Уровень жизни населения России

–PAGE_BREAK– — рабочих в обычном понимании этого слова, (самых разных профес­сий);
— разнопрофильных специалистов — юристов, врачей, стоматологов, преподавателей и т. д.;
— владельцев мелких предприятий — парикмахеров, водопроводчиков, мастеров по ремонту телевизоров и множество различных торговцев — за трудовые услуги, предостав­ляемые при реализации их деловой активности.
Хотя на практике заработная плата может при­нимать различную форму (премии, гонорары, комиссионные воз­награждения, месячные оклады), мы будем обозначать все это термином «заработная плата» для обозначения ставки заработной платы в единицу времени — за час, день и т. д. Это обозначение имеет определенные преимуще­ство в том смысле, что напоминает нам о том, что ставка заработной платы есть цена, выплачиваемая за ис­пользование единицы услуг труда. Это также помо­гает четко разграничить «заработную плату» и «общие заработки» (последние зависят от ставки заработной платы и предложенного на рынке коли­чества часов или недель услуг труда).[3]
Необходимо также различать  денеж­ную, или номинальную, и реальную заработную пла­ту. Номинальная заработная плата-это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т. д. Реальная заработная плата — это количест­во товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату; реальная заработ­ная плата — это «покупательная способность» но­минальной заработной платы. Очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Отметим, что изменение реальной заработной платы в процентном отноше­нии можно определить путем вычитания процентно­го изменения в уровне цен из процентного измене­ния в номинальной заработной плате. Так, повыше­ние номинальной заработной платы на 9% при ро­сте уровня цен на 5% дает прирост реальной заработной платы на 4%. Отметим также, что номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одну и ту же сторону. К примеру, номинальная заработная плата может увеличиться, а реальная заработная плата в то же самое время — уменьшиться, если цены на товары растут быстрее, чем номинальная зара­ботная плата. До появления других условий (оговоренных особо), будем основывать наш анализ на ставках реальной за­работной платы с условием, что уровень цен остает­ся постоянным.
Максимальный размер оплаты труда не ограничивается. При этом месячная оплата труда работника, полностью отработавшего норму рабочего времени, определенную на этот период, и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и иные поощрительные выплаты (ст.78 КЗоТ РФ). К ним относятся: доплаты за совмещение профессий, должностей, допуск к государственной тайне, премии и вознаграждения, носящие регулярный или периодический характер, ежемесячные и ежеквартальные вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, стаж работы, выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, доплаты за работу во вредных или опасных условиях и на тяжелых работах, доплаты за работу в ночное время, в праздничные и выходные дни, за сверхурочную работу и т.д.[4]
     По мере развития макроэкономики последовательно возрастает материальный и культурный уровень жизни членов общества. Важно выяснить содержание этой категории.
Уровень жизни — это степень удовлетворения потребностей людей, соответствующая достигнутой ступени развития производительных сил и производственных отношений данного способа производства.
Уровень жизни определяется, с одной стороны, степенью развития самих потребностей людей, а с другой стороны, — количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения. Он прямо связан с воспроизводством главной производительной силы общества — рабочей силы работников. Уровень жизни отчетливо отражает социальные различия отдельных групп населения. Поэтому может рассматриваться уровень жизни различных социальных групп и слоев населения, семей и отдельных людей.
При количественном определении жизненного уровня обычно пользуются совокупностью абсолютных и относительных показателей, которые характеризуют обеспеченность населения материальными и духовными благами и, соответственно, степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Среди личных потребностей людей различают:
1) материальные потребности. К ним относятся потребности в предметах питания, одежде, жилье, в лечении, в транспорте и др.,
2) духовные потребности. К ним относятся потребности, удовлетворяемые учреждениями науки, культуры, искусства, образования, детского воспитания?
3) социальные потребности. К ним относятся потребности в обеспечении старости, в увеличении свободного времени, в равенстве мужчин и женщин, в свободе и всеобщности труда, в единстве коренных общественных интересов.
В связи с многочисленностью личных потребностей уровень жизни не может быть выражен каким-то одним показателем. Для этого необходима система показателей, которая всесторонне отражала бы уровень жизни населения. Среди них выделяют:
1) реальные доходы на душу населения;
2) общий объем потребления материальных благ и услуг;
3) уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров;
4) обеспеченность жильем и коммунальными услугами;
5) уровень здравоохранения, просвещения, культурного и бытового обслуживания;
6) уровень социального обеспечения;
7) соотношение рабочего и свободного времени, условия отдыха;
8) условия труда, обеспеченность работой, уровень безработицы.
Среди названных показателей уровня жизни важнейшим является показатель уровня реальных доходов населения. Динамика реальных доходов, в свою очередь, определяется следующими показателями:
1) уровнем заработной платы работников производственных фирм всех форм собственности;
2) размером доходов от частнопредпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства;
3) величиной выплат и льгот из общественных (социальных) фондов потребления всем слоям населения;
4) динамикой налогов и налоговой политикой государства;
5) тенденциями и конъюнктурой цен, уровнем инфляции.
В современной российской экономике увеличение реальных доходов населения осуществляется, прежде всего, за счет роста вознаграждения за труд. Причем правительство России заработную плату повышает в первую очередь низко- и среднеоплачиваемым категориям работников. Данная тенденция, наряду с ростом выплат
прежде всего малоимущим слоям населения из общественных (социальных) фондов потребления, ведет к выравниванию реальных доходов и уровня жизни различных социальных слоев и групп населения.
Уровень жизни выступает в неразрывном единстве с образом жизни людей.
Образ жизни — это социально-экономическая категория, выражающая вид, способ жизнедеятельности людей (общества, социального слоя, личности) в национальном и мировом сообществе. Образ жизни охватывает различные стороны жизнедеятельности человека: — труд, формы его социальной организации; — быт, формы использования свободного времени; — участие в политической и общественной жизни; — формы удовлетворения материальных и духовных потребностей; — правила и нормы поведения людей, вошедшие в повседневную практику.
Масштабы повышения уровня жизни зависят от конкретно-исторических условий развития общества. Они определяют задачи роста благосостояния и возможные ресурсы для их реализации. На динамику уровня жизни оказывает также влияние международная обстановка. Ее обострение вызывает необходимость отвлечения ресурсов для укрепления обороны. Это, как правило, сдерживает подъем уровня жизни населения страны.
В настоящее время в Российской Федерации осложнилась ситуация на потребительском рынке. Это связано с неоправданно высоким ростом общего объема денежных доходов населения, значительно опередившего предложение на рынке товаров и услуг. Особенно страдают в связи с данными процессами отдельные группы населения. Необоснованно растут цены на потребительские товары, «вымываются» товары дешевого ассортимента, расширяется коммерческий рынок. Спрос населения на большинство товаров приобрел ажиотажный характер. В результате сложилось положение малообеспеченных групп населения, семей с фиксированными доходами, заметно возросла социальная напряженность в обществе.

