МИНИСТЕРСТВОВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТАШКЕНТСКИЙХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
КАФЕДРА:ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯРАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯТЕОРИЯ
НА ТЕМУ
Безработица вРеспублике Узбекистан
ТАШКЕНТ 2010
ПЛАН
Введение
1. Занятость и безработица: понятие ипоказатели
2. Социально-экономическая сущностьбезработицы и ее виды
3.Особенности рынка труда вУзбекистане
3.1 Безработица в РеспубликеУзбекистан
3.2 Трудовая миграция в кризисныйпериод
4. Социальная политика и социальнаязащита населения (национальная модель Узбекистана)
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Рынок труда — этосоставная часть структуры рыночной экономики, функционирующая в ней наряду сдругими рынками: сырья, материалов, ценных бумаг и т.д.
В общем виде под рынкомтруда понимают особую подсистему рыночной экономики, в которой взаимодействуютс одной стороны — работодатели (собственники средств производства), с другой — наемные работники. В результате этих взаимоотношений формируются объем,структура и соотношение спроса и предложения на рабочую силу.
Составными компонентамирынка труда являются:
1. Спрос на труд
2. Предложение труда
3. Цена рабочей силы
4. Стоимость рабочей силы
5. Конкуренция
Спрос на труд — отражаетобщий объем общественных потребностей в рабочей силе, представленных на рынкетруда.
Предложение труда — общееколичество рабочей силы, характеризуемой численностью и составом (пол, возраст,образование, профессия, квалификация и т.д.).
Ценой рабочей силыявляется ее заработная плата.
Стоимость рабочей силыопределяется общественными издержками на ее воспроизводство, т.е. объемомпотребляемых материальных и нематериальных благ.
Основным механизмомфункционирования рынка труда является конкуренция — как между нанимателями запривлечение высокопроизводительной рабочей силы, так и между работниками зазамещение вакантных рабочих мест в системе общественного разделения труда, атакже между работниками и нанимателями за условия трудового соглашения и оплатутруда и т.д.
Таким образом, рыноктруда представляет собой специфический вид товарного рынка, отличительнойособенностью которого является то, что здесь осуществляется реализация особогорода товара — рабочей силы, или способности человека к труду.
Как экономическоепонятие, рынок труда отражает взаимоотношения между владельцами этого товара(наемными работниками), одновременно являющимися и его продавцами, ипокупателями (работодателями). Ввиду особой специфики и важности для обществаэтих взаимоотношений они оформляются юридически в трудовом законодательстве.
1. ЗАНЯТОСТЬ ИБЕЗРАБОТИЦА: ПОНЯТИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ
В условиях рыночнойэкономики важное социальное значение приобретают проблемы занятости ибезработицы. Под занятостью населения понимают деятельность граждан, связаннуюс удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащуюзаконодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход. К занятымгражданам в составе экономически активного населения (в соответствии с закономо занятости населения Республики Узбекистан) относят лиц обоего пола в возрастеот 16 лет и старше, а также лиц моложе 16 лет, которые в рассматриваемыйпериод:
— выполняли работу понайму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего дня, а такжеиную приносящую доход работу;
— временно отсутствовалина работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобныхпричин;
— выполняли работу безоплаты на семейном предприятии.
В соответствии склассификацией МОТ к экономически активному населению относят часть населения,обеспечивающую предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.Численность этой группы населения включает занятых и безработных. К безработнымотносятся лица в возрасте 16 лет и старше, которые не имеют работы и заработка,зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы,ищут работу и готовы приступить к ней. Экономически неактивное население — эточасть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся:
— учащиеся, студенты,слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях;
— лица, получающие пенсиипо старости и на льготных условиях;
— лица, получающие пенсиипо инвалидности;
— лица, занятые домашнимхозяйством, уходом за детьми, больными родственниками;
— лица, прекратившиепоиск работы, но которые могут и хотят работать;
— другие лица, которымнет необходимости работать, но которые могут и хотят работать.
Различают также нескольковидов занятости: продуктивную, социально полезную, полную, эффективную и др.
