Модели калькулирования: полная и производственная себестоимость

Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики Курсовая работа По предмету: «Управленческий учет» На тему: «Модели калькулирования: полная и производственная себестоимость» Выполнила студентка гр… ЭФ Т. Е. В. Москва Введение Одной из важнейших задач управленческого учета является калькулирование себестоимости продукции.
Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции является качественным показателем, в котором концентрированно отражаются результаты
хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится как предприятию, так и всему обществу. Целью работы является рассмотрение моделей калькулирования себестоимости, их достоинств и недостатков, а также влияние каждого вида на прибыль. Это необходимо для того, чтобы предприятие сделало правильный
выбор конкретной модели калькулирования, в зависимости от целей которые оно преследует. Учет прямых затрат в составе себестоимости продукции (работ, услуг). В управленческом учете себестоимость формируется для того, чтобы управляющий имел полную картину о затратах. Поэтому в системе данного учета могут использоваться различные методы расчета себестоимости, в зависимости от того, какая задача решается. Предприятию важна достоверная информация о структуре себестоимости – предприятие получает возможность влиять на нее, т.е. управлять своими издержками. Именно такая информация должна формироваться в системе бухгалтерского управленческого учета. В зависимости от того, какие затраты включались в себестоимость продукции, в отечественной экономической литературе выделяются следующие ее виды: • цеховая – включала прямые затраты и общепроизводственные расходы, характеризовала затраты цеха на изготовление продукции; • производственная – состояла из цеховой
себестоимости и общехозяйственных расходов; свидетельствовала о затратах предприятия, связанных с выпуском продукции; • полная себестоимость – производственная себестоимость, увеличенная на сумму сбытовых расходов. Этот показатель интегрировал общие затраты предприятия, связанные как с производством, так и с реализацией продукции. Калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством
выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции. Задача калькулирования – определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя, т.е. на единицу продукции (работ, услуг), предназначенной для реализации, а также для внутреннего потребления. Конечным результатом калькулирования является составление калькуляций. Под объектом калькулирования (носителем затрат) понимают виды продукции (работ, услуг) предприятия,
предназначенные для реализации на рынке. Затраты основных материалов являются первым элементом прямых издержек (вспомогательные материалы, как правило учитываются в составе косвенных расходов). Фактическая стоимость материалов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за пользование кредитом, предоставленным поставщиком ресурсов, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций. На предприятиях текущий учет материальных ценностей ведут по учетным ценам, по среднепокупным ценам, по плановой (нормативной) себестоимости и д.р. Отклонение фактической стоимости материалов от средней покупной цены или от плановой (нормативной) себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов. Определение фактической себестоимости основных материалов, списываемых на носитель
затрат, разрешено производить следующими методами: по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО); по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО); по средней себестоимости. Оценка запасов по средней себестоимости возможна двумя способами: пермонентной оценки и периодической оценки. Первый способ перманентной оценки предполагает расчет себестоимости после каждого поступления материалов в производство. С помощью него можно получить более точные результаты.
При периодической оценке себестоимость рассчитывается с учетом всех поступлений данного периода только один раз в конце отчетного периода. Оценка запасов методом ФИФО основана на допущении, что материальные ресурсы используются в течение отчетного года в последовательности их закупки, т.е. ресурсы, первыми поступающие в производство (в торговле – в продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца.
При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец отчетного периода, проводится по фактической себестоимости последних по времени закупок. Метод ЛИФО, в отличии от метода ФИФО, основан на том, что ресурсы, первыми поступающие в производство ( в продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности по времени закупок. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец отчетного периода, проводится по фактической себестоимости ранних по времени закупок, а в себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) учитывается стоимость поздних по времени закупок. В условиях инфляции с точки зрения налогообложения более предпочтительным оказывается метод ЛИФО, выбрав его для оценки материальных запасов, предприятие экономит на налогах на прибыль и на имущество, однако запасы при этом отражаются в заниженной оценке.
