Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению

–PAGE_BREAK–
а) отсутствие, каких либо детали рисунка.

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка.

в) неправильное изображение элементов рисунка.

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления.

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены

ж) залезание линий одна на другую.

         Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 балов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

2.2.2. Результаты исследований

1. Испытуемый Ученик (1).

         Методика «Домик» выполнена без ошибок. Можно охарактеризовать как хорошее выполнение задания – 0 балов. Все детали рисунка присутствуют. Нет отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Все элементы рисунка изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Нет отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства. Линии без разрывов. Отсутствуют линий одна на другую.

         Ориентировочный тест школьной зрелости испытуемого выполнен несколько хуже, чем предыдущий. Первое задание выполнено очень примитивно и заслуживает оценки в 5 баллов. За второе задание можно поставить 2 балла т.к. образец скопирован разборчиво, но с небольшими погрешностями. И третье задание почти совершенное подражание образцу. Единственной погрешностью это некоторое уменьшение пространства между точками, но это допустимо. Итого испытуемым набрано 8 баллов, что соответствует среднему результату.

         Вывод ребенок хорошо ориентируется на образцы, у него сформулировано умение копировать его. Можно говорить о развитие произвольного внимания, сенсомоторной координации.

         То результатом проведенных методик можно сделать вывод, что ребенок готов к школьному обучению.

2. Испытуемый Ученик (2).

         На рисунке все детали присутствуют. Размер рисунка сохранен. Правильное изображение в пространстве. Нет отклонений прямых линий более чем 30 градусов, от заданного на правления. Нет разрывов между линиями. Отсутствует залезание линий одна на другую. Единственным минусом является не правильно изображенный элемент рисунка. Поэтому рисунок можно оценить в 1 балл.

         За выполнение теста школьной зрелости в сумме можно поставить 6 баллов. Результат выше среднего.

  Первое задание. Рисунок мужской фигуры можно оценить 3 балами. На рисунке изображены голова, туловище, шея, конечности, волосы, но отсутствуют ступни ног и на руках по 3 пальца.

  Второе задание. Подражание письменными буквами – 2 бала, так как буквы достигают двойной величины.

  Третье задание. Срисовывание группы точек – 1 балл, так как почти совершенное подражание образцу.

         Вывод: по результатам проведенных методик можно говорить о психологической готовности ребенка к школьному обучению. Испытуемая хорошо может воспроизводить образец, развита тонкая моторика руки и координация зрения. Все это характеризует произвольность психологической деятельности.
3. Заключение

         Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

         Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

         Развивающую работу с нуждающими в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцепт в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

                В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Какие же составляющие водят в этот набор «школьной готовности»? Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности.

Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента, возникает потребность в психологической помощи ребенку. Разработанная с этой целью программа может быть использована и в детском саду.

4. Глоссарий
1.     Ведущая деятельность – обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребёнка в определённый период его развития.

2.     Волевая готовность – умение ребёнка произвольно действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путём сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).

3.     Готовность к школьному обучению – совокупность морфофизиологических особенностей ребёнка дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованной школьной учёбе.

4.     Демонстративность — особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих.

5.     Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления действий, в предметах науки и культуры.

6.     Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

7.     Коммуникативная готовность – произвольно-контекстное общение со взрослыми и кооперативно-соревновательное со сверстниками.

8.     Мотивационная готовность – предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний.

9.     Психологическая готовность к школьному обучению – необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в коллективе сверстников.

10.Уход от реальности — вариант неблагоприятного развития, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью.
5. Список использованных источников

1. Богиович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна/  Москва. 1995 г.

2.  Буре Р.С. «Готовим детей к школе».

3. Готовность к школе  /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1995 г.

4. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1987 г.

5. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.

6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. Москва. 1983 г.

7. Мухина В.С. Детская психология Москва. 1985 г.

8. Мухина В.С. «Шестилетний ребенок в школе».

9. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/ Москва. 1988 г.

10.Подъяков Н.Н., Венгер Л.А. «Подготовка детей к школе». 
6. Приложения

Программа занятий

Психологическая готовность к школьному обучению – одна из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит, как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

Предлагается  программа занятий, направленная на подготовку детей к успешному школьному обучению. Цель: формирование готовности к школьному обучению.

Задачи:

1.                                    Формирование положительного отношения к школе, мотивы учения;

2.                                    Развитие познавательных процессов;

3.                                    Формирование навыков общения и совместной деятельности.

