Министерство образования Республики Беларусь Частное учреждение образования «Международный гуманитарно-экономический институт» Специальность 1-24 01 02 «Правоведение» КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Курсовая работа студента 5 курса заочной формы обучения Научный руководитель – Минск, 2012 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ… ……… 3 1.
ПОНЯТИЕ КЛАССИФИКАЦИИ НАЛОГОВ И СБОРОВ… 2. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ ПО СПОСОБУ ИЗЪЯТИЯ 2.1 Теоретические аспекты классификации налогов на прямые и косвенные…2.2 Эволюция деления налогов на прямые и косвенные в финансовой науке…2.3 Характеристика прямых и косвенных налогов… …… 3. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ ПО ИНЫМ ОСНОВАНИЯМ 3.1
Классификация налогов и сборов по степени компетенции органов власти различных уровней… 3.2 Классификация налогов и сборов по субъекту уплаты… 3.3 Классификация налогов и сборов в зависимости от характера использования… 3.4 Классификация налогов и сборов от источника уплаты….3.5 Классификация налогов и сборов по субъекту исчисления… 24 3.6
Классификация налогов и сборов от формы уплаты… 3.7 Классификация налогов и сборов по полноте прав использования налоговых сумм….3.8 Классификация налогов и сборов в зависимости от способов налогоизъятия…3.9 Классификация налогов и сборов по срокам уплаты… 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ….28 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК… 30 ВВЕДЕНИЕ
Налоги представляют собой одно из самых древних, сложных и противоречивых явлений, сопутствующих жизнедеятельности человека как социального существа, входящего в разные общественные и государственные образования [15, с. 45]. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части. История налогов насчитывает тысячелетия. Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда зарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования. Тем не менее, человечество до сих пор не придумало идеальной налоговой системы. Финансовая наука и поныне не может однозначно классифицировать налоги и сборы, ответить на многие налоговые вопросы. В связи с усложнением налоговых систем и совершенствованием процесса управления налогообложением появилась необходимость налоговой классификации.
Налоговая классификация позволяет выявить роль каждого налога и каждой налоговой группы в формировании доходов бюджета, что особенно важно с точки зрения эффективности и перспективности соответствующих налогов и их групп. На основании вышеизложенного можно отметить, что тема исследования является весьма актуальной. Теоретической основой работы являются положения и выводы, содержащиеся в работах А.В. Брызгалина, М.Ф. Ивлиевой, М.В. Карасевой, Л.Н.
Мороза, С.Г. Пепеляева, А.А. Пилипенко, В.М. Пушкаревой и др. Основная цель работы – детально исследовать классификацию налогов и сборов в Республике Беларусь, изучить теоретические аспекты классификации налогов по способу изъятия, ее эволюцию, рассмотреть иные классификационные признаки налогов и сборов. Достижение указанной цели предопределило постановку и решение в ходе работы следующих задач: • определение
понятия классификации налогов и сборов; • изучение теоретических аспектов, эволюции и характеристики прямых и косвенных налогов; • рассмотрение различных оснований для классификации налогов и сборов. Предметом исследования является классификация налогов и сборов в Республике Беларусь. Методологическая основа работы. При исследовании данной темы применялись следующие методы: 1) метод сравнительного анализа; 2) синтеза юридических норм; 3) исторический метод; 4) формально-юридический метод. Исторический метод позволяет проанализировать эволюцию становления исследуемой классификации налогов на прямые и косвенные. Формально-юридический метод позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки, толковать содержание правовых норм. С помощью метода сравнительного анализа проводилось
сравнение различных видов налогов и классификационных признаков между собой. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ КЛАССИФИКАЦИИ НАЛОГОВ И СБОРОВ Классификация налогов занимает значительное место в теории налогов и представляет собой группировку налогов по различным признакам. Классификация налогов необходима для обоснованности применяемых налогов, проведения необходимости аналитических
расчетов, составления отчетности. Пользуясь классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому и местному бюджетам, к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства. Многообразие налоговых классификаций отражает эволюцию практики налогов. Необходимость классификации налогов можно объяснить множеством объектов обложения, каналов поступления, видов плательщиков, периодичности уплаты и т.д. Во многих странах налоговые платежи подразделяют на
налоги, сборы и пошлины. Налог не имеет специальной цели, при уплате пошлины и сбора всегда присутствуют специальная цель и специальный интерес. При этом целью является покрытие издержек. К категории налоговых платежей относят также отчисления в специальные социальные фонды – социальная защита населения. По своей экономической сущности эти отчисления носят не фискальный характер, а компенсационный, так как предназначены для материального обеспечения трудящихся при наступлении страхового случая [11, с. 9 – 10]. Система налогов и сборов любого государства довольно обширна несмотря на то, что отдельный налогоплательщик, как правило, уплачивает ограниченное число налоговых платежей. Это порождает определенные трудности в классификации налогов в контексте выработки единого основания, по которому возможно было бы классифицировать всю совокупность налогов и сборов, уплачиваемых на территории определенного государства. В связи с этим в учебной и монографической литературе приводится достаточно
большое количество системообразующих критериев, позволяющих сгруппировать налоги по определенным видам [19, с. 27]. Для организации рационального управления налогообложением классификация налогов имеет большое значение. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия – на прямые и косвенные. В теории и прак¬тике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а подведение под них тех или иных видов налогов и сборов за¬висит от состояния
общественно-экономических отношении в стране. Состав налогов налоговой системы Беларуси можно клас-сифицировать определенным образом, объединив группы на¬логов по различным классификационным признакам. Классифика¬ционные признаки, разделяющие налоги по видам можно представить следующим образом. Классификация налогов необходима как для составления на¬логовых расчетов, составления отчетности с использованием машинной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований.
