Аудит достоверности финансового состояния (на примере СПК "Мирный" Приволжского района Самарской области)

Министерствосельского хозяйства РФ
Ульяновскаягосударственная сельскохозяйственная академия
Кафедрабухгалтерского учёта и
аудита
Курсоваяработа
Натему:
«АУДИТДОСТОВЕРНОСТИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ»
(напримере СПК «Мирный» Приволжского района Самарской области)
УЛЬЯНОВСК2006

Содержание
 
Введение
Глава 1 Экономическаясущность и задачи аудита
Глава 2 Организацияконтрольной работы в СПК «Мирный»
2.1 Внешний контроль
2.2 Внутренний контроль
Глава 3 Аудитдостоверности бухгалтерской отчётности
3.1 Перечень нормативныхдокументов
3.2 Методика составлениябухгалтерского баланса
3.3 Методические приёмы испособы сбора аудиторских доказательств при проверке бухгалтерской отчётности
3.4 Порядок оформлениярабочих документов аудитора
Заключение
Список используемойлитературы
Приложения

Введение
Тема данной курсовой работы – аудит достоверности бухгалтерскойотчётности. Необходимо отметить, что переход всего народного хозяйства страны крыночной экономике, ускоренное развитие предпринимательства, возникновениеновых организационно-правовых форм организаций (акционерных обществ, обществ сразличной ответственностью, производственные кооперативы и др.) и многообразиеформ собственности коренным образом повлияли на механизм системы экономическогоконтроля в РФ.
Цель курсовой работы сформировать целостное, системноепредставление о механизме аудита достоверности бухгалтерской отчётности.
В этой связи задачами выполнения курсовой работы являются:
ü расширениеи углубление теоретических знаний по аудиту;
ü ознакомлениес методическими приёмами и способами сбора аудиторских доказательств припроверке бухгалтерской отчётности;
ü ознакомлениес порядком оформления рабочих документов аудитора
ü овладетьнавыками самостоятельного творческого использования творческих знаний впрактической деятельности аудитора;
ü получениеприкладных знаний в области приёмов и методов аудита в современных условиях;
Знание экономической сущности аудита, его места и роли вэкономических процессах, позволяет активно и умело влиять на развитие исовершенствование.
Поэтому раскрытие поставленной темы курсовой работы лично для меняимеет теоретическую и практическую значимость. При написании курсовой работы,использовались учебники по дисциплине аудита, бухгалтерского учёта, анализуфинансовой отчётности и др.

