Туристский продукт и его элементы

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему:«Туристский продукт и его элементы»

Содержание
Введение
1.Туристский продукт: понятие, особенности, структура
2. Туркак основной элемент туристского продукта
3.Дополнительный туристский продукт и его экономические особенности
4.Товары
Заключение
Списоклитературы

Введение
Туристский продукт – одно из важнейших звеньев вдеятельности любого туристского предприятия, так как от его качества ипривлекательности зависит успех компании на рынке туристских услуг.
С точки зрения производства туристский продуктпредставляет собой совокупность определенного количества и качества товаров иуслуг преимущественно рекреационного характера, подготовленных в данныйконкретный момент для реализации потребителем.
Как и любой продукт, туристский продукт имеет своиособенности и структуру, что и обуславливает его специфику.
Основными элементами туристского продукта является тур,дополнительные туристско-экскурсионные услуги и туристские товары, а ихсовокупность направлена на удовлетворение потребности туристов во времяпутешествий. Поэтому перед данной контрольной работой была поставлена цельрассмотреть и раскрыть понятие туристского продукта и его составных элементов.
Данная цель достигается решением следующих задач:
— дать понятие туристскому продукту, раскрыть егосодержание, особенности и структуру;
— охарактеризовать элементы туристского продукта: тур,дополнительные услуги, туристские товары, раскрыть их структуру и экономическоезначение для качественного удовлетворения потребностей туриста.

1. Туристский продукт: понятие, особенности, структура
Успех любой компании (фирмы) на рынке зависит, в первуюочередь, от привлекательности производимого продукта.
Продукт, как экономическая категория, обладает емкимсодержанием, вероятно, поэтому до сих пор отсутствует его общепринятоеопределение. Профессор маркетинга Северо-Западного университета США Ф. Котлердает продукту следующее определение: «Продукт — все, что может удовлетворитьжелание или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания,приобретения, использования или потребления».
В туризме продукт может быть представлен в двухплоскостях. Во-первых, как комплексное обслуживание, т.е. набор услуг,продаваемый туристам в одном пакете. Такое восприятие туристского продуктаприсуще главным образом потребителям и существенным образом отличается отвосприятия производителей. Если спросить поставщиков, что они производят,перевозчики назовут транспортные услуги, отели — услуги по размещению,тематические парки — услуги развлечения и т.д. Для каждого из них продукт естьконкретный вид предоставляемых услуг. В этом, втором случае туристскимипродуктами являются составные части пакета услуг.
Таким образом, туристский продукт – это предварительноорганизованная туроператором комплексная туристская услуга, включающая, покрайней мере, две услуги: перевозка туриста в страну (место) временногопребывания и размещение; продаваемая или предлагаемая к продаже по единойпаушальной цене. При этом период оказания услуг превышает 24 ч. или включаетночевку.
Туристские услуги составляют значительную частьпотребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительныйхарактер, т. е. отдых, возможность развития личности, познания исторических икультурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовыхмероприятиях, т. е. туризм сочетает в себе экономический, социальный,гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.
В отечественную практику термин «услуга» был введен ГОСТР 5064694, в котором дается определение услуги как результата непосредственноговзаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельностиисполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
Понятие «услуга» включает в себя:
обслуживание, т.е. взаимодействие потребителя иисполнителя;
непосредственно процесс оказания услуги, т. е. процессвыполнения определенной работы исполнителем;
результат этих действий в виде «преобразованнойпродукции» или «результата услуги».
С точки зрения производства туристский продукт (услуга)представляет собой совокупность определенного количества и качества товаров иуслуг преимущественно рекреационного характера, подготовленных в данныйконкретный момент для реализации потребителем. Для потребителей туристскийпродукт (услуга) не имеет вещественного выражения: это потенциальнаявозможность, абстрактный потребительский продукт, состоящий из благ, источникикоторых находятся в природе как в материальной (туристские товары, сооружения,инфраструктура), так и в нематериальной (услуги, общественная среда) форме.Объединение всех этих благ в одно понятие и является объективнойнеобходимостью, так как потребитель не может удовлетворить свои разнообразныепотребности в восстановлении жизненных сил только за счет одного видатуристских товаров или услуг, но лишь в комплексе и при этом в определеннойобстановке. Таким образом, можно говорить о двойственности туристского продукта(услуги), который обладает характеристиками как материального товара, так иуслуг.
