материалы Круглого стола«Человек и свет в естественнонаучнойи художественной картине мира»*Модератор Медведев Борис Абрамович к.ф.-м.н., доцент кафедры общей физики СГУУчастники:Розен Виктор Владимирович, заведующий кафедрой геометрии СГУ, профессор, д.ф.-м.н.;Шимельфениг Олег Владимирович, доцент кафедры геометрии СГУ, к.ф.-м.н.;Позднева Светлана Павловна, заведующая кафедрой философии и методологии науки СГУ, профессор, д.ф.н.;Афанасьева Вера Владимировна, профессор кафедры философии и методологии науки СГУ, д.ф.н.;^ Волошинов Александр Викторович, заведующий кафедрой культурологии СГТУ, профессор, д.ф.н.; Дуплинская Юлия Михайловна, профессор кафедры культурологи СГТУ, д.ф.н.;^ Бриль Игорь Ефимович, профессор кафедры патологической физиологии СГМУ, д.м.н.; Рябухо Владимир Петрович, профессор кафедры оптики и биомедицинской физики СГУ, д.ф.-м.н.;^ Мельников Леонид Аркадьевич, заведующий кафедрой лазерной и компьютерной физики СГУ, профессор, д.ф.-м.н.;Дербов Владимир Леонардович, заведующий кафедрой теоретической и ядерной физики СГУ, профессор, д.ф.-м.н.;^ Роках Александр Григорьевич, профессор кафедры физики полупроводников СГУ, д.ф.-м.н.;Горохов Александр Викторович, профессор кафедры общей и теоретической физики Самарского ГУ, д.ф.-м.н.; ^ Приезжев Александр Васильевич, профессор кафедры общей физики и волновых процессов МГУ, д.ф.-м.н. _______________________ * Работа Круглого стола проходила в формате секции: История, методология и философия оптического образования XII International School for on Optics, Laser Physics and Biophotonics. September 23-26, 2008. Saratov, Russia.Введение (Б.А. Медведев). Уважаемые коллеги! Тема нашего заседания настолько широка, что позволяет всем без исключения, и в соответствии со своими профессиональными интересами, внести свой вклад в её раскрытие. Именно поэтому, менее всего хотелось бы, даже в нашей первой встрече, выступать в качестве строителей Вавилонской башни. Поэтому, думая о цели нашего заседания, не будем забывать пророческих слов Э. Ласло о том, что 21 век явится веком междисциплинарных исследований. В этом контексте, в саратовском университете, который готовится к своему столетнему юбилею, мы работаем в формате 12-ой международной школы для молодых ученых и студентов по оптике, лазерной физике и биофотонике – школы, имеющей в качестве одного из приоритетных направлений – повышение творческого потенциала будущих исследователей, их способности к неординарным решениям проблем на стыках наук и к созданию новейших технологий. Широта темы круглого стола, на наш взгляд, инициирует: – преодоление «варварства узкой специализации» (Ортега-и-Гассет), – формирование «дальних пределов человеческой психики» (А. Маслоу), – использование принципа дополнительности Н. Бора применительно к искусству и науке, – понимание того, что «…суждения, устанавливаемые путем рациональных формулировок никогда нельзя считать единственно возможными предпосылками человеческого разума» (В. Паули), – принятие тезиса о том, что степень эстетического восприятия мира задает высоту научного поиска: «Физические законы должны обладать математической красотой» (Поль Дирак), – развитие креативного мышления, использующего согласно Лейбницу отдалённые аналогии, – развитие метафоричности мышления, фантазии, воображения, интуиции, всего того, что позволяет понять: «Случайные открытия делают только подготовленные умы» (Блез Паскаль) и «Мы воздухоплаватели ума» (Фридрих Ницше). Я начинаю нашу работу с демонстрации картин: « Афинская школа» Рафаэля и «Апофеоза Гомера» Ж. Энгра – яркой символики единства науки и искусства, а также снимков спутников в туманности Андромеды и туманности Рыбачья сеть в созвездье Водолея, сделанных с помощью телескопа Хаббла. Вглядываясь в космические глубины невольно вспоминаешь слова Ф.Ницше: «Если ты смотришь на бездну, то и она смотрит на тебя», и вспоминается мысль Иосифа Бродского: «Мы мыслим себя, мягко говоря, центрами своих собственных вселенных». Предоставим слово представителям точных наук.^ А.В. ГОРОХОВОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОЙ КВАНТОВОЙ ОПТИКИВ докладе представлен краткий обзор становления современной квантовой оптики. Выделено три основных этапа: формирование основных понятий от А. Эйнштейна (фотоэффект) – до создания квантовой теории излучения (Дирак, Ферми и др.) (1905-1955 гг.); создание квантовой теории когерентности, квантовой теории лазера и основ квантового подхода в нелинейной оптике, сжатый свет, использование динамических алгебр Ли (Глаубер, Мандель, Басов, Прохоров, Шавлов, Таунс, Хохлов, Ахманов, Клышко, Барут, Сударшан, Клаудер, Переломов, Манько, Шелепин, Джейнс и Каммингс и др.) (1955-1985 гг.); современный этап – квантовая электродинамика полостей, одноатомный мазер, ридберговские атомы, квантовые вычисления и компьютинг, декогеренция, запутанные состояния, атомные конденсаты и атомные лазеры (Вальтер, Аарош, Летохов, Цайлингер, Дойч, Цоллер, Менский и мн. др.) (1985 – … ). Современный этап интересен тем, что новые эксперименты возродили интерес к “парадоксам” и к проблемам интерпретации квантовой механики, выявлению тонких особенностей проявлений перехода от квантового описания к классическому. Именно в квантовой оптике следует ждать самых неожиданных открытий, которые потенциально могут привести к глубоким изменениям в технологии и повседневной жизни. Возникает сложная проблема перед лектором, стремящимся ввести студентов и аспирантов в круг новых идей и проблем. В рамки сравнительно небольшого курса (большого не дают!) нужно втиснуть все упомянутые три этапа. Как это сделать, не впадая либо в упрощенчество, либо идя по соблазнительному пути резкого крена в сторону математизации изложения? В условиях РФ эта проблема особенно остра, т.к. практически нигде в наших университетах нет экспериментальных групп, работающих на переднем крае. Поэтому для наших студентов новые идеи сродни чему-то вроде “квантовой магии”, им очень сложно их прочувствовать. Некоторый выход может быть найден на пути установления научных и педагогических контактов с активно работающими зарубежными группами. Очень важным также является проведение семинаров и школ по проблемам квантовой оптики с участием, как маститых ученых, так и студентов. Именно в такой школе мне и посчастливилось участвовать в Саратове, за что я очень благодарен ее организаторам! Хотелось бы, правда, чтобы в аудитории было больше молодых лиц. Думаю, что в будущем образовательные лекции и секция стендовых докладов будут проходить в разное время^ В.В. РОЗЕНК ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИСОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРАЦель сообщения – кратко проследить догадки, представления и принципы, сформировавшиеся в ходе многовекового осмысления природы света, которые переросли рамки собственно физической науки и превра-тились в фундаментальные концепции современной научной картины мира. 1. Еще в начале V в. до н.э. Эмпедокл высказал априорное утверждение о том, что свет распространяется с конечной скоростью. Эмпирическое подтверждение этого пришло лишь в конце ХУII в. — первым измерил скорость света датский астроном Олаф Рёмер. Исключительную роль, и исторически, и содержательно, вопрос о природе и свойствах света играет в теории относительности Эйнштейна. Один из основных постулатов СТО — постулат постоянства скорости света. 2. Один из результатов Герона Александрийского состоял в том, что при отражении от зеркала свет распространяется по кратчайшему пути. Дальнейшие открытия в этом направлении, принадлежащие выдающимся математикам ХУII в. (среди которых Пьер Ферма, Рене Декарт, Христиан Гюйгенс), привели к формулировке принципа наименьшего действия, носящему основополагающий философский характер: все явления Вселенной протекают по принципу наибольшей экономии. З. Размышления о природе света сыграли решающую роль в создании квантовой механики. Как известно в 1900 г. Макса Планка привлекла проблема теплового излучения электромагнитных волн. «Квант действия» (постоянная Планка) был введен именно для описания свойств теплового излучения и превратился впоследствии в одно из фундаментальных понятий картины мира. 4. Еще одна основополагающая концепция физической картины мира корпускулярно-волновой дуализм. Он был впервые сформулирован Эйнштейном в 1905 г. на примере фотонов в рамках созданной им теории фотоэффекта и оказался впоследствии всеобщим свойством материи. 