Пользуясь такой классификаци¬ей, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюдже¬там, по отношению к финансовому состоянию как налогопла-тельщиков, так и государства. Классификация налогов по определенным признакам явля¬ется значительным вкладом в систематизацию учета налогов и налоговых групп и на этой основе введение для налогоплатель¬щиков классификационных кодификаторов и идентификаци¬онных номеров. Классификационные кодификаторы позволяют получать оперативную информацию о состоянии налоговых процессов, вы¬являть негативные стороны налоговой техники и исправлять их [6, с. 26]. Таким образом, можно отметить, что деление налогов на определенные группы осуществляется в соответствии с объективными классифицирующими признаками. ГЛАВА 2 КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ ПО СПОСОБУ ИЗЪЯТИЯ 2.1 Теоретические аспекты классификации налогов на прямые и косвенные
Все действующие классификации налогов можно свести к нескольким основным типам. В отечественной литературе о налогах доминирует классификация, которую можно определить как традиционную. Эта классификация представляет собой довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам. В основе этой системы лежит деление всех налогов на прямые и косвенные.
Рассмотрим более подробно данную классификацию. Прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между государством и налогоплательщиками устанавливаются прямые денежные отношения. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость.
Косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения налоговых платежей в бюджет возлагается на продавца [19, с. 28]. Следовательно, при косвенном налогообложении юридическим плательщиком выступает продавец товаров (работ, услуг), являющийся посредником между государством и потребителем товаров (работ, услуг). Потребитель, в свою очередь, является реальным плательщиком – носителем налога. Косвенные налоги именуются косвенными потому, что вместо того, чтобы быть непосредственно и поименно установленными в отношении определенных лиц, они налагаются в общем на объекты потребления (товары), оказываемые услуги или выполняемые работы и только с этого момента могут быть выплачиваемыми косвенно теми, кто хочет потреблять определенные товары, работы или пользоваться услугами, облагаемыми налогом
[8, с. 285 – 286]. К косвенным налогам относятся акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины. В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (об¬ложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универ¬сальные косвенные налоги делятся на однократные, многократ¬ные и налог на добавленную стоимость. Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные,
в зависимости от полной или частичной монополии государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек, пива) с целью увеличения за этот счет доходов государствен¬ного бюджета. Самую сложную структуру имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространенной является классификация по следующим 4 признакам: – по происхождению: внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные);
– по целям взимания: фискальные, протекционные, сверх-протекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискрими¬национные, преференциальные и статистические; – по характеру взимания (по ставкам): специфические, адва¬лорные (взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины; – по характеру отношении: конвенционные и автономные. Конвенционная пошлина представляет собой платеж по международному договору, устанавливающий принципы тамо¬женного режима присоединившихся к конвенции стран с об¬щими правилами осуществления таможенного контроля и взи¬мания таможенных пошлин. Автономная пошлина – вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа. Таможенные пошлины бывают возвратные и дифференци¬альные. Таможенная пошлина возвратная – сумма ввозных тамо¬женных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции,
полученной в результате переработки ввезенного товара; при¬меняется как способ повышения конкурентоспособности. Таможенная пошлина дифференциальная – вид пошли¬ны, предусматривающий различные ставки на один и тот же то¬вар, например, импортируемый из разных стран либо экспорти¬руемый в разное время года [6, с. 28 – 29]. 2.2 Эволюция деления налогов на прямые и косвенные в финансовой науке Как же финансовая наука разрабатывала непростой вопрос классификации налогов?
