Анализ внешнеэкономической деятельности Ставропольского края и Германии

Содержание
Введение
1. Структура и функции Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края
2. Анализ ВЭД Ставропольского края
3. Структура экономики Германии
4. Внешнеторговая политика Германии
5. Торгово-экономические отношения России с Германией
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Усиление интеграционных процессов в мире, расширение границ международного экономического обмена привело к образованию в последнее десятилетие двадцатого века качественно нового мирового хозяйства. Усилилось влияние внешнеторговых отношений на состояние национальной экономики. Участие в глобальных процессах предоставляет регионам и странам возможность проникновения на новые рынки сбыта продукции, привлечения прямых иностранных инвестиций и новых технологий, но и несет у грозы оттока части ресурсов развития – кадров высокой
Внешнеэкономическая деятельность сегодня является одним из важнейших факторов формирования глобальной мировой экономики.
Актуальность работы определяется тем, что внешнеэкономические связи практически во всех странах мира определяют экономическое и социальное развитие государств, являются составной частью экономики.
При освящении теоретических вопросов ВЭД предприятия были использованы различные учебные пособия, статьи периодических изданий.
Целью работы является экономико-географический анализ внешних экономических связей Ставропольского края и Федеративной Республики Германии.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
– выявить условия и факторы формирования внешних экономических связей края и ФРГ;
– изучить и дать характеристику экономике Германии;
– определить место края в системе внешних экономических связей Российской Федерации;
– определить место и роль ФРГ в мировой экономике
Основным объектом исследования является структура экономики и ВЭД Федеративной Республики Германии. Также, объектом изучения является ВЭД Ставропольского края
Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, в том числе Территориального органа Росстата по Ставропольскому краю, Федеральное статистическое ведомство официальные Интернет-сайты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также специальная литература.
Глава 1. Положение о министерстве экономического развития и торговли Ставропольского края
.Министерство экономического развития Ставропольского края (далее – министерство) является органом исполнительной власти Ставропольского края, обеспечивающим проведение на территории Ставропольского края государственной политики, осуществляющим в пределах своей компетенции управление и нормативно-правовое регулирование в сфере анализа и прогнозирования экономического и социального развития Ставропольского края, внешнеторговой, внешнеэкономической, международной, межрегиональной, выставочно-ярмарочной, туристской, инвестиционной деятельности, включая реализацию отдельных механизмов государственной поддержки, предусмотренных законодательством Ставропольского края, и инновационной деятельности, разработки и реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ, а также уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – сфера деятельности министерства).
Министерство является правопреемником министерства экономического развития и торговли Ставропольского края по всем обязательствам, за исключением обязательств в сфере торговли.
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Ставропольского края, законами Ставропольского края и иными нормативными правовыми актами Ставропольского края.
Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти Ставропольского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, общественными объединениями и иными организациями.
Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках и других кредитных учреждениях, печать с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы, бланки и имущество, необходимые для осуществления своих функций.
Одной из основных задач министерства является проведение на территории Ставропольского края государственной политики в сфере анализа и прогнозирования экономического и социального развития Ставропольского края, внешнеторговой, внешнеэкономической, межрегиональной, туристской, инвестиционной деятельности, включая реализацию отдельных механизмов государственной поддержки, предусмотренных законодательством Ставропольского края, и инновационной деятельности, по вопросам малого и среднего предпринимательства. Также министерство занимается осуществлением государственного управления и нормативно-правового регулирования в своей сфере деятельности.
На министерство могут быть возложены иные задачи в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
В соответствии с возложенными на него задачами министерство разрабатывает проекты законов и различные документы, по которым требуется решение Губернатора Ставропольского края или Правительства Ставропольского края, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности министерства, для внесения их Губернатору Ставропольского края, в Правительство Ставропольского края, а также проекты программы экономического и социального развития Ставропольского края. Министерство разрабатывает предложения по проектам федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности министерства и издает в пределах своей компетенции, в том числе совместно с иными органами исполнительной власти Ставропольского края, нормативные правовые акты, обязательные к исполнению на территории Ставропольского края, а также иные правовые акты, дает разъяснения по их применению;
Министерство занимается разработкой методических материалов и рекомендаций по вопросам, входящих в сферу его деятельности. Министерство разрабатывает предложения для федеральных органов государственной власти по проектам федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и предложения по участию Ставропольского края в реализации Федеральной адресной инвестиционной программы.
Министерство прогнозирует социально-экономическое развитие Ставропольского края на очередной год и среднесрочную перспективу и прогнозирует развитие малого и среднего предпринимательства, а также составляет: сводный финансовый баланс Ставропольского края на очередной финансовый год и его основные показатели;
Министерство разрабатывает предложения в Правительство Ставропольского края об отнесении объектов туристских ресурсов к категории туристских ресурсов краевого значения; предложения по награждению государственными наградами Российской Федерации, наградами Ставропольского края, ведомственными наградами и знаками отличия работников и организаций в установленной сфере деятельности.
Совместно с органами исполнительной власти Ставропольского края министерство разрабатывает мобилизационный план экономики Ставропольского края и предложения по созданию, развитию, сохранению и эффективному использованию мобилизационных мощностей организаций, имеющих мобилизационные задания.
Министерство может выступать в роли государственного заказчика в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ставропольского края за счет средств бюджета Ставропольского края; уполномоченного органа исполнительной власти Ставропольского края, ответственным за реализацию мероприятий административной реформы в Ставропольском крае; уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края для взаимодействия с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Кавказских Минеральных Вод – особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации; координатором деятельности органов государственной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и хозяйствующих субъектов, потенциальных резидентов особых экономических зон с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами; главным распорядителем и получателем средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций.
Министерство осуществляет:
– формирование перечня краевых целевых и ведомственных целевых программ, принятых к разработке и подлежащих финансированию в очередном финансовом году;
– методическое руководство работой по разработке краевых целевых и ведомственных целевых программ;
– проведение экспертизы краевых целевых и ведомственных целевых программ;
– контроль за сроками разработки краевых целевых и ведомственных целевых программ и организует с участием заинтересованных органов государственной власти Ставропольского края экспертные проверки хода реализации отдельных краевых целевых и ведомственных целевых программ;
– согласование в пределах своей компетенции с государственными заказчиками федеральных целевых программ, основными их участниками возможных сроков выполнения мероприятий, объемов и источников их финансирования в Ставропольском крае;
– представление в пределах своей компетенции материалов, необходимых для проведения анализа проекта федеральной целевой программы, особенностей сегмента рынка, на которые ориентируется указанный проект, возможностей реализации этой программы в предполагаемые сроки на территории Ставропольского края;
– в пределах своей компетенции государственный контроль в области инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края;
– мониторинг состояния и тенденций социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в соответствии со сферами деятельности министерства;
– информационное обеспечение инвестиционной привлекательности Ставропольского края, организацию имиджевых мероприятий;
– в пределах своей компетенции государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае;
– в пределах своей компетенции государственную поддержку субъектов инновационной деятельности в Ставропольском крае;
– в пределах своей компетенции государственную поддержку участников инвестиционной деятельности вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности;
– в пределах своей компетенции государственную поддержку субъектов промышленной деятельности в Ставропольском крае;
– в пределах сферы деятельности министерства проведение анализа работы кредитных и страховых организаций, осуществляющих деятельность на территории Ставропольского края, структуры размещаемых кредитных вложений в реальный сектор экономики Ставропольского края;
– проведение анализа состояния малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его государственной поддержке;
– совместно с органами исполнительной власти Ставропольского края организацию выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций в пределах установленной сферы деятельности;
– контроль за исполнением законодательства о туризме в пределах своих полномочий;
– учет организаций любых организационно-правовых форм, осуществляющих туристскую деятельность;
– безотлагательное информирование турагентов, туроператоров об угрозе безопасности туристов на территории Ставропольского края и за его пределами;
– в пределах своей компетенции мобилизационную подготовку и мобилизацию министерства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных ему организаций по мобилизационной подготовке;
– в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
– отдельные полномочия по осуществлению прав собственника имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края и переданного в оперативное управление подведомственным организациям, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края;
– в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности министерства;
– прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан и организаций по вопросам, входящим в компетенцию министерства, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
В пределах своей компетенции министерство участвует в разработке и реализации на территории Ставропольского края федеральных целевых программ, также в подготовке для представления в Правительство Российской Федерации доклада о ходе реализации федеральных целевых программ за отчетный год в Ставропольском крае.
Министерство участвует в разработке приоритетных направлений инвестиционной деятельности в Ставропольском крае, и в организации проведения мероприятий по гражданской обороне, разработке и реализации планов гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территории Ставропольского края. Министерство принимает участие в формировании перечня приоритетных инвестиционных проектов Ставропольского края и в формировании и реализации государственной финансовой, бюджетной, денежно-кредитной, налоговой политики, в том числе по установлению отдельным категориям налогоплательщиков налоговых льгот;
Министерство занимается организацией обменов делегациями между Правительством Ставропольского края и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, субъектов иностранных федеративных государств и административно-территориальных образований иностранных государств, ведущими иностранными и российскими организациями.
Министерство организует работу с представительствами субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств, субъектов Российской Федерации на территории Ставропольского края для решения вопросов, связанных с межрегиональной, международной и внешнеэкономической деятельностью; конкурсный отбор инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований Ставропольского края, направленных на поддержку местных инициатив, подлежащих долевому финансированию из краевого Фонда софинансирования расходов; профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку работников министерства и подведомственных ему организаций, а также работников субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для выполнения своих функций и задач в установленной сфере деятельности министерство имеет право:
– запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, организаций, расположенных на территории Ставропольского края, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, индивидуальных предпринимателей информацию и материалы, необходимые для исполнения возложенных на министерство полномочий;
– привлекать в установленном порядке для разработки проектов прогнозов, программ социально-экономического развития Ставропольского края, отдельных экономических и иных вопросов научно-исследовательские, технологические, проектно-конструкторские, консалтинговые организации, использовать возможности научного потенциала учебных заведений Ставропольского края, в том числе на договорной основе;
– представлять по поручению Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края интересы Ставропольского края на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, в иностранных государствах в части вопросов, входящих в компетенцию министерства;
– по поручению Правительства Ставропольского края участвовать в подготовке и подписании соглашений, договоров, заключаемых Правительством Ставропольского края с субъектами иностранных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, иностранными организациями, субъектами Российской Федерации, организациями, расположенными на территории Российской Федерации;
– представлять в пределах своей компетенции интересы Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края в органах государственной власти Ставропольского края и органах местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, а также в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края;
– вносить в установленном порядке предложения по рассматриваемым на заседаниях Правительства Ставропольского края вопросам, входящим в компетенцию министерства;
– проводить в установленном порядке конференции, семинары, совещания по вопросам, входящим в компетенцию министерства, с привлечением руководителей и специалистов других органов исполнительной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, заинтересованных организаций;
– подготавливать и вносить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предложения о создании, реорганизации и ликвидации подведомственных организаций, выступать их учредителем;
– учреждать ведомственные награды;
– учреждать в установленном порядке в целях выполнения возложенных на министерство задач печатные средства массовой информации;
– осуществлять в установленном порядке меры по социальной защите, улучшению условий труда, жилищных, культурно-бытовых условий и медицинскому обслуживанию работников министерства;
– создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, рабочие группы), в том числе межведомственные в установленной сфере деятельности министерства.
Министерство наряду с правами может обладать иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность Губернатором Ставропольского края. Министр имеет первых заместителей, заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Губернатором Ставропольского края по представлению министра.
В отсутствие министра его обязанности исполняет первый заместитель министра, которому предоставляется право подписывать финансовые и другие распорядительные документы по всем вопросам деятельности министерства, в том числе доверенности.
В министерстве экономического развития Ставропольского края существуют отделы и другие службы, необходимые для осуществления его деятельности. В отделах работают специалисты, которые исполняют возложенные на них функции, имеют определенные обязанности и наделены соответствующими полномочиями.
Глава 2. ВЭД Ставропольского края
Организации Ставропольского края осуществляют вешнеэкономическую деятельность с 88 странами мира.
Внешнеторговый оборот Ставропольского края в 2007 году достиг 1334,0 млн. долларов США, что на 35,9% выше показателя предыдущего года. По итогам 9 месяцев 2008 года внешнеторговый оборот увеличился на 35,1% и составил 1238,2 млн. долларов США (Рис. 1).

Рис 1 – Динамика внешней торговли края
Наибольшие объемы внешней торговли в 2007 году приходились на США, Азербайджан, Бразилию, Украину, Грузию, Беларусь, Турцию, Италию, Египет, Индию, Китай, Германию.
Внешнеторговый оборот края (показатель включает данные таможенной статистики, а так же данные об объемах экспорта (импорта) товаров, полученных на основе форм федерального государственного статистического наблюдения) за 9 месяцев 2008 года составил 1,2 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с девятью месяцами 2007г на 35,1%, в том числе экспорт – на 25,5%, импорт – в 1,6 раза. Положительное сальдо торгового баланса составило 359,6 млн. долларов (в январе-сентябре 2007 г. – 356,2 млн. долларов).