5. Реликтовое излучение, обнаруженное в 1965 г. (Пензиас и Вильсон), наряду с явлением разбегания галактик явилось экспериментальным подтверждением концепции Большого Взрыва — базовой концепции космологии. 6. Наконец, еще одно фундаментальное представление современной научной картины мира — связь пространства и времени. Научный подход к этому вопросу может быть основан как на математике, так и на физике. Математически «неразрывная» связь пространства и времени видна уже из преобразований Лоренца: нельзя выразить пространственные координаты только через пространственные и временные только через временные, — их надо объединять в рамках единой структуры 4-мерного пространства — времени. Но это обстоятельство не дает физического понимания сущности связи пространства и времени. В этом феномене решающую роль играют электромагнитные волны. Именно они быстрее всего разносят в пространстве информацию о произошедшем в какой-либо точке пространства событии. Образно говоря, река времени движется со скоростью света. А так как каждый наблюдатель тоже движется в пространстве с определенной скоростью, то он всегда находится не только в определенной точке пространства, но и в определенной точке движущейся реки-времени. В итоге получается, что именно свет (точнее, электромагнитные волны) связывают пространство и время в единую структуру.^ В.П. РЯБУХО ПОЛЯРИЗАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА СВЕТАПоляризационные свойства света наиболее интересны при его взаимодействии с веществом, в особенности с анизотропным веществом. Человек без использования специальных устройств практически не в состоянии непосредственно ощутить состояние поляризации света. Известны эксперименты, в которых визуально различались направления колебаний в линейно поляризованном свете. Эта возможность объясняется определенной анизотропией в структуре сетчатки глаза человека. Однако этот эффект очень слабо выражен. Другое дело с чувствительностью к поляризации у некоторых насекомых – пчел, муравьев, дафнии, которые используют поляризацию света в навигационных целях, ориентируясь в пространстве по направлению линейной поляризации рассеянного в атмосфере света. Термин «поляризация света» не совсем удачен, поскольку в свете нет той полярности, с которой ассоциируется этот термин. Да и представление о поляризации среды, в которой распространяется световая волна, не только не проясняет, но и в определенной мере запутывает понимание этого качества оптического поля. Под поляризацией света понимается определенная упорядоченность колебаний, возбуждаемых световой волной в определенной точке пространства в течение определенного времени наблюдения. При линейной поляризации эти колебания совершаются вдоль одной прямой, при круговой – колебания не изменяются по величине, а меняется только направление создаваемого возмущения, при эллиптической – меняется и величина и направление возмущения. Можно представить и создать в натурном эксперименте более сложное состояние поляризации – векторного возмущения, создаваемого световым полем, рассматривая, например, суперпозицию монохроматических волн разной частоты с ортогональными направлениями колебаний. При кратных частотах, как в фигурах Лиссажу, будут формироваться стационарные во времени формы колебаний, в которых направление и величина колебаний имеет более сложную форму, по сравнению с эллиптической. В оптических полях состояние поляризации может меняться в различных точках пространства, принимая все формы от линейной до круговой. Например, такое имеет место при суперпозиции под некоторым углом двух плоских волн с ортогональными направлениями линейной поляризации. Результирующе поле в каждой его точке поляризовано, а в среднем по достаточно протяженной области пространства поляризация не наблюдается. При объемном рассеянии монохроматического света, например, на поверхности белой бумаги, рассеянное поле имеет определенное состояние поляризации в пределах некоторой области пространства – области корреляции, и меняется случайным образом на расстояниях, превышающих размер этой области (превышающих радиус корреляции). В