Философские шпаргалки

смотреть на рефераты похожие на “Философские шпаргалки”
Философские проблемы педагогики: изменение целей, оснований, концепций,
критериев.
Проблемы педагогики – проблемы, поставленные обществом перед сферой
образования. “Какова цель – таковы и средства”.
Основание педагогики – то, на чем строится образовательный процесс. а)
классовость (по Марксу). б) национальная культура.
Проблемы: 1) Технология педагогики (т.е. как учить) необходимо отслеживать
изменение и переносить их в жизнь (Например: новые, передовые методики
преподавания) 2) Каким должен быть учитель? Считается, что при “помощи”
педагога возможно либо созидание, либо разрушение личности. Когда учитель в
этическом, моральном плане, и как специалист достиг высот он сможет
воспитать себе подобных; однако неосторожным грубым словом,
непрофессионализмом можно вызвать отчуждение учеников, их последовательное
падение… 3) Кто есть учитель в глазах общества? Необходимо изменить
концепцию учителя, педагогическую, политическую. Поднять престиж профессии.
Необходимо рассматривать образование не только как просвещение, но как
образование, воспитание и самообразование. И начинать нужно с д./садов,
необходимо с самого раннего детства прививать моральные, этические,
эстетические нормы, закладывать основу знаний.
38. Пифагорейская философия и теоретическая математика.
VI-V вв. до н.э. ознаменовались для Греции великими событиями: там впервые
в истории человечества было создано демократическое государство, возникли
трагедия и комедия и, наконец, была создана математика как абстрактная
теоретическая наука. Особенно важно, что математика стала абстрактной
наукой, основанной на системе доказательств, а не рецептурной, каковой она
была в Египте и Вавилоне.
Пифагорейцы – реглигиозно-этическое и философское братство, похожее на
секту, основанное Пифагором. Союз отличался строгими обычаями, члены его
вели аскетический образ жизни. До начала 4 в. до н.э. пифагореизм являлся
сосредоточением математических изысканий. Например, П. открыли
несоизмеримость и уже знали иррациональные числа. Число – это не просто
выражение, но существо и ядро реальности вещи. Не всегда однозначно удаётся
уловить, понимается ли число как первоматерия, как самая вещь или как
образец вещи. Нечётные числа одновременно рассматриваются как ограниченные
и как выражение лучшего, четные – как неограниченные и как выражение
худшего. Табл. 10 основных противоположностей представляет собой начало
полярно-диалектического мышления. Гармония, в соответствие с которой П.
обозначали мир как “космос”, могла выражаться в соответствии с их учением в
движении небесных светил, воплощающемся в определённых тонических
интервалах, но которое для нас неощутимо вследствие его непрерывного
воздействия, как это очевидно в музыке и в цифровых взаимоотношениях. П.
была известна шарообразность Земли. П. учение оказало сильное воздействие,
с одной стороны, на развитие научных дисциплин (математической теории,
музыки, медицины, астрономии), с другой – способствовало расцвету идеализма
(Платон, неопифагоризм) и мистики, особенно цифровой (каббализм).

39.Философия Демокрита как основа атомистической научной программы.
Согласно Демокриту, мир состоит из атомов, и реально существующих пустот,
обуславливающих их отдельное существование (т.к. без пустоты не было бы
промежуточных объёмов). Атомы могут занимать определенное положение по
отношению друг к другу: они двигаются, соединяются и вновь разъединяются.
Число количественного соотношения и движения атомов есть основа
многообразных изменений явлений мира. Д. различал свойства явлений,
представляющих вещи в себе (величина, образ, масса, движение, твердость), и
свойства, которые вытекают из взаимодействия с органами чувств человека
(цвет, яркость, звук, вкус, запах и т.д.). Мир явлений познаётся через
чувственное восприятие. Мир вещей воздействует через истечение “идолов”
(образов) на органы чувств и благодаря им на огненные атомы души.
Объяснение многообразных качественных явлений мира их сведением к
количественным свойствам атомов вовсе не означает их мнимость, (как у
Парменаида), Д. признаёт их реальность. Согласно Д., биологические явления
и даже мышление можно объяснить материалистически – движением и связями
определённых атомов. Напр., души состоят из гладких и круглых атомов,
подобных атомам огня. Поскольку атомы движутся, они могут проникать во все
тела и воздействовать на все жизненные процессы. Атомы воздействуют друг на
друга путем воздействия и толчков.