Структура, в которую можно уместить все виды налогов состоит из прямых и косвенных налогов. Деление налогов на прямые и косвенные было взято финансовой наукой из практики XVI в. Заслуга науки состояла в обосновании этой классификации с помощью ряда критериев. Перелагаемость. Когда ученые стали выяснять, что же лежит в основании деления налогов, то оказалось очень трудным установить критерий этого деления. В финансовой науке деление на прямые и косвенные налоги
впервые дано Д. Локком в конце XVII в. В основу деления был положен критерий перелагаемости налогов. Определив основное положение, что всякий налог, с кого бы он ни взимался, в конечном итоге упадет на землевладельца, Локк установил, что налогам, падающим на землю косвенно, следует предпочесть налог, непосредственно взимаемый с землевладельца. Таким образом, получилось, что поземельный налог – это прямой налог, остальные налоги – косвенные. Физиократы подтвердили и углубили это деление, исходя из того, что один лишь доход землевладельца действительно чистый доход, из которого платятся все налоги. А. Смит же считал, что доходы получают не только с земли, но и с капитала и труда. Расширение понятия дохода, подлежащего непосредственному обложению, позволило А. Смиту включить налоги на предпринимательскую прибыль и заработную плату, которые он считал переложимыми, в прямые налоги. Он определил косвенные налоги как налоги, которые падают на расходы.
Дж. Стюарт Милль выдвинул новый критерий – намерение законодателя. Прямой налог – это тот налог, который, по мнению законодателя, должен лечь на налогоплательщика, косвенный – тот, который должен быть переложен налогоплательщиком на другое лицо. Такое же толкование мы находим и у А. Вагнера. Классификация налогов, в основании которой лежал принцип перелагаемости или неперелагаемости, продержалась в течение
XVII-XIX вв. Способ обложения и взимания. Когда изменились взгляды на процесс переложения налогов и пришлось констатировать, что многие так называемые прямые налоги перелагаются не хуже тех, которые именуются косвенными, а последние в свою очередь далеко не всегда перелагаются и не всегда полностью, то принцип деления налогов на перелагаемые и неперелагаемые был признан несостоятельным. Вторым способом деления налогов на прямые и косвенные явилось принятое (в особенности во французском
законодательстве и во французской литературе) разграничение их по способу обложения и взимания. Прямые налоги построены на основании явлений и признаков постоянного характера и поэтому заранее определимых (владение или пользование имуществом). Они взимаются поличным (окладным), периодически составляемым, спискам плательщиков на основании кадастра (земель, домов и т. д.) и в определенные сроки. Косвенные налоги исходят из изменчивых явлений, из отдельных действий, фактов, как, например, из различных актов потребления, сделок, услуг, облагаемых на основании определенных тарифов. Этот критерий деления налогов был подвергнут критике за то, что в старую терминологию было внесено совершенно несоответствующее ей новое содержание. Почему обложение на основании постоянных признаков именуется прямым, едва ли кто-нибудь сумеет объяснить. Но не лучше и название прямых налогов «кадастровыми», косвенных – «тарифными».
Кадастр и тариф принципиально не исключают друг друга (например: промысловый налог), а с другой стороны, есть именно прямые налоги тарифные, но лишенные кадастра (подоходный). Платежеспособность. В поисках лучшей классификации наука называла прямыми налогами обложение имущества, косвенными – обложение поступков, различала налоги на производство и налоги на потребление, или характеризовала прямые в качестве обложения средней налогоспособности, в отличие от косвенных как индивидуализирующего
элемента, примыкающего к отдельным актам потребления, сбережения, приобретения. И, наконец, обложение определенного источника было отнесено к прямым налогам, обложение на основе учета общей платежеспособности лица – к косвенным. В соответствии с этой посылкой все налоги, в которых государство направляет требование определенному лицу и производит непосредственно оценку его платежеспособности, являются прямыми. Те налоги, в которых государство непосредственно не устанавливает платежеспособность
через действия плательщика, являются косвенными [21, с. 198]. Таким образом, при непосредственном установлении платежеспособности взимаются прямые налоги, при опосредованном – косвенные. Это положение было конкретизировано немецким экономистом Геккелем, который разделил все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение расходов потребления. По Геккелю, хозяйство налогоплательщика делится на доходное и расходное. Обложение хозяйства налогоплательщика в процессе приобретения и накопления производится путем подоходно-поимущественных налогов. Обложение расходного, потребительского хозяйства производится налогами на расход, на потребление. Подоходно-поимущественные налоги (поземельный, подомовый, промысловый, с денежных капиталов и с личного труда) были отнесены к категориям прямых, а налоги на расход, т. е. на предметы потребления в широком смысле слова – к категории косвенных налогов.
