Федеральное агентство по культуре и кинематографии Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хабаровский государственный институт искусств и культуры» Факультет социально-культурной и информационной деятельности Кафедра книговедения и библиотечно-информационной деятельности Цензура как орудие коммуникационного насилия и средство социальной защиты
Реферат по дисциплине «Социальные коммуникации» Исполнитель: Осетрова Юлия . . 346 группа . Научный руководитель: . Лопатина О.А. . Хабаровск 2005 План Введение….…1. Понятие цезуры….…2. История возникновения цензуры в разных странах… 3. Тотальная цензура. Опыт Советского Союза… 4. Законодательные и нормативные акты по цензуре и авторскому
праву… 14 Заключение… 17 Список литературы….19 Введение Проблема цензуры приобретает сегодня качественно иное звучание. С одной стороны цензура как государственный надзор за содержанием печатных изданий, радио – телепередач, театральных постановок и других сообщении, получающих общественную огласку (политическая цензура) не допустима в демократическом обществе. Вместе с тем цензура, предполагающая различные формы существования
(экономическую, партийную, клановую и пр.) и методы воздействия будет присутствовать в различной степени во всех государствах. Информация представляет собой один из важнейших инструментов управления обществом и, следовательно, не может целиком предаваться гласности. Часть Информации составляет тайну, наличие которой уже является объективным основанием цензуры. Этим можно объяснить актуальность изучения проблем согласования частных и общественных интересов в
режиме правового информационного воздействия. Актуальность изучения цензуры как орудия коммуникационного насилия заключается также в том, что юридическая основа формирования свободы печати в Российской Федерации была создана только в 1990-х годах путем закрепления запрета цензуры в Конституции РФ и в ФЗ «О средствах массовой информации» и не является до конца отработанной. Давно назрела потребность в качественной переработке закона, поскольку он был принят в 1991 г. до принятия
Конституции и далеко не полностью отвечает современной системе правовых гарантий гражданского общества. Необходимость исследования обозначенной проблемы объясняется потребностями дальнейшего развития научной концепции регулирования отношений в сфере массовой информации, ее обогащения историческими аспектами анализа, дальнейшего развития и углубления научных знаний по проблемам свободы слова, а также цензуры. Этот вопрос очень важен, поскольку к безусловным принципам концепции регулирования отношений в сфере
массовой информации относится принцип запрета цензуры, на котором базируется система правовых гарантий независимости СМИ. Поэтому цель данной работы: рассмотреть цензуру как орудие коммуникационного насилия. Для ее раскрытия необходимо решение следующих задач: • Дать определение понятию цензура, определить виды и классификацию цензуры; • Изучить историю возникновения цензуры; • Рассмотреть некоторые нормативные документы и законы об авторском
праве и цензуре. Предмет исследования: цензура. Объект: изучение цензуры через ее историю и существующие законы. 1. Понятие цезуры ЦЕНЗУРА (лат. censura), система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. В Западной Европе возникла в 15 в в России – в нач. 18 в. По формам контроля подразделялась на предварительную и карательную. С 1804 регулировалась цензурными уставами и временными правилами.
Делилась на общую (внутреннюю и иностранную) и ведомственную (духовная, военная, театральная и др.). В 1865 на основе “Временных правил о печати” проведена цензурная реформа, по которой вводилась карательная цензура вместо предварительной для ряда столичных изданий (в 1872 была урезана в связи с возобновлением преследования печати в административном порядке). В СССР с 1922 цензура осуществлялась Главлитом. По
Российскому закону “О средствах массовой информации” (1992) цензура массовой информации не допускается[2]. В общем смысле цензура понимается как контроль и ограничение распространения по коммуникационным каналам каких-либо знаний (фактов, концепций), стимулов (призывов, волевых воздействий), эмоциональных настроений (возмущение, одобрение, скорбь и пр.). В Древнем Риме цензоры следили за соблюдением морали.
Цензурой именуется также официально учрежденная служба, имеющая полномочия пресекать любые сообщения, нежелательные для власти. Цензурный контроль охватывает не только произведения письменности и печати или другие документы, но и театральные постановки, художественные выставки, научные собрания, публичные выступления и т .д. Держателями цензуры являются как государственная, так и духовная власть. Виды цензуры[8]: • цензура запретительная или предварительная, когда для обнародования требуется предварительное
разрешение цензурного ведомства; вызывающие подозрения произведения либо вовсе запрещаются к публикации, либо засекречиваются; • цензура карательная, когда после выхода в свет неугодного властям произведения его издатель и автор подвергаются предусмотренным законом санкциям: конфискация тиража, штраф, заключение в тюрьму, закрытие неблагонадежного журнала или газеты и т. п. Разновидностями карательной цензуры я точки зрения применяемых методов является библиоцид и спецхран.
