«1С:Франчайзинг»
Наталья Дубова
В
1996 году отношения «1С» с партнерами перешли в новое качество
Сегодня
из 2300 постоянных партнеров «1С» около полутора тысяч работают по схеме
франчайзинга.
Состоявшийся
в апреле 1992 года выпуск бухгалтерской программы для малого бизнеса
«Минибухгалтерия» компании «1С» (ныне «1С: Бухгалтерия») сопровождался
формированием массовой дилерской сети, которая сделала этот продукт доступным
на всей территории России и в странах СНГ. Это и было, пожалуй, главной
причиной того, почему, выйдя на рынок систем бухгалтерского учета, на котором к
тому моменту работало уже около 600 фирм, «1С» быстро стала лидером. В 1996
году отношения «1С» с партнерами перешли в новое качество — была создана первая
в российском компьютерном бизнесе франчайзинговая сеть.
Потребности
автоматизации бухгалтерского труда в начале 90–х ограничивались подготовкой
различной отчетности, поэтому первая бухгалтерская программа «1С» не требовала
больших усилий по внедрению и сопровождению, и бухгалтер образца 1992 года, как
правило недавний представитель технической интеллигенции, самостоятельно
справлялся с установкой и доводкой системы. Но программа не имела бы такой
популярности, не будь у «1С» развитой дилерской сети. Компании-партнеры не
только продавали продукт, но и могли выполнить базовые сервисные функции —
продемонстрировать программу, рассказать о ее возможностях, дать необходимые
консультации.
К
середине 90-х экономическая ситуация стала меняться. С ростом зарплат
сотрудников предприятия ощутили, что потери рабочего времени специалистов на
самостоятельное копание в программах отрицательно сказываются на
рентабельности. Одновременно появилась необходимость ужесточения учета,
компаниям требовались уже не просто пачки отчетности, но и объективные данные о
рентабельности и прибыли. На рынке сформировался спрос на более гибкие
многофункциональные учетные системы и одновременно на услуги специалистов,
внедряющих эти системы. «1С» отреагировала на новую ситуацию выпуском набора
программ «1С:Предприятие» и параллельно внесла серьезные изменения в
партнерскую политику, начав формирование сети фирм-франчайзи.
Борис
Нуралиев, возглавляющий «1С» с момента ее основания, рассказывает: «В конце
1993 года стало понятно, что перспективным сектором рынка станет индивидуальная
настройка и обслуживание пользователей учетных программ. Простым решением для
«1С» было бы создание сервисных филиалов и отделений. Но мы считали правильным
сохранять и развивать бизнес наших партнеров, поэтому в качестве возможного
выхода из прогнозируемой ситуации было предложено поставить на индустриальную
основу предоставление начавших дорожать услуг по внедрению экономических
программ. Так был задуман франчайзинговый проект. Предполагалось, что растущие
предприятия-пользователи готовы платить нашим партнерам-франчайзи за точную
настройку гибких учетных программ в соответствии с их индивидуальными
требованиями, а франчайзи будут платить «1С» за право использования торговой
марки, технологическую поддержку, рекламу и прочее».
Что
такое франчайзинг? Суть этой модели бизнеса заключается в том, что известная
фирма дает другим компаниям возможность работы под своей маркой, предоставляя
им передовые технологии и при этом требуя от них соответствия определенным
стандартам качества работ и услуг. Сеть франчайзи формировалась и продолжает
развиваться на базе тех коллективов, которые стремились выйти за рамки продаж
коробок и обеспечить своих клиентов услугами по внедрению и сопровождению
систем «1С». Чтобы гарантировать высокий уровень обслуживания клиентов,
фирма-франчайзи обязана аттестовать своих специалистов по каждому из
компонентов «1С: Предприятия», иметь не менее двух сертифицированных
специалистов по каждому направлению и не заниматься продажами и внедрением бухгалтерских
учетных систем других компаний.
Как
отмечает руководитель отдела продвижения экономических программ «1С» Алексей
Харитонов, если в январе 1996 года было заключено порядка 80 франчайзинговых
договоров, то к декабрю их число достигло 800, а сегодня из 2300 постоянных
партнеров «1С» около полутора тысяч работают по схеме франчайзинга. Развитие
франчайзинга шло не только по линии увеличения числа партнеров —
совершенствовалась их деятельность, росла самостоятельность, они все активнее
занимались собственными разработками. Развивалась специализация партнерских
компаний по отраслям. Франчайзи может перенести опыт, накопленный на
автоматизации конкретного предприятия, на работу с другими заказчиками,
специализирующимися в аналогичной области. В результате появляются созданные
партнерами «1С» типовые решения для оптовой торговли, строительства, медицины,
программы класса «клиент-банк», которые франчайзи продают как массовые,
коробочные продукты.
В
конце 1998 года «1С» развернула программу сертификации «1С: Совместимо» для
тиражируемых партнерских решений. Компания, получившая такой сертификат, может
рассчитывать на то, что сама «1С» выступит для нее в роли дистрибьютора. Сейчас
«1С» продает через свою дилерскую сеть более 60 таких решений. В качестве примера
Харитонов назвал систему расчета зарплаты калужской фирмы «Камин», реализуемую
партнерами «1С» во всех регионах; небольшой фирме вряд ли удалось бы
самостоятельно завоевать столь масштабный рынок. Подобным же образом «1С»
выступает в роли дистрибьютора для компаний из других регионов — Екатеринбурга,
Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Украины.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.osp.ru