1.3. Совокупные показатели потребления.
Все вышеперечисленные процессы обусловливают актуальность определения стоимости жизни. Положительный опыт в области определения стоимости жизни был приобретен в нашей стране в 20-х годах. Для этой цели был разработан бюджетный индекс стоимости жизни. Начиная с 30-х годов в силу ряда причин этот опыт был, к сожалению, утрачен. Была утрачена и объективность в области социальной статистики.
В настоящее время возникла острая необходимость в исчислении стоимости жизни, или, точнее, индекса стоимости жизни (ИСЖ). В этой связи необходимо более точно определить сущность и назначение ИСЖ. Категория стоимости жизни может быть использована применительно к определению стоимости рабочей силы. Раскрывая экономическую природу заработной платы как превращенной формы стоимости рабочей силы, следует сказать, что стоимость рабочей силы сводится к стоимости определенной суммы жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы. В классическом понимании термин «стоимость жизни» используется для обозначения стоимости совокупности предметов потребления, соответствующей определенному уровню удовлетворения потребностей. Стоимость жизни определяется рядом факторов: — уровнем цен на продовольственные товары и услуги; -динамикой различных видов доходов, сбережений; — улучшением системы бесплатного обслуживания; — изменением налогообложения, личных доходов; — структурными изменениями в потребности населения; — условиями жизни и трудовой деятельности; — требованиями моды и меняющимися вкусами и привычками потребителей;- совокупностью демографических характеристик населения.
При таком понимании термин «стоимость жизни» в большой степени соответствует содержанию уровня жизни населения, его благосостоянию. Для расчета индекса стоимости жизни фиксируется набор потребительских благ — или «потребительская корзина».
Различают рациональный (оптимальный) и минимальный состав предметов «потребительской корзины». Рациональный состав формируется, исходя из научно обоснованных норм потребления. Минимальный состав определяет тот уровень удовлетворения потребностей в питании, одежде, жилище, ниже которого существование человека недопустимо. Набор продуктов питания в «продовольственной корзине» определяется по нормативам, разработанным Институтом питания академии медицинских наук Российской Федерации.
Данные свидетельствуют о том, что в последние годы потребление продуктов питания в России в расчете на душу населения существенно снизилось. По ценным продуктам питания оно оказалось ниже рациональных норм потребления, а уровень потребления многих других продуктов питания находится ниже и минимальных норм питания.
В расчете рационального и минимального состава «потребительской корзины» используются наборы продуктов для двенадцати половозрастных групп населения: дети в возрасте 1-3 года, 4-6, 7-10 и 11-13 лет; девушки в возрасте 14-17 лет; юноши в возрасте 14-17 лет; мужчины в возрасте 18-59 лет, 60-74 года, 75 лет и старше; женщины в возрасте 18-54, 55-74 и 75 лет и старше. Структура потребления в различных группах населения существенно дифференцирована. Поэтому необходимо обеспечить построение научно обоснованной «потребительской корзины» материальных благ и услуг для каждой из них с выделением отдельных категорий населения: престарелые, инвалиды, одинокие женщины с детьми, многодетные семьи.[5]
Особое значение имеет обоснование стоимости жизни и соответствующей «потребительской корзины», которая признается в качестве минимального прожиточного
минимума, Величина этого минимума — одна из основных характеристик жизненного уровня населения, необходимый ориентир при разработке мер по его социальной защите.
Денежная величина прожиточного минимума определяется как стоимость набора товаров и услуг, признанного минимально необходимым для удовлетворения  потребностей в питании на уровне физиологических минимальных норм потребления (для взрослых, детей, лиц пожилого возраста), а также минимальных потребностей в одежде, обуви, предметах хозяйственного и бытового обихода, медикаментах, коммунальных и бытовых услугах, транспорте, культуре. Все это включается в минимальную «потребительскую корзину».
Величина прожиточного минимума за III квартал 2006 года
(по состоянию на 29 января 2007 года)               рублей в месяц
 
Все
население
В том числе по социально-демографическим группам
трудоспособное
население
пенсионеры
дети
Российская Федерация




Центральный
федеральный округ
 
 
 
 
Белгородская область
2884
3118
2276
2866
Брянская область
2856
3062
2335
2823
Владимирская область
3222
3468
2693
3059
Воронежская область
2791
3067
2176
2750
Ивановская область
2942
3206
2277
2956
Калужская область
3207
3470
2582
3124
Костромская область
2904
3188
2250
2775
Курская область
2724
2989
2218
2494
Липецкая область
2621
2876
1958
2629
Московская область
3830
4267
2831
3605
Орловская область
2635
2870
2235
2466
Рязанская область
2984
3230
2443
2921
Смоленская область
3181
3429
2546
3136
Тамбовская область
2473
2740
1925
2441
Тверская область
3029
3347
2361
2988
Тульская область
2786
3104
2170
2829
Ярославская область
2931
3273
2158
2874
г.Москва
5124
5795
3533
4381
Северо-Западный
федеральный округ
 
 
 
 
Республика Карелия
3670
4040
2847
3347
Республика Коми
4525
4868
3500
4333
Архангельская область
3993
4358
3142
3746
Вологодская область
3529
3843
2754
3315
Калининградская область
3646
3933
2879
3422
Ленинградская область
3261
3477
2414
3178
Мурманская область
5287
5464
4435
5247
Новгородская область
3200
3524
2430
3192
Псковская область
2935
3221
2324
2766
г.Санкт-Петербург
3497
3989
2580
3062
Ненецкий авт.округ
5783
6317
4313
5601
Южный
федеральный округ
 
 
 
 
Республика Адыгея
2880
3123
2352
2822
Республика Дагестан
2416
2567
1846
2305
Республика Ингушетия
2766
3016
2177
2523
Кабардино-Балкарская Республика
2504
2693
1896
2406
Республика Калмыкия
2623
2837
2076
2537
Карачаево-Черкесская Республика
2628
2854
2142
2467
Республика Северная Осетия — Алания
2579
2781
2095
2466
Чеченская Республика1)
3012
3333
2294
2769
Краснодарский край
3172
3402
2641
3061
Ставропольский край
2970
3216
2328
2846
Астраханская область
2783
3040
2089
2653
Волгоградская область
2726
2965
2148
2724
Ростовская область
3021
3274
2364
2970
Приволжский
федеральный округ
Республика Башкортостан
2967
3171
2439
2887
Республика Марий Эл
2737
2952
2041
2667
Республика Мордовия
2788
3038
2141
2693
Республика Татарстан
2749
3027
1989
2720
Удмуртская Республика
3011
3217
2412
2866
Чувашская Республика
2736
2932
2197
2679
Кировская область
3055
3343
2306
3049
Нижегородская область
3260
3524
2612
3199
Оренбургская область
2712
2944
2075
2683
Пензенская область
2955
3202
2395
2832
Пермская область1)
3428
3666
2756
3296
Самарская область
3731
4124
3008
3522
Саратовская область
2875
3141
2169
2879
Ульяновская область
2930
3158
2332
2836
Коми-Пермяцкий авт.округ2)
2801
3078
2055
2789
Уральский
федеральный округ
 
 
 
 
Курганская область
2967
3241
2287
2843
Свердловская область
3436
3711
2720
3270
Тюменская область
3265
3463
2475
3250
Челябинская область
2967
3232
2188
2986
Ханты-Мансийский авт.округ — Югра
5113
5380
4172
4848
Ямало-Ненецкий авт.округ
6000
6209
4420
5688
Сибирский
федеральный округ
Республика Алтай
3849
4125
3013
3604
Республика Бурятия
3508
3791
2690
3339
Республика Тыва
3301
3534
2520
3198
Республика Хакасия
3236
3463
2474
3270
Алтайский край
2947
3155
2358
2871
Красноярский край
3725
4050
2675
3611
Иркутская область
3354
3591
2618
3221
Кемеровская область
2974
3221
2138
2995
Новосибирская область
3684
3966
2937
3627
Омская область
3368
3584
2784
3246
Томская область
3557
3817
2693
3400
Читинская область
3495
3738
2683
3343
Агинский Бурятский авт.округ
3331
3640
2692
3093
Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт.округ
7086
7499
5235
6628
Усть-Ордынский Бурятский авт.округ




Эвенкийский авт.округ
6591
6893
5479
6164
Дальневосточный
федеральный округ
 
 
 
