, а также
сохранность материальных ценностей;
–
единых систем классификации и кодирования продукции, носителей информации, форм
и методов организации производства и т.п.
Основой
стандартизацией являются стандарты и технические условия.
Стандартом
называется нормативно-технический документ, устанавливающий требования к
группам однородной продукции, а в необходимых случаях к конкретной продукции,
правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение.
В
зависимости от сферы действия, содержания и уровня утверждения
нормативно-технические документы подразделяются на: государственные стандарты
(ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты научно-технических и инженерных
товариществ, стандарты предприятий (СП), а также международные стандарты.
Технические
условия – нормативно-технический документ, устанавливающий требования к
конкретной продукции (моделям, маркам).
Сертификация
– это установление соответствия продукции конкретным стандартам (в основном
международным – ИСО серии 9000) или техническим условиям и выдача
соответствующего документа (сертификата).
Сертификация
– важнейший фактор улучшения продукции, действенный механизм управления ее
качеством, дающий возможность объективной оценки ее конкурентоспособности,
пригодности, соответствия требованиям экологической чистоты.
Государственный
надзор за качеством осуществляет Государственный комитет Украины по
стандартизации, метрологии и сертификации и его территориальные органы – центры
стандартизации, метрологии и сертификации.
Внутрипроизводственный
технический контроль на предприятии осуществляет отдел технического контроля
(ОТК), главной задачей которого является обеспечение необходимого уровня
качества, зафиксированного в нормативно-технических документах, путем
непосредственной проверки каждого изделия и целенаправленного влияния на
условия и факторы, формирующие его.
Основными
задачами управления качеством продукции на предприятии на современном этапе
являются:
–
систематическое приведение уровня качества продукции к существующим,
зарождающимся или прогнозируемым потребностям рынка, а также целенаправленное
воздействие на развитие потребностей;
–
обеспечение конкурентноспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;
–
определение заданий по модернизации выпускаемой продукции и созданию новых
видов продукции;
–
определение состава целевых программ качества и др.
2. Себестоимость продукции
2.1. Общая характеристика себестоимости
Себестоимость
продукции – это денежное выражение непосредственных затрат предприятия на
производство и реализацию продукции.
Себестоимость
продукции – синтетический, обобщающий показатель, характеризующий все стороны
деятельности предприятия, а также отражающий эффективность его работы.
В
себестоимость продукции включают следующие затраты:
–
на подготовку производства и освоение выпуска новых видов продукции, пусковые
работы;
–
исследование рынка;
–
непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией
и организацией производства, включая расходы на управление;
–
на совершенствование технологии и организации производственного процесса, а
также улучшение качества изготавливаемой продукции;
–
на сбыт продукции (упаковка, транспортировка, реклама, хранение и др.);
–
набор и подготовку кадров;
–
другие денежные расходы предприятия, связанные с выпуском и реализацией продукции.
Существует
следующая классификация затрат:
1)
по степени однородности – элементные (однородные по составу и экономическом
содержанию – материальные затраты, оплата труда, отчисления от нее,
амортизационные отчисления и др.) и комплексные (разные по составу,
охватывающие несколько элементов затрат – например, затраты на содержание и
эксплуатацию оборудования);
2)
по связи с объемом производства – постоянные (их общая величина не зависит от
количества изготовленной продукции, например, затраты на содержание и
эксплуатацию строений и сооружений) и переменные (их общая сумма зависит от
объема изготовленной продукции, например, затраты на сырье, основные материалы,
комплектующие). Переменные затраты в свою очередь можно подразделить на
пропорциональные (изменяются прямо пропорционально объему производства
продукции) и непропорциональные;
3)
по способу отнесения затрат на себестоимость отдельных изделий – прямые
(непосредственно связаны с изготовлением определенных изделий и относятся на
себестоимость каждого из них прямым путем) и косвенные (связанные с
производством нескольких видов изделий, их распределяют между ними по
какому-либо признаку).
Следует
также различать общие затраты (на весь объем продукции за определенный период)
и затраты на единицу продукции.
2.2. Смета затрат на производство
Смета
затрат на производство – это затраты предприятия, связанные с основной
деятельностью, за определенный период независимо от того, относятся они на
себестоимость продукции в этом периоде или нет.
