Пути совершенствованияконцепции и программ образовательной области «Технология»
Последняя половина XX в. характеризовалась резким увеличением объема общественногопроизводства в мире (в 7 раз с 1950 по 1990 гг.), развитием вычислительнойтехники и новых, в том числе высоких, материало- и энергосберегающих,наукоемких технологий. Началась третья технологическая революция в историичеловечества, возникло постиндустриальное общество с высоким уровнеминтеллектуальной составляющей труда — «белых воротничков», котороепришло на смену индустриальному обществу конвейерного производства — обществу«синих воротничков». Резкое увеличение объема используемой информациипривело к созданию информационного мира.
В 1976 г. появилась первая ПЭВМ, а в 1978 г. — первыекомпакт-диски и лазерный плеер; в 1983 г. — сотовый телефон. Эти достижениявычислительной и лазерной техники доступны сейчас каждому. Так, мобильнойсвязью в 2006 г. пользовались 2,7 млрд. человек, а Интернетом — более 1 млрд.
Все большее число людей связано с обработкой информации спомощью ЭВМ: в США — более 80% трудоспособного населения, в странах ЗападнойЕвропы и Японии — более 70%, в России в 1995 г. -55%. ЭВМ служит инструментомрешения возникающих практических задач.
Быстрая смена технологий требует соответствующей перестройкипрофессиональной подготовки работников, которые в течение своей трудовой жизнидолжны менять направление деятельности, получая высокую квалификацию вприменении новых технологий. Однако лишь 5% экономически активного населенияРоссии может быть отнесено к категории специалистов с высшей квалификацией. ВФРГ доля таких специалистов составляет 56%, в США-43% [1, с. 3].
Появление новых технологий, для реализации которыхразрабатывается покое оборудование, отодвинуло технику на второй план.Необходимость освоения технологических знаний о преобразовании материалов,энергии и информации привело к появлению новой образовательной области(предмета) «Технология» в учебных планах общеобразовательных школмногих стран мира в качестве обязательной дисциплины.
В 1992 г. Временный трудовой коллектив «Технология»(рук. Ю.Л. Хотунцев и В.Д. Симопеико), созданный Минобразования РФ, разработалКонцепцию, а позднее и программу «Технология. Трудовое обучение. I—IV, V—XI классы», неоднократноиздававшуюся с 1996 по 2006 гг. общим тиражом 140 тыс. экземпляров. В 1993 г.образовательная область «Технология» была введена в Базисный учебныйплан общеобразовательных учреждений России. Созданы учебники, разработаныдругие методические материалы для всех классов.
С 1994 г. в нашей стране проводятся международные конференциипо технологическому образованию школьников и подготовке учителей технологии. В1997 и 2001 гг. лучшие из них стали «Учителями года России».
В концепции образовательной области «Технология»отмечалось, что основной целью одноименного предмета является содействие вподготовке учащихся к самостоятельной жизни, к овладению массовыми профессиями.Это предполагает: а) развитие способностей обучаемых к созидательной,преобразующей и творческой деятельности при решении практических задач; б) формированиеу них знаний и умений при освоении разнообразных способов и средствиспользования материалов, энергии, информации с учетом социальных,экономических и экологических последствий; в) приобщение учащихся ксамостоятельному решению проблемы жизненного и профессиональногосамоопределения.
Выделим направления, ориентированные на выполнение следующихзадач:
политехническое (правильнее сказать «политехнологическое» [2,с. 7]) развитие молодежи, ознакомление ее с современными и перспективнымитехнологиями преобразования материалов, энергии и информации с учетомэкономических, экологических и предпринимательских знаний;
творческое, эстетическое развитие — создание проектов и их выполнение впроцессе художественной обработки материалов и изделий;
общетрудовая и жизненно необходимая подготовка — овладение умениями и навыками,включая культуру труда, поведения и бесконфликтного общения, в том числе длябыта и домашних работ;
изучение мира профессий — приобретение практического опыта профессиональнойдеятельности и на этой основе выбора пути профессионального самоопределения;
учебно-воспитательная функция образовательной области«Технология» — овладение технологической культурой, практическимиумениями и навыками безопасной деятельности; развитие графических умений играфической культуры, навыков технологической, проектной, конструкторской ихудожественно-прикладной деятельности.