среднем такой рассеянный пучок света не поляризован, но полностью поляризован в отдельных областях пространства. В оптике для многих эффектов можно установить пространственно временные аналогии – если имеет место пространственный эффект, то аналогичный эффект можно наблюдать и во времени. Состояние поляризации света – не исключение. Действительно, монохроматическая волна всегда поляризована. При суперпозиции двух волн различной частоты с ортогональными направлениями линейной поляризации состояние поляризации результирующей волны непрерывно строго периодически меняется с периодом обратно пропорциональным разности частот. В световом пучке естественного света состояние поляризации также непрерывно меняется, но теперь по стохастическому закону и с характерным временем полного изменения, равным времени корреляции (когерентности) колебаний, которое обратно пропорционально ширине частотного спектра. Поэтому естественный свет также всегда поляризован, но состояние поляризации изменяется по случайному закону. Такой свет следует называть случайно поляризованным. Таким образом, рассматривая состояние поляризации светового поля необходимо всегда иметь ввиду по какой области пространства и за какой промежуток времени в среднем определяется это состояние поляризации оптического поля. ^ А.Г. РОКАXРАЗМЫШЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ И СВЕТЕВ НАУЧНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЕ МИРАЗдесь был затронут вопрос о спектральной чувствительности глаза, т.е. его способности различать цвета. Он важен как для науки, техники, так и для искусства. Последнее призывает нас любоваться природой, не вдаваясь в физические детали, на языке ощущений и эмоций, открывая целый мир прекрасного. А между тем чувствительность глаза лежит в узком спектральном диапазоне от 400 до 700-760 нанометров. Естественный отбор (или Господь Бог?) отобрал те энергии световых квантов, которые, с одной стороны в достаточном количестве содержатся в солнечном излучении, с другой — производят необходимые для реализации зрительного процесса фотохимические реакции. При движении в фиолетовую область и далее мы получили бы большие кванты света, которые привели бы к разрушению белка, коль скоро смогли бы дойти до сетчатки. Но в ближней ультрафиолетовой области это по большей части невозможно из-за сильного поглощения света веществом глаза. Однако в области рентгеновских лучей, которые имеют большую проникающую способность и доходят до сетчатки, это возможно и очень опасно. Когда энергия светового кванта недостаточна для осуществления фотохимических реакций, мы имеем ограничение чувствительности с красной стороны. Однако у некоторых живых существ граница лежит дальше, чем у человека, захватывая ближнюю часть инфракрасной области спектра. Подумаем, что было бы, имей человек такую чувствительность? Речь ведь идет о той области спектра, в которой свет может более глубоко и притом безопасно проникать в живые ткани и, следовательно, нести информацию о протекающих там физиологических процессах. При этом человек смог бы видеть кровоток в поверхностных кровеносных сосудах, возможно даже и биение собственного сердца. Но не была ли бы «излишней» вся эта информация, все эти детали бытия? Не помешали бы они наслаждаться цветовой гаммой окружающей природы, не приземлили бы интересы человека, ограничив их сферой материального? Кроме того, обладающий дополнительными физическими возможностями человек не ограничился бы позицией стороннего наблюдателя, а стал бы то и дело вмешиваться в физиологические процессы как собственного, так и чужого организма, которые пока что выполняются автоматически, что называется на автопилоте? И неизбежно стал бы «расхлебывать» последствия этого вмешательства. Такая деятельность (сейчас мы оставляем ее врачам) заняла бы все его свободное время, не оставив его для духовного роста, наслаждения искусством, реализации своих способностей и возможностей. Короче говоря, изменение физических возможностей человеческого организма привело бы к изменению культуры человеческого общества, причем для этого достаточно лишь незначительно расширить область чувствительности человеческого глаза.^ Л.