Применение метода ФИФО, напротив, дает предприятию максимальную возможную величину чистого дохода, что делает его финансовую отчетность более привлекательной для внешних пользователей. Наиболее близкие к реальной действительности результаты будут получены при расчетах перманентной средней себестоимости запасов. Выбранный метод для оценки израсходованных в производстве материалов предприятие описывает в своей учетной политике. Распределение стоимости израсходованных материальных ресурсов на
счета учета их использования производится исходя из средней стоимости единицы каждого их вида, определенной в рамках выбранного метода оценки, и количества материалов, списанных в расход. Необходимость выявления фактического расхода материалов по отдельным деталям и операциям ставит перед бухгалтером задачи как по улучшению документооборота по движению материалов, так и по организации самого учета расходования материалов в производстве. Сложность поставленной задачи заключается в том, что только
при помощи четко отлаженного производственного учета можно оперативно выявить перерасход или экономию материалов. Большое значение в организации учета использования материалов имеет оформление первичных документов на отпуск их производство. Наиболее распространенным является отпуск материалов в производство на основе лимитных или лимитно-заборных карт. В них учитывается лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственным планом на месяц и действующими нормами расхода. Для оформления замены материалов, при отпуске их сверх утвержденного лимита документы оформляются специальным образом (например, с полосой по диагонали), с тем чтобы отметить факт отступления от установленного режима работы. Лимит отпуска материалов может меняться. При этом возможно различное оформление: на одних предприятиях при уточнении лимита выписывается новая лимитная карта взамен старой, на других – отдается распоряжение об изменении лимита, которое в письменном
виде прикладывается к соответствующей карте. Отпуск в производство материалов, потребляемых эпизодически, оформляется требованиями. Однако, отпуск материалов в производство еще не означает их фактического потребления. Под фактическим расходом материалов понимается их действительное потребление в производстве на изготовление продукции, выполнение работ или оказание услуг, а также на цеховые и общезаводские нужды. Отпуск материалов цеховым кладовым, в переработку на сторону, переброска материалов на другие склады
не является фактическим расходованием материалов и рассматривается как их внутреннее перемещение. Поэтому списание материалов на счета затрат осуществляется на основании документа о расходе. На каждом предприятии определяется круг должностных лиц, ответственных за использование материалов в производстве и оформление соответствующей документации. Расход материалов, подвергающихся раскрою, оформляются раскройными листами (или картами).
Такие документы используются, например, на предприятиях швейной, обувной промышленности. По результатам раскроя в листках или картах определяют отклонения от норм с указанием причин и виновников этих отклонений. Для учета расходования материалов, не подвергающихся раскрою, составляется карта учета использования материала. Она выписывается на каждое наименование материалов и содержит информацию о движении материала за отчетный период. На основании документов по учету выработки в карту вносят данные о количестве изготовленного из этого материала изделий. Общий фактический расход материала за отчетный период (первый элемент прямых расходов) определяется по формуле: Рф = Онп = П – В – Окп , где Рф – фактический расход материала за отчетный период; Онп – остаток материала на начало отчетного периода, руб.; П – документально подтвержденное поступление материала в течение отчетного периода, руб.;
В – внутреннее перемещение материала в течение отчетного периода (возврат материала на склад, передача в другие цехи), руб.; Окп – остаток материала на конец отчетного периода, определяемые по данным инвентаризации, руб. Фактический расход на каждое изделие определяют путем его распределения пропорционально нормативному расходу. Результатом документального оформления движения и расходования Основных материалов и выполненных расчетов становится проводка:
Д-т 20 «Основное производство» К-т 10 «Материалы» Вторым элементом прямых расходов является заработная плата основных производственных рабочих с соответствующими начислениями на нее. Для расчета заработной платы работников, находящихся на повременной оплате труда, используются данные табелей учета отработанного времени. Обычно в табелях фиксируются лишь неявки на работу и все отклонения от нормальной продолжительности
рабочего дня. Привлечение работников к сверхурочным работам оформляется соответствующими списками, утвержденными руководством предприятия. В условиях сдельной формы оплаты труда могут применяться различные системы учета выработки рабочих сдельщиков, в частности система пооперационного учета выработки. Она предусматривает приемку, подсчет и фиксирование информации о выработке рабочего в первичных документах после выполнения каждой операции. При мелкосерийном и индивидуальном производствах основным первичным документом по учету выработки является наряд на сдельную работу. В серийном производстве первичными документами для учета выработки рабочих являются маршрутные листы или карты. В них фиксируют запуск в производство и обработку партии заготовок. При передачи партии деталей из цеха в цех вместе с ними и передается и маршрутный лист. В массовых и крупносерийных производствах для определения выработки каждого рабочего за смену или за
расчетный период производится пооперационная перепись остатков неотработанных деталей или не собранных изделий на конец смены или расчетного периода. Выработка рабочих определяется по формуле: В = Онс + Пс – Окс, где Онс – остаток деталей или заготовок на начало смены; Пс – количество деталей переданных на рабочее место за смену; Окс – остаток не отработанных или не собранных деталей (заготовок) на конец смены.
