Эксплуатация, техническое обслуживание, диагностика и ремонт системы зажигания автомобиля ВАЗ-2112

ФГОУ СПО «Омский колледж отраслевых технологийстроительства и транспорта»
Курсовой проект
По дисциплине: «Эксплуатация, техническое обслуживаниеи ремонт
транспортного электрооборудования»
Тема: «Эксплуатация, техническое обслуживание,диагностика и
ремонт системы зажигания автомобиля ВАЗ — 2112»
Выполнил: студент гр. 948
Жаравин А.С.
Проверил: преподаватель
Макаровский К.Н.
Омск 2010

Содержание
 
1.Введение
2. Теоретическая часть
2.1 Эксплуатация
2.2 Техническоеобслуживание и диагностика
2.3 Ремонт
2.4 Новые технологии
3.Практическая часть
3.1Расчет производственного участка
3.2Экспликация оборудования
3.3Технологическая карта
3.4технологический процесс ремонта коммутатора
4. Выводи заключение
5. Списокиспользуемой литературы
6. Приложения
6.1Таблицы технических характеристик приборов электрического оборудованиясоответствующих исправному состоянию
6.2Электрические схемы проверки приборов на исправное состояние

1. Введение
Раньше на всех автомобилях применялась контактная(батарейная) система зажигания, потом ей на смену пришла контактнотранзисторная система зажигания. У нее вторичное напряжение было выше, и онаработала стабильнее батарейной. Далее появилась бесконтактная система, котораябыла надежнее в эксплуатации, чем предыдущие системы и проще в обслуживании. Нов настоящее время применяют более совершенную систему управления двигателем,где все через датчики управляется бортовым компьютером. Это более точнаясистема на данный момент времени. Теперь некоторые детали и аппараты системыуже не подлежат ремонту и восстановлению, а заменяются. Количество аппаратовпроходящих техническое обслуживание (ТО) уменьшилось. С появлением системыуправления двигателем процент неисправностей, приходящийся на систему зажигания,уменьшился в три раза.
Чтобы провести полное ТО и ремонт в батарейной системезажигания потребуется очень много времени, так как в ней все аппараты подлежатобслуживанию, а на обслуживание каждого аппарата требуется выполнить около двухдесятков операций. В контактно – транзисторной системе уже проводится меньшеопераций для проведения ТО, в бесконтактной же вовсе некоторые аппараты непроходят ТО и за счет этого время на обслуживание системы значительноуменьшается. В системе управления двигателем не имеется подвижных деталей ипоэтому здесь не проводится обслуживание, а так же не регулируется, так какздесь зажиганием управляет контроллер.

2. Теоретическая часть
 
2.1 Эксплуатация
 
Система зажигания характеризуется наличиемработоспособного состояния, в котором она выполняет заданные функции спараметрами, значения которых соответствуют номативно-технической и конструкторскойдокументациям, предотказного состояния, когда параметры технического состояниядостигают своих предельных значений, или состояние отказа. Иногда понятиеработоспособности заменяют понятием исправности, которое более широкохарактеризует состояние системы, при котором они удовлетворяют всем требованиямномативно-технической и конструкторской документаций.
Наибольшего ухода требует прерыватель-распределитель,так как его трущиеся детали подвержены износу и нуждаются в систематическомсмазывании.
Визуально определяют загрязненность крышкираспределителя и посадку высоковольтных проводов в гнездах выводов. Неплотнаяпосадка проводов и загрязнения могут привести к поверхностному разрушению илипробою изоляции крышки.
В процессе эксплуатации на поверхности крышекпрерывателя-распределителя, катушки зажигания и на изоляции высоковольтныхпроводов появляются небольшие трещины. Через них при попадании пыли, грязи,влаги происходит утечка тока. Это, во-первых, снижает напряжение, двигательначинает работать с перебоями, а в сырую погоду возможен полный отказ всейсистемы зажигания. Во-вторых, постоянное «проскальзывание» искр по поверхностикрышек и проводов может привести к их пробою и полному выходу из строя. Поэтомуследует хотя бы раз в месяц проверять чистоту крышек и проводов. А примерно разв три года целесообразно менять весь комплект высоковольтных проводов инаконечников.
Неправильная установка зажигания снижает мощность,экономичность и ухудшает устойчивость и приемистость работы двигателя. Потеряупругости пружин центробежного регулятора вследствие усталости металла илиполомка одной из его пружин резко увеличивает угол опережения зажигания намалых и средних режимах работы. В результате появляются детонационные стуки вдвигателе (особенно при движении груженого автомобиля на малой скорости). Уголопережения зажигания увеличивается и при увеличении зазора между контактамипрерывателя.
Нарушение герметичности вакуумного регулятора из-заповреждения диафрагмы или прокладки под штуцером, трещины в крышке илинеплотного соединения трубопровода снижает разрежение. Тогда при изменениинагрузки угол опережения зажигания не изменяется, что снижает экономичность двигателя.
2.2 ТО и диагностика
 