Глава1 Экономическая сущность и задачи аудита
Сущность аудита и аудита и аудиторской деятельности определена какМеждународным стандартом аудита МСА 200, так и российским Федеральнымстандартом аудиторской деятельности № 1 «цель и основные принципы аудита бухгалтерскойотчётности».
Существует множество определений аудита – одни из них закреплены вофициальных нормативных документах, как международных, так и национальных,другие даются специалистами в области аудита.
На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночнойинфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующимиобстоятельствами:
· Бухгалтерскаяотчётность используется для принятия решений заинтересованными в нейпользователями, в том числе руководством, участниками и собственникамиимущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами,работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;
· Бухгалтерскаяотчётность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности примененияоценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактовхозяйственной жизни;
· Степеньдостоверности бухгалтерской отчётности, как правило, не может бытьсамостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-зазатруднённости доступа к учётной и прочей информации, а также многочисленностии сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчётностиэкономических субъектов.
Согласно Закону об аудиторской деятельности и изменениям к немуаудитором признаётся физическое лицо, соответствующее следующим требованиям:
1) наличие квалифицированного аттестата аудитора;
2) безупречная деловая репутация, подтверждённая рекомендациями неменее трёх аудиторов, включённых в Единый реестр аудиторов и аудиторскихорганизаций не позднее трёх лет до дачи рекомендаций;
3) отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступленияв сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особотяжкие преступления.
Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в аудиторскойорганизации на основании трудового договора либо самостоятельно – в качествепредпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридическоголица ( индивидуального аудитора).
Аудитор должен состоять в одном из саморегулируемых аудиторскихобъединений и быть включённым в Единый реестр аудиторов и аудиторскихорганизаций.
Аудиторской организацией признаётся коммерческая организация,созданная для проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг приусловии её соответствия помимо этого следующим требованиям:
1) создание в любой организационно-правовой форме, кроме открытогоакционерного общества, государственного или муниципального унитарногопредприятия;
2) наличие в штате не менее пяти аттестованных аудиторов;
3) не менее 50% членов исполнительного органа коммерческойорганизации должны быть аудиторами.
Коммерческая организация приобретает право проводить аудит иоказывать сопутствующие аудиту услуги, связанные с выражением в установленнойформе независимого мнения об информации организаций, с даты внесения сведений окоммерческой организации в Единый реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, чтопоследняя предусматривает и различные аудиторские услуги. В последняя времяглавное внимание уделяется повышению эффективности системы управленияпредприятием, и прежде всего системы внутреннего контроля. Системный подходподготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, то естьаудиторские структуры начали больше заниматься консультационной деятельностью,чем непосредственно аудитом.
Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскуюдеятельность по проведению собственно аудита и оказанию сопутствующих емууслуг.
Сопутствующие аудиту работы и услуги – предпринимательскаядеятельность аудиторов или аудиторских организаций, включающая следующиеосновные направления: бухгалтерские услуги; услуги по проведению проверок иэкспертиз, не являющихся собственно аудитом; консультационные услуги; обучениеи прочие услуги аудиторского профиля. Все эти виды деятельности требуют отисполнителя компетенции в областях собственно аудита, бухгалтерского учёта,контроля и анализа хозяйственной деятельности, финансов и экономики в целом,налогообложения, хозяйственного права.
Аудит – это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки вравной степени можно считать средством достижения коммерческого успеха,поскольку «добавочная стоимость» консультаций, осуществляемых специалистами поведению бизнеса, и их советов в конечном счёте способствуют экономическомууспеху клиента.
В ходе аудиторской проверки финансовых отчётов устанавливаютсяточность отражения в них финансового положения и результатов деятельностипредприятия; соответствие ведения бухгалтерского учёта установленнымтребованиям, критериям; соблюдение проверяемым предприятием действующегозаконодательства.
Цель аудита определена как Международным стандартом аудита МСА200, так и российским Федеральным стандартом аудиторской деятельности № 1 «цельи основные принципы аудита бухгалтерской отчётности».
Цель аудиторской деятельности – конкретная задача, на решениекоторой направлена деятельность аудитора, системой нормативного регулированияаудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.
Главная цель аудита – определение достоверности и правдивостифинансовой отчётности предприятия, а также контроль за соблюдением ею законов инорм хозяйственного права и законодательства.
Аудитор не даёт оценку соблюдения интересов собственников(акционеров, участников) и эффективности отдельных операций аудируемого лица.Такую оценку он может дать в качестве услуги, сопутствующей аудиту.
Под достоверностью понимается степень точности данныхбухгалтерской отчётности, которая позволяет пользователю этой отчётности наосновании её данных делать правильные выводы о результатах хозяйственнойдеятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и приниматьбазирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, чторассматриваемая в целом бухгалтерская отчётность не содержит существенныхискажений. Понятие разумной уверенности – это общий подход, относящийся кпроцессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных длятого, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений вбухгалтерской отчётности, рассматриваемой как единое целое. Данное понятиеприменяется ко всему процессу аудита.
Основная цель аудита может дополняться обусловленными договорами склиентом выявлением резервов лучшего использования финансовых ресурсов,анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшениюфинансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатовдеятельности, доходов и расходов.
Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитордолжен решать ряд задач и составить мнение по следующим вопросам:
· Общаяприемлемость отчётности: соответствует ли отчётность в целом всем требованиям,предъявленным к ней, и не содержит ли противоречивой информации;
· Обоснованность:существуют ли основания для включения в отчётность указанных там сумм;
· Законченность:включены ли в отчётность все надлежащие суммы; в частности, все ли активы ипассивы принадлежат предприятию;
· Оценка:все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны;
· Классификация:есть ли основания относить сумму на тот счёт, на который она записана;
· Разделение:отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса илинепосредственно после неё, к тому периоду, в котором были произведены;
· Аккуратность:соответствуют ли суммы операций данным, приведённым в книгах и журналаханалитического учёта, правильно ли они просуммированы, соответствуют лиитоговые суммы данным, приведённым в Главной книге;
· Раскрытие:всели статьи занесены в финансовую отчётность и правильно ли отражены в отчётахи приложениях к ним.
Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решаюттакже ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:
1) проверка ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности,законности хозяйственных операций;
2) помощь в организации бухгалтерского учёта;
3) помощь в восстановлении и ведении учёта, составлениибухгалтерской отчётности;
4) помощь в налоговом планировании и расчёте налогов;
5) консультирование по отдельным вопросам ведения учёта исоставления отчётности;
6) экспертные оценки и анализ результатов хозяйственнойдеятельности;
7) консультирование по широкому кругу финансовых и правовыхвопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическоеконсультирование и др.;
8) разработка учредительных документов и др.;
9) предоставление информации о будущих партнёрах;
10) информационное обслуживание клиентов;
Осуществляя проверку, независимые аудиторы выполняют две основныефункции: функцию высококлассного сборщика и оценщика свидетельств для отраженияполноты, истинности и арифметической точности представленной в финансовомотчёте информации и проверку соответствия расшифровок и оценок в финансовомотчёте общепринятым принципам учёта.
Данные функции не являются исчерпывающими, поскольку аудиторывыполняют также консультационную, информационную и другие функции.
Итак, на основании первой главы можно сделать небольшой вывод:аудитом называется систематический процесс объективного сбора и оценки свидетельствоб экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствияэтих учреждений установленным критериям и представление результатов проверкизаинтересованным пользователям.

