Задача 1
Ознакомьтесьс перечнем лиц.
1. Глава администрации г.Тобольска.
2. Правительство РоссийскойФедерации.
3. Судья федеральногокраевого суда.
4. Судья Уставного судаСвердловской области.
5. Следователь прокуратуры.
Кто из них,по вашему мнению, занимается правоохранительной деятельностью, и какой именно?Кого из вышеперечисленных лиц можно отнести к правоохранительным органам. Ответобоснуйте.
Решение:
Правовую защиту граждан и организаций осуществляют, какотмечалось, органы государства всех ветвей власти: представительной —законодательные учреждения, местные органы власти и самоуправления, принимаясправедливые законы и подзаконные нормативные акты; исполнительной — главагосударства, глава Правительства, министерства, местные исполнительные органы,неукоснительно их применяя; судебной Конституционный Суд, система органовправосудия, осуществляя высшую юрисдикционную деятельность по разрешениюправовых конфликтов от имени государства на основании Конституции, действующегозаконодательства, что позволяет отнести их к субъектам правоохранительной деятельности[1].
Вместе с тем обязанность государствасоблюдать права и свободы предусматриваетего активную деятельность не только по созданиюусловий для их реализации, но и специальных учреждений по охране прав и свобод.
Последнее обстоятельство очень важно иметь в виду, поскольку есть,как отмечалось, достаточно широкая сфера государственной деятельности —правоохранительная, где во имя интересов общества зачастую приходится прибегатьк некоторому ограничению (в порядке, установленном ч. 3 ст. 55 Конституции) основныхправ и свобод личности. Это область социального (правового) контроля над преступностью,впроцессе которого правоохранительным органам предоставлено право вустановленном законом порядке вызывать любое лицо для допроса (ст. 188 УПК),производить опознания (ст. 193 УПК), осмотры (ст. 176—178 УПК), обыски (ст. 182УПК), в том числе и личный обыск (ст. 184 УПК), выемки (ст. 183 УПК),освидетельствования (ст. 179 УПК), другие следственные действия.
Должностные лица указанных органов вправе заключать под стражу (ст.108,109 УПК), производить привод (ст. 113 УПК), задержания (ст. 91, 92 УПК),применять другие меры уголовно-процессуального принуждения[2].
Оперативно-розыскные подразделения МВД, ФСБ, СВР, государственнойохраны и других спецслужб обладают правом еще до возбуждения уголовного дела,на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165УПК, прослушивать телефонные и иные переговоры граждан, контролировать частнуюпереписку, тайно входить в жилище и устанавливать там звуко-, кино-,видеозаписывающую аппаратуру, проводить другие оперативно-розыскные действия,ограничивающие конституционные права граждан.
Законодательный пробел в четком определении исчерпывающего перечнягосударственных органов, занимающихся правоохранительной деятельностью,восполняется юридической наукой и практикой[3].Ими выработан рядкритериев, находящихся в органической связи с признаками правоохранительнойдеятельности, которым должен соответствовать государственный орган для того,чтобы его можно было отнести к правоохранительным:
— правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществленияэтой деятельности; чаще всего это закон, специально посвященный задачам,организации и компетенции этого органа;
— правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не впроизвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур, занарушение которых в отношении должностных лиц, их допустивших, установленаюридическая (материальная, дисциплинарная, административная или уголовная)ответственность.
Статья 52 Конституции РФ гарантирует потерпевшим от преступлений излоупотреблений властью компенсацию причиненного ущерба[4]; в процессе своей деятельностиправоохранительные органы, используя властные полномочия, имеют право применятьгосударственное принуждение; законные и обоснованные решения правоохранительныхорганов подлежат обязательному исполнению; их неисполнение влечетдополнительную юридическую ответственность.
Сообразно с указанными критериями, из числа государственныхорганов кправоохранительным должны быть отнесены: суд, прокуратура, органы внутренних дел, органыобеспечения безопасности, органы налоговой службы и налоговой полиции, таможенныеорганы, органы предварительного расследования, органы юстиции, нотариат.
Таким образом, к правоохранительным органам могут быть отнесенысудья федерального краевого суда, Судья уставного суда Свердловской области,следователь прокуратуры.
