Аннотация примерной  программы      Наименование дисциплины

АННОТАЦИЯПРИМЕРНОЙ  ПРОГРАММЫ   Наименование дисциплины:«Национальная политика»  Рекомендуется для направления подготовки020300 Социология  Квалификация (степень) выпускника    «бакалавр» 1. Цели и задачи дисциплины: Основная цель освоения курса по выбору «Национальная политика» состоит  в изучении  основ государственной национальной политики, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере межэтнических отношений, новых исторических условий развития российской государственности, обеспечивающих укрепление межнационального согласия и сотрудничества между народами, обновления и развития их этнокультурной жизни, языков и культур. Дисциплина призвана формировать понимание основных концептуальных положений национальной политики в Российской Федерации, ее стратегические цели и задачи, пути, формы и методы решения национальных проблем, научное и практическое обеспечение основных направлений национальной политики ^ Задачи дисциплины состоят в том, чтобы  содействовать формированию  у студентов- социологов видения сферы профессиональной деятельности как пространства и общественной активности. Формировать способность к   пониманию  демократических, гуманистических тенденций национальной политики,  формировать умение осуществлять анализ деятельность по регулированию национальных отношений, способности ориентироваться  в  этой сфере и оценивать целесообразности, оптимальности тех или иных решений, использовать полученные знания в своей  практической работе. ^ 2. Место дисциплины  в структуре ООП: Курс по выбору «Национальная политика» адресована студентам, обучающимся по направлению «Социология». Ее программа органично связана с содержанием таких дисциплин, как «История России», «Этносоциология», «Политическая социология», «Политические технологии», «Социология конфликта», «Социология коммуникаций», «Социология политической рекламы».     В курсе раскрываются основные задачи национальной политики в политической сфере, в социально-экономической сфере, в духовной сфере.   В основу курса положен междисциплинарный проблемный подход и  системный принцип изложения. Студент ориентируется на проблемное понимание процессов в сфере национальной политики.    ^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:  Процесс изучения дисциплины  направлен на формирование следующих компетенций: – владение культурой мышления, способностью к общению, анализу,  восприятию  информации, постановке  цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); – умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); – владение теоретическими основами и методами социологии, категориями и концепциями, связанными с изучением социологических процессов, практик, способность   применять социологические знания  и критически использовать методы современной науки  о социологии в  профессиональной деятельности и социальной практике  (ПК-1); – способностью понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследования, владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2); – готовность к использованию  современного знания  о социологии и ведущих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментарий) в организационно-управленческой работе (ПК-4).   В результате изучения дисциплины студент должен:Знать: – содержание изложенных в курсе теоретических и методологических концепций национальной политики Уметь: – анализировать аналитические и законодательные материалы по национальной политике – оценивать практические возможности реализации национальной политики – оценивать последствия реализации тех или иных решений Владеть: – понятийным аппаратом дисциплины; – техниками анализа и  интерпретации материала.   ^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы  Всего часов / зачетных единиц Семестры   7       ^ Аудиторные занятия (всего) 46 28/18                   Лекции 18 18       Практические занятия (ПЗ)           Семинары (С) 28 28       Лабораторные работы (ЛР)           ^ Самостоятельная работа  (всего)       В том числе:           Курсовой проект (работа)           Расчетно-графические работы           Контрольные работы  10 10        Другие виды самостоятельной работы       Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Зачет          ^ 5. Содержание дисциплины5.1. Содержание разделов дисциплины  Тема 1. История национальной политики в Российской империи и СССР Тема 2. Межнациональные отношения в условиях переходного этапа в жизни страны Тема 3.Современная этнополитическая ситуация в России. Тема 4. Концептуальные принципы государственной национальной политики Тема 5. Влияние миграционных процессов на современную экономическую и этнополитическую ситуацию в стране Тема 6. Освещение темы ксенофобии в СМИ: социологический анализ Тема 7. Использование национального фактора в политической жизни современного российского общества Тема 8. Профилактика сепаратизма и экстремизма на национальной, расовой и религиозной почве Тема 9. Развитие методов воспитания толерантности в системе образования Семинар: 1. Основные концептуальные положения национальной политики в Российской Федерации.Семинар 2. Комплексные целевые программы национального развития и межнационального сотрудничества народов, живущих на территории того или иного региона.^ 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми         (последующими) дисциплинами  № п/п Наименование обеспе-чиваемых  (последующих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин 1 2 3 4 5 6  7  8   9 1. «История России» + + +         2. «Этносоциология» + + + + +  +   +  + 3. «Политическая социология» + + + + + + + 4. «Политические технологии»   + + + +   +     5. «Социология конфликта» + +  +  + +  +   +   6 «Социология коммуникаций» + + + +  +  +    + 7. «Социология политической рекламы» + + + +  +  +  +  +  ^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий № п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ.зан. Лаб.зан. Семин. СРС Все-го 1. История национальной политики в Российской империи и СССР 2      4   6 2. Межнациональные отношения в условиях переходного этапа в жизни страны 2      4   6 3. Современная этнополитическая ситуация в России  2      4   6 4 Концептуальные принципы государственной национальной политики 2 2 4 5 Влияние миграционных процессов на современную экономическую и этнополитическую ситуацию в стране 2       2   4 6 Освещение темы ксенофобии в СМИ: социологический анализ 2 4 6 7 Использование национального фактора в политической жизни современного российского общества 2 2 4 8 Профилактика сепаратизма и экстремизма на национальной, расовой и религиозной почве 2 2 4 9 Развитие методов воспитания толерантности в системе образования 2 4 6 Всего 18 28  ^ 6. Лабораторный практикумНет 7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) и рефератов1. Задачи национальной политики в политической и государственной сфере.2.  Задачи национальной политики в социально-экономической сфере.3.  Задачи национальной политики в духовной сфере.4. Молодежный экстремизм в современном обществе: причины и пути преодоления.5. Законотворческая деятельность Государственной Думы ФС РФ в сфере межэтнических отношений.6. Современная этнополитическая ситуация на Северном Кавказе.7. Религиозный фактор в консолидации этнических общностей в России. 8. Проблемы этнических меньшинств в государственной национальной политике ^ 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:а) основная литература. Каждый  обучающийся  должен быть  обеспечен не менее чем одним  учебным и учебно-методическим печатным и/или электронным изданием б) дополнительная литература. Фонд дополнительной литературы включает помимо учебников  официальные справочно-библиографические  издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.в) программное обеспечение. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к необходимому программному обеспечению. ^ 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Компьютер, проектор, программное обеспечение. 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:Форма текущего контроля – работа студента на семинарских занятиях. За работу на занятиях студентам проставляются баллы. Форма промежуточной аттестации – письменная работа  в конце семестра. Итоговая форма контроля  – зачет. Разработчик:    РГГУ, кафедра политической социологии   к.и.н., доцент Н.В. Шилов Эксперты: