Самосознаниеличности
Вжизнедеятельности человека огромное место занимает и решающую роль играет егосамосознание, ведущая сторона его сознания.
Самопознание- первое условие мудрости, — писал К. Маркс, продолжая традиции со временСократа. Его девиз «познай самого себя» — актуален и поныне.
В обыденномсознании субъект отождествляется с человеческим индивидом и тем самымнавязывается ограниченный, метафизический, «натуралистический»,«атомизироваиный» взгляд на субъекта, а рассудок, «здравый смысл» оперируетэтим понятием в пределах повседневной деятельности человека, удовлетворяяпотребность в налаживании простых отношений людей в рамках определенной узкойобщности: семья, первичный, основной коллектив, региональная общность,профессиональная группа и т.д. Диалектический разум обязан «доходить» довсеобщих «предельных» понятий, категорий философии, обобщая общеисторическуюпрактику человека, развитие сознания, достижения наук. Субъект и есть важнейшаякатегория философии, обозначающая общественного, совокупного (социального)человека в его отношении к объекту деятельности. Именно социальность, т.е.совокупность всех общественных отношений людей как материальных, так идуховных, является определяющим основанием признания субъекта как субъекта.
Человек внеобщественных отношений, социальности, «или ангел, или зверь». А.И.Герцен писал:«Отнимите у человека социальное и вы получите свирепого орангутанга». Субъектэто обобществленный Человек, целостное человечество, сообщество индивидов,человеческий род на Земле, обживающий земную и теперь уже космическую природу.Он — геокосмическое образование, явление. Самосознание и начинается с того, чточеловек в сознании отделяет себя от природы, выделяет самого себя практически,в чувствах, мыслях из природы, противопоставляет себя, приспособляясь кприроде, формирует внутренний духовный мир. Но это духовное формирование толькои возможно, если человек имеет рядом с собой другого человека, других людей, скоторыми налажены многообразные отношения. Эти субъективно-субъектные отношенияи лежат в основе отношения к природе,
Совокупность«субъект — человечество» является носителем родового общечеловеческого сознанияи самосознания. Родовое самосознание — не выдумка философов, а реальноепонятие, обозначающее качественно своеобразное состояние субъектно-субъектныхотношений. Все индивиды, объединения, государственные общности — субъектыдеятельности могут и должны осознать родовые истины бытия, положить их в основукак реальные императивы практической жизни: право на жизнь и ее защиту,позитивная свобода, неприменение насилия, вооруженной силы для разрешенияпротиворечий и т.д.
Жить порассудку и разуму, по совести, гуманности, человечно, утверждая себя в мире,сознавая господство истины, добра и красоты в человеке — идеал человеческойчеловечности в каждом самосознающем субъекте.
Еще Ф.Бэконутверждал, что «человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти способ,с помощью которого он сможет разумно и умело показать, проявить себя и в концеконцов изменить и сформировать».
Вместе с тем,по разным основаниям формационно, исторически, регионально, цивилизационно мыможем выделить качественное своеобразие субъектов-носителей самосознания,соответственно объективным критериям выделения людей. Сознание и самосознаниеантичной цивилизации отличается от сознания и самосознания феодальной эпохи вЕвропе, а последнее — от буржуазной эпохи. Отдельно следует выделитьсубъектов-носителей самосознания по этническим, национальным критериям.
Мы можемвыделять и других субъектов деятельности и, соответственно, выделить индивида — «Я» — носителя собственного индивидуального самосознания, отражающегоиндивидуальное существование, свое бытие. «Индивид — Я» — исторический субъект,результат общественной жизни, результат выделения самого себя из окружающейприродной и общественной среды. Это выделение себя позволяет человеку ощущать,представлять, понимать себя субъектом-носителем своих физических, психических,умственных состояний, действий, отношений и процессов.
Я — формируется в социальной среде, в деятельности и общении при посредстве языка,речи.
Индивидуальноесуществование, практическая деятельность индивида — лишь часть, момент,элемент, компонент, дополнение и проявление общественного бытия. И егосамосознание — есть момент, элемент общественного самосознания, самосознаниятой общности, к которой он принадлежит (политик — политическое самосознание;экономист — экономическое самосознание, управленец — самосознаниеуправленческой сферы, вплоть до самосознания профессионалов: учителя, врача,инженера, рабочего, земледельца, спортсмена, ученого и т.д.).
Если ещеболее дифференцирование анализировать категорию субъекта самосознания, то можновыделить и такие моменты, как: субъект познания, субъект практики, субъектуправления. При всей их специфике — все эти подразделения, конечно, условны.Они и едины, и раздельны, относительно самостоятельные сферы жизнедеятельностичеловека, могут существовать вместе и относительно отдельно.
Самосознание:субъективная форма объективного мира. Самосознание по своей сущности — естьсоциальное явление, есть отражение человеком собственного бытия. «Бытие — практично» — утверждал еще Л. Фейербах. Именно общественная практика какматериальная деятельность субъекта, является основой познания мира и самогосебя во всех измерениях — физических, биологических и социальных,экономических, политических, коммуникативных, бытовых.
Каждыйчеловек постепенно осуществляет мыслительную операцию по самоопределению себя втех или иных условиях жизнедеятельности, в практическом поведении, выделяетсебя как практического носителя определенной активной позиции по отношению кобъективному миру и другим людям, к различным сферам жизни. Всеобщность состоитв том, что все люди обладают самосознанием. Самосознание не только всеобще, нои специфично, детерминировано самим конкретным специфичным носителем, условиямидеятельности, местом и временем, целями и задачами действий и т.д.
Впрактической деятельности человека в неразрывном единстве фактическифункционируют две стороны — осознанное отношение к миру, к предметам, явлениямвнешнего мира и осознанное отношение к самому себе и через это отношениереализуется сознательное отношение к миру.
Человекцелеустремлен не только внешне, но обращен к самому себе, к собственнымзнаниям, проводит операции саморегулирования, осуществляет оценку всей ситуациии самооценку своих способностей. Эта «работа» целостного самосознания человекаодновременно связывает воедино чувственное и рациональное, — ощущения,восприятия, представления, закрепленные опытом, практикой, и понятия, суждения.
Нельзя разорвать,разделить сознание и самосознание, так как они функционируют вместе, синхронно,одновременно проявляются, взаимопроникают в едином акте действия человека.
Нельзя знатьо предмете что-то, не отличая себя от него, но нельзя отличить себя от него, неотносясь к себе как к тому, кто знает (хочет знать) нечто об этом предмете.Нельзя обладать сознанием, не обладая самосознанием, не будучи для себя тем,что мы называем «Я»; не чувствуя (осмысленно) себя способным что-то сделать длятого, чтобы, знать.
В целомнеобходимо различать психологический уровень самосознания человека илогико-теоретический, рациональный, разумный уровень. Это разновременные,качественно различные этапы и уровни самосознания человека. Именно с концепцией«Я» человек входит в сознательную, осмысленную жизнь.
В зарубежнойлитературе принят термин «Я — концепция», означающий «совокупность всехпредставлений индивида о себе». Описательную составляющую Я-концепции называютобразом Я; составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своимкачествам, самооценкой; совокупность частных самооценок определяется какпринятие себя; поведенческие реакции, вызванные образом Я и самоотношением,образуют поведенческую составляющую Я-концепции.
Уровнисамосознания следует выделять и по такому критерию, как осознание степени своей«обобществленности», «вписанности» своего «Я» в ту общность, вжизнедеятельности которой он принимает участие или отождествляет себя с даннойсферой жизни. Конечно, осознание своего места и значения в семейных и родственно-семейныхотношениях осуществляется раньше всего, а затем уже достраивается самосознаниедо понимания и других отношений — самосознание себя как школьника, как затемработника определенной сферы жизни, как члена сообщества рабочих или крестьян,или интеллигенции и т.д. Чем больше «Я» переходит к разным «Мы», тем полнееревизуется сознание гуманности, самотождественности с человечеством. Будучисубъектом одновременно познания, практики, управления состоявшийся человек всеболее склонен ориентировать свою деятельность на самопознание, насамоутверждение и саморегулирование, самоуправление в системе общественныхсистем, на координацию и субординацию своих действий, поведения,жизнедеятельности.
В данномотношении человек разрешает многочисленные противоречия, в известной степени,осознаваемые им и регистрируемые в самосознании: противоречия материального иидеального, духовного порядка; экономического и политического состояния;социального и биологического; личного и общественного; коллективного ииндивидуального, сознательного и стихийного; эмпирического и теоретического;психологического и физиологического и т.п. Один из высших критериевсформированное™ самосознания человека заключается в степени и уровнях, в формахсознания тех противоречий», которые разрешают субъекты деятельности.
Самосознаниеконцентрирует в себе познанное человеком человека, его результаты на различныхуровнях и в формах познания.
Можновыделить как бы «зоны», «поля», «сферы», «слои» самосознания.