Такое деление налогов на прямые и косвенные исходило из платежеспособности лица, определяемой его доходом и имуществом, а также из связи между доходом плательщика и его потреблением. Долгое время финансовая наука выделяла в самостоятельную группу налоги на обращение, которые в соответствии с подоходно-расходным принципом были отнесены к разряду прямых налогов. «Многочисленные налоги на обращение, падающие на переходящее безвозмездно имущество после смерти или в виде дара, возмездно в виде продаваемого,
как недвижимого, так и движимого имущества, в виде выпускаемых и сбываемых ценных бумаг (эмиссионный налог), в виде переходящих в пользование, в кредит ценностей (налог на ипотеки, векселя и др. долговые обязательства) – все это отдельные виды поимущественного обложения. Таким образом, мы имеем лишь два главных деления налогов: прямые – это налоги подоходно-поимущественные, в состав которых входят и все налоги на обращение, и косвенные налоги – на потребление в широком смысле
слова» [12, с. 123 – 123]. В бюджетах развитых стран эти налоги действительно относились к разряду прямых, хотя в науке этот вопрос носил дискуссионный характер ввиду неоднородности свойств налогов, которые входили в состав налогов на обращение. Деление налогов на прямые и косвенные на основе подоходно-расходного принципа, установленное финансистами начала XX в не утратило своего значения и в конце XX в. В налоговых законодательствах развитых стран сохранена классификация налогов с подразделением на прямые и косвенные. Итак, вопрос о классификации налогов оказался сложным, дискуссионным. Несмотря на то, что были найдены критерии деления налогов на прямые и косвенные, финансовая наука признавала их условными. Часть ученых считала эту проблему даже неразрешимой. Несовершенство классификации налогов повело финансовую науку и практику по пути сокращения количества налогов, введения новых налогов. Необходимо отметить прежде всего значение введения в 20-е гг.
XX в. налога с оборота (налога на оборот), благодаря которому отказались от акцизов на товары массового спроса, за что налог с оборота был назван универсальным акцизом. Был ликвидирован промысловый налог, который трансформировался в соответствии с его конструкцией в налог на прибыль и налог с оборота. Был унифицирован с учетом мировой практики подоходный налог, который по своей конструкции имел значительные различия по странам.
Доходная часть законодательно утвержденных бюджетов была разделена на доходы от прямых и косвенных налогов, с подразделением на доходы от каждого налога, входящего в ту или иную группу. Это послужило основой для оперативного реагирования на финансовые затруднения в чрезвычайных обстоятельствах, для обеспечения фискальных потребностей государства на обозримую перспективу. Критерии, лежащие в основе классификации налогов, определяли ее качество и степень действенности мер
фискального регулирования. В результате преобразований форм налогообложения в 90-е гг. оно значительно упрощено и состоит из небольшого количества налогов, что исключает необходимость подразделения налогов в бюджете на прямые и косвенные, хотя по традиции в научной и учебной литературе используется эта классификация. Простота налогообложения позволяет обеспечивать казну доходами с минимальными издержками, она же делает ее понятной налогоплательщику и развивает чувство ответственности, заставляя отказываться от соблазна уклонения от уплаты налога. Разделение единого бюджета на соответствующие уровни (республиканский, местный) в современных условиях привело к тому, что налоги стали разделять по уровням: общереспубликанские и местные налоги [21, с. 206 – 208]. 2.3 Характеристика прямых и косвенных налогов В среде учёных и практиков постоянно идут дискуссии по поводу приоритетов прямого либо косвенного налогообложения. Как правило, превалирует точка зрения о том, что косвенные налоги в наибольшей степени несут фискальную
функцию и необходимо увеличивать долю прямых налогов в доходах бюджета с целью стимулирования субъектов хозяйствования к расширению производственной деятельности, результатом которого станет увеличение объектов налогообложения. Сложившаяся в экономической и правовой науке классификация налогов на прямые и косвенные позволяет оценить состояние налоговой системы, направление ее развития с позиций соблюдения основных принципов налогообложения, поддержания публичных и частных интересов [19, с.