К туристским относятся услуги:
— по размещению туристов;
— перемещению туристов из страны (места) постоянногоместа жительства в страну (место) временного пребывания и обратно;
— обеспечению туристов питанием;
— перевозке туристов от места их прибытия в страну(место) их временного пребывания до места размещения и обратно (трансфер), атакже по любой другой перевозке в пределах страны (места) временногопребывания, предусмотренной условиями путешествия;
— удовлетворению культурных потребностей туристов(экскурсии, посещение театров, концертных залов, музеев, картинных галерей,фестивалей, спортивных соревнований и т.п.);
— удовлетворению деловых и научных интересов (участие вконгрессах, конференциях, симпозиумах и т.п.);
— информационные (о туристских ресурсах того или иногорегиона, таможенных и пограничных формальностях, курсах валют и т.п.);
— средств связи (пользование Интернетом, междугородной имеждународной связью, факсом);
— организационные (оформление паспортов, виз,страхование, предоставление гидов, переводчиков и т.п.);
— торговых предприятий как общего, так и специальногоназначения (продажа сувениров, подарков, открыток и т.п.);
— посреднические (бронирование мест в гостиницах, билетовна различные виды транспорта, отправка и доставка корреспонденции и т.п.);
— бытовые (ремонт одежды, обуви, химчистка, прокат ит.п.);
— спортивно-оздоровительные (пользование бассейнами,спортивными сооружениями, охота и рыбная ловля по лицензиям и т.п.).
Характеристике туристских услуг присущи определенныечерты, которые определяют особенность туристского продукта: неосязаемость,неразрывность производства и потребления, изменчивость и неспособность кхранению.
Неосязаемость, или неуловимость, туристских услугозначает, что они не приобретают овеществленной формы. Их невозможнопродемонстрировать, увидеть или попробовать до получения. В отличие от покупкитоваров обслуживание не приводит к владению чем-либо.
Туристские продукты имеют разную степень осязаемости.Так, например, услуги, оказываемые при продаже комплексного обеда напредприятии быстрого обслуживания, привязаны к реальному объекту (обеду) иносят весьма осязаемый характер. В меньшей степени материальность выражена вовремя обслуживания в классическом ресторане, куда посетитель приходит нестолько для удовлетворения потребности в еде, сколько ради самой атмосферы. Ещетруднее уловить услуги, предлагаемые отелями и транспортными компаниями.Производя оплату, турист покупает не гостиницу и самолет, а размещение иперевозку.
Неразрывность производства и потребления услуги — главнаяособенность, делающая услуги действительно услугами и отличающая их от товаров.Оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент.С этой точки зрения производство и потребление услуг неотделимы.
При неразрывности производства и потребления услугстепень контакта между продавцом и клиентом может быть разной. Некоторые услугиоказываются в отсутствии заказчика (например, ремонт автомобиля). Другие услугипредоставляются с помощью письменных коммуникаций (например, обучающий курс)или технических средств (например, автоматы по продаже билетов, выдаче денег).Но многие виды услуг требуют тесного прямого контакта продавца с покупателем.Так, лечение на курорте невозможно без клиента и медицинского персонала,обслуживание в ресторане неразрывно связано с работниками предприятияобщественного питания, хотя в последнее время предпринимаются попытки заменитьофициантов роботами.
Неотделимость производства от потребления услугобусловливает изменение роли покупателя и продавца в процессе воспроизводства.Клиент не просто потребляет услугу, но подключается к ее производству идоставке. Участие покупателя на всех фазах воспроизводственного процесса всфере обслуживания означает, что поставщик должен заботиться о том, что и какпроизводить. Поведение продавца в присутствии покупателя определяет вероятностьповторения услуги.