Задача 2
Определите форму судопроизводства (гражданское, уголовное,административное, конституционное) в порядке которого будут рассмотреныследующие ситуации:
1. разводпо желанию одного из супруга.
2. делоо банкротстве предприятия.
3. мелкоехулиганство.
4. споро разделе наследства.
5. возмещениеморального вреда, причиненного незаконным завладением транспортного средства.
6. восстановлениена работе.
7. защитаделовой репутации банка
8. незаконноепроникновение в жилище, совершенное против воли, проживающего там лица.
Решение:
Cудебнаявласть осуществляется не в произвольной, а в строго регламентированной закономпроцессуальной форме – посредством конституционного, гражданского,административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции, ч. 3ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ»)[5].
Уголовное,гражданское и административное судопроизводство осуществляется в настоящеевремя всеми судами общей юрисдикции, а не какими-либо специальными видами судовпо отдельности для каждого вида судопроизводства[6].
Разбирательстволюбой конфликтной ситуации в суде производится в разных процессуальных формах.
Чаще всегоэто исковое производство, которое является достаточно универсальной формойгражданского судопроизводства. Такая форма предназначена для рассмотренияспоров о праве. То есть таким путем будут рассматриваться дела из гражданских,трудовых, семейных, земельных и иных правоотношений, основанных на равенстве ихсубъектов.
Исходя извсего вышесказанного, к гражданской форме судопроизводства относятся следующие:развод пожеланию одного из супруга, спор о разделе наследства, возмещение морального вреда,причиненного незаконным завладением транспортного средства.
Административнаяюстиция по сути своей есть судебная защита прав, свобод и охраняемых закономинтересов граждан и их объединений от неправомерных действий и решений органовисполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных имуниципальных служащих. Проведенные исследования и анализ зарубежного опытасвидетельствуют, что административная юстиция – это, прежде всего способ защитыправ и свобод граждан от административного произвола, осуществляемый с помощьюсудебных средств[7].Ряд исследователей рассматривает административное судопроизводство как частьгражданского судопроизводства.
Кадминистративному судопроизводству относятся: дело о банкротстве предприятия,мелкое хулиганство, восстановление на работе, защита деловой репутации банка.
Уголовноесудопроизводство (уголовный процесс) — осуществляемая в установленном закономпорядке деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовныхдел[8]. Исходя из всего вышесказанного, рассмотрениюв порядке уголовного судопроизводства подлежит дело, касающееся незаконногопроникновения в жилище против воли, находящегося там лица.
Задача 3
Судырайонного (городского) звена могут быть судами, разрешающими дело только посуществу, суды областного звена – только по существу и в кассационнойинстанции; Верховный Суд РФ может быть судом любой инстанции. Правильно литакое рассуждение. Аргументируйте ответ.
Решение: Нет, данное рассуждениене верно.
Судебнойинстанцией именуется суд (или соответствующее подразделение суда), занимающийопределенную ступень в судебной системе, и осуществляющий в пределах своейюрисдикции рассмотрение конкретных дел по существу либо проверку законности иобоснованности вынесенных нижестоящим судом судебных решений[9].
Об инстанцияхможно говорить применительно лишь к судам общей юрисдикции и арбитражным судам.Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, как ужеотмечалось, отличаются тем, что их решения окончательны и обжалованию неподлежат, поэтому инстанций в конституционном судопроизводстве нет[10].
Суд первойинстанции — это суд (подразделение суда), рассматривающий и разрешающий дело посуществу. Это означает, что суд принимает решение по существу дела, то есть поглавному вопросу в правовом споре сторон — вопросу о виновности лица и егонаказании (применении административного взыскания) при разрешении уголовных иадминистративных дел, вопросу о судьбе гражданского иска (полном или частичномудовлетворении исковых требований истца или отказе в их удовлетворении) приразрешении гражданских дел.
Судопроизводствов первой инстанции осуществляется с участием обеих сторон (обвинения и защиты,истца и ответчика) и с соблюдением довольно сложной процедуры, состоящей изнескольких этапов, последовательно сменяющих друг друга.
При этомглавной, центральной частью судебного разбирательства в суде первой инстанциивыступает судебное следствие, в рамках которого осуществляется непосредственноеисследование доказательств – допрашиваются свидетели, подсудимые, потерпевшие,эксперты, осматриваются вещественные доказательства, оглашается содержаниеразличных документов, проводятся иные следственные и процессуальные действия, атакже исследуются и приобщаются к делу доказательства, представленные сторонаминепосредственно в судебном заседании или истребованные судом.
Суд первойинстанции чаще всего является судом, рассматривающим дело впервые. Однако,процессуальное законодательство предусматривает право вышестоящих инстанцийвозвращать дела на новое рассмотрение в суды первой инстанции. Большинствосудов в судебной системе России (в том числе и суды высшего звена) могутрассматривать дела в качестве суда первой инстанции в соответствии сподсудностью, установленной процессуальным законом.
Исключениемявляются арбитражные апелляционные суды и федеральные арбитражные суды округов(арбитражные кассационные суды), которые, как видно из их наименования,выступают только как суды апелляционной и кассационной инстанциисоответственно.
Решение судапервой инстанции может быть обжаловано сторонами и другими участниками процессав порядке, установленном процессуальным законом. Суд, рассматривающий дело пожалобе или представлению, выступает судом второй инстанции[11].
Акт, спомощью которого прокурор инициирует производство по пересмотру судебныхрешений именуется представлением. Остальные участники процесса (осужденный,оправданный, его защитник, потерпевший, его представитель, гражданский истец игражданский ответчик) подают на решения суда жалобы.
Суд второйинстанции может рассматривать дело в двух формах – в кассационном и вапелляционном порядке. Соответственно, суд, рассматривающий дело в кассационномпорядке, именуется судом кассационной инстанции, а суд, рассматривающий дело впорядке апелляционного судопроизводства — судом апелляционной инстанции.
Судкассационной инстанции проверяет законность и обоснованность (а в уголовномпроцессе также и справедливость) судебных решений, не вступивших в законнуюсилу, лишь по письменным материалам дела, которые уже имелись у суда первой инстанции.Процедура производства в кассационной инстанции значительно упрощена, посравнению с рассмотрением дела по существу, судом первой инстанции.
Неявка всудебное заседание суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационнуюжалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием длярассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены овремени и месте судебного разбирательства.
Главнаяособенность процедуры судебного разбирательства в суде кассационной инстанциизаключается в том, что по общему правилу доказательства в кассационнойинстанции непосредственно не исследуются, свидетели не допрашиваются, новыедоказательства представлены не представляются, то есть судебное следствие непроводится.
Однако здесьимеются исключения – например, в уголовном процессе суд по ходатайству сторонможет провести непосредственное исследование тех или иных доказательств (п. 4,5 ст. 377 УПК РФ). По общему правилу пределы рассмотрения судом дела вкассационном порядке ограничены требованиями, содержащимися в жалобе илипредставлении. Советское процессуальное законодательство содержало обратноеправило, предписывающее судам кассационной инстанции проверять судебные решенияв полном объеме не зависимо от желания сторон (принцип ревизионной проверки).
Тем не менее,действующие процессуальные кодексы содержат ряд исключений из общего правилапроверки судебных решений в объеме требований, содержащихся в жалобе илипредставлении. Так, суд кассационной инстанции в гражданском процессе можетпроверить решение в полном объеме в интересах законности (ч. 2 ст. 347 ГПК РФ).В уголовном процессе, как уже было отмечено, кассационная инстанция имеет правопроверки приговора в отношении лиц, жалоб непосредственно не подавших, еслижалоба или представление касаются их интересов (ч. 2 ст. 360 УПК РФ).
Арбитражныйсуд кассационной инстанции независимо от доводов, содержащихся в кассационнойжалобе, проверяет, не нарушены ли нормы процессуального права, являющиесяоснованием для отмены решения нижестоящего суда (ч. 2 ст. 286 АПК РФ).
Вкассационной инстанции в уголовном судопроизводстве рассматриваются дела пожалобам и представлениям на не вступившие в законную силу решения судов первойи апелляционной инстанции. В гражданском процессе в кассационной инстанциипроверяются только решения судов первой инстанции, так как решенияапелляционной инстанции вступают в силу немедленно после их провозглашения иобжалованию в кассационном порядке не подлежат. Таким образом, в уголовномсудопроизводстве, в отличие от гражданского, решение мирового судьи во второйинстанции можно обжаловать дважды – сначала в апелляционной, а затем и вкассационной инстанции.