Библиоцид – полное уничтожение тиража произведения печати, сожжение рукописной книги и т. п. Спецхран – это «тюремное заточение», когда доступ к книгам читающей публики ограничен или вовсе исключен. Классификация цензуры[8]: Запретительная (запрет выпуска в свет; засекречивание) Цензура Карательная (санкции против издателя и автора; библиоцид; спецхран) 2. История возникновения цензуры в разных странах Исторически цензура возникла во времена древнейших цивилизаций.
Так Ашурбанипал удалял из своей библиотеки клинописные таблички, содержание которых ему не нравилось. Римская цензура активно действовала во времена империи. Император Юлиан, прозванный христианами «отступником», за недолгие годы своего владычества (361-363) уничтожил немало христианских текстов; христиане, в свою очередь, беспощадно сжигали сочинения античных язычников. Начиная с V века римская церковь составляла списки запрещенных книг.
Первые попытки установить предварительную цензуру для произведений печати явились вскоре после изобретения книгопечатания. Это изобретение, великое значение которого на первых же порах не подлежало никакому сомнению, стало быстро распространяться. Выгоды и преимущества нового способа выражения мысли, облегчавшего и упрощавшего ее распространение, благодаря возможности в короткое время воспроизвести большое количество экземпляров и вследствие этого удешевить их стоимость, были очевидны и возбуждали восторг и удивление
в людях того времени, имевших до тех пор в своем распоряжении лишь рукописную литературу. Но книги были доступны лишь богатым людям, к тому же и количество экземпляров по необходимости было весьма ограничено. Если принять во внимание, что средние века вообще ж в особенности XV и XVI столетия были эпохой оживления религиозной мысли по преимуществу, что к этой эпохе относятся ожесточенные богословские споры и распри, привлекавшие к себе внимание образованных людей того времени,
что тогдашняя литература и наука носили теологический характер,— если принять все это во внимание, то неудивительным представится тот факт, что первые попытки вмешательства в область печати с целью ограничить свободное выражение мысли были предприняты органами церковной власти. Один из наиболее ранних опытов устройства предварительной цензуры имел место в Кёльне. Органом ее являлся местный университет, как свидетельствуют пометки на книгах, напечатанных
в Кёльне в семидесятых и восьмидесятых годах XV столетия (главным образом в 1479—1483 гг а одна в 1475 г.). В 1486 году установлена была цензура там, где зародилось самое искусство книгопечатания, в Майнце. В. этом году Бертольд, архиепископ Майнцкий, издал приказ, воспрещавший печатать переводы на немецкий язык, особенно богословских книг, без предварительного рассмотрения и одобрения их духовными властями. Эта мера имела лишь местное значение, так как действие ее распространялось лишь в пределах
Майнцкого диоцеза. Весьма возможно, что и в других местностях представители духовной власти принимали подобные же меры. В начале XVI века встречаем мероприятие более общего характера. Это—булла папы Александра VI-го (изд. в 1501 году), которая установила правильную духовную цензуру в четырех немецких провинциях: Кёльна, Майнца, Трира и Магдебурга. Поводом к изданию этой буллы послужило напечатание в разных местностях, папа счел нужным
воспретить, под страхом отлучения от церкви и денежных штрафов, печатание каких-либо сочинений без особого на каждый раз формального дозволения со стороны органов церковной власти. Чрез несколько лет (в 1515 г.) издана была папою Львом X новая булла, повелевающая, в силу постановления Латеранского собора, установить цензуру и в других местностях. «Нарушителям этого предписания грозит, сверх отобрания книг и их публичного сожжения, a
также уплаты ста дукатов в папскую казну и закрытия типографии на один год, отлучение от церкви; в случае же упорства епископом или викарием на виновных могут быть наложены такие наказания, «чтобы другие не осмеливались поступать по их примеру». Таковы первые опыты учреждения цензуры над произведениями печати. Инициатива их принадлежала представителям духовной власти, которые чувствовали себя особенно заинтересованными в том, чтобы установить контроль над произведениями мысли.
