Индийско-израильские отношения развивались за последнее десятилетие быстрыми темпами. За эти годы Индии и Израилю удалось создать определенный фундамент для сотрудничества в политической, торгово-экономической и военной сферах. Был подписан целый ряд соглашений, регулирующих взаимодействие Индии и Израиля во всех сферах.
Израиль на сегодняшний день является одним из крупнейших инвесторов в экономику Индии, важным поставщиком вооружений. Создаются совместные предприятия в сферах сельского хозяйства, медицины, телекоммуникаций, энергетики, включая использование нетрадиционных источников энергии. Достижения Израиля в сфере высоких технологий, сельского хозяйства, военных разработок эффективно востребованы в стремительно развивающейся Индии.
По мнению консервативной газеты Jerusalem Post, Индия превращается в одного из основных стратегических союзников Израиля. Отношения с сильной Индией чрезвычайно важны и для Израиля в политическом аспекте: они находят ему союзника вне Американского континента.
Внутренние и геостратегические изменения заставили Индию установить в 1992 г. дипломатические отношения с Израилем. На пересмотр позиции Индии к нему повлияло несколько факторов, прежде всего Война в заливе 1991 г., которая сильно подорвала единство арабского мира, и, безусловно, окончание холодной войны. Долгое время развитие отношений с арабскими странами оставалось приоритетным для Индии, и все попытки, предпринимавшиеся израильским руководством установить более тесные взаимоотношения, игнорировались Дели. Однако ситуация резко поменялась в 1998 г., и сегодня Индия выступает в качестве одного из основных партнеров Израиля.
С мая 2004 г. после победы на выборах в индийский парламент «Объединенного прогрессивного альянса» (ОПА) во главе с Индийским Национальным Конгрессом (ИНК) в индийско-израильских контактах наблюдалось временное затишье. Многие предсказывали окончание периода бурного развития отношений двух стран.
Опасения Израиля по поводу смены власти в Индии и приоритетов ее внешней политики во многом оказались напрасными, хотя поводов для волнения было достаточно. Новая власть признала необходимость дальнейшего тесного сотрудничества с Израилем. Смерть Ясира Арафата в ноябре прошлого года сняла у индийского правительства все сомнения по поводу необходимости продолжения контактов с Израилем. Индия будет развивать отношения с еврейским государством во всех областях. По мнению индийских политологов, политика их страны на постарафатовском Ближнем Востоке будет заметно отличаться от предыдущего курса.
В ближневосточном конфликте ИНК традиционно принимал сторону палестинцев. Корни пропалестинской политики находятся в 20-х годах, когда взгляды индийских и палестинских националистов совпали в их антипатии к сионизму. Напомню, Израиль не имел официальных дипломатических отношений с Индией до 1992 г. Известно, что наиболее успешное развитие индийско-израильских отношений приходится на период после 1998 г., когда в Индии к власти пришла правая Бхаратия джаната парти (БДП) в коалиции с несколькими малыми партиями. Именно тогда Индия перешла от традиционной проарабской внешней политики к курсу на сближение с США и Израилем. Только после 1998 г. отношения с Израилем приобрели открытость и публичность. Вдобавок к этому после ядерных испытаний в Индии Израиль проявил себя как настоящий стратегический союзник, не став вслед за странами Запада открыто критиковать Индию за проведенные испытания. Во время военных столкновений Индии и Пакистана в 1999 г. Израиль предоставлял Индии ценную информацию, полученную со своих военных спутников, чем сильно помог Индии1. Не стоит также забывать, что сегодня Израиль – второй после России поставщик вооружений в Индию, верный союзник в борьбе с терроризмом, главный поставщик антитеррористического оборудования (систем электронного наблюдения). Индия просто не могла отказаться от такого партнера, поэтому кардинально индийская политика по отношению к Израилю после выборов в мае 2004 г. не поменялась. Последние события, о которых речь пойдет ниже, – явное тому подтверждение.
Тем не менее на пути сближения Индии и Израиля появлялись преграды. В Индии периодически нарастают антиизраильские настроения. Так например, визит А.Шарона в Индию в 2003 г. оказался очень своевременным и положительно сказался на развитии отношений. Визит состоялся как раз во время нарастания критики в индийском обществе израильских методов противодействия интифаде. Начало интифады Аль-Акса в 2000 г., надо сказать, ознаменовало новый виток антиизраильских настроений в Индии. Коммунистическая партия вообще требовала отзыва индийского посла из Тель-Авива. Поэтому результаты индийских выборов в мае 2004 г. и вызвали у Израиля столько опасений. И действительно, в первом же после выборов выступлении представителя МИДа Индии прозвучало заявление о том, что теплые отношения с мусульманскими государствами крайне ценны для Индии2. Критика политики Израиля в Палестине стала заметно жестче. Однако похолодание отношений Израиля с правительством, сформированным ОПА, оказалось не столь серьезным и продолжительным. Разногласия не были очень глубокими, гораздо весомее работали факторы на сближение. Уже в ноябре 2004 г. страны обменялись визитами высокопоставленных лиц. Основными вопросами стали совместная борьба с терроризмом, сотрудничество по ВТС. Визит Эхуда Ольмерта, заместителя премьер-министра Израиля, в Индию в следущем месяце также положительно сказался на политическом сближении. Возобновились поставки оружия, Israel Military Industries (IMI) объявила о заключении новых контрактов (см. ниже). Все это подтвердило намерения двух стран к развитию двусторонних отношений. Недавние выборы в Палестине, несколько снизившие напряженность на Ближнем Востоке, также повлияли на пересмотр позиции ОПА в отношении Израиля3. Данные факты полностью снимают неуверенность политиков по поводу будущего индийско-изра-ильских отношений.
