АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
Психологический факультет заочное обучение Кафедра Юридическойпсихологии и педагогики
По ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
на тему: Педагогические технологии воспитательного воздействия наосужденных
Выполнилслушатель:
Рязань
cодержание
cодержание. 2
Введение. 3
1. Понятие, этапы и критерии исправления. 4
2. Сущность и содержание исправления осужденных. 9
3. Организация процесса исправления. 11
Литература. 20
Введение
Теоретическоеобоснование значимости воспитательной работы и реализация этого средствавоздействия на осужденных прошли довольно длительный исторический путь отполного отрицания до его закрепления в международных правовых документахобращения с заключенными и Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.
В процессевоспитательной работы важно довести до сознания каждого осужденного степень еговины и справедливости наказания. При этом необходимо учитывать, что отношение кнаказанию характеризует: а) социальную позицию осужденного и меру егосубъективной ответственности перед обществом; б) понимание осужденнымсоциальной сущности наказания; в) раскаяние в содеянном; г) осознание необходимостиотбыть наказание и исправиться и в конечном счете справедливости наказания.
Какпоказывают исследования, для осужденных характерны маргинальный иконформистский типы правомерного поведения. В первом случае поведение построенона мотивах страха перед наказанием, личных расчетах, боязни осуждения. Вовтором случае поведение является следствием приспособления осужденного квнешним обстоятельствам и, таким образом, пассивным соблюдением норм права (всилу внешнего, а не внутреннего подчинения своих действий).
Итак, цельювоспитательной работы может быть как юридическое исправление (страх переднаказанием), так и более глубокое, нравственное, когда совершение правомерногопоступка становится непринужденным, а у человека вырабатывается стойкаяпривычка нормативного поведения.
1. Понятие, этапы и критерии исправления
В теорииотмечается, что в сфере исправительного воздействия осужденных существуютразличные проблемы, в частности криминологические, социально-экономические, психологические,педагогические, нравственные и т.д. Их первопричина усматривается в отсутствиицелостного подхода к разрешению проблем и объединяющих критериев в примененииподходов к исправлению конкретного осужденного.
При такихобстоятельствах средства исправления, предусмотренные в ч.2 ст. Уголовно-исполнительногокодекса РФ (в дальнейшем — УИК РФ), применяются наугад, не системно или посубъективному усмотрению. И соответственно результат получается нулевой илиотрицательный, а такая ситуация является в целом неуправляемой.
Проблемыисправления в целом можно разложить на несколько составляющих: понятиеисправления, механизм поведения индивида и его мотивы, средства и способывоздействия, критерии оценки результативности исправления. Исправлениенеобходимо различать как процесс и как результат.
В ст.9 УИКРФ раскрывается как раз процесс исправления, содержание которого заключается вформировании у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, труду,нормам и традициям человеческого общежития и стимулировании правопослушногоповедения. То есть перед персоналом исправительного учреждения стоит задача поизменению у осужденного, существующего у него отношения, которое предполагаетсяотличным от требуемого, на указанное выше.
Согласнословарю В.И. Даля отношение означает «принадлежность к чему-либо», «состояние всвязи». Следовательно, чтобы осужденный относился с уважением к перечисленнымобъектам, необходимо установление взаимосвязи и «взаимности» осужденного счеловеком, обществом, трудовыми отношениями, нормами и традициями человеческогообщежития.
* Фомин Н.С.Определение степени исправления осужденных // Исправительно-трудовые учреждения:Бюллетень ВНИИ МВД СССР.М., 1976. С.26.
Пониманиеисправления как процесса не ограничивается этим и не снимает с исправительногоучреждения исправление осужденного как конечный результат. Об этомсвидетельствует требование ч.1 ст.60 УК РФ, в которой сказано, что необходимовыбирать наказание, которое «сможет обеспечить достижение целей наказания». Данноеположение соответственно применяется на практике.