Мало-помалу в короткий, сравнительно, период времени предварительная цензура сделалась явлением повсеместным в западноевропейских государствах. Кроме цензуры католическое духовенство прибегало нередко еще к другому средству борьбы с печатью, a именно к изданию каталогов или списков запрещенных книг — Index librorum prohibitorum. Этот прием еще более развился в средние века, когда весьма нередки были случаи осуждения отдельных сочинений (напр. в XII веке сочинения
Абеляра), В 1415 г. Констанцский собор определил воспретить чтение сочинений Виклефа и Гуса. С развитием реформационного движения меры преследования еретических книг становятся еще более частыми и энергичными. Первый «каталог» запрещенных книг был издан в 1546 году богословским факультетом Лувенского университета, по распоряжению Карла V. Повелением его в 1550 году был издан новый каталог, оказавший значительное влияние на дальнейшее
развитие этой меры борьбы с печатью. Подобные же каталоги издавались и в других местностях. В связи с указанными средствами борьбы с печатью нередко практиковалось публичное сожжение сочинений, a иногда вместе с ними и авторов, признанных вредными. Светская власть стала принимать деятельное участие в полиции печати уже значительно позднее духовной. Еще в 1513 году (т. е. через двенадцать лет после издания буллы
Александра VI) французский король Людовик XII издает декларацию, в которой очень наглядно выступает самое дружелюбное отношение к печати. В этой декларации король освобождает от уплаты вводившегося тогда налога целую категорию лиц, так или иначе прикосновенных к делу книгопечатания. Первый законодательный акт светской власти в области полиции печати мы встречаем в Германии в 1521 году, когда был издан направленный против
Лютера Вормский эдикт. Глава 36-я этого эдикта санкционирует изданные по отношению к печати распоряжения духовных властей. Вскоре после того Имперский указ, изданный в Нюренберг в 1524 г возложил на светских князей и их правительства обязанность наблюдать за книгопечатанием, a через пять лет после этого (Имперскими указами в Шпейре в 1529 г. и в Аугсбурге в 1530 г.) установлена правильная цензура.
В Англии наиболее раннее предписание королевской власти о цензуре относится к 1530 году, во Франции—к 1538 году. Цензурная практика докатилась до Древней Руси вместе с духовной литературой. Древнейший список рекомендованных для чтения книг дошел до нас в «Изборнике Святослава» и гласил: «Чтобы не прельститься ложными книгами – ведь от этого бывают многие безумные заблуждения – прими этот мой избранный любочисленник (перечень полезных книг) повествовательных
книг (следует список из 42 названий). Тем самым имеешь все, что же кроме того, то не в их числе»[6]. В период с XI по XVIII в. на Руси было распространено не менее 100 списков истинных (канонических) и ложных (отреченных или апокрифических) книг. В Московии цензура как таковая была введена на Стоглавом соборе в середине XVI века. Книжное дело подчинено было двойной опеке: духовной и светской власти. Однако это постановление осталось «гласом вопиющего», ибо не было механизма его реализации,
т. е. цензурного ведомства. Создать же такое ведомство при господстве рукописной книги практически невозможно. Первым законодательным актом о цензуре в России был указ Петра I (1721 г.), предписывающий, чтобы все типографии России были «под ведением святейшего правительствующего Синода, от которого о печатании книг повеления требовать, а без повеления того духовного
Синода никаких книг не печатать». Таким образом вводилась всеохватывающая церковная цензура. Но после смерти Петра этот указ выполнялся лишь частично. В 1728-1755 гг. Академия наук с ее типографией была единственным в России учреждением, выпускавшим книги светского содержания. В академической типографии печатались газеты, журналы, календари, собрания сочинений, древние летописи,
художественная проза и поэзия, научная литература, книги по военному делу, государственные законы и многое другое. В царствование Елизаветы Петровны (1741-1761) была осуществлена целая система цензурных мероприятий. Однако в 1747 г. после того, как президентом академии стал К. Г. Разумовский, Елизавета освободила академические издания от цензуры не только церкви, но и правительства. Теперь президент свободно распоряжался изданиями Академии, а в его отсутствие издательские вопросы
решала академическая канцелярия. Цензурного ведомства как такового в России до 1796 г. не существовало. Его заменяла так называемая практика рецензирования. В качестве рецензентов часто привлекали академиков, особенно когда речь шла об изданиях академической типографии. (Академиками-цензорами были М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, С. К. Котельников и др.). С елизаветинских времен ведет свою историю российский
спецхран. В Академической библиотеке была заведена «секретная камора», где хранился фонд «заповедных книг», т. е. книг, изъятых из обращения. Екатерина II, играя роль просвещенного монарха, уделяла немало внимания литературе, театру, наукам, книгоизданию. Цензура над частными типографиями была возложена на управы благочиния (полицию). Но управы благочиния не были однако достаточно бдительны, чтобы предотвратить появление «Путешествия
из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева (1790), где, в частности, писалось: «Цензура сделана нянькою рассудка, остроумия, воображения, всего великого и изящного. Но где есть няньки, то следует, что есть ребята, ходят на помочах, от чего нередко бывают кривые ноги; где есть опекуны, следует, что есть малолетние, незрелые разумом, которые собою править не могут Не дерзнут правители народов удалиться от стези правды и убоятся, ибо пути их, злость и ухищрения обнажатся»[5].
