Введение
На Земле существует около 250 000 видовцветковых растений, каждый десятый из них (почти 25 000 видов) относится ксемейству сложноцветных.
Характерный признак растения семействасложноцветных — наличие соцветия корзинки. Обычно соцветие содержит множествомелких цветков, сидящих на общем ложе соцветия. Все эти цветки окруженыоберткой из листочков, обычно зеленых. Такое соцветие, например желтую корзинкуодуванчика, можно принять за крупный одиночный цветок с большим числомлепестков.
Глава 1. Методические рекомендации поизучению темы «Семейство сложноцветных»
Подсолнечник —типичный представитель семейства сложноцветных Учитель определяет задачу урока:изучить особенности строения цветка и соцветия сложноцветных и выяснить, почемусемейство так называют. В беседе выясняется строение цветка и плода изученныхсемейств. К уроку подготовлена таблица, на которой представлены схемыцветков и плодов. Учащиеся комментируют их строение и называют семейство. Вбеседе выясняются знания учащихся о соцветии корзинка, о строении цветка.Изучение семейства сложноцветных лучше проводить на типичном представителесложноцветных — подсолнечнике. К урокуможно подготовить сообщения учащихся об истории происхождения подсолнечника, орусских и советских селекционерах, о возделывании его. Демонстрируется крупноерастение подсолнечника, на котором изучаются особенности строения соцветия ицветков. Учитель делает схематические рисунки на доске и показывает деталистроения на разборной модели цветка или через кодоскоп. Для дальнейшегоизучения подсолнечника проводится лабораторная работа.
Лабораторная работа. Подсолнечник — представитель семействасложноцветных
1) Изучите гербариймолодых растений подсолнечника и запишите в таблицу характеристику вегетативныхорганов и соцветия. Найдите обвертку, цветки, расположенные по краю соцветия ив центре. 2) Рассмотрите цветки под лупой. Найдите язычковые и трубчатые,сравните их с моделями. Зарисуйте. 3) Выясните с помощью учебника, как называютплод подсолнечника и к какому классу и семейству относится это растение.
После оформлениялабораторной работы учитель уточняет понятия «трубчатый» и «язычковый» цветки,где они располагаются в соцветия, как устроены. Возникает вопрос: все лицветки в корзинке дают плоды и семена? Ответ учащиеся могут найти, читая текстучебника. Следует усвоить, что семейство сложноцветных насчитывает более 12тыс. видов (самое многочисленное). Большинство из них травянистые растения,реже кустарники. Среди сложноцветных подсолнечник является наиболее важнойпродовольственной и технической культурой. Заслушиваются сообщения учащихся овыдающемся советском селекционере В. С. Пустовойте. В нашей странеподсолнечником занято более 5 млн. га. Есть сорта, которые используются на кормскоту; они дают до 1 тыс. ц. с 1 га зеленой массы. Необходимо отметить, какиезадачи определены Продовольственной программой по производству подсолнечника внашей стране. На уроке используется местный материал.
Многообразие и общиепризнаки сложноцветных (экскурсия)
Урок-экскурсию лучшепровести после прохождения темы «Классификация цветковых растений». Учитывая,что в осенние месяцы остается немного цветущих культурных и дикорастущихрастений, можно перенести проведение экскурсии на более ранние сроки. Место ивремя проведения экскурсии определяются конкретными условиями школы. В VIклассе — это первая экскурсия, поэтому учителю необходимо тщательно ееподготовить: распределить учащихся по звеньям; определить содержание работызвеньев и задание каждому члену звена; провести беседу о поведении школьниковна экскурсии, о выполнении заданий по изучению растений. Если экскурсия проводитсяна типовой учебно-опытный участок школы, то-в систематическом и коллекционномотделах находятся представители всех изучаемых семейств. В начале экскурсииследует повторить признаки наиболее распространенных представителей семействасложноцветных. В систематическом отделе учащихся знакомят с астрами,георгинами, ромашками, календулой, цинией, маргаритками и другими растениями.Многие из названных растений еще цветут осенью, а у отцветших хорошо видныкорзинки и плоды. В процессе беседы выясняются названия растений и общиепризнаки в их строении. Учащиеся рассматривают соцветия различных растений ипод руководством учителя отмечают особенности строения трубчатых, язычковых,воронковидных и ложноязычковых цветков. Учитель поясняет, что трубчатые цветкиможно рассмотреть на примере астры или маргариток (по краям у них видныложноязычковые цветки). Затем учитель показывает язычковые цветки у цикория,кульбабы осенней, одуванчика. Воронковидные цветки изучаются на примеревасильков. При сравнении воронковидных цветковс трубчатыми следует найти их общие и отличительные признаки. При этом важноотметить, что у воронковидных цветков у основания хорошо выраженасростнолепестность, наверху лепестки имеют зубцы. Учащиеся самостоятельноизучают строение плодов на различных представителях семейства. Во время экскурсиииспользуются стихи, загадки о растениях семейства сложноцветных и изучается ихпрактическое значение.