Всё этот происходит механически с фатальной неизбежностью, в т.ч. и
возникновение бесчисленных миров, находящихся на различных ступенях
развития, и органических существ (через взаимные столкновения падающих с
различной скоростью в пустоте атомов и образующиеся при этом вихревые
движения). В области логики Д. уделяет особое внимание определениям
содержания и исследует также вопросы индукции, аналогии и гипотезы.
40. Учение о знании Платона.
Платон – главный идейный “противник” Демокрита полагал, что существует мир
явлений, доступный нашим органам чувств, и умопостижимый мир истинного
бытия. Этот истинный мир идей, который представляет собой самостоятельную
сферу и венчается идеей блага. Идеи – суть неподвижные, неизменные вечные
сущности, в то время как мир явлений изменчив, преходящ и находится
постоянном движении. Познание мира идей необходимо для достижения
добродетели. [ В своей теории государства, которая основана на учении о
душе, П. является идеологом реакционно-политического строя, олигархичного
режима Спарты, а точнее “казарменного коммунизма”]. П. пришел к двум видам
познания: чувственного восприятия, на почве которого возникают лишь мнения,
и понятийного мышления, составляющего подлинно научное знание. Согласно П.,
чувственному восприятию соответствует эмпирический мир, а умопостигаемому –
мир идей. Каково отношение мира идей к миру вещей? П. ясного ответа не
даёт. Он говорит: “мир идей отражается в мире вещей”, “мир вещей участвует
в мире идей” и т.д. П. полагает, что идеальное, напр. человеческая мысль,
представляет собой “воспоминания” душой того, что она созерцала до своего
воплощения в тело. Само “воспоминание” (анамнезис) происходит тогда, когда
мы воспринимаем конкретные вещи, предметы.
41. Философия Аристотеля и перипатетическая физика.
Аристотель – величайший мыслитель и наиболее универсальный ученый
античности. Особое влияние на последующую Ф. имело его обоснование логики,
и особенно учение об истинных и ложных суждениях и выводах. А. разрабатывал
логику как всеобщую методологию научного познания. Согласно логике А.,
особое следует из общего, а между понятием и суждением, а также между
суждением и выводом существует определенная связь. Согласно А.,
многообразие наук соответствует формам бытия, которые иерархически
упорядочены и образуют органически-функциональное единство мира.
Действительность определяется 4 основными причинами: материей; пассивной
возможностью становления; активной формой, которую приобретает материя, а
также действующей и целевой причинами, которые связаны с формой. В
противоположность платоновской двойственности мира он выдвинул идею о том,
что формы, которые составляют принципы вещей и являются по отношению к
материи более реальными, существуют не помимо, а в единстве с материей,
придавал ей определённость. Материя пассивна – она материал для формы.
Согласно его учению о человеке, душа – это форма тела, а разум – форма
души. Этические добродетели зиждутся на разумном действии. Реализация этих
добродетелей предполагает воспитание воли. Назв. пошло от греч. peripatos
(крытая галерея). Наиболее выдающиеся перипатетики (ученики и последователи
А.) оформили учение основателя. Они подчеркивали казуальные(?) принципы
вместо теологических, выдвинули представление о природе, потеснившее
представление о боге, критиковали энтелехию (греч. завершение,
осуществление) активную деятельность предмета осуществленное единство
предмета, свойства и образа действий.
“Физика” – позднее название сочинений Аристотеля в 8 книгах, которые в
древних рукописях назывались “Лекции по физике”.
Термин “Перипатетика” происходит от греческого ПЕРИПАТОС или ЛИКЕЙ от
названия гимназии, в которой преподавал Аристотель. Ошибочно, восходящее к
Гераклиту, объясняющий от “перипатеу” – прогуливаюсь. “Физика” открывает
комплекс естественно-научных сочинения, структура которого очерчена во
введении к “Метеорологии” и посвящена фундаментальным принципам и понятиям
учения о “природе”.
В кн.1 “О началах” – анализ понятия “становления” или “возникновения”.