Для организаций края, участников экспортно-импортных операций, третий квартал был более благоприятным. В сравнении со 2 кварталом т.г. объем экспорта увеличился в 2,5 раза, импорта на 6%.
Основной объем внешнеторговых операций (66,8%) приходился, как и в предыдущие периоды, на страны дальнего зарубежья. В экспорте доля этих стран составила 65,6% против 65,5% за 9 месяцев 2007 года, в импорте соответственно 68,9% против 66,8%. Объем торговли со странами дальнего зарубежья увеличился на 36,8%, со странами СНГ- 31,6%.
Внешняя торговля осуществлялась с 88 странами мира, наиболее активно с Италией, Германией, США, Бразилией, Китаем, Турцией, Украиной. На долю этих стран приходится 44,8% всего внешнеторгового оборота.
Как и прежде, экспортоориентированной продукцией края, в основном, является нефтехимическая (52,3%), продовольственные товары и сырье (36,1% всего объема экспорта).
За 9 месяцев 2008 г. объемы экспорта нефтехимической продукции увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 22,8%. Прирост объемов был обеспечен за счет повышения контрактных цен на основные виды продукции: на минеральные удобрения и аммиак безводный (в 1,7 раза), кислоту азотную (в 1,6 раза), кислоту ациклическую (на 21,2%), а так же увеличением поставок в физической массе: спиртов ациклических (в 3,3 раза), полимеров этилена (в 9,7 раза), возобновлением экспорта полимеров пропилена.
Поставки за рубеж продовольственных товаров и сырья возросли в 1,4 раза по сравнению с январем-сентябрем 2007 года, повысилась на 4,5 п.п. и их доля в общей структуре экспорта. Увеличились контрактные цены на основные экспортируемые товары: пшеницу- в 1,4 раза, кукурузу- в 1,5 раза. Объемы же их поставок в физической массе сократились соответственно на 6,2% и 28,3%. Возрос экспорт ячменя, муки, масла подсолнечного, воды минеральной.
В структуре экспорта 4,7% приходится на поставки машин и оборудования, 1,9% – черных и цветных металлов и изделий из них. Основные объемы (77,9%) машин и оборудования экспортированы в страны СНГ. Поставки черных и цветных металлов практически полностью (94,7%) осуществлены в страны вне СНГ.
В структуре импорта края 68,9% приходится на закупки в странах вне СНГ и 31,1%- в государствах-участниках СНГ. (Справочно: в январе-сентябре 2007 г. соответственно 66,8% и 33,2%). В январе-сентябре 2008 года рот стоимостного объема импорта в 1,6 раза был обеспечен увеличением ввоза товаров как из стран дальнего зарубежья (в 1,6 раза), так и из стран СНГ (в 1,5 раза).
Около половины объема (44,8%) в импортных поступлениях (без учета поставок из республики Беларусь) приходится на ввоз машин и оборудования.
Поставки в край машин и оборудования увеличились как из стран дальнего зарубежья (в 1,8 раза), так и из стран СНГ (в 2,4 раза). В их структуре преобладала техника для осуществления производственных процессов. Так, импорт машин сельскохозяйственных для подготовки и обработки почвы увеличился в 1,8 раза, машин и механизмов для уборки или обмолота сельскохозяйственных культур – в 4,1 раза, тракторов – в 1,7 раза.
Стоимость импорта продовольственных товаров и сырья увеличилась на 37,9%. Однако их доля снизилась с 18,4% в январе-сентябре 2007 года по 16,1% в анализируемом периоде. В номенклатуре продукции возросли закупки шоколада и прочих готовых пищевых продуктов, содержащих какао (на 21,8%), мучных кондитерских изделий (в 1,7 раза), кофе (на 16,3%), возобновились поставки сахара-сырца. В то же время сократился импорт кукурузы, соли, крепких спиртных напитков.
Объемы закупок продукции нефтехимии увеличились на 29,2%, в том числе средств защиты растений и моющих средств – в 1,5 раза, карбонатов- на 4,1%, готовых клеев – на 10,1%. Меньше стали ввозить эфиров простых ( на 19%), инициаторов реакций (в 9,4 раза).
