Освоение космоса Королев и Гагарин

Ветров Г.С.
12 апреля 2010 годаисполняется49 лет со дня полетапервого человекав космос. И сделалэто наш соотечественникЮрий АлексеевичГагарин. 108 минутпроведенныеим в космосеоткрыли дорогудругим исследователямкосмическогопространства.За короткийсрок с моментапервого полетав космос человекпосетил Луну, исследовалпочти все планетыСолнечнойсистемы, но тотпервый полетбыл самым трудными опасным. Ноуверенностьи оптимизм, стремлениек покорениюкосмоса преодолеливсе преграды.
Обращаясь ковсем жителямЗемли передстартом 12 апреля1961 года ЮрийАлексеевичсказал: «Дорогиедрузья, близкиеи незнакомые, соотечественники, люди всех страни континентов!
Через несколькоминут могучийкосмическийкорабль унесетменя в далекиепросторы Вселенной.Что можно „сказатьвам в эти последниеминуты передстартом! Всямоя жизнь кажетсямне сейчасодним прекрасныммгновением.Все, что прожито, что сделанопрежде, былопрожито и сделаноради этой минуты.Сами понимаете, трудно разобратьсяв чувствахсейчас, когдаочень близкоподошел часиспытания, ккоторому мыготовилисьдолго и страстно.Вряд ли стоитговорить о техчувствах, которыея испытал, когдамне предложилисовершить этотпервый в историиполет. Радость! Нет, это былане только радость.Гордость! Нет, это была нетолько гордость.Я испытал большоесчастье. Бытьпервым в космосе, вступить одинна один в небывалыйпоединок сприродой — можноли мечтать обольшем!
Но вслед заэтим я подумало той колоссальнойответственности, которая леглана меня. Первымсовершить то, о чем мечталипоколениялюдей, первымпроложитьдорогу человечествув космос. Счастливли я, отправляясьв космическийполет! Конечно, счастлив. Ведьво все временаи эпохи длялюдей быловысшим счастьемучаствоватьв новых открытиях…“
Через час снебольшим онстанет самымизвестнымчеловекомЗемли, но первыйвиток вокругЗемли космическогокорабля с человекомна борту былзаслугой многихи многих людейи в первую очередьгенеральногоконструкторакосмическихкораблей СергеяПавловичаКоролева. Заглянемв историю ипросмотрим, как покорялсякосмос человеку.
Королев иГагарин
Человек, летящийв космос, сталнеобходимыми долгожданным, а потому дорогими близким задолгодо того, какобрел имя. Чтобыдать ему имя, необходимыбыли усилиямногих тысячученых, инженерови рабочих, уникальныеконструкции, преобразованияво многих сферахгосударственнойдеятельности.
Космос нужнобыло открывать, как открывалиновые континенты, как открывалиЮжный и Северныйполюсы. Это былпуть к великойцели черезвеликие трудности.Чтобы совершитьпутешествиев космос, необходимогромный запасэнергии. Нопрежде всегонужно былонайти эффективныеи рациональныеисточникиэнергии иприспособитьсяк тому, что ониимеют ограниченныемощности. Затемрешить в связис этим ряд сложныхпроблем, чтобыобеспечитьбережноеиспользованиеэнергии: искатьоптимальноераспределениеэнергии повремени полета(в виде различныхконструктивныхсхем ракеты), создаватьлегкие и прочныеконструкционныематериалы, обеспечиватьвысокую точностьвыведенияракеты, чтобыне тратитьэнергию накорректировкутраектории.
Грандиозностьзадачи полетав космос вполнеуживалась смыслью обиспользованииатомной энергии, но такой путьне позволялдобиться результатав обозримоевремя. Единственнымвыходом изположенияказалось созданиежидкостныхракетных двигателей, но на первыхпорах это былатолько еще однасмелая гипотеза.Хотя принципиальныеположения дляразработкижидкостныхракетных двигателейбыли ясны, проблемаоставаласьчрезвычайносложной из-заотсутствиякаких-либопрототипови разработаннойтеории. Можетбыть, именнопоэтому всеусилия немногихв тот периодисследователейсосредоточилисьна жидкостныхракетных двигателях.Работы наджидкостнымракетным двигателемсконцентрировалисьглавным образомв Газодинамическойлаборатории(ГДЛ), где в периодтолько с 1930 по1934 год под руководствоминженера (нынеакадемика) в.П. Глушко былоисследованооколо 50 конструктивныхвариантовдвигателей, работающихна различных.Первые удачныеэкспериментыФ. А. Цандерана лабораторнойустановке ОР-1и его проектжидкостногоракетногодвигателя ОР-2послужилиоснованиемЦентральномусовету Осоавиахимадля организацииГруппы по изучениюреактивногодвижения (ГИРД).В ГИРДе разрабатывалисьжидкостныеракеты различныхтипов. О трудностяхв этой областиможно судитьпо многочисленнымбезуспешнымпопыткамисследователейв различныхстранах. Тольков СССР, США иГермании удалосьв довоенныеГОДЕ,! создатьэкспериментальныеобразцы жидкостныхракет.