Основной тезис: бытие не может возникнуть ни из бытия (в этом случае оно
уже есть), ни из небытия -> возникновение невозможно.
В кн.2 формулируется учение о “4-х причинах” (“Метафизика”). Каждая из 4=
причин выводится из понятия “природа”: природа – вещество, пр. – источник
движения, пр. – самобытность – эйдос, пр. – мастерство. Анализирует понятия
самобытность, случайность, необходимость и спонтанность. Природа по
определению есть “источник движения и изменения”, следовательно, необходимо
исследовать движение, “движение невозможно без места, пустоты и времени”.
В кн. 3,4,6 содержится знаменитая полемика с апориями Зенона.
В кн. 8 – основное текст о перводвигателе – центральном понятии космологии
и теории Аристотеля.

42.Философия и научное мышление в эпоху средневековья. Полемика номинализма
и реализма и ее значение для развития.
Медленные темпы исторического развития феодального общества способствовали
возникновению неправильного представления о нем как о периоде застоя и даже
регресса по сравнению с уровнем рабовладельческого античного общества. На
самом же деле научные и философские знания, в значительной своей части были
сохранены и продолжали развиваться в новых условиях. Противостояние
началось между двумя религиозными философскими направлениями: апологетикой
и патристикой. Апологеты – защитники старого христианства, а то, что не
связывалось с “идеями” Платона, отдавалось Богу. Патристика – собрание
сочинений отцов церкви, заложивших основы нового христианства. Она защищала
мир как благое творение Бога, полное целесообразности. Патристика, на
заключительном своем этапе, заложила основы схоластики. В центре внимания
схоластов был вопрос об отношении знания к вере. Они исходили из тезиса о
главенстве веры над разумом. Характерные особенности средневековой
философии проявились в борьбе реализма и номинализма. Под реализмом
подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают
только общие понятия или универсалии, а не единичные предметы. Согласно
средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой
мысли, идеи в божественном разуме. Противоположное направление было связано
с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма.
Согласно номиналистам, общие понятия только имена; они не обладают никаким
самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем
абстрагирования признаков общих для ряда вещей, а универсалии существуют
после вещей. Но наиболее приемлемым для церкви оказался реализм Альберта
Великого и Фомы Аквинского (13в.), синтезировавших идеи Аристотеля,
Авиценны и христианской теологии. Универсалии, согласно Фоме, существуют,
проявляются божественном разуме, в сущности вещей и в человеческом разуме.
Самый выдающийся номиналист Оккам (14в.), используя некоторые идеи Дунса
Скота, утверждал, что предметом познания могут быть только единичные
индивидуальности.

43. Бог, природа и человек в средневековой философии.
На развалинах рабовладельческого строя в Западной Европе возникло
феодальное общество, между которыми шла борьба по всем направлениям.
Хранительницей письменности и образованности в Европе после торжества
христианства стала церковь. Поэтому она заявила о себе как о ведущем типе
мировоззрения и основным вопросом, волновавшим философов того времени был
вопрос о природе и человеке, как творении Бога.
Согласно христианской религии, бог сотворил мир из ничего, сотворил актом
своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество
продолжает каждый миг сохранять, поддерживать бытие мира. Такое
мировоззрение носит название креационизма – от латинского слова “creatio”,
что значит “творение”, “создание”.
Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное
начало. В отличие от античных богов, которые были, как бы родственны
природе, христианский бог стоит над природой Активное творческое начало как
бы изымается из природы, и передается богу. Поэтому космос не является
больше вечным бытием, живым и одушевленным целым, каким его считали многие
из греческих философов.
Другим важным следствием креационизма является преодоление характерного для
античной философии дуализма противоположных начал активного и пассивного:
идей с одной стороны, материи – с другой. На место дуализма приходит
монистический принцип: есть только одно абсолютное начало – бог, а все
остальное его творение. Христианский философ 4-5 веков Августин Блаженный
говорит поэтому, что бог есть высшее бытие, высшее благо. Отождествляя бога
с бытием, Августин следует священному писанию. В Ветхом завете бог сообщает
о себе человеку: “Я есмь Сущий”. В отличие от бога, сотворенный мир не
обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе, а
благодаря другому; отсюда происходит непостоянство, изменчивость,
преходящий характер всего, что мы встречаем в мире.