… В нсхолодавшеенебо глядится
Астра, лучистаяастра-звезда.
Астру с прямыми еелепестками
С давних временназывали «звездой».
В ней лепесткиразбежались лучами
От сердцевинки совсемзолотой… (Вс. Рождественский)
После ознакомления сразнообразными представителями сложноцветных учащимся предлагается сделатьвыводы о строении цветка, соцветия и плодов. Затем обобщаются знания школьниковоб изученных семействах класса двудольных и проводится самостоятельная работа.
Самостоятельная работа. Семейства классадвудольных
Задание 1. 1) Найти наделянках растения семейства крестоцветных. 2) Какие работы проводятся вцветнике осенью? 3) Собрать для гербария сорные растения семействасложноцветных.
Задание 2. 1)Выяснить, какие растения семейства розоцветных выращивают, на делянках. 2)Познакомиться с растениями полевого севооборота (записать в блокнот перечень культур).3) Собрать для гербария сорные растения семейства крестоцветных.
Задание 3. 1)Выяснить, какие растения семейства пасленовых выращивают на учебно-опытномучастке. 2) Познакомиться « растениями овощного севооборота (записать в блокнотперечень овощных культур). 3) Собрать для гербария сорняки семействасложноцветных.
Задание 4. 1)Выяснить, какие растения из семейства бобовых выращивают на учебно-опытномучастке. 2) Познакомиться с цветущими растениями в цветнике (записать в блокнотпредставителей семейства крестоцветных). 3) Собрать для гербария дикорастущиерастения семейства бобовых.
Задание 5. 1)Познакомиться с растениями семейства сложноцветных, выращиваемых вколлекционном, отделе. 2) Какие работы проводятся в полевом севообороте осенью?3) Собрать сорняки сложноцветных для определения.
Самостоятельная работапроводится под руководством учителя. В заключение урока-экскурсии следуетсделать краткий обзор по изученным семействам класса двудольных, обратитьвнимание на подготовку растений к зиме. Учащиеся знакомятся с растениями,занесенными в Красную книгу, находящимися на участке. Учитель определяетзадания по гербаризации и оформлению отчетов об экскурсии.
Глава 2. Класс двудольные. Семействосложноцветные (астровые)
Как вы уже знаете, на Земле существуетоколо 250 000 видов цветковых растений, каждый десятый из них (почти 25 000 видов)относится к семейству сложноцветных.
Характерный признак растения семействасложноцветных — наличие соцветия корзинки. Обычно соцветие содержит множествомелких цветков, сидящих на общем ложе соцветия. Все эти цветки окруженыоберткой из листочков, обычно зеленых. Такое соцветие, например желтую корзинкуодуванчика, можно принять за крупный одиночный цветок с большим числомлепестков.
Цветки сложноцветных имеют двойнойоколоцветник, но чашечка либо не развита, либо представлена щетинками иливолосками, образующими хохолок.
Венчик состоит из 5 сросшихся в трубкулепестков. Тычинок тоже 5, их пыльники соединены в тычиночную трубку,расположенную вокруг столбика. В цветке 1 пестик,из завязи которого формируется плод — семянка. Семянки многих сложноцветныхимеют летучки — приспособления к распространению плодов ветром. Эти летучкиразвиваются из хохолков.
В зависимости от особенностей строениявенчика у сложноцветных растений различают несколько типов цветков.
В корзинке одуванчика все цветки одинаковые — язычковые.Лепестки каждого цветка внизу срастаются в трубку, а наверху — в узкий язычок с 5 зубчиками на конце, 5 тычиноккаждого цветка тоже срастаются в трубку, внутри которой находится столбикпестика с двулопастным рыльцем. Из завязи пестика развивается очень мелкаясемянка с пучком волосков (летучкой) на длинной ножке, которую легко переноситветер.