Продуктивная занятость — это занятость населения в общественном производстве. Социально полезнаязанятость определяется числом людей, не только занятых в общественномпроизводстве, но и военнослужащих, учащихся (в трудоспособном возрасте),занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больнымиродственниками. Полная занятость — это такое состояние общества, где всежелающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическаябезработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемыйфрикционной и структурной безработицей. Эффективная занятость характеризуется сдвух то чек зрения: с экономической — как наиболее рациональное использованиечеловеческого ресурса и социальной как наиболее полное соответствие интересамчеловека труда.
Таким образом, еслиполная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная — с качественной. Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегдаозначает отступление от условий полной и эффективной занятости. Еслипредложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, а при превышенииспроса над предложением имеет место скрытая безработица. В условиях переходнойэкономики потребовалось также осмысление категорий вторичной занятости исамозанятости. Вторичная занятость означает удлинение рабочего дня за пределынормальной продолжительности на тех же, смежных или новых рабочих местах (надругом предприятии, в форме индивидуальной трудовой деятельности и т.д.). Самозанятостьпредполагает самостоятельный поиск деятельности как источника дохода, созданиярабочих мест для получения постоянного или временного дохода с помощьюгосударственной поддержки разных уровней. Самозанятость чаще всего проявляетсяв форме малого бизнеса. Уровень занятости — процент численности рабочей силы,имеющей на определенный момент работу.
2.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЕЕ ВИДЫ
Безработица — эторезультат непрерывного изменения предложения и спроса рабочей силы в условияхрыночной системы хозяйствования. Она определяется как разница междучисленностью работоспособных, входящих г в общую массу рабочей силы, и числомзанятых трудовой деятельностью. Если в большинстве развитых стран рыночнойэкономики норма безработицы в 1991 году колебалась в пределах 6-12%, то вШвеции она составляла 2%, а в Японии — 2,3%, что является результатом разумногоприменения национальных моделей организации рынков труда в этих странах. Фрикционнаябезработица — существует постоянно в результате непрерывного измененияпредложения и спроса рабочей силы, смены рабочих мест. Но по отношению ккаждому отдельному работнику эта безработица является временной. Структурнаябезработица — возникает тогда, когда структура предложения рабочей силы несоответствует структуре спроса на нее, когда старые, неперспективные отраслипроизводства закрываются, а новые начинают развиваться и необходимо время дляпереподготовки работников и перемены ими рабочих мест. Специализированнаябезработица — образуется в результате сокращения спроса на работниковустаревших специальностей при одновременном наличии свободных рабочих мест поновым специальностям. Циклическая безработица — тип безработицы, возникающей вусловиях спада производства при превышении числа претендующих на рабочие местанад их количеством. Циклическую безработицу определяют как разницу между числомзанятых на данный период времени и числом рабочих мест, которые можно было бызанять на производстве при достижении потенциального уровня национальногодохода. Добровольная безработица — тип безработицы, возникающей при условиидобровольной не занятости некоторых групп населения (домохозяйки и другие лица,не желающие работать по каким-либо причинам). Скрытая безработица — этосодержание на предприятиях и в организациях в интересах сохранения трудовыхколлективов излишних работников, которые могли бы быть высвобождены врезультате спада производства. Такая форма проявляется главным образом в видевынужденного перехода на неполный рабочий день (неделю) и вынужденных отпусков(с частичной оплатой или без сохранения содержания) по инициативеадминистрации. Таким образом, безработица является характерной чертой рыночнойэкономики. Поэтому полная занятость — это нонсенс, несовместимый с идеейразвития рыночного хозяйства. Но все же безработица должна быть поставлена вопределенные рамки, в пределах которых достигаются режим эффективности роста исостояние экономической стабильности.
Безработица, соответствующаяэтому идеальному уровню, получила название естественной. В учебнике КэмпбеллаР. Макконелла и Стенли Л. Брю «Экономикс» отмечается, что в 60-хгодах в США естественной безработицей считались 4% от занятой рабочей силы.Сегодня ее уровень поднялся до 5-6%. Уровень безработицы измеряется как доляофициально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве.Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе. Естественнымуровнем безработицы называют такой уровень, при котором факторы, повышающие ипонижающие зарплату и цены, находятся в равновесии. Это наивысший уровеньзанятости, соответствующий потенциальному ВНП. Согласно концепции естественногоуровня потенциальный ВНП достигается при полной загрузке основного капитала,под которой понимается ситуация, когда индекс использования производственныхмощностей обрабатывающей промышленности равен примерно 86%. Естественныйуровень безработицы всегда выше нуля, так как она в той или иной мересуществует всегда в фрикционной или структурной формах.