Первая зона — это то, что я знаю о себе только я сам. (Интроспективная зона, факторсамосовершенствования, интро- вертная форма).
Вторая зона — то, что знают и видят другие, но и я сам вижу и знаю тоже.
Третья — чтонедоступно ни мне, ни другим (зона активного или пассивного поиска, снятияиррационального, обнаружения интуитивного).
Четвертаязона — я сам не замечаю, но другие во мне это видят. (Для меня форма адаптации,снятия для меня моего трансцендентного).
Дифференциациязон самосознания заканчивается в предметных актах, в действиях, когда они,зоны, «проявившись», «угасают» в результатах данной деятельности, чтобы затем,заново проявиться как процесс духовной жизни человека.
Важнейшейстороной самосознания выступает оценка и самооценка самого себя, всех своихсостояний, возможностей, потенций, уровней, форм личного бытия, отношений,связей и т.п. Оценивающая деятельность, самооценка, конечно, тоже род познания,но имеющий свои особенности, так как здесь действуют иные критерии отношения исамоотношения субъекта.
Оценка исамооценка самого себя, своих дел, чувств, и мыслей связаны с тем, какиевыбраны, сформированы человеком ценности в его сознании, какой смысл вкладываетчеловек в свою жизнь, в свои дела, какими идеалами, образцами жизни обладает иориентируется на них, какие выбраны цели, ориентиры в жизни, деятельности,насколько они выполнимы, достижимы. В конце концов, это сказывается наоптимистическом или пессимистическом настрое сознания и самосознания человека,на чувствах самоудовлетворения или неудовлетворенности собой, на чувствах и нормахуравновешенного, здравого, разумного поведения или поведения непредсказуемого,неуравновешенного, безрассудного, импульсивного, экстремального, от которого(поведения) страдает и сам субъект.
Важенсамоанализ, самооценка жизни, деятельности, поведения, собственных мыслей,чувств, строгий самоконтроль во всем, чтобы оптимально раскрылись в человекевсе творческие сущностные силы, как предметно-материальные, биологические, таки социальные, духовно-культурные. «Постыдно умереть, не изведав всех сил духовныхи телесных» — говорилось в кругу Сократа.
Самоконтроль,саморегуляция, самоорганизация, самоуправление всегда выступают как функциисамопознания и самосознания человека. Однако здесь важно осознание как внешнихусловий, обстоятельств самореализации, детерминирующих поведение личности, таки осознание внутренней субъектной духовной организованности, постоянно, снеобходимостью, обязанной «вписывать» себя, «встраивать» себя в системудействующих, повелевающих, координационных и субординационных связей, отношений.
Самосознание- не просто свойство человека, субъекта, а сущностное качество отношенийобщества в целом, народов, людских массивов к людским массивам, классов кклассам, наций к нациям, регионов к регионам и т.д. Это — условие и качествосамоотношения субъекта к самому себе и к окружающему миру. Оно носитобобщенный, социальный, системный, волевой, действительный характер. Разве, кпримеру, гитлеризм не привел к тому, что миллионы немцев качественно изменилисамоотношение и самосознание и включились в мировую авантюру, которая быласокрушена, и еще раз доказано в истории: ложная самоидентификация,самотождествленность, искаженное, субъективистское самосознание приводят ккраху.
Преувеличение,абсолютизация внешних детерминант деятельности субъекта, приводит ксубъективистскому конформизму, к субъективной тенденции в понимании себя,своего места и роли, к снижению творческого потенциала в деятельности разума.И, напротив, чрезмерное преувеличение сил и возможностей субъекта, своегоразума, принижение, незнание внешних детерминант деятельности приводит к.волюнтаризму, авантюрному субъективизму, к ущербному самосознанию, неспособномуправильно реализовать самого себя.
Самосознание- не изолированное, только индивидное, только субъективное, но обобществленное,общественное, коллективное, согласованное, объективированное в определеннойформе, хотя бы в личной материальной форме, в речи, языке. С помощью языка,речи, памяти в моем сознании со мной общаются и я с ними, — не только с нынеживущими, но и с моими предками, которых я знал и не знал лично, но мне о нихизвестно по свидетельству других.
Однакобесспорно — самосознание носит личностный характер, индивидуализировано,дискретно и поэтому в нем отражаются, концентрируются прежде всего личныесвязи, отношения, личные практические действия, опыт, личные переживания,чувства, восприятия, представления, обобщения собственных знаний и т.д.
