Анализ ценообразования в картеле ОПЕК

–PAGE_BREAK–

      Pm
      Pc                                    E               

    MR`

                              MC                                    D

                                           MR                                  

                             m         Qc  Q`                           Q
                                                   Рисунок1.3.

Первоначальное равновесие существует в точке Е. Конкурентная цена равна Рс. При этой цене каждый производитель получает нормальную прибыль. При картельной цене Pm, каждая фирма могла бы  получать максимальные прибыли, устанавливая  Pm=MC. Если все фирмы поступят так, то будет избыточное  количество цемента, равное QmQ единиц в месяц. Цена упала бы до Рс. Чтобы поддержать картельную цену, каждая фирма должна производить не больше, чем  величина квоты qm.

Для установления картеля необходимо сделать следующие шаги.

1.Убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы предотвратить продажу товара другими фирмами после повышения цены. Если бы был возможен свободный вход в отрасль, то увеличение цены привлекло бы новых производителей. Следовательно, предложение возрасло бы, а цена упала бы ниже монопольного уровня, который стремиться поддерживать картель.

2.Организовать встречу всех производителей данного  вида товара, для установления совместных ориентиров  по общему уровню выпуска продукции. Сделать это можно, оценив рыночный спрос и высчитав предельный доход для всех уровней выпуска. Выбрать выпуск, для которого MC=MR (предполагается, что у всех фирм одинаковые издержки производства). Монопольный выпуск будет максимизировать прибыли у всех продавцов. Это изображено на Рисунке 1.3. кривая спроса на товар в регионе — D. Предельный доход, соответствующий этой кривой, — MR. Монопольный выпуск равен Qm, что соответствует пересечению  MR и  MC. Монопольная цена равна Pm. Текущая цена равна Рс, а текущий выпуск Qс. Следовательно, текущее  равновесие  является таким же, как  конкурентное.

3.Установить квоты каждому члену картеля. Поделить общий монопольный  выпуск, Qm, между всеми членами картеля. Например, можно дать указание каждой фирме поставлять  1/15  Qm каждый месяц. Если бы у всех фирм были одинаковые функции издержек, то это было бы эквивалентно тому, чтобы рекомендовать фирмам уравновешивать производство до тех пор, пока их предельные издержки не сравнялись бы с рыночным предельным доходом (MR`). До тех пор, пока сумма месячных выпусков  всех продавцов равна Qm, можно поддерживать монопольную цену.

4.Установить процедуру проведения утвержденных квот в жизнь. Этот шаг  является решающим для того, чтобы сделать картель работоспособным. Но его очень трудно реализовать, т.к. у каждой фирмы есть стимулы расширять свое производство при картельной цене, но если все увеличат выпуск, то картель обречен, т.к. цена вернется к свому конкурентному уровню. Это легко показать:

        P

                                      AC                            MC   

      Pm                              A                      F           
      C                                 B

     H                                                          G
   MR`

                                qm           qc         q`                         Q

                                          Рисунок1.4.
Рисунок 1.4. показывает предельные и средние издержки типичного производителя. До осуществления картельного соглашения фирма ведет себя так, как будто спрос на ее выпуск при цене Рс является бесконечно эластичным. Она боится поднять цену из опасения потерять все свои продажи в пользу конкурента. Она выпускает количество продукта, равное qc. Поскольку все фирмы поступают так же, то отраслевой выпуск составляет Qс, что является величиной выпуска, который существовал бы при совершенной конкуренции. При вновь установленной картельной цене фирме разрешен выпуск qm ед. продукта, соотв. точке, в которой MR` равняется предельным издержкам МС каждой отдельной фирмы. Допустим, что владельцы любой из фирм полагают, что рыночная цена не понизится, если они будут продавать больше, чем это количество. Если они воспринимают Рm, как цену, лежащую за пределами их влияния, то их максимизирующим прибыль выпуском будет q`, при  котором  Pm=MC. При условии, что рыночная цена не уменьшается, фирма может путем превышения своей квоты увеличить прибыли с PmABC до PmFGH.

Отдельная фирма  может  оказаться в состоянии превышать свою квоту без ощутимого снижения рыночной цены. Предположим, однако, что все  производитель превышают свои квоты, чтобы максимизировать свои прибыли при картельной цене Pm. Отраслевой выпуск увеличился бы  до Q`, при котором Pm=МС. В результате чего существовал бы избыток продукта, т.к. спрос меньше предложения при этой цене. Следовательно, цена будет падать, пока не исчезнет избыток, т.е. до уровня Рс. и производители вернулись бы к тому уровню, с которого они начинали.

Картель обычно  устанавливает штрафы для тех, кто обходит квоты или другие условия картельного соглашения. Но основная проблема заключается в том, что, как  только устанавливается картельная цена, отдельные фирмы, стремящиеся максимизировать прибыль, могут заработать больше путем обмана. Если обманывают все, то картель распадается, т.к. экономические прибыли падают до нуля.

Похожая ситуация сложилась, например, в ОПЕК (Организация Стран Экспортеров Нефти), крупнейшем международном картеле, на долю которого приходится более 40% мирового экспорта нефти. В 1997 году прошлого года цены на нефть стран ОПЕК упали с 23 до 17 долларов за баррель, несмотря на все попытки ее удержать.  Причиной падения стало нарушение квот некоторыми членами ОПЕК, в том числе Венесуэлой и Нигерией, на долю которых пришлось, соответственно, 40% и 20% избытка нефти. Венесуэла не в первый раз делает это, считая, что система квот изжила себя, превратившись в механизм добровольной сдачи позиций ОПЕК на рынке в пользу нефтедобывающих стран, не являющихся ее членами. Крах такому сильному картелю, как ОПЕК, конечно не грозит, но так как остальные страны участники продолжают придерживаться квот, прибыли их значительно снизились.

Этот факт является также примером того, что картели часто сталкиваются с проблемой при принятии решений о монопольной цене и уровне выпуска. Эта проблема особенно остра, если фирмы не могут договориться об оценке рыночного спроса, его ценовой эластичности или если у них разные издержки производства. Т.е. фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких картельных цен.
Картели из-за своей огромной власти над ценами  в отрасли (о ценах сказано выше) либо запрещены либо законодательно регулируются. Например, в соответствии с Законом Российской Федерации от 22.03.91 N 948-1 «#P 3 0 1 1 9003293 01000000000000000000#G0О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями и дополнениями на 25 мая 1995 года) все картели в принципе запрещены:
«1. Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на  (абзац в редакции, введенной в действие с 30 мая 1995 года #M12293 3 9011788 1430634421 2555264038 4294967274 1207665452 4 3112741960 277821465 2428756068Федеральным законом от 25 мая 1995 года N 83-ФЗ#S):

— установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

–  повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

— раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

— ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);

— отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками)».

«3. В исключительных случаях соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, предусмотренные настоящей статьей, за исключением прямо перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка

(пункт в редакции, введенной в действие с 30 мая 1995 года #M12293 1 9011788 1430634421 2555264038 4294967274 1207665452 4 3112741960 277821465 2428756068Федеральным законом от 25 мая 1995 года N 83-ФЗ#S).»
Этим, в общем то, федеральное законодательство и ограничилось. Все остальные вопросы и нюансы толкования п.3 вышеуказанного закона находятся в ведении Государственного Антимонопольного комитета, обладающего почти неограниченной властью. Пункт или статья, подобные п.3 есть и в антимонопольных законах других стран, но в нашем случае из-за довольно размытой формулировки и отсутствии прямых, конкретных исключений, предприятиям (как мне кажется) довольно затруднительно реализовать свое право на практике.

 Поэтому в данном вопросе российским законодателям следует брать пример с Японии. Специфика японского антимонопольного законодательства состоит как раз в наличии большого числа конкретных и четко сформулированных исключений, освобождающих целые отрасли и группы предприятий от действия основной статьи антимонопольного закона на постоянных началах или в качестве временной меры.

Исключения эти состоят в следующем.

Во-первых, исключение дается для внешнеторговой деятельности, где согласно закону об экспорте и импорте от 1952 г., разрешены экспортные и импортные картели. Это связано с таким специфическим условием Японии, как высокий уровень концентрации внешнеторговых потоков в руках крупных универсальных торговых домов. Картелирование разрешено для мелких предприятий, чтобы обеспечить им доступ на внешние рынки. Им также разрешена целевая кооперация для деятельности внутри страны. 

