Социологические исследования молодежных субкультур в современной России

Кафедра Социологии и гуманитарныхнаук
Контрольная работа
по истории социологии
на тему
Социологические исследования молодежныхсубкультур в современной России
2011

Оглавление
Введение
Раздел 1. Понятие и классификация субкультур
Раздел 2. Музыкальные субкультуры
Раздел 3. Результаты социологических исследований
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Молодежная субкультура- достаточноновое и многогранное явление общественной жизни. В последнее время понятие«молодежная субкультура» все чаще и чаще стало использоватьсяучеными-социологами и журналистами при обращении к явлениям и процессам,происходящим в молодежной среде.
Степень разработанности:вопросы субкультурного развития в последнее время исследуются многимиотечественными психологами и социологами. Среди отечественных авторов,занимавшихся изучением данной проблемы можно назвать О.Г. Заярную, А.И.Мазурову, И.Ю. Сундиева, П.В. Разина. Многие исследователи этого вопросаописали в своих работах символику и выразительное поведение той или инойсубкультуры. Некоторые пытались выделить потребности, которые удовлетворяютподростки, вступая в молодежные неформальные объединения.
Эта работа, опираясь наопыт проведенных исследований, ставит перед собой цель: выявить информированность молодёжи оразличных субкультурах, существующих в настоящее время в нашей стране.
Чтобы достичьпоставленной цели нужно выполнить ряд задач:
• Исследовать общуюосведомлённость о различных субкультурах
• Выяснить,какие субкультуры актуально представлены в нашей стране
• Выяснить,каковы основные источники информации о жизни различных субкультур
Объектом исследования являются респонденты,возраст которых от 15 до 25 лет. Предметом исследования являются музыкальные молодежныесубкультуры России.
Актуальность этой темы обусловленапоявлением в последнее время большого количества разнообразных субкультур иростом интереса исследователей и общества к этому феномену.

Раздел 1. Понятие и классификациясубкультур
Субкультура — свод накопленных ценностей и порядковгруппы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими ихмировоззрение. Субкультура — часть общественной культуры.
Составляющими субкультурыи одновременно признаками ее оказываются: знание (картина мира в узком смысле),ценности, стиль и образ жизни, навыки, умения. Критерием сформированностисубкультуры является совокупность указанных выше параметров.
Расскажем поподробнее окаждой составляющей субкультуры:
Знание (картинамира в узком смысле) — под этим понятием имеется ввиду вся совокупность знаний и представленийчеловека об окружающей действительности, отталкиваясь от которых он выстраиваетцелостный образ социального мира и своего места в нем. На основе созданногообраза происходит ориентация в жизненном пространстве.
Ценности – один из компонентов социальнойсистемы, наделенный особым значением в индивидуальном или общественномсознании. Ценностью может быть любой объект (материальный или идеальный) — какреальный, так и воображаемый.
Стиль и образ жизни — эта категория объединяет в себетакие компоненты, как стиль жизни, образ жизни, социальные роли и статусы.Стиль жизни будет пониматься как социально-психологическая категория,выражающая определенный тип поведения людей. К стилю и образу жизни, которыйбудет характеризовать, и отличать субкультуру как таковую, мы отнесем именнотот стиль и образ жизни (стиль жизни, условия жизни, роли и статусы), которыйприсущ определенной социальной группе в целом и конкретному индивиду (членусубкультуры) в частности.
Субкультура можетотличаться от доминирующей культуры манерой поведения, одеждой. Основойсубкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политическиевзгляды.
 Подмолодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения,обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей истереотипов.
Каждому изнас в каком-либо общественном месте удавалось хоть раз встретить человека,который отличался, прежде всего, необычным внешним видом. Это и есть неформал-представитель одной из современных субкультур. Человек-неформал — это попыткапоказать свою индивидуальность, бросить вызов миру с его бесконечными серымибуднями.
Каждыйнеформал относится к одному из видов молодежных субкультур: (ниже представленысамые распространенные в настоящее время подвиды субкультур)Виды субкультур Общее описание Подвиды Описание подвидов Музыкальные Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки Альтернативщики поклонники альтернативного рока, рэпкор Готы поклонники готик-рока Металлисты поклонники хэви-метал и его разновидностей Панки поклонники панк-рока Рокеры поклонники рок-музыки Хип-хоп (рэперы) поклонники рэпа и хип-хопа Скинхеды любители ска Эмо поклонники эмокор Имиджевые Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению Нудисты Стиляги Милитари Политические и мировоззренческие Субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям Антифа Неформалы Хиппи По хобби Субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби Байкеры Любители мотоциклов Райтеры Поклонники граффити Трейсеры Любители паркура Хакеры Любители компьютерного взлома (чаще нелегально) По другим увлечениям Субкультуры, основанные на кино, играх, мультипликации, литературе. Отаку Поклонники аниме(японской мультипликации Геймеры Поклонники компьютерных игр Футбольные хулиганы
Появлениемолодежной субкультуры объясняется целым рядом факторов. Главными из нихявляются:
1.Социально-экономическиепричины (безработица, скучная, малоинтересная работа).
2. Различиямежду поколениями.
3.Особенности возрастной психологии. Молодежь эмоциональнее, динамичнее,независимее. У большинства еще нет семьи, профессии, того круга многочисленныхобязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий взрослыйчеловек.
4. Стремлениемолодежи создать свой особый мир ценностей, обрести осмысленный и значимыйдосуг, круг единомышленников, возможности самовыражения.
В рамкахмолодежной субкультуры принято выделять три направления:
1.Асоциальные молодежные объединения. Они стоят в стороне от социальных проблем, но непредставляют угрозу обществу. Как правило, это неформальные объединения,названия которых отражают особенности их внешнего вида или поведения. Примерамитаких объединений являются панки, рокеры. Нередко они связаны с определенныммузыкальным стилем. Например, рокеры считают своей музыкой ранний рок-н-ролл,символом которого был Элвис Пресли.
2.Антисоциальные объединения. Их протест может принимать социально опасные, агрессивныеформы. Они открыто противостоят органам власти. Примером таких объединенийявляется движение скинхедов. Среди них немало приверженцев фашистскойидеологии. Современные фашисты выступают против мигрантов, число которых вРоссии резко возросло. Мигранты образуют свою субкультуру, некое маргинальное образование,которое увеличивается по размерам и может вытеснить представителей кореннойнациональности. Таким образом, существуют объективные проблемы, которое«подпитывают» движение скинхедов. Однако, они должны решатьсяцивилизованным путем на государственном уровне. Согласно социологическимисследованиям, в России сейчас не менее 35 тысяч скинхедов, которые выступаютпод лозунгом «Россия для русских». К ним примыкают подростки 14 — 16лет, их лидерам не более 20 — 23 лет. В основной своем массе эти ребята малообразованы, в лучшем случае они — учащиеся ПТУ.
3.Просоциальные объединения. Они приносят пользу обществу. Члены этих объединенийборются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасаютпамятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся обинвалидах и престарелых людях. Примером такого рода объединений являются«зеленые» — экологические организации, активность и популярностькоторых неуклонно растет.
 