Глава2 Организация контрольной работы в СПК «Мирный»
2.1Внешний контроль
Осуществить возложенные на экономический контроль задачи позволяеттакая его организация, при которой в наиболее полной мере учитываются всеосновные принципы его построения. Важное значение при этом имеет правильноеопределение таких основных понятий экономического контроля, как его виды иформы, которые обусловлены соответственно организационным и методологическимклассификационными подходами.
При этом основу организационного признака составляют органыэкономического контроля, означающие определённые коллективы людей, образованныеспециально либо уполномоченные для выполнения контрольных функций ссоответствующим арсеналом средств, и выступающие как субъекты экономическогоконтроля.
Органы экономического контроля составляют его организационнуюструктуру и представлены как соответствующими службами в системе органовгосударственной власти, так и независимыми организационными формированиями врамках гражданского законодательства, а также внутренними контрольными службамихозяйствующих субъектов.
Виды экономического контроля различают в зависимости от егосубъектов и совокупности его контрольных органов, различающихся кругом действийи особенностями формирования. По этому признаку выделяют следующие видыэкономического контроля: внешний и внутренний.
К внешнему контролю относятся: государственный контроль,аудиторский и общественный.
Государственный контроль представлен специальными органамигосударственного аппарата, компетенция которых распространяется на проверкусоответствующих вопросов во всех отраслях национальной экономики. В ходеосуществляемых в стране социально-политических и экономических преобразованийгосударственный контроль претерпел кардинальные изменения- от господствующегоположения в дореформенном периоде обычной практики, принятой в условияхрыночной экономики исходя из особенностей её государственного регулирования насовременном этапе.
Разновидностями государственного контроля выступают ведомственныйи вневедомственный контроль. Первый из них представлен контрольными органамиведомств соответствующих отраслей экономики и сфер деятельности, рамкамикоторых ограничивается его практическое осуществление. Ведомственный контрольявляется функцией каждого министерства, комитета или другого отраслевого(функционального) ведомства и направлен на систематическую проверкухозяйственной деятельности организаций и учреждений, входящих в систему тогоили иного ведомства. В отличие от органов государственного вневедомственногоконтроля, полномочия которых распространяются на все отрасли экономики,компетенция органов ведомственного контроля ограничивается системой толькоданного ведомства и может выходить при необходимости за его пределы лишь повзаимосвязанным операциям с согласия заинтересованного ведомства.
Вместе с тем эти разновидности государственного контроля непротивопоставляются друг другу, а, напротив, один вид контроля дополняетсядругим. Система одновременного функционирования государственноговневедомственного и ведомственного контроля предполагает наиболее эффективноевоздействие экономического контроля на процессы экономического производства,поскольку при этом полнее учитываются интересы развития как отдельных ведомств,так и всей национальной экономики.
В СПК «Мирный» систематически проводятся налоговые проверки(приложение 1), которые также относятся к государственному контролю. Задачейтаких проверок является установление правильности начисления и уплаты налоговпредприятием. В случае неправильного начисления и несвоевременной уплатысоответствующих налогов на предприятие налагаются различные штрафы и пени.
Аудиторский контроль характерен для рыночной экономики,представляя собой независимую проверку состояния бухгалтерского учёта идостоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности. Аудиторский контрольневольно вторгается во все смежные вопросы финансово-хозяйственной деятельностихозяйствующих субъектов, благодаря чему он правомерно рассматривается какотдельный вид экономического контроля.
Внешний аудит, осуществляется, наряду с иными формами финансовогоконтроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществляемого всоответствии с законодательством РФ, специально уполномоченными на тогосударственными органами.
При этом внешний аудит направлен:
· Напроверку и подтверждение достоверности показателей бухгалтерских отчётов иликонстатацию их недостоверности;
· Наконтроль за соблюдением законодательства и нормативных документов, регулирующихправила ведения учёта и составления отчётности, методологию оценки активов,обязательств и собственного капитала;
· Напроверку полноты, достоверности и точности отражения в учёте и отчётностизатрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации запроверяемый период;
· Навыявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотныхсредств, финансовых резервов и заёмных ресурсов.
В анализируемом хозяйстве проводилась инициативная аудиторскаяпроверка за период с 01 января по 31 декабря 2004 года включительно (приложение2).
Общественный контроль осуществляется контрольными органамиобщественной самодеятельности и представляет собой самый массовый видэкономического контроля. В условиях становления рыночных отношений общественныйконтроль не постулируется государством, а развивается самостоятельно в тойестественной среде, которая создаётся в рамках функционированиядемократического и правового государства. Он представлен прежде всего вдеятельности трудовых коллективов, наделённых трудовым законодательствомопределёнными правами и гарантиями, которые обязаны соблюдать работодатели. Широкиевозможности по осуществлению общественного контроля открывают конституционныеправа граждан на получение и распространение информации любым законнымспособом, что наиболее полно проявляется в деятельности массовой информации. Вреальную общественную силу превращаются профессиональные союзы и политическиепартии, активно использующие контрольную функцию для защиты интересов своихчленов.
2.2Внутренний контроль
 
