Правонарушения как юридическая категория

Содержание
Введение
1. Основнаяхарактеристика правонарушений
1.1 Сущностьи причины правонарушения
1.2 Юридическийсостав правонарушения
2. Видыправонарушений и пути их искоренения
2.1 Классификацияправонарушений
2.2 Путиискоренения правонарушений
2.3 Юридическаяответственность как способ снижения правонарушений
Заключение
Глоссарий
Списокиспользуемых источников

/>/>/>/>/>/>/>/>Введение
 
Насегодняшний день проблема правонарушений была и остается одной из самых значимыхдля общества на протяжении всего времени существования человечества. Даннаяпроблема не утрачивала своей актуальности ни при каких общественных строях и формациях.Правонарушения существовали всегда. Поэтому нельзя не согласиться с французскимсоциологом Эмилем Дюркгеймом, который считал, что преступления и правонарушенияявляются элементом любого здорового общества. Следовательно, полностьюискоренить преступления не может ни одно общество. юридическийответственность преступление правонарушение
Правонарушенияпосягают на различные стороны общественной жизни. Они наносят ущерб политическим,трудовым, имущественным, личным правам и свободам граждан, экономическим интересаморганизаций, боеспособности воинских частей и подразделений. Поскольку правонарушениявредны для общества, ущемляют интересы граждан и организаций, они запрещеныгосударством.
Внастоящее время весьма остро поставлен вопрос об искоренении правонарушений вовсех сферах общественной жизни, о необходимости усиления ответственности засоблюдение общегосударственных, общенародных интересов, решительной борьбыпротив различных видов деяний, несущих в себе антисоциальный характер.
Вборьбе с правонарушениями основные усилия должны быть направлены напрофилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако этоне исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц,виновных в совершении тех или иных правонарушений.
Цельюкурсовой работы является раскрытие темы и ее основополагающих моментов, так какв любом обществе правонарушение — это социальный и юридический антиподправомерного поведения. Изучение данной темы позволяет глубже понять природуправонарушений, их мотивы, содержание, роль в общественно-правовой жизни.
Дляреализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить сущность и причины правонарушения;
— рассмотреть юридический состав правонарушений;
— ознакомиться с классификацией правонарушений;
— рассмотреть пути искоренения правонарушений.
Объектисследования — правонарушения как юридическая категория.
Предметисследования — причины и пути искоренения правонарушений.
Структураработы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, спискаиспользованных источников и приложения.
Принаписании данной курсовой работы были использованы различные правовые акты,такие, например, как УК РФ, КоАП РФ и другие Теоретической основой послужилиработы таких авторов, как: Хропанюк В.Н., Алексеев, А.И., Комаров С.А., БошноС.В., Кудрявцев В.Н., Денисов Ю.А.
/>/>/>/>1. Основнаяхарактеристика правонарушений
 
1.1Сущность и причины правонарушения
Юридическоепонятие правонарушения имеет своей исторической и логической предпосылкой егосоциологическое определение. С точки зрения юриспруденции, правонарушение –общественно опасное противоправное виновное деяние.
Сущность– это главная, внутренне присущая правонарушению характеристика, котораяпозволяет выделить его среди иных актов поведения, указывает на его родственныесвойства и признаки.
Правонарушениехарактеризуется строго определенными признаками, отличающими его от нарушений неправовыхправил поведения (норм морали, обычаев, норм общественных организаций) (см.приложение А):
1.Поведение человека, выраженное в действии или бездействии. Противоправноедействие представляет собой активное поведение лица, причиняющее вредобщественным отношениям, которые охраняются правом. Бездействие является правонарушениемв том случае, если человек должен был совершить определенные действия,предусмотренные нормой права, но не совершил их.
2.Общественная вредность противоправного деяния. Противоправным является деяние (действиеили бездействие) которое причиняет вред гражданам, государству, обществу. Вредможет быть физическим и духовным, материальным и моральным, измеримым и неизмеримым.Правонарушения посягают на различные стороны общественной жизни. Они наносят ущербполитическим, трудовым, имущественным, личным правам и свободам граждан, экономическиминтересам организаций, боеспособности воинских частей и подразделений.Поскольку правонарушения вредны для общества, государство посредством правовыхпредписаний запрещает их совершение.
3.Противоправность деяния. Правонарушение — это такое поведение человека, котороепротиворечит предписаниям норм права и направлено против тех общественных отношений,которые регулируются и охраняются нормами права. Действие, согласованное справом, допускаемое правом, не может рассматриваться как правонарушение.
Конкретнымвыражением противоправности деяния могут служить либо нарушения запрета, прямоустановленного в законе или любом ином нормативно-правовом акте, либоневыполнение обязательств, возложенных на субъектов права законом или«обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиямиобязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии такихусловий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или инымиобычно предъявляемыми требованиями»[1]
Противоправностьдеяния может проявляться в различных формах:
•в прямом нарушении правового запрета;
•в неисполнении возложенных обязанностей;
•в превышении должностных полномочий.
4.Виновность поведения субъектов права. Правонарушением признается тольковиновное поведение субъектов права. Противоправное поведение является правонарушениемлишь в том случае, если в действии или бездействии правонарушителя имеется вина,потому что лицо осознанно совершило правонарушение, разумно руководило в этотмомент своими действиями. Таким образом, противоправное поведение являетсяправонарушением в том случае, если оно было совершено лицом, отдающим себе отчетв своих действиях, и если в совершенном поступке проявилась его воля. В этой связисубъектами правонарушений не являются малолетние и душевнобольные люди, хотяони и могут совершать действия, противоречащие нормам права.
5.Наказуемость противоправного деяния. Это свойство правонарушения характеризуетсяприменением к правонарушителю мер государственного воздействия.
Такимобразом, правонарушение — общественно опасное, вредоносное, виновное,противоправное деяние деликтоспособного лица, несущего за свое поведениеюридическую ответственность. Правонарушения общественно вредны и тем, что онидезорганизуют нормальный ритм жизнедеятельности общества, направлены противгосподствующих общественных отношений, вносят в них элементы социальнойнапряженности и конфликтности.
Любоеправонарушение возникает при взаимодействии объективных и субъективных причин иусловий, которые очень тесно переплетены между собой, при этом в разныхсоциально-экономических формациях, в различных исторических условиях сочетаниеданных факторов не одинаково.
