Анализ художественного произведения

Анализ
художественного произведения

Примерная схема анализа литературно-художественного
произведения,

при анализе художественного произведения следует различать
идейное содержание и художественную форму,

примерный план характеристики художественного
образа-персонажа,

возможный план разбора лирического стихотворения,

общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя,

как вести краткую запись о прочитанных книгах.

При анализе художественного
произведения следует различать идейное содержание и художественную форму.

А. Идейное
содержание включает:

1) тематику
произведения – выбранные писателем социально-исторические характеры в их
взаимодействии;

2) проблематику
– наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных
характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении;

3) пафос
произведения – идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным
социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и
сентиментальность).

Пафос – высшая
форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателем, раскрываемая в его
творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива
является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива
отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлению высоких
гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной
литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за
национальную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир.

Когда автор
утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и неустранимое
противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной
невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы
трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос
отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека
внеличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен
исключительной нравственной высотой и значительностью. Различия характеров
Катерины в “Грозе” и Ларисы в “Бесприданнице” Островского
наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса.

Большое
значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, с помощью
которого утверждается значительность стремления личности к эмоционально
предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный
пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев
и писателя. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и реализуют
возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.

Общей
эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория
комического. Комическое – это форма жизни, претендующая на значительность, но
исторически изжившая свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех.
Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны
сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических
явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими
противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает
юмористическое отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей,
так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни,
чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм,
ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот.

Б.
Художественная форма включает:

1) Детали предметной
изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь
(монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и
взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и
пространстве);

2) Композиционные
детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой
жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление
(композиция образа – соотношение и расположение предметных деталей в пределах
отдельного образа);

3) Стилистические
детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи,
интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи
в целом.

Схема анализа литературно-художественного произведения.

1. История
создания.

2. Тематика.

3. Проблематика.

4. Идейная
направленность произведения и его эмоциональный пафос.

5. Жанровое
своеобразие.

6. Основные
художественные образы в их системе и внутренних связях.

7. Центральные
персонажи.

8. Сюжет и
особенности строения конфликта.

9. Пейзаж,
портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.

10. Речевой
строй произведения (авторское описание, повествование, отступления,
рассуждения).

11. Композиция
сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.

12. Место произведения
в творчестве писателя.

13. Место
произведения в истории русской и мировой литературы.

Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя.

А. Место
писателя в развитии русской литературы.

Б. Место
писателя в развитии европейской (мировой) литературы.

1. Основные
проблемы эпохи и отношение к ним писателя.

2. Традиции и
новаторство писателя в области:

а) идей;

б) тематики,
проблематики;

в) творческого
метода и стиля;

г) жанра;

д) речевого
стиля.

В. Оценка
творчества писателя классиками литературы, критики.

Примерный план характеристики художественного
образа-персонажа.

Вступление.
Место персонажа в системе образов произведения.

Главная часть.
Характеристика персонажа как определенного социального типа.

1. Социальное и
материальное положение.

2. Внешний
облик.

3. Своеобразие
мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и
привычек:

а) характер
деятельности и основных жизненных устремлений;

б) влияние на
окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).

4. Область чувств:

а) тип
отношения к окружающим;

б) особенности
внутренних переживаний.

5. Авторское
отношение к персонажу.

6. Какие черты
личности героя выявляются в произведении:

а) с помощью
портрета;

б) в авторской
характеристике;

в) через
характеристику других действующих лиц;

г) с помощью
предыстории или биографии;

д) через цепь
поступков;

е) в речевой
характеристике;

ж) через
“соседство” с другими персонажами;

з) через
окружающую обстановку.

Заключение.
Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

План разбора лирического стихотворения.

I. Дата
написания.

II.
Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое
своеобразие.

IV. Идейное
содержание:

1. Ведущая
тема.

2. Основная
мысль.

3.
Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или
статике.

4. Внешнее
впечатление и внутренняя реакция на него.

5. Преобладание
общественных или личных интонаций.

V. Структура
стихотворения:

1.
Сопоставление и развитие основных словесных образов:

а) по сходству;

б) по контрасту;

в) по
смежности;

г) по
ассоциации;

д) по
умозаключению.

2. Основные
изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора,
метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп),
сарказм, перифраза.

3. Речевые особенности
в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия,
эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

4. Основные
особенности ритмики:

а) тоника,
силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;

б) ямб, хорей,
пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.

5. Рифма
(мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая,
составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

6. Строфика
(двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет,
Онегинская строфа).

7. Эвфония
(благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой
инструментовки.

Как вести краткую запись о прочитанных книгах.

1. Автор. Даты
жизни. Общественная среда, в которой формировалось его мировоззрение.

2. Точное
заглавие произведения. Даты создания и появления в печати.

3. Время,
изображенное в произведении, и место происходящих основных событий.
Общественная среда, представители которой выводятся автором в произведении
(дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция,
рабочие).

4. Эпоха.
Характеристика времени, в которое написано произведение (со стороны
экономических и общественно-политических интересов и стремлений современников).

5. Краткий план
содержания.

Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.repetitor.ru/

Дата добавления: 20.05.2004