Исследования показали, что в сбыте услуг требуется большеличного участия, внимания и получения информации от потребителей, чем приреализации товаров. Покупатель зачастую рассматривает продавца услуг как своегорода эксперта, на чьи знания он полагается. В этом смысле почти всегда продавецуслуги воспринимается как неотъемлемая ее часть. Поэтому правильный подбор иобучение персонала, в первую очередь, вступающего в непосредственный контакт склиентом, приобретают особое значение на высококонкурентном рынкетуристического бизнеса.
Изменчивость — важная отличительная черта туристскихуслуг. Качество туристской услуги зависит от того, кто, когда и где еепредоставляет. В одной гостинице сервис организован по высшему разряду, вдругой, расположенной рядом, обслуживание поставлено хуже. Внутри гостиницыодин работник радушен и исполнителен, тогда как другой груб и только мешает.Даже один и тот же служащий в течение дня оказывает услуги по-разному.
Непостоянство качества туристских услуг обусловленомногими обстоятельствами. Чаще всего причина кроется в самом работнике, егонизкой квалификации, слабости подготовки и обучения, неинформированности,отсутствии регулярной поддержки со стороны менеджеров. Иногда изменчивость качестваобслуживания связана с профессиональной непригодностью работника, неподходящимичертами его характера, которые очень трудно распознать на стадии подборакадров.
Свою лепту в нестабильность обслуживания вноситпотребитель. Уникальность каждого покупателя объясняет высокую степеньиндивидуализации услуги в соответствии с запросами клиента. Эта уникальностьделает невозможным массовое производство для многих услуг. Одновременно онапорождает проблему управления поведением потребителей.
Неспособность к хранению – еще одна отличительная чертатуристских услуг. Их нельзя произвести впрок или складировать. Транспортныепассажироперевозки, ночевки в средствах размещения не могут быть накоплены длядальнейшей продажи подобно продукции промышленности и сельского хозяйства. Неиспользованные сегодня номера в отеле или посадочные места в самолете завтраобернутся невосполнимыми потерями для их владельцев, и в этом смысле туристскийпродукт подвержен порче.
Неспособность услуг к хранению не является сложнойпроблемой в условиях постоянного спроса. Однако спрос на большинство видовуслуг, в том числе туристских, колеблется. Его величина меняется в зависимостиот времени года и дней недели. Если спрос превышает предложение, ситуациюнельзя исправить, взяв, как в промышленности, товар со склада. Аналогично, вовремя низкого спроса невозможно создать запасы услуг для их использования впиковый период. Если существует избыточное предложение, производственныемощности простаивают и фирма несет убытки.
Кроме перечисленных выше характеристик, туристскийпродукт имеет ряд других отличительных черт. Среди них — размытостьпотребительских свойств; неопределенность и в какой-то мере анонимностьисточника услуг, обусловленные многосубъектностью производителя иразобщенностью продавца и потребителя туристских услуг; нетранспортабельностьтуристского продукта, порождающая новую, весьма динамичную форму спроса, прикоторой покупатель продвигается к поставщику. Эти особенности туристских услугс точки зрения экономической эффективности делают управление операциями втуризме более трудным делом, чем в промышленности.
Туристский продукт состоит из трех элементов: тур,дополнительные туристско-экскурсионные услуги, товары (см.рис.1).
/>
Рис. 1. Элементы туристского продукта
2. Тур как основной элемент туристского продукта
Тур — первичная единица туристского продукта, реализуемаяклиенту как единое целое, продукт труда туроператора на определенный маршрут ив конкретные сроки (см.рис.2). Это комплекс различных видов услуг, объединенныхглавной целью путешествия и предоставляемых в определенный срок по определенномумаршруту с заранее установленной программой.