3. ОСОБЕННОСТИ РЫНКАТРУДА В УЗБЕКИСТАНЕ
По данным РеспубликиУзбекистан, рынок труда в Узбекистане характеризуется следующими показателями:при общем росте доли трудоспособного населения с 48,9% в 1997 г. до 49,0% в 2005г. снижается доля занятых в общей численности трудоспособного населения с 78,4%в 2005 г. до 73,4% в 1995 г. Кроме того, меняется численность и структуразанятости по формам собственности. Если в 1995 г. на государственныхпредприятиях работало 61,2%, а в негосударственном секторе — 38,8% занятогонаселения, то в 2005 г. Соответственно25,2% в госсекторе и74,8% внегосударственном секторе. За этот же период произошло существенное сокращениезанятых в таких сферах, как промышленность, строительство, транспорт и связь,тогда как занятость в сельском хозяйстве возросла почти на 25%. Этосвидетельствует о том, что формирование рынка труда в Узбекистане идет всложных условиях, обусловленных следующими факторами:
— демографическойситуацией;
— структурной перестройкойэкономики;
— изменением формсобственности.
3.1 БЕЗРАБОТИЦА ВРЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Конституция РеспубликиУзбекистан – в статье 37, гарантирует право каждого гражданина на труд. Однакоуглубление экономического и социального кризиса приводит к массовому ростубезработицы. Официальные статистические данные показывают отношение чиновниковк данной проблеме, которые определяют уровень безработицы в стране, как 35-40тыс. чел. Если официально проблема отсутствует, то вряд ли можно надеяться наее широкое обсуждение среди экономистов. Между тем, с каждым днем ситуацияусложняется и требует неотлагательных решений. Главной причиной, влияющей нарост уровня безработицы, является, как известно, экономический застой, которыйимеет свои закономерные последствия, такие как:
-диспропорция рынкатруда;
-избытокнеквалифицированных трудовых ресурсов;
-низкая востребованностьнаучно-технических кадров;
-сокращение штатов впредприятиях и учреждениях;
-девальвация заработнойплаты бюджетных работников госучреждений и предприятий;
-ограничение спроса навыпускников ВУЗов и т.д.
Официальная статистикарегистрирует в качестве ищущих работу только тех, кто обращается на биржутруда. С учетом выявленных Министерством труда дополнительно к официальнозарегистрированным 645 тысячам человек незанятых, но желающих работать,безработицу в Узбекистане можно оценить на уровне 6,8 процента.
Анализ показывает, что:
темпы и масштабы созданияновых рабочих мест в республике пока еще заметно ниже прироста числа желающихработать;
низкая мобильностьизбыточных трудовых ресурсов села из-за недостаточного уровня их квалификации инегибкости рынка жилья препятствует их перетоку в населенные пункты снедостаточной или динамично расширяющейся трудозанятостью;
имеет место структурная ипрофессиональная несбалансированность спроса и предложения рабочей силы;
несовершенство системыподготовки и переподготовки кадров не позволяет ей быстро переориентироватьсяна изменяющийся спрос на рабочую силу.
В ближайшей перспективепроблемы занятости в Узбекистане сохранят свою остроту из-за ожидаемых высокихтемпов прироста населения в трудоспособном возрасте и активного высвобождениярабочей силы в связи с ростом производительности труда, активизацией процессовбанкротства, перепрофилирования предприятий и другими рыночнымипреобразованиями экономики.
Прогнозные расчетыпоказывают, что:
В 2008-2011 гг. приростчисленности населения трудоспособного возраста составит 14,5% (в среднем по 303тыс. человек в год), что близко аналогичному показателю1997-1999 гг. Сохранитсятакже опережающий прирост трудовых ресурсов сельской местности. (более 70%общего прироста). Только с 2011 г. ожидается снижение среднегодового приростанаселения в трудоспособном возрасте с 1.9% до 1,6% в 2012 году. Среднегодовойприрост за этот период оценивается в 250 тыс. человек.