Подпричиной понимается явление (или их совокупность), которые порождают другое явление,рассматриваемое как следствие. Причины создают возможность определённого следствия,для наступления которого необходимы дополнительные условия, сами по себе непорождающие данное следствие, но создающие соответствующую обстановку для реализациидействия причины.
Объективнымипричинами правонарушений являются социальные, экономические, психологическиепроцессы, свойственные данному обществу. Можно выделить целый комплексобъективных условий, формирующих объективную причину правонарушений. Например:
1.Низкий уровень материальной жизни населения. Болезненный и противоречивый переходк рыночным отношениям, нестабильность и упадок экономики, гиперинфляция при низкойзаработной плате резко снизили жизненный уровень подавляющего большинства населенияРоссии. Баснословные цены на продукты питания и промышленные товары привели к небываломуросту таких преступлений, как кражи, иные хищения имущества, грабежи, разбои. Знаяположение дел в нашей экономике, можно с уверенностью прогнозировать дальнейшийрост корыстных преступлений. Они пойдут на убыль лишь при стабилизации, а затеми возрастании жизненного уровня населения. Однако останутся и, вероятно, будет растичисло корыстных преступлений, совершаемых предпринимателям, коммерсантами, банковскимиработниками и другими лицами, преступлений, вызванных не бедностью, и стяжательствоми стремлением умножить свое богатство.
2.Низкий уровень правовой культуры, граждан. Правовая культура гражданинапредполагает не только знание им правовых норм, но и ставшее внутреннимубеждением стремление их исполнять. К сожалению, значительная часть российскогонаселения устойчивой привычкой к законопослушанию, к соблюдению правовых нормне обладает. В таких условиях стремление человека удовлетворить свои интересыпротивоправным путем как причина правонарушений ничем не сдерживается, а напротив,проявляется в полной мере. Сказанное относится ко всем без исключенияправонарушениям, а не к определенной их категории. Планомерная,целенаправленная работа по правовому воспитанию граждан, до которой пока ни у когоне доходят руки, — важнейшее направление предупреждения всех правонарушений.
3.Кризис морали. Противоречивость понимания новых моральных норм проявляется вэгоизме, равнодушии, социально апатии, жестокости значительной части населения.Низкий престиж государственных структур и должностных лиц, которые своим не добросовестнымповедением дескредетировали себя в глазах общества, отсутствие должноговоспитания духовных и нравственных ценностей у молодого поколения – все этоявляется условиями увеличения всех видов преступления.
4.Алкоголизм и наркомания – быстро прогрессирующее явление во всем мире.Нравственная и интеллектуальная деградация население, исчезновение генофонда.На приобретения наркотиков и алкоголя требуются не малые суммы денег, которыедостаются лицам, их употребляющих, путем совершения, различных видовпреступлений. Многие преступления, особенно так называемые «бытовые»,совершаются чаще всего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения,когда ослаблен контроль человека за своим поведением, и он неадекватнооценивает ситуацию и связанные с нею последствия.
Предупреждениеправонарушений и борьба с ними требуют результативных мер по ограничениюпьянства и наркомании. Нужны целевые программы по решению этих проблем инемалые государственные ассигнования.[2]
5.Несовершенство законодательства. Одной из важнейших задач любой законодательнойсистемы является пресечение деяний, наносящих вред отдельному человеку или обществув целом. Законодательство должно своевременно определять и фиксировать этидеяния в качестве правонарушений и устанавливать за них ответственность.
6.Недостаточно эффективная работа правоохранительных органов. Охранительнойдеятельностью, т.е. пресечением правонарушений и борьбой с ними, занимаютсямногие государственные органы и должностные лица.
Высокийуровень правонарушений в стране и постоянный их рост говорит о том, чтоправоохранительные органы работают пока еще неэффективно, не проявляют должнойактивности и наступательности в борьбе с преступностью, неоперативно реагируютна появление новых форм и видов правонарушений, уступают преступникам втехнике, средствах связи и защиты. Все это рождает у лиц, совершающихпротивоправные деяния, уверенность в безнаказанности и стимулирует дальнейшиеправонарушения. Увеличение эффективности работы правоохранительных органоввполне возможно, но для этого требуются государственные ассигнования.[3]
Субъективныепричины правонарушений – это определенные элементы социальной психологии,проявляется в искаженных потребностях, целях, интересах, мотивах, нравственныхценностях и правосознании лиц, совершающих правонарушение. Субъективные условия– это демографические и социально-психологические особенности населения (чертыхарактера, темперамент, возраст, пол и т.п.).
Причиныправонарушений также проявляются:
1.в результатах – в том вреде, который они наносят интересам общества — это физический(материальный) ущерб, причиняемый имуществу конкретных людей, или ущербздоровью, жизни отдельных граждан.
2.в содержании отдельных правонарушений конкретных людей, их сознательных волевыхпоступков.
Непосредственнаяпричина индивидуального правонарушения зависит от особенности личностиправонарушителя и конкретной ситуации, в которой он находится. Но любоеповедение человека, в том числе и противоправное, является формой еговзаимодействия со средой. Первый этап такого взаимодействия – неблагоприятноенравственное формирование личности (источники – сама личность с динамикойсаморазвития, семья, школа, коллектив, общество в целом). Следующими этапамиявляются формирование у человека конкретного решения на совершениеправонарушения и самосовершенствование противоправного поступка.
Такимобразом, наличие правонарушений в современном российском обществе, их характери уровень обусловливаются целым комплексом негативных явлений (причиной имногими условиями). Преодоление такого рода явлений — это и есть путипредотвращения правонарушений и борьбы с ними. Правонарушения (и, прежде всегопреступления) на сегодняшний день не только угрожают жизни, здоровью, имуществуграждан, но и в значительной мере дестабилизируют проводимые реформы.

1.2Юридический состав правонарушения
Понятия«правонарушение» и «состав правонарушения» тесно взаимосвязаны, но нетождественны. Понятие фиксирует признаки, отдельные свойства правонарушения.Категория «состав правонарушения» необходима для её конкретизации ииндивидуализации, она отражает действительность, а именно – совокупностьюридических фактов служащих основанием юридической ответственности, определяетспособ индивидуализации наказания.
Составправонарушения — это совокупность предусмотренных законом объективных и субъективныхпризнаков деяния, которые характеризуют его как правонарушение и являютсяоснованием привлечения субъекта правонарушения к юридической ответственности.(см. приложение Б)
Кчислу обязательных элементов любого состава правонарушений относятся: объектправонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения,субъективная сторона правонарушения.[4]
Объектомправонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемыеправом. Безобъектных правонарушений не существует. Правонарушитель своимдействием или бездействием разрушает сложившийся и обеспечиваемый правовыминормами правопорядок. Общественные отношения есть сложное явление социальнойдействительности, состоящее из различных элементов. К ним относятся и субъекты,выступающие сторонами отношения, и объекты, по поводу которых устанавливаютсярегулируемые правом связи, и деяния сторон, и сама правовая норма как формареального отношения. На них-то и направлено конкретное посягательство. В этойсвязи наряду с общим можно выделить и непосредственный объект правонарушения.Насколько многообразны отношения, настолько многообразны и непосредственныеобъекты правонарушений. Ими могут быть имущественные, трудовые, политические ииные права и интересы субъектов права, государственный и общественный строй,экологическое состояние окружающей среды, жизнь, честь, достоинство, здоровьечеловека.
Субъектомправонарушения признается достигшее определенного возраста деликтоспособное,вменяемое лицо, а также социальная организация. Индивид, совершающийпротивоправное деяние, становится субъектом правонарушения, а затем иответственности при условии его способности правильно понимать социальный смыслсвоего поступка. Устанавливаемые российским законодательством рубежи социальнойзрелости правонарушителя достаточно условны и отличаются весьма широкимдиапазоном. Принято считать, что социальная значимость объектов, охраняемыхуголовным законом, адекватно осознается индивидами с 16 лет, а некоторых исвязи с их особой ценностью и очевидностью с 14 лет. Гражданскоезаконодательство признает как индивидуальных (физические лица), так иколлективных (юридические лица) правонарушителей. Уголовное и административноеправо, в связи с необходимостью индивидуализации ответственности и наказания,признает только индивидуального правонарушителя. Однако косвенно через институтсоучастия изучаются и коллективные субъекты (банда, мафиозная группа).
Объективнаясторона правонарушения характеризует его с внешней стороны, как акт внешнегопроявления. Обязательные элементы, составляющие содержание объективной стороны,включают в себя: противоправные деяния, его общественно вредные последствия –противоправный результат, а также причинную связь между деянием и наступившимипоследствиями.
Факультативныеэлементы объективной стороны – место, время, обстановка.
Посягательствона охраняемые обществом и государством объекты может осуществляться только вформе волевого поступка (действия или бездействия). Мысли, чувства,рефлекторные действия человека, инстинктивные проявления не могутквалифицироваться как правонарушения, потому что право не в состояниипредопределить и контролировать их направленность, регулировать при помощиправовых установлений. Правонарушением может считаться только такое деяниечеловека, когда он при достижении поставленной цели контролирует своеповедение, выражает в нем свою волю. Поэтому и не являются правонарушениемдеяния человека, совершённые против его воли под влиянием физическогопринуждения или непреодолимой силы.
Правонарушениеможет совершаться как активными действиями, так и противоправным бездействиемчеловека, которое связано с невыполнением обязанностей, возложенных на негонепосредственно нормативно-правовым актом, договором или актом примененияправа.
Своимволевым противоправным поведением правонарушитель причиняет вред личным,коллективным, государственным или общественным интересам. Этот вред может иметькак имущественный характер (хищение, уничтожение имущества, упущенная выгода),так и неимущественный (причинение телесных повреждений, клевета, утратавозможности осуществить право). Для квалификации того или иного противоправногоповедения как правонарушения необходимо установить прямую причинную связь междудеянием правонарушителя и общественно вредными последствиями, наступившими врезультате совершения этого деяния. Связи между различными явлениями социальнойдействительности могут быть как необходимыми, так и случайными.Правонарушитель, совершая противоправное деяние, должен осознавать егообщественно опасный характер и предполагать возможность наступления вредныхпоследствий. Правоприменитель, вынося решение по делу, должен установитьхарактер всех этих связей, всесторонне анализируя фактические обстоятельстваправонарушения. Иногда эта деятельность представляет довольно сложную проблему.
Субъективнаясторона правонарушения является существенным элементом состава правонарушения,отличающим его от объективно противоправных проступков. Исследование всехграней противоправного поведения предполагает обязательное выяснениесознательно-волевого психического отношения правонарушителя к совершаемому имдеянию, т.е. анализ вины. Вина — это психическое отношение правонарушителя ксвоему противоправному поведению.
Различаютдве формы вины: умысел (прямой и косвенный) и неосторожность.
Преступлениепризнается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественнуюопасность своих действий (бездействий), предвидело возможность или неизбежностьнаступления общественно опасных последствий и желало их наступления.[5]
Преступлениепризнается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественнуюопасность своих действий (бездействий), предвидело возможность наступленияобщественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало этипоследствия либо относилось к ним безразлично.[6]
Неосторожностькак форма вины бывает двух видов: легкомыслие (самонадеянность) и небрежность.
Самонадеянностьсостоит в осознании правонарушителем вредности своего деяния, предвидениивозможности наступления противоправного его результата с легкомысленнымрасчетом на его предотвращение, полагаясь на самого себя, свои умения, навыки,мастерство без достаточных к тому оснований.
Небрежностьвыражается в том, что правонарушитель не осознаёт вредности своего деяния, непредвидит возможного наступления противоправного его результата, хотя по всемобстоятельствам дела при условии необходимой внимательности ипредусмотрительности он мог и должен был его предвидеть.
2. Видыправонарушений и пути их искоренения
2.1Классификация правонарушений
Видыправонарушений или их классификация – это деление правонарушений на группы,категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степениобщественной опасности, субъектам распространенности (по количеству, времени,регионам).
Всеправонарушения по степени общественной опасности подразделяются на преступленияи проступки. ( см. приложение В)
Проступки— это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степеньюобщественной опасности по сравнению с преступлениями и посягают на отдельные стороныправового порядка, существующего в обществе. В зависимости от сферыобщественных отношений, которым причиняется вред в результате противоправногоповедения, проступки подразделяются на дисциплинарные, административные игражданские правонарушения.
Дисциплинарныйпроступок — это общественно вредное нарушение трудовой, исполнительной, учебнойи иной дисциплины, то есть нарушение обязательного порядка деятельности учреждений,предприятий и иных коллективных образований. Эти проступки дезорганизуют работу,а дезорганизация является общественно вредным состоянием управленческихотношений. Прогулы, опоздания на работу, нетрезвое состояние при исполнении служебныхобязанностей, невыполнение распоряжений администрации — все это примеры дисциплинарногопроступка.
Административнымправонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие)физического или юридического лица, за которое установлена административнаяответственность.[7] Административный проступок— правонарушение, посягающее на установленный законом общественный порядок, на отношенияв области исполнительной и распорядительной деятельности органов государства, несвязанные с осуществлением служебных обязанностей. Административнымипроступками являются, например, нарушение правил противопожарной безопасности,санитарной гигиены на государственных и частных предприятиях, безбилетныйпроезд в общественном транспорте.
Гражданскиепроступки (деликты) — также общественно вредное поведение, нарушающееурегулированные нормами права имущественные и связанные с ними личныенеимущественные отношения. Публичные высказывания, публикации в печати, унижающиечесть, достоинство и деловую репутацию гражданина, действие (бездействие),причиняющее ущерб имуществу, неисполнение обязательств, прежде всегоневыполнение договора, нарушение авторских прав — все это примеры деликтов.
Трудовоеправонарушение (нарушение трудового законодательства) – это виновноепротивоправное деяние субъекта трудового права, состоящее в неисполнении,нарушении трудовых обязанностей и запрещенное санкциями, содержащимися в нормахзаконодательства о труде.
Процессуальноеправонарушение связано с нарушениями гражданами или государственными органамиинтересов правосудия или процессуальных прав стороны, с которой правонарушительсостоит в правоотношении. Это объективно неправовые действия, которые влекутприменение мер защиты: отказ суда от удовлетворения ходатайства, принятиеискового заявления, не соответствующего установленной форме.
Международноеправонарушение (деликт) – это противоречащее нормам международного права илисобственным обязательствам действие или бездействие субъекта международногоправа, причиняющее ущерб другому субъекту, группе субъектов международного праваили всему международному сообществу. К международным деликтам относятсянепринятие мер по пресечению противоправных действий в отношениидипломатических представителей, нарушение торговых обязательств.
Особымвидом правонарушений является создание противоправного состояния – самовольноевселение или строительство, удержание чужой вещи, заключение противозаконнойсделки, издание незаконного акта, нарушающего права граждан или возлагающего наних не предупредительные законом обязанности. Такие правонарушения влекутприменение правовосстановительных санкций.
Самымопасным видом правонарушения являются преступления. Преступлением признаётсяпредусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие илибездействие), посягающее на общественный строй государства, его политическую иэкономическую систему, собственность, личность, трудовые, имущественные идругие права и свободы граждан, а равно иное посягающее на установленныйправопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.
Всвязи с повышенной общественной опасностью преступлений закон устанавливает заих совершение наиболее суровые меры наказания. В отличие от иных видовправонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом,исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.
Взависимости от характера и степени общественной опасности, деянияподразделяются: [8]
1)преступления небольшой тяжести;
2)преступления средней тяжести;
3)тяжкие преступления;
4)особо тяжкие преступления.
Преступленияминебольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которыхмаксимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает двухлет лишения свободы.
Преступлениямисредней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которыхмаксимальное наказание, предусмотренное уголовным законом не превышает пяти летлишения свободы.
Преступлениямисредней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которыхмаксимальное наказание, предусмотренное уголовным законом не превышает десятилет лишения свободы.
Особотяжкими признаются умышленные деяния, за совершение которых уголовным закономпредусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок выше десяти лет илиболее строгое наказание.
Существуеттакже классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных,политических отношений общества. В связи с этим различают три видаправонарушений:
1.в области экономических отношений (собственность, труд, распределение и др.)
2.в области социально-бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок)
3.в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданскиеобязанности).
Можнотакже различать правонарушения, посягающие на:
— духовные или материальные блага
— общественные или личные интересы.[9]
2.2Пути искоренения правонарушений
Пониманиеправонарушений как социально-негативного явления предполагает соответствующуюстратегию ее предупреждения, главным направлением которого является воздействиена причины, ее порождающие. Наряду с термином «предупреждение» используетсятакже «профилактика».
Подпрофилактикой понимается специально осуществляемая деятельность по учету ипредупреждению криминогенных последствий человеческой деятельности, а также повыявлению, изучению и воздействию на криминогенные факторы, условия иобстоятельства, различные негативные явления и процессы, которые в решающейстепени влияют на живучесть и распространенность правонарушений и преступлений,в основном непринудительными методами.
Кобъектам предупреждения относятся процессы и явления экономического,социального, политического, психологического и иного порядка, которыеобусловливают состояние и динамику преступности. Кроме того, к числу объектовследует отнести деятельность людей (профессиональную,административно-управленческую, технологическую и др.), которая должна соответствоватьнормам права и социального взаимодействия, а также личность преступника.
Предупреждениедолжно основываться на анализе реальной действительности и обеспечиватьсякомплексностью применяемых мер. Совершенствование профилактики правонарушений ипреступлений в современных условиях должно осуществляться по следующимприоритетным направлениям:
1.Общая профилактика. Основой этой деятельности должна стать разработкарегиональных программ предупреждения правонарушений и преступлений, приподготовке которых необходимо обратить особое внимание на изучение причин иусловий, способствующих их совершению, учитывая региональные особенности;информирование руководителей предприятий, учреждений и организаций (независимоот форм собственности), иных должностных лиц и граждан о формах и методахзащиты от преступных посягательств; обеспечение взаимодействия государственныхи органов местного самоуправления с населением, общественными формированиями,средствами массовой информации по вопросам охраны правопорядка; внесениепредложений по паспортизации объектов хранения материальных ценностей, ихтехнической оснащенности; осуществление других общепрофилактическихмероприятий. Для возрождения и стимулирования позитивной социальной активностив сфере предупреждения правонарушений и преступлений должны быть созданыопределенные предпосылки через сдвиги в общественной психологии,духовно-нравственной сфере и восстановление авторитета традиционных ценностей.Средствам массовой информации, которым в этом процессе принадлежит решающаяроль, необходимо перейти от нагнетания обстановки и пропаганды безнаказанногопроявления низменных свойств человека к утверждению оптимистическихобщественных тенденций, к повышению престижа права и нравственности какрегуляторов поведения, к пропаганде реальных легальных и социально поощряемыхпутей личного преуспевания.
2.Индивидуальная профилактика. Содержание этой деятельности заключается вобеспечении органами внутренних дел действенного контроля за лицами,освобожденными из мест лишения свободы, которым назначены наказания, несвязанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно.
