Понятие и правовой статус общественных объединений

План
Введение
Развитие законодательства об общественных объединениях
Понятие и сущность общественного объединения
Современный правовой статус общественных объединений
Организационно-правовые формы общественных объединений
Нарушения в деятельности общественной организации, ее реорганизация и ликвидация
Контроль и надзор за общественными объединениями
Заключение
Список основных нормативных источников и литературы
Введение

Социально-экономические и политические изменения, происшедшие в Российской Федерации за последние годы, поставили перед правовой наукой проблему поиска новых административных методов регулирования и непосредственного воздействия на общественные отношения со стороны исполнительной власти, а также проблему совершенствования форм ее взаимодействия с важнейшими институтами гражданского общества[1]
. Существуя независимо от государства, будучи самообразующимися и саморегулирующимися, общественные объединения различных форм, как активный элемент гражданского общества непосредственно взаимодействуют с государством. В свою очередь, государство в высокой степени заинтересовано во взаимодействии с гражданским обществом, в том числе с различными видами общественных объединений[2]
. Общественные объединения имеют собственное нормативно-правовое регулирование согласно федеральному законодательству, и этим обусловлены особенности их правового статуса.
Проблемы теория и практики функционирования общественных объединений
Практика последних лет наглядно показала, что успешное функционирование общественных объединений возможно лишь на основе совершенствования их административно-правового положения. Правоотношения общественных объединений в сфере действия норм административного права представляют собой значительную группу. Нормы административного права регулируют разнообразные отношения с участием общественных объединений и для того, чтобы практика этих отношений складывалась в соответствии с законом, при этом необходима определенность, которая достигается путем совершенствования нормативной правовой регламентации административно-правового положения общественных объединений.
Основополагающими признаками общественного объединения являются: добровольный характер образования, добровольность членства; общественно-значимый характер потребностей, интересов, реализуемых общественными формированиями; самостоятельный, самодеятельный характер функционирования; постановка членами общественного объединения совместных целей; наличие выраженной системы безличных связей, норм, находящих отражение в программах, уставах объединения; некоммерческий характер деятельности объединения[3]
.
Административно-правовое положение общественных объединений определяют социально-приоритетные цели их деятельности и правомочия во взаимоотношениях с органами исполнительной власти, правоохранительными и иными государственными органами. При реализации своей административной правосубъектности общественные объединения вступают в различные правоотношения, значительную часть которых представляют публичные правомочия и публичные информационные обязанности[4]
.
Структура административно-правового положения общественного объединения, элементами которого являются конституционные принципы образования и деятельности, права и обязанности, ответственность общественного объединения, должна также включать административно-правовые гарантии их деятельности на основе критериев классификации общественных объединений, таких как: характер непосредственных задач, сфера и территория деятельности общественного объединения, цель создания общественного объединения и его функции.
Развитие законодательства об общественных объединениях

Еще в XVIII-XIX вв. происходило становление законодательства об общественных формированиях, однако, законодательные акты этого периода приоритетное внимание уделяли не порядку образования общественных формирований, а организации контроля (надзора) за ними. Одним из первых законодательных актов, определявших административно-правовое положение общественных формирований был Устав благочиния (1782 г). Этот нормативный акт давал гражданам возможность самим создавать общественные объединения.
В юридической литературе конца XIX – начала XX вв., для обозначения категории "общественное объединение" использовалась различная терминология (общество, ассоциация, частное общество и другие). Социально-экономические преобразования конца XIX в. повлекли за собой активизацию деятельности общественных формирований, однако нормативно-правовая база их деятельности в тот период практически отсутствовала.
Компетенция МВД в деле регулирования административно-правового положения общественных объединений была определена актом Министерства Внутренних Дел от 26 апреля 1905 г., в этот период был также издан манифест "О свободе союзов". Следом за ним началось активное создание политических партий, профсоюзов и других общественных формирований.4 марта 1906 г. принимаются временные правила "Об обществах и союзах". Знаковым нормативным правовым актом в механизме административно-правового регулирования деятельности общественных объединений явилось постановление "О собраниях и союзах".
В советский период законодательство об общественных объединениях также активно развивалось. В 20-е гг. XX в. был принят Декрет ВЦИК от 3 августа 1922 г. "О порядке созыва съездов и всероссийских совещаний различных союзов и объединений и о регистрации этих организаций", 9 мая 1924 г. принимается постановление ЦИК и СНК СССР "О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли и распространяющих свою деятельность на территории всего Союза ССР, и надзоре за ними", 6 февраля 1928 г. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР утверждается положение "Об обществах и союзах, не преследующих извлечение прибыли".
В 30-е годы XX в. законодательство об общественных объединениях также продолжало развиваться. Так, 10 июля 1932 г. ВЦИК и СНК РСФСР принял постановление "Об утверждении положения о добровольных обществах и союзах". Следует отметить, что постановление 1932 г. было отменно лишь в 1992 г.
Понятие и сущность общественного объединения