Поэтому
смета затрат на производство и себестоимость всего объема продукции часть не
совпадают.
Смета
затрат на производство характеризует всю сумму расходов предприятия в разрезе
экономически однородных элементов. В промышленности принята следующая
группировка затрат по экономическим элементам:
*
материальные затраты включают расходы на:
–
сырье и материалы (за вычетом стоимости возвратных отходов по цене их
возможного использования или реализации);
–
покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты;
–
вспомогательные материалы;
–
топливо и энергия, расходуемые на технологические или хозяйственные нужды;
–
производственные услуги сторонних предприятий, а также своих хозяйств, не
относящихся к основной деятельности, и некоторые другие расходы.
*
затраты на оплату труда включают расходы на оплату труда штатного и
позаштатного промышленно-производственного персонала предприятия, включая
премии, стимулирующие и компенсационные выплаты;
*
отчисления на социальные нужды – отчисления во внебюджетные социальные фонды
(пенсионный, социального страхования, на случай безработицы и Фонд ликвидации
последствий Чернобыльской катастрофы) по установленным нормам от затрат на
оплату труда;
*
амортизация основных фондов – затраты, равные сумме амортизационных отчислений
на полное восстановление основных производственных фондов, включая ускоренную
амортизацию;
*
прочие затраты, не вошедшие в ранее перечисленные элементы затрат. Это налоги,
сборы, отчисления в специальные фонды, оплата услуг связи, вычислительных
центров, затраты на командировки, страхование имущества, вознаграждения за
изобретательство и рационализаторство, оплата работ по сертификации продукции,
арендная плата и другие.
Смета
затрат на производство группирует издержки по элементам затрат независимо от
места их возникновения, показывает их ресурсную структуру, что очень важно для
анализа факторов, влияющих на снижение себестоимости продукции.
2.3. Себестоимость отдельных изделий (видов продукции)
При
определении себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) используется
группировка затрат на единицу продукции по статьям калькуляции, необходимая в
процессе ценообразования на разные виды изделий (продукции), расчета их
рентабельности, анализа затрат на производство одинаковых изделий с
конкурентами и т.д.
Различают
плановые и фактические калькуляции.
Главный
объект калькулирования – готовые изделия (продукция), предназначенные для
отпуска за пределы предприятия.
Перечень
статей калькуляции, их состав и методы распространения затрат по видам
продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями
по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции
(работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.
На
большинстве предприятий промышленности принята следующая типовая
(приблизительная) номенклатура калькуляционных статей затрат:
1)
сырье и материалы;
2)
энергия технологическая;
3)
основная заработная плата производственных рабочих;
4)
дополнительная заработная плата производственных рабочих;
5)
отчисления на социальные нужды с основной и дополнительной заработной платы
производственных рабочих;
6)
содержание и эксплуатация машин и оборудования;
7)
цеховые (общепроизводственные) расходы;
8)
общехозяйственные расходы;
9)
подготовка и освоение производства;
10)
внепроизводственные расходы (на маркетинг и сбыт).
Сумма
первых семи статей образует цеховую себестоимость, девяти – производственную, и
всех статей – полную себестоимость продукции.
В
условиях перехода на рыночные отношения многие малые и средние предприятия
используют сокращенную номенклатуру калькуляционных статей.
Структура
себестоимости по калькуляционным статьям показывает: соотношение затрат в
полной себестоимости продукции, что израсходовано, куда израсходовано, на какие
цели направлены средства. Она позволяет выделить расходы каждого цеха или
подразделения предприятия.
Если
в смете затрат на производство объединены только экономически однородные
элементы затрат, то в статьях калькуляции только некоторые являются
однородными, а остальные включают различные виды расходов, т.е. являются
комплексами.
К
факторам, обеспечивающим снижение себестоимости, относятся: экономия всех видов
ресурсов, потребляемых в производстве, – трудовых и материальных; повышение
производительности труда, снижение потерь от брака и простоев; улучшение
использования основных производственных фондов; применение новейшей технологии;
сокращение расходов по сбыту продукции; изменение структуры производственной
программы в результате ассортиментных сдвигов; сокращение затрат на управление
и другие факторы.