 
Республика Саха (Якутия)
5403
5848
4054
5099
Приморский край
4342
4672
3351
4175
Хабаровский край
4789
5141
3608
4604
Амурская область
4303
4615
3275
4139
Камчатская область
6673
7324
5023
6403
Магаданская область
5318
5624
3806
5187
Сахалинская область
5921
6264
4882
5533
Еврейская авт.область
3887
4241
3125
3637
Корякский авт.округ
9232
9651
8082
9123
Чукотский авт.округ
8147
8416
6341
8075
Величина прожиточного минимума установлена Распоряжением губернатора Пермского края от 20.10.06г. № 346-р
по Пермской области, т.к. закон «О потребительской корзине в Пермском крае» находится в стадии принятия. Величина прожиточного минимума установлена Постановлением главы Администрации округа от 05.10.06г. № 274.     продолжение
–PAGE_BREAK–Наборы продуктов и услуг, входящих в «потребительскую корзину», должны систематически пересматриваться. При этом принципиальное значение для определения стоимости «потребительской корзины» имеет выбор цен на товары и услуги.
Индекс потребительских цен прожиточного минимума является относительной величиной. Он характеризует изменение стоимости минимальной «потребительской корзины», а также показывает, насколько дороже или дешевле стали реальные условия жизни для низкодоходной части населения. Индекс рассчитывается по формуле Ласпейреса.
С этих позиций определяется индексация доходов, минимального уровня заработной платы, осуществляется использование различных шкал индексации в зависимости от уровня оплаты труда. В результате может применяться:
— полная индексация. Она осуществляется в точном соответствии с индексом потребительских цен на товары и услуги;
— частичная индексация. Она осуществляется в определенной пропорции к индексу цен.
Чем выше уровень индексации доходов, тем более существенное влияние она оказывает на развитие инфляционных процессов, тем медленнее рассасывается неудовлетворенный спрос. На практике полная индексация не используется ни в одной стране. Частичная компенсация может быть весьма гибкой и дифференцироваться в зависимости от уровня оплаты труда по отраслям, отдельным группам населения, с учетом необходимости перераспределения рабочей силы и т. п.
Особенно остро вопрос об индексации стоит в отношении тех групп населения, которые имеют фиксированный уровень доходов или рост доходов которых значительно отстает от увеличения стоимости жизни (прежде всего малообеспеченные слои населения). В этих условиях необходимы дотации к растущим розничным ценам.
Дотации к розничным ценам являются результатом отклонения цен на ряд товаров ниже их стоимости. Величина дотации определяется как разница между издержками и розничными ценами на определенный круг товаров: мясо-молочная продукция, овощи, отдельные сорта рыбы, товары детского ассортимента, медикаменты и др. Ценовые дотации сознательно используются государством для поддерживания стабильного уровня розничных цен на особо важные предметы потребления. Дажб если растут издержки на их производство, потребление населения поддерживается на должном уровне. Таким образом, дотации есть метод перераспределения ресурсов государства в пользу населения.
Источниками дотаций являются налог на добавленную стоимость, акцизный налог. Данные виды налогов представляют собой результат отклонения цен на ряд товаров выше общественных затрат на их производство. Величина указанных налогов определяется как разница между розничными ценами и издержками производства для определенного круга предметов потребления: товары длительного пользования, продукция легкой промышленности, социально вредные товары (алкоголь, табак) и др. Эти налоги балансируют спрос и предложение, обеспечивают устойчивое поступление части доходов населения в государственный бюджет. Налоги используются государством в качестве инструмента перераспределения доходов в макроэкономике.
Таким образом, важно учесть все факторы, формирующие динамику потребительских цен и соответственно стоимость жизни населения. Только в этом случае могут быть определены масштабы инфляции, приняты необходимые меры по ее сдерживанию. Необходимо отказаться от политики «скрытой» инфляции. Надо открыто признать ее наличие и перейти к политике управляемой инфляции. Это будет означать контролируемый умеренный рост цен, нейтрализацию ее последствий и влияния на уровень доходов и потребления населения. Критерием эффективного управления инфляцией может быть только рост реальных доходов населения. Только на этой основе
может быть разработан действительный механизм социального контроля и социальной защиты населения от инфляционных тенденций.
В повышении уровня жизни населения в современных условиях возрастает роль социальной сферы. В ней реализуются важнейшие принципы развития человеческой личности. К ним относятся:
1) социальная справедливость, или степень социального равенства людей. Она включает их равноправное отношение к средствам производства, равноправное участие в распределении материальных благ, создание равных «стартовых» условий развития для молодежи, равные политические права и личные свободы, единство для всех прав и обязанностей;
2) социальные гарантии. К ним относятся право на труд, удовлетворение потребностей в медицинском обслуживании, в образовании, жилье, материальном обеспечении, содействии в культурном росте и отдыхе;
3) повышение материального и культурного уровня жизни всех членов общества, улучшение условий труда и быта, решение экологических проблем и охрана природы;
4) гуманизация общественных отношений на производстве, в общественно-политической жизни, в быту. Данное направление обеспечивает гармоничное сочетание многообразных интересов;
5) развитие социальной активности всех членов общества. Оно предполагает раскрытие и использование всех созидательных способностей человека, сочетание потребления материальных благ с богатой духовной жизнью;
6) гражданская сплоченность всех составляющих общество социальных слоев и групп, усиление социальной однородности общества.
Совершенствование социальной сферы открывает путь к формированию нового образа жизни, к реализации принципа социальной справедливости, к улучшению условий труда и жизни людей.

Глава 2. Анализ уровня жизни населения России.
2.1. Анализ доходов и благосостояния населения.
Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения, премии, постоянные надбавки к заработной плате и средства на командировочные расходы, пенсии, пособия и стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, поступления из финансовой системы и прочие.
  Денежные расходы населения включают расходы населения на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи  и разнообразные взносы, прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах.
  Среднемесячная заработная плата работающих в отраслях экономики определена делением начисленного фонда оплаты труда на среднегодовую численность работающих (Таблица 3). Пособия, получаемые работающими из средств социального страхования, в фонд оплаты труда и среднюю заработную плату не включаются.
  Покупательная способность денежных доходов населения – отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и выражается через товарный эквивалент среднемесячных денежных доходов населения.
  Средний размер назначенной месячной пенсии пенсионера, установленный в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», определяется делением общей суммы назначенных месячных пенсий на соответствующую численность пенсионеров.
  Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.
  Система индексов цен, рассчитываемых органами статистики, включает в себя индексы цен и тарифов на товары и услуги на потребительском рынке, цен производителей на промышленную продукцию, цен на приобретаемые предприятиями материально-технические ресурсы, цен реализации сельскохозяйственной продукции, цен в капитальном строительстве, тарифов на грузовые перевозки. Эти индексы рассчитываются по данным наблюдения за ценами товаров-представителей по выборочному кругу предприятий всех типов и форм собственности.

                                                                                                             Таблица 3
Денежные доходы и расходы населения.
2002
2003
2004
2005
Доходы:
Млрд.руб.
в % к предыдущему году
7099,9
в 8,5 р.
79949,0
в 11,3 р.
364834,1
в 4,6 р.
942354,3
в 2,6 р.
Расходы:
на покупку товаров и оплату услуг
млрд. руб.
в % к предыдущему году
5174,7
в 10 р.
55066,4
в 10,6 р.
235427,0
в 4,3 р.
663757,9
в 2,8 р.
Обязательные платежи и добровольные взносы
млрд. руб.
в % к предыдущему году
580,6
в 8,4 р.
6087,1
в 10,5 р.
24778,9
в 4,1 р.
63473,9
в 2,6 р.
Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах
млрд. руб.
в % к предыдущему году
337,7
207,4
4959,2
в 14,7 р.
23681,5
в 4,8 р.
46971,0
в 2,0 р.
Покупка валюты
млрд. руб.
в % к предыдущему году
39,2