Тур как экономическая категория должен отвечать следующимтребованиям:
быть объективным явлением, в основе которого лежитограниченность туристских ресурсов;
выражать отношения между туристской организацией и ееклиентами по производству, формированию, продвижению и реализации туристскихуслуг;
иметь активное, стимулирующее начало, быть побудительныммотивом как для туристского предприятия, так и для его клиентов;
в его формировании должны участвовать как объективные,так и субъективные факторы;
обладать потребительной и меновой стоимостью, т.е. бытьтоваром.
/>
Рис.2. Структура тура
Основным видом туристского продукта является комплексноеобслуживание, т.е. стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном«пакете». За рубежом туристские поездки, реализуемые на основе стандартныхнаборов или пакетов услуг с заранее установленной программой обслуживания иединой ценой для потребителя, называются пэкидж-турами (от англ. package tour)или инклюзив-турами (от англ. inclusive tour).
Пэкидж-туры являются основным предметом деятельности туристскихпредприятий и определяются как пакет услуг, включающий следующие компоненты –перевозку и размещение, а также прочие услуги, не связанные с первыми двумя.Структура подобных туров в значительной степени варьируется в зависимости отстраны, особенностей туристов, их покупательной способности, характера,ассортимента и качества предлагаемых услуг.
Пэкидж-туры имеют преимущества перед другимипредприятиями туристских услуг, так как их стоимость обычно ниже совокупныхрозничных цен на отдельные услуги, входящие в пакет.
Характерной тенденцией современного рынка туризмаявляется уменьшение количества услуг, входящих в тур. С одной стороны, к такомушагу туристские предприятия толкает конкурентная борьба и стремление выйти нарынок с предложением более низких, чем у конкурентов, цен. За счет исключенияиз комплексного обслуживания некоторых услуг у туристов создается иллюзиядешевых поездок. Например, в предлагаемом туре может быть предложено толькоразмещение в гостинице и перевозка из аэропорта (вокзала) в отели и обратно (чтов настоящее время характерно для туров в Европу). Все остальные необходимыеуслуги туристы приобретают самостоятельно.
С другой стороны, туристские предприятия вынужденыучитывать и психологию туристов, которые всегда добиваются максимума свободыпри выборе потребляемых услуг. Исключение отдельных услуг из комплексногообслуживания создает условия для таковой и тем самым способствует увеличениеспроса.
Одним из важнейших признаков для классификации туровявляется количество пользователей. В соответствии с этим туры подразделяются наиндивидуальные и групповые.
Индивидуальные туры предназначены для одного илинесколько лиц (до 5 человек). Как правило, такие туры формируются туристскимпредприятием на индивидуальной основе с учетом персональных запросов ипожеланий клиентов.
Индивидуальные туры предоставляют туристам большенезависимости и самостоятельности. Но они более дорогие, так как транспортныеуслуги, услуги гида и др. турист оплачивает полностью, в отличие от групповыхтуров, где эта цена раскладывается на всех членов группы. Именно поэтомуиндивидуальные туры не всегда доступны массовому туристу.
Организация индивидуальных туров является трудоемкимпроцессом, требующим применения компьютерной техники для осуществлениябронирования, расчетов и других операций. С другой стороны, индивидуальныйтуризм с экономической точки зрения очень выгоден для туристских предприятий,так как дает более высокие доходы в расчете на одного туриста по сравнению сгрупповыми турами.
Групповые туры ориентированы на стандартизированныепрограммы обслуживания и комплекс услуг, удовлетворяющих интересы массовогопотребителя. Такие туры могут формироваться как для относительно небольших (от6 до 15 человек), так и для значительных групп туристов (например, круизы).Туристская группа формируется, как правило, исходя из принципов однородности(по месту проживания туристов, характеру обслуживания, общностипрофессиональных или любительских интересов и т.п.) с учетом соблюдения рядатребований: технологических (количество мест в транспортных средствах,обеспечение безопасности), социально-психологических (сходные мотивации утуристов и т.п.), наличие формального лидера – руководителя туристской группы.Последний является представителем туристского предприятия и выступает от егоимени. Руководитель сопровождает туристов на протяжении маршрута, предоставляетпутевую информацию, обеспечивает выполнение договора о предоставлениитуристских услуг, владеет профессиональными знаниями о стране (месте)пребывания и, как правило, языком этой страны (или общепонятным в ней).