Важно упомянуть, что связи с Израилем помогают Индии наладить диалог с США, с которыми у индийского правительства имеется огромное количество противоречий. Они касаются иранской ядерной программы, сирийского финансирования терроризма и других проблем. Индийские политики осознают, что связи с Израилем – вероятно, единственный путь к сближению с Вашингтоном. Причем сегодня речь, возможно, идет о создании военно-политической оси Вашингтон – Дели – Тель-Авив4.
К тому времени, как Индия и Израиль установили дипломатические отношения, экономика Индии уже была открыта для большинства стран мира. Специалисты видели огромный потенциал в торговых связях между двумя странами. С 1992 г. они регулярно обменивались торговыми делегациями. На данном этапе выявились приоритеты каждой из сторон. Индийцы ориентируются на расширение контактов с израильтянами в области высоких технологий. Израиль намерен экспортировать в Индию электронное и сельскохозяйственное оборудование, а также соответствующие технологические линии.
Сегодня и Индия, и Израиль заинтересованы в развитии двусторонней торговли. По сообщению индийских СМИ, в декабре прошлого года страны договорились о создании совместной группы по изучению перспектив расширения торговли. Министр торговли и промышленности Индии Камал Нат объявил о цели достичь объема торговли между двумя странами в 5 млрд. долл. в течение трех лет. Сегодня Индия занимает второе место по объему двусторонней торговли Израиля с азиатскими странами5.
В течение продолжительного времени торговля между Индией и Израилем ограничивалась лишь двумя товарами: необработанными алмазами и продукцией химической промышленности. В 90-е годы только алмазы составляли около 65% всего израильского экспорта в Индию, а обработанные алмазы и хлопок вместе примерно – 76% индийского экспорта в Израиль. Тем не менее сегодня осваиваются новые области взаимодействия. Другие статьи израильского экспорта в Индию включают: удобрения, медицинское оборудование, электронику, средства связи. В начале 2000-х особо выросли показатели индийского экспорта пищевых продуктов, пластика, флоат-стекла, машинного оборудования и, конечно, алмазов. Индия также поставляет в Израиль чай, кофе, пряности, ремесленную продукцию, мрамор.
Важно отметить, что Индии и Израилю удалось установить благоприятный климат для развития бизнеса. Они присвоили друг другу статус Most Favoured Nation. Между двумя государствами действуют договоры предотвращения двойного налогообложения, в области защиты инвестиций, договоры о совместной научно-исследовательской деятельности.
Вопросами совершенствования форм и методов торгово-экономического сотрудничества занимается специальный совместный индийско-израильский комитет. В частности, на его заседаниях была достигнута договоренность о сокращении ставок таможенных пошлин на некоторые экспортируемые из Индии товары, в том числе чай, рыбу, жмых, строительные материалы, медикаменты, изделия из резины и пластика. На последних заседаниях комитета были приняты решения о создании специального механизма по устранению различного рода бюрократических и правовых процедур, тормозящих поступательное развитие торгово-экономического сотрудничества между двумя странами; о совместном финансировании исследований в сфере совершенствования телекоммуникационного и медицинского оборудования, разработки агротехнологий, в области биотехнологий, образования и др.
В 2004 г. объем торговых сделок между двумя странами возрос на 30% по сравнению с предыдущим годом и достиг 2,1442 млрд. долл., в 2003 г. он составил 1,61 млрд. долл Индийский экспорт в Израиль (не включая алмазы) вырос в 2004 г. более чем на 20%, увеличение израильского экспорта в Индию составило около 40%.В целом торгово-экономические связи имеют хорошие перспективы для дальнейшего расширения. Индия и Израиль планируют достичь объема двусторонней торговли в 5 млрд. долл. к 2007 г.6
Как уже было отмечено ранее, сегодня Индия – второй партнер Израиля по объему двусторонней торговли из стран Азии и девятый из всех стран мира.
Важной сферой сотрудничества двух стран является сектор телекоммуникаций. Еще в декабре прошлого года министр торговли и промышленности Индии Камал Нат обратил внимание израильских инвесторов на перспективность вложения средств в индийский сектор инфраструктуры и телефонной связи7. Похоже, израильские компании сразу же откликнулись на это предложение. Компания «Tadiran Communications» изучает возможность покупки индийской компании, работающей в области телекоммуникаций.
На индийском рынке телекоммуникаций уже действуют такие крупные израильские компании, как «Enrho Energy Ltd.» и «Bezek», которые, по ряду экспертных оценок, уже вложили в различные телекоммуникационные проекты в этой сфере по 200 млн. долл. Обе страны имеют большой потенциал, а также заметный интерес к возможностям друг друга и развитию отношений в этой сфере.
Сельское хозяйство. Установление дипломатических отношений между двумя странами стало толчком в развитии сотрудничества в области сельского хозяйства. Были основаны многочисленные совместные предприятия в области: ирригации, эксплуатации водохозяйственной системы, производства удобрений.
Израиль является одним из мировых лидеров в сфере разработки сельскохозяйственных технологий. Израильские технологии позволяют решить многие проблемы, стоящие перед сельским хозяйством Индии. Достижения Израиля по уровню ирригационного оборудования, капельного орошения и использования генетически модифицированных семян, в борьбе с опустыниванием, по рациональному использованию водных ресурсов, охране окружающей среды представляют большую ценность для Индии. Одним из первых совместных предприятий стал проект в индийском сельскохозяйственном исследовательском институте (Pusa project), который должен был продемонстрировать израильские достижения в области сельского хозяйства. Проект стоимостью 2 млн. долл. успешно завершил свою деятельность в 2002 г. Во время визита А.Шарона в Индию в 2003 г. речь шла о новом подобном проекте. Подробности проекта обсуждались в декабре 2004 г. с заместителем премьер-министра Израиля Ехудом Олметом во время его пребывания в Индии. Одним из препятствий, встающих на пути сотрудничества Индии и Израиля в области сельского хозяйства, является проблема внедрения новых разработок и технологий в производство. Так, технология выращивания фруктов, овощей, цветов с высокой урожайностью так и не нашла применения на практике и осталась в стенах лаборатории. В Китае, например, те же израильские технологии уже прошли стадию коммерциализации и успешно применяются в сельском хозяйстве. Проект Pusa, например, существовал только благодаря государственному финансированию.