6426,8
164,0
64552,2
в 10,0 р.
135007,0
в 2,1 р.
Превышение денежных доходов над расходами:
млрд. руб.
в % к предыдущему году
967,7
в 11,9 р.
7409,5
в 7,7 р.
16394,5
в 2,2 р.
33144,5
в 2,0 р.
  В экономико-статистическом анализе данной таблицы можно отметить следующее. Как доходы населения, так и его расходы с каждым годом продолжают расти. Но если в 2002 году разница между доходами и расходами была  967,7 млрд.руб., в 2003году увеличилась в 7,7 раза, то уже в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась всего в 2,2 раза. Мы видим явную тенденцию снижения разницы между доходами и расходами населения.[6]
  В объеме денежных доходов населения в 2003-2005 годах учтены смешанные предпринимательские доходы, в частности, участие в прибыли предприятий, доходы от реализации товаров на неорганизованном рынке, в том числе завезенных из других стран.
  В структуре доходов в 2005 году 39% составила оплата труда, социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии) занимали 17%.
  В структуре использования денежных доходов возросла доля расходов населения на покупку товаров и оплату услуг, при некотором снижении доли на покупку иностранной валюты и прироста денег на руках.
Таблица 4
Среднемесячная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций по отраслям экономики (рублей).[7]
2003
2004
2005
1
2
       3
4
Всего в экономике
58663
220351
483629
Промышленность
63447
228528
558142
Сельское хозяйство
36019
111266
225743
Строительство
77979
283295
660129
Транспорт
88361
330231
760662
Связь
62969
271448
580094
Торговля, общественное питание; материально-техническое снабжение и сбыт; заготовки
46773
173411
416038
1
2
3
4
Информационно-вычислительное обслуживание
54245
234348
504758
Геология и разведка недр, геодезия и гидрометслужба
84015
304589
694727
ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания населения
54040
212561
519504
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение
44612
167839
343745
Образование
40141
152209
306810
Культура и искусство
36374
137017
282308
Наука и научное обслуживание
39645
171720
364881
Кредитование, финансы и страхование
142557
459417
791860
Аппарат органов управления
67700
256749
532679
            В Таблице 4 приведены сведения о заработной плате рабочих и служащих по различным  и разнообразным отраслям народного хозяйства. Проанализировав данную таблицу можно видеть что заработная плата по всем отраслям без исключения росла с 2003 по 2005 годы.
Наибольшую заработную плату из года в год получают работники, занятые в кредитовании, финансах и страховании, которая составила в 2005 году 791860 рублей, а самую наименьшую заработную плату получают работники сельского хозяйства, составляющая в 2005 году 225743 рублей, что в 2,3 раза меньше, чем средняя заработная плата по отраслям экономики.

                                                                                                                      Таблица 5
Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, и средний размер назначенной месячной пенсии (на конец года).[8]
Численность пенсионеров, млн. человек
Средний размер назначенной месячной пенсии ( с учетом компенсационных выплат), тыс. руб.
2003
2004
2005
2003
2004
2005
Все пенсионеры
36,1
36,6
37,2
41,9
118,1
233,6
в том числе получающие пенсии:
по старости
29,0
29,1
29,2
44,2
126,4
249,6
по инвалидности
3,6
3,9
4,3
36,1
102,5
208,1
по случаю потери кормильца ( на каждого нетрудоспособного члена семьи)
2,4
2,4
2,4
26,6
62,0
122,2
за выслугу лет
0,1
0,1
0,2
51,8
141,2
266,4
социальные
1,0
1,1
1,1
31,0
75,4
151,8
           
     Из первой части данной таблицы видно, что численность пенсионеров из года в год растет в общем, а если рассматривать каждую категорию в отдельности, то можно сделать вывод что:
            1. численность пенсионеров, получающих пенсии по старости и по инвалидности изменяется в большую сторону, причем по старости увеличивается в среднем на 0,35%, а по инвалидности увеличивается в среднем на 0,35 млн. человек.
            2. численность пенсионеров, получающих пенсии по случаю потери кормильца не изменялась на протяжении 3-х лет, с 2003 по 2005 года. Это неплохой показатель. Так как он говорит об неизменении количества детей, которые потеряли одного или двух родителей.
            3. численность пенсионеров получающих пенсию за выслугу лет держится почти на одинаковом уровне за период 2003-2005гг., аналогичная ситуация сложилась и по социальным пенсионерам. Лишь на 0,1 млн. человек больше соответственно в 2005 году, в 2003 меньше, по численности пенсионеров, получающих социальные пенсии.
            По второй части таблицы видно, что наибольшую пенсию по всем анализируемым годам получают пенсионеры за выслугу лет, но в пересчете на количество таких пенсионеров это не самые большие затраты денежных средств. И хотя средний размер пенсии за выслугу лет больше других и составляет 266,4 тыс. руб., но наибольшие денежные затраты имеют пенсионеры, получающие пенсии по старости. Эта сумма равна 7288,32 тыс. рублей, в сравнение сумма общих денежных средств на пенсии за выслугу лет 53,28 тыс. рублей, по инвалидности 894,83 тыс. рублей, социальные 166,98 тыс. рублей, по случаю потери кормильца 293,28 тыс. рублей (данные взяты 1995 года).

                                                                                              Таблица 6
Покупательная способность денежных доходов населения (килограммов).[9]
2003
2004
2005
Говядина
41
58
50
Молоко, л
390
355
243
Яйца, шт.
1521
1551
1363
Рыба мороженая
99
83
79
Сахар-песок
100
185
141
Масло растительное
78
81
64
Маргарин
60
69
48
Картофель
399
391
302
Капуста
229
209
247
Цитрусовые
44
74
90
Хлеб пшеничный 1 сорта
291
332
251
Рис
266
275
158
Масло животное
30
43
27
    продолжение
–PAGE_BREAK–            Покупательная способность населения, их денежных доходов важный экономический показатель уровня жизни населения. Сделаем анализ данных сведений. Если взять общую картину, то наглядно видно, что с 2002 года по 2004 год покупательная способность почти по всем видам товаров росла, но в 2005 году эта способность упала, стала снижаться. Так, в 2005 году по сравнению с 2004 годом покупательная способность денежных доходов населения снизилась на говядину на 8 кг, на молоко на 112 л, на яйца на 188 шт., на рыбу мороженую- 4 кг, сахар-песок-44 кг, масло растительное-17 кг, маргарин-21 кг, картофель-89 кг, хлеб пшеничный 1 сорта- 81 кг, рис-117 кг, масло животное-16 кг. Это связано с обесцениванием рубля, и население старается больше денежных доходов вкладывать в учреждения сберегательного банка РФ.[10] Это видно по таблице 7.
                                                                                                                      Таблица 7
Вклады населения в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации (на конец года).
2003
2004
2005
Число учреждений, тыс.
38,8
37,1
34,4
Число вкладов, млн.
210,9
234,2
226,0
Сумма вкладов, млрд. руб.
3966,8
17556,9
51144,6
Средний размер вклада, руб.
18811
74981
226297
Остаток вклада на душу населения, руб.
26803
118677
345716
            Проанализировав эту таблицу наряду с предыдущей очень отлично видно, что с каждым годом за период 2003-2005 гг. размеры вкладов населения растут. Так откуда же может повысится покупательная способность денежных доходов населения, если это самое население переводит одну валюту (менее твердую) в другую, т.е. вкладывает деньги в банки.

                                                                                                                                 Таблица 8
Индексы цен в отдельных секторах экономики (в разах к предыдущему году)
2003
2004
2005
Индекс потребительских цен (1)
9,4
3,2
2,3
Индекс цен производителей на промышленную продукцию
9,9
5,1
3,4
Индекс цен реализации продукции сельскохозяйственными предприятиями
8,1
3,0
3,3
Индекс цен в капитальном строительстве
11,6
5,3
2,7
в том числе по строительно-монтажным работам
11,9
4,7
2,5
Индекс тарифов на грузовые перевозки
18,5
7,6
3,2
     Индекс потребительских цен измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде.
    Расчет производится еженедельно, ежемесячно, нарастающим итогом за период с начала года на базе статистических данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен в государственной, муниципальной и частной торговле, а также в сфере услуг на основе фактически сложившегося уровня потребления за предыдущий год в Российской Федерации. Индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в экономике.