Групповые туры более дешевые, что обусловлено главнымобразом предоставлением групповых скидок на размещение и перевозку. Это делаетих доступными массовому туристу. В то же время в групповых поездках каждый изучастников должен подчиняться установленному для группы порядку путешествия. Вкачестве примера группового тура можно привести экскурсионные автобусные турыпо Северной Европе (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия) от международноготуроператора «Астравел».
Принимая во внимание разнообразие в потребностяхтуристов, туры могут иметь различную целевую направленность. В частности,выделяют следующие их виды:
— познавательные, предназначенные для ознакомлениятуристов с образом жизни населения туристских регионов, их историей, природой,архитектурными достопримечательностями (например, экскурсионные туры «Дорогамицарей», «Золотые ворота Древней Руси», «Русские жемчужины» и т.п. предназначеныдля ознакомления с городами и достопримечательностями так называемого Золотогокольца России);
— рекреационные, преследующие цели отдыха, восстановленияи развития физических, психических и эмоциональных сил человека (например, такиетуры как «7 дней на Мертвом море», «Отдых в Римини» и т.п. предлагают туристамотдых на берегу моря);
— оздоровительные, направленные на предотвращение илипрофилактику различных заболеваний (например, отдых и лечение в санаторияхБашкортостана: «Ассы», «Якты-Куль», «Юматово» и др.);
— развлекательные, ориентированные на реализацию желанийтуристов «хорошо развлечься», для организации которых туристская индустриякомплексы активных игр (гольф, боулинг, крикет), посещение аттракционов(тематических парков, дельфинариев, зоопарков), ресторанов, дискоклубов, казинои т.п. (например, развлекательный тур «Ночные клубы Праги» предлагаетбесплатное посещение самых знаменитых ночных клубов Праги);
— любительские, предлагаемые потребителям, стремящимсяиспользовать путешествие в соответствии со своими интересами (рыбалка, охота,сафари, сбор грибов и т.п.). Примером такого рода тура может служить тур«Рыбалка на Белом море»;
— специализированные, призванные реализоватьспецифические запросы людей во время путешествия (частные случаи – конгрессный,научный, деловой, профессиональный, археологический, фольклорный, школьный,шоп-тур и т.п.);
— ознакомительные, организуемые туроператором илитранспортной компанией для ознакомления с условиями путешествия.Ознакомительные (рекламные) туры являются инструментом стимулированиядеятельности турагентов. Как правило, фирмы, организующие ознакомительный тур,предоставляют его участникам значительные скидки.
Указанный перечень видов туров не является исчерпывающим.Классификация видов туризма (по типам, категориям, видам, формам и т.п.)наглядно показывает существование больших возможностей для расширения типологиитуров.
Основой для разработки и реализации туристского продуктакак совокупности потребительских стоимостей, проявляющихся во времяпутешествия, является туристский маршрут.
Туристский маршрут – заранее спланированный путьпередвижения туристов в течение определенного периода времени с цельюпредоставления им предусмотренных программой обслуживания услуг.
Туристские маршруты классифицируются по различнымипризнакам:
1. По цели маршрута: тематические, походные,физкультурно-оздоровительные.
2. По характеру передвижения: линейные, радиальные,кольцевые.
3. От способа передвижения: автомобильные, автобусные,теплоходные (морские, речные), авиационные, железнодорожные, комбинированные.
4. По территориальному признаку: международные,внутренние (в пределах страны), региональные, местные.
Важным условием эффективного обслуживания туристовявляется тщательная разработка маршрута.
По количеству дней туры можно разделить на три категории:
краткосрочные (2 — 5 дней);
среднесрочные (6 — 14 дней);
длительные (свыше двух недель).
Наибольшей популярностью среди туристов пользуютсясреднесрочные туры.