После этого Екатерина «в прекращение разных неудобств, которые встречаются от свободного и неограниченного печатания книг» 16 сентября 1796 г. издала указ «Об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг». Устанавливалась обязательная предварительная цензура для всей издаваемой литературы, включая научную. Павел I довел жестокость цензуры до крайности. 18 апреля 1800 г. он запретил ввоз в Россию каких бы то ни было иностранных книг, включая ноты.
Он лично цензурировал книги. Так, в 1797 г. он «опробовал» ежегодный календарь и дал Академии наук указания, что печатать в этом издании. Вступив на престол, Александр I отменил запрет на ввоз книг из-за рубежа. В 1802 году он ликвидировал цензурные управления, введенные Екатериной в 1796 г возложив тем не менее предварительное одобрение издаваемых книг на губернаторов.
В 1804 г когда было учреждено Министерство народного просвещения, цензура отошла под его ведение. Во вторую половину царствования Александра I цензурный контроль был ужесточен. Карамзин, имевший титул официального историографа, был вынужден лично обратиться к царю, чтобы добиться права бесцензурного печатания его «Истории государства Российского». Европейские революции 1848 года послужили поводом для гонения на интеллигентское свободомыслие
и резкого ужесточения цензуры. Семилетие 1848-1855 гг. справедливо называют временем цензурного террора. Состав цензоров был пересмотрен: вместо университетских профессоров в цензурных комитетах появились чиновники, для которых служба в цензуре была основным, а не побочным занятием. 2 апреля 1848 г. был создан специальный комитет, который должен был стать органом «для высшего надзора в нравственном и политическом отношении за духом и направлением книгопечатания».
Комитет по имени его председателя Д. П. Бутурлина (1790-1849) вошел в историю как «бутурлинский комитет». Этот комитет не занимался непосредственной цензурной практикой, а оценивал и контролировал усердие других цензурных органов, держа в трепете чиновников-цензоров. По докладам Бутурлинского комитета в 1848 г. был сослан в Вятку Салтыков, а в 1852 г. арестован и сослан в Спасское-
Лутовиново Тургенев; подвергались гонениям славянофилы. Специальными циркулярами запрещалось публиковать исследования по истории народных движений, фольклору и т. п.; резко сократилось общее число книг, журналов, газет, издаваемых в России. Реформы Александра II сопровождались смягчением цензуры. В начале 1863 г. цензурные учреждения были переданы в
Министерство внутренних дел, где, помимо полиции, жандармерии, политического сыска, местной администрации, находились такие коммуникационные службы, как архивы, почта, телеграф. В 1865 г. вышел указ «О даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати» и «Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета о некоторых переменах и дополнениях в действующих ныне цензурных постановлениях». Нового устава о цензуре принято не было, но указанные директивные документы действовали 40
лет – вплоть до 1905 года. Главная особенность цензурного законодательства 1865 г. состоит в освобождении от предварительной цензуры некоторых видов произведений печати и использование методов карательной цензуры. От предварительной цензуры были освобождены а) в обеих столицах: 1) все оригинальные сочинения объемом не менее 10 п. л.; 2) все переводы объемом не менее 20 п. л.; б) повсеместно:
1) периодические издания, освобожденные министром внутренних дел от предварительной цензуры; 2) все правительственные издания; 3) все издания академий, университетов, учебных обществ; 4) все издания на древних классических языках и переводы с этих языков; 5) чертежи, планы, карты. Реакцией на постоянные цензурные ограничения стали: а) бесцензурная (вольная, свободная) печать, разновидностями которой является «тамиздат» – издания, публикуемые вне пределов
данного государства (вспомним «Колокол» и «Полярную звезду» А. И. Герцена, «Искру» В. И. Ленина) и «самиздат» – издания (рукописи), тайно подготавливающиеся и распространяемые на территории страны – цензуродержателя; б) эзопов язык – изложение неугодных власти идей в подцензурных изданиях, благодаря особому способу изложения. Всего в 1865-1904 гг. было уничтожено 218 книг и закрыты 27 журналов; было сделано 282 предупреждения 173 периодическим изданиям,
218 раз запрещалась их продажа. 205 книг, в том числе сочинения Л. Толстого, Н. Лескова, А. Герцена не допускались в публичные библиотеки и кабинеты для чтения. Манифестом 17 октября 1905 года была возвещена впервые в Российской империи свобода слова, совести, собраний, т. е. были признаны коммуникационные права человека. 24 ноября 1905 года были изданы временные правила, отменявшие предварительную цензуру для периодических
изданий и устанавливающие в случае нарушения закона наказание органов печати исключительно в судебном порядке. 26 апреля 1906 года Николай II подписал указ, согласно которому, для книг, брошюр также устанавливалась вместо предварительной карательная цензура. Это законодательство, соответствующее нормам, принятым в западноевропейских странах, сохранилось до марта 1917 года. 27 апреля 1917 г. Временным правительством был принят самый либеральный закон о печати, где провозглашалось:
«Печать и торговля произведениями печати свободны. Применение к ним административных взысканий не допускается». Таким образом цензура была ликвидирована вообще. В силу слабости государственной власти социально-коммуникационные институты оказались полностью бесконтрольными и предоставленными сами себе. Подытоживая сказанное, можно выделить следующие этапы цензурной деятельности в царской
России: 1. До 1796 г неинституциональный период: нет специального цензурного ведомства, а цензурные функции выполняют церковь, правительственные учреждения (Сенат), научные общества (Академия наук), университеты, наконец, полиция в лице управ благочиния. 2. 1796-1856 – институированная предварительная цензура, регламентированная уставами и указами верховной власти. Этот период делится на этапы: 1796-1801 – цензурный террор
Павла I; 1802-1826 – смягчение цензурного гнета; 1826-1848 – ужесточение цензуры Николаем I; 1848-1856 – цензурный террор Николая I. 3. 1856-1905 – реформированная цензура. Здесь различаются этапы: 1856-1865 – поиск форм цензурного контроля; 1865-1905 – цензура под эгидой Министерства внутренних дел. 4. 1905-1917 – провозглашение свободы слова и печати; установление карательной
цензуры. В условиях послеоктябрьского военного коммунизма, нэпа, сталинского и послесталинского тоталитаризма цензура играла очень важную роль в механизма коммуникационного насилия, действовавшем в СССР. 3. Тотальная цензура. Опыт Советского Союза Тотальная цензура — это запретительная цензура, охватывающая все виды и уровни коммуникации (от массовой коммуникации и научной информации до частной переписки и приватных бесед), все коммуникационные службы (от начальной школы и университетов до детских библиотек
и Выставки достижений народного хозяйства), все виды документов (от технических листков, почтовых марок, значков, спичечных коробков до многотомных собраний сочинений). Тотальная цензура — результат практической реализации ленинского принципа партийности. Проследим основные этапы становления и развития тотальной цензуры в Советском Союзе. 1. Октябрь 1917—1921 гг. — подавление буржуазной (кадетской, эсеровской) печати посредством
карательных мер: закрытие редакций, лишение бумаги, арест сотрудников, уничтожение тиража. Одним из первых актов Советской власти был подписанный В.И.Лениным Декрет о печати, опубликованный 27 октября 1917 года, буквально на следующий день после революционного переворота. Декрет гласил, что поводами для закрытия органов печати могли быть: «призыв к открытому сопротивлению и неповиновению рабочему и крестьянскому правительству», распространение «сеющих
смуту, клеветнических слухов» и т. п. Подобные поводы легко находились, и в октябре—ноябре 1917 года было закрыто около 60 периодических изданий. Из сотен независимых газет к лету 1918 года осталось только 10. На издание книг, прикрываясь дефицитом бумаги, ввели лицензии, которые выдавались местными советами очень выборочно. Госиздат регистрировал издательства, утверждал издательские планы, распределял бумагу. В дальнейшем он стал требовать на просмотр рукописи до их издания, т. е. взял на себя функцию предварительной
цензуры. В роли цензоров Госиздата выступали Д.Фурманов, В.Брюсов, А.Серафимович. Централизованное удушение печати привело к возникновению самиздата. По словам М.Цветаевой, произошло «преодоление Гутенберга», которое выразилось в том, что поэты стали продавать в книжных лавках «автографированные» книги, т. е. переписанные от руки собственные сочинения. 2.1922—1932 гг. — становление советской цензуры. 6 июня 1922 г. декретом
СНК РСФСР, подписанным А.И.Рыковым, было создано Главное управление по делам литературы и издательств — Главлит. Таким образом было восстановлено цензурное ведомство, ликвидированное в 1905 г. Декрет СНК гласил: 1. С целью объединения всех видов цензуры печатных произведений учреждается Главное управление по делам литературы и издательств при Наркомпросе и его местные отделы при губернских отделах народного образования.
2. На Главлит и его местные органы возлагается: а) предварительный просмотр всех предназначенных к опубликованию произведений, нот, карт и т. д.; б) составление списка произведений, запрещенных к опубликованию. 3. Главлит воспрещал издание и распространение произведений: а) содержащих агитацию против Советской власти; б) разглашающих военные тайны республики; в) возбуждающих общественное мнение; г) возбуждающих национальный и религиозный фанатизм; д) носящих порнографический характер.
4. Освобождаются от цензуры издания Коминтерна, коммунистическая партийная печать, издания Госиздата и Главполитпросвета, научные труды Академии наук (в 1926 г. этот пункт утратил силу). 3. 1933—1955 — годы тотального цензурного террора. В этот период ярко проявилась еще одна органическая черта тоталитаризма: способность добиваться массовой поддержки господствующей власти и успешно насаждать культ
Вождя. Образовалась достаточно большая группа интеллектуалов, возвеличивающих «великого отца и учителя», «гения всех времен и народов» и разжигающих ненависть к «врагам, которые не сдаются». С 1932 г. партия стали принимать меры для организации лояльных режиму деятелей искусства и культуры в творческие союзы, исповедующие доктрину социалистического реализма. Свобода творчества, вырвавшаяся за рамки этой доктрины, как показали примеры многочисленных репрессий,
может быть опасной для художника. Поэтому появилось новое, чуждое классической русской интеллигенции явление — самоцензура. Засекреченный Главлит активно проявлял себя в компаниях библиоцида и организации спецхранов. Главлитом разрабатывались списки литературы, подлежащей изъятию из общедоступных библиотечных фондов. Списки обреченной литературы насчитывали несколько тысяч наименований. В 30-е годы подлежали уничтожению все произведения «врагов народа» —
Бухарина, Пятакова, Рыкова, Троцкого, Зиновьева, Каменева, Тухачевского. Мало того, изымались книги, где имелись написанные ими предисловия или просто уважительное упоминание о них. 4. 1956—1964. Несмотря на некоторое смягчение тоталитарного давления на общество, цензурное ведомство, не уменьшало свою активность. Причем идеологи КПСС и чиновники Главлита иногда оказывались более «партийно выдержанными», чем классики
марксизма-ленинизма, основатели и руководители партии. В собрание сочинениц КМаркса и Ф.Энгельса, подготовленное в это время, не вошли такие «радикальные» сочинения как «История тайной дипломатии XVIII века», речи и статьи о Польше. В полное собрание сочинений В.И.Ленина не попали свидетельские показания В.И.Леинна по делу о провокаторстве Р.В.Малиновского, его многочисленные письма
Зиновьеву, Каменеву, Рыкову, Троцкому и другим «врагам народа». Совершенно парадоксальный казус произошел с докладом Н.С.Хрущева на XX съезде КПСС, посвященном культу личности Сталина. Текст этого доклада сразу стал известен во всем мире, до советского же читателя он дошел только 33 года спустя. 5. 1965—1985 — двадцатилетие «застоя», которое характеризуется новым «похолоданием» духовного
климата в стране. В это время появляются акты открытого протеста, ширится, несмотря на репрессии, диссидентское движение, активизируется самиздат. Самиздат — специфическое коммуникационное явление, которое уместно рассмотреть в настоящем разделе. Слово «самиздат» — советский неологизм, но фактически «самиздатовское» производство всегда сопровождало официально признанное издательское дело. Самиздат [4] — несамостоятельный, а дополнительный коммуникационный канал, служивший для обхода цензурных
барьеров официальной власти. Потребность в подобном «обходном» канале тем выше, чем жестче цензурный гнет. Привлекательность самиздатовских документов не только в обсуждении запрещенных тем и получении официально не распространяемых сведений, но и в непосредственности общения автора и читательской аудитории, без редакторских правок или цензурных изъятий. Правда, при переписывании манускриптов возможны искажения и ошибки, но они имеют частный характер и с ними можно примириться.
Другой, более серьезный дефект самиздата состоит в том. что по рукам ходит множество фальшивок и совершенно бредовых документов, избавиться от которых невозможно [7]. Главными потребителями самиздата были гуманитарная интеллигенция и студенчество, но не только они. Во всех грамотных социальных группах имелся самиздатовский репертуар, соответствующий их культурным и коммуникационным запросам. Есть произведения самиздата, интересующие всех, например, рецепты народной
(восточной) медицины, частная жизнь кинозвезд и политиков, преступный мир и т. п. Хронологической вехой падения тоталитарной цензуры является август 1990 г когда вступил в силу Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». Под средствами массовой информации, — уточняется в Законе, — понимается периодическое издание (газета, журнал, альманах, бюллетень и т. д.), радио теле
видеопрограмма, кинохроника и т. п. Цензура массовой информации, т. е. требование со стороны должностных лиц, государственных органов или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также наложение запрета на распространение сообщений и материалов, — не допускается. Не допускается также создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи которых входит осуществление цензуры. 4. Законодательные и нормативные акты по цензуре и авторскому
праву 1. В 2003 г. был принят законопроект о внесении изменений в некоторые законы по итогам парламентских слушаний «Общество, средства массовой информации, власть: свобода слова и цензура», определяющий понятия «цензура» и «оценочные суждения». Законопроектом предлагается внести изменения в закон об информации, законодательно определяющие понятия «цензура» и «оценочные суждения». Под цензурой подразумевается контроль за содержанием и давление на средства массовой информации или
журналистов со стороны органов государственной власти или местного самоуправления с целью распространения или не распространения определенной информации. При этом цензура признается формой препятствования законной профессиональной деятельности журналиста и влечет за собой уголовную ответственность. Оценочными суждениями являются высказывания, не содержащие фактических данных, а также высказывания, которые не могут быть растолкованы как содержащие фактические данные с учетом языковых средств.
Оценочные суждения не подлежат опровержению. Согласно законопроекту, органы государственной власти и местного самоуправления не могут подавать иски о защите чести, достоинства и деловой репутации. Законопроект предлагает дополнить кодекс об административных правонарушениях нормой, в соответствии с которой устанавливается административная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении информации, несвоевременном и неполном предоставлении информации или предоставления информации, которая не соответствует
действительности. Законопроект вносит изменения в декрет Кабинета министров «О государственном сборе», согласно которым размер сбора с исковых заявлений о возмещении морального ущерба устанавливается пропорционально исковым требованиям: с исковых заявлений с ценой до 100 необлагаемых налогом минимумов граждан — 1% цены иска, от 10 до 10 тыс. — 5%, более 10 тыс. — 10%. 2. Новый закон “О средствах массовой информации” готов на 80%.
Об этом заявил первый заместитель министра культуры и массовых коммуникаций Леонид Надиров, выступая на заседании комиссии по информации Совета Федерации. Хотя до окончания работы еще довольно далеко и версий нового закона о СМИ множество, не исключено, что в обозримом будущем закон все-таки примут. Нынешний вариант закона о СМИ разрабатывался Индустриальным комитетом совместно с
Минпечати России с начала 2003 года. Член Индустриального комитета, вице-президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Елена Злотникова неоднократно заявляла, что новый проект достоин доверия (“Этот законопроект о СМИ исключительно прогрессивный”) и никакого отказа от норм действующего закона новый вариант не содержит. “В новом проекте все, что касается гарантий свобод журналистов, цензуры и свободы слова, тронуто не было”
, а изменениям подвергнуты только главы об организации деятельности и распространении СМИ. Последний вариант законопроекта Министерства культуры состоит из четырех частей. В первый блок статей входят общие положения, включая свободу массовой информации и недопустимость цензуры. Правда, относительно самого понятия цензуры авторы законопроекта пока не определились. С одной стороны, игнорировать норму Конституции о недопустимости цензуры со стороны государства нельзя.
С другой стороны, по мнению законодателей, цензура в СМИ может исходить и от владельца издания или телеканала. Полномочный представитель президента России в Совете Федерации Александр Котенков предложил ввести нормативную цензуру: “Мы должны предусмотреть в законе цензуру не ведомственную, а нормативную.
Мы должны четко указать, что нельзя публиковать в СМИ. Тогда цензуру будет осуществлять не какое-то ведомство, а граждане и суд”. Так он выразил не свое личное мнение, “а консолидированное мнение администрации президента”, которая также считает, что, безусловно, усиление независимости СМИ необходимо, но эта независимость “не должна ущемлять интересы государства”.
3. Авторское право Статья 5. Сфера действия авторского права [1] 1. В соответствии с настоящим Законом авторское право распространяется: 1) на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников; 2) на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме
за пределами Российской Федерации, и признается за авторами – гражданами Российской Федерации и их правопреемниками; 3) на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) – гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской
Федерации. 2. Произведение также считается опубликованным в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации. Статья 6. Объект авторского права. Общие положения 1. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства,
являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. 2. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее); устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее); эвуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее); изображения
(рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино теле видео-или фотокадр и так далее); объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее); в других формах. 3. Часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет требованиям пункта 1 настоящей статьи и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права. 4. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы,
открытия, факты. 5. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона. Статья 9. Возникновение авторского права. Презумпция авторства 1.
Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:
латинской буквы “С” в окружности: ©; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения. 2. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. 3. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением, случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении,
при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. Заключение Все роды коммуникации страдают неустранимыми коммуникационными барьерами технического, психологического и социального характера.
Эти барьеры можно разделить на шумы, имеющие естественное происхождение, и специально создаваемые помехи, например, цензура. С шумами приходится мириться, с помехами нужно бороться. Исходя из поставленной цели, в ходе исследования были решены поставленные задачи: Исследование показало, что отношения, связанные с печатью, входили в рассматриваемый период в систему обеспечения государством общественной безопасности, обозначались термином «полиция печати»;
Общая направленность правового регулирования печатного слова обусловлена представлением власти о ее задачах по отношению к обществу. Процесс изготовления и распространения печатной продукции находился под постоянным контролем государства, поэтому установление цензуры печати стало основным способом воздействия государства на эту область общественных отношений. Цензура выражалась в разнообразных видах и формах.
Это, в первую очередь, подразделение ее в законодательном порядке на внутреннюю и иностранную. Внутренняя цензура подразделялась на общую и специальную, к которой следует отнести духовную, военную, ведомственную; Изучена история возникновения цензуры. На протяжении периода XVIII – начала XX века цензурная политика и законодательство были весьма противоречивыми, периоды усиленного политического контроля и цензурного террора сменялись периодами временного ослабления
цензурных тисков. Вместе с тем прослеживается тенденция профессионализации (участие в работе цензурных комитетов известных литераторов) и дифференциации цензуры (духовная, иностранная, театральная и другие виды цензуры), ее легитимность. Хронологические рамки исследования цензуры в России, начало XVIII – начало XX века, предопределены особенностями правового, общественно-политического, культурного развития России, обусловившими формирование института цензуры.
Нижняя граница – начало XVIII века. Сложившийся в это время абсолютизм способствует формированию цензуры как инструмента государственной политики в сфере управления обществом. Верхняя граница исследования – 1917 год (абсолютная монархия), когда изменилась форма правления. Цельность периода определяется существованием абсолютизма, который повлиял на специфику политико-правового регулирования цензурных отношений, когда главным в цензурной политике становился не закон, а настроение
царя, его высказывания, его личное мнение. Поскольку в условиях советского государства цензура перестала быть явной и формально декларировалась свобода слова при одновременном создании мощной системы тайной цензуры, то изучение истории цензуры как государственного института долгие годы находилось вне внимания советских естественных наук, также не изучалось и законодательство о цензуре печати. Этим объясняется, что в советское время появилось всего лишь несколько специальных работ, посвященных
дореволюционной цензуре, в частности монографии Е.Ф. Грекулова, М.Л. Лурье, статьи Л.И. Полянской. Несмотря на их несомненную ценность, эти исследования нельзя рассматривать как продолжение традиции, дореволюционной историографии по истории цензуры в Российском государстве, представленной авторами XIX – начала XX веков. На современном этапе развития общественных наук интерес к цензуре возрос.
Как правило, данный объект исследования в результате своей многогранности изучается представителями исторической, социологической и филологической наук; Изучены некоторые нормативные документы и законы. Статья 3 Закона РФ «О средствах массовой информации» содержит норму, согласно которой цензура не допускается. Для более четкого понимания того, что запрещено, предлагается дополнить статью 3 указанием на то, что
цензура есть не что иное, как обязательное для редакции СМИ требование предварительно согласовывать сообщения и материалы, а это ограничивает право средств массовой информации свободно собирать и распространять сведения, и является незаконным вмешательством органов государственной и муниципальной власти в содержание публикуемых или передаваемых сообщений. Список литературы 1. Авторское и патентное право:
Нормативная база. Образцы документов: [Текст]. – М.: Приор, 1999. –C.31-34 2. Большой Российский энциклопедический словарь. – М.: БРЭ, 2003. – 1888 с.:ил. 3. Блюм, А.В. Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929-1953. / А.В. Блюм. – Спб.: Академический проект, 2000. – 312 с. 4. Голлербах, Е. Самиздат на марше //
Радуга № 4 1991. С. 88—93; 5. Радищев, А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву М Л 1961 с. 103-105; 108-109. 6. Рейсер, С. А. Хрестоматия по русской библиографии с XI в. по 1917 г М 1956 с. 7. 7. Советский самиздат // Диалог № 3. – 1990 С. 99—101. 8. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации /
А.В. Соколов СПб.: Изд-во Михайлова В. А 2002 . – 232 с.