                                                                                                                      Таблица 9
Индексы цен на отдельные группы товаров (декабрь к декабрю предыдущего года; в разах)
2003
2004
2005
Все товары
8,3
2,9
2,2
Продовольственные товары
9,0
3,1
2,2
Мясо и птица
11,9
2,8
2,3
Колбасные изделия
12,2
3,0
2,2
Мясные консервы
6,6
2,7
2,1
Рыбопродукты
8,4
3,0
2,1
Масло животное
7,1
5,1
1,5
Масло растительное
7,8
3,8
1,9
Молоко и молочные продукты
13,1
4,2
2,3
Сыр
8,4
3,4
2,4
Яйца
11,5
3,8
2,1
Сахар-песок
6,0
3,2
2,0
Кондитерские изделия
7,3
2,8
2,1
Хлеб и хлебобулочные изделия
10,6
4,1
3,2
Крупа и бобовые
4,8
4,0
2,9
Макаронные изделия
8,0
4,1
2,4
Алкогольные напитки
7,5
2,2
2,3
Непродовольственные товары
7,4
2,7
2,2
Хлопчатобумажные ткани
6,0
2,9
3,1
Шерстяные ткани
5,2
2,5
2,6
Шелковые ткани
5,2
2,4
2,7
Льняные ткани
4,8
2,6
2,9
Одежда
7,4
2,7
2,2
Верхний трикотаж
5,8
2,3
1,9
Бельевой трикотаж
9,0
2,7
2,5
Чулочно-носочные изделия
9,0
3,3
2,3
Кожаная, текстильная и комбинированная обувь
6,8
2,3
2,1
Моющие средства
10,0
4,6
2,1
Парфюмерия
6,2
3,5
2,1
Галантерея
9,1
2,5
2,1
Табачные изделия
4,1
1,9
2,8
Телерадиотовары
4,6
2,4
1,7
Электротовары
5,4
2,4
2,0
Строительные материалы
10,8
3,2
2,5
Мебель
6,7
2,7
2,2
Часы
5,7
2,4
2,3
Ювелирные изделия
6,9
2,7
1,9

                                                                                                                                 Таблица 10
Индексы цен (тарифов) на отдельные группы платных услуг населению (декабрь к декабрю предыдущего года; в %).
2004
2005
Платные услуги населению — всего
622
332
в том числе
бытовые
332
221
пассажирского транспорта
799
300
Связи
762
318
жилищно – коммунальные
1044
492
жилищного хозяйства
1328
379
Коммунальные
986
516
по содержанию детей в дошкольных учреждениях
404
270
учреждений культуры
464
211
туристско-экскурсионные
350
202
санаторно-курортных и оздоровительных учреждений
346
259
Здравоохранения
393
263
физической культуры и спорта
370
262
правового характера
295
298
                                                                                                                                 Таблица 11
Распределение населения по среднедушевому денежному доходу в 2005 году.
Млн. человек
В % к итогу
1
2
3
Все население
148,2
100
в том числе со среднедушевым денежным доходом в месяц, тыс.руб.
 до 100,0
2,9
2,0
100,1-150,0
7,5
5,0
150,1-200,0
11,0
7,5
200,1-250,0
12,6
8,5
250,1-300,0
12,9
8,7
300,1-350,0
12,2
8,2
350,1-400,0
11,2
7,5
400,1-450,0
10,0
6,8
450,1-500,0
8,8
5,9
500,1-600,0
14,3
9,7
600,1-700,0
10,7
7,2
700,1-800,0
8,0
5,4
800,1-900,0
6,0
4,1
900,1-1000,0
4,5
3,0
1000,1-1100,0
3,4
2,3
1100,1-1200,0
2,6
1,7
1200,1-1300,0
2,0
1,3
1300,1-1400,0
1,5
1,0
1400,1-1500,0
1,2
0,8
свыше 1500,0
4,9
3,4

2.2. Анализ дифференциации доходов населения.
    В течение 90-х годов в России произошли существенные изменения в до­ходах населения. Увеличилось многообразие доходов, усложнилась их струк­тура, явно усилилась дифференциация. Реальные доходы населения система­тически снижаются. В связи с этим многие предприятия, которые производят потребительские товары, столкнулись не только с конкуренцией импортных то­варов, но и с неплатёжеспособным спросом многих категорий населения. Рас­полагающие же более значительными доходами группы населения, как прави­ло, направляют свои доходы на сбережения, приобретение недвижимости и иностранной валюты. Используя свои доходы, люди могут часть их тратить на приобретение дополнительного объема факторов производства. Например, се­мья может вложить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семей, то есть та собственность, которой они владеют (за вычетом долгов, которые сделала семья, чтобы приобрести эту собственность). Скажем, если семья взяла деньги в банке, чтобы купить магазин и вернула банку пока только 50% долга и процентов на одолженные деньги, то в состав ее богатства войдет соответственно только 50% цены этого магазина.
    Основные показатели дифференциации доходов изменялись следующим образом. Коэффициент Джини, который показывает степень неравномерности распределения населения по уровню денежных доходов. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых и 10% наименее обеспеченных граждан. В 2005 году на 10% наиболее обеспеченного населения приходится 33,1%денежных доходов, а 10% наименее обеспеченных имеют всего 2,5% денежных доходов.12 В феврале 2005 на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходи­тся 29,5% общего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обес­печенного населения — 2,7%. Исходя из выше названного, можно сделать вывод, что, несмотря на сложность ситуации, дифференциация доходов населения всё-таки имеет тенденцию к сокращению. В течение многих лет, независимые эксперты с регулярной периодичностью пытались доказать, что уровень денежных доходов населения России существенно выше, тех оценок, которые делает Государственный комитет по статистике РФ. Разброс экспертных оценок составляет от 30 до 100% превышения над официальными данными. До последнего времени Госкомстат все эти выпады просто игнорировал.
       По величине разрыва в уровне доходов Россия попала в зону повышенно­го риска. Этот разрыв на 40% связан с различиями в оплате труда, на 7% — с дифференциацией социальных трансфертов и на 53% — с дифференциацией доходов за счёт предпринимательской деятельности, собственности и прочих источников. Основную часть населения России составляют низкодоходные группы, поэтому решение проблемы неравенства доходов в значительной сте­пени сводится к сокращению численности бедных слоев населения.
Экономисты пришли к выводу, что предел социальной напряжённости на­ступает в тот момент, когда беднейшие 40% населения получают менее 12-13% общей суммы доходов. Сейчас в России в низкодоходной группе оказалось по­давляющее большинство работников сферы образования, здравоохранения и культуры. В 2004 году средняя заработная плата работников системы кредито­вания, финансов, страхования достигла 178, 5% от среднего общероссийского уровня, органов управления — 134, 9%, тогда как заработная плата сельскохо­зяйственных рабочих составила 44% к общероссийскому уровню, образования -54, 3%, культуры — 56, 6%, здравоохранения — 66,8%, науки и научного обслу­живания-90,1%.13
   Неравенство доходов — это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение повышения его благосостояния. Россия не достигла того уровня, при котором происходит сглаживание социальных различий, нормальное для многих европейских стран.
    В течение многих лет, независимые эксперты с регулярной периодичностью пытались доказать, что уровень денежных доходов населения России существенно выше, тех оценок, которые делает Государственный комитет по статистике РФ. Разброс экспертных оценок составляет от 30 до 100% превышения над официальными данными. До последнего времени Госкомстат все эти выпады просто игнорировал.
    В сентябре, в газете «Ведомости» появился материал, в котором со ссылкой на исследование маркетингового агентства Interactive Research Group, говорилось о том, что потребительский рынок России на 100 миллиардов долларов (на 60-70%) больше, чем его оценивает Госкомстат. На это «Ведомостям» счел необходимым ответить сам председатель Госкомстата Владимир Соколин: «Непонятно, по какой методике они считают. Если полагаться на их выводы, то ВВП России должен оказаться примерно в два раза больше, равно как и объем денежной массы, рассчитываемый Центральным банком»
2.3. Анализ потребления.
Используя соотношения цен на товары для разных групп населения можно эффективно контролировать присутствие на потребительском рынке малосостоятельных контингентов покупателей и динамику изменения их доли в общей численности потребителей. Так среди спиртных напитков эффективным индикатором выступает отношение цены на шампанское к цене на водку. В группе безалкогольных напитков имеется существенная разница в спросе состоятельных и бедных слоев населения на импортные напитки с одной стороны, отечественные напитки и минеральную воду, с другой. Такими же индикаторами являются соотношения цен на полукопченую колбасу или мясные консервы с ценами на вареную колбасу; цен на сметану и цен на молоко; соответственно — цен твердых и плавленных сыров; натуральных рыбных консервов и консервов в томате.
При исследовании этих соотношений отчетливо проявляется зона максимальных спросовых ограничений на продукцию, приобретаемую населением с низкими доходами в Черноземье, аграрном Поволжье и на Кавказе. При сдерживании, отчасти даже административном, роста цен на наиболее значимые для бедных слоев населения продукты, цены на более качественные товары практически не отличались от таковых в развитых регионах.
Наибольшее внимание к питанию массовых контингентов населения власть уделяет в связи с проблемой прожиточного минимума. Предложения разных ведомств (Госкомстат, Госкомтруд, профсоюзы), института социально-экономических проблем народонаселения по минимальным продовольственным наборам различаются весьма незначительно, на 3-6% по разным продуктовым группам. Это отличие мотивировалось допущениями о непродолжительности периодов жизни на уровне прожиточного минимума, которые возникают как временное явление (2-3 года), характерное для небольшой части населения. Среди факторов, оказывающих наиболее значительное влияние на показатели здоровья населения, чрезвычайно важную роль играет структура питания населения.

