Содержание
Введение
1. Рольхореографического искусства в воспитании культуры детей
1.1 Хореографическоеискусство как средство эстетического воспитания детей
1.2 Формыи методы воспитательной работы в творческом коллективе
2. Возрастныеи индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии
2.1 Анализвозрастных и индивидуальных особенностей детей
2.2 Методывоспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие наповышение активности детей
Заключение
Списокиспользованных источников
Введение
Хореографическое искусство всегда привлекало к себе вниманиедетей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях,общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств ихореографические школы показали себя на практике как перспективная формаэстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщениеих к хореографическому искусству. Оно обеспечивает более полное развитиеиндивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографическихколлективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков.Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительноговремени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний иумений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованностьдетей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большуювоспитательную работу.
Актуальность исследования. В основе педагогических требований к определениюсодержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографиилежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляютнеразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобыдети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременноформировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и чертыхарактера. Занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей,оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуютросту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусствоимеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач. Именно поэтомуочевидна актуальность и востребованность выбора данной темы.
Объект исследование — педагогические основы в хореографическомискусстве.
Предмет исследования — особенности воспитания детей искусствомхореографии.
Цель. Изучение особенностей воспитания детей искусством хореографии.
Задачи. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— определить роль хореографического искусства в воспитании культурыдетей;
— рассмотреть хореографическое искусство как средствоэстетического воспитания детей;
— определить формы и методы воспитательной работы в творческомколлективе;
— изучить возрастные и индивидуальные особенности обучения детейискусству хореографии
— проанализировать методы воспитательной работы в хореографическомколлективе и их воздействие на повышение активности детей.
Методы исследования — анализ и обобщение.
Практическая значимость данного исследования заключается в изученииособенностей процесса воспитания детей посредством искусства хореографии.
Структура курсовой работы. Курсовая работа представлена введением, двумяглавами, содержащих по два параграфа, заключения и списка использованныхисточников.
1. Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей
1.1 Хореографическое искусство как средство эстетическоговоспитания детей
В формировании эстетической и художественной культуры личностихореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетическоговоспитания. Хореография — это мир красоты движения, звуков, световых красок,костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это набалетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие ихсамостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения. Доктор СелияСпарджер, автор книги «Анатомия и балет», бывший консультант Королевскогобалета Англии, писала, что «балет является слишком сложным средством воспитанияосанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности,чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных» [13, с. 112]. Вроссийском образовании уроки по хореографии становятся обязательными. Онивоспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцевразных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения всоответствии с постигаемыми законами красоты.
Занятия хореографическим искусством способствуют физическомуразвитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает идетей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих.Но ее формирование -процесс длительный, требующий многих качеств от детей.
Дисциплинированность, трудолюбие и терпение — те свойствахарактера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту.Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех вомногих делах.
Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей,занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце,нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя невыучить, не выполнить, не доработать.
Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формыв хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяютсяне только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самойобыкновенной одежды.
Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях похореографии. Приятно видеть, что дети из хореографического класса никогда непройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, сумки ипортфели девочек — в руках у мальчиков. Внимание и забота о других — необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией решают этизадачи.
Хореографическое искусство у ребенка является дополнением ипродолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносятему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либоиных источников [8, с. 110].
Творческая личность — важнейшая цель как всего процесса обучения,так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности кэстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего игармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагогпосредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательнойдеятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детейпотребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкуск нему.
2. Воспитание детей искусством хореографии, их возрастные ииндивидуальные особенности в обучении
Воспитательная работа в художественном коллективе — процесссложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программыорганизационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Каждоенаправление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, своизакономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализаневозможна достаточно эффективная организация не только художественно-творческой,учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечениепедагогического процесса в целом.
Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективеобусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских,общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилияпедагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитаниевысокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Этизадачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскуюдеятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровеньвоспитания ребенка в хореографическом коллективе — это образование и обучениеего как исполнителя. Второй уровень воспитания — это формирование ребенка какличности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общейкультуры.
Родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий,укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и художественный кругозор,являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развитияэстетического вкуса. Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный истрого выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то,что его интересует, привлекает [7, с. 34].
Воспитательная работа должна проводиться систематически, толькотогда она приведет к положительным результатам. Сложность воспитательной работыопределяется тем, что дети в коллективе встречаются различного уровня культурыи воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этомпедагогу-руководителю приходится проявлять такт, чуткость, применятьиндивидуальный подход к детям. Он должен заинтересовать детей, использовать вработе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьминеобходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям иогорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо пониматьвзаимоотношения детей, их внутренний мир. Ребенок, вступая в мир знаний похореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски безуважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства.Дети просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Делодаже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии.То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено доконца. Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшемоборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю воспитательнуюработу в коллективе педагог должен строить по принципу интереса, он являетсяосновным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением новогохореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальныйэтюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все этовызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой иразвитие их эстетической культуры.
1.2 Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе
Формы и методы воспитательной работы могут быть различными изависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива [2,с. 94].
1. Педагог,приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основекоторой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах ихарактерах, о мотивах их действий и т.д. Все это необходимо подготовить длядетей на доступном для них языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнестиматериал эмоционально, выразительно.
2. Просмотрспециальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детейи педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно итактично направляет детей в русло правильных рассуждений.
3. Воспитываюти традиции, которых в коллективе может быть множество: это и посвящение вхореографы, и переход из младшей группы в старшую, и т.д.
4. Воспитаниедисциплины прививает навыки организованности в процессе труда, воспитываетактивное отношение к нему. Педагог на занятиях пробуждает уважение к общемутруду, воспитывает способность подчинить личное общественному. Сознательнаядисциплина — это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности.Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Детистановятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четчевыполняют поставленные задачи.
5. Постановкиномеров на современные темы подталкивают на встречи с интересными людьми, кчтению современной литературы, посещению музеев и т.д.
6. Полезенсовместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ, спектаклей какпрофессиональных, так и любительских коллективов.
7. Проведениеанализа концертных выступлений самого коллектива. Педагог-руководитель обязаностановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы.Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенностихарактера. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения вомногом помогут раскрыться способностям детей.
8. Большуювоспитательную работу играют творческие отчеты, обмен опытом между коллективамии творческая помощь друг другу.
9. Встречис талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своей профессии и творчествеимеют сильное эмоциональное воздействие на детей.
10.Проведение вечеров отдыха с участием детей и родителей (Новый год,8 Марта, 23 февраля и т.д.).
11.Воспитательным моментом в коллективе является полная занятостьдетей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как детизнают, что никто из них не останется в стороне.
12. Большую пользу в художественном воспитании детей принесетизучение танцев других народов.
13.Постановка хореографических произведений, вошедших в «золотой»фонд хореографии, оказывает большое эстетическое воздействие на детей. В данномслучае необходимо помнить о возможностях исполнителей. Недопустимо искажениезамысла номера, упрощение танцевальной лексики. И если, все-таки, номерпоставлен, педагогу нужно помнить, что он обязан указать, кто является авторомпостановки и кто подготовил номер в данном коллективе.
Подготовка крупной формы хореографического произведения или жебольшой общей программы является одним из хороших методов воспитания детей.
Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенныхусловиях способствует разрешению возникающих проблем у детей: снимает отрицательныефакторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках ит.д.); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере маленькогочеловека, так как безответственное отношение одних порой раздражает ирасслабляет других); убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (этоотрицательно влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездоровогосоперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей ввоспитании детей. Преподаватель должен научить детей способности сопереживатьчужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить своюточку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активновоспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях,независимо от изменений их суждений и позиций.