Поэтомусодержание исправления в ст.9 УИК РФ следует понимать и как достижение егоконечного результата. Исправлять осужденного означает «испрямлять, делатьпрямым; чинить, поправлять, переправлять, изменять улучшая, переделывать налучший лад». Естественно, что прежде, чем «испрямлять» или «поправлять», надознать у осужденного нечто «непрямое», а также то, в какую сторону это надо«выправлять». Отраслевые принципы уголовно-исполнительного права дают определенныйориентир при исполнении наказания, но выхода в конкретной ситуации наиндивидуальный уровень не определяют.
У любогоявления, включая преступное поведение, существует свой механизм, обеспечивающийего существование и развитие. Но в этом случае должен существовать ипротивоположный механизм, нейтрализующий первоначальный.
Поставленныевопросы и задачи не представляется возможным разрешить опять же без обращения кмироустройству и его закономерностям, а также без изучения внутреннего мираосужденного, особенностей восприятия им окружающей действительности,сформировавшейся у него системы ценностей, понимания смысла и цели жизни,конечности ее или отсутствии таковой и сущности человеческих отношений. Многоеиз перечисленного может содержаться в мотивации поведения субъекта, носложность нередко возникает в интерпретации имеющихся обстоятельств и намерений.
** Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2.М., 1998. С.741.
Всегдаследует иметь в виду взаимосвязанность физических и психических явлений вокружающем мире, а также то, что у каждого следствия, в том числе и в сферепсихики, есть своя причина или их совокупность. Тщательное исследованиепричинно-следственных закономерностей преступного посягательства ипредшествующих событий позволяет ответить на поставленные выше вопросы. Еслипреступное поведение начинается с индивида, то оно и заканчивается изменениемего поведения. Соответствующие ценностные ориентации меняют мотивацию человека,и цепь соответствующих событий разрывается.
Поэтому,чтобы изменить характер поведения, необходимо пересмотреть мировоззрение иценностные ориентации. Это положение должно стать определяющим в ходеформирования человека с самого момента его зарождения. Проблема преступногоповедения разрешается не изменением мира, а изменением внутреннего отношения кэтому миру. Но существующая система воспитания и права, не направленная наотыскание первопричин в самом человеке, искажает реальность при помощиусвоенных оценок и эмоций. Так возникает конфликт интересов, который нередкоперсонифицируется в образе внешнего «врага», препятствия вовне и т.д. *
Системныйподход к достижению целей наказания требует также установления определенныхкритериев, которые бы являлись элементами обратной связи в процессеисправительного воздействия и определении его результата.
В уголовномзаконодательстве прямо не указываются критерии исправления осужденного. Вслучае досрочного освобождения от уголовной ответственности или наказания,замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания или освобожденияот наказания в связи с тяжелой болезнью, в законодательстве указываютсяопосредованные критерии, характеризующие в определенной мере степеньисправления осужденного.
Петин И.А. Понятие,этапы и критерии исправления // Российский следователь. 2008. № 8. С.27.
Приведенныевыше признаки не могут в достаточной мере свидетельствовать о степениисправления, поскольку они нередко вытекают из внешней регуляции поведениялица, вызываемой специфическими условиями его содержания при осуществлениикарательно-воспитательного воздействия. Поэтому данные критерии могутсущественно не затрагивать внутренний мир осужденного и причинно-мотивационнуюсферу его деятельности, что именно способно дать определенные гарантииреального прогнозирования характера дальнейшего поведения субъекта.
Пока небудет выявлен мотив его устремления, никто и ничего не может утверждать остепени «исправления», ведь возможен вариант «графа Монте-Кристо», когдачеловек старается освободиться для того, чтобы рассчитаться с потерпевшим самымизощренным или жестоким образом.
Здесьвозникает вопрос о возможности или достоверности «прогнозирования» поведениячеловека вообще. Сложность человеческой организации не означает невозможностьпонять его поведение вообще. Человека можно рассматривать как систему,взаимодействующую с внешним миром. Но проблема не только и даже не столько втом, что такие критерии невозможно увидеть в материальной форме или они могутсознательно скрываться субъектом, а в том, что последний нередко и сам не знаетпервопричин своего поведения, намерения или отношения к жизненным ситуациям иливнешнему миру в целом.