Согласно статье 5 ФЗ "Об общественных объединениях", под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения[5]
.
Согласно мнению ряда авторов, теоретическое определение общественного объединения может выглядеть следующим образом: общественное объединение – самостоятельное, самоуправляемое сообщество физических и юридических лиц, добровольно объединившихся на равных условиях для регулярной реализации любых общественно-значимых интересов посредством постановки единых целей и проведения совместной работы в соответствии с избранной программой (уставом) [6]
. Анализ Федерального закона от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" позволяет сделать вывод о том, что законодатель дает позитивное определение общественному объединению, осуществляет детализацию позитивного определения посредством перечисления отдельных видов общественных объединений, причем данный закон не определяет исчерпывающий перечень видов общественных объединений. Кроме того, закон "Об общественных объединениях" указывает на определенный вид общественных объединений, на которые его действие не распространяется.
Иными словами, для определения "общественное объединение" законодатель использует трехсоставную модель: общее позитивное определение того, что есть "общественное объединение"; негативное определение посредством перечисления видов негосударственных объединений, которые по смыслу Закона 1995 года не рассматриваются как общественные объединения; уточнение позитивного определения через перечисление отдельных видов общественных объединений, подпадающих под общее позитивное определение[7]
.
Характеристика общественных объединений как коллективных сообществ, созданных для достижения единых целей объединившихся в них лиц, отличает общественные объединения от иных формирований граждан. Социально-полезный характер деятельности, определенный в уставе общественного объединения, позволяет отграничить общественное объединение от противоправных (криминальных) сообществ. Признак объединения физических и юридических лиц позволяет отграничивать общественные объединения от образований, члены которых изначально выполняют разные функции и не могут ими обмениваться, поскольку для общественного объединения характерно относительное равенство в правах участников. Формальная основа деятельности общественных объединений отличает их от неформальных объединений, неустойчивых социальных групп, образуемых по интересам.
Современный правовой статус общественных объединений

Конституция России признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. И хотя эта норма Основного закона прямо не указывает на необходимость защиты собственности общественных объединений, но она распространяется и на нее. Право собственности общественных объединений закреплено в целом ряде федеральных законов: "О некоммерческих организациях"[8]

, "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"[9]

, "Об общественных объединениях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"[10]

и др. Существенную роль в формировании имущества общественных объединений играют доходы, поступающие от предпринимательской деятельности. Практика показывает, что предпринимательская деятельность общественных объединений получила в настоящее время довольно широкое распространение. Однако действующим законодательством определяются некоторые особенности осуществления предпринимательской деятельности общественными объединениями, в частности определяется ее уставной характер, а также устанавливается порядок распределения доходов от осуществления предпринимательской деятельности.
С экономическими гарантиями административно-правового положения общественных объединений тесным образом связаны организационные гарантии. Законодательство достаточно последовательно разграничивает деятельность органов государственной власти и общественных объединений. Согласно закону об общественных объединениях, вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом[11]

. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, законодательство регулирует предоставление общественным объединениям налоговых льгот.
Законом устанавливается государственная поддержка некоторых видов общественных объединений, которая может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений, предоставления грантов, государственных заказов и т.п.
КоАП РФ наделил достаточными полномочиями органы юстиции в сфере реализации административно-правовых методов принуждения[12]
, которые, как показывает практика, являются достаточно весомым элементом в механизме административно-правового регулирования деятельности общественных объединений.
Согласно общему порядку, общественные объединения создаются по инициативе не менее трех физических лиц, в состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица – общественные объединения. Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде или общем собрании. С момента принятия перечисленных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права (за исключением прав юридического лица) и принимает на себя обязанности в соответствии с действующим законодательством[13]
.
В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Правоспособность общественного объединения, как юридического лица, возникает с момента его государственной регистрации.
Правовой статус общественного объединения непременно включает его права и обязанности[14]
. Для осуществления уставных целей общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет право:
свободно распространять информацию о своей деятельности;
участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными федеральным законодательством;
проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Для осуществления уставных целей общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, имеет право:
свободно распространять информацию о своей деятельности;
проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;
представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;
выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Наряду с этим, общественное объединение обязано:
соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;
оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства;
информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ.
Общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе.
Организационно-правовые формы общественных объединений