Каждый добросовестный педагог направляет все свои силы навоспитание детей в коллективе. Замечает все особенности, наблюдает за ихтворческим ростом. Для них он прилагает все старания, не жалея ни времени, нисредств для всестороннего их развития. Опытный педагог, любящий своихвоспитанников, всегда найдет возможность оказать содействие талантливомуребенку в его дальнейшем творческом росте. «Ведь выявление и воспитание молодыхталантов, передача им своих навыков и знаний, а затем содействие им вдальнейшем творческом росте и есть почетная обязанность педагога-хореографа. Ив этом мы, хореографы, должны оказывать друг другу посильную помощь» [13, с.178].
Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что занятия детей вхореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, таккак:
1. Занятия организуют и воспитывают детей, расширяют иххудожественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости,исключают расхлябанность, распущенность.
2. Занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценноекачество — чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело.
3. Приучают детей четко распределять свое свободное время,помогают более организованно продумывать свои планы.
4. Занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которыесвязывают свою судьбу с профессиональным искусством.
5. Они определяют педагогические и организаторские способностидетей.
Воспитание должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себяискателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная,утомительная, напряженная работа окрашивается радостными чувствами.
2. Возрастные и индивидуальные особенности обучения детейискусству хореографии
2.1 Анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей
Педагог-руководитель хореографического класса постоянно занимаетсяэстетическим воспитанием детей, с тем, чтобы они были всесторонне подготовленык художественному восприятию и созиданию действительности. В основе этоговоспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народномутворчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения. Достижениефизического совершенства должно стать важной частью воспитания на урокаххореографии.
Все эти задачи воспитания не отделимы от возрастных ииндивидуальных особенностей детей. Возрастными особенностями принято называтьанатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иноговозрастного периода.
В тесной связи с возрастными особенностями находятсяиндивидуальные — устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственнойдеятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других [7, с.37].
Принято считать [1, с. 38]:
от рождения до года — младенческий возраст,
от года до 3-х лет — преддошкольный возраст,
от 3-х до 6-ти лет — дошкольный возраст,
от 6-ти до 12-ти лет — младший школьный возраст,
от 12-ти до 15-ти лет — средний школьный возраст
(подростковый),
от 15-ти до 17-ти лет — старший школьный возраст
(юношеский).
К 5-6-летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, так каксформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей кмозгу взрослого человека. Современные данные возрастной психологии позволяютутверждать, что мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению доступной информации впроцессе систематического обучения. Однако следует иметь в виду, что виндивидуальном развитии детей одного и того же возраста наблюдаются отклоненияот средних показателей темпа созревания мозга и всего организма — опережениеили отставание. Кроме того, нужно учитывать и половые различия. Вфизиологическом отношении мальчики в среднем отстают от девочек на год-полтора,хотя те и другие имеют от рождения одинаковое количество лет.
К 6-7 годам дети усваивают понятие пола (к противоположному полу относятсятерпимо, доброжелательно), начинают сознательно регулировать свое поведение.Для них характерна устойчивость, непосредственность, жизнерадостность, веселоенастроение. Они способны испытать наслаждение и переживание от восприятияпрекрасного. Проявляется потребность во внешних впечатлениях, слушании музыки,в посещении концертов, театров, после чего дети часто изображают увиденное.Большое место в этом возрасте занимает игра -это психологическая потребностьосмысления новых знаний через игры. Учитывая все анатомо-физиологическиеспособности данного возраста нужно строить занятия хореографическогоколлектива.