Индийские фермеры регулярно проходят курсы обучения у израильских специалистов по применению данных технологий. Ученые перенимают опыт у израильских коллег в области тепличного выращивания овощей и фруктов, которое увеличивает урожайность на 50%. Индийский сельскохозяйственный исследовательский институт принимает израильских специалистов ежегодно, чтобы ознакомиться с новейшими сельскохозяйственными разработками Израиля8.
Борьба с терроризмом. Перед Индией, как и перед Израилем, остро стоит проблема борьбы с терроризмом. Оба государства имеют большие исламские общины, и терроризм финансируется соседними государствами. Индия и Израиль договорились о создании единого фронта по борьбе с терроризмом во время визита А. Шарона в Индию. Сразу после этого стороны условились о проведении совместных антитеррористических учений9. Израиль активно помогает Индии бороться с терроризмом в Кашмире. Антитеррористическое сотрудничество заключается прежде всего во взаимодействии спецслужб двух стран, обмене информацией, совместных учениях и вдобавок к этому поставке специального оборудования для борьбы с терроризмом из Израиля (систем электронного наблюдения и bordermanagement electronic warfare).
Hi-tech сектор. Высоко технологичные отрасли промышленности Израиля, являющиеся катализатором развития экономики страны, сильно пострадали в последнее время из-за обострившейся конкуренции со стороны Индии. Рабочая сила в Индии намного дешевле, чем в Израиле, и израильские компании несут огромные убытки в связи с переориентацией иностранных компаний на индийскую рабочую силу. Более того, некоторые hi-tech компании Израиля сами открывают в Индии предприятия, чтобы удешевить свое производство.
Таким образом, многие специалисты в Израиле придерживаются мнения, что в данной ситуации есть лишь два выхода: либо сотрудничать с Индией, либо проиграть.
Напомню, ставки для Израиля очень высоки: продукция отраслей hi-tech Израиля составляет половину всего экспорта (По данным ЦСБ Израиля, экспорт продукции наукоемких отраслей (high-tech exports) Израиля достиг 10,95 млрд. долл. в 2004 г., чуть менее половины общего объема экспорта продукции промышленности 23,64 млрд. долл., не включая алмазную промышленность). Наукоемкие отрасли промышленности, основанные на продвинутых технологиях и инновации, являются залогом экономической независимости Израиля. В данном секторе заняты наиболее высококвалифицированные кадры. Влияние высокотехнологичных отраслей на экономику огромно. В Индии в то же время около 300 тыс. инженеров ежегодно пополняют рынок рабочей силы, причем затраты на рабочую силу примерно на 25% ниже, чем в Израиле.
Вместо того, чтобы ликвидировать негативные последствия этого процесса, израильские hi-tech компании, наоборот, активно проникают в Индию, открывая там исследовательские центры. Пример тому – компания «Ness Technologies Inc.», крупнейшая израильская компания компьютерного обеспечения, приобрела в 2002 г. «Apar Infotech», инвестировав в индийский hi-tech – сектор 78 млн. долл. C середины 2003 г., когда компания реально начала работать в Индии, штат сотрудников там возрос с 300 до 1400 человек. Были открыты офисы в Бангалоре и Бомбее10.
Элиша Янай, глава «Motorola Inc’s Israel operations» и президент «Israel Association of Electronics and Information Industries», в письме премьер министру Ариэлю Шарону отметил опасность потери тысяч рабочих мест в связи с обостряющейся конкуренцией с Индией. Иностранные компании «Intel», «Motorola», «Cisco», «IBM», работающие в Израиле, только за последние несколько месяцев сократили количество рабочих мест на несколько тысяч. В результате перемещения производства в страны с более дешевой рабочей силой Израиль может потерять около 30 тыс. рабочих мест в высокотехнологичном производстве, т.е. примерно 40% рабочих мест отраслей hi-tech.
Израильский сектор высоких технологий тем не менее по-прежнему опережает индийский во многих областях, например, в сфере коммерческого программного обеспечения, производстве полупроводников, систем связи, в биологии.
Особенностью индийского сектора hi-tech является его фрагментированность. Более 85% из 2800 компаний отрасли имеют ежегодный доход менее 2 млн. долл. Сегодня Израиль нуждается в услугах индийских компаний в сфере outsourcing. Учитывая наличие у Индии сильной научно-технологической базы, совместные индийско-израильские проекты являются крайне перспективными.
Сотрудничество в сфере высокотехнологичного производства стало одной из основных тем во время визита заместителя премьер-министра Израиля Ехуда Олмета в Индию в декабре 2004 г. Стороны договорились о расширении совместных разработок и создании совместного Института исследований и разработок. На сегодняшний день Индия и Израиль имеют 37 совместных научных проектов. Только за 2004 г. Израиль посетили 200 индийских ученых11.
Торговля алмазами
Особого внимания заслуживает торговля алмазами между двумя странами. В 2004 г. двусторонняя торговля алмазами достигла 1475,8 млн. долл., что на 28,6% выше показателя 2003 г. – 1147,4 млн. долл В 2004 г. увеличение экспорта алмазов в Индию составило 697 млн. долл. (на 31,91% больше показателя 2003 г.), а импорт составил 778,8 млн. долл., на 25.82% больше по сравнению с 2003 г.