наметившийся в экономикерост производительности труда может в 2008-2011 гг. привести к высвобождениюили переориентации на новые виды деятельности существенной части рабочей силы.Так, сохранение в промышленности и строительстве сложившихся в 2000-2005гг.среднегодовых темпов роста производительности труда создает возможностьусловного высвобождения около 260 тыс. человек. По оценкам специалистов,избыток рабочей силы в предприятиях сельского хозяйства составляет свыше 650тыс. человек. Активизация процедур банкротства и ликвидации убыточныхпредприятий приведет в 2008-2011 гг. к высвобождению еще не менее 100 тыс.человек, занятых в несельскохозяйственных отраслях материального производства.
Приведенные данныесвидетельствуют о том, что в среднесрочном периоде ситуация в сфере ожидаетсядаже более напряженная, чем в 2000-2005 гг. Удовлетворение возрастающихпотребностей населения в трудоустройстве требует создания в 2010-2012 гг. неменее 3 млн. рабочих мест (по 700 тысяч ежегодно), что в 1,5 раза больше, чемсоздавалось в среднем за последние четыре года. Ситуация начнет смягчатьсятолько с 2011 года благодаря снижению прироста численности населения,вступающего в трудоспособный возраст.
Ташкенте растут «мардикор-базары»– стихийные рынки поденщиков. Эти люди – разного возраста – собираются вопределенных местах, в ожидании заказчика на разовые работы, соглашаются налюбую работу. Появились и женские мардикор-базары, а это очень тревожнаятенденция, поскольку она является индикатором серьезных социальных проблем,накопившихся в обществе. Явление женщин-мардикоров – не просто социальнаяпроблема, она имеет еще и моральную сторону. Даже в самые тягостные временаузбекская женщина не становилась поденщиком. Этот факт свидетельствует о том,что во многих семьях кормилец семьи сам не может найти работу. Нередко такиесемьи распадаются.
Серьезным следствиемрастущей массовой безработицы является трудовая миграция, – дееспособныеграждане республики в поисках заработка, устремляются за ее пределы. Трудовыемигранты, в большей части пополняют ряды бесправных «гастробайтеров»в России, Турции, Южной Кореи и даже США.
3.2 ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ ВКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
Спустя год после началаострой фазы мирового экономического кризиса «Международная кризисная группа»(МКГ) решила оценить его последствия для государств Центральной Азии — Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, значительную часть ВВП которых составляютденежные переводы трудовых мигрантов. Выводы проведенного МКГ исследованиягласят, что, несмотря на апокалипсические прогнозы ряда аналитиков, худшего длястран региона сценария развития событий пока удалось избежать. Однако опасностьдестабилизации внутриполитической ситуации, возникшая в связи с сокращениемденежных переводов трудовых мигрантов и резким ухудшениемсоциально-экономического положения, продолжает сохраняться.
Предпринятое МКГисследование трудовой миграции проводилось на территории России, Казахстана,Узбекистана в октябре-декабре 2009 г., когда последствия глобального кризисауже ощутили в полной мере все страны СНГ. Основным методом сбора информациистали интервью с мигрантами, правительственными чиновниками, аналитиками,журналистами, гражданскими активистами, а также членами международныхорганизаций, которые работают с мигрантами. Благодаря этому была полученаинформация из первых рук. Вместе с тем, исследование основано главным образомна мнении «отпускающих обществ» — жителей самой Центральной Азии,тогда как позиция «принимающих обществ» — России и Казахстана — учтена в нем явно недостаточно, а нередко и просто отсутствует. По оценкаманалитиков МКГ, в течение 2004-2008 гг. на заработки в Россию и Казахстанежегодно отправлялись 2,5 миллиона граждан из Узбекистана. Цифра эта является,по-видимому, существенно заниженной. По данным Федеральной миграционной службыв течение 2008 г. в Россию прибыло 14,4 млн. иностранцев, в том числе около 2млн. из Узбекистана и по 1 млн. из Киргизии и Таджикистана. При этом лишь 2,3млн. из них работали в России легально, то есть получили разрешение на работу.Вместе с тем, только в Казахстане общее количество трудовых мигрантовсоставляло до кризиса около 3 миллионов человек, причем большинство из нихработали нелегально. Основными сферами занятости мигрантов являлись строительство,розничная торговля, сельское и жилищно-коммунальное хозяйство. Большинство изних работало в наиболее пострадавшей от кризиса строительной отрасли. Какследствие, около 1 млн. мигрантов (1/5 их общего количества), лишившись работы,вернулись в страны прежнего проживания. Однако на родине такого количестварабочих мест для них нет. В Узбекистане даже в условиях столь масштабнойтрудовой миграции сохраняется высокий уровень безработицы. Сознавая это,большинство мигрантов любыми способами стараются остаться в России.