При умножении сдельной расценки на фактически достигнутую выработку получают размер начисленной заработной платы рабочего сдельщика. Таким образом выполненные и оформленные расчеты позволяют в бухгалтерском учете составить следующую проводку: Д-т 20 «Основное производство» К-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Одновременно по установленным ставкам производятся расчеты отчислений от основной заработной платы в государственные внебюджетные фонды – социального, обязательного
медицинского страхования, в Пенсионный фонд: Д-т 20 «Основное производство» К-т 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Учет косвенных расходов в составе себестоимости продукции (работ, услуг) Косвенные расходы (накладные) – совокупность издержек, связанных с производством, которые нельзя отнести непосредственно на конкретные виды изделий. К косвенным относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Общепроизводственные расходы возникают в производственных подразделениях – участках, цехах, производствах, переделам. Назначение, характер и функциональная роль этих затрат связаны непосредственно с производством. К ним относятся: • амортизация; • ремонт; • энергия; • услуги вспомогательных производств; • заработная плата и отчисления рабочих, обслуживающих оборудование; • расходы на внутризаводские перевозки; • и пр. Общепроизводственные расходы можно отнести к условно-переменным.
Размеры этих расходов во многом зависят от объема производства, чего нельзя сказать о второй группе накладных расходов – общехозяйственных. Однако и общехозяйственные расходы также следует признать косвенными, так как они участвуют в калькулировании полной себестоимости продукции, а также не могут быть отнесены на изделия прямым путем. Ниже будет говорится об учет и участии в калькулировании себестоимости продукции общепроизводственных и общехозяйственных расходов, которые называются накладными.
Общепроизводственные расходы возникают в производственных подразделениях – участках, цехах, производствах, переделах. Назначение, характер и функциональная роль этих затрат связаны непосредственно с производством. Общепроизводственные расходы можно отнести к условно переменным, так как они объединяют расходы энергоресурсов, расходы на текущий уход за оборудованием и рабочими местами. Размеры этих расходов во многом зависят от объема производства, чего нельзя сказать о второй группе
накладных расходов – общехозяйственных. Общехозяйственные расходы состоят из: 1) расходов на содержание и эксплуатацию оборудования; 2) общецеховых расходов на управление. Аналитический учет общепроизводственных расходов осуществляется по подразделением предприятия, а в их разрезе – по установленной номенклатуре общепроизводственных (цеховых) расходов. Статьи расходов предусматриваются отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию. Общепроизводственные расходы учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов по социальному обеспечению и страхованию, кассы, расчетного счета и др. Обычно в организациях предварительно составляют смету общепроизводственных расходов, с тем чтобы руководители производства знали размер допустимых затрат, могли аргументировано принимать решения.