3.Предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений. Усилия служб иподразделений органов внутренних дел в этом направлении должны бытьсосредоточены на устранении обстоятельств, способствующих совершению конкретныхвидов правонарушений и преступлений; предотвращении замышляемых иподготавливаемых преступлений; активном применении упреждающих мер правовоговоздействия в отношении лиц, совершающих административные правонарушения ипреступления, не представляющие большой общественной опасности, в целяхпредупреждения с их стороны более серьезных преступлений; осуществлении другихпрофилактических мероприятий в процессе оперативно-розыскной деятельности, расследованияпреступлений, обеспечения правопорядка и иных охранных функций.
Новыйимпульс следует придать развитию системы взаимодействия органов внутренних делс общественными организациями правоохранительной направленности.
Санкциейправовой нормы называется нормативное определение мер государственногопринуждения, применяемых в случае правонарушения и содержащих его итоговуюправовую оценку. Общая цель всех санкций — охрана правопорядка, предупреждениеи пресечение правонарушений. При применении мер государственного принужденияэта цель достигается двумя основными способами:
1)восстановлением нарушенных прав;
2)воздействием на личность и правовой статус правонарушителя в целях егоисправления, перевоспитания, предупреждения повторных правонарушений.
Поспособам охраны правопорядка санкции делятся на правовосстановительные(направленные на принудительное исполнение обязанности, восстановлениенарушенных прав) и штрафные, карательные (предусматривающие ограничениекаких-либо прав правонарушителя, возложение на него специальных обязанностейлибо его официальное порицание).
Правовосстановительнымисанкциями определяются возмещение имущественного вреда, ущерба(гражданско-правовая ответственность, материальная ответственность рабочих ислужащих), отмена противоречащих закону актов и сделок, а такженепосредственное принуждение, применяемое государственным аппаратом дляреализации невыполненных обязанностей и пресечения противоправных состояний(выселение, изъятие, принудительное исполнение и др.). Правовосстановительнымисанкциями охраняются правовые нормы, последствия нарушения которых могут бытьустранены или уменьшены с помощью мер государственного принуждения. Размер этихсанкций либо точно определен, либо ограничен заранее известным пределом.Законодательством не ограничено число правовосстановительных санкций,применяемых для устранения последствий правонарушения, поскольку предел ихреализации — восстановление нарушенных прав, исполнение невыполненныхобязанностей, ликвидация противоправного состояния
Штрафные,карательные санкции применяются за проступки (дисциплинарные илиадминистративные взыскания) или за преступления (уголовные наказания). Ониносят относительно определенный характер, устанавливая либо альтернативуподлежащих применению принудительных мер (предупреждение или наложение штрафа;лишение свободы, исправительные работы или штраф), либо их пределы (штраф доодного минимального размера оплаты труда; лишение свободы от двух до пяти лет),либо возможность применения основных и дополнительных взысканий или наказаний(например, лишение свободы с конфискацией имущества). Относительнаяопределенность штрафных, карательных санкций обусловлена необходимостью приназначении правонарушителю конкретного взыскания или наказания учесть такиеобстоятельства, как форма вины, последствия правонарушения, наличие смягчающихили отягчающих обстоятельств, характеристика личности правонарушителя и др.Кроме того, при применении штрафных, карательных санкций за несколькоправонарушений общим правилом является поглощение менее строгого наказанияболее строгим. Наконец, применение штрафных, карательных санкций порождает, какотмечено, состояние наказанности (судимость, наличие дисциплинарного илиадминистративного взыскания).
Понятияправа, правонарушения и санкции неразрывно связаны по той причине, что одна изглавных задач права — защита общества от вредных или опасных деяний. Правопотому и обеспечивается (охраняется) государственным принуждением, что егосуществование обусловлено наличием в обществе противоречивых интересов,конфликтов, столкновений, для предупреждения и пресечения которых необходимоприменение принудительных мер. Поэтому любая правовая система содержитопределения правонарушений и санкций за их совершение.
Применениемер государственного принуждения за те или иные деяния всегда привлекалоповышенное внимание общества, классов, социальных групп, так как оно остреевсего затрагивает интересы людей и их объединений. Повышенное внимание к этойпроблеме обусловливается также и возможностью ошибок, произвола илипопустительства государственных органов или должностных лиц, применяющихпринуждение. В обыденном правосознании право нередко ассоциируется прежде всегос принуждением и наказанием.
Впроцессе становления гражданского общества, основанного на правовом равенствелюдей, сложились принципиальные положения теории права и практикизаконотворчества относительно определения составов правонарушений и санкций заих совершение. Некоторые из этих принципиальных положений закреплены вмеждународных документах, признаны и воплощены в законодательстве РоссийскойФедерации. Основные принципы законодательного определения запретов и санкций занарушение сложились в процессе развития и обсуждения уголовного права,определяющего наиболее строгие меры государственного принуждения. Эти принципыотносятся не только к уголовному праву, но и ко всем вообще нормам,определяющим составы правонарушений и санкции за их совершение. Общепризнаннымпринципом наказания за преступление является принцип законности. Это означает,что правонарушением признается лишь деяние, которое до его совершения былозапрещено законом, вступившим в силу и доведенным до всеобщего сведения.
Важнойсоставной частью обоснованности применения санкции за нарушение запретаявляется признание вины обязательным элементом состава правонарушения.
Наконец,правовая обоснованность запретов и санкций заключается в том, что по смыслувсех деклараций прав и свобод человека и гражданина запреты не должны вступатьв противоречие с этими документами и пресекать или существенно ограничиватьреализацию прав и свобод граждан, деятельность их союзов и объединений. Важнымпринципом определения составов правонарушений и санкций является соразмерностьпреступления (проступка) и наказания (взыскания). Этот принцип сложился в противовеспрактике устрашающих наказаний за все вообще правонарушения, свойственнойсредневековью. Значение его многогранно. Наказание (или взыскание) не должнобыть жестоким. Международными пактами запрещены наказания жестокие,бесчеловечные, унижающие достоинство человеческой личности. В странах, вкоторых не отменена смертная казнь, смертные приговоры могут выноситься толькоза самые тяжкие преступления. Для лиц, лишенных свободы, должен бытьпредусмотрен режим, существенной целью которого являются их исправление иперевоспитание.
Наказанияи взыскания не должны противоречить системе социальных ценностей, принятых вданном обществе. Кроме того, они должны быть согласованы с наказаниями(взысканиями) за другие правонарушения. Если, скажем, кража или разбой караютсятак же, как убийство, или даже строже, человеческая жизнь приравнивается кимущественной ценности, причем стимулируется убийство потерпевшего с цельюизбавиться от свидетеля. В целом принцип соразмерности означает необходимостьдифференциации и согласованности наказаний и взысканий за разные по степениопасности и вредности правонарушения.
