–PAGE_BREAK–2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ В ООО «ГЛОБУС» 2.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ГЛОБУС»
Предприятие ООО ” Глобус” организовано с 1988 года. Действует в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 года № 14-ФЗ, Учредительным Договором от 03.04.1988 года и настоящим Уставом.
Общество является юридической организацией, созданной как добровольный союз учредителей для осуществления совместной хозяйственной деятельности путем объединения их вкладов, с целью создания совместного производства и реализации продукции. Общество является юридическим лицом, имеет уставной фонд, самостоятельный баланс. Место нахождения Общества: г. Чебоксары ул.Ленинского комсомола дом 61. Общество по законодательству РФ имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Источниками образования средств являются: денежные и имущественные взносы участников, доходы от реализации продукции, кредиты банков. Основной функцией ООО «Глобус» является производство стульев с последующей их реализацией. Главная цель организации –удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Общество ведет оперативный и бухгалтерский учет. Высшим органом общества является Общее собрание участников общества. Общее собрание участников может быть очередным и внеочередным. Текущее руководство деятельностью общества осуществляет директор. Между обществом и директором заключается трудовой договор. Контроль за деятельностью директора осуществляет ревизионная комиссия в составе трех членов. При реорганизации общества документация передается правопреемнику.
2.2 ОЦЕНКА СОСТАВА И СТРУКТУРА ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ И ИСТОЧНИКИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
Как уже отмечалось, важнейшей характеристикой операционного цикла, существенно влияющей на интенсивность формирования операционной прибыли, является его продолжительность. Она включает период времени от момента расходования денежных активов на приобретение производственных запасов сырья и материалов до поступления денег от дебиторов за реализованную им готовую продукцию. Принципиальная формула, по которой рассчитывается продолжительность операционного цикла предприятия (Поц), имеет следующий вид:
ПОц = Пда + Ппз + Пнп + Пгп + Пд3, где
Пда — период оборота денежных активов, в днях;
Ппз — период оборота производств, запасов (сырья, материалов), в днях;
ПНп — период нахождения оборотных активов в форме незавершенного производства продукции, в днях;
Пгп — период оборота запасов готовой продукции, в днях;
Пд3 —период инкассации дебиторской задолженности, в днях.
Следует отметить, что в процессе операционного цикла потребляются не только оборотные, но и внеоборотные активы, а также затраты живого труда или трудовые ресурсы предприятия. Но две последние группы ресурсов в процессе одного операционного цикла потребляются лишь частично, в то время как оборотные (в разных формах) — полностью. Это и определяет выбор периода полного оборота оборотных активов в качестве измерителя продолжительности одного операционного цикла предприятия.
В процессе осуществления операционной деятельности формируются три вида операционной прибыли:
1) маржинальная операционная прибыль. Ее расчет осуществляется по следующим формулам:
МП0= ВД0 — НДС — Ипост; МП0= ЧД0 — Ипост, где
МП0— сумма маржинальной операц. прибыли в рассматриваемом периоде;
ВДО — сумма валового операционного дохода в рассматриваемом периоде; ЧД0— сумма чистого операционного дохода в рассматриваемом периоде;
И— сумма постоянных операционных издержек;
НДС — сумма налога на добавленную стоимость и других налоговых платежей, входящих в цену продукции;
МП0за 2004 = ЧД0 — Ипост =504700-1890000=-3185300 руб
МП 0за 2003 = ЧД0 — Ипост = 1867400-1422000=445400 руб
2)валовая операционная прибыль. Ее расчет осуществляется по следующим формулам:
ВП0= ВД0 — НДС — Ио, ВП0= ЧДо — Ио, ВП0= МП0 — Ипер, где
ВП0— сумма валовой операционной прибыли в рассматриваемом периоде; ВД0—сумма валового операционного дохода в рассматриваемом периоде; ЧД0— сумма чистого операционного дохода в рассматриваемом периоде; МП0— сумма маржинальной операционной прибыли;
Ио — совокупная сумма операционных издержек;
Ипер— сумма переменных операционных издержек;
НДС — сумма налога на добавленную стоимость и других налоговых платежей, входящих в цену продукции.