Самосознаниев структуре сознания и механизм его действия. Мы уже выяснили кратко, чтосамосознание «структурировано», состоит из элементов, сторон, уровней, форм,состояний. Но следует еще раз подробнее раскрыть самосознание в структуредознания, определить приоритетные, «частные» самосознания субъекта, ихнеодинаковую роль в жизнедеятельности, самоутверждении личности.
Общественноесамосознание в целом существует как осознание человеком общества как такового,во всем многообразии его бытия. Но эта абстракция конкретизируется вцивилизованном определении, в формационном отношении, эпохальном, впериодическом отношении к истории, в региональном плане, этническом. Уже здесьмы видим специфику каждого из оснований для определения особенного состояния,уровня, форм проявления самосознания людей.
Каждая изформ общественного сознания (политическое, правовое сознание, экономическое идр.) одновременно включает в себя специфическую форму данного самосознания иможет функционировать только при достаточно высокой развитости специального,«отраслевого», специализированного, профессионализированного самосознания. Чтосможет сделать в экономике человек, не знающий законов экономики и своегоместа, роли, условий, не имеющий своих собственных знаний, опыта, навыков, невыработавший самооценки, самоконтроля, самоуправления и т.д. Только грамотныйчеловек и профессионал, обладающий знанием и самосознанием, самооценкой, всостоянии эффективно вести дело, производство, обмен, распределение и т.д.Причем, сам специалист осознает себя в дифференцированных функциях, диктующихему его собственное поведение.
Огромноезначение имеет, политическое самосознание субъектов — общества, классов, наций,народности, этнических групп, слоев, коллективов, партий, союзов, объединений,организаций, государственных учреждений, индивидов. Уже, согласно деннойструктурной разделенное™ субъектов, политическое сознание разделено наспецифические стороны, элементы, состояния политического самосознания,решающего проблемы властных отношений в обществе, государственного пониманиядеятельности всех субъектов политических институтов, партий, организаций.
Важнымструктурным элементом самосознания и моментом функционирования самосознаниясубъекта выступает научное сознание и самосознание человека. Самосознаниенауки, например, «математика о математики», разрабатывается не только в «наукео науке», метанауках, но и в философии науки, психологии науки, социологиинауки, в науке о языке и др. Важнее всего, в данном случае, — наука осамосознании, теоретические проблемы самосознания, философия самосознания,теория культуры самосознания, разработка научных концепций самосознания и обоснованиенаучных принципов самосознания субъекта.
Проблеманаучного, истинного знания и осознания субъектом этого знания настолько великаи значима, что даже само знание определяется через осознание человеком истины.Знание — есть результат познавательной деятельности человека и осознанияистины. Есть субъективная сторона истины.
Способностьчеловека отчетливо, научно ставить, формулировать и излагать вопросы, проблемыи осуществлять реальные попытки их научного решения невозможны без ясного ичестного научного познания самого себя. Нельзя впадать в самообман, третируянауку о человеке, одновременно провозглашая себя знатоком человеческих дел,человеческих чувств, мыслей. Здесь речь идет именно о научном самосознаниисубъекта.
Философия иесть теоретическое самосознание человека, высший уровень всей отражательнойдеятельности человечества и познания мира, и его практического изменения, итогсамопознания человека.
Мы должныразличать истинную рефлексивную деятельность, когда ее путь и результатысоответствуют предметам, и ложную рефлексию, когда и процесс самоотражения, иего результаты искажены, деформированы, не соответствуют, в силу тех или иныхпричин, предметам, объектам. В последнем случае возникает отчужденноесамосознание, дающее неправильные ориентиры деятельности. Заблуждения могутприводить только к дальнейшим заблуждениям, они проявятся как субъективизм,волюнтаризм, как ограниченное, софистическое, эклектическое, ложное мышление.Наиболее глубокие, заблуждения касаются принципов мышления, фундаментальныхисходных положений, концепций, оснований теории.
Именнопоэтому должно быть строгое научное понимание и процесса, и результатовпознания, самопознания, проверка того, что познано, что знаешь о самом себе,чтобы не возник разрыв между образом самого себя, который человек создает вразных формах самосознания, и реальным человеком, его делами, его сознанием,
Этот разрывможет стимулироваться различными причинами, главным образом субъективногопорядка. Его возможность особенно велика как раз на стадии «развернутого явногосамопознания в виде саморефлексии». (Т.Е. Соколова. Самосознание и самооценкапри аномалиях личности. Отсюда проистекает принцип принципиальности субъекта вмышлении, познании, деятельности, на практике, в поведении, т.е. осознание научныхпринципов человеком и действия в соответствии с ними. Это — принципысамоутверждения человека. В данном случае можно говорить о важнейших принципахматериалистического понимания мира и человека, о принципах диалектики, всеобщихи общих законах науки. Принципы самосознания, саморефлексии субъектаоднозначны, отражают одну объективную реальность, сущность объекта, предмета,выявляют объективную истину (через ряд относительных истин, почему и не можетбыть монополии на истину). Они проверены общественной практикой, совокупнымиисследованиями в науке, в историческом развитии знания и самопознания человека,в функционировании интеллекта.