ТО прерывателя-распределителя
 
/>

Прерыватель-распределитель бесконтактной системызажигания, не снимая с автомобиля, необходимо очистить от пыли, грязи и масласнаружи. Снять крышку, очистить внутреннюю поверхность она не должна иметьтрещин и следов пробоя изоляции; посмотреть контакты; смазать подшипники, уплотнительнуюмуфту; проверить работу автоматов опережения зажигания и угол замкнутогосостояния контактов. Внутреннюю поверхность крышки следует протирать чистойветошью, смоченной бензином. Так же проверяют его надежное крепление к двигателю.
Для смазывания подшипников поворачивают на один-дваоборота крышку пресс-масленки на корпусе распределителя.
Все распределители через каждые 45—50 тыс. км пробегаавтомобиля (при очередном ТО-2) снимают с автомобиля для проведения углубленноготехнического обслуживания. Кроме перечисленных операций разбирают и осматриваютподшипник подвижною диска. Внешняя обойма подшипника подвижного диска должналегко проворачиваться относительно внутренней обоймы. При заменесмазочногоматериала необходимо промыть подшипник в керосине. Для смазывания рекомендуетсяприманять Литол-24 или ЦИАТИМ-201, -202, -221.
При углубленном техническом обслуживании проверяетсянатяжение пружины рычажка прерывателя, величина сопротивления помехоподавительныхрезисторов, угол замкнутого состояния контактов, асинхронизм, бесперебойностьискрообразования, характеристики центробежного и вакуумного регуляторов. Приуглубленном техническом обслуживании определяются изменения характеристик ипараметров распределителей, которые приводят к ухудшению работы двигателя и немогут быть определены (не ощущаются) водителем при работе автомобиля. В случаерасхождения данных, полученных при проверке, с данными технических условий,регулируют или заменяют изношенные детали и узлы. Проверку распределителей,снятых с автомобиля, производят на стендах СПЗ-8, СПЗ-12, СП-38М или КИ-968.
ТО свечей зажигания
/>/>Свечи зажигания подвергают проверке при каждом ТО-2.Вывертывание и ввертывание свечи зажигания производят специальным свечнымключом, предварительно очистив ее гнездо и поверхность от грязи и окалины,чтобы не засорить камеру сгорания двигателя. Тепловой конус свечи зажиганияочищают с помощью пескоструйного прибора типа Э203.О, а после очистки ирегулирования зазора проверяют свечу на герметичность и бесперебойностьискрообразования на приборе типа Э203.П… Исправная свеча должна быть сухой,без нагара на изоляторе, а цвет нижней части изолятора – красновато-коричневый.Цвет искры у исправной системы – белый с голубым оттенком.
ТО транзисторного коммутатора
При каждом обслуживании транзисторный коммутаторпротирают от пыли, грязи и масла, для того, чтобы не уменьшать теплоотдачу выходноготранзистора. А так же проверяют надежность крепления коммутатор к кузовуавтомобиля и всех его соединений.
ТО высоковольтных проводов
Высоковольтные провода так же протирают от пыли, грязии масла ветошью смоченной бензином. Так как грязь, скапливаемая на проводах,может привести к их пробою. Проверяют целостность изоляции проводов, а так ихпосадку в выводах прерывателя-распределителя и на свечах зажигания.
ТО катушки зажигания
Катушку зажигания, впрочем, как и все остальныеэлементы системы зажигания, протирают от пыли и грязи. Так же осматривают крышкукатушки на механические повреждения (сколы трещины и т.д.). Проверяютнадежность всех соединений на клеммах, центрального провода и крепление самойкатушки к кузову
Диагностика прерывателя-распределителя
Проверяют работоспособность центробежного регулятораопережения зажигания как руками (кулачек должен прокручиваться без заеданий)так и стробоскопом, при необходимости регулируют натяжение пружин регулятора.Проверяют работоспособность пружины мембраны в вакуумном регуляторе опережениязажигания. Измеряют сопротивление помехоподавительного резистора, котороедолжно составлять 7-14 Ом.
Диагностика свечей зажигания
Если в свечу встроен помехоподавляющий резистор, топроверяют его сопротивление, которое должно составлять около 5 кОм. Работоспособностьсвечи зажигания проверяют на стенде Э203.
Диагностика транзисторного коммутатора
 