Во-вторых, антимонопольный закон разрешает международные соглашения о патентах и авторских правах, о покупке лицензий и ноу-хау с ограниченными условиями, касающимися сбыта продукции.

В-третьих, разрешено создание «картелей структурных кризисов» на время резких спадов производства сроком до 6 месяцев (но с возможным продлением), а также для модернизации отраслей промышленности в тех случаях, когда отраслям необходима массовая смена технологий, свертывание неперспективных производств, специализация производств и стандартизация продукции. В этих случаях предприятиям разрешается на определенный срок  согласовывать объемы  делать совместные закупки сырья, перевозки, вести обмен патентами и технической информацией, совместно использовать складские мощности и пр., что в обычных условиях запрещается.

Легальные картели существуют гласно, открыто, оформляются законами о льготных режимах, устанавливающими ответственность с обеих сторон и подлежат контролю в соответствии с законами. В законах оговариваются конкретные мощности,  капиталовложения, виды льгот и сроки действия льгот. По окончании срока льготы отменяются. Картель распускается, как только рыночные условия улучшаются и задача картеля выполнена.

При помощи легальной картельной практики в Японии в 1955-1970 гг. была успешно проведена модернизация черной металлургии, угледобывающей промышленности, судостроения, нефтепереработки, производства химических удобрений, а в 1978-1988 гг. выполнены две крупные программы модернизации и частичного свертывания отраслей, пострадавших от повышения цен на нефть (нефтехимия, цветная металлургия).

Использование легальной картельной практики под надзором антимонопольной администрации для свертывания и модернизации нерентабельных производств не имеет аналогий не в одной стране мира. Везде нерентабельные предприятия становятся бременем для государственного бюджета и для общества в целом (! а уж в России тем более!). Следует хотя бы попытаться внедрить такую практику в нашей стране. Возможно, ничего и не получится, так как у нас БОЛЬШИНСТВО промышленных предприятий нерентабельны, но даже небольшие  результаты в разрешении этой проблемы принесут огромную пользу для экономики.

Но с другой стороны картель несет за собой социальные издержки. Поскольку стимулами к созданию картеля является возможность получать высокую прибыль в долгосрочном периоде, а деятельность по заключению такого рода соглашения связана с издержками, эти издержки картелизации пропорциональны величине потенциальной картельной прибыли, и величину прибыли можно трактовать в качестве социальных издержек картелизации (издержек, связанных с поведением поиска ренты потенциальных участников картеля). Эти издержки представляют собой чистые потери для экономики в результате картелизации (отвлечение ресурсов на процесс картелизации вместо производственного процесса).

Исследования дали следующие результаты социальных издержек картелизации ряда отраслей экономики США:

  

        

              Отрасль

            Рост цен  (в %)          

      Социальные издержки

   (как % объема продаж отрасли)

Производство   азотных   

   удобрений

               75

                      62

Производство сахара

              30

                      36

Производство алюминия

              100

                      36

Производство электроламп

                37

                      42

Производство медной проволоки

                 31

                      36

Производство стальных труб

                 39

                      42

Таблица 1.1.
Таким образом, мы видим, что чем больше рыночная власть картеля (чем больше рост цен, вызванный картелизацией рынка), тем выше потери от картеля.
Таким образом, завершая анализ картеля, как одной из структур олигополистических рынков, можно отметить как главную ее черту-неустойчивость картельных соглашений, т.к. соблазн превысить квоты на производство очень велик, если и  цены на продукцию велики.

Но вследствие того, что на олигополистическом рынке возникает взаимозависимость между производителями, то даже выйдя из картеля фирмы, понимая это, принимают во внимание ожидаемую реакцию на свои действия конкурента, что является одной из главных черт картели как олигополии.
              2. Механизм ценообразования в картеле
2.1. Возникновение и нарушение картельных соглашений
Главной целью образования картеля является установление квот, для того чтобы изменять цену продукции, максимизируя ее. Отсюда следует, что и главным механизмом в картеле является механизм ценообразования, который лежит в основе причин возникновения картелей. Но картельные соглашения очень неустойчивы, т.к. у производителей есть стимулы к их нарушению.

Поэтому в этой главе для наиболее полного раскрытия ценообразования в картеле, я рассмотрю:

-причины возникновения картелей;

-стимулы к нарушению картельного соглашения;

-факторы, облегчающие сохранение картеля;

-методы предотвращения нарушения картельного соглашения;
Рассмотрим причины возникновения картеля. Известно, что фирмы, действующие в условиях свободно конкурентного рынка, максимизируют прибыль. Каким же образом возможно увеличение прибыли в условиях картеля? В конкурентной отрасли каждая фирма рассматривает уменьшение своего выпуска только с точки зрения своих собственных выгод и не учитывает последствия своих действий для конкурентов (других фирм), хотя сокращение выпуска даже одной фирмы в отрасли выгодно и всем прочим, поскольку уменьшает совокупное предложение отрасли и увеличивает равновесные цены. Таким образом, возникает своего рода внешний эффект, который в условиях свободной конкуренции не принимается во внимание. Наоборот, картельное соглашение учитывает эти последствия действий одной фирмы для увеличения прибыли всех участников. Поэтому картель как отрасль производит меньше объема, чем рынок свободной конкуренции. Картель интернализирует внешние эффекты сокращения выпуска каждой фирмы для остальных фирм, так что последствия этих внешних эффектов становятся внутренним делом картеля (например, в форме распределения дополнительных прибылей или определения квот выпуска).

Рассмотрим модель картеля для отрасли и для каждой фирмы. Пусть картель охватывает все фирмы отрасли. Тогда поскольку картель представляет собой монополию, равновесие в отрасли достигается там, где предельные издержки отраслевого выпуска соответствуют предельной выручке от его продажи (рис. 2.1.)
Рисунок 2.1.
 Соответственно, цена на рынке установится на уровне Рm. Если цена равна Рm, каждая фирма заинтересована в повышении выпуска до тех пор, пока ее предельные издержки не окажутся равными этой цене, то есть до уровня qi. Сравним с условиями свободной конкуренции: цена Pc, объем выпуска фирмы – qc.  Поскольку конкурентная цена ниже картельной, а функция предельных издержек возрастает, картельный объем выпуска фирмы всегда будет меньше конкурентного. Однако каждая фирма в рамках картеля имеет стимул наращивать выпуск до пределов, превышающих то количество, которое она выпускала бы на рынке совершенной конкуренции.

По выше данному плану рассмотрим существующие стимулы к нарушению картельного соглашения. В рамках статичной модели картеля каждая фирма-участник оказывается

заинтересованной в нарушении картельного соглашения. Вывод может измениться, если мы проанализируем влияние решений фирмы не только на сегодняшнюю прибыль, но на весь поток ожидаемой будущей прибыли. Интуитивно очевидно, что в долговременной перспективе фирма может быть заинтересована придерживать установленной для нее квоты. Рассмотрим условия, при которых картельное соглашение является стабильным и соответственно нестабильным.

Пусть ?  — прибыль фирмы, придерживающейся картельного соглашения (в условиях установления картелем монопольной цены),  ?  — прибыль фирмы, нарушающей соглашение, Н – величина наказания фирмы, нарушившей картельное соглашение (например, в виде резкого падения цены и прибыли из-за противодействия прочих фирм картеля).

Фирма будет нарушать картельное соглашение в том случае, когда:

            PV(E(? ))

Предположим, что фирмы-участники картеля действуют по стратегии копирования: если вы ведете честную игру, я тоже играю честно; если вы меня обманули, я чувствую вправе обмануть вас. Предположим далее, что если фирма нарушает соглашение, например, назначая более низкую, чем картельная, цену, она в первый период (период нарушения соглашения) получает прибыль Р, но в следующий период ее ловят и навязывают наказание (возможно, в виде ограничения ее продаж, дискриминации со стороны других участников картеля или штрафа, либо в виде сокращения прибыли из-за нарушения картельного соглашения) величиной Н ежегодных вычетов до конца ее существования (то есть до бесконечного периода времени)

                                           H

 Н + Н?? + H???? + … =——

                                        1-??         (2.1.)

где ? – дисконтирующий множитель;

       ? – вероятность повторных продаж фирмы-нарушителя в следующем периоде.

Общая сумма ожидаемой прибыли фирмы-нарушителя соглашения составит:
                                                          ?  — H

?  + (?  — H)?? + (?  — H)???? + … = ——-   + H

                                                          1 — ??