7-11 лет (1-3 класс) — в этом возрасте происходят качественные иструктурные изменения головного мозга (он увеличивается). Происходят измененияи в протекании основных нервных процессов — возбуждения и торможения.Проявляется самостоятельность, (желание делать все самому, дети требуют доверияот взрослых), сдержанность (умение подчинять свои желания общим требованиям),настойчивость и упрямство (желание добиться результатов, даже если не понимаютцели или не имеют средств для их достижения). Слабые стороны в физиологии детейэтого возраста — быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтомувремя занятий поначалу может быть ограниченно и постепенно увеличиваться от25-30 минут до 60, а потом и до 90 минут. Костно-мышечный аппарат детей этоговозраста отличается большой гибкостью (значительное количество хрящевых тканейи повышенная эластичность клеток). Развитие мелких мышц идет медленно, поэтомубыстрые и мелкие движения, требующие точности исполнения, представляют длядетей большую сложность. Объем учебного материала должен быть рассчитан повозможностям детей. В классах этого возраста надо уделять внимание формированиюосанки, умению ориентироваться в пространстве, развитию ритмичности,музыкальности. В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление,господствует чувственное познание окружающего мира. Поэтому эти дети особенночувствительны к воспитательным воздействиям эстетического характера.
11-14 лет (4-8 класс) — в этот период происходят быстрыеколичественные изменения и качественные перестройки в организме. Ребенок быстрорастет (5-6, а то и 10 см в год). С интенсивным ростом скелета и мышцпроисходит перестройка моторного аппарата, которая может выражаться внарушениях координации движений (говорят: стал таким неуклюжим). Развитиенервной и сердечнососудистой систем не всегда успевает за интенсивным ростом,что может при большой физической нагрузке приводить к обморокам и головокружению.
Повышается возбудимость нервной системы под влиянием усиленногофункционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте нередко появляетсяраздражительность, обидчивость, вспыльчивость, резкость (дети порой сами непонимают, что с ними происходит, что побуждает их на ту или иную реакцию).Появляется острая потребность в самоутверждении, стремлении к самостоятельности-оно исходит из желания быть и считаться взрослым.
Эмоциональное состояние характеризуется силой чувств и трудностьюв управлении ими. «Пусть ваш воспитанник будет ершистым, непокорным,своевольным — это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие.Безволие, никчемность — родная сестра подлости» [11, с. 45]. Эмоциональныепереживания носят устойчивый характер, они долго помнят обиду инесправедливость. Наблюдается взаимное отрицание полов, каждый живет своиммиром. Но затем это желание сменяется заинтересованностью, которая тщательноскрывается.
Для этого возраста занятия могут проводиться 3 раза в неделю,продолжительностью до 1,5 часа. Происходит изучение более сложных движений,комбинаций, осуществляются более объемные постановочные работы.
15-17 лет (9-11 классы) — в физиологическом отношении это периодинтенсивного развития мускулатуры, продолжение развития мозга. Юноши и девушкиготовы к физической и умственной нагрузке. Формируются убеждения имировоззрение, возникает потребность понять себя, смысл жизни. Встает проблемавыбора профессии. Возникает желание быть замеченным, хочется выделиться.Появляется самостоятельность в суждениях. Юности свойственно состояниевлюбленности, жизнерадостности, уверенности в себе. Занятия по хореографиидолжны строиться с полной нагрузкой. Педагог может наиболее способным доверятьпроведение занятий в младших классах.
Для успешной работы педагог-руководитель должен разбираться вособенностях каждого возраста. Умело, согласно возрастным особенностямраспределять физическую нагрузку. А при формировании репертуара и составленииплана воспитательной работы просто невозможно обойтись без учетапсихологических особенностей каждого возрастного периода.
2.2 Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и ихвоздействие на повышение активности детей
В творческой деятельности заложены огромные возможностивоспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей вколлективе: художественный педагогический уровень репертуара, планомерные исистематические учебные занятия, взаимоотношения с педагогом, окружающим миром.Посещения спектаклей, концертов, художественных выставок, специальные беседы,лекции на этические темы формируют маленького человека, развивают в нем чувствопрекрасного. Проводится эта работа постоянно и опирается на систему различныхформ, методов и средств. Преподаватель использует для этого либо специальноорганизованное внеурочное время, либо непосредственно учебные занятия.