А. МЕЛЬНИКОВОБ ОБЪЕКТИВНОСТИ И СУБЪЕКТИВНОСТИ ЗРЕНИЯ:ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИВ процессе зрения, кроме собственно физических и биохимических процессов формирования изображения, формирования электрохимического сигнала, огромную роль играет процесс или совокупность процессов обработки сигнала. Не вдаваясь в детали этих сложных процессов, которые являются предметом интенсивного исследования (укажу лишь книгу Хьюбелл Д. Глаз. Мозг. Зрение. – М.: Мир, 1990), заметим, что существуют подсказки, которые говорят о том, что наше познание мира с помощью зрения далеко не объективно. В качестве примера приведу тот факт, что наше собственное изображение в зеркале относится к реально несуществующему объекту. Дело в том, что наше изображение и мы сами не могут быть совмещены никаким поворотом – если мысленно зайти своему изображению за спину, то мы обнаружим, что наше правое ухо находится за левым ухом изображения, то есть асимметрия правой и левой половин нашего лица у зеркального изображения изменяет знак. Так как мы себя видим в зеркале, нас никто не видит. Наше представление о себе, полученное из наблюдений в зеркале, заметно отличается от изображения, наблюдаемого в видеокамере или на фотографии. Ниже показан пример искажения цвета, взятый из журнала «Optics and Photonics News, 2008, No.3.» http://www.osaopn.org/Archives/0308/Departments/letters.aspx, где один и тот же пейзаж сфотографирован без фильтра (1), с голубым фильтром (2) и с двумя последовательно поставленными голубыми фильтрами (3), такими же точно, как и использованный при изготовлении картинки 2. Видно, что на рис.1 – «летний» пейзаж, на рис.2 – «зимний», а на рис.3 – «осенний». Этот пример не представляет зрительную иллюзию, но показывает, как цветовая фильтрация изменяет восприятие картинки. Следующие примеры – различные зрительные иллюзии, взятые с сайтов http://www.psy.msu.ru/illusion/ и http://xopoiiio.ru/. Иллюзиянепараллельности прямых Иллюзия движения (если увеличитькартинку, то зерна двигаются) Иллюзии цветового восприятия – квадраты А и В одного цвета Несуществующие объекты Существует большое число и других иллюзий – иллюзий восприятий глубины, иллюзии кажущихся размеров, эффекты последействия и.т.д. Заметим, что практически все люди попадаются одинаковым образом на все эти иллюзии. Это означает, что, несмотря на субъективность зрения, что-то все-таки можно считать объективным, хотя бы наши общие заблуждения. Комментарий (Б.А. Медведев). Я попытаюсь привести к некоторому общему знаменателю, озвученные здесь выступления. В первую очередь, я хотел бы отметить постановку фундаментальных проблем в каждом из выступлений. Конкретно, дидактический аспект преподавания в докладе А.В. Горохова. Как рассказать о широкой панораме картины развития квантово-оптических представлений всего 20-го века? Как в сжатом лекционном курсе донести до студента исследования, находящиеся на границе научного знания? Можно ли совместить строгость сложного математического описания квантовых явлений с доступностью их восприятия? Не пойти ли нам вслед за Р. Фейнманом в его блестящих лекциях по физике? Не оставить ли для курсов по выбору и только для сильных студентов изложение теоретической физики в духе курса Л.Д. Ландау и Е.М. Лившица? Не прибегнуть ли нам к самоиронии, вспомнив Ф.Ницше: «К гуманности учителя принадлежит предостерегать ученика от себя самого». Не подумать ли нам о лекции, как приглашению к размышлению? Видению физической картины мира мы обязаны глубокой проработке её отдельных фрагментов. Это блестяще продемонстрировано в выступлении В.П. Рябухо в его размышлении о понятии поляризации света. И вновь, здесь нельзя не вспомнить Ницше, его мысль о «дальтонизме» мыслителей: «Каждый мыслитель рисует свой мир и всякую вещь меньшим количеством красок, чем есть на самом деле…» Осмысление сложной природы света продолжается. Эта мысль была образно выражена в лекции мастер – класса В.Л. Дербовым, посвятившим свое выступление памяти профессора МГУ Д.Н. Клышко, его исследованиям природы света, понятию фотона … В этом же контексте, представления фундаментальных концепций о природе света от античных мыслителей до Эйнштейна, выдержано интересное выступление В.