Цель и задачи позволили определить содержание программы:

Для формирования положительного отношения к школе можно выбрать следующие упражнения: «Бег ассоциаций», «Изображение предметов». Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Пары слов», «Шалтай-болтай», «Собери картинку», «Ищи безостановочно», «Волшебное яйцо», «Маленькие обезьянки», «Бывает – не бывает».

Навыки общения и совместной деятельности предполагается формировать через следующие упражнения: «Бип», «Маленькие обезьянки», «Путаница», «Зеркало».

По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:

групповые («Бег ассоциаций»);

в парах («Зеркало»);

индивидуальные («Собери картинку», «Волшебное яйцо»).

Остальные игры и упражнения по форме организации являются фронтальные.

Основной прием – игра. Игровая форма была выбрана в связи с учетом особенностей возраста. На этом этапе дошкольного детства игра является ведущей деятельностью ребенка, кроме того, в игре, в привычной обстановке дети легче усваивают навыки и знания. Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д. Занятие в группе проводится после диагностики. Состав группы 6-8 человек. Продолжительность занятия 25-30 минут. Если занятия организуются в детском саду, они проводятся 2-3 раза в неделю. Если занятия проводятся на базе школы – то по субботам, 1 раз в неделю.

ЗАНЯТИЕ 1.

Цель: Знакомство психолога с детьми, детей с психологом, детей друг с другом. Развитие навыка работы в парах. Развитие памяти, внимания.

Ход занятия:

1.          Ритуал приветствия:

Цель: знакомство, развитие умения слушать друг друга.

Ход: Психолог выбирает предмет (игрушка), показывает его детям и говорит, что этот предмет будет символом нашей группы, он будет нам во всем помогать. Сегодня он поможет нам познакомиться друг с другом. Желательно чтобы дети сидели в кругу. Психолог держит предмет и рассказывает детям о себе, затем передает символ рядом сидящему ребенку, он тоже рассказывает все, что считает нужным, о себе и так далее по кругу. Когда знакомство закончится, дети вместе с психологом выбирают место, где будет находиться их символ.

Затем все договариваются, что прежде, чем начать занятие, они будут брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по очереди желает всем что-нибудь хорошее. Это и будет являться ритуалом приветствия во всех занятиях.

2.          «Четыре стихии»

Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анамуатора.

Ход: Играющие сидят в кругу, ведущий договаривается с ними, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — руки вперед, «воздух» — руки вверх, «огонь» — вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют.

3.          «Запоминай порядок»

Цель: развитие памяти.

Ход: Психолог показывает в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения.

4.          «Попугай»

Цель: развитие навыка работы в парах, умения работать по образцу, развитие внимания, памяти, учить понимать другого человека.

Ход: Психолог демонстрирует упражнение с кем-то из ребят. Он просит ребенка, например, назвать любое время суток, рассказать о событиях лета, о себе. Психолог играет роль попугая, стараясь подхватить интоннацию ребенка, повторить его голос. Дети разбиваются по парам, играют, отражая мимику, жесты, внимательно наблюдая за партнером.

5.          Итог занятия:

Чем мы сегодня занимались?

Что понравилось больше всего?

6.          «Ритуал прощания»

Дети, вместе с психологом садятся в кругу и, передавая символ друг другу, прощаются со всеми.

ЗАНЯТИЕ 2.

Цель: формирование положительного отношения к школе. Развитие навыка работы в парах, группах. Воспитание наблюдательности.

Ход занятия:

1.          «Ритуал приветствия»

2.          «Настроение в цвете»

Цель: развитие воображения, эмоциональный настрой ребенка на работу.

Ход: Детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе бумаги. Затем психолог предлагает поддержать тех, у кого настроение плохое. Дети делают это с символом в руках.

3.          «Бег ассоциаций»

Цель: формирование положительного отношения к школе»

Ход: Дети делятся на 2 группы. Психолог задает вопрос: «Какие слова приходят на ум, когда я говорю слово «школа»?

Каждая группа отвечает. Затем дети беседуют. В обсуждении идет поиск интересных, приятных не только игровых, но и учебных моментов в понятии «школа».

4.          «Изображение предметов»

Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умение видеть другого.

Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто отгадал – становится ведущим.

5.          Физминутка «Ванька-встанька»

Цель: Дать возможность детям отдохнуть. Обучение умению действовать по инструкциям.

Ход: Отдых наш физкультминутка

Занимай свои места:

Раз – присели, два – привстали.

Руки к верху все подняли.

Сели, встали, сели, встали

Ванькой-встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

6.          «Зеркало»

Цель: развитие навыка работы в парах

Ход: Дети разбиваются по парам. Встают лицом к лицу, смотрят друг на друга и повторяют движения.