Кроменорм и принципов, закрепленных в международных документах и в законодательстве,правовой наукой и практикой разработан ряд принципиальных положений, определяющихобщее направление развития законодательства о правонарушениях и санкциях за ихсовершение. Каждый запрет должен быть понятен и воспринят общественнымправосознанием или, по крайней мере, не противоречить ему. Если такоепротиворечие существует, а запрет общественно необходим, его установлениюдолжна предшествовать широкая разъяснительная работа либо его придется снабдитьочень строгими санкциями. Запрещать можно только деяния, которые могут бытьдоказаны средствами юридического процесса и пресечены с помощью мергосударственного принуждения. В противном случае они будут безнаказанносовершаться, что приведет к падению авторитета права и государства. Запретов недолжно быть слишком много; в общественном сознании существует некий порогвосприятия правовых норм, запретов и санкций за их нарушение. Чрезмерноемножество запретов приведет к тому, что среди запретов, без которых можно былообойтись, затеряются действительно необходимые запреты. Кроме того, когдазапретов слишком много, практически невозможно покарать за каждое их нарушениеи потому складывается представление, что их можно безнаказанно нарушать. По тойже причине нельзя каждый запрет сопровождать чрезмерно строгой санкцией; помимотого, что это неизбежно приведет к обесценению угрозы государственнымпринуждением, несоразмерность правонарушений и санкций породит неблагоприятныесоциальные последствия: если одинаково строго караются разные по степенивредности и опасности правонарушения, у преступника нет стимула воздерживатьсяот деяний более опасных. К тому же непомерно строгие наказания могут вызыватьсочувствие общества к наказанным, порождать широкое недоверие к справедливостизаконодателя, а также чрезмерно частое смягчение наказаний судами при решенииконкретных дел, что отрицательно сказывается на авторитете закона. Но инедостаточно строгие санкции неэффективны: если за уклонение от уплаты налоговили за причинение в результате промышленной деятельности вреда природеустановлены относительно невысокие штрафы, недостаточен стимул для прекращенияпротивоправного поведения. Меры принуждения предусмотренные санкцией, должнысодействовать охране и восстановлению правопорядка, исправлению иперевоспитанию правонарушителя. Наказание или взыскание должно быть предельнострогим для данного вида правонарушений, достаточным для их предупреждения. Этасоразмерность определяется здравым смыслом, практикой, статистикой.
Внастоящее время серьезной проблемой ряда обществ, в том числе нашего, являютсядекриминализация и денепализация, под которыми понимаются общее сокращениеколичества правовых запретов, отмена наказуемости некоторых деяний, а такжеперевод менее опасных преступлений в разряд проступков. Суть дела в том, что впроцессе развития уголовного права в ряде стран уголовная ответственность былаустановлена за очень большое количество составов правонарушений. Ростпреступности, в первую очередь преступности особенно опасной, организованной,связанной с насильственными действиями, с наркоманией, с терроризмом, скоррупцией государственных служащих, привел к тому, что уголовная юстиция иправоохранительные органы практически не справляются с предупреждением ираскрытием преступлений, назначением и исполнением наказаний. Практикапоказала, что лишение свободы, как основная мера уголовного наказания, недостаточноэффективно для исправления и перевоспитания осужденных, поскольку средиотбывших это наказание высок рецидив. В то же время доказана порой большая посравнению с наказанием эффективность применения административных взысканий заменее опасные преступления, особенно те, за которые суды и судьи стремятся неприменять предусмотренные законом наказания, считая их чрезмерно строгими. Втаких случаях высокий штраф, лишение специальных прав и другие административныевзыскания оказываются более действенными мерами, чем судебное порицание илиусловное осуждение. Нуждается в пересмотре и сокращении общее количествозапретов. С усложнением общественной жизни, развитием научно-техническойреволюции возникает необходимость установления новых запретов, определения новыхсоставов правонарушений и санкций за их совершение. В то же время практикасвидетельствует об устарелости или неэффективности немалого числа ранееустановленных запретов, которые либо почти не нарушаются, либо, наоборот,нарушаются практически безнаказанно, потому что меры государственного контроляи принуждения оказались неэффективны для их предупреждения, обнаружения ипресечения.
Серьезнойпрактической проблемой, особенно для нашей страны, является соотношениеправовосстановительных и штрафных, карательных санкций. В гражданском обществев случаях, когда правонарушением причинен урон правам гражданина илиорганизации, первоочередная задача состоит в восстановлении нарушенных прав,возмещении вреда за счет правонарушителя. В тех обществах, где все огосударствлено,даже сфера обслуживания, главное значение придается штрафным, карательнымсанкциям. Поэтому в случаях, когда права гражданина нарушались противоправнымидействиями работников государственных организаций, он получал не возмещениевреда и убытков, а сообщение о том, что на виновных наложены дисциплинарныевзыскания. Формирование гражданского общества повышает значениеправовосстановительных санкций, применение которых непосредственно служитподдержанию и восстановлению правопорядка.
Основныенаправления борьбы с правонарушениями предопределяются характером причин иусловий, порождающих это явление.
Правоохранительныеорганы ведут активную последовательную борьбу с правонарушениями, однако толькоони не в состоянии значительно снизить масштабы их распространенности вобществе. Для этого необходимо проведение комплекса экономических,социально-политических, организационных мероприятий, направленных на укреплениеэкономической системы, повышение материального благосостояния, сознательности,информированности и культуры граждан, наведение порядка и стабильности вразвитии общественных отношений.
Большаяроль отводится правовоспитательной работе. Граждане должны быть информированы оправовых требованиях, предъявляемых к ним государством. Ведь иногда нарушениеправовых предписаний связано не с антисоциальной установкой личности, а снезнанием содержания правовых актов (оформление некоторых документов,соблюдение последовательности действий и т.п.). Для устранения некоторыхправонарушений важно проведение медико-биологических мероприятий противалкоголизма, наркомании.
Необходимоповысить результативность деятельности самих правоохранительных органов,улучшить их материально-техническое оснащение. Наказание за совершенноепротивоправное деяние должно быть как неотвратимым, так и справедливым, т.е.соответствовать тяжести содеянного и степени вины правонарушителя.