В условиях рынка при приватизации организаций и,следовательно, повышения их самостоятельности в производственно-хозяйственной ифинансовой деятельности резко изменились функции вышестоящих органов —практически прекращено их вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельностьэкономических субъектов.
С появлением многообразных форм собственности иорганизационно-правовых форм экономических субъектов, с одной стороны,созревают условия для конкуренции между экономическими субъектами, чтоспособствует в конечном итоге росту производства продукции и ее качества, а сдругой стороны -увеличивается предпринимательский риск у этих организаций.
Предпринимательский риск связан с многимифакторами: величиной производственного потенциала; состоянием технологии икачества производства продукции; уровнем производственных затрат ипроизводительности труда; спросом и предложением на рынке на произведеннуюпродукцию; финансовым состоянием организации; характером налоговой политикистраны и др.
Собственники, акционеры, руководители испециалисты экономических субъектов заинтересованы в повышении уровнярентабельности производства продукции (работ, услуг) и эффективностифункционирования всех видов деятельности организаций. Это требуетсовершенствования не только технологических процессов производства, но и всехфункций системы управления экономическим субъектом предпринимательства и егосегментами.
Собственники, акционеры организаций заинтересованы также всохранении и приумножении своего капитала в данном экономическом субъекте сцелью получения максимума прибыли и начисления им максимума дивидендов. Органыже государственного налогового контроля стремятся как можно большие направитьсуммы налогов, сборов и платежей в бюджет, в государственные внебюджетныефонды. Поэтому зачастую между органами государственного контроля и руководствомэкономических субъектов возникают споры по взысканию финансовых санкций занарушение налогового законодательства. Каждая сторона произвольно, в своихинтересах толкует положения нормативных и законодательных актов по налогам. Этосвязано с усложнением налогового законодательства и в какой-то мере -бухгалтерскогоучета.
Отсюда следует, что для успешногофункционирования всех видов деятельности организации, повышения уровняпроизводства продукции и снижения ее себестоимости, совершенствованияхозяйственного механизма и механизма управления всеми звеньями деятельностинеобходимы повседневный внутрихозяйственный контроль и экспертиза отдельныхпроцессов.
В современных условиях возникает необходимостьповседневного контроля за рациональным расходованием по назначениюматериально-денежных средств, выполнением обязательств перед государством поналогам и другим платежам, перед поставщиками и подрядчиками, за своевременнымпогашением дебиторских задолженностей организации и т.д., а также заправильностью организации и ведения бухгалтерского учета.
Чтобы квалифицированно провести ту или инуюпроверку, необходима специальная служба внутреннего аудита, работники которойдолжны хорошо знать специфику организации, ее организационно-экономическуюструктуру и структуру управления, объекты контроля, круг вопросов, которые должныбыть раскрыты при проверках, владеть техникой и методикой проведения проверок,хорошо знать законодательные и нормативные акты, уметь обобщать материалыпроверок, определять пути устранения и предупреждения недостатков и потерь,резервы повышения эффективности всех видов деятельности организации и т.д.
Служба внутреннего аудита может быть создана ввиде отдела внутреннего аудита. Данная служба должна являться самостоятельнымподразделением аппарата управления и подчиняться только руководителю организации.
На должность руководителя службы и ведущихспециалистов целесообразно назначать высококвалифицированных специалистов свысшим экономическим образованием, опытом бухгалтерской и экономической работы,отсутствием судимости, имеющих аттестат аудитора (бухгалтера), т.е. прошедшихаттестацию, согласно установленным требованиям, на квалификациюпрофессионального аудитора или профессионального бухгалтера — эксперта,финансового менеджера (консультанта).
В составе службы внутреннего аудита могутработать также высококвалифицированные специалисты по технологическим профилямдля осуществления контроля за производственно-технологическими процессами.
Внедрение внутреннего аудита существенно меняетсодержание работы руководителей структурных подразделений и специалистов пообеспечению имущественных интересов организации и вызывает необходимостьвнесения изменений в должностные инструкции всех служб управления по оформлениюхозяйственных операций, составлению первичных документов и аналитическихрегистров, обеспечению надлежащего контроля за выполнением технологическихпроцессов и других операций.
Поэтому актуальной организационной задачейявляется пересмотр должностных инструкций всех служб и разработка должностныхинструкций для работников службы внутреннего аудита, в которых необходимопредусмотреть общие положения, конкретные должностные обязанности, права иответственность каждого работника службы внутреннего аудита.
Руководитель службы внутреннего аудитаназначается и освобождается от занимаемой должности руководителем организации вобщеустановленном порядке (согласно должностным инструкциям).
В практической работе служба внутреннего аудитадолжна руководствоваться законами Российской Федерации, постановлениямиПравительства Российской Федерации, указаниями и приказами Министерствафинансов, Государственной налоговой инспекции, Государственного комитета постатистике РФ, правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а такжеучредительными документами, приказами и распоряжениями руководителяорганизации, должностными инструкциями.
Руководитель организации должен создатьнеобходимые условия для работы аудиторской службы: обеспечить помещением,транспортом, выделить специалистов (по мере необходимости) и т.д.
Аудиторская служба не должна вмешиваться воперативную, распорядительную и производственную деятельность должностных лицорганизации. Штат и структура службы зависят от особенностейпроизводственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации, объема,сложности и условий выполняемых ею работ.
Численность и оплата труда работников службывнутреннего аудита могут быть предусмотрены в штатном расписании. Руководительи работники службы должны выполнять обязанности, возложенные на нихдолжностными инструкциями. При этом они должны соблюдать этические принципы аудиторскойдеятельности и осуществлять проверки в соответствии с требованиями правил(стандартов) аудита.
Деятельность службы внутреннего аудита должнаосуществляться в соответствии с планом внутреннего аудита, разработаннымруководителем службы и утвержденным руководителем организации. Выполнениеконкретной работы по контролю того и т иного объекта осуществляется внутреннейаудиторской группой или аудитором в соответствии с программой внутреннего аудита.
Контрольная внутрихозяйственная служба должнаиметь следующие права:
1. Проверять бухгалтерские регистры и первичныедокументы, наличие денег, ценностей и ценных бумаг в кассе, исследовать сметы,планы и другие документы финансово-хозяйственной деятельности.
2. Знакомится с приказами, распоряжениями руководителя,решениями собрания учредителей, акционеров, правлении и должностных лиц, ужезаключенными и проектами (незаключенных) договоров с организациями и другимидокументами.
3. Обследовать объекты строительства, территорию,склады, мастерские и другие производственные, хозяйственные и служебныепомещения, места хранения готовой продукции, оборудования и др.
4. Проверять наличие, состояние и сохранностьимущества, товарно-материальных ценностей у материалъноответственных лиц.
5. Требовать проведения или проводить лично сучастием привлеченных к этому работников организации полную или частичнуюинвентаризацию имущества и обязательств организации; в необходимых случаяхопечатывать сейфы, кассы, склады, кладовые, архивы и другие места хранениясредств.
6. Наблюдать за правильностью отраженияхозяйственных операций в бухгалтерском учете, проверять правильность начисленияналогов, сборов и платежей, а также своевременность их уплаты в бюджет ивнебюджетные фонды.
7. Проверять достоверность показателейбухгалтерской и статистической отчетности, правильность составления расчетов поналогам и обязательным платежам.
8. Требовать от руководителей структурныхподразделений, специалистов организации необходимые для аудиторской проверки-документы, справки, расчеты, заверенные копии документов для приложения их какту или заключению, устные и письменные объяснения по вопросам, возникающим входе проверки.
9. Проводить экспертизу эффективности системыуправления сегментами и анализ производственно-хозяйственной деятельности,финансового состояния, платежеспособности и ликвидности организации.
10. Подготавливать организацию к внешнему аудитуи налоговому контролю. Представлять имущественные интересы организации прихозяйственных спорах на суде и в арбитражном суде.
Служба внутреннего аудита должна нестиответственность за:
1. Обоснованность и своевременность представлениязаключений о состоянии бухгалтерского учета и отчетности, соответствииучредительных документов, внутрихозяйственных регламентов действующемузаконодательству и правовому статусу организации, а также заключений одостигнутом уровне и факторах эффективности производственно-хозяйственной ифинансовой деятельности.
2. Обоснованность представленных предложений поулучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета, материальнойответственности должностных лиц, программ развития видов деятельности, проектовоптимизации производственных затрат, налогооблагаемых баз, распределенияприбыли, создания и использования средств фондов и другим вопросам.
3. Правильность консультаций, оказанныхучредителям, руководителям подразделений, специалистам и работникам аппаратауправления по вопросам организации производства, системы управления, ведениябухгалтерского учета, методам анализа хозяйственно-финансовой деятельности,правовым и другим вопросам.
Только комплексный подход и учет перечисленныхвыше и других условий (вопросов) может обеспечить создание целостной иэффективной системы внутрихозяйственного контроля в организации.
В СПК «Мирный» описанной выше внутренней службы не предусмотрено,так как затраты по её содержанию влияют на финансовые результатыхозяйствования. В данном хозяйстве внутрихозяйственный контроль возложен наревизионную комиссию на общественных началах. Данная комиссия осуществляетразличные ревизии в хозяйстве: ревизию кассы, материалов на складах, скота наферме и т.п. (приложение 3).