Раздел 2.Музыкальные субкультуры
Мы поговорим о субкультурах,выделенных на основании признака музыкальных пристрастий, соответствующей моды.Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическомуимиджу популярных в данной субкультуре исполнителей.
Альтернативщики — молодежная субкультура, возникшаяв начале 1980-х годов, впоследствии занесенная в Россию в 1990-х.Сформировалась при смешении металлистов, панков и рэперов. Успех альтернативноймузыки обеспечили такие группы, как Nirvana, Korn и Limp Bizkit. Популярнымитемами для текстов песен являются призывы к политической грамотности населенияи антифашизм. Тем не менее, тексты могут рассказывать о буйных вечеринках,любви, насилии, наркотиках.
Внешний видпредставителей этой субкультуры сильно зависит от их возраста и среды общения.Наибоилее часто встречающаяся сегодня черные волосы, закрывающие уши, чернаяодежда, кеды (преимущественно скейтерские), пирсинг на лице, тоннели, дреды,татуировки. В этой среде зачастую употребляют наркотики, алкоголь и занимаютсяэкстремальными видами спорта.
Го́ты — представители молодёжнойсубкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на волне пост-панка. ВРоссии они появились в 1990 году. Готическая субкультура весьма разнообразна инеоднородна, однако для нее в той или иной степени характерны следующие черты:мрачный имидж, интерес к мистицизму и эзотерике, любовь к готической музыке.Изначально готами называли поклонников готической музыки, но позднеесубкультура распространилась и на литературу, кино, живопись. И все же главную рольв данной субкультуре несет своеобразное мировоззрение, особое восприятиеокружающего мира, смерти- как фетиш, что может считаться одним из признаковпринадлежности к готам. Но не стоит забывать, что готика появилась благодарямузыке, и по сей день, она является главным объединяющим фактором для всехготов.
Готы имеютсвой, узнаваемый имидж, который за последнее время претерпел значительныеизменения. Как бы ни развивалась готика, остаются два неизменных основныхэлемента: преобладающий черный цвет одежды (иногда с элементами других цветов),а также исключительно серебряные украшения- золото принципиально неиспользуется, поскольку расценивается, как символ обычных, избитых ценностей, атакже цвет солнца (серебро- цвет луны).
Причёскатакже играет весьма важную роль в имидже готов обоих полов. Это могут бытьпросто прямые длинные волосы, или же их поднимают гелем или собирают в большиепучки. Изредка встречаются ирокезы. Часто волосы красят в чёрный, красный,фиолетовый и белый цвета, возможно также окрашивание с прядами одного цвета нафоне другого. Мейк-ап остаётся одним из главных признаков принадлежности ксубкультуре: плотный слой белой пудры на лице, чёрная подводка глаз и губ.
Металли́сты (металхэ́ды или мета́леры)-это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся вРоссии в 1980-х годах.
Субкультура металлистовлишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена, в основном, вокруг музыки.Тексты метал-групп пропагандируют независимость, самостоятельность иуверенность в себе, культ «сильной личности». Отношение к религииразлично, но традиционно считается, что металлисты не религиозны.
Внешний видметаллистов :
Длинные волосы у мужчин
Кожаная куртка -косуха, кожаныйжилет.
Чёрные футболки илибалахоны с логотипом любимой металлической группы.
Напульсники- кожаныебраслеты
Нашивки наодежде и прочих окружающих предметах
Тяжелаяобувь- камелоты, гриндерсы, короткие сапоги с цепями-казаки.
Джинсы (обычно синие иличёрные), кожаные штаны.
Цепи, крепящиеся на пояс
Панки — молодёжная субкультура, возникшая всередине 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, в России этасубкультура появилась чуть позднее- в 1980-х годах.
Панкипридерживаются различных политических взглядов, но в большинстве своём ониявляются приверженцами социально направленных идеологий и прогрессивизма. Дляпанков характерно стремление к личной свободе и независимости, принципы«не продаваться», «полагаться на самого себя».Панки отличаются пёстрым эпатажным имиджем:
многие панки красятволосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем илипивом, чтобы они стояли торчком. В 80-х у панков стала модной причёска«ирокез». Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары. Носятнапульсники и ошейники из кожи с шипами, заклёпками и цепями. Многие панкиделают татуировки. Также носят рваные протёртые джинсы (которые они самиспециально режут).
Рокеры появились как субкультура впятидесятых- начале шестидесятых годов в эпоху рок-н-ролла, представителямимузыки и стиля которой стали Чак Бэрри, ранний Элвис Прэсли.
Рокеры носяткожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками,нашивками и булавками. На головах у них нередко довольно модные кожаные кепки.Обычно они ездят на мотоцикле в шлеме с открытым лицом. В гардеробе каждогорокера присутствуют джинсы, кожаные брюки, высокие мотоциклетные ботинки,военные футболки и ботинки.
Другаясторона рокерской культуры- злоупотребление алкоголем, наркотиками, сигаретами.
Хип-хоп — молодёжная субкультура, появившаясяв середине 1970-х в среде афроамериканцев и латиноамериканцев. Для неёхарактерны своя музыка (также называемая хип-хоп,рэп), свой сленг, своя хип-хоп мода, танцевальные стили (брейк-данс), графическоеискусство (граффити) и свой кинематограф. К началу 1990-х г. хип-хоп сталчастью молодёжной культуры во многих странах мира, а также в России.
Музыкахип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного речитатива счётко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем, хотя нередки композициии без вокала. На сцене музыканты часто сопровождаются танцевальным ансамблем. Внастоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески успешных видовсовременной развлекательной музыки.
Стильлюбителей хип-хопа:
большинство носят джинсы-«трубы»и плотные рубашки или спортивные футболки, ювелирные украшения, стилизованныепод рэп-культуру. Одежда больших размеров приветствуется. Шапочки,«бейсболки», повёрнутые назад, рюкзаки до пояса, цепочки, спортивныекурточки, футболки- это обязательная атрибутика представителей этойсубкультуры.
Молодежь, котораяявляется частью данной субкультуры можно классифицировать, как достаточноспецифическую и неординарную. Хип-хоп мода и дальше будет влиять на очередныемолодые поколения потребителей, а артисты и их поклонники находить новые путиразвития субкультуры.
Эмо- молодежная субкультура, образовавшаяся на базепоклонников одноимённого музыкального стиля. Как и большинство современныхсубкультур, эмо берет начало в США в середине 80-х годов. В России же об этойсубкультуре стало известно лишь в начале XXI века.
Выражение эмоций- главноеправило для тех, кто относит себя к субкультуре эмо. Их отличает:самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственноемироощущение. Зачастую эмо- ранимый и депрессивный человек. Он выделяется изтолпы ярким внешним видом, ищет единомышленников и мечтает о счастливой любви.
Эмо характеризуетоснованный на эстетике прекрасного принципиально инфантильный взгляд на мир, интровертность,акцент на внутренних переживаниях.Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка докончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разныестороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. Удевушек возможны детские, смешные причёски. Для создания этих причесок эмотратят баллоны фиксирующего лака для волос. Часто эмо прокалывают уши илиделают тоннели. Помимо того, на лице эмо может быть пирсинг (например, в губахи левой ноздре, бровях, переносице). Глаза густо подводят карандашом или тушью,благодаря чему они выглядят ярким пятном на лице. Ногти покрывают чёрным лаком.
Эмо носятодежду в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками.Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другиешокирующе-яркие сочетания считаются допустимыми. Наиболее типичная для ниходежда- это узкие джинсы, кеды с яркими или чёрными шнурками, чёрный илирозовый ремень, клетчатая косынка-арафатка на шее.
Раздел 3. Результатысоциологических исследований
 