Наиболееважной проблемой борьбы с правонарушениями является их предупреждение,устранение причин и условий, порождающих вредные и опасные для общества деянияили способствующих их совершению. Правонарушения нельзя искоренить, борясьтолько непосредственно с ними, но существенно уменьшить их количество можно идолжно. Очевидно, что число вредных и опасных для общества деяний заметновозросло бы, если бы они не были запрещены, или за них были бы установленынеэффективные санкции, или, наконец, если бы правовые запреты можно былонарушать безнаказанно. По своему содержанию меры, предусмотренные санкциями,должны иметь целью исправление и перевоспитание правонарушителей,предупреждение совершения новых правонарушений ими (так называемая частнаяпревенция) и иными лицами (общая превенция). Эта цель осуществляется в процессеприменения и реализации санкций, то есть в отношениях юридическойответственности за правонарушения.
2.3Юридическая ответственность как способ снижения правонарушений.
Юридическаяответственность – разновидность правового принуждения, представляющая собойособое правовое состояние и заключающаяся в обязанности лица претерпеватьопределенные лишения государственно-властного характера за совершенноеправонарушение. Основанием для юридической ответственности являетсяправонарушение; если поведение субъекта не попадает под признакиправонарушения, то данное лицо не подлежит юридической ответственности.
Юридическаяответственность независимо от ее отраслевой принадлежности преследует две цели:
1.защита правопорядка;
2.воспитание граждан в духе уважения к праву.
Такжеюридическая ответственность обладает рядом функций:
1.возмездие государства по отношению к правонарушителю и предупреждение новыхправонарушений;
2.формирование у адресатов права мотивов, побуждающих соблюдать законы, уважатьправа и законные интересы других лиц;
3.взыскивание причиненного вреда с правонарушителя для компенсации потерьпотерпевшей стороне, восстановления ее имущественных прав.
Приэтом применение юридической ответственности следует в соответствии с основнымипринципами. (см. приложение Г)
Юридическаяответственность подразделяется на виды по различным основаниям:
1.По органам, возлагающим ответственность:
— Ответственность, возлагаемая органами государственной власти;
— Ответственность, возлагаемая судебными и другими органами юриспруденции;
— Ответственность, к которой правонарушитель привлекается административнымиорганами (органами государственного управления).
2.По отрасли, к которой относится юридическая ответственность (см. приложение Д):
— уголовная;
— административная;
— гражданско-правовая;
— дисциплинарная;
— материальная.
Уголовнаяответственность — применяется за совершение преступлений как наиболееобщественно опасных деяний. В Российской Федерации их исчерпывающий переченьопределен Уголовным кодексом. Уголовно-правовые взыскания самые жесткие, срединих и исключительная, высшая мера ответственности — смертная казнь. Этивзыскания назначаются только по приговору суда. К уголовной ответственности вРоссии привлекаются лишь физические лица.
Административнаяответственность — применяется за совершение административных проступков. Посравнению с преступлениями они не так опасны, причиняют менее значительный вредобщественным и частным ценностям. В Российской Федерации административныеправонарушения установлены Кодексом об административных правонарушениях, атакже отдельными федеральными и региональными законами. К административнойответственности привлекаются как физические лица, так и организации занарушения норм отраслей публичного права. Субъектами, имеющими полномочия напривлечение к административной ответственности являются многочисленные государственныеорганы и должностные лица. Наряду с судебным порядком, который менеераспространен в данной сфере, существует и внесудебный — административныйпорядок привлечения к административной ответственности. Административныйпорядок отличает сравнительная простота, меньшая формализованность иоперативность. Административная ответственность применяется не в порядкеподчиненности, не влечет судимости и увольнения с работы.
Дисциплинарнаяответственность — применяется за нарушения трудовой, служебной, учебной,воинской дисциплины в рамках линейных отношений «работник — работодатель» или«начальник — подчиненный». В Российской Федерации нормативную базудисциплинарной ответственности составляет Трудовой кодекс РФ. Выделяется тривида дисциплинарной ответственности:
— в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка;
— в порядке подчиненности;
— в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими внекоторых сферах (обороны, внутренних дел. железнодорожного, водного,воздушного транспорта). Таким образом, привлечение к дисциплинарнойответственности осуществляется в порядке служебной подчиненности.Дисциплинарные взыскания могут дополняться восстановительными мерамиматериального (имущественного) характера.
Гражданско-правоваяответственность — применяется за нарушения гражданско-правовых обязательств — деликтов, посягающие на имущественные или связанные с ними личныенеимущественные правоотношения. Данный вид ответственности в РоссийскойФедерации регламентируется Гражданским кодексом. Сфера применениягражданско-правовой ответственности находится в отраслях частного права. Онавсегда носит имущественный характер. Главная целью здесь является полноевозмещение вреда, причиненного правонарушением. Субъекты, привлекающие кгражданско-правовой ответственности — это суды общей юрисдикции и третейскиесуды.
Материальнаяответственность выражается в возмещении имущественного вреда, нанесенного врезультате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих служебныхобязанностей.
Каждомувиду юридической ответственности присущи специфические меры наказания и особыйпорядок их применения. ( см. таблица 1)

Таблица1 – Классификация юридической ответственности по отраслевой принадлежности
Виды
ответственности Основание ответственности Основные меры наказания Дисциплинарная Нарушения трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины Выговор, замечание, увольнение с работы Административная Правонарушения, предусмотренные нормами законодательства об административных правонарушениях Штраф, лишение права заниматься определенным видом деятельности, административный арест Материальная Неправомерные действия в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей Возмещение имущественного вреда Гражданско-правовая Нарушение имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций Возмещение вреда в формах, предусмотренных санкциями гражданского права Уголовная Совершения деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Наказание с отбыванием в местах лишения свободы; наказание без отбывания в местах лишения свободы; обвинительный приговор с освобождением от наказания; принудительные меры медицинского и восстановительного характера
Юридическаяответственность в современном обществе направлена на охрану правопорядка,воспитание граждан в духе добросовестного соблюдения законов, понимания иминеобходимости и полезности правомерного поведения. Существенным методом, спомощью которого в государстве обеспечивается законность и правопорядок,является убеждение, основанное на реальной социальной защищенности граждан,обеспеченности их основных прав и обязанностей.
Такимобразом, юридическая ответственность является составной частью правовой системыи выполняет в ней важные функции. Она является тем юридическим средством, котороелокализует, блокирует противоправное поведение и стимулирует общественно полезныедействия людей в правовой сфере.