3. Финансовые результаты
3.1. Прибыль и доход предприятия
Прибыль
и доход являются основными показателями финансовых результатов
производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Доход
– это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных
затрат.
Он
представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, т.е. включает в
себя оплату труда и прибыль.
Доход
Материальные затраты
Оплата труда
Прибыль
Себестоимость
Чистая прибыль
Налог на прибыль
Выручка от реализации
Доход
характеризует общую сумму средств, которая поступает предприятию за
определенный период и за вычетом налогов может быть использована на потребление
и инвестирование. Доход иногда является объектом налогообложения. В этом случае
после вычета налога он подразделяется на фонды потребления, инвестиционный и
страховой. Фонд потребления используется на оплату труда персонала и выплаты по
итогам работы за определенный период, за долю в уставном имуществе (дивиденды),
материальную помощь и т.п.
К
материальным относятся затраты, включаемые в соответствующий элемент сметы
затрат на производство, а также приравненные к ним затраты на: амортизацию
основных фондов, отчисления на социальные нужды, а также “прочие затраты”,
т.е. все элементы сметы затрат на производство за исключением затрат на оплату
труда.
Прибыль
– это часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и
сбыт продукции.
В
условиях рыночной экономики прибыль является одним из основных источников
накопления и пополнения доходной части государственного и местного бюджетов;
основным финансовым источником развития предприятия, его инвестиционной и
инновационной деятельности, а также источником удовлетворения материальных
интересов членов трудового коллектива и собственника предприятия.
На
величину прибыли (дохода) существенно влияют как объем выпускаемой продукции,
так и ее ассортимент, качество, величина себестоимости, совершенствование
ценообразования и другие факторы. В свою очередь прибыль воздействует на такие
показатели, как рентабельность, платежеспособность предприятия и другие.
Общая
величина прибыли предприятия (валовая прибыль) состоит из трех частей:
–
прибыли от реализации продукции – как разницы между выручкой от реализации
продукции (без учета НДС и акцизного сбора) и ее полной себестоимостью;
–
прибыли на реализацию материальных ценностей и иного имущества (это разница
между ценой их продажи и затратами на их приобретение и реализацию). Прибыль от
реализации основных фондов будет представлять разницу между выручкой от
продажи, остаточной стоимостью и затратами на демонтаж и реализацию;
–
прибыли от внереализационных операций, т.е. операций, непосредственно не
связанных с основной деятельностью (доходы по ценным бумагам, от долевого
участия в совместных предприятиях; сдачи имущества в аренду; превышение суммы
полученных штрафов над уплаченными и др.).
Распределение
прибыли предприятия в самом общем виде можно представить следующим образом:
Схема
использования прибыли предприятия.
3.2. Рентабельность ресурсов и продукции
В
отличие от прибыли, которая показывает абсолютный эффект деятельности,
существует относительный показатель эффективности работы предприятия –
рентабельность. В общем виде он исчисляется как отношение прибыли к затратам и
выражается в процентах.
Различают
следующие виды рентабельности:
1)
рентабельность производства (рентабельность производственных фондов) – Рп,
рассчитывается по формуле:
где
П – общая (валовая) прибыль за год (или другой период);
ОФП
– среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
НОС
– среднегодовой остаток нормируемых оборотных средств.
2)
рентабельность собственного капитала Рк, который характеризуется размером
уставного фонда (акционерного капитала);
где
П – чистая прибыль (с учетом уплаты процентов за кредит),
Кс
– собственный капитал, величина которого принимается по данным баланса и равна
сумме активов за минусом долговых обязательств.
Показатель
рентабельности собственного капитала интересует всех акционеров, т.к.
определяет верхнюю границу дивидендов;
3)
рентабельность совокупных активов Ра – характеризует эффективность
использования всего наличного имущества предприятия:
где
Ка – средняя сумма активов баланса предприятия;
4)
рентабельность продукции Рпрод. характеризует эффективность затрат на ее
производство и сбыт:
где
Пр – прибыль от реализации продукции (работ, услуг);
Ср
– полная себестоимость реализованной продукции;
5)
рентабельность отдельного вида продукции Рв:
где
Цв и Св – соответственно цена и полная себестоимость единицы определенного вида
продукции;
6)
рентабельность продаж Рр – показывает долю прибыли, приходящуюся на одну
денежную единицу продаж (стоимость реализованной продукции Vр):
3.3. Оценка и диагностика финансового состояния
предприятия
Прибыль
и рентабельность не характеризуют в полной мере финансовое состояние
предприятия и тенденции его изменения. Оно зависит от определенных финансовых
пропорций, которые анализируются по данным бухгалтерского баланса.