Успехи ГДЛ иГИРДа убедилив перспективностиразвития работнад жидкостнымиракетнымидвигателямии жидкостнымиракетами и внеобходимостиобъединенияусилий исследователей, занятых этимипроблемами.Так, в 1933 году былсоздан Реактивныйнаучно-исследовательскийинститут (РНИИ).Без всего этогоневозможнобыло бы созданиев сжатые срокиракетной техникив СоветскомСоюзе, созданиекосмическойракеты-носителя»Восток” подруководствомС. П. Королеваи рождениеЧеловека, летящегов космос.… ВМосковскомвысшем техническомучилище яркопроявиласьактивная жизненнаяпозиция будущегоГлавногоконструктора.С. П. Королевне ограничивалсярамками учебногоплана и стремилсяохватить все, что имело отношениек авиации. Онстроил планеры, поступил вшколу летчикови окончил ее, работал наавиационномзаводе, разработалсамолет собственнойконструкциии представилего в качестведипломногопроекта. Самолетбыл построени испытывалсяв полете.
В этот периодначала проявлятьсячерта характера, которая впоследствиипривела С. П.Королева вракетную технику.Это — умениеотойти от шаблона, утвердить своюоригинальнуюточку зрения, идти непротореннымидорогами. Онстроил Не простоеще один планер, а планер, способныйсовершатьфигуры высшегопилотажа. Самолет, разработанныйим, также имелоригинальнуюконструкцию.Активностьжизненныхпозиций С. П.Королева переходилав новое качество- он учился нетолько действовать, не только доводитьдо конца задуманное, но вторгатьсяв сферу неизведанного, чувствовать, как становитсядоступным то, что казалосьникому не посилам. Потому-тои пришел С. П.Королев в ракетнуютехнику — туда, где большевсего былинужны такиеактивные иищущие люди, как он.
Для СергеяПавловичакосмическиеисследованиябыли не простоодной из возможныхсфер деятельности, а мечтой, которуюон пронес черезвсю свою жизнь.Представлениео жидкостнойракете былосвязано у него-одногоиз пионеровракетной техники- прежде всегос полетом вкосмическоепространство.С этого началасьтеоретическаякосмонавтикав трудах К. Э.Циолковскогои это сталозадачей первостепеннойважности вовсей практическойдеятельностиС. П. Королева.
В своем докладе, прочитанномв 1947 году, СергейПавлович отмечал:«Циолковскийосновной конечнойзадачей считалвылет человеказа пределыземного тяготения…Он подробнымобразом разрабатываетвопросы жизнибудущих межпланетныхпутешественников, обдумываетпроект созданияискусственногоспутника Землив виде промежуточногомежпланетногоострова илистанции, которыедолжны бытьсозданы на путикосмическихрейсов. Этофантастичнои потрясающеграндиознодаже сейчас, в наш век чудес, но надо признать, что это — научнаяистина и научныйпрогноз нетакого уж далекогобудущего». Этислова отражалиглубокую убежденностьС. П. Королеваи, как показалидальнейшиесобытия, сталидля него программойконкретныхдействий.
Впервые в историипервая космическаяскорость быладостигнутав 1957 году с помощьюракеты-носителя«Спутник», разработаннойпод руководствомакадемика С.П. Королева.Главным конструкторомдвигателейэтой ракетыбыл академикВ. П. Глушко, системуправления-академик Н. А.Пилюгин. Именноэта ракетапозволила вдальнейшемобеспечитьпланомерноеисследованиекосмическогопространства.В ней синтезированыидеи пионеровкосмонавтики, все, что былосделано в ГДЛ, ГИРДе, РНИИ, она построенана базе элементов, систем и агрегатов, отработанныхи испытанныхна многочисленныхотечественныхракетах. Непрерывностьи строгаяпреемственностьразвития космонавтикипроявиласьи в том, чтодвухступенчатаякосмическаяракета, с помощьюкоторой былвыведен наорбиту первыйискусственныйспутник Земли, стала базойдля разработкитрехступенчатойракеты-носителякосмическогокорабля дляполета человекав космос.
В отчетечлена-корреспондентаАН СССР С. П.Королева онаучной деятельностиза 1954 год читаемслова, указывающиена необходимостьи своевременностьработ, связанныхс полетом человекав космос: «Внастоящее времявсе более близкими реальнымкажется созданиеискусственногоспутника Землии ракетногокорабля дляполетов человекана большиевысоты и дляисследованиякосмическогопространства».
Рекомендуяв своем отчетесозвать осенью1955 года конференциюдля подведенияитогов работпо изучениюверхних слоеватмосферы, С.П. Королевподчеркивал:«Одним из важнейшихпредложений, которое необходимообсудить наконференции, явилось быпредложениео созданииракеты-лабораториидля подъемаодного-двухэкспериментаторовна высоты до100 км с доработкойспециальнойсистемы дляспуска лабораториии ее экипажана Землю».
Конференциясостояласьв апреле 1956 года.С обстоятельнымдокладом выступилС. П. Королев.Он снова подчеркивалнеобходимостьпроведенияработ, обеспечивающихполет человекав космос: «Говоряо перспективах, нельзя неостановитьсяна одном изсамых злободневныхвопросов-полетечеловека вракете. В настоящеевремя эта задачастановитсявсе более реальной.Она издавнапривлекалавнимание всех, работавшихв области ракетнойтехники, а полетчеловека наракете являетсяи сейчас однойиз основныхзадач в областиракетной техники…Это перспективы, но перспективыреальные и нетакие уж далекие.В связи с этимпроводившиесядо сих пор намивертикальныеполеты ракетвыглядят какнепосредственносвязанные сназваннымивыше перспективнымиработами.
При всей романтическойувлеченностипроблемамиизучения космическогопространстваС. П. Королевбыл трезвыми расчетливыморганизатором, проявлялисключительнуюделовитостьи твердостьв осуществлениинамеченныхпланов. Задавшисьцелью осуществитькосмическийполет, он методично, упорно прокладывалпуть этой идее.Эффективностьтворческихметодов и научныхпринципов С.П. Королеванаиболее яркопроявиласьв осуществлениипрограммыкосмическихисследований.Именно приразработкекосмическихаппаратов икораблей болеевсего требовалисьтвердость имужество королвскогохарактера, энтузиазм иширота научногокругозора, способностьвидеть взаимосвязипроблем, потомучто в этой областипроходил рубежчеловеческихзнаний, за которымначиналасьнеизвестность.Чтобы перейтиэтот рубеж, нужно было нетолько разрешитьмножествонаучных, инженерныхи организационныхпроблем, но ипреодолетьинерцию впредставлениио космосе, како сфере, далекойот наших повседневныхзабот и практическихинтересов.
С. П. Королевзаставил поверитьв необходимостьосуществленияширокой программыисследованиякосмоса, чтопривело в конечномсчете к образованиюновой отраслипромышленностипо разработкесредств освоениякосмоса. Такаядейственностьнаучных и техническихпозиций вомногом определяласьего огромнымавторитетомруководителясложных проектовракетных систем, успехом, которыйему сопутствовал, способностьюсоздаватьделовую и творческуюобстановкув работе надкомплекснымипроблемами, готовностьювзять на себяответственностьза практическоеразрешениесложных задач, связанных сисследованиемкосмоса. Главнымиже факторамидля становлениякосмонавтикикак самостоятельногонаучного направления, как отраслипромышленностибыли целеустремленностьС. П. Королевав осуществлениикосмическойпрограммы, егоспособностьоценить перспективыэтой областии спроектироватьих в сегодняшнийдень, глубокаягражданственностьего позиции, забота о престижеотечественнойнауки.
Сергей Павловичстремился какможно быстрееприступитьк осуществлениюпрограммыполета человекав космос. Когдапоявиласьпрактическаявозможностьиспользоватьдля этой целиракету ограниченноймощности, допускающуюкратковременныйполет человекав космосе побаллистическойтраектории, этот вариантне остался безвнимания, Впредложениях1954-1956 годов имелсяв виду именноэтот вариант-полетчеловека вракете. Но в1957 году сразуже после успешногополета первогоискусственногоспутника ЗемлиС. П. Королевписал: „Особоеместо в исследованиях, несомненно, занимают вопросыо возможностяхосуществленияполета человекав космическомпространстве…Наилучшимтехническимрешением, котороепозволило бынеограниченношироко развернутьнаучные исследованияв космическомпространстве, было бы созданиепостоянной, обитаемой, тоесть приспособленнойдля жизни людей, межпланетнойстанции в видеискусственногоспутника Земли“.Достаточнобыло проверитьисходные предпосылкидля достижениякосмическойскорости, осуществивпуски первыхспутников, какС. П. Королевнаправляетв органы государственногопланированиясвои предложения, и разработкановых, не имеющиханалогов вмировой практикеконструкцийвыполняласьзатем в чрезвычайносжатые сроки.В частности, он предлагалосуществить»создание первыхспутников счеловеком наоснове использованиябаллистическойсхемы возвращения…Пуски с помощьютрехступенчатыхракет-носителейи временемфункционирования10 суток. Выполнениеработ 1958-1960 годы”.
В 1960 году всеучастники работпо космическойпрограммеполучили документ, составленныйпод руководствомС. П. Королева,- «Основныеположения дляразработкикосмическогокорабля „Восток“.Первая фразаэтого документа-лаконичная, потому особенновыразительная, а теперь ужеисторическая-гласила: „Объект“Восток-В»предназначендля осуществленияпервых полетовчеловекапродолжительностьюдо одних суток”.Это означалонепосредственныйпереход к решающемуэтапу. Дажесухие, деловыестрочки этогодокумента немогут скрытьособую заботуо всех этапахподготовкикосмическогокорабля, суровуютребовательностьк каждому участникуработ: «Устанавливаетсяличная ответственностьглавных конструкторов, директоровзаводов ируководителейслужб за качественностьтехническойдокументации, правильностьконструктивныхрешений, отработанностьи надежностьэлементовконструкции, за качествоизготовления, сборки и испытаний.
Разрабатываютсяведомостиконтроля операцийсборки и испытанийизделия с указаниемконкретныхисполнителей, отвечающихза качественностьсборки и испытанияв соответствиис документациейна ракету-носительили объект»Восток-В”.Принцип личнойответственностипронизывалвесь процесссоздания иподготовкик пуску ракеты-носителяи космическогокорабля. Небыло ни однойлазейки, допускающейпроизвол втолкованиихарактеристикотдельныхэлементов илирезультатовпредстартовыхиспытаний.Отступлениеот принятыхдокументовмог допуститьтолько одинчеловек — Главныйконструктор:”… вводятсяведомостиотступленийот техническойдокументацииГлавного конструктораракеты-носителяи объекта «Восток-В», утверждаемыелично Главнымконструктором…”.
И вместе с тем, окончательныерешения привсей концентрациивласти в рукахГлавного конструкторабыли актомколлективным, когда каждыйответственныйучастник могсказать своеслово как доброволец, идущий наподвиг:«заключениео допускеракеты-носителяи объекта „Восток-В“к испытаниямдается совместнымрешением главныхконструкторовпо результатамсборки и комплексныхиспытанийракеты-носителяили объекта»Восток-В”.
На этом трудномэтапе, послекоторого дорогав космос становиласьи прямее и шире, встретилисьГлавный конструкторС. П. Королев ичеловек, летящийв космос, Ю. А.Гагарин. Онимогли пройтиэтот этап тольковместе — поодиночкеим здесь путьбыл заказан.У Главногоконструктораза плечами — богатейшийинженерныйопыт, славасоздателямногих ракетно-космическихконструкций, итоги трудамногочисленныхколлективов, создавшихпередовуютехнику. С нимбыл авторитетего ближайшихсоратников, который служилнадежной опоройна самых крутыхвиражах трудногопути, была поддержкавсего народа, партии и правительства.За плечамипервого космонавта- молодость, летное мастерство, чувство ответственности, готовностьпожертвоватьсобой во имявеликой целии еще характер- ищущий, мужественныйи зрелый.