                                                                                     (2.2.)

Если фирма придерживается соглашения, текущая ценность ее ожидаемой прибыли составит ? / (1 –??).

Фирме выгодно не нарушать картельного соглашения, если нарушение не приносит ей роста текущей ценности ожидаемой прибыли:
                              ?            ?  — H

                            ????? > ?????? + H,

                             1 – ??     1 – ??

                                                                                (2.3.)

или                              

                                 

                                                ?  — ?

                               ??  > —————

                                                  H                              (2.4.)
Итак, можно заключить, что сохранение картельного соглашения тем выгоднее фирме:

*чем выше вероятность повторных продаж на рынке;

*чем выше величина дисконтирующего множителя;

*чем меньше выигрыш, который фирма может получить в краткосрочном периоде благодаря нарушению картельного соглашения;

*чем больше потери, которые фирма понесет в результате согласованных действий других участников картеля.

Следовательно, для сохранения картеля его участники должны повысить сумму штрафа, налагаемую на нарушителя, и сделать угрозу штрафа максимально более правдоподобной.

Итак, мы видим, что картельные соглашения не отличаются долговременностью. Однако на практике многие картели существуют в течение десятков лет. Следовательно, должны быть причины, которые объясняют стабильность картелей. К факторам, облегчающим сохранение картельного соглашения и поддержания дисциплины в картеле, относятся следующие:

*Способность картеля поднять цены в отрасли и удерживать длительное время на высоком уровне для всех фирм, входящих в него. Выполнение этого условия существенно зависит от эластичности рыночного спроса и от доли фирм в отрасли, которые входят в картель. Чем менее эластичен спрос в отрасли, тем легче предпринимать действия по увеличению цены, тем выше может быть уровень картельной цены и совокупной выручки фирм. С другой стороны, если картель контролирует только незначительную долю отраслевого рынка, фирмы-аутсайдеры могут воспрепятствовать значительному увеличению рыночной цены. Даже когда все фирмы отрасли входят в картель, высокая норма отраслевой прибыли может привлечь новых конкурентов, и если барьеры для входа на рынок незначительны, картель не сможет удержать высокие цены (и прибыль) в долгосрочном периоде.

*Низкая вероятность наказания от правительства за нелегальность картельного формирования. Если фирмы-участницы картеля ожидают, что картельное соглашение будет вскоре обнаружено правительством, за чем последуют строгие санкции, фирмы будут менее склонны к заключению такого рода соглашений, и наоборот: чем ниже риск обнаружения картельного соглашения антимонопольными органами и использования строгих санкций, тем выше стимулы объединения и поддержания картеля.

*Низкие издержки по организации картеля. Издержки по организации картеля включают в себя, прежде всего, затраты по ведению переговоров между предполагаемыми участниками. Факторами, от которых зависит величина этих издержек являются:

1) число фирм в отрасли. Чем больше и менее устойчиво число фирм, тем труднее договориться. Поэтому картельные соглашения и характерны в основном для рынков с ограниченным числом фирм и низкой вероятностью появления аутсайдеров на рынке;

2) концентрация производителей. Если несколько крупных фирм определяют основной объем выпуска отрасли, эти фирмы могут легко договориться между собой, не привлекая к ведению переговоров другие (мелкие) фирмы. Часто крупные фирмы могут проводить одинаковую политику в отрасли, даже не прибегая к формальным соглашениям. Такая практика носит название сознательного подражания;

3) однородность продукта отрасли. Чем выше степень дифференциации продукта, тем труднее фирмам договориться о поддержании одного уровня цен на рынке. С одной стороны, введение на рынок каждой новой модификации товара может сопровождаться пересмотром относительных цен в отрасли, что делает картельное соглашение непрочным. С другой стороны, трудно контролировать, придерживаются ли фирмы соглашения о ценах: не снижая номинально уровня цены, фирма может выпустить более качественный продукт, чтобы привлечь дополнительных потребителей;

4) наличие в отрасли торговых объединений (ассоциаций). Если в отрасли существуют торговые объединения, это облегчает участникам картеля ведение переговоров и контроль за соблюдением соглашения в рамках торговых союзов.

 Длительная история существования картелей выработала специфические методы предотвращения нарушения картельных соглашений, каждый из которых нацелен на повышение угрозы наказания в случае оппортунистического поведения, с одной стороны, и на обеспечение  возможно более длительного существования картеля – с другой. К основным методам предотвращения нарушения картельного соглашения относятся:

*контроль большего числа показателей, чем только цена. Эффективные картельные соглашения включают спецификацию не только продажной цены, но и других показателей, которые легче проконтролировать, таких как: квота производства, ограничения покупки/продажи в отношении дилеров, нормы расходов на НИОКР, территориальные и/или продуктовые ограничения маркетинговой и сбытовой деятельности;

*раздел рынка сбыта между участниками картеля. Каждому участнику выделяется особая территория или особый класс потребителей, так что контроль за соблюдением соглашения значительно облегчается, а последствия нарушения уменьшаются (поскольку оказывают влияние только на выделенную область деятельности);

*использование особых условий. Картельное соглашение может включать в себя условие о том, что продавец не будет продавать другим покупателям/дилерам по цене ниже установленного картелем уровня для данного класса товаров или потребителей;

*контрольные цены. Члены картеля могут договориться о том, что если цена на рынке падает ниже определенного заранее уровня (контрольной цены), каждая фирма-участник получает право осуществлять политику самостоятельно, в том числе расширять выпуск. Картель при этом фактически распадается, а период получения дополнительной прибыли фирмой-нарушителем сокращается.
2.2. Построение модели ценообразования в  картеле
Поскольку картель – это группа фирм, а не одна фирма, он сталкивается с трудностями при установлении монопольных цен, которых не существует для чистой  монополии. Основная проблема, с которой сталкивается картель, — это проблема согласования решений между фирмами-членами картеля по вопросу установления системы ограничений (квот) для каждой фирмы (рис.2.2.).
Рисунок 2.2.
Текущая конкурентная цена – Рс, текущий объем выпуска – Qс. Первоначальное равновесие существует в точке Е (рис.2.2.). При цене Рс  каждый производитель получает нормальную прибыль. До осуществления картельного соглашения фирма ведет себя так, как если бы спрос на ее продукцию при цене Рс  являлся бесконечно эластичным. Она боится поднять свою цену из опасения потери всех своих продаж в пользу конкурентов, а потому при цене Р  выпускает q единиц продукции (рис.2.2). При организации картеля и установлении картельной цены Рс  фирме разрешен выпуск  qс (МR*  = МС каждой фирмы).

Допустим, владельцы фирмы полагают, что рыночная цена не понизится, если они будут продавать больше, чем это количество (например, q,), при котором Рм  = МС. То есть путем превышения своей квоты фирма может увеличить прибыли с Рм АВС до РмFGН.

Если же все фирмы превысят свою квоту, чтобы увеличить свои прибыли при картельной цене Рм, то отраслевой выпуск увеличится до Q, (рис.2.2. ).

Каждый месяц существовал бы избыток продукции (Q,  — Qс ), и цена стала бы падать, пока этот избыток не исчезнет, то есть до уровня Рс. Таким образом, производители вернулись бы туда, откуда начали.

Картели обычно пытаются установить штрафы для тех, кто обходит картельное соглашение, превышая свои квоты. Основная проблема заключается в том, что как только установлена картельная цена, отдельные фирмы, максимизирующие прибыль, могут заработать больше путем обмана. Если обманывают все, то картель распадается.

Когда явный сговор является противозаконным, фирмы иногда ищут пути к тайному сотрудничеству. Зачастую это достигается при помощи молчаливой договоренности о том, что одна фирма будет действовать в качестве лидера в области цен, а остальные будут следовать за ее изменениями цен. 

Таким образом, картели  сталкиваются с проблемой принятия решения о монопольной цене и уровне выпуска. Эта проблема особенно остра, если фирмы не могут договорится об оценке рыночного спроса, его ценовой эластичности или если у них разные издержки производства. Фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких картельных цен.
2.3. Модели картелей
Рассмотрим два основных типа картелей: картели, преследующие цель максимизации совокупной, или отраслевой, прибыли(1), и картели, ставящие своей целью распределение и фиксацию рыночных долей(2).
1) Картели, преследующие цель максимизации общей прибыли
В условиях совершенной конкуренции предприятие максимизирует свою прибыль, когда его предельны затраты равны рыночной цене (МС=Р), а характеристичным признаком совершенно конкурентного рынка является малость и множественность продавцов. Назовём     продолжение
–PAGE_BREAK–квазиконкурентным поведение продавцов, придерживающихся того же принципа уравнивания предельных затрат и цены, но действующих на таком рынке, где место малости и множественности продавцов имеет место их крупность и немногочисленность. Иначе говоря, представим себе олигополию, но такую, где продавцы руководствуются правилом МС=Р, не принимая в расчёт возможной реакции на свои действия со стороны соперников.
            