Соотношения
между отдельными элементами активов и пассивов баланса используются для оценки
и диагностики финансового состояния предприятия. При этом рассчитываются
следующие основные показатели:
–
степень (коэффициент) задолженности (Кзад) – определяется путем деления
долговых обязательств на активы предприятия. Если Кзад>0.5, то возрастет
риск неуплаты долгов;
–
коэффициент обеспечения долгов (Ко.д.) – определяется отношением собственного
капитала к сумме долговых обязательств. Если Ко.д.>1, то это значит, что предприятие
может уплатить долги собственным капиталом;
–
коэффициент текущей ликвидности (Кт.л.) – определяется отношением текущих
активов и краткосрочных обязательств. Если Кт.л.
–
коэффициент срочной ликвидности (Кc.л.) – это отношение активов высокой
ликвидности (например, ценные бумаги, деньги на банковских счета и в кассе,
дебиторская задолженность) к краткосрочным обязательствам. Если Кc.л.>1, то
краткосрочные обязательства обеспечены и долги могут быть быстро уплачены.
Финансовая
активность предприятия характеризуется следующими показателями:
–
средним периодом оплаты дебиторской задолженности покупателями продукции
предприятия;
–
средним периодом оплаты кредиторской задолженности предприятия поставщикам;
–
оборачиваемостью товарно-материальных запасов (как отношение объема продаж к
величине запасов).
4. Интегральная эффективность предприятия
4.1. Понятие и виды эффективности
Эффективность
производства представляет собой комплексное отражение конечных результатов
использования всех ресурсов производства за определенный промежуток времени.
Эффективность
производства характеризует повышение производительности труда, наиболее полное
использование производственных мощностей, сырьевых и материальных ресурсов,
достижение наибольших результатов при наименьших затратах.
Оценка
экономической эффективности производится путем сопоставления результатов
производства с затратами:
Под
результатами производства понимают его полезный конечный результат в виде:
1)
материализированного результата процесса производства, измеряемого объемом
продукции в натуральной и стоимостной формах;
2)
народнохозяйственного результата деятельности предприятия, который включает не
только количество изготовленной продукции, но и охватывает ее потребительскую
стоимость.
Конечным
результатом производственно-хозяйственной деятельности предприятия за
определенный промежуток времени является чистая продукция, т.е. вновь созданная
стоимость, а конечным финансовым результатом коммерческой деятельности –
прибыль.
Эффективность
производства можно классифицировать по отдельным признакам на следующие виды:
–
по последствиям – экономическая, социальная и экологическая;
–
по месту получения эффекта – локальная (хозрасчетная) и народнохозяйственная;
–
по степени увеличения (повторения) – первичная (одноразовый эффект) и
мультипликационная (многократно-повторяющаяся);
–
по цели определения – абсолютная (характеризует общую величину эффекта или в
расчете на единицу затрат или ресурсов) и сравнительная (при выборе
оптимального варианта из нескольких вариантов хозяйственных или других
решений).
Все
вместе взятые виды эффективности формируют общую интегральную эффективность
деятельности предприятия.
Достижение
экономического или социального эффекта связано с необходимостью осуществления
текущих и единовременных затрат. К текущим относятся затраты, включаемые в
себестоимость продукции. Единовременные затраты – это авансированные средства
на создание основных и прирост оборотных фондов в форме капитальных вложений,
которые дают отдачу только через некоторое время.
4.2. Измерение эффективности: критерии и система
показателей эффективности производства
Измерение
эффективности производства предполагает установление критерия экономической
эффективности, который должен быть единым для всех звеньей экономики – от
предприятия до народного хозяйства в целом. Таким образом общим критерием
экономической эффективности производства является рост производительности
общественного труда.
В
настоящее время экономическая эффективность производства оценивается на основе
данного критерия, выражающегося в максимизации роста национального дохода
(чистой продукции) на единицу труда.