При такихобстоятельствах преступное поведение объясняется им самим или правоприменителемчрезвычайно поверхностно, без отражения его внутреннего содержания идействительно истинных побудительных моментом. Примером может служитьобъяснение убийства или иного преступления «по пьянке», из-за ревности, мести ит.д. В результате не определяются истинные причины и мотивы поведения настадиях уголовного судопроизводства, а в такой ситуации вряд ли можно ожидатьих устранения из дальнейшего поведения в процессе отбытия уголовного наказания(кроме случая личностного роста и самоосознания своего поведения).
* Петин И.А.Понятие, этапы и критерии исправления // Российский следователь. 2008. № 8. С.2
Возникаетвопрос разделительного критерия мировоззрения и системы ценностей лица, ведущихк правопослушному или преступному поведению индивида. Основополагающимпризнаком принципиально отличных систем мировоззрения можно считать восприятиемира как нематериального, волнового, или материального, корпускулярного. Именноисходя из определенного восприятия мира у человека со временем формируютсясоответствующие его закономерности, причинно-следственные связи, место индивидав окружающей реальности, ценностные ориентации, мотивы и цели поведения.
Действительномотивы поведения как своеобразный индикатор указывают на восприятие осужденныммироустройства, его ценностных ориентации и определяют цели его деятельности. Еслификсируется изменение мотивов в позитивном направлении, то тем самымконстатируется определенная степень исправления осужденного, что отражаетрезультаты деятельности исправительных учреждений и должно являтьсяориентирующей для них обратной связью.
Условиямиуспешного выполнения профессиональных задач администрацией исправительногоучреждения являются установление у осужденного полного доверия в процессепедагогико-психологической работы с ним и возбуждение непременного интереса крезультатам работы по позитивному изменению его внутреннего мира. Если доверие,возможно установить при помощи искреннего отношения к субъекту и его проблемам(что само по себе предполагает критический профессиональный отбор), то интересформируется в том случае, когда осужденный будет наглядно убежден вдействительности предлагаемой ему картины мироустройства, где все и всявзаимосвязано и обусловлено. Можно сказать, что полное осознание всеобщихзакономерностей бытия является критерием реального исправления субъекта. 2. Сущность и содержание исправления осужденных
Действующийныне Уголовно-исполнительный кодекс РФ (1996) и ведомственные нормативные акты,регламентирующие деятельность пенитенциарных учреждений, не содержатопределения понятия «исправление осужденных», а среди ученых продолжаютсядискуссии о содержании и пределах изменений в личности лиц, отбывающихнаказания.
Всовременных учебниках и словарях по юридической психологии или вообще не даетсяопределение «исправления», или показывается сущность пенитенциарной практики вцелом, с привлечением близких понятий — «ресоциализация», «перевоспитание»,«личностная реорганизация» и др., но без раскрытия их содержания и взаимосвязей.В публикациях пенитенциарных педагогов и психологов также констатируетсянеоднозначность употребления термина «исправление осужденных».
Дляроссийской пенитенциарной традиции характерна вера в возможность исправленияосужденных. Еще в 1912 г. СВ. Познышев по этому поводу писал: «Если нетприрожденного преступника, нет и неисправимого преступника».
Современноепонимание «исправление осужденного» предполагает использование воздействий:
пореорганизации личности, приводящей к устранению личностных дефектов,обусловивших совершение преступления;
поресоциализирующим влияниям, обеспечивающим выработку установок и паттерновпросоциального поведения;
пореабилитационным мерам, снимающим издержки изоляции от общества и организующимоптимальное вхождение в общество после освобождения.
Такоепонимание сущности понятия «исправление осужденного» базируется на восприятииосужденных как субъектов, способных к исправлению через участие в специальноорганизованных исправительных программах и самовоспитание осужденных.
* Фомин Н.С.Методика реализации дифференцированных программ перевоспитания осужденных: Учеб.пособие. Домодедово: МВД России, 1996 С.115.