44. Философия Возрождения и эволюция понятия науки.
Философские и социологические учения, развивавшиеся в Европе (прежде всего
и ранее всего в Италии) в эпоху разложения феодализма и становления раннего
буржуазного общества (15 начало 17 века). Официальной философией в эту
эпоху еще оставалось схоластика, но возникновение культуры гуманизма,
возобновление античного философского наследия и значительные достижения в
области естествознания приводили к тому, что передовая философия
Возрождения перестает играть роль служанки богословия, в ней развиваются
антисхоластические направления. Ранее всего они проявились в этике, в
возобновлении этических учений стоицизма (Ф. Петрарка) и эпикуреизма (Л.
Валла) направленных против господствующей христианской морали. Наибольшую
роль в философии эпохи В. сыграли натурфилософские концепции (Бруно,
Кузанский, Парацельс, Телезио), свидетельствовавшие о крушении
схоластической картины мира и схоластических методов осмысления природы.
Хотя в этих концепциях и отражался переходный характер В. (“увлечение
астрологией, магией, алхимией и др. формами ненаучного истолкования мира),
однако общая линия развития натурфилософии означала все большее торжество
материалистического понимания мира (Бруно, гелиоцентрическая система
Коперника). Наиболее важными результатами естественнонаучного направления
философии эпохи В. были: методы экспериментально-математического
исследования природы, философски обобщенные в произведениях Леонардо да
Винчи и в особенности Галилея, детерминистическое истолкование
действительности противоположное теологическому истолкованию ее схоластами,
формулировка подлинно научных, свободных от элементов антропоморфизма
законов природы (И. Кеплер – в астрономии, Г. Галилей – в механике).
Определяющими чертами естественно – научного направления философии эпохи В.
были: метафизическое понимание последних элементов природы, как абсолютно
бескачественных, неживых; Отсутствие исторического взгляда на природу и в
связи с этим деистическая непоследовательность, сохраняющая обособленное
положение бога в бесконечном мире (Галилей, отчасти Ф. Бекон).
45. Диалектика Николая Кузанского и пантеизм Дж. Бруно.
Философия Н. Кузанского была пантеистична: он утверждал, что бог есть во
всех вещах, и наоборот. Познание высших истин, по Н. Кузанскому,
достигалось не путем схоластических рассуждений, а на основе опыта.
Подобное познание Кузанский называл “ученым незнанием”, в противоположность
схоластическому “знанию”. Важным разделом философских взглядов Н.
Кузанского было его учение о “совпадении противоположностей”. Это учение
свидетельствовало о наличии серьезных элементов диалектики в философии Н.
Кузанского. Вместе с тем он утверждал, что только интуитивным путем человек
доходит до понимания того, что в высшем единстве мира совпадают
противоположности.
Материалистическое и атеистическое мировоззрение великого итальянского
философа Джордано Бруно было заключено в пантеистическую оболочку, основой
всего существующего он считал единое материальное начало, обладающее
безграничной творческой силой. В противоположность схоластам и теологам
Бруно возвеличивал природу, материальный мир, порождающий бесчисленные
формы жизни из самого себя. Но, в то же время, он писал, что природа – это
бог в вещах. С пантеизмом Бруно связана его идея всеобщей одушевленности
мира. Задачей философии, по Бруно, является познание единой субстанции как
причины и начала всех природных явлений. Единое, причина и начало – таковы
основные черты материальной субстанции.
46.Учение о человеке творце в эпоху Возрождения. Теоцентризм и
антропоцентризм.
В эпоху Возрождения всякая деятельность – будь то деятельность художника,
скульптора, архитектора или инженера, мореплавателя или поэта –
воспринимается иначе, чем в античности и в средние века. У древних греков
созерцание ставилось выше деятельности, умозаключение составляла только
государственная деятельность. Это и понятно : созерцание ( по-гречески —
“теория”) приобщает человека к тому, что вечно есть, к сам природы, в то
время как деятельность погружает его в преходящий, суетный мир “мнения”.
Именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей,
обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, огромной
энергией.