В ходе исследования был предложен один из вопросов:«Перечислите представителей каких молодежных субкультур вы встречали ?
Результаты были следующие:
1.Субкультуры, выделенные на основании признака асоциальной направленности иделиквентного / криминального поведения – 2,19%
2.Субкультуры, выделенные на основании признака увлечения различными видамиспорта – 6,24%
3.Субкультуры, выделенные на основании способа проведения свободного времени /трудно идентифицируемые – 7,78%
4.Субкультуры, выделенные на основании признака социальной активности иполитических взглядов – 20,92%
5.Субкультуры, выделенные на основании признака музыкальных пристрастий,соответствующей моды – 62,87%
Следующим вопросом к респондентам был «Представители какихмузыкальных субкультур вы встречали ?
Ответы распределились следующим образом:
“Панки” –25,13%
“Эмо” –22,32%
“Рэперы” –19,06%
“Готы” –12,94%
“Хиппи” –6,64%
“Металлисты”– 5,5%
“Неформалы” –4,01%
“Альтернативщики”– 2,98%
“Другие” –1,43%
Респондентамзадавали вопрос: «Что является основным источником информации о субкультурах?» Результатыполучились следующие:
— Телевидение– 35,20% — Рассказы друзей – 23,70% — Наблюдаете со стороны, являетесьочевидцем – 14,59% — Сами активно участвуете в жизни какой-либо из субкультур –10,52% — Газеты, журналы, радио – 10,52% — Интернет – 4,63% — Нет ответа –0,84%
/>
Мотивы, покоторым молодые люди становятся участниками определённой субкультуры,распределились следующим образом:
— Интересы –42,63%
— Попыткапобедить внутреннее одиночество, желание найти друзей и единомышленников –34,71%
— Потребностьв эмоционально насыщенном общении – 12,48%
— Конфликтына учёбе и дома – 5,89%
— Потребностьв защите и независимости – 4,29%
Как видногруппа мотивов, обусловленных проблемами в общении, отношениях со взрослыми,чувством незащищённости дома и на учёбе в сумме составляют 12,48%.
То есть субкультуры вбольшей степени выступают как объединения по интересам, помогающие уйти отодиночества и удовлетворяющие потребность в насыщенном общении.
исследование информациямолодежь субкультура