С целью получения информации, пригодной для принятия решений, смету общепроизводственных расходов обычно корректируют с учетом фактически достигнутого объема производства и сопоставляют с фактическими расходами. В конце отчетного периода на суммы фактических общепроизводственных расходов составляют запись: Д-т 20 «Основное производство» – в части подразделений основного производства Д-т 23 «Вспомогательные производства» – в части подразделений вспомогательного производства
Д-т 28 «Брак в производстве» – в доле расходов, относящихся к забракованной продукции; К-т 25 «Общепроизводственные расходы. Наиболее сложной оказывается задача более глубокого распределения общепроизводственных расходов. Речь идет об организации аналитического учета внутри синтетического счета 20, когда необходимо на каждый носитель затрат отнести соответствующую ему долю общепроизводственных расходов. Процесс распределения общепроизводственных затрат состоит из трех элементов:
1) выбор объекта, на который относятся затраты, т.е. носитель общепроизводственных затрат (например, продукция, услуга, контракт, цех); 2) выбираются и собираются затраты, которые следует отнести на объекты; 3) выбирается база распределения, которая соотносит затраты с учетным объектом (носителем затрат). В качестве базы распределения должен выбираться тот показатель, который наиболее соответствует накладным расходам каждого производственного подразделения. Выбор базы распределения очень важен, так как возможно изменение значения себестоимости продукции (работы, услуги). База для распределения затрат обычно сохраняется неизменной в течении длительного времени, поскольку она представляет элемент учетной политики предприятия. Однако, когда ее несоответствие становится очевидным, она подлежит пересмотру. На практике для распределения производственных накладных расходов между носителями затрат применяют
следующие базы: 1. Время работы производственных рабочих (человекочасы) – широко применяется по двум причинам: отражает затраты прямого труда; информация о затраченных человекочасах на производство конкретной продукции обычно содержится в нарядах и в рабочих картах. Коэффициент распределения определяется путем деления общей суммы производственных накладных расходов на общее число затраченных человекочасов. 2. Заработная плата производственных рабочих.
Использование этого показателя желательно в тех случаях, когда заработная плата занимает больший удельный вес в общепроизводственных расходах, чем расходы на содержание оборудования. 3. Машиночасы. В прошлом этот показатель применялся редко в связи с отсутствием информации о времени работы какого-либо оборудования, затраченного на выпуск конкретной продукции. Компьютеризация бухгалтерского учета позволяет решить эту трудоемкую задачу.
4. Прямые затраты. Косвенные производственные расходы определяются пропорционально стоимости потребленных на продукт основных материалов и основной заработной платой производственных рабочих. 5. Стоимость основных материалов. В этом случае применяются ставки распределения накладных расходов в процентах от стоимости использованных основных материалов. 6. Объем произведенной продукции в натуральном или стоймостном выражении. Этот метод применим лишь при условии, что подразделением производится один вид продукции. При использовании этого показателя в качестве базы распределения на продукцию с разной трудоемкостью будут приходиться равные накладные расходы. 7. Распределение пропорционально сметным (нормативным) ставкам. Ставка рассчитывается либо по предприятию в целом, либо для каждого подразделения отдельно. Единую ставку распределения накладных расходов целесообразно использовать лишь тогда, когда на все
работы во всех подразделениях затрачивается примерно одинаковое время. Если на работы затрачивается разное время, то необходимо установить ставки распределения накладных расходов отдельно по каждому подразделению, чтобы на все виды продукции распределялись фактически соответствующие им накладные расходы. Важнейшим принципом выбора способа распределения накладных расходов является максимальное приближение результатов распределения к фактическому расходу на данный вид продукции.