Бодяк полевой — многолетнее сорное растение имееткорзинку, образованную только трубчатыми цветками. Плоды бодяка — семянки схохолком также разносит ветер.
У василька синего в центре корзинки расположены трубчатые, а по краю — крупные синиеворонковидные цветки, не имеющие ни тычинок, ни пестиков. Из завязей трубчатыхцветков развиваются семянки с маленьким хохолком каждая. Вдоль дороги и налугах встречается василек луговой. Воронкообразные цветки его соцветия розовые.
В семействе сложноцветных очень многодекоративных растений: астры, георгины, маргаритки, ноготки, хризантемы и др.
Многие сложноцветные являютсялекарственными растениями: ромашка аптечная, девясил, василек, мать-и-мачеха,пижма, череда и др.
Есть среди сложноцветных итрудноискоренимые сорняки: бодяк полевой, осот полевой.
Из сельскохозяйственных растенийсемейства сложноцветных наиболее ценный подсолнечник.
«Цветком солнца» назвали вЕвропе привезенное из Мексики растение с ярко-желтым соцветием.
В нашу странуподсолнечник попал в XVIII в. тоже как декоративное растение. И лишь черезмного лет люди обнаружили хозяйственную ценность семян подсолнечника.
Теперь подсолнечник —важнейшее масличное растение, которое возделывают главным образом в степнойполосе на черноземных почвах. Подсолнечное масло — ценный пищевой продукт, егоиспользуют при изготовлении маргарина, халвы, а также олифы, лаков, мыла.Подсолнечник служит хорошим кормом для животных, в северных районах еговыращивают на силос.
Подсолнечник —однолетнее высокое растение с крупными цельными листьями. На верхушке егостебля расположено огромное соцветие корзинка. Снизу корзинка покрыталисточками обертки.
В корзинкеподсолнечника бывает до 1000цветков. Среди них различают трубчатые иложноязычковые. В ложноязычковых цветках, расположенных по краю корзинки, нетни тычинок, ни пестиков. Они лишь привлекают насекомых, опыляющих рыльцамалозаметных трубчатых цветков, из завязей которых развиваются плоды-семянки.
Семянки содержатмного жира, который из них выжимают для получения масла.
Из других пищевыхрастений семейства сложноцветных у нас широко возделывают топинамбур, илиземляную грушу, и салат.
Глава 3.Методические разработки по теме «Семейство сложноцветные»
Урок-лекция. Подклассастерид (астровидных)
Астериды— самый крупный (свыше 65 тыс. видов) подкласс двудольных и самыйпрогрессивный. Представители его наиболее древних порядков: деревья, кустарникии травы — особенно широко представлены в южных странах. Среди них упомянемсемейство мареновых, к которому относятся хинное и кофейное деревья, семействокутровых (олеандр) и горечавковых. В особый порядок выделяют ясень, маслину,жасмин и сирень. Маслину из-за ее костянок, дающих ценное оливковое масло,разводят в Средиземноморье не менее 5 тыс. лет. Упомянем еще семействожимолостных, куда относятся жимолость, бузина и калина, и семейство валериановых(вспомните «валерьянку» — настой из корневищ валерианы лекарственной).
Кпорядку синюховых относятся всем известные вьюнки. Один из видов — батат(«сладкий картофель») стал важнейшим пищевым растением во многих тропическихстранах. Хорошо известны губоцветные (их еще называют яснотковыми — по весьмараспространенному роду). Это обычно травы с четырехгранным стеблем инеправильными цветами, у которых венчик срастается в трубку с двугубым зевом.Губоцветные изобилуют ароматическими эфирными маслами, применяемыми впарфюмерии, пищевой промышленности и в медицине (розмарин, мята, лаванда,шалфей, майоран, пустырник).
Как правило, этолетние травы с соцветиями в виде корзинок. Корзинка сама по себе напоминает цветок, так тесно прилегают друг к другу мелкиеодиночные цветки со сростнолепестными венчиками. Всего известно пять типовцветков. В корзинке могут быть только язычковые цветки (одуванчик), внутренниетрубчатые и краевые ложноязычковые (подсолнечник, ромашка) и г. д. Корзинкимогут быть от 60 см (у некоторых сортов подсолнуха) до 2 мм у полыни, порой онисами образуют соцветия (у тысячелистника, полыни). Плод сложноцветных —семянка, часто с хохолком или парашютиком, облегчающим разнос ветром (например,одуванчик).