Глава3 Аудит достоверности бухгалтерской отчётности
 
3.1Перечень нормативных документов
 
Организация и методика аудиторской деятельности в Россииформируются на основе опыта, сложившегося в мировой практике. Отсутствиечёткого правового регулирования аудиторской деятельности отожествляет её вобщественном сознании с ведомственными видами контроля финансово-хозяйственнойдеятельности, усложняет становление рыночных отношений в стране. Государственноерегулирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти,обладающими сетью региональных отделений и рабочим аппаратом.
В соответствии с принятой концепцией регулирования аудита в Россиипостроена трёхуровневая система его регламентации.
Верхним уровнем является Федеральный Закон «Об аудиторскойдеятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ.
Закон «Об аудиторской деятельности» относится к основнымзаконодательным актам, регламентирующим хозяйственное право в России. Это законпрямого действия, определяющий, в частности, место аудита вфинансово-хозяйственной деятельности как её необходимого и равноправногоэлемента.
Второй уровень системы нормативного регулирования представленправилами (стандартами) аудиторской деятельности:
· Федеральные– обязательные для всех участников аудиторской деятельности;
· Стандарты,принятые саморегулируемыми аудиторскими объединениями и являющиесяобязательными для их членов.
Основное назначение документов этого уровня состоит в установлениинорм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектамифинансово-хозяйственной деятельности, и прежде всего арбитражём.
Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанностиаудиторов и организаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно;стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм,организаций, налоговых и других служб, проверяющих законность деятельностиорганизаций, а также учитываться в арбитражном процессе.
Перечень необходимых правил (стандартов) в России определён всоответствии с рекомендациями Комитета международной практики Международнойфедерации бухгалтеров. Все стандарты (правила) аудита подразделяются на тригруппы:
1) общие правила (стандарты);
2) правила (стандарты) проведения аудиторской проверки;
3) правила (стандарты) составления отчёта.
Структура всех стандартов включает: общие положения; основныепонятия; сущность стандарта; практические приложения.
Использование в аудиторской деятельности стандартов (правил)позволяет повысить качество аудиторских проверок. Они содержат основныепринципы проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения.С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимые масштаб и глубинуаудиторской проверки, так и её целесообразную методику. Стандарты аудитаопределяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество результатоваудиторской проверки.
Документы третьего уровня, регулирующие аудиторскую деятельность,носят вспомогательный характер, и основная их цель – помощь в технической реализациитребований правил (стандартов), в разработке прогрессивных приёмов ирациональных способов организации аудиторской деятельности.

3.2Методика составления бухгалтерского баланса
Имущество организации и её обязательства непрерывно участвуют всфере производства. Чтобы определить величину всего имущества и обязательств,дать им экономическую оценку за отчётный период, а также оперативно руководитьорганизацией, управлять финансово-хозяйственной деятельностью, необходиморасполагать обобщёнными данными о её имуществе и обязательствах. Такоеобобщение достигается в процессе составления бухгалтерского баланса.
Следовательно, бухгалтерский баланс, являясь источникоминформации, представляет собой способ экономической группировки и обобщенияимущества организации по составу и размещению, а также по источникам егоформирования (собственные и заёмные обязательства), выраженным в денежнойоценке и составленным на определённую дату.
По своему строению баланс представляет собой двухстороннюютаблицу. Левая часть, в которой отражается предметный состав, размещение ииспользование имущества организации, называется активом баланса. Вбухгалтерском балансе актив признаётся тогда, когда в будущем вероятнополучение организацией экономических выгод от этого актива и когда их стоимостьможет быть измерена с достаточной степенью надёжности. Правая часть называетсяпассивом баланса и показывает величину средств, вложенных в хозяйственнуюдеятельность организации, форму его участия в создании имущества. Обязательствапризнаются в бухгалтерском балансе тогда, когда в результате исполнениясоответствующего требования существует вероятность оттока хозяйственныхсредств, способного принести организации экономические выгоды, и когда величинаэтих выгод может быть измерена с достаточной степенью надёжности.
Итоги актива и пассива должны быть абсолютно равны, так как обечасти баланса показывают одно и тоже имущество, но сгруппированное по разнымпризнакам: в активе – по вещественному составу и их функциональной роли; впассиве – по источникам образования имущества, то есть от кого и сколькополучено средств: от учредителей, от своего организации в виде капитала иприбыли, из бюджета, от поставщиков и т. д.
При составлении баланса следует исходить из требования:
ü Правдивостибаланса – все показатели должны быть подтверждены соответствующими документами,записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчётами и инвентаризацией;
ü Реальностибаланса – оценка его статей соответствует действительности;
ü Единствабаланса – построение баланса осуществляется на единых принципах учёта и оценки;
ü Преемственностибаланса – каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего;
ü Ясностибаланса – баланс должен быть представлен в форме, доступной для пониманиявнутренним и внешним пользователям информации.
Согласно законодательным документам, все организации,осуществляющие предпринимательскую деятельность и являющиеся юридическимилицами, независимо от форм собственности, составляют бухгалтерский баланс поединой форме. Статьи баланса заполняются на основании данных Главной книги. Рядстатей баланса составляется с привлечением данных аналитического учёта(ведомостей, журналов-ордеров или иных аналогичных по назначению регистров).Счета, отражающие состояние расчётов, показывается в балансе в развёрнутомвиде: дебетовое сальдо по субсчетам представлено в активе, а кредитовое – впассиве. Все статьи баланса отражаются на начало и на конец отчётного периода.