В настоящее время продолжается тенденция перемещения производства бриллиантов из Израиля в другие страны, прежде всего в Индию, где рабочая сила намного дешевле. Так, компания «LLD Diamonds Ltd», израильский экспортер обработанных алмазов, собирается основать в Индии дочернюю компанию. «LLD Diamonds Ltd» уже получила на это одобрение индийского правительства. В целом, по замыслу израильских производителей алмазов, Индия должна стать центром, где будут размещаться подразделения по переработке алмазов с их последующей поставкой на рынок. «LLD Diamonds Ltd» с 2001 г. была крупнейшим израильским поставщиком алмазов. В 2003 г. компания экспортировала из Израиля обработанных алмазов на сумму 570 млн. долл.12
Надо отметить, индийская алмазо-бриллиантовая промышленность развивается быстрыми темпами, привлекая инвестиции не только из Израиля, но и из Бельгии. Если раньше Индия специализировалась преимущественно на обработке мелких, «трудоемких» алмазов, то сегодня на 30% увеличился приток крупных алмазов в Индии13. А общий экспорт индийских обработанных алмазов составил в 2004 г. 10,3 млрд. долл., что на 28,1% больше показателя предыдущего года14. В Израиле величина экспорта алмазов несколько скромнее – 6,3 млрд. долл. в 2004 г.
Кстати сказать, индийских производителей алмазов все больше беспокоит конкуренция со стороны Китая, который также активно развивает алмазогранильную промышленность. Бельгийские, израильские, а теперь уже и индийские компании основывают подразделения для обработки алмазов в Китае, где в алмазогранильной отрасли занято 25–30 тыс. человек. Таким образом, Индия опасается того, чего раньше опасался Израиль в отношении расширяющегося индийского производства алмазов15.
Военно-техническое сотрудничество. В целом можно утверждать, что вопросы безопасности остаются на первом месте в отношениях между двумя странами, поэтому военно-техническому сотрудничеству между Израилем и Индией уделим особое внимание.
На сегодняшний день Индия представляет собой наиболее важный рынок поставок вооружений из Израиля. У этих стран нет взаимных претензий и много общих интересов, особенно в сфере национальной безопасности.
Еще до установления дипломатических отношений между двумя государствами были контакты в военной сфере, сотрудничали секретные разведывательные службы. Отсутствие дипломатических отношений не мешало ограниченным закупкам Индией израильских стрелковых вооружений во время ее конфликта с Китаем в 1962 г. и индо-пакистанских войн 1965 и 1971 гг.
Нормализация отношений поставила страны на путь поиска новых сфер взаимодействия. Вслед за сотрудничеством в области торговли и сельского хозяйства поиск продолжился. Новой сферой стало военно-техническое сотрудничество двух государств.
Надо сказать, после установления дипотношений страны держали в секрете факт проведения военных обменов. Обе страны отрицали слухи о каких-либо военных переговорах. Правовая основа ВТС была заложена в 1994 г., когда было подписано первое соглашение о сотрудничестве в области безопасности, однако уже с 1992 г. Индия и Израиль регулярно обменивались делегациями министерств обороны и оборонных предприятий. ВТС между Израилем и Индией бурно развивалось, несмотря на то, что некоторое время официальная позиция Дели оставалась довольно сдержанной. В 1993 г. Индию посетил министр иностранных дел Израиля Шимон Перес. В 1995 г. генерал Хельц Бодингер во время визита в Индию предложил пакетную сделку по ПВО, БЛА. Важный для двусторонних отношений контакт состоялся в июне 1996 г., когда директор ООИР А. Калам, прибыв с неофициальным визитом, изучал в Израиле возможность приобретения оборудования для индийских заводов, а также знакомился с израильской противоракетной системой Arrow16. В январе 1997 г. Индию посетил президент Израиля Эзер Вейцман, и было принято решение обменяться военными атташе. Полномасштабное сотрудничество началось в 1998 г., когда Индия, а затем Пакистан испытали свое ядерное оружие. Сразу после ядерных испытаний Индию посетила делегация IAI для заключения сделки о поставке БЛА. Именно тогда особую обеспокоенность по поводу индийско-израильского военного сотрудничества выразили США.
Распад СССР, который традиционно был основным военным партнером Индии, неизбежно сказался на ВТС. Россия утратила производственные мощности бывшего СССР. Перед индийской военной промышленностью встала задача наладить собственное производство вооружений и запчастей стоящей на вооружении военной техники. Таким образом, был взят курс на самообеспечение военной техникой и диверсификацию поставок вооружения из других стран. Тем не менее продукция российского ВПК и поныне остается конкурентоспособной и сравнительно дешевой.
Израиль лишь недавно стал торговым партнером Индии. Достижения израильской гражданской и военной промышленности, а также успехи в сфере научных разработок сделали его перспективным партнером Индии. Заинтересованность Индии в сотрудничестве с Израилем, обладающим богатым опытом в создании современных вооружений, определила растущий спрос на израильскую военную продукцию и разработки. Причем индийское руководство сразу сделало ставку на модернизацию с помощью Израиля стоящей на вооружении техники и закупку наукоемкой продукции17.
Хотя Индия обладает собственной мощной современной военной промышленностью, однако основное вооружение закупается за рубежом. Растущие военные аппетиты Индии иллюстрируются следующими данными. За десять лет с 1992 г. военные затраты Индии увеличились на 60% в реальном выражении18. Производство вооружений, а также объем военных закупок существенно возросли вследствие вооруженных конфликтов с соседними государствами. Вооруженные столкновения с Пакистаном подчеркнули необходимость в срочной модернизации оборонного потенциала, приобретении нового военного оборудования и технологий.
Закупки вооружений за рубежом обусловлены рядом политических, экономических и военных факторов. Желание сохранить позиции в международных отношениях и свое военно-политическое влияние в регионе, а также растущая экономическая экспансия Китая неизбежно подстегнули рост военных расходов Индии.