Это влияет на достоверность определения себестоимости продукции и в конечном счете – на прибыль организации. Вместе с тем выбранный способ должен соответствовать принятым производственным и технологическим процессам, более обоснованным принципам учета и калькулирования и быть нетрудоемким и простым для понимания. Общехозяйственные расходы связаны с общим обслуживанием и организацией производства и управлением организацией в целом. Они учитываются на одноименном счете 26. Аналитический учет общехозяйственных расходов строится
по группам этих расходов, а внутри групп – по статьям, что позволяет предприятию контролировать исполнение сметы общехозяйственных расходов. В общехозяйственные расходы включаются следующие статьи: 1. Расходы на управление предприятием: заработная плата аппарата управления; командировки и перемещения; представительские расходы; содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны и пр. расходы. 2. Общехозяйственные расходы: содержание прочего общезаводского персонала; амортизация основных средств; содержание и ремонт зданий и инвентаря общезаводского назначения; производство испытаний, опытов, исследований, изобретательство и техническое усовершенствование; охрана труда; подготовка кадров; оргнабор рабочей силы и прочие расходы. 3. Налоги, сборы, отчисления. Непроизводительные расходы: потери от простоев; недостачи и потери от порчи материалов при хранении на складе. В конце отчетного периода счет 26 «Общехозяйственные расходы» закрывается:
Д-т 20 «Основное производство» – в части подразделений основного производства Д-т 23 «Вспомогательные производства» – в части подразделений вспомогательного производства К-т 26 «Общехозяйственные расходы. При калькулировании полной себестоимости фактическая сумма общехозяйственных расходов распределяется между видами продукции пропорционально выбранной базе распределения. Однако такие затраты, как время труда или заработная плата основных производственных рабочих, время
работы станков не имеют тесной зависимости с размером общехозяйственных расходов. Поскольку общехозяйственные расходы не завися от объемов производства их распределение при калькулировании полной себестоимости продукции носит условный характер. Калькулирование производственной себестоимости В соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности в себестоимость продукции должны быть включены лишь
производственные затраты. Управленческие и коммерческие расходы в калькулировании производственной себестоимости участвовать не могут Независимо от выбранных предприятием методов калькулирования в соответствии с международными стандартами общехозяйственные расходы никогда не участвуют в калькулировании и в оценке запасов, а общей суммой относятся на финансовые результаты предприятия. Приказ Минфина от 27.03.1996 г. № 31 «О типовых формах квартальной бухгалтерской отчетности организаций и указания по их заполнению в 1996 г.» впервые предоставил всем организациям право отражать в бухгалтерском учете производственную себестоимость. Этим документом всем организациям разрешено с 1 января 1995 г. Списание общехозяйственных расходов непосредственно на себестоимость реализованной продукции. Такой порядок учета позволил организациям сформировать не полную, а производственную себестоимость продукции. На сегодняшний день организациям предоставлено право выбора: списывать общехозяйственные
расходы на основное производство или в уменьшение выручки от продаж (в дебет сч. 90»Продажи»). В ПБУ 10/99 «Расходы организации» в это связи говорится: «… коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году в качестве расходов по обычным видам деятельности». Выбранный способ учета предприятия обязаны записать в своей учетной политике.
От принятого предприятием порядка списания общехозяйственных расходов зависит последовательность заполнения формы внешней отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках». Затраты, связанные со сбытом продукции, а также расходы на продажу в данные строки «Себестоимость проданных товаров» не включаются. По статье «Коммерческие расходы» отражаются: 1. организацией, занятой производством продукции, выполнение работ, оказанием услуг затраты по сбыту
учитываемые на счете 44 «Расходы на продажу» и относящиеся к реализованной продукции (работам, услугам); 2. организацией, занятой в торговле, снабженческой, сбытовой и иной посреднической деятельности расходы на продажу, учитываемые на счете 44 и приходящиеся на проданные товары. Строка «Коммерческие расходы» заполняется всеми производственными организациями независимо от принятой учетной политики. Строка «Управленческие расходы» заполняется организациями, списывающими общехозяйственные расходы непосредственно в дебет счета 90 «Продажи». В случае, если организацией не принят в учетной политике вышеуказанный порядок списания общехозяйственных расходов, то их доля, относящаяся к реализованной продукции (работам, услугам) отражается по статье «Себестоимость проданных товаров». Группировка затрат по статьям калькуляции означает отнесение определенных видов затрат на места их возникновения и на их носители.