Заключение
 
Мы дали обоснованиетермину «субкультура», охарактеризовали составляющие и признаки субкультуры,которыми являются знание; ценности; стиль и образ жизни; социальные институтыкак системы норм; процедурное знание (навыки, умения, способы осуществления,методы); потребности и склонности.
Также познакомились свидами субкультур: музыкальными, политическими, имиджевыми, и с субкультурамипо хобби.
Выявили ряд фактороввозникновения субкультур, к которым относится малоинтересная жизнь, различиямежду поколениями, а также особенности возрастной психологии молодежи.
Выделили три направлениямолодежных субкультур: асоциальное молодежное объединение,антисоциальное и просоциальное объединения.
В разделе 2 мы обратилиособое внимание на музыкальные субкультуры молодежи, такие как панки, эмо, рокеры,альтернативщики, представители хип-хопа, металлисты и более подробно рассказалиоб их атрбутике, стиле в музыке и в одежде.
В разделе 3мы привели несколько социологических опросов, в ходе одного из которыхвыяснилось, что большинство музыкальных субкультур, а именно 62,87%, т.е. модаи музыкальные пристрастия наиболее важные признаки в молодежной среде; наиболееизвестными субкультурами среди респондентов являются панки – 25,13% и эмо –22,32%; также выяснили основные источники информации о субкультурах — телевидение– 35,20% и по рассказы друзей – 23,70%; узнали, что интерес и попытки победитьвнутреннее одиночество стали основным мотивом, по которому люди приобщились ктой или иной субкультуре.
Итак, темасубкультур – это одна из интереснейших тем. Она обширна и многогранна. Онажизненна и наблюдается каждый день. Субкультуры не стоят на месте, ониразвиваются и изменяются. Они все шире охватывают человечество.
Многообразие субкультурбыло подтверждено на примерах, включивших в себя лишь малую долю существующихсубкультур.

Список использованной литературы
 
1. Бельский В.Ю., Беляев А.А. «Социология», М.,«ИНФРА — М», 2005
2. Громов А.В., Кузин О.С. «Неформалы. Кто естькто?» — М.,1990г.
3. Левикова С. И.: ”Молодежнаясубкультура”: Учеб. пособие, 2004 г.
4. Слюсаревский Н.Н. Субкультура как объект исследования.
5. Источник из интернета:http://www.sub-culture.ru/