Определенную озабоченность вызывает индийско-израильское сотрудничество у Пакистана. Пакистан внимательно наблюдает за развитием военных программ своего соседа и старается использовать любые признаки сближения между Индией и Израилем для того, чтобы привлечь к ним внимание арабского мира и охладить его отношения с индийским правительством. Более того, как опасаются аналитики, явное военное сотрудничество между двумя странами может подтолкнуть Пакистан к передаче имеющихся у него ядерных технологий какой-либо из арабских стран. Пакистан выразил озабоченность по поводу военных контактов Индии и Израиля накануне визита А. Шарона в Индию в 2003 г. Особое возмущение у Пакистана вызвала сделка по поставке ДРЛО Phalcon и систем ПВО, которые действительно существенно изменяют баланс сил в пользу Индии19.
Индии приходится постоянно помнить, что в стране проживает второе по численности в мире мусульманское население, а Иран и другие страны Персидского залива являются главными поставщиками нефти для нуждающейся в энергоносителях индийской промышленности. В этой связи из-за резкой реакции в ООН на эти контакты со стороны представителей ряда арабских стран Индия была вынуждена даже отменить некоторые запланированные взаимные визиты индийских и израильских военных20. Напомню, что именно из-за опасений испортить отношения с арабскими странами, в которых, кстати, проживает большая индийская диаспора, Индия не афишировала контактов с Израилем даже после установления дипломатических отношений. Однако сегодня для Дели, уже не ведущего борьбу за лидерство в развивающемся мире, когда-то искомая поддержка арабских стран по сравнению с нынешним реальным сотрудничеством с еврейским государством потеряла всякую привлекательность21.
Большое беспокойство индийско-израильское сотрудничество вызывает и у России, которая всегда играла доминирующую роль на индийском рынке вооружений. И сегодня Индия – один из основных потребителей российского ВПК, поэтому Россия ревниво относится к любым попыткам потеснить ее на этом традиционном рынке. Естественным будет ожидать, что российское лобби в индийском правительстве и особенно в военном ведомстве активно выступит против любого посягательства на занятую российским оружием нишу. И все же представляется маловероятным, что Индия, учитывая свои финансовые возможности, сможет переключиться на покупку вооружений нероссийского производства. Ведь сопутствующие расходы на запасные части, обучение, капитальный и частичный ремонт, организационные затраты будут колоссальными. Более того, российско-индийское сотрудничество поддерживается такими немаловажными факторами, как российские «цены для друзей», оплата по бартеру и отсроченный платеж. Сегодня российско-индийские отношения в военной области переживают свой расцвет, и мало что предвещает их угасание. У России достаточно современных разработок, спрос на которые с индийской стороны велик. Политического влияния России в Индии должно хватать, чтобы при необходимости даже решить исход международного тендера.
Однако в случае, если Россия не сохранит технологическое первенство в производстве систем вооружения в XXI в., не найдя силы и, главное, средств на разработку систем следующего поколения, Индия, получив максимум современных вооружений, должна предусмотреть возможность модернизации в будущем. В этих условиях Израиль, вероятно, может стать главным поставщиком вооружений и технологий на индийский рынок. Сегодня, по данным «Defense News», Израиль уже занимает второе место после России по экспорту оружия в Индию.
Заключенные контракты между Израилем и Индией. В 90-е годы между Израилем и Индией было подписано более десятка контрактов на поставку израильского вооружения. Индия закупала в Израиле системы управления огнем для своих танков Вижаянта, а также артиллерийское оборудование и боеприпасы для танков Т72 на общую сумму в 400 млн. долл. в 1993 г.22, БЛА моделей Hunter и Seeker в 1994 г. по цене 1,6 млн. долл. за единицу23 и 36 БЛА Searcher в 1997 г.24 В 1996 г. появились сообщения о том, что Индия и Израиль договорились о модернизации индийских военных заводов, оборудование на многих из которых эксплуатируется 20–30 лет. Контракт оценивался в 400 млн. долл.25 Тогда же индийские ВВС обратились к израильтянам с просьбой установить на индийские МиГ27М и Mirage2000 навигационную систему GPS. Имеются сообщения о других различных контрактах, заключенных между двумя странами, в частности: на постройку в Индии по израильскому проекту морского патрульного катера СуперДвора Мк II, модернизацию 20 индийских вертолетов российского производства Ми35, поставку различных самолетов и комплектующих систем, радаров и электронного оборудования. Главным фигурантом военного сотрудничества с израильской стороны выступает компания IAI. Фирма IAI совместно с другой израильской фирмой «BVR Technology» продала ВВС Индии комплект ACMI (Air Combat Maneuvering Instrument) для повышения маневренности боевых самолетов.
Россия и Израиль предлагают Индии авиационные комплексы А50ЭИ (экспортный, индийский) на базе тяжелых транспортных самолетов Ил7626. В 1999 г. Индия приобрела 56 израильских систем BSR и 200 портативных РЛС. Кроме того, государственное предприятие «Бхарат электроникс» получило технологии на производство таких изделий у себя. Стоимость сделки оценивается в 8 млрд. рупий. В 2003 г. Индия и Израиль заключили сделку о поставке оружия и военного оборудования на общую сумму 2 млрд. долл.27 В рамках сделки на сумму 68,7 млн. долл. Индия приобрела 1022 портативных РЛС и 30 РЛС для разведки на поле боя BSR (Battlefield SurveillanceRadar). Соглашение с фирмой «Эл-Оп» на портативные РЛС (на сумму 2,5 млрд. рупий) и разведывательные системы дальнего действия LORAS (Long Range Observation and Reconnaissance Systems) на сумму 800 млн. рупий было подписано в августе 2002 г., после того как были отвергнуты предложения французских фирм «Tales» и «Sagem»28.