Большинствоюристов отрицает возможность коренного изменения психологии человека, апсихологи и педагоги, наоборот, обосновывают реальность возможностейпозитивного изменения личности осужденных. Поэтому выявление закономерностей имеханизмов исправления различных категорий осужденных является предметомшироких исследований, проводимых, сегодня и за рубежом, и в России.
Опытотечественной пенитенциарной практики (А.Я. Герда, А.С. Макаренко и др.) перевоспитаниянесовершеннолетних преступников служит подтверждением возможностей ихисправления в условиях особой, просоциальным образом, организованнойпенитенциарной среды. Успешно формировались положительная направленность (ценностныеориентации, убеждения, жизненные планы, смысл жизни), воля, настойчивость,выдержка, целеустремленность, дисциплинированность и др.
Податливостьисправлению взрослого человека значительно меньше. А.Д. Глоточкин и В.Ф. Пирожковсвязывают успешность исправления с субъективными и объективными факторами, ихблагоприятностью, психофизиологическими, индивидуально-психологическими,криминально-нравственными, социально-психологическими, возрастными факторами,преодолением ошибочных взглядов (переубеждением).
Исправлениетребует преодоления психологических барьеров, учета механизмов психологическойзащиты, достижения правильного восприятия наказания осужденным, формированияустановок раскаяния, покаяния. Признание вины предполагает искреннее раскаяние.
В условияхреформирования уголовно-исполнительной системы России, где меры по соблюдениюправ личности осужденного и усилению безопасности среды учреждениярассматриваются как приоритетные, особую актуальность приобретает созданиесистемы воспитательных и оперативно-режимных мер, повышающих психологическоевоздействие на осужденных, с целью побуждения их к раскаянию и покаянию, явке сповинной и участию в исправительных программах. 3. Организация процесса исправления
Действенностьрежимно-воспитательной работы среди осужденных во многом определяетсяпедагогическим опытом сотрудников колонии, гибкостью, умелым и творческимприменением существующих форм и методов педагогического влияния направосознание преступников.
Дляполучения положительных результатов важно обеспечить изоляцию осужденных ототрицательно влияющих на них: от рецидивистов, лиц, осужденных за половыепреступления, алкоголиков, картежников, склонных к формированию преступныхгруппировок, ведущих паразитический образ жизни.
В работе сосужденными необходима строгая принципиальная требовательность в сочетании стактом и выдержкой, построенная на основе объективности и взаимопонимания. Приэтом следует помнить, что суровое администрирование, как и либерализм, напрактике не дает желательных результатов. Процесс исправления среди осужденныхтребует гибкости и естественности отношения администрации к преступникам.
Вполнезакономерно, что в большинстве исправительно-трудовых учреждений в процессеисправления осужденных значительное место отводится индивидуальной работе. Онапроводится на основе глубокого изучения индивидуальных особенностей личностикаждого правонарушителя.
Основныминаправлениями индивидуальной работы являются: изучение личного дела осужденного;проведение бесед; наблюдение за поведением, отношением к труду,режимно-воспитательным мероприятиям, коллективу и общественной работе; исследованиесвязей осужденного с родственниками, друзьями по прежнему месту работы, учебы; беседыс родственниками и друзьями, хорошо знающими осужденных и т.п.
Правильнопоступают там, где изучение личности начинается с момента прибытия осужденногов колонию. Такое изучение осужденного позволяет начальнику отряда сформировать представлениеоб индивидуальных особенностях личности, о его характере, причинах, породившихпреступное поведение. Все данные об осужденном, полученные в ходе изучения, вобычном порядке заносятся в «карточку индивидуальной работы.
Шамис А.Ф. Основноесредство воздействия на осужденных и механизмы их реализации: Монография. Домодедово:МВД России, 1996. С.89.