Разносторонность – вот идеал возрожденческого человека. Теория архитектуры,
живописи и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика,
эстетика, педагогика — таков круг занятий, например , флорентийских
художников и гуманистов.
В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного
человека. Ни в Античности, ни в средние века не было такого жгучего
интереса к человеческому существу во всём многообразии его проявлений. Выше
всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивидуума.
В эпоху Возрождения человек стремится освободиться от своего
трансцендентного корня, ища точку опоры не только в космосе, из которого он
за это время как бы вырос, сколько в себе самом, в своей углубившейся душе
и в своем — открывшемся ему теперь в новом свете — теле, через которое
ему отныне по-иному видится и телесность вообще.
С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, и не
случайно как раз живопись, изображающая, прежде всего прекрасное
человеческое лицо и человеческое тело, становится в эту эпоху
главенствующим видом искусства.
47.Аристотелевская и галилеевская наука.
В Галилеевской науке субъектом познания выступает отдельный индивид с
присущими ему познавательными способностями (данными от природы или от
бога) – чувствами и разумом. Объектом познания выступает самосущая природа,
цель познания – открытие универсальных и вечных законов бытия, которые по
существу сводились бы к законам механики. Галилей опроверг ошибочное учение
о движении, господствовавшее до него в науке, основываясь на своих
тщательно и остроумно проведенных экспериментах, он установил основу новой,
опытной механики. Галилей нашел точные законы падения тел, разрабатывал
метод определения широты и долготы, сделал множество открытий касающихся
устройства Солнечной системы. Галилей был одним из философов средневековья,
разрабатывавших теорию и метод метафизического материализма XVIIв., а наука
его – механико-математической наукой. Аристотель разработал учение о
различных видах (формах) движения и развития, так как до него греческие
философы не различали видов (форм) движения. Аристотель создал своеобразную
натурфилософскую картину мира, основой которого является некий материальный
субстрат, первоматерия, наделенная двумя парами противоположных,
взаимоисключающих свойств. Каждое сложное тело, по Аристотелю, образовано
из четырех стихий. Кроме того, Аристотель был противником атомистики.
Аристотель также изучал растительный и животный мир и предпринял одну из
первых попыток классификации животных. Была предложена Аристотелем и
космологическая теория геоцентрического характера.
Натурфилософия Аристотеля, при всей своей недостаточности экспериментальных
данных, все же сыграла серьезную роль в истории познания людьми природы,
ибо она давала более или менее стройную картину мироздания.
48. Философия Р. Декарта как обоснование математического естествознания.
Одним из наиболее выдающихся философов нового времени был француз Рене
Декарт. Декарт сделал попытку рассматривать космос как систему, постепенно
развивающуюся во времени благодаря своим собственным законам, которая
содержала, таким образом, элементы диалектики, исторического подхода к
природе. Элементы диалектики содержатся также в замечательных
математических открытиях французского ученого. Однако, в целом его
математические изыскания (как и космологические представления) тесно
связаны с метафизическим пониманием им природы как гигантского механизма.
По учению Декарта, метод должен исходить из абсолютного, достоверного
теоретического положения и быть универсальным, неизменным, одинаково
применяющимся во всех областях знания. Это абсолютизирование
геометрического метода наглядно показывает механистическую ограниченность
философии Декарта. Суть происшедшего в XVIIIв. переворота в математике
состояла в том, что в математику вошло представление о переменной,
изменчивой, “текучей” величине. Благодаря этому, в области математики,
пришлось пользоваться, диалектическими категориями мышления, в отличие от
прежней математики, которая оперировала исключительно одними постоянными,
неизменными, застывшими величинами, что позволяло ей полностью оставаться в
рамках формальной логики и метафизики. Анализ бесконечно малых и возник,
прежде всего, как математическое средство для отображения механических
процессов, механического движения. Создание метода бесконечно малых и
аналитической геометрии, обусловившее переход от элементарной математики
постоянных величин к математике величин переменных, имело большое
познавательное значение не только для математики и естествознания, но и для
философии, в частности, для логики. Это была одна из первых предпосылок
того, что философы впоследствии начали осознавать необходимость выработки
иного подхода к явлениям, иного метода их изучения, а именно –
диалектического метода.