Человекосуществляет самоанализ, как правило, в свете того или иного идеала личности итех ценностей, которые выражают его тип отношения к другим людям. Когда человексмотрит на себя как бы со стороны, анализирует свою жизнь, деятельность, опыт,размышляет над своим отношением к делу, к людям, к жизни, стремится объективно,без самооправдания заглянуть в субъективные тайны собственной жизни и сознания,он, волей-неволей, желает как бы реализовать, утвердить, заново «обосноватьсебя», закрепить собственные принципиальные ориентиры жизни, что-то подвергнутьсобственному суду совести, строгой самооценке и что-то отвергнуть, преодолеть.Саморефлексия — великая сила саморегуляции, самоутверждения человека, врезультате которой происходит качественное изменение, совершенствование,развитие сознания личности и самой личности.
Рольсамосознания личности можно рассматривать в разных аспектах, на разных уровнях,но важнее всего, в нашем случае, выяснение роли самосознания, главным образом,для самосознающего индивида.
И здесьвыступает глобальный аспект, глобальное отношение к себе в виде самоприятия илисамоотвержения, самоотрицания. В определенные исторические эпохи развитияобщества может быть разное соотношение этих контрарных самоотношений и наопределенных этапах онтогенеза — тоже. Например, ребенок не способенорганически на самоубийство, а сегодня самоубийство стало во всех слоях почтимассовым — более 60 тыс. в год. Уровни самоприятия или самоотрицаниядетерминируются многими факторами общественной и личной жизни людей.
Уровеньсамосознания, его роль определяется также степенью отчетливости, ясности,определенности образа «Я», его «объемности», его субъективной значимости дляличности. Этот параметр характеризует как уровень развитости рефлексии, так исодержание образа «Я» в зависимости от субъективной значимости тех или иныхкачеств. Во всяком случае, развитое и объективное самооценивающее мышление иосознание качеств повышает эффективность самосознания, делает его болеетворческим, действенным.
Уровеньсамосознания и его роль зависит в значительной мере от степени внутреннейцельности, последовательности образа «Я», как следствие разрешения противоречиямежду реальным и идеальным образом «Я», следствие противоречивости или даженесовместимости отдельных его качеств.
В связи сэтим измерением уровня самосознания, правы те исследователи, которыеразвертывают концепцию «личностного смысла Я». Будучи соотнесенными с мотивамии целями субъекта в его реальной жизнедеятельности, качества его личности могутобладать «нейтральностью» или личностным смыслом; последнее определяется тем,насколько они препятствуют или благоприятствуют реализации жизненных замысловсубъекта. Отдельные качества или одна и та же черта могут приобретать такжеконфликтный личностный смысл, ввиду вовлеченности субъекта в различные, иногда«перекрещивающиеся» деятельности. «Переходя в сознание, личностный смыслвыражается в значениях, т.е. когнитивно, например, в констатациях черт (умелый,ловкий, неловкий, терпеливый и т.д.) и в переживаниях — чувстве недовольствасобой или гордости за достигнутый успех».
Итоговымизмерением самосознания личности является мера самоприятия, положительное илиотрицательное общее отношение к себе, установка «за» или «против» себя, причемне только на уровне эмоционально-ценностного самоотношения, но ирассудочно-разумного. Каждый человек выступает в роли судьи по отношению ксамому себе, это — суд совести, чести, порядочности, человеческого достоинства,долга, обязанности, прав личности, уважения. Следует жить в полном согласии ссамим собой, чтобы исполнить свое позитивное, творческое предназначение в мире,чтобы реализовать себя созидательно, чтобы люди сказали: «Вот, Человек, онявлялся и этот мир не зря!»
Список использованныхисточников
1. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мирсовременного человека / Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. — М., 1998.
2. Бердяев Н.А. О человеческой свободе идуховности / Бердяев Н.А. — М., 1999.
3. В.И. Стрюковский Основы философии: Учебноепособие / В. И. Стрюковский — Ростов-на-Дону, 2005
4. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие /В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.