29]. Как отмечает М.Ф. Ивлиева, взимание прямых налогов, демонстрирует гражданам, что именно они содержат государство, способствует распространению правовых идей о необходимости ответственности государства и его институтов перед обществом в расходовании народных средств. Это создаёт реальные предпосылки для развития инструментов контроля общества за финансовой деятельностью государства. Не случайно в странах с устоявшимися демократическими традициями высока доля прямых налогов
по сравнению с косвенными. Доминирование косвенного налогообложения характерно для стран с низким уровнем развития демократических институтов [7, с. 110]. Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками. Преимущества косвенных налогов связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета. Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация – проводится перечисление налога в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для финансирования расходов. Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти полного поступления. Остановить процесс потребления товаров и услуг невозможно, так как без этого невозможна сама жизнь.
В-третьих, потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов. Так как нигде в мире до сих пор не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов, то без использования косвенных налогов возникают трудности в сбалансировании местных бюджетов. В-четвертых, косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство.
Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для акцизного налогообложения. В-пятых, косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления: изменяя размер налога
на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления. Такое регулирование должно быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государства совпадают с интересами общества. С точки зрения решения фискальных заданий косвенные налоги всегда эффективнее прямых. Это связано с целым рядом причин. Одна из главных причин заключается в разных базах налогообложения: прибыли или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления – при косвенном. Известно, что экономическое развитие всех без исключения стран имеет циклический характер с тем или другим периодом колебаний, экономический рост чередуется спадами в экономическом развитии. Именно в период кризисного падения экономики, когда уменьшаются макроэкономические показатели развития, происходит и уменьшение базы налогообложения, что приводит при неизменных ставках к уменьшению доходов бюджета. Практика свидетельствует, что база прямых налогов является более чуткой к изменениям в экономическом
развитии, чем база косвенных. С точки зрения влияния на экономическое развитие косвенные налоги традиционно связывают с их влиянием на цены. Очевидно, что косвенные налоги осуществляют тем большее влияние на общий уровень цен, чем больший объем производимых в стране товаров они охватывают, чем выше их ставки. Исследования экономистов свидетельствуют о том, что введение косвенных налогов или увеличение их ставок может привести к повышению общего уровня цен в стране даже при неизменности всех основных экономических
факторов. Поэтому, как свидетельствует зарубежный опыт, их пытаются вводить только в период экономической стабильности. Подводя итог, можно отметить, что в налоговой теории отношение к косвенным налогам неоднозначно. Эти налоги считаются крайне не справедливыми, поскольку они через механизм цен, в конечном счете, перекладываются на население, которое и является реальным плательщиком косвенных налогов. В то же время признается, что косвенные налоги имеют ряд достоинств в качестве источника бюджетных
доходов. Они гораздо менее, чем прямые налоги, зависят от циклических колебаний конъюнктуры, поэтому являются более надежным бюджетным источником. Поэтому косвенные налоги широко применяются в мировой практике, они содержатся в налоговой системе каждой страны и играют в ней весьма существенную роль. В свою очередь, прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Реальные налоги-налоги, уплачиваемые с предполагаемого среднего дохода, размер которого отражает потенциальные (предполагаемые) результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (единый налог с индивидуальных предпринимателей, налог на игорный бизнес). При взимании реальных налогов финансовое состояние налогоплательщика не принимается во внимание. Личные налоги – налоги, уплаченные с действительно полученного дохода, учитывающие фактическую платежеспособность налогоплательщика (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций) [19, с. 30]. Таким образом, можно отметить, что прямые налоги взимаются в процессе накопления
материальных благ, ими непосредственно облагаются трудоспособность физических лиц или экономический потенциал (способность приносить доход) юридических лиц. Прямыми являются те налоги, которыми облагаются имущество, выручка, процесс извлечения прибыли (дохода). Косвенные налоги связаны с экономическим потенциалом налогоплательщика лишь косвенно, они взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций.
Они связаны с процессом использования прибыли (дохода) или расходами налогоплательщика. ГЛАВА 3 КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ ПО ИНЫМ ОСНОВАНИЯМ 3.1 Классификация налогов и сборов по степени компетенции органов власти различных уровней Рассмотрим иные классифицирующие признаки и соответствующие им классификации налогов. По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением
и введением налогов, выделяют общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные (республиканские) налоги устанавливаются законодательными актами и обязательны к уплате на всей территории Республики Беларусь. К ним относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость, налоги на доходы и прибыль. Суммы общегосударственных (республиканских) налогов могут зачисляться как в республиканский (налог на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь), так и в местные бюджеты (подоходный налог с физических лиц). Местные налоги устанавливаются решениями местных Советов депутатов в соответствии с законом о бюджете на очередной бюджетный (финансовый) год и действуют на территории соответствующих административно-территориальных единиц (налог с продаж товаров в розничной сети, сборы с пользователей, курортный сбор). Все суммы местных налогов зачисляются в местные бюджеты [19, с.