В.Розена, акцентирующее наше внимание на еще не понятой фундаментальной роли света в качестве связующего звена пространства и времени. Наша человеческая культура претерпела бы коренные изменения в случае небольшого расширения диапазона видимого света в ИК область спектра. Об этом шла речь в выступлении А.Г. Рокаха. И как здесь не вспомнить Гёте: «Фантазия и есть то чуть-чуть, с которого начинается искусство и с которого должна начаться наука» В выступлении Л.А. Мельникова, посвященном оптическим иллюзиям обращает на себя внимание парадоксально высказанная мысль: «…несмотря на субъективность зрения, что-то всё-таки можно считать объективным, хотя бы наши общие заблуждения», созвучная афоризму Блеза Паскаля: «Истина так нежна, что чуть только отступил от неё, впадаешь в заблуждение, но и заблуждение это так тонко, что стоит только немного отклониться от него и оказываешься в истине» Коллеги! Что же все-таки объединяет все предшествующие выступления? Я думаю – это движение мысли, это декартовское сомнение в процессе размышления над природой, это вопросительные знаки, которые, по словам Бальзака, и «являются ключом ко всякой науке». Предоставим теперь слово философам.^ Ю.М. ДУПЛИНСКАЯ Феномены сознания и квантовые феноменыСуществует глубокая аналогия между феноменами сознания и квантовыми феноменами. В обоих случаях мы наталкивается на нечто, что абсолютно неделимо и неразложимо на составные части. На это сходство обратил внимание Шредингер, заметив, что, «Я», подобно квантовым феноменам – это дискретная и неразложимая единица. Если «Я» присутствует, то только вся сразу и целиком, а если отсутствует, то опять же, только вся сразу и целиком: как бы ни менялись обстоятельства жизни или содержание памяти, это не уничтожает некоего самотождественного ядра личности, называемого словом «Я». На упомянутое сходство обращает внимание также И.З. Цехмистро, полагающий, что «тайна» сознания заключена именно в неделимости квантовых феноменов. В самом деле, количество информации и интенсивность ее переработки никак не влияет на наличие или отсутствие сознания. Например, у лунатика, идущего по краю карниза, процессы переработки информации от внешних раздражителей налицо, а вот сознание у него отсутствует. А у человека, находящегося в состоянии оцепенения, наоборот, информационные процессы не протекают, а сознание, тем не менее, есть. Очень трудно уловить суть этого «нечто», называемого сознанием, которое присутствует у первого и отсутствует у второго, но в любом случае оно, подобно квантовым феноменам, если присутствует, то все сразу и целиком, а если отсутствует, то, опять же, все сразу и целиком. Обратим внимание на аналогию между принципом соотношения неопределенностей Гейзенберга и аналитикой сознания в философии экзистенциализма. Энергия и импульс микрообъекта не могут быть зафиксированы в точке «здесь» и «теперь» – в момент актуального настоящего: чем меньше времени занимает процедура измерения, тем большую неопределенность они приобретают. Аналогично, наше «Я», тоже невозможно застать «здесь» и «теперь». «Я» всегда «там» – либо в прошлом (в воспоминаниях), либо в будущем (в проектах), а наше «настоящее» – это лишь «мнимое настоящее», которое состоит из очень быстрых «флуктуаций» из прошлого в будущее и из будущего в прошлое, в которых миг настоящего всегда проскальзывает. Основоположник экзистенциализма С. Кьеркегор описывает темпоральность сознания в эссе с характерным названием «Несчастнейший». Несчастный – это тот, кто не живет в настоящем времени. Одна разновидность несчастных существ – те, которые всегда находятся в «прошлом», – то есть живут воспоминаниями. Другая – те, которые всегда «в будущем», – то есть живут несбыточными мечтами. «Несчастнейший» же – это синтез первого и второго. Он живет воспоминаниями о прошлом, но в прошлом он занимался лишь тем, что мечтал о будущем. Мечты же его, в свою очередь, содержали лишь проекты исправления того, что не состоялось в прошлом. Интересно, что существование микрообъектов в квантовой физике описывается, фактически, в той же темпоральной схеме, правда, без трагических интонаций С.