О том, что значительнаячасть мигрантов лишилась работы, а зарплаты остальных значительно сократились,свидетельствует динамика денежных переводов за последние годы. По данным МКГ, в2009 году зарубежные переводы составляли 13% — ВВП Узбекистана. Причем впредкризисные годы они быстро и практически пропорционально по всем тремстранам региона росли. На протяжении 2006-2008 гг. объем денежных средств,переводимых трудовыми мигрантами в Узбекистан, вырос с 1,4 до 3,3 млрд. дол. (в2,4 раза). При этом в течение 2009 г. объем денежных переводов в Узбекистансократился на 30%.
Поскольку каких-тоположительных экономических изменений в Узбекистане в ближайшее время ожидатьтрудно, они продолжат генерировать большой поток трудовых мигрантов в Россию,и, в меньшей степени, в Казахстан. При этом сократить трудовую миграцию илиотказаться от нее Россия не сможет, поскольку ее потребность в рабочей силе«еще долго будет сильнее желания оставить своих граждан у себя». Основнымаргументом этого тезиса являются основанные на старых демографических данныхпрогнозы о том, что в 2008-2025 гг. естественная убыль населения Россиисоставит 11 миллионов, а число трудоспособного населения в 2011-2017 гг. будетежегодно сокращаться на 1 млн. чел. Общий же вывод аналитиков МКГ гласит, что«Россия должна будет продолжать политику привлечения большого числа иностранныхрабочих», иначе «это серьезно скажется на ее промышленном развитии…». Видеале же трудовым мигрантам вообще желательно предоставить российскоегражданство. Другая категория мигрантов – это ученые, квалифицированныеспециалисты, которые не находят достойного применения своим знаниям и вынужденывыезжать в развитые страны, где они могут работать по своей специальности.Последнее явление называется «утечкой мозгов», при этом страна теряетсвои лучшие кадры. Схожей с этой проблемой является проблема деквалификациинаучно-технических кадров. Многие ученые и специалисты переходят в болеенизкооплачиваемые сферы, не требующие высокой квалификации.
4. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ИСОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ (НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УЗБЕКИСТАНА)
Понятие«политика» (от греч. «государство») означает сферудеятельности государственных и общественных структур по подготовке и реализациирешений, имеющих основополагающее, принципиальное значение для определениянаправлений и путей развития общества. Любая проблема приобретает политическийхарактер, если ее решение связано с интересами людей, принадлежащих к различнымсоциальным группам. Это предопределяет высокую степень ответственности приподготовке и принятии политических решений. Предметом социальной политикиявляются проблемы отношений между двумя взаимосвязанными группами граждан, однаиз которых представляет трудоспособную часть населения, а другая — нетрудоспособную. Естественно, что сферой социальной политики должны быть обеэти группы. Политика государства в вопросах труда, занятости, заработной платыи др. является составной частью социальной политики. В литературе она частоименуется как социально-трудовая политика. Социально-трудовая политика исоциальная политика государства соотносятся как часть и целое. Одной из главныхзадач социальной политики является реализация социальных программ, однако дляэтого нужны огромные ресурсы, создание которых — дело экономики, а преодолениеспада производства, стабилизация и рост экономики невозможны безквалифицированного, эффективного, приносящего доход труда. Социальная политикане может быть реальной и полноценной, если она ограничивает сферу своеговлияния только так называемыми социально уязвимыми группами (детей, подростков,многодетных матерей, инвалидов и пенсионеров, а также безработных), т.е.