Тур должен быть подкреплен соответствующей программойобслуживания. Туристское обслуживание – это совокупность видов деятельности,обеспечивающих туристам различные удобства при покупке и потреблении услуг итоваров во время путешествия и пребывания вне постоянного места жительства.
Туристское обслуживание носит одновременно комплексный испецифический характер. Первый предполагает удовлетворение потребностейтуриста, находящегося в путешествии, второй же определяется тем, что егоорганизация и структура принципиально отличаются от обслуживания в местахпостоянного проживания туриста. Уровень комплексности и специфичности – один изважнейших критериев качества обслуживания туристов.
Программа обслуживания – документ, содержащийисчерпывающую информацию с указанием дат и времени предоставления туристамоплаченных ими услуг. При разработке программы важно обеспечить оптимальность обслуживания,предлагающую: адресную направленность тура, соответствие программы целямпутешествия, рациональное содержание обслуживания по количеству предоставляемыхуслуг, соответствие всех видов услуг одному уровню (классу) обслуживания.
Класс обслуживания применяется для обозначения качествапредоставляемых услуг. Нормативные документы по установлению классов туров ипрограмм обслуживания отсутствуют. Проблема состоит в том, что туристскийпродукт в большинстве случаев является комплексным, состоящим из набора услуг,имеющие свои особенные внутренние градации.
На практике классы обслуживания применительно к туруусловно обозначают следующими категориями: «люкс», первый, туристский,экономический.
Необходимо учитывать, что градация классов обслуживанияявляется достаточно условной и зачастую имеет национальные варианты иособенности.
Документально тур оформляется в виде ваучера.
Ваучер – официальный документ, подтверждающий оплатупредусмотренных программой обслуживания услуг и являющийся основанием для их получениятуристом или группой туристов.
Ваучер содержит такую информацию по туру, как: страна(город, туристский центр), куда направляется турист; условия размещения(включая расположение гостиницы, ее категорию, уровень комфорта, переченьобязательных услуг, входящих в стоимость тура); условия питания; дата начала изавершения тура; программа обслуживания с разбивкой по дням и указаниемвключенных экскурсий и других мероприятий; паспортно-визовые формальности;медицинское страхование, минимально допустимое число участников тура, предельновозможные сроки аннуляции тура; комплексная цена тура; компенсация занесоблюдение сроков тура и программы обслуживания.
Важно отметить, что ваучер как юридический документподтверждает туристский статус человека или группы людей. В частности, приосуществлении зарубежной поездки ваучер свидетельствует о том, что его владелецимеет статус иностранного туриста, а поэтому должен и может пользоваться всемиправами, которые в законодательном порядке установлены для иностранных туристовв стране посещения или транзита. Так, во многих странах для иностранныхтуристов действуют упрощенные процедуры пограничного и таможенного контроля(например, упрощенная процедура получения визы в аэропортах Турции и Египта дляроссийских граждан), вводится освобождение от уплаты некоторых пошлин и сборов(система Tax Free при выезде из ряда стран), предоставляется режим наибольшегоблагоприятствования.
Разновидностью ваучера является туристская путевка.

3. Дополнительный туристский продукт и его экономические особенности
Дополнительный туристский продукт представляет собой тедополнительные услуги, которые может получить клиент, и является характернойособенностью, отличающей данный туристский продукт от аналогичных продуктовконкурирующих фирм.
Как известно, все туристские услуги подразделяются наосновные и дополнительные. К первым относятся услуги, включенные в комплексноеобслуживание (как правило, транспорт, размещение, питание) и оплачиваемыетуристом заранее, ко вторым – приобретаемые туристом во время путешествия сверхранее оплаченного комплексного обслуживания. С точки зрения потребительскихсвойств никакой принципиальной разницы между основными и дополнительнымиуслугами нет. Так, экскурсии, если они включены в комплексное обслуживание,считаются основными услугами. Если же турист приобретает какую-либо экскурсиюдополнительно к оплаченному туру, эта услуга становится дополнительной.Следовательно, разница между основными и дополнительными услугами состоит в ихотношении к первоначально приобретенному туристом комплексу туристских услуг.