7.          «Настроение в цвете»

Цель: отслеживание эмоционального состояния детей. Психологическая поддержка.

8.          Итог занятия.

9.          Ритуал прощания.

Занятие 3.

Цель: развитие памяти, мышления, навыка совместной деятельности.

Ход занятия:

1.          «Ритуал приветствия»

2.          Настроение в цвете»

3.          «Пары слов»

Цель: развитие памяти. Обучение запоминанию по ассоциации.

Ход: Детям нужно запомнить вторые слова из пары слов: кошка – молоко, булка – масло, мальчик – машина, зима – гора, стол – пирог, зубы – щетка, река – мост.

Затем психолог говорит первое слово из пары, а дети второе слово. Психолог объясняет, как можно легче запомнить, если установить взаимосвязь между словами.

4.          Физкультминутка «Шалтай-болтай»

Цель: развитие памяти, навыка работы по образцу.

Ход: Дети поворачивают туловище вправо, влево, руки свободно болтаются как у тряпочной куклы на слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз.

Психолог показывает пример, дети повторяют.

«Шалтай-болтай

сидел на стене

Шалтай-болтай

Свалился во сне»

5.          «Собери картинку»

Цель: развитие мышления.

Ход: Каждому ребенку выдаются детали от разрезанной картинки. Дети собирают, психолог при необходимости помогает.

Второе задание усложняется. Можно внести элемент соревнования. Возможно совместное собирание картинки.

6.          «Путаница»

Цель: развитие навыка совместной деятельности.

Ход: Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки в кругу, не разжимая рук, начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий «распутывает», не разжимая детей.

7.          «Настроение в цвете».

8.          Итог занятия.

9.          Ритуал прощания.

Занятие 4.

Цель: Развитие навыков общения, воображения, внимания.

Ход занятия:

1.          «Ритуал приветствия».

2.          «Настроение в цвете».

3.          «Ищи безостановочно».

Цель: развитие внимания.

Ход: В течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (размера, формы).

4.          «Волшебное яйцо».

Цель: развитие воображения.

Ход: каждому ребенку дается шаблон в виде яйца, который обводится на листе бумаги. Затем детям предлагается дорисовать овал, так, чтобы получился новый предмет. В конце занятия можно организовать выставку рисунков.

Если предложить ребенку дорисовать несколько овалов, так чтобы получились разные предметы, то это будет способствовать развитию гибкости и беглости мышления.

5.          «Маленькие обезьянки»

Цель: развитие внимания, навыков общения.

    продолжение
–PAGE_BREAK–Ход: каждый из стоящих в ряду детей (3-6 чел.) принимает какую-то позу. Один из играющих, поглядев на них 40-50 сек., копирует позу каждого, а остальные стоят спокойно.

6.          Физминутка «Шалтай-болтай»

7.          «Бывает — не бывает»

Цель: развитие воображения, внимания.

Ход: Психолог говорит предложения. Если это бывает – дети хлопают в ладоши, не бывает – топают ногами.

         «Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле чашка варится. Кошка по крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка ласкает собаку. Домик девочку рисует».

8.          «Бип».

Цель: раскрытие групповых отношений, навыков общения.

Ход: Дети сидят на стульях. Входящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится на колени к детям и угадывает на ком сидит. Если угадал правильно, то кого назвали, говорит «Бип».

9.          «Настроение в цвете».

10.     Итог занятия.

11.     «Ритуал приветствия».
Экспериментальное исследование интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе.
Способность к обучению в школе.

Цель: Психодиагностика психологической готовности детей 5-7 лет к

            обучению и уровня умственного развития ребенка.
Для тестирования использовался стимульный материал в виде картинок. Все задания давались с опорой на наглядный материал, кроме задания на заучивание стихотворения.

Тест состоял из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту Все результаты теста заносились в бланк регистрации. Тестирование проводилось индивидуально. Время, затраченное на каждого ребенка 20-30 мин.
1 задание «История в картинках»
Задание состоит из трех картинок, которые последовательно раскладываются перед ребенком с просьбой рассказать историю, которую он видит на них. При этом никакая помощь при этом ребенку не оказывается. После того как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории.
Оценки:
7 баллов – Ребенок очень хорошо отразил смысловую связь всех трех

      картинок, уделив внимание главному в сюжете. Резюме состояло

      из основного краткого содержания истории.

5 баллов – Ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках.

     Существенное и второстепенное описано с одинаковым  

      вниманием. Второстепенное также внесено в краткий пересказ

      истории.

3 балла – Ребенок смог правильно и самостоятельно отразить смысловую

   связь только между двумя картинками. В резюме основное

   внимание уделено второстепенным деталям.