Номенклатура статей калькуляции может быть различной в зависимости от характера продукции (работ, услуг), особенностей отрасли, к которой принадлежит предприятие, целей и методов калькулирования, требуемой точности расчетов и т.п. Для калькулирования производственной себестоимости используют следующие статьи: • Сырье и материалы; • Покупные изделии, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций; • Топливо и энергия на технологические цели; •
Основная заработная плата производственных рабочих; • Дополнительная заработная плата производственных рабочих; • Отчисление на социальное страхование; • Расходы на подготовку и освоение производства; • Расходы на содержание оборудования; • Цеховые расходы; • Общезаводские расходы; • Потери от брака; • Прочие производственные расходы.
Полная себестоимость продукции формируется из тех же статей калькуляции, что и производственная и включает особую группу затрат, представляющую расходы на продажу, характеризующие издержки, связанные с реализацией изготовленной продукции. Согласно плану счетов бухгалтерского учета, на данном счете, помимо управленческих учитываются и хозяйственные расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом. В частности, отражаются амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и хозяйственного назначения, арендная плата за помещения общехозяйственного назначения и прочие. Важной проблемой калькулирования производственной себестоимости является порядок списания расходов со сч. 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счета 90 «Продажи» в случае отсутствия у предприятия в отчетном периоде выручки. О расходах предприятия можно говорить лишь при возникновении у него доходов, и списание затрат в дебет счета 90 производится лишь при появлении выручки от реализации продукции.
В литературе [35] существует мнение о целесообразности в этом случае прямой проводки. Д-т 99 «Прибыли и убытки» К-т 26 «Общехозяйственные расходы» Однако, если следовать рекомендации Минфина РФ, то на сумму, учтенную по сч. 26, следует составить две бухгалтерские записи: Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» К-т 26 Д-т 99 «Прибыли и убытки» К-т 90 «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж»
Расчетная часть Задание Одно из подразделений предприятия производит из смолы промышленный клей в тюбиках, используя для этого два вида материалов – порошок и химикаты. Все производственные накладные расходы цеха являются постоянными. Ниже приведены данные о сметных и фактических расходах анализируемого подразделения за январь. Сметные данные за январь. Сметные объемы производства и реализации – 10 000 тюбиков.
Нормативные издержки на каждый тюбик: 1. Основные материалы: • порошок – 10 кг по 1 руб. за 1 кг • химикаты – 5 кг по 5 руб. за 1 кг 2. Заработная плата – 0,5 час по 3 руб. за час 3. Производственные накладные расходы списываются по норме 200% от заработной платы основных производственных рабочих. Сметную цену реализации рассчитывают таким образом, чтобы получить 20 % прибыли от цены реализации. Фактические затраты за январь. Произведено 9 500 тюбиков клея. Фактическая цена реализации превысила сметную на 10 %. Потреблено основных материалов: • Порошка – 96 000 кг по 1 руб. 20 коп. за кг • Химикатов – 48 000 кг по 4 руб. 70 коп. за кг Фактическая заработная плата производственных рабочих рассчитывалась исходя из 4 600 час по 3 руб. 20 коп. за час труда. Производственные накладные расходы составили 29 000 руб.
Требуется: 1 . Подготовить для руководства отчет о доходах цеха в январе, исходя из: а) калькулирования полной себестоимости; б) калькулирования себестоимости по системе «директ-костинг». 2. Согласовать сметную прибыль с фактической, для чего рассчитать: а) отклонение фактической выручки от реализации продукции от сметной; б) отклонение фактических затрат по основным материалам, основной заработной плате, накладным расходам от сметных; 3.