28]. В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь существует лишь данная классификация налогов, которая носит нормативный характер и критерием которой служат субъекты, их устанавливающие и принимающие по ним платежи. Согласно ст. 8 Налогового кодекса Республики Беларусь республиканские налоги: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность
в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы.
Согласно ст. 9 Налогового кодекса Республики Беларусь к местным налогам относятся: налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей [16]. По данному основанию ряд ученых-правоведов классифицируют также налоги и следующим образом: а) поскольку в унитарных (единых) государствах бюд¬жетная система состоит, как правило, из двух основных звеньев – республиканского бюджета и местных бюджетов – существуют государственные налоги, устанавливаемые верховной властью, взимаемые на основе государственного за¬конодательства и поступающие в госбюджет, и местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на со-ответствующей территории и поступающие в местные бюд¬жеты. Такая бюджетная система функционирует во Франции, Италии, Японии, где имеются центральный и местные бюдже¬ты. Аналогичным является бюджетное устройство и в Респуб¬лике
Беларусь; б) в федеральных государствах бюджетная система состоит из трех основных звеньев. В США, например, есть федераль¬ный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система в Германии, где членами федерации являются земли, имеющие бюджеты зе¬мель. В России существует также трехзвенное бюджетное уст-ройство: федеральный бюджет, региональные бюджеты (цен¬тральные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты.
Соответственно и налоги в федеральном государстве делятся па федеральные налоги, налоги субъектов федерации, местные налоги. В последние годы появился особый вид межгосударствен¬ных налогов. В Европейском сообществе действует единый на¬лог на импортную продукцию (из третьих стран) сельскохо¬зяйственного производства, средства которого поступают в бюджет этого сообщества. Возможно появление особых видов межгосударственных налогов в рамках
СНГ для финансирования совместных межго¬сударственных программ [6, с. 29 – 30]. 3.2 Классификация налогов и сборов по субъекту уплаты По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов: налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц); налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы на осуществление лотерейной деятельности); смешанные налоги, которые уплачивают как юридические, так и физические лица (налог на недвижимость, земельный налог) [19, с. 30]. 3.3 Классификация налогов и сборов в зависимости от характера использования В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевые. Налоги общего назначения (абстрактные налоги) используются на общие цели без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Такими являются, как правило, основные налоги, взимаемые на
территории определенного государства (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на недвижимость). Целевые (специальные) налоги используются для финансирования конкретных мероприятий и зачисляются, как правило, в соответствующие государственные целевые бюджетные или внебюджетные фонды. В Республике Беларусь распространена практика применения целевых налоговых платежей, посредством которых формируются доходы государственных целевых бюджетных фондов (республиканский фонд поддержки производителей
сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканский дорожный фонд, государственный фонд содействия занятости и др.) [19, с. 30 – 31]. Исходя из принципа запрета индивидуализации налоговых поступлений, в юридической литературе специально обращается внимание на нецелевой характер налогового платежа, общий характер цели взимания любого налога предопределяет и обезличивание поступающих от налога средств в составе государственных и местных бюджетов
[22, с. 312]. Введение целевых налогов связано с определенными трудностями в финансировании, как правило, неэффективных сфер экономики (например, сельское хозяйство), что в еще большей степени отдаляет во времени их реальное реформирование, значительно увеличивая налоговую нагрузку на субъекты хозяйствования. В то же время некоторые авторы поддерживают введение целевых налогов. С.Г. Пепеляев отмечает положительные черты этих налогов, указывая, что, во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в пользе которого он уверен; во-вторых, эти налоги могут вводиться с целью придания большей независимости конкретному государственному налоговому органу; в-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что установление такого налога вызвано необходимостью осуществления определенных (целевых) задач [18, с. 48]. 3.4 Классификация налогов и сборов от источника уплаты
В зависимости от источника уплаты различают налоги, уплачиваемые с заработной платы (взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь), выручки (сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог), дохода (прибыли) (налог на прибыль с организаций), а также относящиеся на себестоимость (экологический налог, земельный
налог) [19, с. 32]. 3.5 Классификация налогов и сборов по субъекту исчисления По субъекту исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные. При окладных налогах их сумма устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом, и обязанность их уплаты возникает только после получения плательщиком от данного органа соответствующего распоряжения (налогового сообщения) с указанием исчисленной суммы налога.