0 баллов – Ребенок не смог составить рассказ.
2 задание «Знание цвета».
Перед ребенком кладут доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет.
Оценки:
За каждый правильно названный цвет начисляется  — 1 балл.
3 задание «Заучивание четверостиший».
1.     «Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом ее повторишь…»

2.     Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения
Оценки:
8 баллов – Правильное полное воспроизведение всех двух частей.

5 баллов – Перестановка, пропуск и добавление слов в какой-нибудь части.

3 балла – Воспроизведение смысла четверостишия своими словами.

2 балла – Отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая

    связь нарушена.

0 баллов – Набор бессмысленных слов или полный отказ
4 задание «Знание названий предметов».
Перед ребенком раскладывают 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например «Это цветок», просят уточнить какой именно. Если ребенок называет предметы неверно, то исследователь в конце задания должен исправить его ошибки.
Оценки:
Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
5 задание «Процесс счёта».
Используются картинки из 4 задания. Ребенка спрашивают: «скажи теперь сколько здесь лежит предметов?». Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают «Ты можешь посчитать».
Оценки:
5 баллов – счет без моторных компонентов.

4 балла –   Беззвучное проговаривание (движение губ).

3 балла –   Проговаривание шепотом, возможно с киванием головы.

2 балла –   Указывание пальцем на предметы при счете без прикосновения

                       к  ним.

1 балл –      Прикосновение пальцем к предметам или передвижение их.

0 баллов – Отказ отвечать.
6 задание «Порядок счёта».
Всех детей, которые справились с пятым заданием просят: «считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогает ему: 1,2,3…… Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: «Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо.

В качестве оценки выставляется число, до которого ребенок правильно досчитал.
7 задания «Классификация предметов».
Используются картинки из 4 задания.  Перед ребенком кладут лист бумаги с изображением 3 корзин. Вот 3 корзины. Эта – для фруктов, эта – для  овощей, эта – для цветов. Собери, пожалуйста, сюда – все фрукты, сюда – все овощи, а сюда – все цветы.
Оценки:

За каждый правильно классифицированный предмет начисляется один балл.
8 задание «Восприятие количества».
Состоит из двух частей.

1.                                   Материалы из задания 7 лежат в последней позиции. Корзину с цветами закрывают листом бумаги и говорят «Скажи, пожалуйста, сколько здесь всего предметов?» Если нет правильного ответа, то ребенку помогают:                                                                                                             Первая помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются в цепочку, но между фруктами и овощами оставляют расстояние. Спрашивают: «Сколько здесь предметов?»                                                                                                                     Вторая помощь: убирают разрыв между фруктами и овощами, сдвинув из и говорят: «Сколько здесь предметов?» Если ребенок затрудняется, ему предлагают сосчитать.

2.                                   Затем все то же самое проделывают в отношении всех трех корзин, т.е. просят сказать, сколько в них всех вместе взятых предметов при той же системе помощи.
Оценки:
Правильные самостоятельные ответы оцениваются по 3 балла за каждую правильную часть задания, т.е. максимально возможный показатель – 6 баллов. За каждый вид помощи высчитывается 1 балл, т.е. чем больше помощи, тем меньше сумма баллов. При отсутствии решения или неверном результате – 0 баллов.
9 задание «Размещение фигур».
Материалы:  Три карточки с рисунками круга, треугольника, квадрата, девять вырезанных геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты.

1.                                   У ребенка спрашивают, указывая на карточки: «Что здесь нарисовано?» Допустимо, если вместо квадрат он скажет прямоугольник или четырехугольник. Если ребенок не знает название фигур, ему необходимо их назвать. За каждое правильное название начисляется 1 балл.
2.                                   Затем у ребенка спрашивают: «Как ты считаешь, почему треугольник называется треугольником, четырехугольник – четырехугольником и т.д.?»                                                                                                                     Правильные ответы:

                               У треугольника три угла, у четырехугольника – 4 и т.д. За  

                               каждое  правильное объяснение – 1 балл
3.                                   Перед испытуемым вразброс кладут 9 вырезанных фигур и поодаль от них три карточки с рисунками круга, треугольника и квадрата.

ИНСТРУКЦИЯ: Собери и положи, пожалуйста, все четырехугольники, все треугольники, все круги.

За каждую правильно собранную кучку начисляется 1 балл.
10 задание «Сравнение картинок».
Материал: Четыре пары сравниваемых картинок
Поочередно выкладывая и после выполнения убирая каждую пару картинок, у ребенка спрашивают: «Как ты думаешь, почему эта картинка выглядит иначе, чем эта (показать)?» При затруднении ребенка ему помогают: «Что на этой картинке по-другому? Что здесь нарисовано, а что здесь?»
Оценки:
2 балла – правильное решение без помощи.