Продукции черной и цветной металлургии импортировано на сумму 37,3 млн. долларов, что в 1,8 раза больше, чем в январе-сентябре 2007 года. Ввоз этого товара увеличился как из стран дальнего зарубежья (в 1,9 раза), так и из стран СНГ (в 1,6 раза). Однако, несмотря на существенную положительную динамику основные показатели ВЭД, рассчитанные на душу населения, в Ставропольском крае ниже средне-российских в 8 раз.(Таблица 1).
Таблица 1 – Основные показатели ВЭД в расчете на душу населения

Ед. измерения
Россия
ЮФО
Ставропольский край
Внешнеторговый оборот (2007 год)
долл. США на душу населения
4020,0
907,0
494,0
Иностранные инвестиции (2007 год)
долл. США на душу населения
840,0
95,0
109,0
Также возрос экспорт услуг за январь-сентябрь 2008 года, составив 24,1 млн. долларов, что на 17,9% больше, чем за январь-сентябрь 2007 года, импортировано услуг в объеме 7,7 млн. долларов, или в 2 раза больше. Сальдо баланса услуг сложилось положительное в сумме 16,4 млн. долларов. (Справочно: за январь-сентябрь 2007 года – положительное в сумме 16,5 млн. долларов).
2007-2008 годы стали рекордными по показателю «привлеченные иностранные инвестиции» за всю историю статистического наблюдения. В 2007 году в край поступило 295,1 млн. долларов США иностранных инвестиций, что в 11,3 раза больше, чем в 2006 году. За 9 месяцев 2008 года – 760,7 млн. долларов США (Рис.2).
Основными экспортными услугами (83,6% всего объема) являются услуги здравоохранения, связи, транспортные. Импортируются более всего (89,7%) услуги инженерные и транспортные.
Основной объем иностранных инвестиций за отчетный период поступил на предприятия, деятельность которых связана с производством и распределением электроэнергии – 95,9% от всего объема поступлений. Поступление иностранного капитала в деятельность ресторанного и гостиничного бизнеса составили 10,9 млн. долларов (1,4%), в организации транспорта и связи – 5,5 млн. долларов (0,7%), в организации, занимающиеся строительством – 3,9 млн. долларов (0,5). В развитие оптовой и розничной торговли за отчетный период было вложено 2,9 млн. долларов (0,4%), в здравоохранение 2,6 млн. долларов (0,3%).
Иностранные инвестиции были получены из 24 стран мира, против 16 стран в январе – сентябре 2007 года. Основными инвесторами выступили предприниматели Кипра, на долю которых приходится более половины всех поступлений из-за рубежа – 57,1%. На долю США – 28,9%, Великобритании – 8,5%, Австрии – 3% иностранных инвестиций (Рис. 2)

Рис. 2. Динамика привлечения иностранных инвестиций
Глава 3. Структура экономики Германии
Немецкая экономика организована по принципу «социальной рыночной экономики» Ее основным элементом является сочетание принципов свободы на рынке и социального баланса. Но прежде, чем приступить к изучению тех или иных факторов влияющих как на социальные, так и на экономические процессы в целом, необходимо рассмотреть Германию не только с экономической точки зрения, но и дать краткий обзор страны, так как без полноценной картины сложившейся ситуации трудно понять и рассмотреть ее отдельные части.
Германия имеет выгодное географическое положение, как со стратегической так и с климатической точки зрения. Но, несмотря на то, что в Германии в той или иной степени представлены все виды природных ресурсов, в целом их недостаточно, поэтому на 80% потребность в ресурсах обеспечивается за счет импорта.
Германия – густонаселенная страна с благоприятными условиями жизнедеятельности, развитой системой социального обеспечения и высоким уровнем образования. Для Германии характерны тенденции, присущие ряду развитых стран: низкие показатели рождаемости и смертности, медленный прирост населения.
Проблема демографического кризиса, возникшая в 70-е годы двадцатого века, обострилась в начале двадцать первого века и на сегодняшний день естественный прирост населения отрицательный.(Рис 3.)

Рис. 3 – Демографическое исследование населения Германии, чел.
Несмотря на принимаемые меры, количество жителей страны увеличивается за счет иммиграции, что непосредственно влияет на экономику за счет появления новой рабочей силы, порой более дешевой, что в свою очередь вызывает рост безработицы среди коренного населения. Так, в 2008 году количество безработных составило 3.267.545 человек, что на 508 000 человек меньше чем в 2007 году. Таким образом, уровень безработицы упал на 1,4%.(Таблица 2)
Таблица 2 – Количество безработных и уровень безработицы

2003
2004
2005
2006
2007
2008
Количество безработных, млн. чел.