Представим цели и задачи, реализуемые на различных ступеняхтехнологического образования школьников. На этапе начального общегообразования предусматривается достижение таких целей:
— расширение политехнического кругозора учащихся,ознакомление с простейшими технологиями преобразования материалов, энергии,информации;
— выполнение отдельных этапов проектной деятельности;
— воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям ибережного — к природе.
В соответствии с ними намечается выполнение следующих задач:освоить доступные технологии ручной обработки природных и искусственныхматериалов, выращивания комнатных и огородных растений; выполнить эскизыобъектов труда; освоить доступные информационные технологии; познакомиться сраспространенными профессиями людей из ближайшего окружения школьников.
Цели основного общего образования сформулируемследующим образом:
— ознакомить с наиболее распространенными и перспективнымитехнологиями преобразования материалов, энергии, информации в сферахпроизводства, сервиса, домашнего хозяйства; с основами прикладной экономики ипредпринимательской деятельности;
— обучить умению выполнять проекты;
— вести работу, направленную на профессиональноесамоопределение учащихся;
— формировать добросовестное отношение к труду и бережное — кокружающей среде и своему здоровью.
Исходя из этих целей назовем соответствующие задачи: освоитьнекоторые из технологий обработки материалов (в соответствии с выбраннымнаправлением обучения), энергии и информации; приобрести графические умения истремиться овладеть графической культурой; освоить культуру труда; ознакомитьсяс принципами дизайна; совершенствовать работу по профессиональномусамоопределению подростков.
К целям этапа среднего (полного) общего образования отнесемследующие: формирование технологической культуры учащихся, знакомство стехнологиями выбранного профиля, выполнение комплексных проектов. Всоответствии с ними решаются задачи: завершить освоение технологическойкультуры, освоить некоторые технологии выбранного профиля, уточнитьпрофессиональные планы старшеклассников.
Выделим два направления подготовки учащихся на каждойступени: «Техника и техническое творчество» (технический труд) и«Культура дома и художественно-декоративное творчество»(обслуживающий труд). Однако возможна общая технологическая подготовкамолодежи.
В начальной школе изучаются технологии обработки материалов,мир техники (работы с электроконструкторами и механическими конструкторами),информационные технологии (знакомство с ПЭВМ), культура дома, проектнаядеятельность (со второго класса).
В общей городской школе изучаются технологии конструкционныхматериалов с элементами машиноведения (для направления «Техника итехническое творчество»), а для направления «Культура дома ихудожественно-декоративное творчество» — технологии обработки ткани ипищевых продуктов, электротехника и электроника, культура дома и домашняяэкономика, ремонтно-строительные работы, графика и черчение, художественнаяобработка материалов и дизайн, информационные технологии, основыпредпринимательства, профессиональное самоопределение. С V по IX класс учащиеся выполняют проекты.
На старшей ступени школы могут изучаться модули: «Основытехнологической культуры» [3, с. 9—12], «Производство и окружающаясреда», «Техническое творчество», «Введение вхудожественное конструирование» и др. Осуществляется профильное обучение.Выполняются комплексные проекты. 70% времени при изучении образовательнойобласти «Технология» выделяется на практическую деятельность, 30% —на теоретическую.
Не менее 25% общего времени отводится на выполнение проектов,которое включает также исследовательскую и поисковую деятельность. ВВеликобритании на выполнение проектов в образовательной области«Технология» выделяется 60% учебного времени. В образовательнойобласти «Технология» синтезируются научные знания по математике,физике, химии и биологии, раскрывается их использование в промышленности,энергетике, сельском хозяйстве, связи, строительстве и других сферахдеятельности человека.