В системесудов общей юрисдикции судами кассационной инстанции выступают суды областногозвена в лице их судебных коллегий по гражданским и уголовным делам, и ВерховныйСуд РФ (Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданскимделам, Военная коллегия и Кассационная коллегия).
Помимоапелляционной и кассационной в гражданском, арбитражном и уголовном процесседействует еще и надзорная инстанция. Этим понятием обозначают суды илиструктурные подразделения соответствующих судов, которые по закону могутпроверять законность и обоснованность решений нижестоящих судов, вступивших взаконную силу[12].
То есть любоерешение суда общей юрисдикции или арбитражного суда, даже если оно вступило взаконную силу по истечении срока на обжалование либо по нему было приняторешение судом апелляционной или кассационной инстанции, возможно обжаловать впорядке надзора (кроме решений, принятых Президиумами Верховного Суда РФ иВысшего Арбитражного Суда РФ).
Правиласудопроизводства в надзорной инстанции существенно отличаются от процедурырассмотрения дел во второй инстанции. Рассмотрение дел в порядке надзораявляется процессуальной формой реализации функции судов среднего и высшегозвена по надзору за деятельностью нижестоящих судов.
Ранее, допринятия новых Уголовно-процессуального, Арбитражного процессуального иГражданского процессуального кодексов РФ, пересмотр судебных решений в порядкенадзора был возможен лишь по протестам узкого круга должностных лиц –генерального прокурора РФ и его заместителей, председателя Верховного Суда РФ ипредседателя Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместителей, а также (вуголовном и гражданском процессе) прокуроров субъектов РФ и председателей судовобластного звена.
Для того, чтоинициировать надзорное производство, участники процесса и иные лица моглиобращаться с письмами, ходатайствами о принесении протеста на решения судовуказанным должностным лицам. На практике такие обращения зачастую именовалисьнадзорными жалобами, хотя и не имели свойств соответствующего процессуальногодокумента, так как не связывали ответ заявителю какими-либо процессуальнымиправилами и формой.
Поэтому всепроизводство по этим сообщениям не носило процессуального характера до моментапринесения уполномоченными на то должностными лицами протеста и рассмотренияэтого протеста соответствующим судом (подразделением суда). В судебноезаседание участники процесса, которые ходатайствовали о возбуждении надзорногопроизводства или подали возражения на протест, вызывались, только тогда, когда суднадзорной инстанции усматривал в этом необходимость, что на практике имеломесто крайне редко.
Сейчаспорядок надзорного производства подвергся существенным изменениям, призваннымусилить состязательные начала в этой стадии процесса.
В системесудов общей юрисдикции судами, рассматривающими надзорные жалобы ипредставления, являются президиумы судов областного звена, Судебная коллегия поуголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегияВерховного Суда РФ, а также Президиум Верховного Суда РФ. Внесение повторныхнадзорных жалоб или представлений в суд надзорной инстанции, ранее оставившийих без удовлетворения, не допускается, однако решение надзорной инстанции можнообжаловать в вышестоящую надзорную инстанцию (например, решение Президиумаобластного суда – в соответствующую судебную коллегию Верховного Суда РФ).
Задача 4
Назовитезвено суда общей юрисдикции, в котором будут рассмотрены следующие дела (приусловии, что все граждане проживают в г. Тюмени):
1. дело о разделе наследствамежду Михайловыми.
2. дело по обвинению Сумовав разглашении государственной тайны.
3. представлениеследователя областной прокуратуры с просьбой разрешить прослушивание телефонныхпереговоров обвиняемого.
4. жалобапострадавшего Нагяряна на постановление следователя об отказе в возбужденииуголовного дела.
5. делоо защите чести и достоинства гражданина Федорова, если сведенияраспространенные о нем содержали обвинения в халатности и разглашениигосударственной тайны.