Помимо общихустановочных данных в нее заносятся сведения, определяющие личность, еепсихологию, мировоззрение, отношении к содеянному, общественный и культурныйуровень, стремление исправиться и устранить причины преступления. Индивидуальноеизучение преступника, как и воздействие на него, ведутся на протяжении всегопериода нахождения в местах лишения свободы. При этом используются самыеразличные формы и методы. Большую помощь в этом оказывают планы индивидуальнойвоспитательной работы, составляемые на каждого осужденного. В них необходимоучесть следующее.
Важно, чтобыосужденные активно участвовали в производственно-массовой работе, всамодеятельности, рационализации и изобретательстве, где есть все возможностипроявления своих умений, смекалки и находчивости, где воспитывается уважение кобщественному мнению, стремление дорожить им.
Следуетособое внимание обращать на молодежь, так как это наиболее динамичная частьколлектива. В поведении молодых людей проявляются возрастные особенностиинтеллекта, воли, эмоции, связанные с недостаточным умением управлять,анализировать, определять значение того или иного факта в огромном потокеинформации. Они часто не могут правильно разбираться в сложной ситуации, требующейвыбора одного из нескольких вариантов поведения, а нередко и не умеютпротивостоять давлению преступной микросреды.
Ученыеустановили, что каждый второй осужденный в возрасте до 25 лет наиболее тяжелопереживает начальный период лишения свободы, составляющий примерно треть срокалишения свободы. Такое депрессивное состояние — наиболее удачное время дляпереориентации правосознания в преступной молодежной среде.
В процессеисправления необходимо учитывать, что в молодежной среде, как нигде, оченьрельефно проявляется действие психологического закона подражания. Молодыеосужденные очень доверчивы. Особенно заметно это в их отношении к поведению иобразу мыслей старших или авторитетных „бывалых“ сверстников, ужеобладающих каким-либо „тюремным“ опытом и составляющих»лагерное” представление о жизни и ее проблемах.
Линияподражания хорошему примеру проходит как-то незаметно, но что касается всегозапрещенного, недозволенного, то тут психическое восприятие молодежи, ксожалению, обостряется. Развивающийся и ищущий ум молодого человека зачастуюизбирает себе образец, которому он и следует, не давая себе отчета впоследствиях. В местах лишения свободы нездоровый пример рецидивиста частостановится эталоном мыслей и поведения молодого правонарушителя.
Получаетсятак, что некоторый запас современных знаний, объем мнений и представлений даетмолодежи право утверждаться в сознании, что в местах лишения свободы она всеможет, на все способна, а поэтому и поддерживает высокий критический уровеньпритязаний в системе отношений с администрацией и активом колонии. Однакопервое же соприкосновение с жизненными обстоятельствами, требующими не толькореализации права, но и выполнения долга, ставит таких молодых людей в трудноеположение, выход из которого они зачастую ищут на неверном пути.
За времяпребывания осужденного в колонии ему необходимо помочь обрести минимум нужныхдля нормальной жизни качеств; избавиться от вредных антиобщественных привычек ивзглядов на жизнь. Не зная глубоко личность осужденного, мы не сможем оказатьэтой необходимой помощи.
Важным вборьбе с рецидивом является развенчание иждивенческих настроений у осужденных. Делов том, что в местах лишения свободы люди живут, не заботясь о завтрашнем дне. Ониуверены в том, что будут одеты, обуты, накормлены, даже если не заработают никопейки. Это порождает у них стереотип сознания паразитического образа жизни,который на свободе приводит рецидивистов к равнодушному отношению к своемуправу на труд и даже к мотивированному равнодушию относительно личноготунеядства.
* Аминов И.И.Юридическая психология.М., 2007. С.366
Осужденныхнеобходимо более активно приобщать к самовоспитанию. Например, осужденным запреступления против общественного порядка, прежде всего, необходиморекомендовать обратить внимание на повышение общеобразовательного и культурногоуровня; принимать непосредственное участие во всех культурно-массовыхмероприятиях, стать активными читателями библиотеки, подписчиками газет ижурналов, освоить специальность, необходимую после освобождения.