Сквозные линии содержания обучения должны пронизывать всемодули образовательной области «Технология»: 1) культура труда; 2)информационные технологии — компьютерная поддержка каждого модуля; 3) графика ичерчение; 4) прикладная экономика и предпринимательство; 5) история,перспективы и социальные последствия развития технологии и техники; 6) экология— влияние преобразующей деятельности общества на окружающую среду и здоровье человека;7) профориентация; 8) нравственное воспитание, в том числе культура поведения ибесконфликтного общения; 9) эстетическое, в том числе дизайнерское воспитание;10) творческое развитие, прежде всего в процессе выполнения проектов [4].
Тем самым формируются элементы технологической культурышкольников: труда, дизайна, человеческих отношений, домашнего быта,информационная, графическая, предпринимательская, экологическая и проектнаякультуры.
В отличие от других образовательных областей, формирующих«зиаииевую» личность, образовательная область «Технология»воспитывает деятельностного субъекта, успешного в современномконкурентно-состязательном мире, способного мыслить творчески, видетьпотребности, находить пути решения проблем, планировать свою деятельность,оценивать результаты труда.
В начале 1990-х гг. в большинстве из 68 тыс. школ РоссийскойФедерации началось изучение образовательной области «Технология».Учителя осваивали метод проектов. С 1997 г. проводятся Московские олимпиадышкольников по технологии, а с 2000 г. — Всероссийские олимпиады, в которыхучаствуют учащиеся более 60 регионов России.
Внедрение новой образовательной области осложнялосьотсутствием финансирования этой материало-инструментальноемкой области. Ксожалению, положение усугубилось ошибкой, допущенной Минобрнауки РФ в«Перечне учебной техники и наглядных средств обучения дляобщеобразовательной школы» [5, с. 104—105]: для обработки металла идревесины предлагалось приобрести недопустимо малое количество станков.
В соответствии с этим перечнем оснащения вшколах-новостройках Москвы невозможно реализовать соответствующие разделыпрограммы «Технология», а тем более обеспечить обучение в профильнойшколе. До сих пор не удается организовать производство конструкторов дляизучения электротехники и электроники в соответствии с программой.
Основные элементы концепции и программы образовательнойобласти «Технология» вошли в проекты стандарта по технологии,опубликованные в 1998 и 2002 гг., в приказы МО РФ о минимуме содержанияобразования № 1235 и № 1236 от 19.05.98 и № 56 от 30.06.99 [8, с. 246-299; 9,с. 319—328], а также в сокращенном виде — в Федеральный компонентгосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общегои среднего (полного) общего образования [6, с. 3-18], утвержденный МО РФ в 2004г., а также и в разработанные в соответствии с Федеральным компонентомпримерные программы.
Дополнительный удар технологической подготовке школьников внашей стране нанес утвержденный Министерством образования РФ Базисный учебныйплан 2004 г., где число часов по технологии уменьшено до 1 ч в неделю в VIII классе, до нуля — в IX классе, до 1 ч — в непрофильных X и XI классах и ликвидировано практически во всех направленияхпрофильной школы. Все это ослабляет технологическую подготовку школьников иформирование их технологической культуры, необходимой каждому человеку в любыхсферах деятельности [3, с. 9—12].
Ослабление технологической подготовки школьников противоречиттребованию технологического перевооружения производства в нашей стране иподготовки кадров в системе профессионального образования для обслуживаниясовременной производственной и военной техники. Прошедшие 15 лет со днявведения образовательной области «Технология» показали, чтонедооценка ее со стороны органов управления образованием разных уровнейопределяется: а) недостаточной информированностью этих органов о целях,задачах, возможностях и важности этой образовательной области; б) отсутствиемдешевого оборудования для изучения технологии в школе; в) уходом учителейтехнологии из школ из-за низкой оплаты труда.