У каждой организационно-правовой формы общественного объединения есть свои отличительные признаки: цели, структура, сфера и территория деятельности, некоторые иные. Процесс принятия решения о создании того или иного вида общественных объединений, по общему правилу, это волеизъявление самих учредителей[15]
.
Согласно действующему законодательству, общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
общественная организация;
общественное движение;
общественный фонд;
общественное учреждение;
орган общественной самодеятельности;
политическая партия.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица – общественные.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
При государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.
Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.
В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.
Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).
В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).
Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.
В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.
Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления[16]
.
Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.
Нарушения в деятельности общественной организации, ее реорганизация и ликвидация

В настоящее время все чаще ряд общественных объединений нарушают предписания законодательства о государственной регистрации юридических лиц. Эти нарушения, как правило, выражаются в том, что они не информируют орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения[17]
.
С учетом сложившейся судебной практики, а также рекомендаций Минюста России, при невыполнении общественными объединениями вышеназванного требования, управлениями юстиции по субъектам Российской Федерации готовятся соответствующие иски о ликвидации данных общественных объединений[18]
.
В настоящее время, по-прежнему, остается актуальной проблема использования рядом общественных объединений государственной символики на печатях, бланках, удостоверениях своих объединений и т.п.
Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда или общего собрания. События последних лет наглядно продемонстрировали необходимость создания административно-правового механизма для более жесткого и оперативного пресечения любых форм экстремистской или иной незаконной деятельности со стороны общественных объединений[19]
.
Общественное объединение может быть ликвидировано по решению съезда (конференции), а также по решению суда в случае грубого нарушения общественным объединением прав и свобод человека и гражданина, а также неоднократного и грубого нарушения Конституции РФ и законодательства Российской Федерации. Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность[20]
.
Контроль и надзор за общественными объединениями

Государство практически никогда не упускало из поля своего воздействия общественные объединения. В различные исторические периоды сфера такого воздействия была различна. Контроль за деятельностью общественных объединений осуществляют различные органы государственной власти. У каждого органа государственной власти имеется своя компетенция в исследуемой сфере государственного управления. Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура РФ. Полномочия органов прокуратуры в сфере осуществления надзора за деятельностью общественных объединений закреплены не только в законодательстве об общественных объединениях, но и в Законе РФ "О прокуратуре"[21]
.
Так, Закон "О прокуратуре" предоставляет органам прокуратуры широкие полномочия, которые реализуются ими в различных сферах государственного управления, в том числе и в ходе осуществления органами прокуратуры надзора за деятельностью общественных объединений. Прокурор вправе приносить протест на противоречащий закону правовой акт; выносить представление об устранении нарушений закона, принимать решение о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях, а также выносить предостережение о недопустимости нарушений закона. Закон об общественных объединениях наделяет органы прокуратуры дополнительными полномочиями по осуществлению надзора за их деятельностью. Прокуратура наряду с органами юстиции может направлять заявления в суд о приостановлении деятельности общественных объединений.
В этом случае приостанавливаются права общественного объединения как учредителя средств массовой информации, такому общественному объединению запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие массовые мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, а также штрафов.
Одной из эффективных форм контроля за деятельностью общественных объединений является обязанность общественных объединений ежегодно информировать орган, принимающий решение о регистрации общественных объединений, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Кроме органов Минюста России, контроль за деятельностью общественных объединений осуществляют финансовые органы, органы, осуществляющие экологический, пожарный и санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) и другие.
Заключение

Рассмотрение законодательства об общественных объединениях позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время достаточно последовательно определены требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений, а также достаточно четко определена процедура государственной регистрации общественных объединений.
Следует констатировать, что российское государство нуждается в интересе и участии граждан в управлении делами общества, в энергичных гражданских организациях, которые способны решительно вмешиваться в процесс принятия управленческих решений, если посчитают, что какой-нибудь акт или действие (бездействие) государственного органа не соответствует интересам общества. Недостаточная социальная активность общественных объединений является наиболее значимой проблемой для жизнедеятельности нашего общества. Данное обстоятельство обусловлено тем, что общественные объединения являются важной составной частью правового государства, выступают связующим элементом между государством и личностью, а также одним из наиболее активных участников социально-экономических преобразований.
Список основных нормативных источников и литературы

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета, 25.12.1993. – № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ в ред. от 13.05.2008 // СЗ РФ. – 1994. – N 32. – ст.3301.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 16.05.2009) // Собрание законодательства РФ, 2002, № 1 (ч.1), ст.1.
4. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 в ред. от 17.07.2009 N 171-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. – № 47. – Ст.4472.
5. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в ред. от 02.02.2006 N 19-ФЗ // Российская газета, № 100, 25.05.1995.
6. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ в ред. от 13.05.2008 "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст.145.
7. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, N 33, ст.3340.
8. Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст.148.
9. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ в ред. от 26.04.2007 "О политических партиях" // Российская газета. – № 133, 14.07.2001.
10. Административное право / Под общ. ред. Г.В. Атаманчука. – М.: РАГС, 2007.
11. Бахрах Д.Н. Административное право / Под общ. ред. Ю.Н. Старилова – М.: А-Приор, 2008.
12. Жане А.А. Ликвидация юридического лица. // Право и экономика, 2006. – № 4.
13. Ивакин А.А. Общая характеристика содержания административно-правового статуса общественных объединений // Современное право, 2006. – № 12.
14. Ивакин А.А. Административно-правовое регулирование деятельности общественных объединений в Российской Федерации // Административное и муниципальное право, 2008.
15. Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право. Учебник. – М.: Изд-во ЮРИСТ, 2008.
16. Кожевников О.А. Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций: проблемы теории и практики // Екатеринбург Изд-во РГППУ, 2007.
17. Кожевников О.А. Ликвидация некоммерческих организаций в РФ: проблемы правового регулирования // Цивилист 2008. – № 1.
18. Несмеянова С.Э. Судебная практика Конституционного суда РФ с комментариями. М., Проспект, 2008.
19. Фатов И. С "Правоохранительные общественные объединения в становлении гражданского общества России" // М., "Государственная власть и местное самоуправление". – 2008. – №5.
20. Фатов И.С. "Общественные объединения в становлении гражданского общества России" // "Бизнес в законе". – 2008. – №1.
[1]
См.: Ивакин А.А. Общая характеристика содержания административно-правового статуса общественных объединений // Современное право, 2006. – № 12. – С. 29.
[2]
См.: Фатов И.С «Правоохранительные общественные объединения в становлении гражданского общества России» // М., «Государственная власть и местное самоуправление». – 2008. – №5. – С. 27.
[3]
См.: Ивакин А.А. Административно-правовое регулирование деятельности профсоюзов в системе таможенной службы // Административное и муниципальное право, 2009. – № 4. – С. 41.
[4]
См.: Бахрах Д.Н. Административное право/ Под общ. ред. Ю.Н. Старилова – М.: А-Приор, 2008. – С. 229.
[5]
См.: Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в ред. от 02.02.2006 N 19-ФЗ // Российская газета, № 100, 25.05.1995.
[6]
См. например: Административное право/ Под общ. ред. Г.В. Атаманчука. – М.: РАГС, 2007. – С. 314.
[7]
См.: Фатов И.С. «Общественные объединения в становлении гражданского общества России» // «Бизнес в законе». – 2008. – №1. – С. 43.
[8]
См.: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ в ред. от 13.05.2008 «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145.
[9]
См.: Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, N 33, ст. 3340.
[10]
См.: Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 148.
[11]
См.: Административное право / Под общ. ред. Г.В. Атаманчука. – М.: РАГС, 2007. – С. 318.
[12]
См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ в ред. от 03.06.2009 N 121-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
[13]
См.: Ивакин А.А. Общая характеристика содержания административно-правового статуса общественных объединений // Современное право, 2006. – № 12. – С. 31.
[14]
См.: Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право. Учебник. – М.: Изд-во ЮРИСТ, 2008. – С. 189.
[15]
См.: Бахрах Д.Н. Административное право / Под общ. ред. Ю.Н. Старилова – М.: А-Приор, 2008. – С. 231.
[16]
См.: Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ в ред. от 26.04.2007 «О политических партиях» // Российская газета. – № 133, 14.07.2001.
[17]
См.: Кожевников О. А. Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций: проблемы теории и практики // Екатеринбург Изд-во РГППУ, 2007. – С. 62.
[18]
См.: Ивакин А.А. Административно-правовое регулирование деятельности общественных объединений в Российской Федерации // Административное и муниципальное право, 2008. – № 1. – С. 35.
[19]
См.: Кожевников О. А. Ликвидация некоммерческих организаций в РФ: проблемы правового регулирования // Цивилист 2008. № 1.
[20]
См.: Жане А. А. Ликвидация юридического лица. // Право и экономика, 2006. – № 4.
[21]
См.: Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года N 2202-1 в ред. от 17.07.2009 N 171-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. – № 47. – Ст. 4472.