Рис. 2.3.

                         

Допустим, что в отрасли действуют п идентичных во всех отношениях таких квазиконкурентных предприятий, кривые SАТС и МС которые представлены на рисунках 2.3.(а). Очевидно, что условие МС = Р выполняется при выпуске q, который и является квазиконкурентно оптимальным. Рыночная цена P, на которую ориентируются квазиконкуреньные предприятия, определена пересечением кривой рыночного спроса DD  и кривой рыночного предложения S(MC  ), представляющей горизонтальную сумму восходящих участков индивидуальных кривых МС (рис.2.3, б). Квазиконкурентный выпуск отрасли составит Q = q    , а прибыль каждого квазиконкурентного предприятия составит сумму, равную площади прямоугольника CPAB (рис. 2.3, а)

Теперь представим, что все п предприятий объединились в картель, который будет вести себя на рынке подобно монополии с несколькими (п ) заводами. Оптимальным выпуском картеля будет   Q, а оптимальной ценой – Р   (рис.2.3, б). Поскольку Q 

Но после того как картельное соглашение будет достигнуто и будет установлена монопольная цена, Р  , каждое картелированное предприятие окажется заинтересованным в скрытом нарушении установленной квоты. В самом деле, если ему удастся «потихоньку» продать           продукции по цене Р  , его прибыль будет еще больше. Она составит СР  М К, что значительно выше той, которая была бы получена при соблюдении установленных квотой ограничений на величину выпуска и продаж. Если же такой скрытой политике последуют и другие картелированные предприятия, рыночная цена продукции быстро упадет и после возможных колебаний вновь вернется к квазиконкурентного уровню, Р  . Таким образом, то же самое стремление к прибыли, которое и побудило квазиконкурентные предприятия к образованию картеля, приведет его к распаду.

Более того, картелированным предприятиям станет выгодным не только нарушать установленные квоты выпуска и продаж, но и продавать продукцию «налево» по более низкой, чем установленная картельным соглашением, цене (Р

Следствием этого поистине замечательного вывода В.С. Войтинского является весьма малая вероятность стабилизации картеля, поскольку предел повышения цены (Р на рис. 2.3, б    ) может оказаться столь близким к уровню квазиконкурентной цены, Р  , что добавочная прибыль не оправдает хлопот по достижению картельного соглашения и дополнительных затрат на выпуск запрашиваемой рынком продукции, объем которой при цене  Р

«Для того чтобы предотвратить (или по крайней мере ограничить) стремление предприятий к нарушению установленных соглашением квот и/или цен, а тем самым и угрозу развала картеля, те, кто заинтересован в его стабилизации, должны будут централизировать все управление картелированными предприятиями, лишив их статуса самостоятельных юридических лиц. Это предполагает переход к более высокой форме сговора – тресту. Вырождение простого сговора в трест произошло впервые в США в 1882г. при образовании знаменитой нефтяной компании «StandartOil». Ее назвали трестом потому, что вошедшие в нее (т.е. трестифицированные) компании передали ведение всех своих дел совету уполномоченных, или доверенных лиц (англ. trustees).

Модель такого централизованного картеля, или треста, подобна модели монополии с несколькими заводами. Заметим лишь, что для эффективного управления подобной многозаводской  (англ.  multiplant) монополией необходима полная и совершенная информированность управляющих ею об индивидуальных функциях затрат трестированных предприятий, тогда как у последних появляется заинтересованность в сокрытии и/или искажении информации о затратах, предоставляемой центральному органу управления трестом.
2)картели, регулирующие размежевание рынка.
Картелями, регулирующими размежевание рынка, Д.И. Пихно называл стачки, имеющие своей целью распределение рыночных долей между «стакнувшимися». т.е. то, что в современной англоязычной литературе известно как market-scharingcartels.

Если два картелированные предприятия идентичны по уровню и структуре затрат, рыночные доли могут быть распределены между ними поровну (q  = q  = 0.5 Q) при единой монопольной цене. Если же затраты предприятий существенно различны, производственные квоты и соответственно рыночные доли будут различны и, что особенно важно, нестабильны. В этом случае рыночные доли определяются в ходе торга (англ.bargain-ing), неизбежно возникающего между олигополистами. Поэтому решение о размежевании рынка будет зависеть не только от уровня затрат входящих в картель предприятий, но и от их способности к выторговыванию (англ. bargainingskill) квоты и доли рынка.

Другой распространенный метод размежевания рынка допускает региональную дифференциацию цен и качества продукции. Такая практика сегментации рынка распространена и на межотраслевом уровне. Любой курильщик знает, что, скажем, сигареты «Marlboro», произведенные на одной из табачных фабрик России, существенно отличны от сигарет той же марки, произведенных в США.

Модель картеля, регулирующая размежевание рынка, — это закрытая модель олигополии. Если прибыль, получаемая картелированными предприятиями, высока, она может стимулировать вход новичков на данный рынок, но не вступление их в картель. Напротив, установив несколько более низкую цену, чем назначенная картелем, они смогут захватить определенную долю рынка. Чтобы сохранить свою долю рынка, картелю придется несколько понизить цену или начать ценовую войну против новичка с трудно прогнозируемым исходом.[1, c. 213-217]    

 
В заключении теоретического анализа ценообразования в картеле можно сказать, что цена в ней образуется за счет установления квот по объему производства для каждой фирмы—участницы картеля. Именно это и является главной проблемой согласования решения между членами по вопросу установления квот, т.е. если фирма ими не довольна, то для увеличения своей прибыли она может их превысить. И не смотря на существование методов предотвращения нарушения картельного соглашения, даже в ныне существующих картелях наблюдается это явление.

3. Исследование ценообразования в ОПЕК
3.1 История и структура ОПЕК
Рассмотрим картель ОПЕК и его структуру по следующему плану:

1.      История создания ОПЕК

2.      Страны-члены ОПЕК на сегодняшний день

3.      Цели, декларируемые ОПЕК

4.      Членство в ОПЕК

5.      Функционирование ОПЕК

6.      Система органов ОПЕК

7.      Многосторонние и двусторонние институты помощи ОПЕК и трастовые фонды ОПЕК

  ОПЕК-(организация стран-экспортеров нефти) (Organization of the petrolium exporting countries) – добровольная межправительственная экономическая организация, задачей и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов.

ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на мировом и международных рынках нефти с целью избежания колебаний цен на нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением прибыли.
Рассмотрим историю создания ОПЕК. Стремясь активизировать борьбу против нефтяных мо­нополий, развивающиеся страны—экспортеры жидкого топлива пришли к выводу о необходимости объединить свои силы и противопоставить организации   монополий свою собственную. В 1960 году в Багдаде главные постав­щики нефти на мировой рынок—Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия— основали Организацию стран—экспортеров нефти (ОПЕК). ОПЕК был зарегистрирован в Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363). Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году  устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения. На долю ОПЕК сейчас приходится около 40% мирового производства нефти. Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия).

 Первоначально перед ОПЕК ставилась задача увеличения концессионных плате­жей. Однако деятельность ОПЕК вышла далеко за рамки этой задачи и оказала большое влияние на борьбу разви­вающихся стран против неоколониальной системы эксплуа­тации их ресурсов. Инициатором создания организации бы­ла Венесуэла—наиболее развитая из нефтедобывающих стран, которая в течение длительного времени подверга­лась эксплуатации нефтяных монополий. Понимание необ­ходимости координации усилий против нефтяных монопо­лий назревало и на Ближнем Востоке. Об этом свидетель­ствовали ирако-саудовское   соглашение о согласовании Нефтяной политики в 1953 году и заседание Лиги араб­ских стран в 1959 году, посвященное нефтяным проблемам, на котором присутствовали представители Ирана и Вене­суэлы.

Непосредственным импульсом, приведшим к созданию ассоциации экспортеров нефти, было очередное снижение справочных цен в 1959 году со стороны Международного нефтяного картеля, а также введение ограничений на импорт нефти в США.