Формы можно условно разделить на основные, дополнительные и формыхудожественно-эстетического самообразования. К основным формам относятся:просмотр балетных спектаклей, прослушивание музыки, знакомство с творчествоммастеров хореографии. Такой работой можно охватить весь коллектив во времязанятий, репетиций. Дополнительные формы включают: коллективные илииндивидуальные посещения спектаклей, фильмов, дискотек, но их проведение организуетсяв свободное и удобное для детей время. К формам художественно-эстетическогосамообразования относятся: самостоятельное изучение вопросов теории музыки,балета, чтение книг по хореографии и другим видам искусства с определеннойцелевой установкой на расширение своих знаний в области хореографии.
Методы можно разделить на словесные, практические, наглядные [7,с. 38].
Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе.Практические — на обучении навыкам хореографии. Важным методом воздействия надетей является наглядный метод. Исполнительское мастерствопедагога-руководителя, его профессиональный показ порой восхищает детей,вызывает стремление ему подражать. Поэтому преподаватель должен обладатьдостаточно грамотным и выразительным показом. Этот метод имеет решающеезначение в воспитании детей, особенно в младших классах. Они воспроизводятметодику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный ивыразительный показ, но и его возможные ошибки. Дети подражают своему педагогув манере и характере исполнения движений, порой копируют и постановку рук,корпуса, головы. По исполнению детей можно определить качество знаний педагога,его стиль работы. Поэтому, пользуясь методом наглядного показа, необходимо бытьпредельно внимательным, чтобы исключить те недочеты, которые проявляются висполнительстве.
Педагог применяет в своей работе наиболее целесообразные методы сучетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональнойотзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Увлечение ивдохновение — источник интеллектуального роста личности. Интеллектуальноечувство, которое испытывает ребенок в процессе овладения знаниями — это таниточка, на которой держится желание учиться. Если обучение сопровождаетсяяркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень крепким инеобходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результатысвоих усилий в творчестве. Задача педагога — не дать угаснуть творческомуинтересу ребенка, всячески его развивать и укреплять.
В целях повышения эффективности воспитательной работы важноиспользовать проблемную методику. В отличие от традиционной, когда детямсообщается «готовая» информация обучения, проблемная методика предлагает болееактивную умственную и эмоциональную деятельность. В процессе занятий возможнопредложить детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью,исполнить то или иное движение, которое не касается их программы обучения. Детисначала робко, а потом и смело, при поддержке преподавателя, активно включаютсяв творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания восуществлении задуманного. Необходимо поощрять творческую инициативу детей, таккак многие из них впоследствии, становясь старше, помогают своим педагогам вработе с младшими детьми. Разумный педагог доверяет своему ученику, направляетего в учебной и постановочной работе. Таким образом, дети, столь активновключившись в творческую хореографическую атмосферу, выбирают профессиюхореографа. Увлекаясь хореографией, они начинают приобретать книги, собиратьвырезки и фотографии из газет и журналов с артистами балета, ансамблями,прослушивать аудиокассеты с музыкой различных направлений, просматриватьспециальные видеокассеты и т.д. Здесь уместно привлечь детей к аналитическойработе, организуя различные беседы, диспуты, чтобы дети правильно понималисодержательную сторону хореографического искусства.
Каждый педагог, в зависимости от степени владения теми или инымиметодами, предпочитает использовать определенный путь воздействия на детей.Чаще всего это метод убеждения. Этот метод используется не от случая к случаю.Он должен быть целенаправленным, систематическим, и тогда он станетдейственным. Метод убеждения требует от педагога огромного терпения,образованности и тактичного поведения. Дети порой не сразу понимают педагога.Это бывает от неумения ребенка слушать и слышать, что от него требуется. Этокачество характера воспитывается постепенно в культуре общения ребенка. Поэтомупедагогу надо проявить максимум педагогического мастерства и любви к детям прииспользовании этого метода.