Кьеркегора. Микрообъект постоянно берет «в кредит» энергию и импульс в масштабах времени и пространства, которые не выходят за рамки соотношения неопределенностей Гейзенберга. Квантовый хаос состоит из бесконечных «займов» и «платежей по займам»: у будущего для прошлого, а у прошлого – для будущего. Чем не «несчастнейший» С. Кьеркегора, воспоминания которого авансируются из мечтаний, а мечтания – из воспоминаний? Итак, в мире, где мы существуем, «настоящее» отсутствует во всех смыслах: и в прямом, и в переносном, и в «физическом», и в «метафизическом». Так лучший ли это из «всех возможных миров» или «несчастнейший из миров»?^ С.П. ПОЗДНЕВАГЛАЗ, СВЕТ И ЦВЕТЦветовые ощущения – комплекс сложной цепи физических, химических, нейрофизиологических и психических процессов. Основы современной науки о цвете заложены Исааком Ньютоном. В 1672 г он в печати доложил о преломлении солнечных лучей в стеклянной призме. Белый свет разлагается на ряд цветных компонентов.Через 140 лет с возражениями выступил Иоганн Вольфганг Гете. Из всех его работ «К учению о цвете» – самая объемная. Гете считал, что белый цвет – не есть смесь спектральных составляющих. Цвет изучают с естественнонаучной (физической и нейробиологической), и психологической, и эстетической точек зрения.Цветовое зрение связано с одним из основных органов чувств человека – глазом (70% информации человек получает через зрение), и с главным его раздражителем – светом. Птицы и насекомые прекрасно различают цвета. А хищники (кошки) к цвету безразличны. У человека цветовое зрение развито превосходно, но не так важно для выживания, как у животных, особенно сейчас в связи с техническим прогрессом. За интерпретацию зрительных ощущений ответственны определенные участки мозга, что достаточно хорошо изучено. А природа восприятия пока не известна, ибо осложнена прошлым опытом и эмоциями. Мозг человека превзошел мозг животных. И только одному человеку из млекопитающих свойственна речь, которой человек овладевает в детстве.В начале Х1Х века Томас Юнг предложил трехкомпонентную теорию – все цвета получаются при смешивании трех цветов. Это важно для техники – цветной печати, цветной фотографии и цветного телевидения. В сетчатке глаза у человека имеются светочувствительные клетки – палочки и колбочки. Палочки различают градации света и темноты, а колбочки воспринимают свет. Им соответствуют три пика чувствительности и их называют синими, зелеными и красными по положению в спектре.Трехкомпонентная схема – действует на первом уровне, далее уже действуют более сложные схемы (принцип оппонентных цветов). Естественники нейтральны по «отношению» к цвету, культурологи – наоборот. В лингвистике даже существует расовая гипотеза, что люди с разным цветом кожи могут видеть и называть цвета по разному, хотя это спорно. Любопытно, что в словаре многих народов отсутствует цвет бирюза. Простейший цветовой словарь содержит лишь белое и черное. Третье принадлежит красному. Четвертый – смесь зеленого и желтого. Черное и белое – основа различения света и тьмы, красное – неотделим от жизни (кровь), желтое и зеленое – от пищи. Синий (по принципу оппонентных цветов стоит особняком (небо) или вода.Вывод: физиологические механизмы, с помощью которых глаз и мозг анализируют световые стимулы и создают цветовые восприятия, находят свое отражение в психологических следствиях – как цветовая лексика различных языков. (Цоллингер Г. Цветовое зрение: особенности ощущения и восприятия // Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. – М., 1995). И в заключение приведу слова философа М. Мерло-Понти в книге «Око и дух», который называет глаз человека – зеркалом. «Загадочность моего тела основана на том, что оно сразу и видящее и видимое. Вещи теперь уже инкрустированы в плоть моего тела, составляют часть его полного определения… Можно говорить о появлении человеческого тела, когда между видящим и видимым, осязающим и осязаемым, одним и другим глазом образуется своего рода скрещивание и пересечение, и занимается огонь… Глаз видит мир и то, чего недостает миру, чтобы быть картиной, и то, что не хватает картине, чтобы быть самой собой… Видеть – значит обладать на расстоянии… Дух выходит через глаза, чтобы отправиться на прогулку в вещах… Зрение есть зеркало… Призрак зеркала выволакивает наружу мою плоть, и тем самым, то невидимое, что было и есть в моем теле, сразу же приобретает возможность наделять собой другие видимые мной тела… Зрение – это род мышления, которое строго и однозначно дешифрует знаки, запечатленные в теле… Мир, в конечном счете, находится вокруг нас, а не перед нами…»^ О.