Подготовить схему учетных записей на бухгалтерских счетах. Решение Сметные затраты Рассчитаем сметные нормативные издержки на один тюбик по статьям затрат: Порошок 10 кг * 1 руб. = 10 руб. Химикаты 5 кг * 5 руб. = 25 руб. Заработная плата 0,5 час. * 3 руб. = 1,5 руб. ЕСН 26% * 1,5 руб. = 0,39 руб. Накладные расходы 200 % * 1,5 руб. = 3 руб. Рассчитаем сметные нормативы на весь объем производимой
продукции по статьям: Порошок 10 руб. * 10 000 шт. = 100 000 руб. Химикаты 25 руб. * 10 000 шт. = 250 000 руб. Заработная плата 1,5 руб. * 10 000 шт. = 15 000 руб. ЕСН 0,39 руб. * 10 000 шт. = 3 900 руб. Накладные расходы 200 % * 15 000 руб. = 30 000 руб. Рассчитаем полную производственную себестоимость одного тюбика: 10 + 25 + 1,5 + 0,39 + 3 = 39,89 руб. Полная производственная себестоимость по сметным нормативам на
весь объем продукции составляет: 39,89 * 10 000 = 398 900 руб. Сметная цена реализации составляет: 39,89 + 20% = 49,86 руб. Прибыль на один тюбик: 49,86– 39,89 =9,97 руб. Сметная выручка от реализации: 49,86 * 10 000 = 498 600 руб. Сметная прибыль: 9,97 * 10 000 = 99 700 руб. В основе системы «директ-костинг» лежит деление затрат по отношению к объему производства на переменные и постоянные. Производственная себестоимость формируется только из переменных затрат, находящихся в прямой зависимости от объема выпускаемой продукции. Рассчитаем сметную себестоимость по системе директ-костинг. В нашей задаче по условию накладные расходы являются постоянными и не включаются в себестоимость по системе «директ-костинг». Рассчитаем сметную себестоимость по системе директ-костинг.
10 + 25 + 1,5 + 0,39 = 36,89 руб. Себестоимость на весь объем производимой продукции: 36,89 * 10 000 = 368 900 руб. Маржинальный доход на единицу составляет: 49,86 – 36,89 = 12,97 руб. Маржинальный доход на весь объем производимой продукции: 12,97 * 10 000 = 129 700 руб. Сметная прибыль: 12,97 12,88 – 3 = 9,97 Фактические затраты Рассчитаем фактические издержки на весь объем производимой продукции по статьям:
Порошок 1,2 руб. * 96 000 кг = 115 200 руб. Химикаты 4,7 руб. * 48 000 кг = 225 600 руб. Заработная плата 3,2 руб. * 4 600 час = 14 720 руб. ЕСН 26% * 14 720 руб. = 3 827,2 руб. Накладные расходы 29 000 руб. Рассчитаем фактические издержки на один тюбик по статьям затрат: Порошок 115 200 руб. / 9 500 шт. = 12,13 руб. Химикаты 225 600 руб. / 9 500 шт. = 23,75 руб.
Заработная плата 14 720 руб. / 9 500 шт. = 1,55 руб. ЕСН 3 827,2 руб. / 9 500 шт. = 0,40 руб. Накладные расходы 29 000 руб. / 9 500 шт. = 3,05 руб. Полная фактическая себестоимость на весь объем продукции составляет: 115 200 + 225 600 + 14 720 + 3 827,2 + 29 000 = 388 347,2 руб. Рассчитаем полную фактическую себестоимость одного тюбика:
388 347,2 / 9 500 = 40,88 руб. Фактическая цена реализации составляет: 49,86 + 10 % = 54,85 руб. Прибыль на один тюбик: 54,85 – 40,88 = 13,97 руб. Фактическая выручка от реализации: 54,85 * 9 500 = 521 075 руб. Фактическая прибыль: 521 075 – 388 347,2 = 132 727,8 руб. Рассчитаем фактическую себестоимость по системе директ-костинг. Себестоимость на весь объем производимой продукции: 115 200 + 225 600 + 14 720 + 3 827,2 = 359 347,2 руб. Фактическая себестоимость на единицу: 359 347,2 / 9500 =37,83 руб. Маржинальный доход на весь объем производимой продукции: 521 075 – 359 347,2 = 161 727,8 руб. Маржинальный доход на единицу составляет:
