Морские перевозки – это перевозки грузов и людей, осуществляемые на судах по морским коммуникациям. Международные морские перевозки – это одна из составляющих частей мультимодальной перевозки. Морские перевозки грузов бывают трех видов: Морские контейнерные перевозки – то есть перевозка груза в контейнере морским путем; Ро-ро морские перевозки – перевозки техники, которую можно “закатить своим ходом” – автомобили, трактора, комбайны и тд.;
Навалочные морские перевозки грузов – перевозка крупных партий сыпучих веществ, таких как цемент, удобрения, уголь и тд. Ро-ро и навалочные морские перевозки интересны лишь узкому кругу очень крупных производителей, где грузооборот исчисляется миллионами тонн или тысяч легковых автомобилей. Наиболее востребованная на рынке это морская перевозка грузов в контейнерах. Морские контейнерные перевозки используются в том случае, если между странами нет сухопутного сообщения,
например между США и Россией или Китаем и Россией. А также, в связи с тем, что морские перевозки грузов являются самыми дешевыми, их используют, чтобы сократить расходы на перевозку. Например, из Испании в Россию груз можно доставить с помощью автомобильной перевозки, однако стоимость морской перевозки грузов будет практически в 1,5 раза ниже. Этот вид морской перевозки подходит для компаний у которых идет постоянный
поток груза, потому что в отличии от автомобильной, морская перевозка займет примерно в 2 раза больше времени. Морские контейнерные перевозки осуществляются морскими или океанскими линиями. Линия это компания, имеющая в своем парке специализированные суда-контейнеровозы. Морские перевозки грузов бывают двух видов: Deep sea – океанские перевозки Short sea – морские перевозки на короткие расстояния
Стоимость международной морской перевозки складывается из следующих составляющих: Перевозка «склад отправителя – порт»; Портовые расходы в стране отправления; Морской фрахт; Портовые расходы в стране назначения; Перевозка «порт – склад получателя». Обычно в ответ на запрос фрахта вы получаете следующий ответ от морской линии: Shanghai – STP-1400/2400/2500usd Эти три суммы означают стоимость фрахта за 20/40/40HC
контейнеры; CAF – 11,47% Валютная надбавка, которая прибавляется к ставке морского фрахта; BAF – 235USD/TEU БАФ за 20ти футовый контейнер, за 40ку соответственно в 2 раза выше; ISPS – 7usd сбор за безопасность с одного контейнера; THC STP – 270/360 (разгрузка с судна за 20ку/40ку); Forwarding-165/185 (экспедирование в порту). В международных морских перевозках обычно используют следующие
сокращения. В разных морских линиях они разные, но суть одна: фрахт + caf + baf + остальные надбавки. При запросе ставки на морскую перевозку груза необходимо, чтобы перевозчик указывал все составляющие отдельно или если вы не можете самостоятельно посчитать общую стоимость морской перевозки, необходимо чтобы экспедитор указывал ставку ALL IN (все включено). Нужно учитывать, что ставка морской перевозки включает, как минимум, следующие компоненты: •
BOF (basic ocean freight) – непосредственно морской фрахт • OTHC (origin terminal handling charges) – расходы по погрузке в порту отправления • DTHC (destination terminal handling charges) – расходы по выгрузке в порту назначения • CAF (currency adjustment factor) – поправка на курсы валют, исчисляемая в процентах от BOF – меняется ежемесячно! • BAF (bunker adjustment factor) – надбавка за бункерное топливо, исчисляемая
в USD за TEU (20’ container) – меняется ежемесячно! • ISPS или SEC (security charges) – портовый сбор за безопасность • DOC FEE – оформление Bill of Lading • HWCS – HEAVINER SURCHARGE – надбавка за вес. В зависимости от региона, времени года, морской линии могут возникать иные расходы. Так, в летнее-осенний период вводится набавка
PSS (peak season surcharge) в связи с возрастающим объемом перевозок или PCS (port congestion surcharge) – в связи с перегрузкой контейнерных площадей порта, WNS (winter surcharge) – надбавка за ледовую проводку в замерзающих портах (например, Санкт Петербург) – вводится, как правило, с 1 Декабря по 31 Марта и др. Необходимо также учитывать, что каждая линия определяет максимальный срок пользования контейнером
после его выгрузки с борта судна – DEMURRAGE . Он варьируется и, как правило, составляет от 2 до 21 дней. Это значит, что за это время нужно успеть доставить контейнер «до двери» и вернуть обратно в порт. При превышении срока ежедневно начисляется штраф (как правило, 10-30 EUR/сутки). Эти сроки важны, так как порой необходимый транспорт может быть перегружен, и сумма штрафа может свести те или иные преимущества на нет.
АКТУАЛЬНЫЕ СТАВКИ ФРАХТА Россия – ЮВА (МАРТ 2010) Порт отправления 20 футовый контейнер 40 футовый контейнер 40 футовый контейнер HC Yantian Яньтянь 7200 Chiwan Чивань 7200 Shanghai Шанхай 7200 Ningbo Нингбо 7200 Dalian Далянь 7200 Qingdao Циндао 5100 7100 7200
Bangkok Бангкок 5300 7300 7400 Ho Chi Minh Хо Ши Мин 7300 Keelung Килунг 7200 Kaohsiung Каошунг 5100 7100 7200 Что включено в данную ставку? В приведенные ставки на условии FOB включено: доставка контейнера по маршруту Юго-Восточная Азия (ЮВА)-Котка, Финляндия, портовые сборы, сборы линии в порту
Котка, 7 суток бесплатного хранения контейнера в порту Котка, Финляндия, экспортное оформление в Котке, Финляндия на Россию, автомобильный фрахт Котка – Москва, Россия, 24 часа на ТО в России и 24 часа на выгрузку в России. Ставки действительны для грузов, вес брутто которых не превышает или равен 20 тоннам.
Предложение по более тяжелым контейнерам уточняйте у менеджера в офисе. Морские контейнерные перевозки, преимущества: низкая стоимость морской контейнерной перевозки; возможность перевозки значительных партий грузов. Морские контейнерные перевозки, недостатки: скорость перевозки ограничена, необходимость придерживаться графика выхода судов из порта; ограниченность типов контейнеров для морской перевозки грузов; зависимость
от погодных условий, пропускной способности портов.