В настоящее время эта образовательная область представляетсобой совокупность технологий преобразования материалов, энергии и информации.Однако не выделены общие принципы технологической деятельности людей, нетчеткой структуры технологических систем, неясны принципы проектирования,нуждаются в разработке теоретические основы творческой деятельности, путиовладения технологической культурой. Разработка этих общих подходов и введениеих в концепцию и программы «Технологии» позволят этой области знанийприобрести необходимый научный уровень и встать вровень с другими традиционнымипредметами естественнонаучного цикла. Важно осознать, что технологии используютнаучные знания и обеспечивают преобразующую деятельность людей, создавшихсовременную цивилизацию, по достоинству оценить роль образования в изменяющейсякультурно-технологической среде [7].
Российская экономика испытывает острую потребность вквалифицированных специалистах: рабочих, техниках и инженерах. Очевидно, чтоизучение технологий в школе будет способствовать кадровому обеспечениюпроизводства.
Начиная с 1992 г., в концепции и программах«Технологии» отмечалась необходимость изучения современных иперспективных технологий преобразования материалов, энергии и информации. Вчастности, лазеры используются в каждом проигрывателе CD и DVDдисков, с помощью лазерных технологий удается обработать металл толщиной до 3см, а с использованием лазерной и электроискровой технологии — до 10 см. Однакоинформация об этих достижениях в учебниках не представлена. Поэтому существуетогромный разрыв между изучаемыми технологиями в школе и теми, что используютсяв современном производстве. Информация, необходимая будущим специалистам,должна быть доведена до сведения учащихся с помощью экскурсий, видео- и DVD-фильмов, которые в настоящее времяне производятся.
Полагаем, что изучение технологии в школе должно бытьпронизано идеями дизайно-художественного конструирования на основефункциональных возможностей изделий и их эстетического оформления, т.е.экономики и технической эстетики. В условиях рыночной экономики толькодизайнерски оформленные изделия найдут спрос у потребителя, т.е. будутконкурентоспособными.
Программа по технологии в связи с ограниченностью учебноговремени должна уделять внимание, в первую очередь, расширению политехническогокругозора учащихся, формированию элементов их технологической культуры,освоению ими жизненно необходимых умений и навыков, их творческому развитию ивыбору дальнейшего жизненного пути.
В перспективе представляется целесообразным сохранитьоправдавшие себя в XX в. в нашейстране два приоритетных направления трудовой, а позднее технологическойподготовки школьников: «Техника и техническое творчество»(технический труд) и «Культура дома и декоративно-художественноетворчество» (обслуживающий труд). Вместе с тем следует разработать единуюпрограмму технологической подготовки школьников, включающую основные элементыдвух вышеуказанных направлений. Также целесообразно основную часть времениуделять репродуктивному обучению, а примерно 25% времени — выполнению проектов.Все разделы «Технологии», начиная со средней школы, должны иметькомпьютерную поддержку: компьютерные тесты и моделирующие программы,облегчающие решение возникающих практических задач.
Список литературы
1. КорочЕ. Оборотная сторона прогресса // Известия. 14.02.2003.
2.Серебренников Л.Н. Концептуальные аспекты модернизации технологическойподготовки школьников // Материалы X Международной конференции по технологическому образованию школьников«Технологическое развитие в условиях модернизации образования» / Подред. Ю.Л.Хотунцева. М., 2004.
3. ХотунцевЮ.Л. Программа «Основы технологической культуры» // Школа ипроизводство. 2002. № 7.
4. АтутовП.Р., Хотунцев Ю.Л., Симоненно В.Д., Кожина О.А., Овечкин В.П. Концепцияформирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе //Школа и производство. 1999. № 1.
5. Перечниучебной техники и наглядных средств обучения для общеобразовательной школы.Изд. 2-е, доп. М., 2005.
6.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начальногообщего, основного общего и среднего (полного) общего образования // Школа ипроизводство. 2004. № 4.
7. Овечкин В.П. Образование вусловиях изменяющейся культурно-технологической среды // Педагогика. 2005. №10.