3.3Методические приёмы и способы сбора аудиторских доказательств при проверке бухгалтерскойотчётности
 
В ходе проведения проверки аудитор должен получить достаточныедоказательства для составления объективного и обоснованного аудиторскогозаключения о проверяемых бухгалтерских (финансовых) отчётах.
Аудиторские доказательства – это информация, собранная аудитором входе проверки, и выводы, которые служат для обоснования выражения им своегомнения о достоверности бухгалтерской отчётности.
Аудиторские доказательства нужны не только аудиторам, проводящимпроверки, но и, прежде всего, основным пользователям информации – администрацииорганизации.
Наиболее очевидные ошибки бухгалтера – арифметические. Это могутбыть неверные подсчёты или описки. Такие ошибки скорее случайные, а несистематические, если, конечно, бухгалтер грамотный. Минимизировать вероятностьтаких ошибок могут надёжные системы бухгалтерского учёта и внутреннего контроля(система двойной записи, сверки числовых показателей между подразделениямибухгалтерии и в расчётах со сторонними организациями и т. п.).
Выделяют следующие способы получения аудиторских доказательств:
1) Проверка арифметических расчётов экономического субъекта –проверка арифметической точности источников документов и бухгалтерских записейи выполнение независимых подсчётов.
Аудитор должен сам перепроверять вычисления бухгалтера навыборочной основе. Очевидно, что объём выборки никоим образом не связаннапрямую с правильностью арифметических расчётов клиента, но зависит от уровняриска. Таким образом, чем меньше доверие аудитор испытывает к системамбухгалтерского учёта и внутреннего контроля клиента и чем большую выборкуанализирует, тем больше вероятность выявления допущенных арифметических ошибок.
2) Инвентаризация – приём, позволяющий получить точную информациюо наличии имущества экономического субъекта и ориентировочную информацию о егосостоянии и стоимости.
Для аудитора инвентаризация является полновесной аудиторскойпроцедурой как тест средств контроля и как детальный тест оборотов сальдо посчетам. В соответствии с российским правилом (стандартом) и МСА аудитор необязан сам проводить инвентаризацию. Он должен оценить эффективностьдействующего у клиента порядка инвентаризации и при необходимостиприсутствовать при ней. Это целесообразно, так как он может получить:дополнительные сведения о надёжности системы средств контроля (взвешивание,пересчёт, сохранность); оценить объём устаревших, неиспользуемых илималоиспользуемых товарно-материальных ценностей; выделить номенклатуру наиболеедорогостоящих товарно-материальных ценностей и оценить систему их сохранности;проверить порядок хранения ТМЦ, принадлежащих третьим лицам; проанализироватьреальность дебиторской и кредиторской задолженности, систему контроля за еёдвижением и мероприятий по её взысканию. Полученные таким образом свидетельствабудут наиболее достоверны и весьма важны для формирования мнения аудитора одостоверности отчётности клиента.
До начала проверки аудитор должен: изучить документы клиента,регламентирующие порядок проведения инвентаризации, а также документы, которымиоформлены результаты предыдущих инвентаризаций; проанализировать периодичностьих проведения, состав инвентаризационных комиссий; оценить степеньобъективности работников проверяемой организации при проведении инвентаризаций.
3) Проверка соблюдения правил учёта отдельных хозяйственныхопераций – метод, позволяющий аудитору осуществлять контроль за учётнымиработами, выполняемыми бухгалтерией экономического субъекта.
Применение данного способа получения аудиторских доказательствосложняется противоречивостью и неполнотой нормативной базы по вопросамбухгалтерского учёта, поэтому можно порекомендовать с самого начала проверкисогласовать с клиентом стратегию поведения, так как окончательный выбор впроблемной ситуации остаётся за ними. Задачи аудитора – разобраться в ситуации,проанализировать различные варианты решений и оценить возможные последствиякаждого из них.
Получение аудиторских доказательств посредством проверкисоблюдения правил учёта отдельных хозяйственных операций невозможно без устныхопросов работников бухгалтерской службы. Однако, как показывает практика,устные описания часто необъективны. Это обусловлено преднамереннымиискажениями, рассеянностью опрашиваемого, его неумение комплексно описатьвыполняемые функции, недостаточной компетентностью и страхом потерять работу.Все беседы должны быть запротоколированы, аудитор после каждой беседы долженсобрать подтверждающие аудиторские доказательства в письменной форме.
4) Подтверждение – получение аудитором в письменной формеподтверждения от независимой стороны реальности остатков на счетах учётаденежных средств, расчётов, дебиторской и кредиторской задолженностиэкономического субъекта.
В западной практике данный способ – неотъемлемая часть аудиторскойпроверки. В России такая практика пока широко не распространена.
Цель применения данного способа – получение аудиторскихдоказательств в отношении сальдо взаиморасчётов, дебиторской задолженности,обязательств кредиторов и остатка денежных средств на счетах в банках.Свидетельства внешних контрагентов в отношении этих моментов более объективны,чем внутренние свидетельства.
Письменные запросы направляются не всем контрагентам аудируемойорганизации: в первую очередь тем, подтверждение сальдо взаиморасчётов скоторыми играет существенную роль в подтверждении достоверности бухгалтерскойотчётности; затем организациям, которые по каким – либо причинам привлекливнимание аудиторов; в последнюю очередь – нескольким организациям, случайнымобразом отобранным из оставшихся.
5) Проверка документов. Такой способ получения аудиторскихдоказательств, как проверка документов, которые представляют собой первоосновуучётного процесса. Особенностью российского бухгалтерского учёта являетсяобязательное оформление оправдательными документами всех хозяйственныхопераций.
Аудитор должен проверять документы по содержанию и форме. При этомв первую очередь следует ознакомиться с принципами организации документооборотау клиента. Он должен изучить перечень лиц, имеющих право подписи первичныхдокументов, утверждённый руководителем организации по согласованию с главнымбухгалтером, проверить наличие и соблюдение графика документооборота(приложение 4). Как показывает практика, таких документов нет практически ни водной организации, что может привести к негативным последствиям.
Документы проверяются выборочно. При составлении программы аудитаследует чётко планировать цели проверки документов, принимая во вниманиекритерии проверки статей бухгалтерской отчётности: правильность оформлениядокументов и законность хозяйственной операции, правильность перенесениячисловых данных из первичного документа в регистры бухгалтерского учёта.
6) Прослеживание – процедура, в ходе которой аудитор проверяетнекоторые первичные документы, отражение данных первичных документов врегистрах синтетического и аналитического учёта, находит заключительнуюкорреспонденцию счетов и убеждается в правильности отражения хозяйственнойоперации.
Данная процедура заключается в последовательном просмотреотражения операции от первичного документа через журнал учёта хозяйственныхопераций или регистры бухгалтерского учёта до оборотной ведомости или Главнойкниги с выходом на баланс и отчёт о прибылях и убытках.
Правило (стандарт) «Аудиторские доказательства» предписываетприменять этот способ в основном в отношении нетипичных операций. Операцииклиента должны прослеживаться на сугубо выборочной основе, причём это относитсяне только к нестандартным, но и к типичным операциям.
7) Аналитические процедуры – анализ и оценка полученной аудитороминформации, исследование важнейших финансовых и экономических показателейпроверяемого экономического субъекта с целью выявления необычных и неверноотражённых в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности.
Аналитические процедуры в большинстве случаев направлены насопоставление какого-либо показателя с эталонным значением: сравнение остатковпо счетам за разные периоды, сравнение показателей бухгалтерской отчётности сосметными (плановыми) показателями, сравнение финансовых и нефинансовых данных ит.п.
8) Подготовка альтернативного баланса – это процедура дляполучения доказательств и полноте отражения в учёте экономического субъектаготовой продукции.
Российское правило (стандарт) рекомендует составлятьальтернативный баланс сырья и материалов, израсходованных по нормам на единицупродукции, фактического выпуска продукции, чтобы получить аудиторскиедоказательства реальности и полноты отражения в учёте готовой продукции.Использование этого способа возможно в ходе аудита бухгалтерской отчётностиэкономических субъектов, применяющих нормативный метод учёта затрат или имеющихутверждённые нормы и нормативы расходов на изготовление готовой продукции.
Полученные аудиторские доказательства аудитор должен отразить всвоих рабочих документах: бланках, таблицах и протоколах, где фиксируются результатыпроцессов планирования и выполнения аудиторских процедур.
3.4Порядок оформления рабочих документов аудитора
 
Документирование аудита является одним из важнейших условий егоквалифицированного проведения, поскольку цель аудита – подтверждение достоверностибухгалтерской отчётности экономического субъекта, а подтверждение реальностисвершения какого либо факта служит его документальное оформление.
В силу значимости получаемой в ходе аудита информациидокументированию в аудите придаётся особое значение Вся полученная в процессепроверки информация подлежит обязательному отражению в письменном виде врабочих документах аудиторов, оформленных в соответствии с требованиями правила(стандарта) аудиторской деятельности «Документирование аудита». Такие документыдолжны группироваться в специально структурированных папках, или файлах иподробно освещать вопросы планирования проверки, её осуществления, анализасистемы учёта и внутреннего контроля, выводы, сформулированные в отношенииконкретных сегментов аудита, и другие вопросы.
Документирование в аудите выполняет несколько существенныхфункций, связанных в основном с подтверждением качества проведённой аудиторскойпроверки. Такие документы свидетельствуют о том, что аудит проводился кактаковой. В настоящее время на российском рынке аудиторских услуг действуют«чёрные аудиторы» — небольшие фирмы или индивидуальные предприниматели,специализирующиеся на продаже всем желающим положительных аудиторскихзаключений. Отсутствие оформленных соответствующим образом рабочих документовможет трактоваться как нарушение правил (стандартов) аудиторской деятельностии, следовательно, как некачественное проведение аудиторской проверки.
Документирование аудита рассматривается и как основное средствовнутрифирменного контроля за качеством работы. Наличие документов, тщательнофиксирующих ход проверки, выполненные процедуры, полученные доказательства,сформулированные выводы позволяют анализировать действия аудиторов, оцениватьих правильность и эффективность, а впоследствии корректировать од аудита,исправлять ошибки, допущенные аудиторами, и учитывать ошибки, выявленные придругих проверках и разработке внутрифирменных стандартов.
К рабочим документам относятся в первую очередь документыпланирования аудита – общий план и программа аудита. Обязательно нужнодокументировать описания системы внутреннего контроля и бухгалтерского учётаэкономического субъекта, проведённых аудиторских процедур и их результатов иобеспечивать сохранность этих описаний. К рабочим документам относятся такжеобъяснения, пояснения, заявления, полученные от сотрудников проверяемогоэкономического субъекта. Кроме того, к рабочим документам приобщаются копиидокументов, полученные от экономического субъекта.
Помимо прочего, аудиторская организация в обязательном порядкедолжна создавать и хранить документы, оформление которых предусмотренонормативными актами, регулирующими аудиторскую деятельность в РФ. К такимдокументам можно отнести:
· Аудиторскоезаключение;
· Письменнуюинформацию руководству экономического субъекта по итогам аудиторской проверки;
· Заключенияпривлечённых к проверке экспертов.
Состав, количество и содержание рабочих документов определяютсяаудиторской организацией и зависят от ряда факторов, которые оказывают влияниеи на остальные аудиторские процедуры. К таким факторам относятся: характервыполняемой аудиторской организацией работы; характер и степень сложностидеятельности проверяемого экономического субъекта; состояние его систембухгалтерского учёта и внутреннего контроля; необходимый уровень руководства иконтроля за работой персонала аудиторской организации при выполнении отдельныхпроцедур.
Аудиторские организации должны сами разрабатывать формы рабочейдокументации, если такие формы не предписаны актами, регулирующими аудиторскуюдеятельность в РФ. Утверждённые внутрифирменными правилами (стандартами) формырабочих документов, порядок их заполнения, передачи и хранения должны бытьдоведены до каждого сотрудника, участвующего в их создании.
Рабочая документация должна формироваться своевременно. Следуетизбегать таких ситуаций, когда в ходе аудиторской проверки появляютсячерновики, а по её окончании начинается создание образцового файла. Работадолжна быть организована таким образом, чтобы рабочие документы действительнобыли рабочими и создавались сразу в момент совершения действий, подлежащихдокументированию.
Все документы, входящие в рабочую документацию, должны бытьпронумерованы. В нормативных актах нет обязательных указаний относительнопорядка нумерации рабочих документов. Аудиторским организациям разрешаетсяразрабатывать собственную систему нумерации.
В рабочей документации должна быть приведена информация о всехпроверенных документах, а не только о тех, по которым есть замечания. Вподавляющем большинстве случаев проверка, выборочная, поэтому не следуетопасаться, что такой перечень займёт слишком много места. Если возникнутпретензии к качеству аудита, руководитель аудиторской фирмы должен выяснить,кто именно проверял документы, которые при повторной проверке вызвали замечания,проверены ли при аудите документы, по которым возникли разногласия, сделаны ликомментарии по спорным вопросам и какие именно.
Аудитор в рабочее документации должен сформулировать выводы,сделанные по итогам проверки. Аудиторское заключение – краткий и в значительноймере формализованный документ, поэтому аудиторская организация должна хранитьфайлы с подробным отчётом о ходе работы с данным клиентом и выводами по всемразделам проверки: отмечены ли в процессе проверки отклонения; на какую сумму;окажет ли это влияние на достоверность бухгалтерской отчётности. Только приналичии положительных выводов аудитор имеет правол написать в заключениикраткую и уже привычную фразу о том, что бухгалтерская отчётность достоверна,т. е. подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенныхаспектах отражение активов и пассивов данного клиента на данную отчётную дату ифинансовых результатов его деятельности за отчётный период.
Рабочая документация является собственностью организации,проводившей проверку. Каждая аудиторская фирма с учётом специфики деятельностии необходимости соблюдения требований нормативных актов должна принять меры пообеспечению сохранности рабочей документации. Такой порядок должен бытьзакреплён во внутрифирменном правиле (стандарте), утверждённом руководством. Ссодержанием этого правила (стандарта) следует под расписку ознакомить всехсотрудников аудиторской организации.
Рабочая документация конфиденциальна. Ни налоговые, ни какие-либодругие органы не имеют права требовать, а аудитор не вправе предоставлятьрабочую документацию для проверок (кроме случаев, прямо предусмотренныхзаконодательством РФ).
Рабочую документацию нужно сдавать в архив и хранить не менее пятилет. Рабочие документы, касающиеся каждой конкретной проверки, необходимохранить отдельно. Для этого создают постоянные и переменные файлы каждогоклиента. На каждый ежегодный аудит можно заводить отдельную папку, а длякрупных организаций – несколько папок.