/>/>/>/>/>Заключение
 
Внастоящей работе был рассмотрен комплекс вопросов, позволивший датьхарактеристику правонарушению и проанализировать пути их искоренения. Обобщаярезультаты, полученные в ходе исследования, сформулируем основные выводы.
Правонарушение— это противоправное, волевое, виновное деяние вменяемого (дееспособного) идостигшего установленного законом возраста лица, наносящее вред государству,обществу или личности.
Такженеобходимо наличие всех элементов состава правонарушения, а именно: субъекта,объекта, субъективной стороны и объективной стороны.
Проблемаправонарушений – одна из древнейших проблем, с которой сталкивалосьчеловеческое общество. Ее актуальность остается крайне высокой и в настоящеевремя, так как еще не созданы условия, способствующие снижению уровняпреступности.
Причиныправонарушений заложены в аномалиях общественной жизни и в несовершенствесамого человека. Среди причин, порождающих правонарушения, следует назвать,прежде всего, экономические, политические, социальные и нравственные причины.Они являются питательной средой для различного рода злоупотреблений, хищенийкоррупции, взяточничества, посягательств на жизнь и здоровье людей. Насостояние преступности и уровень неправомерного поведения в обществеопределенное влияние оказывают психофизиологические и биологические особенностиправонарушителя.
Основнаяпричина правонарушений напрямую связана с удовлетворением потребностей человека(незаконным путем). Следовательно, полностью искоренить правонарушенияневозможно. Можно лишь воздействовать на условия их совершения, и этим самымснизить уровень преступности, в частности, до минимума, но никогда до нуля.[10]
Неблагоприятнымиусловиями, увеличивающими количество правонарушений являются: низкий уровеньжизни и правовой культуры населения, нестабильность обстановки в государстве (авследствие этого, отсутствие какой-либо идеологии и кризис морали), такиесоциальные явления, как наркомания и алкоголизм, несовершенствозаконодательства и не всегда эффективная работа правоохранительных органов.
Условия,формирующие причину правонарушений, конечно, не исчерпываютсявышеперечисленными позициями. А их устранение и является основным путемпредотвращения правонарушений и борьбы с ними.
Помере совершенствования человека, развития общественных отношений, улучшенияматериального и духовного благополучия людей, усиления их социальнойзащищенности, углубления политической зрелости объем неправомерного поведениясужается, создаются необходимые условия для снижения количественного икачественного уровня в правонарушений в обществе.
Всовременной России проблема снижения уровня преступности стоит особенно остро.Но разработка комплекса мер по борьбе с правонарушениями, улучшение работызаконотворческих и правоохранительных органов требует вложения огромныхсредств.

/>/>/>/>/>Глоссарий№ п/п Понятие Определение 1
Административные правонарушения (проступки) правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области исполнительной и распорядительной деятельности органов государства, не связанные с осуществлением служебных обязанностей 2
Вина психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам, в котором выражено отрицательное или легкомысленное отношение к праву, к интересам общества и государства, к правам и свободам других лиц 3
Действие акт активного противоправного поведения 4
Деликтоспособность признанная законом способность лица сознавать значение своих противоправных деяний и нести за них юридическую ответственность 5
Дисциплинарные проступки правонарушения, которые совершаются в сфере служебных отношений и нарушают, главным образом, порядок отношений подчиненности по службе 6
Объект правонарушения общественные отношения, регулируемые нормами права, на которые посягает правонарушитель 7
Объективная сторона правонарушения действие или бездействие лица, повлекшее нарушение требований правовых предписаний, включающее в себя место, время, орудия совершения правонарушения, вредный результат и причинную связь между деянием и наступившим вредом 8
Правонарушение противоправное, волевое, виновное деяние вменяемого (дееспособного) и достигшего законом возраста лица, наносящее вред государству, обществу или личности 9
Преступление общественно опасное, запрещенное уголовным законом, нравственно осуждаемое, виновное, наказуемое деяние, посягающее на конституционный строй государства, его политическую и экономическую систему, установленные формы собственности, права и свободы граждан или нарушающее правопорядок и причиняющее вред охраняемым законом интересам государства, общественных организаций и личности 10
Проступки такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями и посягают на отдельные стороны правового порядка, существующего в обществе 11
Состав правонарушения совокупность его главных, определяющих признаков, выделенных законодателем как типичные, необходимые и достаточные для возложения юридической ответственности 12
Субъект правонарушения лицо, достигшее установленного законом возраста, отдающее отчет в своих действиях и способное руководить ими, которое совершило правонарушение 13
Субъективная сторона правонарушения внутреннее, психическое отношение правонарушителя к внешне выраженному деянию и его общественно вредным последствиям 14
Уголовная ответственность вид юридической ответственности, который применяется за преступления и включает самые строгие меры государственного принуждения 15
Юридическая ответственность разновидность правового принуждения, представляющая собой особое правовое состояние и заключающееся в обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное правонарушение />/>/>/>/>Список использованных источников
1. РоссийскаяФедерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] офиц.текст. – М.: «ЛадКом», 2006. – 48 с.
2. Гражданскийкодекс Российской Федерации (Часть первая)[Текст] – М.: Эксмо, 2010. – 656 с.
3. Кодекс обадминистративных правонарушениях. [Текст] – М.: Издательство «Омела-Л», 2011. –334 с.
4. Уголовный кодексРоссийской Федерации [Текст] – М.: Издательство «Омела-Л», 2011. – 160 с.
5. Алексеев, А. И.Правовые основы профилактики преступлений органами внутренних дел [Текст] /Алексеев А.И. – М.: Юрист, 2004. – 325 с.
6. Бошно С.В.Правоведение[Текст]: Основы государства и права. Учебное пособие – М.: Эксмо,2007 – 496 с.
7. Денисов, Ю.А.Общая теория правонарушения и ответственности [Текст] / Денисов Ю.А. –Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 2003 – 391 с.
8. Кудрявцев, В.Н.Закон, поступок, ответственность [Текст] / Кудрявцев В.Н. – М.: Наука, 2005. –312 с.
9. Комаров С.А.,Малько А.В. Теория государства и права. [Текст] Учебно-методическое пособие.Краткий учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2000 – 448 с.
10. Общая теорияправа [Текст]: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.С. Пиголкина,–2-е изд., исправленное и дополненное изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 2005. – 343с.
11. Хропанюк, В.Н.Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие. М., 2001.
12. . Теориягосударства и права [Текст]: Учебник / Под редакцией проф. В.В. Лазарева – М.:Право и Закон, 2006. 424 с.