По сообщению «Defese News», правительство Индии подписало в августе 2004 г. контракт с IMI на модернизацию БМП2 советского производства на сумму 55 млн. долл. На это же претендовали Thales и Рособоронэкспорт. Контракт предполагает модернизацию 500 БМП2, в то время как ВС Индии необходимо модернизировать 900 машин. За новый контракт борьба развернется между IAI (Израиль), Litef (Германия) и Reutech Defence Industries (ЮАР)29.
Осенью 2004 г. индийское государственное предприятие Bharat Electronics Ltd. подписало контракт с IAI на общую сумму 102 млн. долл. на модернизацию 48 ЗСУ-Шилка российского производства. Контракт с Рособоронэкспортом оказался менее привлекательным для индийской стороны. Индия намеревается модернизировать еще 600 ЗСУ, стоящих на вооружении индийской армии30.
8 марта 2004 г. агентство «Defense News» сообщило о подписании долгожданного контракта между Israel Aircraft Industries (IAI) и Министерством обороны Индии на поставку системы раннего предупреждения, наблюдения и контроля воздушного базирования Phalcon (типа АВАКС) стоимостью 1,1 млрд. долл.31 Напомню, что данная сделка блокировалась США в 1998 г. из-за резкой эскалации пакистано-индийского конфликта. По контракту Индия получает три системы, смонтированные на базе ИЛ-76 российского производства.
Из последних сделок можно отметить продажу BVR ракет Индии. Контракт на 25 млн. долл. был подписан с компанией Rafael в январе 2005 г. Эксперты из Израиля будут тренировать личный состав ВМС Индии. Любопытно, что на тендер на вооружение the Sea Harrier jump jets претендовали также Elbit Systems; BAE SYSTEMS; Denel, Pretoria; Рособоронэкспорт и European missile house MBDA. ВВС Индии также проявляют интерес к новому поколению ракет этого класса для флота Мираж2000-H и Су-30 и МиГ2932.
На прошедшей в феврале 2005 г. выставке «the Aero India 2005 exposition» между IAI и Aeronautical Development Establishment (ADE) было подписано соглашение о совместной разработке новых БЛА трех типов. Предположительно, стоимость разработок достигнет 190 млн. долл.33
Перспективные сделки и проекты. Индия намерена приобрести у Израиля ряд новых систем оружия, в том числе: средства радиоэлектронной борьбы; 155-мм самоходные орудия; бортовое радиолокационное оборудование для истребителей МиГ21бис; РЛС; оборудование спутниковой навигационной системы GPS; оборудование радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы для различных индийских боевых самолетов; мощные радары для перехвата пакистанских самолетов Orion, вооруженных ракетами Harpoon. Индия проявила интерес к израильскому спутнику Ofeq-5, ракетам Питон4 класса воздух-воздух, баллистическим ракетам Lora, стрелковому оружию (винтовкам Тавор и Галиль), авионике для Су-30 и МиГ-27, оборудованию для вертолетов Ми-8 и Ми-17, системам TISAS (Thermal Imaging StandAlone Systems) разработки Elbit, предназначенным для оснащения танков T72 и БМП российского производства34.
Ожидается подписание контракта с IMI на строительство в Индии 5 заводов для производства артиллерии на 126 млн. долл.35
По сообщениям индийской прессы, на состоявшейся в декабре прошлого года встрече представителей министерств обороны Индии и Израиля обсуждались планы совместных военных учений двух государств. Израиль проявил особый интерес к возможности испытать F-16 для сравнения со стоящими на вооружении индийских ВВС Су-30. Израиль также предложил Индии модернизацию самолетов Ту-142 и вертолетов IAF Cheetah helicopters36. В конце февраля индийские СМИ сообщили о том, что ВВС Индии готовятся к проведению совместных учений с Израилем. Учения, возможно, пройдут в Западной Бенгалии на базе Калаикунда37.
В последние полгода Израиль и Индия тесно сотрудничают в области продвижения на международный рынок вооружений вертолета Дхув, разработанного Hindustan Aeronautics Ltd с авионикой от IAI. По соглашению между HAL и IAI участие в продвижении этого проекта на рынок будут принимать обе стороны. Причем вертолетом уже заинтересовались Малайзия и Чили. По сообщению представителей IAI, в ближайшие 7–10 лет совместными усилиями нужно будет найти покупателей для 120 вертолетов.
По сообщению «The Times of India», индийский флот готовится к масштабной модернизации военной техники. Sea Harrier jump-jet fighters and IL-38 Kamov-28 and Sea King anti-submarine warfare helicopters 28 Russian MiG-29Ks и др.38
Основные совместные разработки. Индия заинтересована в импорте израильского вооружения. Однако, во-первых, перспективнее закупать технологии, чем готовые изделия, во-вторых, масштабы оборонного производства в Израиле малы для масштабов индийских вооруженных сил. Военные заявляют, что Индия будет не только импортировать оборудование, но и начнет производить его у себя по израильским лицензиям.
По мнению специалистов, на протяжении десятилетий Индия тесно сотрудничает с Израилем в ракетной области. Поскольку ракетная программа Индии была запущена лишь в начале 80-х годов, продукция Израиля в этой области оказалась более продвинутой и апробированной. Индию интересуют следующие виды ракет: Габриел класса «море-море»; Питон4 класса «воздух-воздух»; Попай класса «воздух-земля»; ИерихонI класса «земля-земля»; баллистические ракеты ИерихонII.