Анализ реальных объемов потребления продовольствия в регионах России следует начать с хлеба и хлебопродуктов. Для оценки использованы данные Госкомстата по потреблению основных продуктов питания в период с 1995 по 2005 годы. В силу того, что в этот период наблюдались весьма существенные колебания показателей среднедушевого потребления разных категорий продуктов, вызванные не столько физиологическими потребностями, сколько динамикой экономической конъюнктуры и покупательной способности населения для карты был использован максимальный из показателей, зафиксированный в каждом регионе за этот период.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Минимальное количество хлеба и хлебопродуктов потребляется в индустриально развитых центрах страны, а также в регионах не имеющих развитого земледелия (горные районы Кавказа). Наибольшее количество хлеба потребляется населением областей центральной части Европейской России, в которых преобладает аграрная направленность экономики (максимум в Черноземье). Можно сказать, что потребление хлеба возрастает в районах с наибольшим распространением традиционных форм русского сельского хозяйства (зерновое хозяйство в сочетании со стойловым животноводством).
Если проанализировать потребление мяса и мясопродуктов в регионах России, то можно отметить отчетливую биполярность. Максимумы потребления этих продуктов приходятся на столичные центры (Москва и С-Петербург) и на северные регионы страны, где значительную часть составляет промыслово-скотоводческое население.

Помимо политически традиционной поддержки столичных центров на высоком уровне потребления мяса, здесь сказывается еще один серьезный фактор — высокая концентрация наиболее трудоспособного и экономически активного населения. Физиологическая потребность в мясных продуктах у взрослых мужчин выше средней на 10%, а у молодых и того выше — на 38%. Кроме этого в условиях лучшей адаптации к кризису и более высоких заработков население столичных центров располагало и более высокой покупательной способностью.
Если потребление хлеба и мяса распределяется по регионам страны в некотором соответствии с распределением традиционных форм ведения сельского или промыслового хозяйства, то потребление фруктов в значительной степени сформировано системой дальних поставок импортной продукции в районы с высоким платежеспособным спросом (опять же столичные центры, топливодобывающие регионы, промышленные районы Урало-Поволжья). [11]

Доля собственного производства фруктов в большинстве регионов очень мала. Она заметна лишь в нескольких черноземных областях (Тульская, Орловская, Липецкая), отчасти в Поволжье. Минимум фруктов потребляет население с преобладанием в сельском хозяйстве скотоводческого типа, а также в тех областях Европейского центра, где отсутствуют крупные промышленные города, а в сельской местности садоводство уже не имеет товарных масштабов.
Таким образом, даже самые общие показатели потребления продуктов питания отчетливо демонстрируют существенные различия в структуре питания между группами населения, проживающими в разных типах населенных пунктов и ведущими разный образ жизни. Более детальное исследование этих различий можно провести статистическими методами при сравнении среднедушевых объемов потребления продуктов питания с численностью групп населения с разными условиями проживания и родом деятельности.
По результатам анализа выделена группа базовых соотношений в потреблении основных типов продуктов, которые статистически коррелировали с численностью каждой группы населения в разных регионах. Так в регионах со значительной численностью живущих в мегаполисах характерна высокая роль молока и яиц в структуре питания. Для жителей деревень — наибольшая масса потребляемых питательных веществ, население промыслово-скотоводческих поселков меньше других потребляет овощей, жители малых и средних городов — хлеба и картофеля.
   Если сопоставить среднюю стоимость минимальных продовольственных наборов, соответствующих городскому и сельскому типам питания, то помимо разницы в углеводном и белковом наполнении можно выделить существенно больший валовой объем продуктов, необходимых при углеводном типе питания. В свое время одним из аргументов за “углеводную” корзину являлась более низкая стоимость входящих в нее продуктов. Однако, полная стоимость более углеводных продовольственных наборов, потребляемых сельским населением, практически на всей территории России оказывается более высокой, чем стоимость более белковой продовольственной корзины горожан. Таким образом, равноценное питание обходится сельским жителям дороже, чем горожанам.

В промышленно развитых центрах Европейской части, на севере и в Сибири обнаруженный диспаритет цен не имеет серьезных социальных последствий из-за малого числа сельских жителей. На юге Сибири, Урала и в Поволжье, где сельское население достаточно многочисленно, разрыв в стоимости минимальных наборов для городского и сельского типов питания не столь велик. Особенно существенные социальные последствия дисбаланс потребительских цен в пользу городов имеет опять же в Черноземье, где численность сельского населения наиболее значительна. Похоже, что и рыночное ценообразование не помогло преодолеть инерцию политики по поддержке промышленности в ущерб сельскому хозяйству. Фактически в России сложилось косвенное налогообложение сельских жителей в расчете на их традиционное “самопрокормление”.