161 727,8 / 9 500 = 17,02 руб. Сметная прибыль: 17,02 – 3,05 = 13,97 руб. Сведем полученные результаты в таблицы. Отклонения фактических затрат от сметных на единицу продукции по статьям. Табл.1 Статьи затрат Сметные затраты Фактические затраты Отклонение 1. Материалы, в том числе: – Порошок – Химикаты 2. Заработная плата, в том числе: – Основная заработная плата –
ЕСН 3. Накладные расходы 35 10 25 1,89 1,5 0,39 3 35,9 12,15 23,75 1,95 1,55 0,40 3,05 (0,9) (2,15) 1,25 (0,06) (0,05) (0,01) (0,05) Из таблицы видно, что фактические затраты превысили нормативные по всем статьям. Оценка себестоимости и прибыли при учете переменных и полных затрат. Табл. 2 Показатели Директ – костинг Отк-лоне-ние Учет полных затрат Отк-лоне-ние Сметные затраты Фактические затраты Сметные затраты
Фактические затраты Себестоимость единицы Маржинальный доход Прибыль 36,89 12,97 9,97 37,83 17,02 13,97 (0,94) (4,05) (4) 39,89 – 9,97 40,88 – 13,97 (0,99) (4) Из таблицы видно, что себестоимость по системе «директ-костинг» меньше полной себестоимости для сметных нормативов на: 39,89-36,89=3 руб. и для фактических затрат на: 40,88-37,83=3,05 руб так как не включает постоянные затраты.
По системе «директ-костинг» фактическая себестоимость превысила сметные нормативы на 0,94 руб. При калькулировании полной себестоимости фактические затраты на единицу продукции превысили нормативы на 0,99 руб отклонение от норм прибыли составило 4 руб. Отчет о прибылях и убытках (по результатам калькулирования полной себестоимости) Табл. 3 № строки Показатели Сумма, руб. Сметные затраты Факти-ческие затраты Откло-нение 1 2 3 Выручка от продажи продукции Себестоимость проданной продукции Прибыль (стр.1 – стр. 2) 498 600 398 900 99 700 521 075 388 347,2 132 727,8 (22 475) 10 552,8 (33 027,8) Как видно из таблицы, выручка от продажи продукции превысила планируемые нормативы на 22 475 руб. Сметная ожидаемая себестоимость выше фактической на 10 552,8 руб.
Увеличение прибыли по сравнению с ожидаемой на 33 027,8 руб. Отчет о прибылях и убытках (по результатам калькулирования себестоимости по системе «директ-костинг») Табл. 4 № строки Показатели Сумма, руб. Сметные затраты Факти-ческие затраты Откло-нение 1 2 3 4 5 Выручка от продажи продукции Переменная часть себестоимости проданной продукции
Маржинальный доход (стр.1 – стр. 2) Постоянные расходы Прибыль (стр.3 – стр. 4) 498 600 368 900 129 700 30 000 99 700 521 075 359 347,2 161 727,8 29 000 132 727,8 (22 475) 9 552,8 (32 027,8) 1 000 (33 027,8) Как видно из таблицы, фактическая выручка увеличилась по сравнению с ожидаемой на 22 475 руб переменная часть себестоимости снизилась на 9 552,8 руб. Изменение норм маржинального дохода – увеличение на 32 027,8 руб.
Фактические постоянные расходы снизились на 1 000 руб. Учетные записи на бухгалтерских счетах: 1. Отпущены материалы в основное производство Д-т 20 К-т 10 340 800 руб. 2. Начислена заработная плата основных производственных рабочих Д-т 20 К-т 70 14 720 руб. 3. Начислен единый социальный налог по заработной плате Д-т 20 К-т 69 3 827,2 руб. 4. Отражена нормативная себестоимость выпускаемой продукции
Д-т 43 К-т 40 398 900 руб. 5. Отражена фактическая себестоимость готовой продукции Д-т 40 К-т 20 388 347 руб. 6. Списано отклонение фактической себестоимости от нормативной Д-т 90 К-т 40 руб. сторно 7. Списана нормативная себестоимость готовой продукции Д-т 90 К-т 43 398 900 руб.