На
уровне предприятия формой единого критерия эффективности его деятельности может
служить максимизация прибыли.
Эффективность
производства находит конкретное количественное выражение во взаимосвязанной
системе показателей, характеризующих эффективность использования основных
элементов производственного процесса. Система показателей экономической
эффективности производства должна соответствовать следующим принципам:
–
обеспечивать взаимосвязь критерия и системы конкретных показателей
эффективности производства;
–
определять уровень эффективности использования всех видов, применяемых в
производстве ресурсов;
–
обеспечивать измерение эффективности производства на разных уровнях управления;
–
стимулировать мобилизацию внутрипроизводственных резервов повышения
эффективности производства.
С
учетом указанных принципов определена следующая система показателей
эффективности производства:
1)
обобщающие показатели:
–
производство чистой продукции на единицу затрат ресурсов;
–
прибыль на единицу общих затрат;
–
рентабельность производства;
–
затраты на 1 гривню товарной продукции;
–
доля прироста продукции за счет интенсификации производства;
–
народнохозяйственный эффект использования единицы продукции;
2)
показатели эффективности использования труда (персонала):
–
темп роста производительности труда;
–
доля прироста продукции за счет увеличения производительности труда;
–
абсолютное и относительное высвобождение работников;
–
коэффициент использования полезного фонда рабочего времени;
–
трудоемкость единицы продукции;
–
зарплатоемкость единицы продукции;
3)
показатели эффективности использования производственных фондов:
–
общая фондоотдача;
–
фондоотдача активной части основных фондов;
–
рентабельность основных фондов;
–
фондоемкость единицы продукции;
–
материалоемкость единицы продукции;
–
коэффициент использования наиважнейших видов сырья и материалов;
4)
показатели эффективности использования финансовых средств:
–
оборачиваемость оборотных средств;
–
рентабельность оборотных средств;
–
относительное высвобождение оборотных средств;
–
удельные капитальные вложения (на единицу прироста мощности или продукции);
–
рентабельность капитальных вложений;
–
срок окупаемости капитальных вложений и др.
4.3. Факторы роста эффективности
Уровень
экономической эффективности в промышленности зависит от многообразия
взаимосвязанных факторов. Для каждой отрасли промышленности вследствие ее
технико-экономических особенностей характерны специфические факторы
эффективности.
Все
многообразие факторов роста эффективности можно классифицировать по трем
признакам:
1)
источникам повышения эффективности, основными из которых является: снижение
трудо-, материало-, фондо- и капиталоемкости производства продукции,
рациональное использование природных ресурсов, экономия времени и повышение
качества продукции;
2)
основным направлениям развития и совершенствования производства, к которым
относятся: ускорение научно-технического прогресса, повышение
технико-экономического уровня производства; совершенствование структуры
производства, внедрение организационных систем управления; совершенствование
форм и методов организации производства, планирования, мотивации, трудовой деятельности
и др.;
3)
уровню реализации в системе управления производством, в зависимости от которого
факторы подразделяются на:
а)
внутренние (внутрипроизводственные), основными из которых являются: освоение
новых видов продукции; механизация и автоматизация; внедрение прогрессивной
технологии и новейшего оборудования; улучшение использования сырья, материалов,
топлива, энергии; совершенствование стиля управления и др.;
б)
внешние – это совершенствование отраслевой структуры промышленности и
производства, государственная экономическая и социальная политика, формирование
рыночных отношений и рыночной инфраструктуры и другие факторы.
Список литературы
1.
Экономика предприятия: Учебник / Под редакцией проф. С.Ф. Покропывного. – К.:
Из-во “Хвиля-Прес”, 1995.
2.
Экономика предприятия: Учебник / Под общей редакцией проф., д.э.н. А.И.
Руденко. – Минск, 1995.
3.
Экономика предприятия: Учебник / Под редакцией проф. О.И. Волкова. – М.:
ИНФРА-М, 1997.
4.
Экономика предприятия: Учебник / Под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф.
Е.М. Купрякова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
5.
Руденко А. И. Стратегическое планирование на предприятии. КФ КИЭУ. Симферополь,
1997.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.i-u.ru/