Появление на международной арене новой организации— межправительственной ассоциации развивающихся стран—производителей нефти было воспринято в кругу капиталистической нефтяной промышленности как событие малозначительное. Нефтяные монополии с самого начала считали ОПЕК инородным телом на рынке, пытались не признавать ее и вели тактику поддержания непосредствен­ных контактов с отдельными нефтедобывающими страна­ми. В известной мере это им удавалось вплоть до 1971 го­да, так как в 60-х годах мировой рынок нефти продолжал пополняться новыми крупными производителями нефти, такими как Ливия, Абу-Даби (теперь это Объединенные Арабские эмираты), Алжир, Нигерия и другие развивающиеся страны, которые в условиях постоянного превышения текущего предложения над спросом фактиче­ски конкурировали друг с другом. Однако стремление по­высить свои доходы от нефти, в конечном счете, приводило эти страны к необходимости присоединения к ОПЕК. Так, после создания организации в нее вошли Катар (1961 г.), Индонезия и Ливия (1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971 г.), Эквадор (1973 г.) и Габон (1975г.).

Кроме стремления увеличить доходы от нефти, а в ко­нечном итоге установить национальный контроль над не­фтяным хозяйством, членов ОПЕК объединяло также то, что они—развивающиеся страны, экономика которых фи­нансировалась в основном за счет нефти, и были объек­тами эксплуатации со стороны нефтяного картеля в прин­ципе на основе одинаковых неравноправных концессионных соглашений.                                      |

Вместе с тем общим интересам членов ОПЕК, кроме неблагоприятной ситуации на рынке и мощи «нефтяного империализма», в определенной мере противостояла раз­личная степень экономического развития и социально-по­литическая разнородность ее членов. В 60-х годах боязнь перед всесилием монополий, усугубленная неудавшейся попыткой Мосаддыка национализировать иранскую нефть в начале 50-х годов, и консерватизм правителей наиболее крупных, но отсталых стран — экспортеров нефти во мно­гом объясняли декларативный характер ряда по существу прогрессивных решений конференций ОПЕК. В то же вре­мя нефтяные компании, стремясь сохранить свои позиции, вынуждены были идти на некоторые уступки. Наиболее значительным из них было согласие компаний не включать расходы по выплате арендной платы (роялти) в расчет подоходного налога, что увеличило долю дохода нефтедобывающих стран до более чем 60% от справочной цены на нефть. Крупные государства Запада шли лишь на мелкие, частичные уступки, которые не затрагивали основ неравноправных взаимоотношений и в то же время служили своеобразной гарантией их долговечности.

В принятом на конференции ОПЕК в 1968 году Заяв­лении об основных направлениях политики стран-членов было отражено общее стремление установить националь­ный контроль над основным богатством этих стран. При­ход к власти прогрессивных режимов в Ираке в 1966 го­ду и в Ливии в 1969 году, а также вступление Алжира в ОПЕК в 1971 году привели к усилению движения нефтедо­бывающих стран за установление национального суверени­тета над нефтяными ресурсами.

Катализирующее воздействие на позицию арабских чле­нов ОПЕК, занимающих доминирующее положение в ор­ганизации, имел ближневосточный конфликт. Даже наибо­лее консервативные и прозападные режимы стран Персид­ского залива, поддерживая справедливую борьбу арабских стран—жертв агрессии Израиля, вольно или невольно оказывались вовлеченными в общее русло ­ борьбы арабских народов и были вынуждены поддерживать законные требования радикальных членов ОПЕК, что, в конечном счете, в немалой степени способст­вовало успеху, как отдельных нефтедобывающих стран, так и  организации в целом.

Важным объективным моментом, предопределившим усиление роли ОПЕК в мировом капиталистическом хозяйстве, являлся дальнейший форсированный рост потребления нефти в развитых капиталистических странах за счет жидкого топлива, добываемого в странах ОПЕК. Потребление жидкого топлива в 1950—1970 годах увеличилось трехкратном размере. При этом к началу 70-х годов

наметилось замедление тенденции географической диверсификации импорта нефти в страны Запада в силу естественной ограниченности богатых и дешевых нефтяных место рождений. «Новые» нефтедобывающие страны (Ливия Алжир, Нигерия и т. д.), которые, по замыслу нефтяных монополий, должны были конкурировать с ОПЕК и, в конечном счете, привести ее к развалу, влились в ОПЕК. Тем самым еще больше усилилась зависимость развиты;

капиталистических стран, потреблявших 85% производимой в несоциалистическом мире нефти, от импорта жидкого топлива из государств-членов ОПЕК. Это явилось свидетельством того, что в современных условиях наряду с экономической зависимостью большинства развивающихся стран от капитализма имеет место и зависимость иной рода — определенная зависимость основных индустриальных центров последнего, особенно стран Западной Европы и Японии, от энергетических и сырьевых резервов развивающихся стран.

К началу 70-х годов на долю этих стран приходилось примерно 80% достоверных запасов, 60—добычи и 90 % (экспорта нефти в капиталистическом мире).

В тот же период медленно начинала набирать силу тенденция освоения более дорогих морских и арктических месторождений. Однако этот процесс мог получить дальней шее развитие лишь после повышения цен на нефть, тем более что с начала 70-х годов предложение стало отставать от быстро растущего спроса. Одной из причин отставания предложения была политика некоторых стран ОПЕК (Ливии, Кувейта, Венесуэлы и др.), потребовавших у компаний сокращения добычи нефти в связи со снижением показателя кратности запасов.

Используя сложившиеся благоприятные условия на рынке, страны ОПЕК начали активнее наступать на позиции монополий. В авангарде борьбы оказались наиболее прогрессивные и радикальные члены ОПЕК. Первые акций по национализации нефтяных концессий были предпринять в Ливии (1970 г.), Алжире (1971 г.), Ираке (1972 г.). Более консервативные участники ОПЕК предложили монополиям систему участия в нефтяных концессиях. Однако главным направлением борьбы ОПЕК до обострения энергетического кризиса в 1973—1974 годах было увеличение

доходов от нефти путем, как определенного перераспре­деления доходов компании, так и повышения цен на нефть.

Первым наступление на позиции компаний начал про­грессивный режим Ливии, потребовавший увеличения став­ки подоходного налога до 55% и повышения цен. Позиция Ливии получила активную поддержку других членов ОПЕК, среди которых выделялись Ирак и Алжир как наи­более прогрессивные участники организации, а также Ве­несуэла и Иран. Экономика последних была относительно развита, и проводимая в них индустриализация на капиталистической основе требовала все больших объемов капи­таловложений.

Стремление монополий противостоять  требованиям ОПЕК и внести раскол в его ряды ни к чему не привело. Наоборот, в рамках так называемой «лондонской полити­ческой группы», призванной быть противовесом ОПЕК, обнажились непримиримые противоречия «сестер» и аут­сайдеров, которые были вынуждены в итоге подписать соглашение с ливийским правительством.

Хотя первый успех был скромен (цены были повышены на 30 центов за баррель, а подоходный налог впервые” за 20 лет увеличен до 55% в среднем), пример Ливии, фак­тически выступившей в единственном числе против целой группы нефтяных компаний, имел большой психологиче­ский эффект, так как способствовал развенчанию мифа о всесилии нефтяных монополий и положил начало цепной реакции решительных выступлении ОПЕК против давно отживших отношений в капиталистической нефтяной про­мышленности. XXI конференция ОПЕК, состоявшаяся в декабре 1970 года в Каракасе, официально закрепила ус­пех Ливии. Наиболее важными ее решениями были:

—повышение до 55% минимальной ставки подоходного налога, взимаемого с иностранных компаний;

— отмена старой системы скидок;

—унификация справочных цен на основе существую­щих наивысших цен.

Более ощутимых успехов участники ОПЕК добились в 1971 году, когда после трудных переговоров и ультима­тивных требований были подписаны известные Тегеран­ское (14 февраля 1971 г.) и Триполийское (2 апреля 1971 г.) соглашения. Страны Персидского залива, а затем и Ливия вынудили нефтяные компании среди прочих уступок значи­тельно поднять цены и гарантировать их дальнейшее, хотя и постепенное, повышение (2,5% ежегодно).
Странами-членами  ОПЕК на сегодняшний день являются:

Алжир (с 1969)

Индонезия (с 1962)

Иран (с 1960)

Ирак (с 1960)

Кувейт (1960)

Ливан (с 1962)

Нигерия (с 1971)

Катар (1961)

Саудовская Аравия (с 1960)

Объединенные Арабские Эмираты

Венесуэла (1960)

Итого 11 государств (Габон прекратил свое членство в 1995 году, а Эквадор в 1992 году).