В 2001 г. между ведущими аэрокосмическими фирмами Израиля и Индии было подписано соглашение о широком сотрудничестве, которое, по мнению официальных представителей обеих стран, открывает дорогу для реализации нескольких потенциальных проектов, в том числе совместной разработки и производства перспективной зенитной ракеты для корабельных средств ПВО и ударного БЛА. Израиль и Индия обменялись делегациями военных представителей и нашли много областей для возможного сотрудничества, в том числе в области создания БЛА, средств РЭБ, связи и модернизации самолетов. Одной из ключевых областей является совместная разработка противокорабельной крылатой ракеты (ПКР) большой дальности, базирующейся на израильской системе Барак, которую Индия закупила в начале 2002 г. по контракту стоимостью 280 млн. долл. Отделение MBT фирмы IAI задействовано в предварительных исследованиях перспективной ракеты ANAM (Advanced Naval Attack Missile) и зенитной ракеты следующего поколения NGDM (Next Generation Defense Missile) для корабельных средств ПВО израильских ВМС, однако ограниченные финансовые средства сдерживают темпы работ. По сообщениям израильских источников, Министерство обороны Израиля предложило индийскому Управлению оборонных исследований и разработок DRDO и государственным фирмам принять участие в разработке, а в конечном итоге и в лицензионном производстве новых ракет по одной или обеим указанным программам в обмен на существенное инвестирование этих программ.
Легкий боевой самолет LCA (Light Combat Aircraft). Программе LCA, которая стала ключевой разработкой в области обычных вооружений, уже более 22 лет. Индия начала работы по созданию собственного LCA в 1983 г. с целью уменьшить зависимость от советских поставок авиатехники. С первых шагов реализации программы натолкнулась на технические и финансовые трудности. Во-первых, индийские военные неоднократно усложняли техническое задание для индийских конструкторов; во-вторых, правительство не смогло обеспечить постоянное финансирование проекта, что регулярно приводило к его остановкам; в-третьих, в стране на разных уровнях высказывалось мнение, что Индии не по силам самостоятельно довести до конца столь сложные работы39, и в 1993 г. она вышла на международный рынок технологий с предложением о международном сотрудничестве над этим проектом. С 1995 г. вопрос о содействии в разработке авионики обсуждается с представителями Израиля40. Однако Израиль, продвинувшийся в создании своего истребителя Лави, мог бы оказать содействие в разработке авионики, фюзеляжа и монтаже двигателя и вооружений. Специалисты считают, что израильский опыт в разработке этих технологий будет неоценим для успеха индийского проекта.
Модернизация самолетов советского производства. По прогнозам первые истребители индийско-израильского производства должны поступить на вооружение в период 2006–2015. Однако сегодня Индия вынуждена модернизировать воздушный флот российских МиГов, закупленных в разные годы. В течение следующих 10 лет в Индии будут модернизированы или заменены еще 400 самолетов. Уже сейчас Комитет индийского парламента по обороне рекомендовал провести модернизацию шести эскадрилий МиГ27 и трех эскадрилий МиГ29. Это означает, что в назначенные технические сроки Индия объявит тендер на такую модернизацию МиГ241. Сегодня нет уверенности, что Россия всегда будет выигрывать будущие контракты, как это случилось с партией МиГ21. Израильтяне, имеющие опыт проигранного тендера по МиГ21, вероятно, пойдут на сотрудничество с индийской компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL) и Aeronautical Development Agency (ADA), которые имеют лицензии на производство, ремонт и модернизацию МиГов и, как и израильские коллеги, безуспешно пытались получить контракт на их модернизацию42. Более того, очевидно, что Индия и Израиль строят совместные планы сотрудничества в области модернизации. Принимая во внимание высокий технологический уровень израильских компаний и низкую стоимость рабочей силы в Индии, можно предсказать удачу такому альянсу.
Беспилотные летательные аппараты (БЛА) и летательные аппараты с дистанционным управлением (ЛАДУ)
БЛА и ЛАДУ также стали темой перспективного индийско-израильского сотрудничества. Несмотря на то, что Индия еще в 1983 г. испытала первый БЛА, предназначавшийся в качестве воздушной мишени и названный Лакшья, он до сих пор не поступил в серийное производство. Первый ЛАДУ Нишант был испытан в 1995 г., однако технические трудности подталкивают индийских военных искать помощи в Израиле. В августе 1992 г. делегация израильской компании Малат прибыла в Индию и предложила технологию крылатой ракеты для производства беспилотного разведывательного самолета. В ходе продолжившихся встреч индийским ВВС и сухопутным войскам были предложены к совместной разработке многоцелевой БЛА третьего поколения Searcher и многоцелевой тактический БЛА Ranger. Согласно сообщениям израильской прессы, стороны рассматривают планы совместного производства БЛА. В 1998 г. российская пресса со ссылкой на А.Калама сообщила, что Индия приступила к разработке беспилотного сверхзвукового штурмового самолета. Предполагается, что беспилотный штурмовик будет способен избегать обнаружения радарами и сможет составить конкуренцию самолетам, управляемым людьми. Известно, что новый самолет будет способен нести на своем борту ядерное оружие. Скорость нового штурмовика, сочетающего в себе черты самолета и крылатой ракеты, будет в семь раз превышать скорость звука. Разработчики ожидают, что уже в ближайшие годы может быть создан испытательный образец нового летательного аппарата. Учитывая динамичные темпы работ, можно предположить, что индийские конструкторы получили зарубежное технологическое содействие. Работы по созданию подобного самолета уже несколько лет проводятся ведущими военными авиаконструкторами мира.