1 балл –    правильное решение с помощью.

0 баллов – решения нет.

Оценивается каждая пара отдельно. Сумма баллов за 4 пары картинок – 8 баллов.
11 задание «Дифференциация цвета и формы».
Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных фигур.

Инструкция: «Здесь нарисованы прямоугольники. У каждого из них не хватает кусочка. Подыщи для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех нарисованных здесь. Посмотри, какой кусочек подходит к этому прямоугольнику?»

Затем последовательно показывают на остальные фигуры, с просьбой подобрать недостающие детали к ним.
Оценки:

Каждое правильное решение оценивается в один балл.
12 задание «Воспроизведение четверостишия».
Ребенку предлагаю воспроизвести стихотворение из задания 3. «Мы с тобой учили стихотворение. Помнишь его? Попробуй рассказать.» Если ребенок допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс обучения повторяется по той же схеме, что и 3 задание. Для оценивая результатов используются те же критерия качества выполненной работы, как в третьем задании.
13 задание «Нахождение аналогий».
Инструкция: «Ответь, пожалуйста,  на несколько вопросов:

1. Днем светло, а ночью …                   темно

2. Птица поет, а собака …                     лает

3. Машина едет, а самолет …                летит

4. Голубь летает, а рыба …                   плавает

5. У кошки шерсть, а у утки …             перья

6. Платье сшито из ткани, а ботинки …  из кожи.
Оценки:
Каждое правильное решение оценивается в один балл.
14 задание «Срисовывание».
Для срисовывания предлагают фигуры, для средней группы – квадрат и треугольник, а для старшей – треугольник и крест и два узора, напоминающие прописной шрифт.

Инструкция: Здесь нарисованы две фигуры и два узора. Попробуй как можно лучше срисовать фигуры вот сюда и здесь положить узоры.
Оценка:
Выставляются отдельно для каждого рисунка. Изменение величины и незначительные пространственные искажения не учитываются.

6 баллов – рисунок похож, адекватен формам и пропорциям образца

3 балла – рисунок, в общем, похож на образец, но допущены некоторые

    искажения форм.

2 балла – рисунок частично похож на образец, основные формы неузнаваемы,   

                но некоторые детали можно угадать.

0 баллов – рисунок совсем не похож на образец, каракули.
15 задание «Описание картинки».
Ребенку показывают картинку и говорят: «Расскажи, пожалуйста, о том, что происходит на картинке?»
Оценки:
А) Разговорная речь.
2 балла – беглая речь без запинок

1 балл – достаточно беглая речь, но есть паузы

0 баллов – речь запинающаяся, прерывная
Б) Построение предложений.
8 баллов – хорошо структурированные сложные предложения, используются

                     соединительные союзы.

6 баллов – сложные предложения, стереотипно используется один союз.

4 балла – преимущественно простые предложения

1 балл – преимущественно неполные предложения

0 баллов – построение предложений нарушено
В) Артикуляция.
2 БАЛЛА – четкое произношение звуков.

1 БАЛЛ – нечеткое произношение звуков.
Г) Фантазия.
Оценивается в один балл, если ребенок не просто повествует о том, что  изображено на картинке, но и переживаниях, мыслях героев, домысливает о том, что было или что будет.

Таким образом, максимальная оценка по всему заданию – 13 баллов.
Регистрационный бланк к тесту «Способность к обучению в школе».

(ФИ, дата рождения, время проведения)

Фамилия, Имя

Возраст

№ заданий

Оценка

Лысков Андрей,

7 лет

1

2

12

3

4

6

5

4

6

15

7

6

8

6

9

9

10

8

11

4

12

5

13

5

14

5

15

5

                                   
Сумма баллов:  90

Проценты: 40%

Компоненты умственного развития

№ задания

Набрал баллы

Максимальные баллы

Обучаемость, как способность к обучению

3,8, 12

11

22

Уровень образования понятий

1,4,13

11

21

Уровень развития речи

1, 15

5

20

Знание об окружающем мире

1,4,9, 13

20

30

Овладение отнош. множеств

5,6,7,8

21

41

Знание форм и их различий

9,11

13

13

Уровень развития восприятия

2,10,11,13,14

34

35

Способность к работе с карандашом

14

5

12

Умение классифицировать предметы

7,9

15

17

Память

3, 12

5

16
    продолжение
–PAGE_BREAK–