Для повышения нравственного потенциала личности ребенка, развитияего активности, важно постоянно обновлять и обогащать используемые формы иметоды. Воспитательную функцию берут на себя и органы самоуправления — лидеры вгруппе, старосты. Наличие у детей в коллективе единой,нравственно-привлекательной цели сплачивает коллектив, настраивает на единыйтворческий ритм, ставит во главу общий, реально выполнимый интерес.
У начинающих детей не всегда хватает терпения заниматьсядлительное время, если они не видят результата своего труда. Целесообразнопоступают педагоги, которые на начальном этапе работы применяют элементарныезнания детей, делая для них небольшую постановочную работу на несложныхтанцевальных элементах. Это придает стимул детям в учебно-тренировочной работе,приучает их к сценическому поведению, к ответственности за свое исполнение.Конкретные успехи доставляют радость детям. И, наоборот, отсутствие радостнойтворческой работы делает ее бессистемной, бесперспективной. Не надо ставитьперед детьми таких целей, достижение которых требует больших возможностей, чемте, которыми они обладают [7, с. 39].
Это делается, как правило, для того, чтобы отличиться на смотре,фестивале, конкурсе, получить поощрение, выделиться. В связи с этим появляетсяповышенная притязательность детей, необоснованные планы, что наносит ущерб ихнравственному развитию. В таких случаях дети либо покидают коллектив, либомолчаливо со всем соглашаются, либо выступают против руководителя. Чаще всегоэто бывает в скрытной форме: невыполнении его требований, формированиипротивоборствующих групп. Все это способствует нездоровой атмосфере вколлективе. То есть отсутствие или неверное определение творческих задач вколлективе могут стать весьма серьезным тормозом совершенствованияучебно-творческой и воспитательной деятельности педагога.
Каждое занятие, каждый шаг в овладении детей исполнительскиммастерством рассматривается как поступательное звено в единой цепи воспитания.Это облегчает труд педагога в классе, делает его содержательным, осмысленным ирадостным. В.Л. Сухомлинский писал: «Влиять на коллектив воспитанников — значитвоодушевлять его стремлениями, желаниями. Коллективное стремление — благороднейшееидейное, моральное единство. Там, где есть коллективное стремление к чему-товысокому и благородному, возникает та великая, непобедимая сила воспитательноговлияния коллектива на личность, о которой мечтает вдумчивый воспитатель» [17,с. 49].
К одному из основных факторов, обеспечивающих активность детей назанятиях, относятся строгие морально-этические нормы, которые имеют большоевоспитательное воздействие. Открытые отношения между детьми, педагогом иучениками, наличие здорового мнения в коллективе и активного творческогопроцесса побуждает детей соотносить интересы личные с групповыми,коллективными. У них воспитывается чувство ответственности за других,дисциплинированность, если у каждого есть определенная обязанность и они знают,что ее никто не выполнит. Это приносит детям большое удовлетворение и,естественно, их активная позиция в коллективе становится выразительнее.
В коллективе возникают неформальные объединения детей. В силуопределенных обстоятельств они могут разделиться на группы.
Если это произошло, не надо пытаться разобщать эти группы,противопоставлять их друг другу. Нужно умело использовать эти неформальныеобъединения для улучшения художественного, нравственно-эстетическоговоспитания. Через группу можно воздействовать на каждого ребенка, формируя егоинтерес, вкус, поведение. Каждая группа — это часть коллектива, и от того,насколько правильно складываются отношения, зависит общая нравственнаяатмосфера.
Воспитательный процесс и активность детей обогащаются присутствиемтрадиций в коллективе — посвящения в хореографы, празднования дня рождения,проведения выходных дней, оформления стенгазет, проведения вечеров 8 марта и 23февраля, новогодних утренников и вечеров, выпускного вечера старших учеников вформе капустника или выпуска балетного спектакля, проведения торжественныхконцертов в честь коллектива, торжественного перехода из младшей группы встаршую, передачи лучших номеров программы следующему поколению. Эти традицииделают перспективной жизнь коллектива, помогают сплотить детей. У каждогоребенка появляется чувство причастности к важной деятельности, котораяпоощряется окружающими. Организация, развитие и осуществление традиций — делопедагога-руководителя, всех детей и актива в коллективе. Если ониподдерживаются и передаются из поколения в поколение, проводятся систематически- это позволяет оценить социальную значимость деятельности коллектива, важностьтой роли, которую он играет в городе, районе или области.