направлена только на тех, кто по праву требует постоянного внимания, заботы иподдержки со стороны государства. Ядром внутренней политики Узбекистанаявляется построение рыночной экономики, ориентированной на интересы человека, ссильным механизмом мотивации труда и государственной защиты социально уязвимыхслоев населения. В настоящее время в Узбекистане реализуется национальнаямодель перехода к рыночным отношениям, в основу которой положено пять ключевыхпринципов, сформулированных Президентом Республики Узбекистан И. А. Каримовым:приоритет экономики над политикой; ведущая роль государства в осуществленииполитики преобразований; верховенство закона; сильная социальная политика сучетом демографической специфики; поэтапный эволюционный переход к рыночнойэкономике без революционных скачков и «шоковых» мер. При этом, вотличие от централизованно плановой и либеральной рыночной экономики,национальная модель предусматривает формирование социально ориентированнойрыночной экономики, при которой целью реформ и экономического развития являетсясоздание достойных условий развития человека, обеспечение надежных социальныхгарантий и повышения жизненных стандартов населения. В настоящее времясоциальная политика государства в рамках национальной модели перехода крыночной экономике исходит из основных задач текущего этапа реформ: завершенияпроцесса разгосударствления и формирования слоя реальных собственников;укрепления национальной валюты; структурной перестройки народного хозяйства — его переориентации на выпуск конечной продукции. Главными целями социальнойполитики являются повышение уровня и качества жизни населения, создание условийдля более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей для всехсоциальных групп на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активностиграждан, усиление социальной справедливости, совершенствование механизмасоциальных гарантий и социальной защиты.
Основой социальнойполитики государства на этапе перехода к рынку являются:
— свобода экономическойдеятельности как основа повышения благосостояния народа;
— повышение трудовойактивности как условие обеспечения собственного благополучия и благосостояниясемьи;
— адресная социальнаязащита населения, сосредоточение государственной поддержки на действительнонуждающихся слоях населения.
Основными направлениямигосударственной социальной политики Узбекистана в период перехода экономики крыночным отношениям являются:
— регулирование доходовнаселения;
— социальная защитанаселения и обеспечение социальных гарантий;
— решение проблемзанятости;
— ликвидация экологическивредных производств;
— реорганизацияфинансирования здравоохранения, образования, культуры;
— улучшениедемографической ситуации в республике.
Среди важнейшихнаправлений социальной политики проблемы труда занимают особое место. Рольтруда как основы жизнедеятельности общества обусловливает необходимостьвыработки и осуществления государственной политики в решении связанных с нимпроблем во взаимодействии с профсоюзами и работодателями (предпринимателями),как это вытекает из принципа трипартизма.
Основные направлениягосударственной политики в области труда включают в себя:
— создание экономическихи социальных условий для усиления мотивов и стимулов высокопродуктивного труда;
— создание системырегулирования ставок и окладов работников независимо от форм собственности;
— разработкагосударственных программ повышения производительности и эффективности труда наоснове рационального использования трудовых, материальных, технических иприродных ресурсов;
— совершенствованиетрудового законодательства, расширение государственных гарантий, льгот икомпенсаций в области труда и его оплаты;
— развитие социальногопартнерства государства с профсоюзами и другими организациями трудящихся,предпринимателями (работодателями) в решении вопросов труда и его оплаты,разрешение коллективных трудовых споров (конфликтов);
— разработка иосуществление государственной политики занятости населения;
— прогнозированиеразвития народонаселения, формирование трудового потенциала общества с учетомдемографических и социально-экономических факторов.
5. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ИСОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ (НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УЗБЕКИСТАНА)
Переход к рыночнойэкономике вызвал настоятельную необходимость введения понятия «социальнаязащита населения».
Социальная защитанаселения — это система прямых целевых гарантий государства населению,обеспечивающая нормальные условия жизнедеятельности.
Иными словами, системасоциальной защиты должна строиться исходя из решения задач обеспечениядействительной социально-экономической эффективности, а не из узких соображенийэффективности рыночной системы. При этом социальная защита всякий разоказывается объективно детерминирована, с одной стороны, той системойэкономических отношений, в которой она функционирует, а с другой — требованиямисовременного состояния мировой экономики, человеческого сообщества в целом.