/>
Транзисторный коммутатор диагностируется на стендеСП-38М. Высоковольтный провод от катушки зажигания вводять в центральный вводкрышки распределителя, установленного на стенде, а высоковольтные проводастенда — в боковые выводы крышки распределителя. Клемму «М» транзисторного коммутатораи корпус катушки тщательно соединяют с корпусом стенда.Прерыватель-распределитель, установленный на стенде, не должен иметьконденсатора. Рукоятку переключателя 14 устанавливают в положение «Состояниеизоляции распределителя». Рукояткой 26 создают частоту вращения валаэлектродвигателя, соответствующую максимальной частоте вращения валикапрерывателя. Ручкой 16 устанавливают зазор в разряднике, равный 10мм.
Диагностика высоковольтных проводов
Проверяют сопротивление высоковольтных проводов, онодолжно составлять 13х10-3 Ом/м.
Диагностика катушки зажигания
Проверка катушки зажигания. Зажимы «ВК-Б» и «Р»проверяемой катушки зажигания подключают проводами к штепсельной розетке 21. Высоковольтнымпроводом соединяют центральный вывод катушки зажигания с центральным выводомкрышки прерывателя-распределителя, установленного на стенде. Вставляютвысоковольтные провода 29 в боковые выводы крышки распределителя. Переключатель14 устанавливают в положение «Состояние изоляции распределителя». Включаютэлектродвигатель стенда и наблюдают за свечением лампы индикатора 8, включеннойпоследовательно в цепь первичной обмотки проверяемой катушки зажигания.Отсутствие свечения свидетельствует об обрыве первичной обмотки катушкизажигания или дополнительного резистора.
Рукояткой 26 устанавливают максимальную частотувращения вала электродвигателя. Ручкой 16 устанавливают зазор между остриямиискрового разрядника 4 (7 мм), проверяют зазор по шкале 17, нажимают на кнопку 9и наблюдают за характером искрообразования в разряднике. Катушка зажиганиясчитается исправной, если искрообразование в разряднике будет бесперебойным.
Так же катушку зажигания можно проверить с помощьюомметра. Сопротивление на первичной обмотке должно составлять 0,05-3,3 Ом, а навторичной более 10 кОм.
2.3 Ремонт
 
Ремонт прерывателя-распределителя
Изношенные поверхности валовпрерывателя-распределителя восстанавливают путем металлизации (хромирование,осталивание) с последующей шлифовкой, после восстановления вала распределителяв корпус прерывателя-распределителя вставляются втулки взамен изношенным. Затемпроисходит развертывание втулок под диаметр восстановленных размеров вала
Биение вала прерывателя-распределителя устраняют путемправки его на свинцовой плите или деревянном бруске, при этом биение допускаетсяв пределах 0,04мм.
Хвостовую часть прерывателя восстанавливают путемнаплавки высокоуглеродистой сталью с последующей термообработкой. Закаленностьдолжна быть в пределах 48-52 ед. HRC.
Ремонт транзисторного коммутатора
/>/>К ремонтируемым транзисторным коммутаторам относятсякоммутаторы типов 36.3734 и 3620.3734, которые выполнены на дискретныхэлементах, расположенных в металлическом корпусе.
Разборка таких изделий осуществляется с помощьюотвертки, пинцета и паяльника для отпайки проводников от разъема. По завершенииотпайки плату с радиокомпонентами извлекают из корпуса и с помощью омметра илимультиметра определяют дефекты. Эти электронные блоки и транзисторныйкоммутатор можно диагностировать с применением специально собранныхиспытательных схем, в состав которых входят стабилизированный источникпостоянного тока с внутренним сопротивлением не более 0,03 Ом при максимальнойсиле тока нагрузки 10 А, амперметры, вольтметр и генератор сигналов типа Г6-15или Г6-26. Изучая с помощью осциллографа переходные процессы в транзисторномкоммутаторе, определяют его работоспособность и все функции управления: регулированиепродолжительности открытого состояния и ограничение силы тока выходноготранзистора, выключение его при прекращении управляющего сигнала на входе и т.д.
Основные операции ремонта заключаются в выпаиванииотказавших элементов, установке и припайке новых элементов с последующей лакировкой.
После ремонта электронные блоки и транзисторныйкоммутатор испытывают в соответствии с техническими условиями на специальныхстендах. Испытания электронных изделий производят с применением осциллографическихметодов измерения рабочих процессов.
2.4 Новые технологии
Системы управления двигателем управляет работойдвигателя за счет контроллера и датчиков. В данной системе заданные параметрыне корректируются в процессе работы двигателя.
В более совершенной же микропроцессорной системе всемуправляет не контроллер, а микропроцессор. Он анализирует сигналы, поступающиес датчиков, и корректирует те параметры, которые необходимы для более стабильнойи экономичной работы двигателя.