Решение:
Районный судявляется основным звеном системы федеральных судов общей компетенции(юрисдикции). В соответствии со ст. 21 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» (в ред. От 2 июля 2003 г.) районныйсуд создается в судебном районе, территория которого охватывает территориюодного района, города или иной соответствующей административно-территориальнойединицы субъекта РФ[13].
Основнымполномочием суда данного уровня является осуществление правосудия при разбирательстве попервой и апелляционной инстанции гражданских, уголовных дел и дел обадминистративных правонарушениях.
Рассмотрениедел в районном суде по первой инстанции осуществляется единолично иликоллегиально (в случаях, предусмотренных федеральным законом).
Рассмотрениедел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично.
Им подсудны все гражданскиедела, подведомственныесудам общей юрисдикции, независимо от суммы иска, других критериев (заисключением дел, предусмотренных ст. 23, 25, 26 и 27 ГПК — подсудные военнымсудам и иным специализированным судам, судам среднего звена и Верховному Суду).Как правило, гражданские дела рассматриваются по месту жительства ответчика илиместу нахождения имущества юридического лица.
К нимотносятся, например, алиментные дела, о выплате денежной компенсации запричиненный моральный вред, о восстановлении на работе, о сделках (дарение,завещание, принятие наследства). Следовательно дело о разделе наследства междуМихайловыми должно быть рассмотрено районным судом.
В ведениирайонных судов находятся также вопросы, связанные с вынесением решений помногим вопросам как досудебного производства (избрание мер пресечения — залога,домашнего ареста, заключения под стражу или продление его срока, рассмотрениеходатайств о производстве отдельных следственных действий — обыска, выемки,наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и записьпереговоров), так и после судебного разбирательства дел (проверка законности,обоснованности и справедливости приговоров, выдача судебного приказавзыскателю)[14].Следовательно, представление следователя областной прокуратуры с просьбойразрешить прослушивание телефонных переговоров обвиняемого будет рассматриватьсяв районном суде.
Федеральнымисудами среднего звена судебной системы общей юрисдикции являются Верховный судреспублики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, судавтономной области, суд автономного округа.
Ониобразуются и действуют в республиках, входящих в состав РФ, крае (области),автономной области и автономном округе соответственно. В городах федеральногозначения — Москве и Санкт-Петербурге — образованы суды на правах областногосуда.
Суды среднегозвена равнозначны между собой по положению в судебной системе, имеют одинаковыеполномочия и структуру.
Поэтому далееони называются для краткости «областные суды» или «суды среднего звена». Ихместо в системе судов общей юрисдикции обусловлено федеративным устройством России[15].
В качествесуда первойинстанции областнойсуд рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной, обоспаривании нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ,затрагивающие права, свободы, и законные интересы граждан и организаций, оприостановлении деятельности или ликвидации регионального отделенияполитической партии или религиозных организаций, средств массовой информации,других общественных организаций, избирательные споры и другие дела, предусмотренныефедеральным законом (ст. 26 ГПК).
Следовательно,жалоба пострадавшего Нагаряна на постановление следователя об отказе ввозбуждении уголовного дела, дело по обвинению Сумова в разглашениигосударственной тайны, дело о защите чести и достоинства гражданина Федорова,если сведения распространенные о нем содержали обвинение в халатности иразглашении государственной тайны будут рассмотрены в судах среднего звена.
Задача 5
Щупринов иХель в ходе драки совершили убийство военнослужащего. На место происшествиявыехала оперативная группа из сотрудников криминальной милиции, начальниквоинской части, где проходил службу погибший, следователь органов внутреннихдел, следователь прокуратуры. Кто из вышеуказанных лиц и в какой форме будетпроизводить расследование по уголовному делу, возбужденному в данном случае?
Решение:
Предварительноерасследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальнымзаконом деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке иоценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, ихсовершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материальногоущерба, причиненного преступлением[16].
Предварительноерасследование осуществляется в определенном порядке. Начинается оно послевозбуждения уголовного дела и принятия его к производству, а заканчиваетсясоставлением обвинительного заключения и передачей дела прокурору дляутверждения обвинительного заключения и направления дела в суд по подсудности,составлением постановления о применении принудительных мер медицинскогохарактера к лицам, совершившим преступление в состоянии невменяемости либозаболевшим психической болезнью, делающей невозможным назначение или исполнениенаказания, и направлении дела в тех же целях прокурору либо прекращением дела.