К числу таких налогов относятся, например, земельный налог и налог на недвижимость с физических лиц. Неокладные налоги исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые органы осуществляют лишь контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога. К числу неокладных налогов относят налог на прибыль с организаций, налог на добавленную стоимость, земельный налог с организаций [19, с. 32 – 33]. 3.6 Классификация налогов и сборов от формы уплаты В зависимости от формы уплаты налоги подразделяются на натуральные и денежные. Натуральные налоги уплачиваются в денежной форме (яркий пример в историческом аспекте – продналог), а денежные – в форме отчуждения денежных средств [19, с. 33]. 3.7 Классификация налогов и сборов по полноте прав использования налоговых сумм Классификация налогов по классификационному призна¬ку, отражающему полноту прав использования налоговых
сумм, различает налоги в качестве закрепленных и регулиру¬ющих. Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на пос¬тоянной либо долговременной основе поступают в соответству¬ющий бюджет, за которым они закреплены. Регулирующие налоги – налоги, используемые для регу¬лирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде про¬центных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), ут¬вержденным в установленном порядке на
очередной финансо¬вый год [6, с. 30]. 3.8 Классификация налогов и сборов в зависимости от способов налогоизъятия Классификация налогов может быть осуществлена и в зависимости от способов налогоизъятия. Первый способ (кадастровый) предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соот¬ветствующего налога. Так, для поземельного налога в зарубеж¬ных странах действует
земельный кадастр, при составлении ко¬торого типичные участки земли группируются в зависимости от качества, местоположения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу пло¬щади за ряд лет, остальные земельные участки приравнивают¬ся к той или иной категории, для которой установлена ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры устанавлива¬ются государственными органами. Второй способ (декларационный) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации о величине объекта обложения, в которой, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщи¬ка, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисле¬ния оклада налога. Этот способ учитывает недостатки предыду¬щего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, пос¬кольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает. Третий способ (административный) предполагает исчисле¬ние и изъятие налога у источника образования
объекта обложе¬ния, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог. Таким путем взи¬маются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выпла¬ты дохода, что исключает возможность от его уклонения. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием сразу в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровожда-ется последующей подачей декларации в налоговые
органы [3, с. 33]. 3.9 Классификация налогов и сборов по срокам уплаты Различают следующие виды налогов и сборов по срокам уплаты: а) Срочные; б) Периодично-календарные. В свою очередь периодично-календарные делятся на: • Декадные; • Ежемесячные; • Ежеквартальные; • Полугодовые; • Ежегодные. Также можно отметить, что теория и практика налогообложения выработали и многие другие классификационные
признаки и виды налогов, однако рассмотренные выше виды налогов являются основными и наиболее распространенными в литературе и практике стран мира. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Классификация (или подразделение на группы) изучаемых наукой явлений позволяет свести все разнообразие явлений к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение. То же самое относится и к финансовой науке, которая используя те или иные признаки, разработала классификацию налогов. При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для теории, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, особых административно-финансовых мер [21, с. 207]. Классификация налогов необходима как для составления на¬логовых расчетов, составления отчетности с использованием машинной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификаци¬ей, можно определить роль каждого налога и налоговой группы
по отношению к республиканскому бюджету, местным бюдже¬там, по отношению к финансовому состоянию как налогопла-тельщиков, так и государства. Классификация налогов по определенным признакам явля¬ется значительным вкладом в систематизацию учета налогов и налоговых групп и на этой основе введение для налогоплатель¬щиков классификационных кодификаторов и идентификаци¬онных номеров. Классификационные кодификаторы позволяют получать оперативную информацию о состоянии налоговых процессов,