4,37
4,38
4,86
4,49
3,77
3,27
Уровень безработицы, %
11,6
11,7
13,0
12,0
10,1
8,7

Рис. 4 – Уровень безработицы в ФРГ, %
Также, в силу проблемной демографической ситуации и недостатков системы социального обеспечения, коренное население страны не обеспечивает достаточное количество квалифицированных трудовых ресурсов, поэтому правительство Германии проводит политику привлечения квалифицированной рабочей силы из-за рубежа. С другой стороны, Германия, как страна с высоким уровнем жизни и благоприятными социально-экономическими условиями, находясь в центре Европы, привлекает огромное количество иммигрантов из различных стран мира. Ввиду высокой значимости фактора труда для обеспечения устойчивого развития страны, в Германии осознают политику миграции как политику будущего, разработка и реализация которой в значительной степени определяет перспективы качественного улучшения производственного процесса и становления новой экономики.
Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Только Япония, Ирландия и Португалия являются в большей степени индустриальными, чем Германия.
По данным Федерального статистического ведомства ФРГ, структура экономики герани является таковой, что 0,8% ВВП создается в сельском хозяйстве, 29,6% – в промышленности, 69,6% ВВП – в сфере услуг. Для большей наглядности это можно представить в виде рисунка (Рис. 5)

Рис. 5 – Структура ВВП Германии.
Доля сельского хозяйства за послевоенный период сильно снизилась. Тем не менее, сельское хозяйство продолжает оставаться на высоком качественном уровне Сельское хозяйство, как и многие базовые отрасли экономики, получает государственные субсидии, что делает его не слишком эффективным. Ведущая отрасль – животноводство. Германия экспортирует мясо, масло, зерно.
Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются:
♦ автомобилестроение;
♦ транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);
♦ общее машиностроение (производство станков, различных приборов);
♦ электротехническая промышленность;
♦ точная механика и оптика;
♦ химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;
Машиностроение ориентировано на внешние рынки, а потому многопрофильно и многоукладно. Автомобилестроительные заводы сконцентрированы в землях Баден-Вюртемберг («ауди», «даймлер-бенц»), Нижней Саксонии («фольксваген»), Гессене («опель»), Северной Рейн-Вестфалии («форд, опель»), Баварии (БМВ) и Саарленде («форд»). Производство автомобилей в восточных землях было прекращено по причине несоответствия экологическим требованиям выпускаемой продукции. Но «фольксваген», «опель» и «даймлер-бенц» быстро освоили и переориентировали восточногерманские заводы на изготовление автомобилей собственных марок.
С конца XIX века Германия стала выдвигаться на первые позиции в мире по производству электротехнического оборудования. Центром производства был Берлин, где располагались такие известные корпорации, как «Siemens», «AEG», «Telefunken», и «Osram». После Второй мировой войны и разделения Германии наиболее мощное и современное производство развернулось в Мюнхене, Штутгарте, Нюрнберге и других центрах Южной Германии. В ГДР электротехническая и электронная промышленность была сконцентрирована в Берлине и Дрездене. После объединения эта отрасль в восточных землях развития не получила, из-за сильного износа и старения производственных мощностей.
В тот же период начался подъем и химической промышленности: Страна активно создавала мировой рынок искусственных красителей. Основным сырьем для химической отрасли является нефть. Большинство нефтехимических заводов сосредоточены вдоль Рейна и его притоков – в Людвигсхава. Восточногерманские заводы в Галле и Лейпциге были закрыты из-за сильного загрязнения окружающей среды.
Текстильная отрасль германской экономики в последнее время перенесла свою производство за границу, но по-прежнему остается одной из самых мощных отраслей. Предприятия текстильной промышленности расположены в Северном Рейне-Вестфалии и южной Баварии.
Особое место в промышленности занимает производство точной механики и оптики. После объединения западногерманская фирма «Zeiss» приобрела схожее по профилю производство в Йене. Все заметное влияние оказывают на развитие промышленности новые и прогрессивные отрасли, уменьшая значимость добывающей, текстильной, швейной и пищевкусовой промышленности. Промышленность восточных земель Германии претерпела существенную структурную перестройку из-за того, что прежние ее отрасли, изначально ориентированные на СССР и страны Восточной Европы, пришлось ликвидировать, поставив в центр развития строительную индустрию, пищевкусовую промышленность, точную механику и оптику.