ВП02003= МП0 — Ипер = 445400-1210000= -764600 руб
ВП0 = МП0 — Ипер = -3185300- 4246000= 7431300 руб
3) чистая операционная прибыль. Ее расчет осуществляется по следующим формулам:
ЧП0= ВДО — НДС — НП — Ио; ЧП0= ЧД0 — Ио — НП; ЧП0= МП — Ипер — НП; ЧПО = ВП0 — НП, где
ЧП0— сумма чистой операционной прибыли в рассматриваемом периоде;
ВД0— сумма валового операционного дохода в рассматриваемом периоде;
ЧД0— сумма чистого операционного дохода в рассматриваемом периоде;
МП0— сумма маржинальной операционной прибыли;
ВП0— сумма валовой операционной прибыли;
Ио — совокупная сумма операционных издержек;
ИПер ~ сумма переменных операционных издержек;
НДС — сумма налога на добавленную стоимость и других налоговых платежей, входящих в цену продукции;
НП — сумма налога на прибыль и других обязательных платежей за счет прибыли.
ЧПО = ВП0– НП = -764600-68900=833500 руб
ЧПО = ВП0– НП = 7431300- 536350= 6894950 руб
Механизм управления операционной прибылью строится с учетом тесной взаимосвязи показателями объема реализации продукции, доходов и издержек предприятия. Система этой взаимосвязи, получившая название «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли, позволяет выделить роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом на предприятии. Для достижения „точки безубыточности“ своей операционной деятельности (ТБ) предприятие должно обеспечить такой обьем реализации продукции (Ртб), при котором сумма чистого операционного дохода (валового операционного дохода за вычетом суммы налоговых платежей из него) сравняется с суммой издержек – как постоянных, так и переменных.
В процессе планирования формирования маржинальной, валовой и чистой прибыли предприятия используются различные методы: метод экстрополяции, метод прямого счета, нормативный метод, метод целевого формирования прибыли, метод прогнозирования денежного потока, метод факторного моделирования.Планирование формирования операционной прибыли представляет наиболее ответственный этап в общей системе управления ею на предприятии. Это определяется тем, что плановая сумма операционной прибыли является основным целевым ориентиром всей операционной деятельности и мерой ее эффективности; она составляет основу формирования совокупной прибыли предприятия, являясь базой обеспечения его предстоящего производственного развития и удовлетворения материальных интересов собственников и персонала. Уровень обоснованности разрабатываемых планов формирование операционной прибыли в значительной мере определяется качеством и широтой исходной базы планирования. Чем шире исходные предпосылки планирования, чем более качественную информацию они содержат, тем шире возможный диапазон используемых методов плановых расчетов, тем более надежными являются результаты планирования операционной прибыли на предприятии. Разработанная общая политика управления прибылью предприятия. В процессе планирования формирования операционной прибыли должны быть в первую очередь учтены: система стратегических целей формирования прибыли предприятия, а также система разработанных отдельных целевых показателей (среднегодовой темп роста прибыли, коэффициенты рентабельности и т.п.), конкретизированных по периодам их реализации (при необходимости в систему этих целевых показателей на предстоящий год вносятся коррективы по результатам проведенного анализа). Общая политика управления прибылью предприятия устанавливает как цели, так и важнейшие результативные показатели планов формирования операционной прибыли на предстоящий год, позволяет увязать эти показатели с общей системой планов формирования и использования прибыли предприятия. В процессе планирования формирования операционной прибыли предприятия должны быть учтены: ценовая политика, амортизационная политика, налоговая политика. Каждая из этих политик прямо или опосредствованно влияет на размер маржинальной, валовой и чистой прибыли предприятия, а следовательно должна учитываться в процессе планирования формирования операционной прибыли. Исходными предпосылками планирования формирования прибыли предприятия являются следующие основные виды планов операционной деятельности на предстоящий период:
— производственная программа предприятия;
— план операционных доходов предприятия;
— план операционных затрат предприятия;
— план налоговых платежей предприятия.