ОПЕК как организация стран-экспортеров нефти преследует в своей деятельности следующие цели:
•Координация и унификация нефтяной политики государств-членов. •Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.

•Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти. •Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения:

1.устойчивых доходов стран-производителей нефти; 2.эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей;

3.справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность;

4. Охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

5.  сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.
При рассмотрении системы членства в ОПЕК надо сказать, что  «полноправными членами ОПЕК могут быть только государства-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены высшим органом ОПЕК — Конференцией. Любая другая страна, в значительных размерах эксплуатирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов ОПЕК, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством три четверти голосов, включая голоса всех членов-учредителей. Статус ассоциированного члена не может быть предоставлен ни одной стране, которая не имеет интересов и целей, схожих в своей основе с интересами государств-членов ОПЕК». Таким образом, в соответствии с Уставом ОПЕК, существует три категории государств-членов:

государства-основатели (Founder-members) организации, принявшие участие в Багдадской встрече 1960 года и которые подписали оригинал соглашения о создании ОПЕК;

Полные-члены (Основатели плюс те страны, заявление о вступление в членство которых было подтверждено конференцией);

Ассоциированные члены, которые не имеют полного членства, но при определенных обстоятельствах могут принять участие в конференции ОПЕК.
Функционирование ОПЕК заключается в том, что представители государств-членов встречаются на конференции ОПЕК с целью координации и унификации политики своих стран и выработки общей позиции на международных рынках. Им оказывается поддержка со стороны Секретариата ОПЕК, управляемым Советом Директоров и возглавляемым Генеральным Секретарем, Экономической Комиссии, Межминистерским комитетом по мониторингу.

Представители государств-членов обсуждают конкретную ситуацию бюллетени прогнозов развития рынка топлива (например, рост экономических котировок или инноваторские изменения в топливной промышленности). После этого они обсуждают свои дальнейшие шаги в сфере нефтяной политики. Как правило, все это сводится к понижению или повышению квот добычи нефти или установлению одинаковых цен на нефть.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Рассмотрим систему органов ОПЕК. Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.
Высшим органом ОПЕК является Конференция, состоящая из делегаций (до двух делегатов, советники, наблюдатели), представляющих государства-члены. Обычно делегации возглавляются министрами нефти, добывающей промышленности или энергетики. Заседания проводятся дважды в год (но предусмотрены и внеочередные заседания и встречи, если это необходимо), обычно в штаб-квартире в Вене. Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, а также принимает решения по бюджету и докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих. Конференция также избирает президента, пост которого занимается до следующего заседания, утверждает назначение членов Совета управляющих, назначает председателя и заместителя председателя совета, генерального секретаря, заместителя генерального секретаря и аудитора. Для принятия решений (за исключением процедурных вопросов) необходимо их единогласное одобрение всеми действительными членами (действует право вето и отсутствует право конструктивного воздержания). Конференция также решает вопрос о вступлении новых членов.
 Совет управляющих может быть сравнен с советом директоров в коммерческом предприятии или корпорации.

В соответствии со статьей 20 Устава ОПЕК Совет управляющих осуществляет следующие функции:

управление делами организации и исполнение решений конференции;

рассмотрение и решение вопросов, поставленных Генеральным Секретарем;

рекомендации комиссии;

составление бюджета организации, предоставление его на одобрение Конференции и его исполнение;

Назначение  Аудитора организации на срок до одного года;

Рассмотрение докладов Аудитора и его отчетов;

Подготовка проектов решений для Конференции;

Созыв внеочередных встреч Конференции;
Следующий орган ОПЕК — экономическая комиссия – специализированное структурное подразделение ОПЕК, действующее внутри Секретариата, задачей которого является оказание содействия организации в стабилизации нефтяного рынка. Комиссия состоит из Совета комиссии, национальных представителей, Штаба Комиссии, Координатора Комиссии, который ex-officio является директором департамента исследований.
Межминистерский комитет по мониторингу был основан в Марте 1982 на 63 (внеочередной) встречи конференции. Межминистерский комитет по мониторингу возглавляется президентом конференции и включает в себя всех глав делегаций на Конференции. Комитет занимается мониторингом (ежегодной статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению соответствующих проблем. Встречи комитета ежегодны, и, как правило, предшествуют встречи участников Конференции. Внутри Комитета функционирует также подкомитет по статистике, учрежденный на девятой встрече комитета в 1993 году.
Секретариат ОПЕК функционирует как штаб-квартира. Он отвечает за выполнение исполнительных функций организации в соответствии с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета Управляющих.

Секретариат состоит из Генерального Секретаря и его администрации, Департамента исследований, информационного отдела, академического института Энергетического менеджмента, Департамента по анализу нефтяного рынка, Департамента людских ресурсов, паблик-рилэйшинз отдела, Юридический департамент.
 В конце рассмотрения системы органов ОПЕК надо упомянуть о многосторонних и двусторонних институтах помощи ОПЕК и трастовых фондах ОПЕК, многосторонние институты помощи ОПЕК:
1.Арабское главное управление сельскохозяйственных инвестиций и развития (Судан)

2.Программа арабских государств Персидского залива для организаций развития системы ООН (Саудовская Аравия)

3.Арабский валютный фонд (Объединенные Арабские Эмираты)

4.Арабский фонд экономического и социального развития (Кувейт)

5.Арабская программа финансирования торговли (Объединенные Арабские Эмираты)

6.Арабский банк экономического развития Африки

7.Исламский банк развития

8.Фонд международного развития ОПЕК
двусторонние институты помощи развитию ОПЕК:
1.Фонд арабского экономического развития (ОАЭ)

2.Организация по инвестициям, экономической и технической помощи Ирана — Организация Ирана (Саудовская Аравия) 3.Иракский фонд развития зарубежных стран — Иракский фонд (Ирак)

4.Кувейтский фонд арабского экономического развития — Кувейтский фонд (Кувейт)

 5.Саудовский фонд развития — Саудовский фонд (Саудовская Аравия)

6.Венесуэльский инвестиционный фонд (Венесуэла)
трастовые фонды ОПЕК:
1.Арабский нефтяной фонд (Кот-де’Ивуар)

2.Трастовый фонд Нигерии Африканский банк развития (Кот-де’Ивуар)

3.Венесуэльский трастовый фонд Межамериканский банк

 развития.
Фонд международного развития ОПЕК. В 1976 году ОПЕК организовала Фонд международного развития ОПЕК (штаб-квартира в Вене, первоначально эта организация называлась Специальный фонд ОПЕК). Это многосторонний финансовый институт в области развития, который содействует сотрудничеству между государствами — членами ОПЕК и другими развивающимися странами. Помощью Фонда могут пользоваться международные финансовые институты, оказывающие помощь развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны. Фонд ОПЕК предоставляет займы на льготных условиях в основном трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Финансовые средства Фонда формируются за счет добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет кредитных и инвестиционных операций Фонда.

Таким образом, ОПЕК, представляющая собой сложную структуру с особой системой как функционирования, так и органов и включающая в себя на данный момент 11 государств, за свою 44- летнюю историю до сих пор не потеряла своей значимости на мировом рынке нефти, контролируя на данный момент около 40% всемирного производства нефти.
3.2. Анализ ценообразования в ОПЕК
       Ценообразование в картеле может быть проанализировано с использованием модели доминирующей фирмы. Я применю эту модель к нефтяному картелю ОПЕК. Это  поможет понять, почему ОПЕК добился таких успехов в повышении цен.

        На рис.3.1. проиллюстрирован случай ОПЕК.
                                                                                                    
Рисунок 3.1.