Глава 3. Программа повышения уровня жизни населения России.
3.1. Программа повышения уровня жизни населения.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, проект которой опубликован на официальном сайте Правительства РФ, направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе.
Цели и задачи деятельности Министерства на 2007-2009 годы определены на исходя из посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006г. № 38-р, и направлены на обеспечение достижения следующих целей Правительства Российской Федерации:
— повышение материального уровня жизни населения;
— повышение уровня здоровья населения;
— обеспечение потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке;
— обеспечение продуктивной занятости и достойных условий труда;
— воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов.
Миссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в свете реализации конституционных гарантий и прав граждан Российской Федерации на базе положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) заключается в содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения.
Исходя из системы целей Правительства Российской Федерации и функций, исполняемых Министерством, на 2007-2009 годы определены следующие цели Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
1. Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.
3. Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
4. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов.
5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.
3.2. Основные мероприятия повышения уровня жизни населения.
С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, главными направлениями работы в социальной сфере в предстоящий период будут:
— решение демографических проблем на основе повышения рождаемости и сокращения смертности;
— реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в целях повышения доступности и качества медицинской помощи;
— поддержка старшего поколения на основе повышения уровня пенсионного обеспечения и эффективности предоставляемой социальной помощи.
Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими мерами социальной направленности, прежде всего по повышению заработной платы и увеличению занятости населения, будут способствовать решению главной задачи – последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальных услуг.
1. Цель – улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Данная цель направлена на постепенную стабилизацию численности населения страны на основе создания условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и упорядочения миграции населения на оказание помощи и поддержки семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; на защиту прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения цели потребуется повысить эффективность деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографических процессов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, улучшения здоровья населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, миграции населения и иных аспектов демографического развития.
Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2007-2009 годы в достижении вышеуказанной цели являются:
— содействие созданию благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми;
— содействие снижению смертности, в первую очередь от неестественных причин;
— укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
1.1. Содействие созданию благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми.
— увеличены размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
— предоставлен материнский (семейный) капитал в размере 250 тыс. рублей (с последующей индексацией этой суммы с учетом инфляции) женщинам при рождении второго ребенка или третьего и последующих детей при наличии с 1 января 2007 года двоих и более детей.
— введены выплаты родителям компенсации затрат на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
— введены меры материальной поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот.
— введена ежегодная диспансеризация 200 тысяч детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях (домах ребенка, детских домах, школах-интернатах) системы здравоохранения и образования.
— увеличена с 7000 до 10000 рублей стоимость родового сертификата.  Дополнительные средства будут направлены на обеспечение беременных женщин витаминами, микронутриентами и железосодержащими препаратами, а также на поощрение персонала родильных домов и детских поликлиник по месту жительства детей с учетом объема и качества медицинских услуг, а также мнения матери ребенка.
1.2. Содействие снижению смертности, в первую очередь от неестественных причин.
В соответствии Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года Министерством будет подготовлена программа снижения предотвратимой смертности и травматизма населения Российской Федерации, в том числе на производстве.
На снижение смертности от предотвратимых причин и профилактику наиболее распространенных заболеваний направлены мероприятия приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
В рамках данного направления предложено расширить приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения и приступить в 2008 году к реализации мероприятий по:
— совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
— совершенствованию организации медицинской помощи при острых отравлениях;
— совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями.
Реализация указанных мероприятий позволит в 2 раза снизить летальность от дорожно-транспортных происшествий и острых отравлений, сократить смертность от сосудистых заболеваний до 280 случаев на 100 тысяч населения.
Основными мероприятиями в части снижения смертности пострадавших от дорожно-транспортных происшествий являются: 
— обеспечение своевременности оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
— модернизация оснащения учреждений, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Основными мероприятиями в части снижения смертности при острых отравлениях являются:
— повышение доступности медицинской помощи за счет создания сети информационно-консультативных токсикологических центров, в первую очередь в территориях с наиболее высокими показателями смертности от отравлений;
— улучшение экстренной диагностики, в том числе отравлений алкоголем, суррогатами, техническими жидкостями, наркотиками за счет поэтапного создания новых и дооснащения действующих химико-токсикологических лабораторий в каждом субъекте Российской Федерации;
— оснащение токсикологических центров аппаратами «искусственная почка», позволяющими повысить эффективность лечения отравлений, в том числе суррогатами алкоголя и техническими жидкостями, а также последствий острых отравлений и хронической алкогольной интоксикации.
Основным мероприятием в части снижения смертности больных с сосудистыми заболеваниями является создание центров малоинвазивной хирургии на базе учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации, поставка в них ангиографического оборудования, обеспечение переподготовки врачей и медицинских сестер.
1.3. Укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Увеличение числа и повышение качества социальных услуг, предоставляемых семье и детям, сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей, сокращение притока детей в учреждения интернатного типа требует проведения планомерной профилактической работы с семьей через разветвленную сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, создания условий для их эффективного функционирования, совершенствования форм замещающей семьи и жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках данной задачи решаются проблемы:
 – предупреждения семейного неблагополучия и профилактики социального сиротства;
— социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни в обществе;
— организации отдыха и оздоровления детей. 
Для решения задачи предупреждения семейного неблагополучия и  профилактики социального сиротства предусматривается реализация следующих мероприятий:
— профилактика социального сиротства, развитие технологий раннего выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
— развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
— разработка и внедрение методик по сопровождению семей усыновителей, опекунов, замещающих семей, технологий социального патроната и профессионального сопровождения  семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
 – повышение качества и увеличение спектра услуг, предоставляемых несовершеннолетним и их семьям;
— научно-методическое обеспечение работы по предупреждению семейного неблагополучия, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— совершенствование механизма межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений.
Для решения задачи социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни в обществе предусматривается реализация следующих мероприятий:
— организационно-методическое обеспечение реабилитации, воспитания детей-инвалидов в семье и их социальная адаптация;
— развитие и актуализация федерального банка данных о детях с ограниченными возможностями;
    продолжение
–PAGE_BREAK– — внедрение современных технологий и форм реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями;
— социальная интеграция и профессионально-трудовая реабилитация детей-инвалидов;
— обеспечение обучения родителей детей-инвалидов методикам реабилитации, оказание им психолого-педагогической и юридической помощи;
— научно-методическое решение проблем детской инвалидности.
2. Цель – повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.
Данная цель носит межведомственный характер и требует четкого взаимодействия различных федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Достижение данной цели в полном объеме возможно только при устойчивом экономическом росте, снижении темпов инфляции, проведении сбалансированной налоговой политики. Уровень достижения цели зависит также от своевременного выделения в полном объеме бюджетных средств (как из федерального, так и из региональных бюджетов), предусмотренных на реализацию соответствующих программ, средств государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации).
Повышение благосостояния населения в значительной степени связано с ситуацией на рынке труда и занятостью населения.
Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в достижении вышеуказанной цели являются:
— содействие росту заработной платы;
— содействие улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования;
— развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. 
2.1. Содействие росту заработной платы.
В рамках данной задачи Министерство подготавливает предложения по:
— повышению минимального размера оплаты труда, поэтапному приближению минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения;
— увеличению уровня заработной платы работников федеральных бюджетных организаций с целью сближения среднего размера оплаты труда бюджетников с размерами заработной платы, сложившимися во внебюджетной сфере;
— совершенствованию систем оплаты труда работников федеральных бюджетных организаций.
В 2007 году будет проводиться индексация заработной платы работников бюджетной сферы в размерах, обеспечивающих выполнение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации о повышении к 2008 году (по сравнению с 2005 годом) реальных доходов этих работников не менее чем в 1,5 раза. Индексация размеров оплаты труда работников бюджетной сферы в 2008-2009 годах должна обеспечить рост реальной заработной платы не ниже, чем в целом по стране и стабилизацию соотношения между размерами оплаты труда бюджетников и по экономике в целом на уровне, достигнутом в 2007 году. 
2.2. Содействие улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования.
В рамках данной задачи Министерство подготавливает предложения по:
— повышению уровня пенсионного обеспечения с целью доведения к концу 2009 года размера среднегодовой социальной пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера;
— стимулированию граждан к активному участию в дополнительном пенсионном страховании;