Ядерное оружие. После ядерных испытаний в мае 1998 г. и Индию, и Израиль критиковали за сотрудничество в сфере ядерного оружия. В печати Пакистана и ряда арабских стран появились сообщения, что два или три ядерных взрыва из пяти, произведенных Индией, были осуществлены в интересах и по заказу Израиля. Однако индийские дипломаты, как и их израильские коллеги, отрицали саму возможность помощи Израиля Индии в разработке ядерного оружия, утверждая, что военное сотрудничество осуществляется лишь в сфере обычных видов вооружения43. С другой стороны, министерство иностранных дел Израиля, игнорируя требование США, не осудило индийское правительство за проведение испытаний. Некоторые израильские политические обозреватели выражали свое опасение по поводу обладания Индией, а затем и Пакистаном ядерным оружием, указывая на нарушение баланса сил в регионе. Несмотря на это, после мая 1998 г. военные контакты Индии и Израиля не только не прекратились, но еще и увеличились. Сегодня международные эксперты уверены в существовании скрытого сотрудничества между Индией и Израилем в ядерной сфере и в области ракетных технологий.
Танк. В 1972 г. индийская армия сделала заказ на разработку нового танка Арджун, который должен был заменить устаревший к тому времени танк индийского производства Вижаянта. Предполагалось, что работы по созданию нового танка, начатые в 1974 г., будут завершены в 1985 г. Однако, несмотря на техническое содействие таких известных промышленных гигантов, как, например, «Krauss Maffei» (производитель танков Leopard для армии Германии), прототип танка Арджун, поступивший в 1987 г. на испытания в армию, оказался несовершенен. Его доработка, стоившая немалых средств, ведется до сих пор. Танк Арджун должен заменить 1700 танков Виджаянта. Несмотря на временное затишье в индийско-израильских военных контактах после прихода к власти в Индии ОПА в мае 2004 г., переговоры по поводу сотрудничества в разработке танка Арджун продолжились44. Кроме того, Индия планирует модернизировать 1500 танков Т52 советского производства, находящихся в резерве.
Противовоздушная система Arrow. Ввиду растущей ракетной угрозы для Индии со стороны Китая, Пакистана и Ирана наибольший интерес представляет разрабатываемая Израилем при содействии США система Arrow2. Вопрос о приобретении Индией технологии Arrow обсуждался высокопоставленными представителями министерств обороны. Индия, имея большую плотность населения и высокую вероятность стать объектом ракетного нападения в случае войны с Пакистаном, проявляет интерес к противоракетным системам. Скорость ракеты Arrow2 в два раза выше, чем у ракет Patriot. Программа Arrow считается приоритетным и ключевым компонентом национальной обороны Израиля, наряду с космическими спутниками слежения Офек. За небольшой срок свой интерес к технологии Arrow проявили такие страны, как Япония, Тайвань, Турция, Южная Корея и даже Великобритания. Индия также объявила себя потенциальным покупателем некоторых компонентов системы. В частности, была достигнута договоренность о поставке в Индию системы управления огнем Green Pine, разработанной для Arrow. Однако Соединенные Штаты, по сути финансировавшие проект, предприняли демарш по отношению к проворному союзнику, и Израилю пришлось подписать с США соглашение о «разграничении полномочий» по реализации технологий Arrow. Израиль отказался от своих планов экспорта компонентов Arrow в 1999 г. и обещал в дальнейшем делать это только после консультаций с США. Однако индийское пожелание приобрести систему ПВО Arrow2 у израильской фирмы IAI занимает центральное место в дискуссиях совместной рабочей группы из представителей Индии и Израиля.
Противоракетная система Моаб. Ввиду определенных трудностей в разработке системы Arrow Израиль ускорил работы по проекту Моаб, в рамках которого высотные беспилотные самолеты будут использоваться в качестве платформ для размещения средств перехвата баллистических ракет. По этому проекту, осуществляемому Израилем совместно с США, самолет будет вооружен ракетами, в основу которых заложена израильская ракета класса «воздух-воздух» Питон4. Отличием данного проекта от системы Arrow является то, что основной задачей летательного аппарата станет уничтожение баллистических ракет на стадии их нахождения над территорией противника. В этом случае не требуется подрыв боезаряда ракеты. Индию данный проект может интересовать не только для защиты от ракетного нападения, но и как средство воздушной разведки, ибо самолет будет малозаметен и снабжен совершенной защитой от средств ПВО. Возможно, что индийское финансовое участие в проекте позволит ускорить работы и приобщит Индию к обладанию технологиями XXI века. В этом проекте интерес для Индии представляют следующие технологии: система раннего предупреждения, система управления, а также система защиты летающей платформы. В ближайшее время Индия намерена приобрести или создать полный спектр средств ПВО. Система ПВО призвана не только стать действенным средством против ядерного удара, но в сочетании с мощными ВВС она позволит увеличить эффективность удара индийских сухопутных войск.
Система раннего предупреждения. В 1985 г. Индия приступила к созданию системы раннего предупреждения, наблюдения и контроля воздушного базирования типа АВАКС. Система АВАКС позволила бы индийским ВВС увеличить эффективность воздушных ударов, отслеживая самолеты противника и обнаруживая его наиболее активные аэродромы. Израиль разработал и создал систему раннего предупреждения Phalcon в 1993 г. Наиболее вероятно, что, помимо попыток приобрести готовые системы ДЛРО, индийцы постараются пойти по пути кооперации.
Заключение
Интересы Израиля и Индии имеют много точек соприкосновения. Отношения развиваются динамично и стабильно благодаря совпадению позиции двух стран в вопросах безопасности, борьбы с терроризмом и общим интересам в экономике.
К факторам, сдерживающим сближение, можно отнести политическое влияние США, которые порой тормозят ВТС между двумя странами, а также обеспокоенность Израиля индийско-иранским сотрудничеством и военными контактами. Индия в свою очередь выражает озабоченность по поводу растущих контактов Израиля с Китаем. Тем не менее сотрудничество Индии и Израиля продолжается. Не произошло ожидаемого охлаждения индийско-израильских отношений и после прихода к власти в Индии ОПА, что говорит о ценности отношений для обеих стран. Препятствия на пути развития отношений являются менее весомыми в сравнении с факторами сближения двух стран.
индия израиль переговоры сотрудничество