 Совокупный спрос ТD – это кривая мирового спроса на сырую нефть, а Sс — — кривая конкурентного (некартельного) предложения. Спрос на нефть ОПЕК  DОПЕК — это разница между совокупным спросом и конкурентным предложением, а МRОПЕК – это соответствующая кривая предельного дохода. МСОПЕК – это кривая предельных издержек ОПЕК; у картеля ОПЕК издержки производства гораздо ниже, чем у некартелизированных производителей. Предельный доход и предельные издержки ОПЕК равны при объеме производства QJGTR, это объем производства ОПЕК. Из кривой спроса ОПЕК мы видим, что цена будет равна Р* и конкурентное предложение при этой цене равно Qc. Спрос ОПЕК DОПЕК – это разница между этими двумя кривыми. Так как и совокупный спрос, и конкурентное предложение неэластичны, спрос ОПЕК неэластичен. Объем выпуска ОПЕК QОПЕК*, максимизирующий его прибыль, соответствует точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек картеля; при этом объеме выпуска ОПЕК назначает цену Р*. Если бы производители, входящие в ОПЕК, не организовали картель, цена была бы равна Рс и соответствовала бы точке пересечения кривых спроса ОПЕК и предельных издержек ОПЕК.

         Предположим, что страны, экспортирующие нефть, не вошли бы в картель, а конкурировали. Тогда цена была бы равна предельным издержкам. Таким образом, мы можем определить конкретную цену, найдя точку пересечения кривых спроса ОПЕК и его предельных издержек. Эта цена, обозначенная Рс, гораздо ниже картельной цены Р*. Поскольку как совокупный спрос, так и некартельное предложение являются неэластичными, спрос на нефть картеля также достаточно неэластичен, поэтому картель обладает существенной монопольной властью. Он использовал эту власть для того, чтобы поднять цену намного выше ее конкурентного уровня.

       Различие между спросом и предложением в краткосрочном и долгосрочном периодах играет здесь большую роль. Кривые совокупного спроса и некартельного предложения на рис. 3.1. применимы в краткосрочном и среднесрочном анализе. В долгосрочном периоде и спрос, и предложение будут гораздо более эластичными, следовательно, кривая спроса ОПЕК также будет гораздо более эластичной. Отсюда следует предположение, что в долгосрочном периоде ОПЕК не может поддерживать цену, которая существенно выше конкурентной. И действительно, в 1982-1989г.г. цены на нефть в реальном выражении упали, в основном из-за долгосрочных изменений спроса и некартельного предложения.

       Таким образом при объеме выпуска ОПЕК, максимизирующим его прибыль, цена которую назначает картель выше цены которая была бы если бы производители входящие в ОПЕК не организовывали картель- это подтверждает эффективность вступление стран-экспортеров нефти в картель.[2, c. 521-522] 

 
3.3 Рассмотрение развития ОПЕК на современном этапе

Прежде чем рассмотреть современную ситуацию в ОПЕК я хочу показать динамику ценообразования за последние полвека, т.к. сегодняшняя ситуация тесно связана с прошлым ОПЕК.

      Итак, в начале 1971г. в результате длительных переговоров с нефтяными компаниями впервые удалось повысить цену эталонной аравийской нефти с 1.80 долл. до 2.18 долл. за баррель и оговорить дополнительные доплаты за качество нефти в зависимости от ее плотности, а также премии за близость к рынкам сбыта, в первую очередь для месторождений, расположенных в Северной Африке. Однако, когда в 1973г. начался резкий рост цен на нефть на свободных рынках, справочные цены вновь оказались ниже.

       Поскольку нефтяные компании не соглашались повысить справочные цены на 70%, ОПЕК пошла на этой шаг в одностороннем порядке. Произошло это в 1973г., в разгар арабо-израильской войны. Вслед за этим на конференции десяти арабских стран ОПЕК (ОАПЕК) была достигнута договоренность о применении так называемого «нефтяного оружия». Речь шла о сокращении добычи нефти на 5% в каждый последующий месяц до тех пор, пока территории, не будут возвращены законным владельцам и не будут восстановлены права палестинского народа. Ирак, Алжир и  Ливия потребовали немедленной национализации американских нефтяных компаний и полного прекращения поставок нефти США и Голландии, которые активно поддерживали Израиль.

       Ирак национализировал имущество американских и голландских компаний и объявил эмбарго на поставку нефти в США и Голландию. К нефтяному бойкоту присоединились все арабские страны. «Нефтяная война» обострила энергетическую ситуацию в импортирующих странах, вызвав серьезную нехватку жидкого топлива и положила начало резкому повышению мировых цен на нефть.

       Непосредственным результатом «нефтяной войны» явилась существенная утрата прямого контроля со стороны нефтяных монополий как над производством и распределением нефти, так и над системой ценообразования. В странах Ближнего Востока и Северной Африки была завершена национализация иностранных нефтяных компаний и практически  уничтожена концессионная форма отношений. С Ближнего Востока процесс национализации перекинулся в Индонезию, Венесуэлу, Эквадор, Габон и др.

      Завершение национализации иностранных нефтяных концессий позволило странам ОПЕК реализовать большую часть экспортируемой нефти по так называемым официальным продажным ценам. Начиная с 1978г. на полугодичных конференциях министров нефти стран ОПЕК, созываемых в Вене, происходит их традиционный пересмотр.

       В начале 80-х годов уровень мировых цен нефти стал испытывать влияние ответных мер стран-импортеров, направленных прежде всего на снижение нефтеемкости ВВП. Эти меры включали прежде всего прямую экономию энергии во всех отраслях экономики, включая жилищно-коммунальный сектор, постепенное ограничение развития энергоемких отраслей и технологических процессов и перевод их в развивающиеся страны. Особое внимание уделялось развитию энергоэкономных технологических процессов и высоких технологий. Усилилась поддержка работ, направленных на повышение в энергобалансах доли возобновляемых и нетрадиционных источников.

       Снижение энергоемкости и нефтеемкости ВВП за 1970-2000г.г. можно проследить на примере развития экономики США.  Уже  за 1970-1980г.г. энерго- и нефтеемкость ВВП  США снизились  соответственно на 17 и 12%, а в 1980-1990г.г. – еще на 19,5 и 25,9%.

       До конца 90-х годов на мировых рынках нефти сохранялся довольно устойчивых баланс между спросом и предложением, что способствовало поддержанию цен на нефть на уровне 17-20 долл. за баррель (лишь в 1986г. произошло кратковременное падение цены до 10 долл.).

       Более катастрофическое падение цен случилось в начале 1998г., после повышения странами ОПЕК квоты добычи нефти на 123 млн.т. в годовом исчислении, или  на 2,5 млн.барр./сутки. Предполагалось, что на мировом рынке произойдет лишь небольшое падение цен без значительного нарушения баланса между спросом и предложением, а весь дополнительный объем нефти найдет сбыт в странах с быстро развивающейся экономикой и в первую очередь в странах АТР.

       Однако эти расчеты не оправдались. Охвативший ряд быстро развивающихся стран АТР финансовый кризис 1997-1998г.г. привел к резкому спаду экономики, что сказалось на замедлении мирового спроса на нефть. Предложение превысило спрос примерно на 125 млн.т., в то время как для дестабилизации рынка достаточно превышения предложения на 30-40- млн.т. в годовом исчислении. Поступление на рынок таких больших объемов нефти привело к резкому снижению цен, и они достигли самого низкого уровня, имевшего место в 1986г.

       Перелом наметился в марте 1999г., когда страны ОПЕК решили сократить добычу нефти. Их поддержали и страны-экспортеры нефти, не входящие в ОПЕК – Россия, Мексика, Норвегия, ОМАН. К декабря 1999г. мировые цены на нефть уже находились на уровне 223-25 долл./барр., а в 1 кв. 2000г. – 32-35 долл.

       В течение 1999г. странам ОПЕК удалось придержать поступление излишних объемов нефти на рынок и одновременно заставить импортирующие страны откачать из своих коммерческих запасов максимально возможных объем нефти. Объем запасов в странах-импортерах снизился на 70 млн.т.

       Поставка нефти на рынок обеспечивается за счет добычи и откачки из коммерческих запасов. Запасы обычно пополняются весной и летом, когда цены на нефть снижаются, а осенью и зимой идет откачка из коммерческих запасов, что позволяет нефтеимпортирующим странам и в этот период поддерживать цены на нефть на более низком уровне.

       Чтобы лишить эти нефтеимпортирующие страны этого рычага регулирования цен, страны ОПЕК на конференции в марте 1999г. одобрили новый механизм, способствующий удержанию цены корзины нефтей ОПЕК в пределах 22-28 долл./барр. Если цена превышает 28 долл. В течение 20 дней подряд, ОПЕК принимает решение повысить добычу нефти на 500 тыс.барр./сутки (на 25 млн. т. В годовом исчислении) и распределяет ее пропорционально между своими членами. В случае же падения цены корзины нефтей ниже 22 долл./барр. (в течение 20 дней подряд) добыча сокращается также на 500 тыс.барр./сутки. Если после таких поправок к квоте добычи цена не стабилизируется в ценовом коридоре 22-28 долл., через 20 дней вводится новая поправка к квоте в объеме 500 тыс.барр./сутки и т.д.