Еще одна особенность астровых: в их корневищахоткладывается не крахмал (полимер глюкозы), а инулин (полимер фруктозы), рекомендуемыйдиабетикам. Кроме астровых инулин встречается только у колокольчиковых.
На лугу, в степи, на пустыре нельзя сделать и одного шага,не встретить сложноцветное растение — одуванчик или мать-и-мачеху, ястребинкуили полынь. Многие стали злостными корневищными сорняками: таковы бодяк, осот,чертополох, василек и множество других Полезных, важных в сельском хозяйстверастений среди сложноцветных нет, за одним исключением. Еще в XVI в. из Мексикив Европу завезли подсолнечник и долго его использовали как декоративноерастение. Лишь в 30-х годах прошлого века крепостной графа Шереметева Д. И. Бокареа догадался, что из подсолнечных семян можнополучать прекрасное пищевое масло. Теперь подсолнух как мастичное растениевытеснил лен и коноплю, получены сорта, в семенах которых содержится до 50%масла.
Менее известен близкий родич подсолнечника —топинамбур, или земляная груша, возделываемый ради съедобных клубней и как кормовоерастение. В пищу употребляют также зелень и незрелые соцветия ряда видов(салат-латук, артишок). Многие сложноцветные используют в медицине: ромашка,календула (ноготки), пижма, ряд видов полыней, тысячелистник, мать-и-мачеха,лопух, маралий корень и др. И конечно, все знают и любят декоративныесложноцветные растения: астры и хризантемы, георгины (Даллии) и циннии,бархатцы (тагетес) и садовые васильки и ромашки.
Глава 4. Познавательно-развивающиезадания по теме «Семейство сложноцветные»
Решите кроссворд
/>
По горизонтали:
1. Растение семейства Крестоцветные.
3. Однородная группа культурных растенийодного вида.
4. Систематическая группа.
5. Соцветие, характерное для злаковых.
6. Систематическая группа, объединяющаяблизкородственные семейства.
9. Крупная систематическая группа.
11.Разновидность капусты.
13.Растение семейства Сложноцветные.
14.Сложное соцветие.
15.Стебель злаков.
По вертикали:
1. Растение семейства Пасленовые.
2. Растение семейства Лилейные.
7.Систематическая группа, в которуюобъединяются близкородственные виды.
8.Форма совместного существованияразноименных организмов.
10. Систематическая группа, объединяющаяблизкородственные роды.
12.Группа растений, сходных по строениюи жизнедеятельности и дающих плодовитое потомство при скрещивании.
3.Рассмотрите рисунок.Надпишите названия растений и семейств, к которым они относятся.
/>
Литература
1. Биологические экскурсии/И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Э.В. Шашков и др.—М.: Просвещение, 1983.
2. Бобров Р.Н. Зеленый патруль: Пособие для учителей.— М.: Просвещение,1984.
3. Всесвятский Б.В. Системный подход к школьному биологическому образованию:Книга для учителя.— М.: Просвещение, 1985.
4. Генкель П.А. Физиология растений.— М.: Просвещение, 1984.
5. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Пособие дляучителей.— М.: Просвещение, 1985.
6. Емцев В.Т. Рубежи биотехнологии.—М.: Агропромиздат, 1986.
7. Жизнь растений: В 6 т.— М.: Просвещение, 1976—1982.
8. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьномкурсе биологии.— М.: Просвещение, 1977.
9. Зверев И.Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии в среднейшколе.— М.: Просвещение, 1985.
10. Зверев И.Д., Мягкова А.Н… Брунов Е.П. Воспитание в процессе обучениябиологии/Под ред. И.Д. Зверева.—М.: Просвещение, 1984.
11. Клинковская Н.П., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе.— М.:Просвещение, 1986.
12. Кузнецова В.И. Уроки ботаники.— М.: Просвещение, 1985.
13. Культасов И.М. Экология растений.— М.: Изд-во МГУ, 1982.
14. Максимова В.П., Ковалева Г.Е., Гольнева Д.П. и др. Современный урокбиологии.— М.: Просвещение, 1985.
15. Методика обучения ботанике/Под ред. Н.В. Падалко.— М.: Просвещение,1982.
16. Пугал Н.А., Розенштейн А.М. Кабинет биологии.— М.: Просвещение, 1983.
17. Лернер Г.И. Ботаника – тесты, задания,контрольные работы. 6–7-й кл. 1998.
18. Дмитров Е.Н. Ботаника –познавательные задачи и их решение. 1996.
19. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательнаяботаника. 1998.