Мексика: Митла

Город Митла принадлежал к сапотекско-мицтекской культуре, пережившей расцвет в VII-VIII веках нашей эры. В переводе с индейского слово Митла или Миктлан, как называли свой город сапотеки, означает "место вечного отдыха" или "место мертвых". Интересно, что и подземный мир, по которому путешествовали души усопших, назывался также. Здесь отправлялись в последний путь служители культа и правители этого народа.
Когда в XVI веке в этих местах объявились испанцы, они немедленно разрушили все храмовые сооружения и заставили индейцев построить церковь, посвященную Деве Марии. По традиции храм строился над центральной пирамидой. Ее остатки находятся сейчас под церковью. Если бы конкистадоры не разрушили пирамиды, то индейцы посещали бы только культовые сооружения, связанные с их богами, что не устраивало католических священников. Эта часть комплекса не была связана с языческим культом, поэтому католики оставили ее в покое. Двери и окна прорубались уже при них. Над площадью нависала огромная крыша, которая разрушилась с течением времени. Внутри, францисканцы устраивали кельи. Индейцы покрывали стены незатейливым орнаментом. Барельефы символизировали основные стихии: землю, огонь, воду и воздух. Задолго до прихода европейцев сапотеки были знакомы с отвесом и прямым углом. Технология строительства стен пирамид и языческих храмов была на удивление простой. В глину сапотеки вставляли мелкие камни. Эта смесь застывала, образуя прочные сооружения. Технологию индейцев переняли и испанцы. Город был оборудован дренажной системой, выводившей воду за окраины.
На соседней площади, рядом с кельями располагалась пирамида, где отпевали покойников. Она так и называлась "пирамидой мертвых". Все стены были выкрашены в радикально красный цвет. Цвет крови, в отличие от белого и черного у европейских народов, практически у всех индейцев являлся цветом смерти. Площадь перед пирамидой была накрыта крышей, которую поддерживали массивные каменные колонны. Именно поэтому Митлу называли городом колонн. Все пространство перед пантеоном мертвых было окружено пирамидами. Из них сохранилась только одна. Здесь, как и везде, раскопано 5-7 процентов от общего числа миктланских построек. Идея вечного покоя пронизывала весь комплекс. Попадая в подземный мир и пройдя сложные испытания, правители, похороненные в этом ритуальном месте, попадали в небесный мир. Трупы помещались в подземные склепы, устроенные в виде креста, ориентированного на стороны света. Склепу были не страшны самые сильные землетрясения, так как между стенами и потолком находилась мягкая прослойка.
Однако Митла была не только ритуальным, но и светским местом. В колонном зале индейцы вели политические дискуссии, решая насущные государственные вопросы. Рядом с захоронением предков сапотеки установили камень жизни. Если его обнять, то расстояние от одной руки до другой укажет на количество лет, оставшихся до смерти. Свадебный камень предназначался для девушек, желающих выйти замуж. Нужно было сесть на него три раза, и замужество обеспечено.
У сапотекско-мицтекской культуры есть точная дата смерти. Она почила в 1521 г., когда сюда явились конкистадоры. Они попытались сравнять город мертвых с землей. Но до конца им этого сделать не удалось.