       Новый механизм регулирования цен позволяет успешно решить по крайней мере две задачи:

       — снижается объем коммерческих запасов, ибо при более высокой цене на нефть это не так выгодно;

       — страны ОПЕК превращаются в «замыкающих производителей нефти», которые по взаимному согласованию (в зависимости от конъюнктуры рынка) повышают или снижают уровень добычи нефти.

       Несмотря на сильнейшее давление нефтеимпортирующих стран и прежде всего США как самого крупного импортера, ОПЕК в 2000г. удалось удержать цены в пределах принятого коридора. Поскольку в странах ОПЕК сосредоточено более 79% мировых запасов нефти и зависимость импортеров от поставок из этих стран будет усиливаться, новый механизм регулирования позволит и в ближайшей перспективе удержать мировые цены на нефть а пределах существующего ценового коридора.[5, c. 29-30]

         

Но сегодняшняя ситуация на мировом рынке нефти складывается так, что цены на нее достигают своего рекордного значении. Многие члены аналитического братства высказывают точку зрения, что высокие цены на энергоносители, держащиеся сегодня выше подавляющего большинства прогнозов, спровоцируют некоторых экспортеров на увеличение запланированных ранее поставок. Подобный шаг, по их мнению может подтолкнуть некоторых из членов картеля нарушить установленные квоты, в результате чего вполне будет возможен сценарий затопления рынка нефтью.

 

Но этот сценарий маловероятен. Так, в начале этого года, нефть торговалась по ценам, находившимся выше приемлемых для стран-экспортеров уровнях, в течение 20 дней подряд, и страны ОПЕК не проявили никаких признаков того, что кто-то из них намерен увеличивать экспорт продукции. При наблюдаемом дефиците свободных производственных мощностей, испытываемом во всех странах-участницах (включая и Саудовскую Аравию), у ОПЕК вряд ли существует достаточно рычагов для увеличения уровней добычи даже и при наличии желания

Но одну из важнейших ролей в формировании дальнейшей конъюнктуры цен на нефть играет фактор спроса. Исходя из данного утверждения, декларируется, что текущая цена подавляет спрос, а, следовательно, рано или поздно заставит нефтяной рынок следовать в фарватере своих потребностей.

 

Вроде все справедливо, однако, в текущей обстановке представляется, что спрос на нефть является несколько более прочным чем это утверждается большинством аналитиков. Так, многие страны, например, тот же Китай, увеличивший импорт в 2003 г. на 30%, продолжают наращивать заказы на поставку. Увеличения спроса начинают не выдерживать перегруженные добывающие мощности, не способные в короткий срок удовлетворить существующие запросы. Подобная ситуация вынуждает правительства использовать имеющиеся долгосрочные резервы. 14-го января информационное агентство США по рынку энергоносителей в своем еженедельном обзоре сообщило об уменьшении стратегических запасов сырой нефти до 265 миллионов баррелей, т.е. минимального уровня с 1975 г.

 

Но несмотря на держащиеся с начала года высокими цены,10 февраля члены ОПЕК на внеочередной встрече в Алжире приняли двоякое решение. Во-первых, они оставили пока без изменений существующую квоту в 24,5 млн. баррелей нефти в сутки, но при этом заявили о готовности придерживаться ее, чего последние годы, как правило, не наблюдалось. По оценкам экспертов, в январе фактическая добыча нефти в странах картеля — 25,8 млн. баррелей в сутки — превысила установленный показатель на 1,3 млн. баррелей. Во-вторых, было заявлено о возможности для ОПЕК к апрелю все же уменьшить общую квоту на 1 млн. баррелей — до 23,5 млн. баррелей в сутки. Правда, такое решение еще должно быть подтверждено на очередной встрече ОПЕК 31 марта в Вене в результате анализа конъюнктуры мировых цен в феврале-марте. Кроме того, президент картеля получил полномочия поставить вопрос об уменьшении добычи нефти на 700 тыс. баррелей в сутки, в том случае если ее средняя цена упадет ниже 25 долл. за баррель.

Решению членов картеля предшествовали определенные разногласия в его рядах, которые были вызваны как расхождениями в оценках состояния мирового спроса и предложения на рынках нефти, так и конкретными интересами тех или иных стран. Уже традиционно скептицизм по поводу снижения квот продемонстрировали представители Ирана и Алжира. Министр нефти Ирана Биджан Зангане высказал  мнение о том, что ОПЕК вряд ли пойдет на сокращение добычи нефти в феврале. На данный месяц ОПЕК решила, что  не будет сокращать добычу в сложившихся условиях. Напротив, по мнению нынешнего президента ОПЕК индонезийца Пурномо Юсгианторо, мировое предложение нефти сейчас в целом превышает спрос на нее, а высокие цены — это прежде всего результат биржевых спекуляций. Кроме того, приходится считаться с ожиданиями появления в ближайшие месяцы на рынке растущих объемов иракской нефти. По заявлению министра нефтяной промышленности Ирака Ибрагима Бахр аль-Улюма, уже к концу марта страна будет экспортировать 2 млн. т нефти из общей добычи в 2,8 млн. т к тому времени. Министр энергетики Кувейта Ахмед Фахд ас-Сабах высказался в пользу поэтапного решения — снижения членами ОПЕК добычи до уровня установленной в ноябре прошлого года квоты. Но, так или иначе, принятое решение сразу дало нефтяным ценам определенный толчок вверх после непродолжительного периода некоторого снижения. Цена нефти Brent (мартовские контракты) на лондонской бирже IPE по итогам торгов 10 февраля выросла на 1.01 долл. и составила 29.93 долл. за баррель. Нефть Light Sweet на нью-йоркской бирже NYMEX подорожала до 33.87 долл. за баррель.

В течение следующего месяца нефтяные компании находились в ожидании сокращения добычи сырья странами-членами ОПЕК в соответствии с установленными ранее квотами и чутко реагировали на любые, порой противоречивые, высказывания членов этой организации, вследствие чего нефть то дорожала, то дешевела. Напомним, что решение о сокращении с апреля 2004 года ежедневных объемов добычи и поставок нефти с 24,5 до 23,5 млн. баррелей было принято 10 февраля на внеочередной встрече ОПЕК в Алжире. После чего основные участники рынка заняли выжидательную позицию и не предпринимали каких-либо активных действий.

Однако 11 марта от имени ОПЕК министр нефтяной промышленности Объединенных Арабских Эмиратов Обид бен Шеиф аль-Нассери заявил, что картель, возможно, отложит принятие решения о сокращении добычи нефти, запланированное на 1 апреля, так как цены на нефть держатся на рекордно высоком уровне. Для падения цен, считает министр, есть только один путь увеличить предложение, то есть добычу нефти.

Но с этим не согласились Саудовская Аравия, Иран, Нигерия, Катар и Венесуэла. Министр нефтяной промышленности Ирана (второго по величине производителя нефти в ОПЕК после Саудовской Аравии) Биджан Зангене заявил, что его страну устраивает текущая ситуация с ценами, и Иран твердо намерен выполнить решение февральской конференции о сокращении нефтедобычи с 1 апреля. «Если ОПЕК не примет решения о сокращении квоты на добычу нефти, с 1 апреля стоимость нефти может снизиться более чем на 20% — до 25 долл. за баррель», — предостерегают власти Саудовской Аравии.

Но несмотря на вышеупомянутое заявление министра ОАЭ с первого апреля ОПЕК сократил объемы производства нефти на один миллион баррелей в день. Об этом договорились на проходившем вчера саммите в Вене министры нефти и энергетики стран, входящих в нефтяной картель. Решение о сокращении суточных квот нефтедобычи с 24,5 млн. до 23,5 млн. баррелей было принято еще на предыдущей сессии ОПЕК 10 февраля. Однако мнения основных членов этой организации о целесообразности выполнения решения успели разделиться. За выполнение ранее утвержденных договоренностей выступали Саудовская Аравия и Алжир. За отсрочку — Кувейт, Катар и ОАЭ, поддерживаемые главным мировым потребителем нефти США. Теперь после долгих колебаний решение, наконец, одобрило большинство членов ОПЕК.
    продолжение
–PAGE_BREAK–