Таким образом, дополнительные туристские услуги – это услуги,не предусмотренные ваучером или путевкой, доводимые до потребителя в режиме егосвободного выбора. Дополнительные услуги не входят в основную стоимостьпутевки.
Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр изанимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего объема дохода. Кним относятся: дополнительные экскурсии, не вошедшие в перечень основных услуг;физкультурно-оздоровительные услуги; медицинские услуги; культурно-зрелищные иигровые мероприятия и др.
В настоящее время появился ряд новых нетрадиционныхдополнительных услуг. Это страховой полис, специальные телефонные карты дляпутешественников, кредитные международные пластиковые карточки (Visa Classic иVisa Gold), юридические карты, клубные карточки и др.
Все дополнительные услуги, оказываемые клиентам, могутбыть подразделены на следующие группы:
1. Услуги, оказываемые клиентам в процессе покупок имитурпродуктов.
Эти услуги направлены на предоставление потребителямвозможности более эффективно осуществлять процесс выбора, отбора и расчета затурпродукты (например, консультация специалиста, показ рекламного видеоролика,предложение клиентам напитков и т.п.).
2. Услуги, оказываемые клиентам в процессе их приема иобслуживания.
Эти услуги связаны, как правило, с отдельными видамиуслуг, потребленными туристами в данном туре (организация дополнительныхэкскурсий, проведение SPA-процедур, организация обменных пунктов валюты, подарочнаяупаковка приобретенных товаров и др.).
3. Услуги, не связанные непосредственно с продажейконкретных туров.
Будучи не связанными с реализацией конкретных туров, они,тем не менее, создают более комфортные условия для осуществления процессаобслуживания туристов (организация детской комнаты, услуги ателье и др.).
Наряду с функциональной характеристикой дополнительныхуслуг, оказываемых покупателям в турах, их подразделяют также на платные ибесплатные.
Все виды дополнительных услуг требуют определенных затраттрудовых, материальных и финансовых ресурсов, то есть имеют определеннуюстоимость. Однако затраты на организацию отдельных услуг компенсируютсясоответствующим увеличением оборота турпродуктов, а, следовательно,дополнительными доходами от туристской деятельности. Такие услуги турфирмаможет предоставлять на бесплатной основе.
Кроме того, затраты на отдельные услуги могут включатьсяв цену реализуемых туров, создавая видимость бесплатного их предоставленияпокупателям. Такая практика может носить ограниченный характер, так каквозрастание цен на реализуемые туры существенно ослабляет конкурентные позициитуристского предприятия на потребительском рынке. Дорогостоящие услуги должныпредоставляться туристам исключительно на платной основе с целью формированиядополнительных доходов туристского предприятия
Особо тщательная дифференциация услуг должна проводитьсяв турах с различной ценовой ориентацией. В турах низких цен номенклатурадополнительных услуг туристам обычно сводится к минимуму, что позволяетсущественно снизить цены на реализуемые туры. В то же время в элитных,эксклюзивных турах эта номенклатура может быть значительно расширена, в первуюочередь, за счет различных платных услуг.
3. Товары
Туристские товары — материальные предметы потребления,сувенирная и иная товарная продукция, прямо или опосредованно необходимаятуристу в процессе потребления туристских услуг.
Товары могут выступать как специфической материальнойчастью туристского продукта, которая включает туристские планы и карты городов,открытки, буклеты, сувениры, туристское снаряжение и т. п., так и неспецифической,куда входит большое число товаров, которые являются дефицитными или болеедорогими в местах постоянного проживания туристов.
Стоимость туристских товаров в общей структуретуристского продукта зависит от страны временного пребывания, целейпутешествия, количества основных услуг тура и др. показателей.