— развитию системы негосударственного пенсионного обеспечения населения и профессиональных пенсионных систем.
Данная задача направлена на повышение в долгосрочной перспективе уровня пенсионного обеспечения за счет формирования дополнительных пенсионных накоплений гражданами в рамках системы обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, а также работодателями для лиц, занятых в особых условиях труда, в рамках профессиональных пенсионных систем, при условии обеспечения долгосрочной финансовой, политической и социально-экономической стабильности в стране, эффективного развития и повышения надежности финансовых рынков, на которых размещаются средства пенсионных накоплений.
В числе конкретных мер, направленных на реализацию данной задачи:
— принятие законодательных актов, предусматривающих введение дополнительного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования, создание профессиональных пенсионных систем и нормативно-правовое обеспечение их функционирования;
— обеспечение реализации права граждан на добровольную уплату дополнительных страховых взносов, выбора негосударственной организации для управления средствами пенсионных накоплений, а также мер по надлежащему персонифицированному учету приобретаемых прав в системе обязательного пенсионного страхования.
2.3. Развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. 
В 2007-2009 годах предусматривается провести работу по переориентированию деятельности системы органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи семьям, находящимся за чертой бедности. Будут разрабатываться и внедряться информационные технологии и эффективные методики адресной социальной помощи и содействия бедным семьям, хорошо зарекомендовавшие себя в российской и международной практике.
Программы помощи бедным будут носить комплексный характер и предусматривать сочетание материальной помощи бедным с мерами по социальной интеграции и повышению конкурентоспособности на рынке труда. Это предполагает наличие тесной координации деятельности органов социальной защиты с органами занятости населения и органами, осуществляющими предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи, на основе совместного планирования и реализации социальных программ и использования единых баз данных о бедных домохозяйствах.
Особое внимание будет уделено обеспечению эффективного взаимодействия органов социальной защиты и занятости населения с негосударственными организациями, чья деятельность направлена на оказание помощи нуждающимся категориям населения, а также с представителями делового сообщества. Предстоит обеспечить развитие механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих объединять средства государства и частных благотворителей, а также привлекать негосударственные организации для совместной разработки и реализации программ сокращения бедности на условиях государственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах.
Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данной стратегической цели задач, должно стать существенное сокращение бедности, снижение дифференциации в денежных доходах как между группами населения, так и между регионами.
3. Цель – повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. 
В рамках реализации указанной цели предусматривается решить следующие тактические задачи: 
— повышение эффективности функционирования системы здравоохранения;
— обеспечение доступности и качества медицинской помощи[7];
— улучшение состояния здоровья детей и матерей 7;
— обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
— предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.
3.1. Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения.
В соответствии с Бюджетным Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2007 году» и перечнем поручений   Президента   Российской  Федерации  от  28 марта  2006  года № 488-Пр по вопросам развития российского здравоохранения в 2006-2008 годах предусматривается:
— завершить на основе стандартизации отработку финансирования, в первую очередь, стационарных медицинских учреждений с ориентацией на конечный результат, с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование;
— определить источники и порядок финансирования расходов на проведение мероприятий, по переводу стационарных медицинских учреждений на преимущественно одноканальное финансирование в пилотных территориях;
— выработать механизм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере управления здравоохранением и источников финансирования здравоохранения на основе системы персонифицированного учета расходов в сфере социального страхования, связанного с медицинской, санаторно-курортной, лекарственной помощью населению.
Показателями задачи «Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения» являются: объем амбулаторно-поликлинической помощи; объем стационарной помощи; объем помощи в дневных стационарах всех типов; объем оказанной скорой медицинской помощи; уровень госпитализации; длительность пребывания в круглосуточных стационарах; доля финансирования здравоохранения через систему ОМС в общем объеме государственного финансирования здравоохранения.
3.2. Обеспечение доступности и качества медицинской помощи. 
Доступность и качество медицинской помощи будут обеспечиваться за счет повышения структурной эффективности функционирования системы здравоохранения, переориентации части объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический этап с более широким развитием ресурсосберегающих, стационарозамещающих технологий, развития первичной медико-санитарной помощи, которая создает условия для улучшения и сохранения здоровья населения.
На решение данной задачи направлены мероприятия, осуществляемые в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, основные мероприятия и параметры которого утверждены решениями президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов от 21 декабря 2005 года (на 2007 год) и от 27 июня 2006 года (на 2008-2009 годы).
По направлению «Развитие первичной медико-санитарной помощи» предусматривается:
— осуществление ежемесячных денежных выплат врачам общей (семейной) практики, врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и медицинским сестрам  врачей общей (семейной) практики, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам  скорой медицинской помощи с учетом объема и качества оказываемой медицинской помощи;
— дополнительная подготовка врачей по специальностям «общая врачебная практика (семейная медицина)», «терапия», «педиатрия»;
— оснащение амбулаторно-поликлинических учреждений муниципального уровня диагностическим оборудованием, службы скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом;
— проведение дополнительной иммунизации населения в рамках Национального календаря профилактических прививок, в том числе против гриппа;
— проведение мероприятий по профилактике, выявлению и лечению инфицированных вирусом иммунодефицита человека, гепатитом В и С;
— введение дополнительных скрининговых программ обследования новорожденных детей на галактоземию, муковисцидоз и адреногенитальный синдром;
— проведение диспансеризации работающего населения по дополнительным программам, в том числе занятых на производствах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
— дополнительная оплата первичной медико-санитарной помощи, оказываемой работающим гражданам и неработающим пенсионерам.
3.3. Улучшение состояния здоровья детей и матерей.
Задача направлена на создание условий для рождения здоровых детей,  сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах их развития, сохранение и укрепление здоровья женщин, в том числе беременных, репродуктивного здоровья населения, снижение показателей материнской, младенческой и детской заболеваемости и смертности, предупреждение инвалидности у детей.
Предусматривается реализация следующих мероприятий:
— разработка законодательных, нормативно-правовых и ведомственных актов по приоритетным направлениям развития службы материнства и детства, охраны репродуктивного здоровья;
— укрепление материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения и обеспечение их специализированным автотранспортом;
— внедрение  новых организационных ресурсосберегающих, перинатальных и репродуктивных технологий;
— расширение и интенсификация профилактической деятельности, включая  диспансеризацию детей, массовое обследование новорожденных детей на наследственные заболевания;
— развитие перинатальной помощи, создание сети современных перинатальных центров, оказывающих специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь матерям и детям;
— организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации акушеров-гинекологов, педиатров, неонатологов, терапевтов, детских хирургов и других специалистов, оказывающих медицинскую помощь матерям и детям;
— научно-методическое обеспечение решения проблемы сохранения и укрепления состояния здоровья детей и матерей;
— организационно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение мероприятий, направленных на сохранение и улучшение состояния здоровья детей и матерей.
Мероприятия, направленные на решение данной задачи, включены приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения и в федеральную целевую программу «Дети России на 2007-2010 годы».
3.4. Обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. 
В условиях совершенствования деятельности амбулаторно-поликлинической службы, оптимизации оказания первичной медико-санитарной помощи на основе ресурсосберегающих технологий предусматривается обеспечить содействие повышению уровня удовлетворенного спроса населения на медицинскую продукцию, входящую в утвержденный перечень. В целом будет совершенствоваться программа дополнительного лекарственного обеспечения населения, особенно, его неработающей категории.
В рамках данной задачи Министерство организует и проводит работу в области:
— совершенствования перечня лекарственных средств, включая лекарственные средства, рекомендуемые к амбулаторному отпуску отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— развития программ дополнительного лекарственного обеспечения для различных слоев населения (определение потребности в лекарственных средствах, внедрение механизмов реализации дополнительного лекарственного обеспечения, адресного его предоставления);  
— утверждения порядка хранения, рационального назначения, выписывания рецептов и отпуска лекарственных средств;
— разработки нормативных правовых актов по вопросам регистрации  и государственного контроля лекарственных средств;
— совершенствования нормативно-правового регулирования по вопросам, касающихся установления порядка аннулирования регистрации лекарственных средств, признанных некачественными или опасными для жизни и здоровья пациента, и порядка отзыва из обращения некачественных лекарственных средств.
Достижение качества и безопасности лекарственных средств обеспечивается за счет внедрения международных стандартов производства лекарственных средств, лицензирования и аккредитации в области производства лекарственных средств; усиления мер по борьбе с фальсифицированными и недоброкачественными лекарственными средствами в сфере обращения лекарственных средств.
Мероприятия по решению данной задачи будут включены в ведомственные целевые программы «Обеспечение безопасности, эффективности и качества лекарственных средств», «Обеспечение государственного контроля предоставляемой населению медицинской помощи».
3.5. Предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний. 
В соответствии с указанной задачей Министерством, подведомственными федеральными службами и федеральными агентствами, совместно с РАМН проводятся:
— комплексные профилактические мероприятия по снижению уровня заболеваемости неинфекционными болезнями на основе динамического наблюдения за состоянием здоровья населения и факторами среды обитания;
— мероприятия по снижению заболеваемости инфекционными болезнями, в первую очередь, наиболее массовыми и управляемыми инфекциями, ликвидация кори и поддержанию статуса Российской Федерации как страны, свободной от полиомиелита;
    продолжение
–PAGE_BREAK–