3. Практическая часть
 
3.1 Расчетпроизводственного участка

S = Sоб · k
S – площадь производственного участка
Sоб – площадь оборудования в плане
k – коэффициент расстановки
Sоб = 20 м2
k = 3,5
S = 20 · 3,5
S = 70 м2
3.2 Экспликацияоборудования
 Прибор Марка Кол-во
Габ.
размеры площадь № поз.
Потреб.
мощность Стоимость
Стол для
приборов. самодельный 1 1200х600 0,72 1 Верстак с тисами самодельный 1 1000х400 0,4 2 Шкаф для хранения приборов самодельный 1 1500х600 0,9 3 Верстак самодельный 1 1500х500 0,75 4 Стенд для проверки системы зажигания СПЗ-8 1 500х450 0.22 5 0,3кВт Стенд для проверки свечей зажигания SPCT-100 1 490х280 0,14 6 0,2кВт Стробоскоп Э-243 1 7 Диагностический комплекс Автомастер АМ-1 1 760х670 0,51 8 0,25кВт Комплект инструментов И-142 1 405х90 0.04 9 Комплект инструментов И-132 1 10 Анализатор К-518 1 1010х605 0,6 11 0,1кВт Набор приспособлений 1 12 Прибор для проверки и регулировки фар К-310 1 900х730 0,66 13 0,3кВт Пробник 43102 14 Подъемник ПЛД-5 1 3440х1500 5,16 15 3кВт Противопожарный щит 1 1500х600 0,9 16
Ларь для
обтирочных
материалов самодельный, двухсекционный 1 800х400 0,6 17 Умывальник 1 400х400 0,16 18 Машиноместо 1 5500х2070 11,4 19 /> /> /> /> /> /> /> /> />
3.3 Технологическая карта
 
Замена выходного транзистора
/>

№ п/п Наименование операции Инструмент
Расчет нормы
времени
Технические
требования 1 Подготовка инструмента к работе
Паяльник,
пинцет 1 мин. Паяльник должен быть хорошо прогрет. 2 Выпаивание отказавшего транзистора Паяльник, пинцет 0,5 мин. 3 Подготовка места под новый транзистор Паяльник 1 мин. В месте пайки не должно быть лишнего припоя на плате, тран-зистор должен свободно входить в отверстия 4 Припаивание нового транзистора
Паяльник,
пинцет 0,7 мин. Транзистор должен быть хорошо припаян и не шататься.
Расчет времени
 
Тшт = То + Тв + Т обсл + Тп
Тш – время,затрачиваемое на ремонт одной единицы.
То – время,на протяжении которого происходит выполнение операции.
Тв – время,затрачиваемое на выполнение действий, обеспечивающих выполнение основной работыи повторяющихся при ремонте.
Тобсл – времяорганизационного обслуживания рабочего места (4-6% от Топ).
Тп – времяна личные надобности и отдых (4-6% от Топ).
Топ = То + Тв
То = 1,2 мин
Тв = 2 мин
Топ = 3,2мин
Тобсл = 0,2мин
Тп = 0,2 мин
Тшт = 1,2 +2 + 0,2 + 0,2 = 3,6 мин
3.4 Технологический процессремонта транзисторного коммутатора
 