Система этих планов позволяет использовать различные методы планового формирования операционной прибыли и обеспечить взаимосвязь всех основных показателей развития операционной деятельности предприятия в предстоящем периоде. Ориентируясь на внутренние возможности формирования операционной прибыли, следует учитывать также средние ее показатели, достигнутые в данной отрасли и сформировавшиеся на финансовом рынке. В качестве среднеотраслевой нормы прибыли используются обычно коэффициент валовой или чистой рентабельности реализации продукции и коэффициент рентабельности операционных активов. В качестве средней нормы прибыли на финансовом рынке используется обычно средняя ставка депозитного процента на денежном рынке. Указанные показатели выступают минимальными критериями уровня формируемой прибыли в процессе операционной деятельности предприятия на предстоящий плановый период.
2.3 ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ООО „ГЛОБУС“
В условиях рыночных отношений, самостоятельности предприятия, ответственности за результаты своей деятельности возникает объективная необходимость определения тенденций финансового состояния, ориентации в финансовых возможностях и перспективах предприятия. Под финансовым состоянием предприятия понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениямиc другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Информационной базой анализа финансового состояния предприятия является бухгалтерская отчетность организации. Бухгалтерская отчетность является конечным выражением процесса учета хозяйственных операций предприятия. Под ней понимаетсяединая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности.
Центральным местом в составе отчетности занимает бухгалтерский баланс. Его показатели дают возможность проанализировать и оценить финансовое состояние организации на дату его составления. Важнейшей формой выражения деловой активности организации является финансовый результат ее деятельности. Сведения о формировании и использовании прибыли содержатся в другой форме бухгалтерской отчетности, носящей название Отчет о прибылях и убытках (форма N 2).
Таблица 2.1.1.Основные технико-экономические показатели работы предприятия
Показатели
№
стр.
2003 г.
2004 г.
Изменение
+/-
ТЕМП РОСТА%
Реализация продукции в отчетном периоде, шт.
02
7520
7670
150
101,99%
Выручка от реализации, тыс. руб.
03
4888
7056,40
2168,4
144,36%
Затраты на производство реализованной продукции, тыс.руб.
04
2632
6136
3504
233,13%
Прибыль от реализации продукции тыс.руб
05
2256
920,40
-1335,6
40,79%
Балансовая прибыль, тыс. руб.
06
2294
1024
-1270
44,64%
Затраты на 1 руб. реализованной продукции (п.04/п.03), коп./руб.
07
0,54
0,87
0,33
161,11%
Среднесписочная численность работников, чел.
08
14
16
2
114,28%
Среднегодовая стоимость ОФ, тыс.руб.
09
13789,24
12289,83
-1499,41
89,13%
Среднегодовая стоимость остатков оборотных средств, тыс.руб.
10
980,46
1029,36
48,9
104,99%
Фондоотдача на 1 руб. ОФ (п.03/п.09), коп./руб.
11
0,35
0,57
0,22
162,86%
Фондовооруженность (п.09/п.08), руб./чел
12
984,95
768,11
-216,84
77,98%
Рентабельность производственной деятельности {(п.05/п.04)*100}, %
13
85,71%
15%
-70,71%
17,50%
Рентабельность продаж {(п.05/п.03)*100}, %
14
46,15%
13,04%
-33,11%
28,26%
Рентабельность производственного капитала, {п.06/(п.09+п.10)*100}, %
15
15,27%
7,69%
-7,58%
50,36%
Таким образом, из таблицы 2.2.1 видно, что реализация продукции в 2004 году увеличилась на 150 единиц по сравнению с прошлым годом. Но, так как, возросли затраты на производство продукции 0,33 руб за единицу или на 3504 тыс.руб (233,13%) произошло резкое снижение прибыли (1335,6 тыс.руб), все это привело к общему спаду производства. Рентабельность продаж упала на 33,11% по сравнению с прощлым годом. Все это говорит о неудовлетворительном функционировании предприятия в отчетном году, о недостаточно эффективном использовании предприятием своих ресурсов.
Маржинальный доход (финансовый показатель предприятия) показывает превышение выручки от продаж над совокупными издержками, относящиеся к определенному (среднему) уровню продаж, т.е. это аналог прибыли.