В детские годыГагарин узнал, что такое тяжкаябеда, настоящийподвиг и огромноесчастье. Онпережил немецкуюоккупацию, наблюдал, какподбитыйкраснозвездныйсамолет врезаетсяв колонну вражескихмашин, встречалосвободителей.Такое испытаниевыпало на долюмногих советскихдетей, и Гагаринбыл среди тех, кого эта суроваяправда жизнисделала взрослее, активнее исамостоятельнеев своих поступкахи решениях. Емухотелось учиться, но семье былотрудно и, чтобыпомочь ей, нужнабыла рабочаяспециальность.Для поступленияв фабрично-заводскоеучилище нехватало одногогода учебы. Ондобился приема, правда, на литейнуюспециальность, куда другиешли неохотно, и позже всегдас радостьювспоминалгорячий жаррасплавленногометалла. Затем-техникуми аэроклуб.Здесь рождалосьпризвание ивкус к новомуделу. Он умелощущать своюнеобходимостьв жизни, когдаработал, когдаучился и когдапотребовалосьисполнятькаждодневныевоинские обязанности.В летном училище, куда Ю. А. Гагаринпоступил послеармии, он немог допуститьдаже отдельно!”срывов в учебе, стал предельнотребовательнымк себе и оставалсядобрым и вернымтоварищем. Всеэто- требовательностьк себе, доброта, сознание своегодолга-от душевнойщедрости, лишеннойстремленияк личномублагополучию.Он не соглашаетсястать инструкторомпосле окончанияучилища и уезжаетв летную частьна Север, гдетруднее и интереснее.Едет с товарищамии женой Валей.И, наконец, зачислениев отряд космонавтов…комиссии, тренировкии домик накосмодроме, где Гагаринпровл ночьперед стартом.
Ракета-носитель«Восток» достиглакосмическойскорости, ипервый человекпережил то, чтобыло недоступноранее никомуиз живущих наЗемле и чтонужно было, чтобы космосстал отнынедоступным длялюдей, ЮрийГагарин былподнят надживущими наЗемле людьмивсем ходомразвития наукии техники, величиемтехническихдостиженийсвоего народаи остался такимже недосягаемым, как неповторимего подвиг-первыйполет в космическоепространство.Облачившисьв скафандр, услышав звукработающихдвигателейи сказав своезнаменитое«Поехали!», ЮрийГагарин пересталбыть простоодним из людей, он стал человекомиз мифа. Емуадресовалитеплые чувствадля всего народавоспитавшейего страны, внем виделипосланца мираи прогресса, он доносил досамых отдаленныхуголков Землиправду о советскомнароде. С егоименем теперьассоциируетсявсе лучшее, чемизвестен нашнарод, нашастрана. Он сталносителем ееистории, еекультуры. Вэтом была еговеликая гражданскаямиссия.
Его всюду ждали, его встречалиПрага и София, Гавана и Будапешт, он был гостемПагуошскойконференциии австрийскихрабочих, егопринимала вБекингемскомдворце английскаякоролева, дветысячи корреспондентовзаписали вЛондоне егоинтервью. Каждыйего жест, егоулыбка, каждоеего слово обрелимагическуюсилу, потомучто за нимибыли реальныесвидетельствасилы, ума ичеловеческогодуха, зримыечерты истории.Этот почет, встречи, интервью, пристальноеи требовательноевнимание ккаждому егослову и жестубыли продолжениемего космическогоподвига и неизбежнойчастью егославы, которуюон с большимдостоинствоми тактом принесна службу Родине.До полета Гагаринавозможностьосмысленнойдеятельностив космосе былалишь научнойгипотезой.Многочисленныеэкспериментыподтвердилинадежностьтехническихсредств, обеспечивающихбезопасныйполет человекав космос ивозвращениена Землю. Оставалосьрешить задачу, требующуюнепосредственногоучастия человека.От участникакосмическогополета требовалисьособая психологическаяустойчивость, выдержка, уверенностьв себе. Это быливажнейшиеусловия экспериментадля подтверждениянаучной гипотезы.
Полет Ю. А. Гагаринасделал гипотезуо возможностипрактическойдеятельностичеловека вкосмосе реальностью, открыл новоенаправлениев развитиицивилизации, и в этом егонепреходящеенаучное значение.Королев и Гагарин.Они вместепрошли трудныйэтап, послекоторого дорогав космос сталаи прямее и шире.Они встретились, чтобы навсегдаостаться вместев памяти народной- Главный конструктори Первый космонавт.