Для придания стабильности, общей значимости коллектива необходимоего включение в более широкий круг общения с другими коллективами, обращение киным жанрам и направлениям в искусстве. Это поможет детям в творческом ичеловеческом общении. У них укрепляется сознание общественной роли своеготворчества, своего авторитета, осознаннее становятся мотивы поведения. Этомупоможет установление постоянных и прочных творческих связей между педагогами нетолько внутри учреждения, но и в городе.
У каждого преподавателя свой стиль работы, своя методика и систематребований. От их характера, последовательности и содержания зависит развитиеколлектива, его нравственных основ. Практика показывает, что чем выше иобоснованнее требования преподавателя, тем выше организация его работы,нравственный настрой детей. И, наоборот, чем ниже уровень требований, тем нижепоказатели в коллективе. Но в любом случае, если педагог правильно формируетсвои требования и они отвечают определенным условиям, он должен помнить, чтоони должны быть: последовательны, понятны, оправданы, посильны для выполнения [7,с. 39].
Одним из первых требований преподавателя является соблюдениедисциплины. Дисциплина — это фактор качества организации художественного иучебно-воспитательного процесса. Насколько умело руководитель использует веськомплекс своих профессиональных и педагогических знаний, настолько зависиторганизация всей воспитательной работы с детьми, их активность на занятиях идругих мероприятиях. В коллективе должен быть порядок, которому подчиняются вседети. Отсутствие дисциплины, нарушающее развитие коллектива, — всегдапрепятствие для творчества. «… Существует одно средство — железная дисциплина.Она необходима при всяком коллективном творчестве» — писал К.С. Станиславский [16,с. 345]. Там, где обучение поставлено на профессиональную основу, дисциплинаприносит большую пользу в нравственном и моральном воспитании. Педагогунеобходимо проявить предельную строгость к самому себе, к своейдисциплинированности, к своей внешности, к своему душевному состоянию передвстречей с детьми в классе.
Для хорошей организации занятий педагог ведет журнал посещаемости.Это другая сторона воспитания, которая дисциплинирует и очень хорошо влияет надетей психологически. При возможных недоразумениях с родителями, кстати,ответом будет журнал посещаемости и успеваемости детей. Журнал поможет педагогуничего не забыть и разрешить конфликтные ситуации, возникающие из-за пропусковзанятий и оценок учеников. Существуют индивидуальные карты детей, в которыхежегодно оценивается успеваемость, дается характеристика профессиональныхуспехов ребенка, развитие его психофизических возможностей. Это трудоемкаяработа преподавателя, но ее результаты в последствии представляют интерес. Прианализе записей можно проследить успехи и недочеты детей на занятиях. Можетоказаться, что леность и инертность ученика при начальном этапе обученияперерастает в профессиональный интерес, что происходит активное развитиепрофессиональных данных, изменение в характере ребенка в процессе занятий.Тщательный анализ этих записей поможет преподавателю совершенствовать методысвоей работы, придать целенаправленность и определенную перспективупедагогическому воспитательному процессу в коллективе.
Заключение
Подводя итоги о проведенном исследовании особенностей воспитаниядетей искусством хореографии, в соответствии с возрастными и индивидуальнымиособенностями обучения детей следует сделать следующие выводы:
— начиная занятия с детьми, педагог-хореограф, прежде всего,стремиться заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусство танца,которое расширяет сферу их интересов, обогащает их новыми впечатлениями.Приобретение правильных и точных танцевальных навыков, участие в исполнениитанцев, творческое отношение к созданию в них образа, беседы педагога с детьми- все это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональноеотношение к произведениям искусства, учит правильным суждениям в областихореографии.