Заключение
В курсовой работе мы подробно рассмотрели механизм аудитадостоверности финансовой отчётности, ознакомились с методическими приёмами испособами сбора аудиторских доказательств при проверке бухгалтерскойотчётности, а также с порядком оформления рабочих документов аудитора.
На основании проделанной работы можно сделать вывод о том, что аудит– один из важнейших экономических механизмов, влияющих на эффективностьпроизводства. Его главная цель – обеспечить контроль за достоверностьюинформации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчётности.
Оценивая перспективы продолжающейся реформы аудита, следуетисходить из понимания того, что Россия является страной, стремящейся статьравноценным членом мирового и европейского рынка. В этих условиях необходимапереориентация экономической реформы на приоритетные тенденции развития мировойполитики, естественно, с учётом особенностей отечественной экономики.
Следует сказать, что попытка сразу построить в РоссийскойФедерации эффективную систему аудита, характерную для стран с развитой рыночнойэкономикой, не удалась. Необходимо дальнейшее совершенствование системы России.Она должна стать отражением идеологии стабильного и уверенного развитияроссийской экономики. В 21 веке Россия должна войти с новой системой аудита,простой и удобной для честного производителя.

Списокиспользуемой литературы
1) Алборов Р.А. Аудит ворганизациях промышленности, торговли и АПК 2-е издание «Дело и сервис» 1999,2000 г.
2) Астахов В.П. Теориябухгалтерского учёта. Учебное пособие 5-е издание, перер. и доп. – Ростов. 2002
3) Аудит под редакциейпроф. В. И. Подольского – М.: ЮНИТИ, 1997. – 432С.
4) Брызгалина А.В.,Берник В.Р., Толовкин А.Н. Бухгалтерский учёт налогов на основе Налоговогокодекса РФ. – М.: «АН-Пресс», 2001
5) Васькин Ф.И.,Свободина М.В. Теория бухгалтерского учёта – М.: Колос 2000-208 С.
6) Глушков И.Е.Бухгалтерский учёт на современном этапе. – М.: 2003
7) Данилевский Ю.А.,Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е. В. – М.: ПРЕСО, 1999.
8) Кондраков Н.П.Бухгалтерский учёт: Учебное пособие. М.: ИНФРА – М, 1998.
9) Суиц В.П., СмирноваЛ.Р., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой: — М.: ИНФРА-М, 2005.- 671С
10) Положение побухгалтерскому учёту 4/99
11) Шеремет А.Д., Суиц В.П. Аудит: Учебник 4-е изд. перер. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2004 – 410 С.