В. ШИМЕЛЬФЕНИГЧеловек и свет на пути к братской могилепод знаменем абстракций«…люди предпочитают отстранить феномены с помощью какого-нибудь общего теоретического воззрения, какого-нибудь способа объяснения, вместо того чтобы дать себе труд изучить единичное и построить нечто целое». Гёте. Очерк учения о светеРазумеется, я не призываю, как и Гёте, отбросить все науки, технологии и возвращаться в пещеры, – хотя бы потому, что пещер на всех уже не хватит. Но нашей цивилизацией потеряно чувство меры – равновесия между виртуальными, абстрактными суррогатами мира и способностью непосредственной органичной и гармоничной вписываемости в поток событий живой, во всех своих проявлениях, природы. Гёте – один из немногих выдающихся творцов науки и культуры в целом, – обладал этим чувством и применял его в изучении, в том числе, и света: «Цвета – деяния света, деяния и страдания. В этом смысле мы можем ожидать от них раскрытия природы света. Цвета и свет стоят, правда, в самом точном взаимоотношении друг с другом, однако, мы должны представлять их себе как свойственные всей природе, ибо посредством их вся она готова целиком открыться чувству зрения …так говорит природа, обращаясь и к другим чувствам, к знакомым, непризнанным, незнакомым чувствам; так говорит она сама с собой и с нами посредством тысячи явлений. Для внимательного она нигде не мертва, не нема» [1]. А далее он замечает, что «символические вспомогательные средства, иероглифический способ выражения, который мало-помалу начинает подменять подлинное явление, становятся на место природы и мешают настоящему познанию, вместо того, чтобы помогать ему» [1, С. 129]. Этот, на первый взгляд, не столь уж судьбоносный «перекос» в научном познании и в соответствующей ему практике, в конце концов, приведёт человечество к глобальной катастрофе. Достаточно подробно и аргументировано, этот сюжет рассмотрен в работе Мотрошиловой Н.В., посвящённой философии Гуссерля [2]. Автор начинает с посылки Галилея о том, что природа «написана на языке математики», и что это не метафора, а исходное убеждение в принципиальной изоморфности «рациональной» в себе природы и построенном на ratio естествознании. Кстати, и современный нам Нобелевский лауреат В.Л. Гинзбург, полностью в духе этой традиции, на вопрос о необъяснимых проблемах жизни и смерти отвечает, что нужно лишь составить подходящее уравнение и работать с ним. (!) [3]. Я сам – математик и с удовольствием занимаюсь ею, а, преподавая, вовлекаю слушателей в формирование понятий, постановку задач, поиск и нахождение их решений; при этом, естественно, даю возможность им ошибаться, и, в конце концов, найти правильный путь, испытав чувство радости от интеллектуального восхождения. Показываю, как виртуальный мир математики перекликается с задачами мира физического и помогает в их разрешении, ибо, в силу целостности мироздания, – любые его части, аспекты подобны в чём-то друг другу и целому. (В соответствии с известной скрижалью Гермеса Трисмегиста «Всё, что внизу, подобно тому, что наверху»). Но, тут же, предостерегаю и от «объективизации» математических и других абстракций, их мистификации и «оживления», вспоминая по этому поводу слова Гёте: «как чисто и надёжно ни может быть обработана математика сама в себе, на почве опыта она на каждом шагу спотыкается и, подобно всякому иному разработанному принципу, может привести к заблуждению и даже довести его до чудовищных размеров» [1, С. 162]. Постоянно напоминаю вслед за этим глубочайшим мыслителем, «как трудно не ставить знак на место вещи, всё время, имея перед собой живую сущность, и не убивать её словами» [1, С. 141]. Гуссерль со своей позиции так развивает эту мысль: «Идейное одеяние» заставляет принимать «за истинное быт
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…