Осужденнымследует оказать помощь в повышении требовательности к себе: научить ихпризнавать мнение совета коллектива, выполнять требования самодеятельныхорганизаций. Это, в свою очередь, потребует от них искорененияраздражительности, неуравновешенности и умения управлять своими поступками исловами, соблюдения правил общежития и вежливости. Они должны научиться следитьза своими манерами, позой, жестикуляцией, мимикой, внешностью.
Приорганизации воспитания правосознания у осужденных за преступления противличности следует добиваться, чтобы они больше думали о последствиях своихпоступков, воспитывали в себе уважение к людям, сознательное соблюдениетребований режима, стремились искоренить в себе такие качества как, грубость,жестокость, безразличие и равнодушие к судьбам других людей. Началомпереломного момента в самовоспитании можно считать тот момент, когда осужденныйнапишет извинительное письмо потерпевшему.
Осужденныйэтой категории при подготовке к жизни на свободе должен научиться видеть вкаждом человеке добрые качества, развивать чуткость и внимательность,анализировать каждый свой поступок, признавать свои ошибки, изживать упрямство.Требования к этой группе осужденных сводятся к тому, чтобы осужденные трудилисьдобросовестно и активно участвовали в общественной жизни колонии, помогали вработе культурно-массовой секции при совете коллектива, советам клуба ибиблиотеки.
Несколькоиные цели должны быть заложены в основе самовоспитания осужденных за корыстныепреступления. С учетом социально-демографических особенностей этой категориипреступников следует обратить их внимание на то, чтобы они имели твердоежелание изжить в себе стяжательство, хитрость, изворотливость, расточительство,эгоизм и зависть. Их следует ориентировать на то, чтобы они стремились досрочновозместить нанесенный ущерб, научились свои потребности соизмерять свозможностями. При этом необходимо учесть то, что осужденным данной группы сбольшим трудом удается приучить себя к бескорыстному стремлению жить интересамиколлектива, им трудно бывает соизмерять свои желания с необходимостью освоитьспециальности, нужные для работы и в местах лишения свободы, и на свободе. Этимосужденным полезно вести «Дневник добрых дел» и постоянноанализировать, что было сделано ими для искоренения негативных черт характера.
В процессеизучения и формирования правосознания преступников правильно поступаютвоспитатели, принимающие во внимание то, что в осужденные испытывают влечение кженскому полу. В связи с этим возникает особая необходимость разъяснениязаконодательства о семье и браке, уголовной ответственности за изнасилования иполовые извращения. Им необходимо помочь понимать истинный смысл любви какбольшого чувства, помогающего в жизни.
Вбольшинстве случаев преступники под влиянием рецидивистов начинают относиться кженщинам цинично, по-хамски, аморально. В ряде случаев пьянство в сочетании сбеспорядочными интимными связями и привели их на скамью подсудимых. Опираясь наинтерес осужденных к любви и верности, используя положительные примерывзаимоотношений и переписки осужденных с девушками, воспитателю следует решительноразоблачать фальшь и донжуанскую нечистоплотность некоторых любителей острыхощущений.
Решитезадачи:
Задача № 1.
Начальникотряда проводит занятие по разъяснению правил поведения и условий содержанияосужденных в ИУ, зачитывая и объясняя отдельные положения. Занятие проходитскучно. Осужденные слушают невнимательно, занимаются посторонними делами.
Вопрос 1. Какстимулировать интерес осужденных к обучению?
Вопрос 2. Какимиметодами лучше проводить разъяснительную работу с осужденными?
Стимулированияинтереса к обучению в исправительных учреждениях обеспечивается на основеследующих факторов.
Необходимостьформирования у осужденных правильного мировоззрения и нравственности. Доводя доаудитории информацию необходимо связывать ее с интересными жизненными фактами,с практикой. Обучение должно осуществляться в тесной связи с раскрытием путейприменения в общественной жизни. Чтобы знания, умения и навыки формировались всистеме, в определенном порядке, нужно каждый элемент учебного материалалогически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит кусвоению нового. Также материал должен быть доступен всей аудитории. Онтребует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностейучащихся-осужденных, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических,моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их здоровье и психике. Лучшевсего сделать занятия наглядным. Опыт и исследования показали, чтоэффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органовчувств человека. Дискуссия по рассмотренным темам должна меть коллективныйхарактер, необходимо создавать условия для активной работы учащихся вколлективе и в то же время индивидуально подходить к каждому. Индивидуальныйподход учитывает личностные особенности осужденного с целью вовлечения его вколлективную работу.