Дознание — особый вид предварительного расследования, осуществляемый органами дознания[17].
Всоответствии с действующим законодательством органами дознания являются:
1) милиция;
2) командирывоинских частей, соединений и начальники военных учреждений — по делам обо всехпреступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а такжевоеннообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях,совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил Российской Федерации в связи сисполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения,учреждения.
Милицияявляется основным органом дознания. В соответствии с Законом «О милиции» она подразделяетсяна криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
Вкриминальную милицию входят оперативные службы, чьими главными задачамиявляются выявление и пресечение преступлений, по которым обязательнопроизводство предварительного следствия, розыск лиц, скрывшихся от следствия. Всоответствии с этим сотрудники оперативных служб криминальной милицииосуществляют проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которымобязательно производство предварительного следствия. В случае обнаруженияпризнаков преступления заявление с материалами проверки передается следователюлибо возбуждается уголовное дело, проводятся неотложные следственные действия,а затем дело направляется по подследственности.
Криминальнаямилиция также выполняет поручения следователя о производстве следственных ирозыскных действий. Начальником органа дознания выступает начальниккриминальной милиции, который поручает оперативным работникам проверкузаявлений (сообщений), производство дознания, утверждает их решения.
Командирывоинских частей и подразделений, начальники воинских учреждений, начальникиисправительных учреждений, следственных изоляторов сами не осуществляютдознание. Они назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных офицерови других сотрудников, которые впоследствии и осуществляют дознание по делам,отнесенным законом к компетенции этих органов дознания, а начальникиконтролируют их деятельность, утверждая (или не утверждая) основные решения поуголовному делу.
В таком жепорядке организуется дознание и в других органах дознания, предусмотренныхзаконом.
Предварительноеследствие в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлятьследователи:
1)прокуратуры;
2) органоввнутренних дел;
3) органовФедеральной службы безопасности;
4) органовФедеральной службы налоговой полиции. Все они обладают равным объемомпроцессуальных полномочий и занимают одинаковое процессуальное положение.
Задачамиорганов предварительного следствия являются быстрое и полное раскрытиепреступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона стем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливомунаказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности иосужден, способствование укреплению законности и правопорядка.
Полномочияследователя. Следователями являются должностные лица соответствующих ведомств,специально назначаемые для расследования преступлений, которое являетсяединственной осуществляемой ими функцией. Для этого они наделяютсяполномочиями, определенными Уголовно-процессуальным кодексом.
Прежде всего,следователь является полностью самостоятельным при расследовании преступлений.Он сам осуществляет собирание доказательств, принимает решения о привлечениилица в качестве обвиняемого, применении к обвиняемому меры пресечения, обокончании предварительного следствия. Только в случаях, предусмотренных законом(при заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу, производстве обыска),он должен получить санкцию прокурора.
Следовательнесет полную ответственность за законное и своевременное производствоследственных действий.
Списокиспользуемой литературы
1. Гуськова,А.П., Шамардин, А.А. Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник.- М.:ИГ «Юрист», 2005.- 321с.
2. Гуценко,Г.Ф., Ковалев, М.А., Правоохранительные органы/Г.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев.- М.:«Зерцало», 2000.- 200с.
3. Печников,Н.П. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник.- Тамбов:Издательство ТГТУ, 2007.- 132с.
4. Правоохранительныеорганы Российской Федерации: Учебник/Под ред. В.П. Божьева.- 4-е изд. испр. идоп.- М.: Спарк, 2002.- 195с.
5. Пронякин,А.Д., Пронякин, Д.А. Правоохранительные органы.- М.: Издательство МИЭИФП,2003.- 195с.
6. Рыжаков,А.П. Правоохранительные органы: Учебник/А.П. Рыжаков.- М.: Высшая школа, 2004.-450с.
7. Савюк,Л.К. Правоохранительные органы/Л.К. Савюк.- М.: Юристъ, 2004.- 667с.
8. Чувилев,А.А., Чувилев, А.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие.- М.:Юриспруденция, 2006.- 176с.