Так, например, в структуре стоимости стандартногопэкидж-тура в Египет стоимость туристских товаров, приобретаемых российскимитуристами, составляет всего 20%, тогда как стоимость тура и стоимостьдополнительных услуг составляет 50 и 30% соответственно. А в структурестоимости того же стандартного пэкидж-тура в ОАЭ доля туристских товаров будетсоставлять уже 40% при 40% и 20% соответственно.
Таким образом, качество туристского продукта формируютразнообразные факторы, что является следствием его сущности, посколькутуристский продукт – это совокупность сложных элементов, удовлетворяющихпотребности туристов во время путешествий и представляющая собой результатусилий предприятий туристской индустрии.

Заключение
Перед контрольной работой была поставлена цельрассмотреть и раскрыть понятие туристского продукта и его составных элементов.
Данная цель была достигнута решением следующих задач:
— дано понятие туристскому продукту, раскрыты егосодержание, особенности и структура;
— охарактеризованы элементы туристского продукта: тур,дополнительные услуги, туристские товары, раскрыты их структура и экономическоезначение для качественного удовлетворения потребностей туриста.
Таким образом, туристский продукт – это предварительноорганизованная туроператором комплексная туристская услуга, включающая, покрайней мере, две услуги: перевозка туриста в страну (место) временного пребыванияи размещение; продаваемая или предлагаемая к продаже по единой паушальной цене.При этом период оказания услуг превышает 24 ч. или включает ночевку.
С точки зрения производства туристский продукт (услуга)представляет собой совокупность определенного количества и качества товаров иуслуг преимущественно рекреационного характера, подготовленных в данныйконкретный момент для реализации потребителем.
Туристский продукт обладает двойственностью, так какимеет характеристики как материального товара, так и услуг.
Основные особенности туристского продукта – этонеосязаемость, неразрывность производства и потребления, изменчивость инеспособность к хранению.
Туристский продукт состоит из трех элементов: тур,дополнительные туристско-экскурсионные услуги, товары.
Тур — первичная единица туристского продукта, реализуемаяклиенту как единое целое, продукт труда туроператора на определенный маршрут ив конкретные сроки. Это комплекс различных видов услуг, объединенных главнойцелью путешествия и предоставляемых в определенный срок по определенномумаршруту с заранее установленной программой. Без тура нет турпродукта.
Дополнительный туристский продукт представляет собой тедополнительные услуги, которые может получить клиент, и является характернойособенностью, отличающей данный туристский продукт от аналогичных продуктовконкурирующих фирм. Дополнительные туристские услуги не предусмотренныеваучером или путевкой, доводятся до потребителя в режиме его свободного выбораи не входят в основную стоимость путевки.
Туристские товары — материальные предметы потребления,сувенирная и иная товарная продукция, прямо или опосредованно необходимаятуристу в процессе потребления туристских услуг. Они могут выступать какспецифическая материальная часть туристского продукта, включающую туристскиепланы и карты городов, открытки, буклеты, сувениры, туристское снаряжение и т.п., так и неспецифической, куда входит большое число товаров, которые являютсядефицитными или более дорогими в местах постоянного проживания туристов.
Качество туристского продукта формируют разнообразныефакторы, что является следствием его сущности, поскольку туристский продукт –это совокупность сложных элементов, удовлетворяющих потребности туристов вовремя путешествий и представляющая собой результат усилий предприятийтуристской индустрии.

Список литературы
1.        Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 28 июня 2009 г.). – Сайт Российской газеты www.rg.ru.
2.        Александрова А.Ю. Международный туризм Учебник. — М.: Аспект Пресс,2002. – 470 с.
3.        Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности.– М.: Финансы и статистика, 2005. – 288 с.
4.        Квартальнов В.А. Туризм М.: Финансы и статистика, 2002. — 320 с.
5.        Организация туризма / Под общ.ред. Н.И.Кабушкина. – Минск: Новое знание,2003. – 632 с.
6.        Туризм и гостиничное хозяйство / Под ред. Л.П.Шматько. — Ростов-на-Дону:МарТ, 2005. — 352 с.