вы¬являть негативные стороны налоговой техники и исправлять их [6, с. 26]. Таким образом, классификация налогов и сборов – это группировка налогов, сборов и других платежей обязательного характера, обусловленная целями и задачами систематизаций и сопоставлений. В основу классификации могут быть положены методы исчисления и взимания, распределение доходов (поступлений) по звеньям бюджетной системы, характер применяемых налоговых ставок, налоговых льгот и другие критерии,
используемые для классификации налогов. Поскольку цели и задачи законодателей, налоговых и статистических органов, налогоплательщиков, исследователей различаются между собой, существует множество различных видов классификаций налогов. Необходимость налоговой классификации во многом связана с усложнением налоговых систем, потребностью совершенствования процесса управления налогообложением. Налоговая классификация позволяет выявить роль каждого налога и каждой налоговой группы в формировании доходов бюджета, что особенно важно с точки зрения эффективности и перспективности соответствующих налогов и их групп. Она позволяет также определить целевую направленность налоговой системы: преобладание косвенных налогов обычно свидетельствует о ее нацеленности на решение преимущественно фискальных задач, а также об уровне “цивилизованности” налоговой системы, ее соответствия мировым стандартам на основе сравнительного анализа основных пропорций налоговой системы. Также при многочисленности и разнообразии налогов классификация
позволяет устанавливать их сходства и различия. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер. Этим объясняется как теоретическая, так и практическая ценность классификации, т.е. разделения их на группы и подгруппы в соответствии с теми или иными признаками (основаниями). БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Адаменкова, С.И Евменчик,
О.С. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании (теория, практика) / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик. – Минск: Элайда, 2005. – 568 с. 2. Арзуманова, Л.Л Артемов, Н.М Болтинова, О.В. Налоговое право: учебник / Л.Л. Арзуманова, Н.М. Артемов, О.В. Болтинова. – М.: Проспект, 2012. – 384 с. 3. Барсегян, Л.М.Налоги и налогообложение: курс лекций /
Л.М. Барсегян. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009. – 148 с. 4. Брызгалин, А.В Берник, В.Р Головкин, А.Н Попов, О.Н Зарипов, В.М. Налоги и налоговое право в схемах / А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н. Головкин, О.Н. Попов, В.М.Зарипов. –
М.: Аналитика-Пресс, 1997. – 128 с. 5. Воробей, Г.А. Финансовое право Республики Беларусь: учебное пособие / Г.А. Воробей. – Минск.: Амалфея, 2006. – 432 с. 6. Заяц, Н.Е. Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, Т.И. Василевская и др. – Минск: Высшая школа, 2004 – 303 с. 7. Ивлиева, М.Ф. Правовые проблемы косвенного налогообложения в Российской Федерации / М.Ф. Ивлиева // Правоведение. – 2002. – № 5. – С. 105–114. 8. Карасева, М.В. Финансовое право: учебник / М.В. Карасева. – М.: Юристъ, 2006. – 592 с. 9. Кишкевич, А.Д Пилипенко А.А. Налоговое право Республики Беларусь /
А.Д. Кишкевич, А.А. Пилипенко. – Минск, 2002. – 304 с. 10. Крохина, Ю.А. Налоговое право: учебник / Ю.А. Крохина. – М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2008. – 429 с. 11. Курчак, М.Н Рожановская, Л.В. Налоги и налогообложение: пособие / М.Н. Курчак, Л.В. Рожановская. – Гродно: ГрГУ, 2011. – 152 с.
12. Кулишер, И.М. Очерки финансовой науки. Выпуск первый. Экономика / И.М. Кулишер. – Петроград: Наука и школа, 1919. – 252 с. 13. Маньковский, И.А. Налоговое право Республики Беларусь в вопросах и ответах / И.А. Маньковский. – Минск: ПТЧУП «Молодежное», 2003. – 114 с. 14. Меньков
Ф.А. Основные начала финансовой науки: В 2-х вып. М 1924. Вып. 1. 15. Мороз, Л.Н. Экономико-правовые проблемы налогообложения / Л.Н. Мороз // Духовность, общество, личность, государство. – 2006. – №1. – С. 45–53. 16. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть): принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г.: одобр. Советом
Респ. 2 декабря 2002 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО ЮрСпектр Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. 17. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г.: одобр. Советом Респ. 18 декабря 2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] /
ООО ЮрСпектр Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. 18. Пепеляев, С.Г. Налоговое право: учебное пособие / С.Г.Пепеляев. – М.: Юристъ, 2004. – 608 с. 19. Пилипенко, А.А. Налоговое право: учебное пособие / А.А. Пилипенко. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 448 с. 20. Пилипенко, А.А. Финансовое право: учебное пособие / А.А. Пилипенко. – Минск.: Книжный Дом, 2007. – 608 с. 21. Пушкарева, В.М. История финансовой мысли и политики налогов / В.М. Пушкарева. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 256 с. 22. Химичева, Н.И. Финансовое право / Н.И. Химичева. –
М.: Юристъ, 2004. – 749 с. 23. Экономическая газета. Все беды – от косвенных налогов. – 10.01.2006. – №3(921).