— исходя из многолетнего практического опыта работы с детьми,можно сделать вывод о том, что как важно дать детям грамотную и систематическуюподготовку в хореографическом классе. Овладев необходимыми знаниями, навыками иумениями, научившись понимать и осмысливать содержание изучаемогохореографического материала, выразительно его исполнять, дети по-новому, болееактивно и сознательно начинают относиться к занятиям. В результате активногоэмоционального знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей,они начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и вжизни.
Так же можно прийти к заключению, что занятия в хореографическомклассе имеют большое значение для физического развития детей. Они приобретаютстройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются оттаких физических недостатков, как сутулость, «косолапость», лишний вес и т.д. Уних улучшается координация движений. На занятиях в хореографических классахполезные навыки приобретаются естественно. Дети начинают чувствовать эстетикуповедения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Ониследят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своегокостюма и прически.
Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективезависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными знаниями иумело применяет их в учебно-тренировочной работе, либо допускает ошибки,которые отрицательно влияют на детей. Преподавателям хореографии важно знатьособенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинахнаиболее распространенных ошибок, встречающихся в практике.
Нельзя не сказать о том, что важной чертой педагога в воспитанииактивности детей является умение анализировать и учитывать педагогическуюситуацию, пути и возможности исправления допущенных ошибок. Важно иметьпсихологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способностьпедагога-руководителя имеет огромное значение для использования благоприятныхситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительнойатмосферы в классе.
Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяютинтересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самыенезначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активностьдетей на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческойинициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованиюисполнительского мастерства и здоровому духовному развитию.
Список использованных источников
1. Возрастнаяи педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – М.: Академия, — 2000г. – 624с.
2. КудрявцевВ.Т. Развитие детства и развивающее образование – Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев –Дубна, 1997г. – 206с.
3. НемовР.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общиеосновы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.
4. МихайловаМ.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академияразвития, 1997.
5. ПинтА. О. Высокое призвание. М, 1973.
6. ПрибылоеГ.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу длясамодеятельных хореографических коллективов. М., 1984.
7. ПуляеваЛ.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе:Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. — 80 с.
8. ПуртуроваТ.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие длястудентов учреждений среднего профессионального образования. — М.: Владос. — 2003. — 256 с.: ил.
9. Психологиядетства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 20047. – 224с.
10. Рубинштейн С.Л. Основыобщей психологии / С.Л. Рубинштейн – М.: Учпедгиз, 1946г. – 704с.
11. Развитиетворческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Педагогика. — 1991. — 160 с.
12. РутбергИ. Пантомима. Движение и образ. М., 1981.
13. СпарджерС. Телосложение и балет. Лондон, 1958.
14. Селиванов В.С. Основыобщей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С.Селиванов – М.: Академия, 2004г. – 336с.
15. СтаниславскийКС Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1958. Т. 5.
16. СтаниславскийКС. Этика. М., 1981.
17. СухомлинскийВ.А. Избранные педагогические сочинения: В Зт. М, 1981.Т. 3.
18. ТарасовН.И. Классический танец. М., 1975.
19. ТарасовН.И. Классический танец. 3-е изд. — СПб.: Издательство «Лань». — 2005. — 496с.: ил.
20. УфимцеваТ.И. Воспитание ребенка. – М.: Наука. 2000. – 230 с.
21. УхтомскийА. Общая психология: Учебник. – М.: Просвещение. 1970. – С. 117.
22. ХалфинаС. Воспоминания мастеров московского балета. – М.: Искусство. – 1990. С. 39.
23. Хореографическоеискусство. Справочник. – М.: Искусство. – 2005. с ил.
24. ЯнковскаяО.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. – 2000. №2. С. 34-37.
25. ЯнаеваН.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. — 2004. – 340 с.