Сначала подключаем диагностический комплекс«Автомастер Ам-1» к автомобилю и проверяем всю систему в целом (первичную цепь,прерыватель, опережение и вторичную цепь).
В режиме первичная цепь мы определяем напряжение накатушке зажигания и контактах, так же можем посмотреть осциллограмму работыпервичной цепи.
В режиме опережение мы проверяем угол опережениязажигания, для этого используем стробоскоп.
В режиме прерыватель проверяем работоспособностьвакуумного и центробежного регуляторов опережения зажигания.
В режиме вторичная цепь проверяем напряжение вовторичной цепи, максимальное и минимальное напряжение пробоя, длительность горениядуги.
Если в процессе диагностики выявляются несоответствиявыданных параметров с технически требованиями, то систему снимают с автомобиляи проверяют каждый аппарат системы по отдельности на стенде СПЗ-8.
Для проверки транзисторного коммутатора собираютсхеме, состоящую из тестируемого коммутатора, заведомо исправной катушкизажигания, сопротивления и источника питания.
Коммутатор должен обеспечивать формирование выходногосигнала, который достаточен для накопления энергии в катушке зажигания и пробояискрового промежутка.
Если транзисторный коммутатор неисправен, то его несутна верстак для последующего ремонта. Сначала его разбирают. Затем осматривают,если повреждений визуально не видно, то тогда каждый элемент проверяют поотдельности.
После устранения неисправности его собирают и вновьтестируют на стенде, после чего коммутатор устанавливают на автомобиль.

4. Заключение
 
В данном курсовом проекте, на мой взгляд, все разделыосвещены достаточно хорошо. Но информация не полная. Ее не хватает для тогочтоб сделать полное заключение обо всех достоинствах и недостатков данной системы.
В процессе модернизации системы зажигания, процентнеисправностей приходящихся на нее уменьшился. Удалось добиться стабильнойработы системы. С усовершенствованием системы параметры, которые нужно былопостоянно контролировать и регулировать теперь контролирует микропроцессор.
Так же удалось избавиться от многих ремонтных операцийпрерывателя-распределителя, точнее на 1/3.
Я думаю, что технологический процесс будет двигаться вту сторону, чтобы снижать вторичное напряжение для того, чтобы снизитьпотребление энергии аккумуляторной батареи. Уменьшать габариты узлов деталей иаппаратов и применять более дешевые материалы.

5. Список используемойлитературы
 
1. Ю.П. Чижков «Электрооборудование автомобилей» курс лекций часть1 «Машиностроение»2003г.
2. И.С. Туревский «Электрооборудование автомобилей» Москва 2003г.
3. М.Н. Фесенко.- Теория,конструкция и расчет автотракторного электрооборудования.-М.: Машиностроение,1979.
4.Ю.П. Чижков, С.В. Акимов.-Электрооборудование автомобилей.Учебник дляВУЗов.-М.: Издательство «За рулем», 1999.
5.В.Е.Ютт.- Электрооборудование автомобилей: Учеб.для студентов ВУЗов.- М,:Транспорт, 1995.
6.Ю.Л. Тимофеев, Н.М. Ильин, Г.Л. Тимофеев. Электрооборудование автомобилей:устранение и предупреждение неисправностей.-М.: Транспорт, 1994.
7.И.С. Туревский, В.Б. Соколов, Ю.Н.Калинин. Электрооборудование автомобилей:Учебное пособие.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003.
8.Н.И. Курзуков, В.М. Ягнятинский.- Стартерные аккумуляторные батареи:Устройство, эксплуатация, ремонт.-М.: Транспорт, 1994.
9.С.В. Акимов, А.В. Акимов.- Автомобильные генераторные установки. – М.:Транспорт, 1995.
10. Ютт В.Е. «Электрооборудованиеавтомобилей» – М: Транспорт, 2000
11. Квайо С.М. «Пусковые качества исистемы пуска автотракторных двигателей» — М: Машиностроение, 1990
12. Железко Б.Е. «Расчет иконструирование автотракторных двигателей» — М: Высшая школа, 1987

6. Приложения
 
6.1 Таблицы техническиххарактеристик приборов электрического оборудования соответствующих исправномусостоянию
 Сопротивление обмоток катушки зажигания Первичная обмотка 3,1-3,3 Ом Вторичная обмотка 6,3-9,2 Ом Сопротивление высоковольтных проводов Силиконовые
13х10-3 Ом/м.
 

6.2 Электрические схемыпроверки приборов на исправное состояние
 
/>
Проверка сопротивления первичной обмотки катушкизажигания
/>
Проверка сопротивления вторичной обмотки катушкизажигания
/>
Проверка транзисторного коммутатора