В современной экономике,которая должна быть «экономикой для человека», нужна эффективнаясистема социальной защиты — такая, которая позволяет использовать трудовойпотенциал каждого человека независимо от его социально-экономического статуса,от того, к какой социально-экономической группе он принадлежит. Именно такможно достигнуть эффективного использования человеческого потенциала и того,что называется «уверенностью в завтрашнем дне». Если же такая защитане обеспечивается, то становится невозможным или по крайней мере существеннозатрудняется использование квалифицированной рабочей силы, которая должнаобладать способностью к переобучению, освоению нового, творчеству.
Иными словами, наличиеэффективной системы социальной защиты является неотъемлемой чертой современнойэкономики, базирующейся на труде квалифицированного работника. Иначеэффективной экономики на рубеже XXI века просто не создать.
Под эффективнойсоциальной защищенностью подразумевается система экономических отношений,обеспечивающих каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни,минимально необходимого для развития и использования его способностей(трудовых, предпринимательских, личностных), и обеспечивающих его при утрате(отсутствии) тех или иных способностей (старики, инвалиды, больные, дети ит.д.).
При таком подходе копределению социальной защиты ее слагаемыми становятся следующие гарантии:
— работы длятрудоспособных (защита от безработицы);
— обеспечения пособиямиуже и еще нетрудоспособных, инвалидов и иных социально уязвимых групп населения;
— нормального уровняжизни на основе дохода от трудовой деятельности или пособия (включаяпотребление основных материальных благ, прежде всего продуктов питания);
— минимальногоравнодоступного обеспечения жильем, услугами здравоохранения и культуры;
— получения образования,необходимого для формирования современной квалифицированной рабочей силы.
Соответственногосударство и его структуры гарантируют решение следующих задач. Во-первых,общество гарантирует право на труд, включая гарантии получения рабочего местаили необходимых ресурсов и оплаты по труду. Государство гарантирует социальнодопустимые условия труда, минимальные условия оплаты труда, а также создаетгарантии равноправия субъектов на рынке труда (в той мере, в какой онсуществует в смешанной экономике), гарантии свободного выбора профессии, родазанятий, места работы, сферы и места приложения труда. Такая системапредполагает не только деятельность государственных органов, но и развитуюсистему организации и самоорганизации трудящихся в лице профсоюзов, ассоциацийтрудовых коллективов и других органов, представляющих интересы наемныхработников или трудящихся, являющихся хозяевами своих предприятий.
Во-вторых, общество черезсистему государственных органов и иные общественные структуры гарантируетзаконодательную и иную социальную защиту режима рабочего дня, рабочей недели,рабочего года, благоприятных условий для сохранения длительной трудоспособностипри высокой эффективности труда.
В-третьих, обществогарантирует развитие социально-культурной сферы с приоритетным учетомтребований социальной защищенности населения. В частности, эта задачареализуется на основе благоприятных условий ежедневного, еженедельного иежегодного отдыха путем развития необходимой системы учреждений, инфраструктурыотдыха.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях капитализмаситуация не может заметно «смягчиться». Пока заводы и фабрики работают начастных хозяев, безработица будет продуцироваться снова и снова. Никакоеснижение рождаемости не сможет этому помешать. Даже если абсолютная численностьнаселения будет уменьшаться, безработица все равно будет первостепеннойпроблемой. Это доказывает пример России, Германии и т.п. Дело в том, чтобезработица существует не потому, что рабочих слишком много, а потому, чтокапиталистам нужна резервная армия труда, которая сбивала бы цены на рынкетруда. Отсюда — постоянное «условное высвобождение» рабочих мест за счетинтенсификации труда. Получается, что одни пашут на износ, домой только спатьприходят, а другие сидят без работы и без денег. Таковы реалии существующегостроя. Стоит также отметить, что вся приведенная информация основана наофициальной статистике, которая прикрашена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. И.А. Каримов«Узбекистан по пути углубления экономических реформ» «Узбекистон» 1995
2. И.А. Каримов«Узбекистан на пороге 21 века» «Дрофа» 1997
3. http://el.tfi.uz