ВР(2004 год)=цена за ед.*РП(2004год)=920*7670=7056,4 т.руб
ВП(2003 год)=650*7520=4888 т.руб
ВП общ = 7056,4 + 4888 = 12452 т.руб
Zпер(2004 год) =650*7670 = 4985,5 т.руб
Zпер(2003 год)= 350*7520=2632 т.руб
Мд (2004 год)= ВП(2004) — Zпер(2004 год)= 7056,4-4985,5=2070,9 т.руб
Мд (2003 год)= ВП(2003) — Zпер(2003 год)= 4888-2632 = 2256 т.руб
Мобщ = 2070,9-2256 = 4326,9 т.руб
Мобщ,%= 4226,9/12452*100=34,75%
Мобщ(2004 год)=2070,9/7056,4*100=29,34 %
Мобщ(2003 год)=2256/4888*100= 46,15 %
Финансовую устойчивость ООО „Глобус“ можно охарактеризовать с помощью системы абсолютных и относительных показателей.
Таблица 2.1.2 Показатели финансовой устойчивости „ООО Глобус“.
Показатели
На конец 2003 года
На конец 2004 года
Отклонение (+,-)
1.Внеоборотные активы
1447000
361556
-1085444
2. Оборотные активы
1398000
1110084
-287916
3.Собственный капитал
1014000
626253
-287747
4.Собств.оборот. средства
433000
264697
-168303
5.Долгосрочные обязат
1529200
416019
-1113181
6. Краткосрочные обязат
301800
429368
-127568
7. Коэффициент автоном
0,35
0,43
0,08
8. Коэф. финанс. завис.
0,64
0,57
-0,07
9. Коэф. соб.и заем кап.
1,81
1,35
-0,46
10. Заемный капитал
1831000
845387
-985613
11. Коэф. абс. ликвидн.
1,99
1,52
-0,47
12. Коэф. платежесп.
1,55
1,74
-0,19
СОС = СобКапитал – ВнеОбАктивы = 626253 -361556= 264697.
или ОбАктивы-ДолгосрА- КраткосрочнОбязат = 1110084-416019-429368= 264697
Из таблицы видно, что Коэффициент автономии в 2004 году увеличился на 0,08, но это все равно недостаточно для нормального функционирования предприятия.
В норме коэффициент автономии должен быть больше или равно 0,5. Кавтономии = 626253: 1471640=0,43, т.е. 0,43 всех средств принадлежит предприятию в 2004 году.
Кфин.зависим= заемный капитал(ДО+КО)/ валюта баланса =
=( 416019+429368)/1471640=0,57.
ДО-долгосрочные обязательства
КО-краткосрочные обязательства
Коэффициент соотношения собственного и заемного капитала (Ксзк) –это плечо финансового рычага и имеет очень большое значение.
Этот коэффициент определяет насколько предприятие активно приобретает заемный капитал. В ООО „Глобус“ он равен 1,35, что тоже не соответсвует нормативу. Ксзк = ЗК/ СК = 845387/ 626253= 1,35, он должен быть меньше или равно единице.
Кабс ликвидности = (ДС+ КФВ) / КО = (510600+145200)/429368=1,52, т.е. активов 1 руб 52 коп на 1 рубль краткосрочных обязательств.
ДС – денежные средства ,
КФВ – краткосрочные финансовые вложения.
Коэффициент платежеспособности рассчитывается как отношение всех активов ко всем обязательствам предприятия: К платежесп = 1471640: (416019+429368)=1,74, показывает во сколько раз имущество предприятия больше заемных средств. В норме он должен быть не менее 2.
2.4 Факторный анализ прибыли ООО»Глобус”
Факторный анализ формирования прибыли позволяет определить выгоды от увеличения прибыли от финансово-хозяйственной деятельности, снижения налога на прибыль, расширения перечня и увеличения размера льгот. Проведем анализ влияния факторов на сумму фактической прибыли отчетного года, по сравнению с плановой. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок.
Таблица 2.4.1 Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции (2004 г.), тыс. руб. продолжение
–PAGE_BREAK–