Активизироватьобразовательную деятельность осужденных, усилить воспитательный аспект обученияпозволяет применение разных методов и приемов. Методы учебной деятельности — этоспособы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоениеучащимися знаний, умений и навыков, формируется их мировоззрение и развиваютсяих способности. Метод отличается от педагогического приема. С помощью различныхметодов учащиеся усваивают основное содержание учебного материала. Приемы жепозволяют углубить усвоение отдельных вопросов, тем. Методы взаимодействуют ворганизации учебной деятельности, один метод предполагает «работу» другогометода. Наиболее приемлемой в теории и на практике является классификацияметодов по видам деятельности, по источникам получения знаний, умений и навыковучащихся.
Всоответствии с этой классификацией основные методы обучения можно объединить вследующие группы:
1. Словесныеметоды: рассказ, объяснение, беседа, лекция, состоятельная работа с учебникамии книгами.
2. Наглядныеметоды: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов, диафильмов.
3. Практическиеметоды: устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы,эксперимент.
Задача № 2.
ОсужденныйИванов стал молчаливым и замкнутым. Начальнику отряда никак не удается вызватьего на откровенный разговор. На вопросы: «Как дела? Не случилось ли что? »осужденный отвечает: «Все нормально, все в порядке». Начальник отряда убежден,что Иванов что-то скрывает. И чем взволнованнее, участливее воспитатель задаетвопросы, тем более неохотно осужденный отвечает.
Вопрос 1. Какиепедагогические правила подготовки и проведения индивидуальной беседы должензнать воспитатель?
Вопрос 2. Какиеиз них в данной ситуации забыл начальник отряда?
/>Беседа как методпенитенциарно-педагогических исследований организуется с целью выясненияиндивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер,знаний, убеждений, установок, уровня криминальной зараженности, отношенийосужденных). В данном случае изучаются взаимоотношения, общение, взаимодействияосужденного с коллективом.
Индивидуальнаябеседа составляющих основу индивидуально-воспитательной работы, применяются навсех этапах педагогического процесса. В данном случае воспитателю необходимоналадить доверительный характер беседы не быть чрезмерно эмоциональным, но втоже время быть участливым к проблеме осужденного. И на основе сказанногоосужденным составить перспективу программы воспитания и программу конкретныхмероприятий на ближайшее.
Литература
1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01. 1997 г. № 1-ФЗ. В редакции16.03. 1999 г.
2. Уголовный кодекс РФ от 13.06. 1996 г. № 63-ФЗ. В редакции Федеральногозакона от 09.07. 1999 г.
3. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах,исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
4. Аминов И.И. Юридическая психология. М., 2007
5. Шамис А.В. Основное средство воздействия на осужденных и механизмы ихреализации: Монография. Домодедово: МВД России, 1996.
6. В.М. Литвишков «Пенитенциарная педагогика» М., 2004
7. А.И. Ушатиков «Пенитенциарная психология» Рязань 2003
8. Карпунина Н.В. «Практикум по пенитенциарной педагогики» Владимир 2004г.
9. Фомин Н.С. Методика реализации дифференцированных программперевоспитания осужденных: Учеб. пособие. Домодедово: МВД России, 1996г.
10. Петин И.А. Понятие, этапы и критерии исправления // Российскийследователь. 2008. № 8. С.2
11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2.М., 1998.
12. Методика и технология работы социального педагога/Под ред. М.А. Галагузовой,Л.В. Мараахаева. — М.: 2002.
13. Шепетенко П.А., Воронина ГА. Методика и технология работы социальногопедагога. — М.; 2002.