В мировом хозяйстве Германия специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме.
Германия располагает весьма развитой инфраструктурой: отличная сеть автомобильных и железных дорог, в Германии находятся некоторые из крупнейших в Европе и мире воздушных гавань и морских портов. В сфере транспорта применяются самые передовые технологии.
В мировой экономике Германия также является одним из лидеров, занимая четвертое место в мире, по объему производимого ею ВВП.
Так, в 2008 году объем ВВП составил 2 492,0 млрд. Евро превысив показатель предыдущего года на 1,3 %(Рис 6, 7)

Рис 6. – Объем ВВП Федеративной Республики Германии, млрд. Евро

Рис. 7 – Динамика изменения ВВП ФРГ в процентном соотношении к предыдущему году.
Глава 4. Внешнеторговая политика Германии
Внешняя торговля Германии стала одной из наиболее динамичных отраслей хозяйства, развитие которой опережает другие отрасли экономики и рост валового внутреннего продукта в целом. При этом наиболее быстрыми темпами растет экспорт, стимулируя развитие экспортно-ориентированных отраслей. (Таблица 3)
Таблица 3 – Внешнеторговый оборот Германии, млн. Евро

2003
2004
2005
2006
2007
Оборот
1 198 989
1 306 992
1 414 353
1 627 036
1 735 123
Экспорт
664 455
731 544
786 266
893 042
965 236
Импорт
534 534
575 448
628 087
733 994
769 887
Сальдо
129 921
156 096
158 179
159 048
195 349

Рис. 8 – Динамика внешней торговли Германии
Свыше 55% экспорта Германии приходится на четыре товарные группы – автомобилестроение, общее машиностроение, химические товары и электротехнические товары.
Германским компаниям принадлежит первое место в экспорте готовых химических товаров (17%). Участие в международной торговле продукцией общем машиностроения отражает состояние конкурентоспособности продукции. По удельному весу в мировом экспорте: страна занимает первое место в 22 из 43 подотраслей общего машиностроения, среди них – горно-шахтное, полиграфическое оборудование, оборудование для резиновой промышленности и производства пластмасс, измерительные приборы, деревообрабатывающее, металлургическое оборудование и т.д. Германия занимает ведущее место в экспорте текстиля – около 12% мировых поставок и третье место в мире после КНР и Италии в экспорте одежды – 6 – 7%.
Страна занимает четвертое место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции после США, Франции и Нидерландов, являясь одновременно крупнейшим ее импортером. Основу экспорта составляют молочные и мясные продукты.
В то же время повышается роль сферы услуг. Однако интенсивность мировой торговли услугами ниже, чем торговли товарами. По доли торговли услугами во всем обороте ФРГ уступала другим ведущим странам: в 2003 г. он составил 17,3%, тогда как в США – 20,3%, Японии – 18,8%, Великобритании – 25,7%, Франции 19,7% [15].
По данным ВТО, в 2006 году Германия заняла 3-е место в мире (после США и Великобритании) по экспорту услуг, общий объем которых составил более 140 млрд. долларов США. В некоторых отраслях (например, экспорт строительных и почтовых услуг) Германия заняла лидирующие позиции в мире. По экспорту транспортных услуг ФРГ находится на втором месте, а в таких секторах как логистика, финансовые услуги, телекоммуникации немецкие предприятия относятся к наиболее значимым экспортерам услуг.(Таблица 5)
Таблица 5 – Динамика товарной структуры экспорта Германии в 2004–2006 гг.
Товар
2004
2005
2006
Всего
731 544
786 266
896 048
Продукция пищевой промышленности
25 907
28 326
28 921
Напитки, табак
4 879
5 743
5 941
Сырьевые товары (исключая минеральное топливное сырье и его продукты)
11 609
12 541
14 983
Минеральное топливное сырье, продукты
14 177
16 986
22 058
Продукция химической промышленности
100 646
109 274
122 785
Продукция обрабатывающей промышленности
101 581
109 335
124 117
Продукция машиностроительной и электротехнической промышленности
381 226
404 925
440 932
Различные готовые промышленные товары
72 327
77 372
83 875
Прочие товары
17 790
20 424
51 132
Как видно из составленной таблицы, наибольший удельный вес (49,2%) в общей товарной структуре экспорта Германии занимает продукция машиностроительной и электротехнической промышленности. Так же достаточно высока доля продукции химической и обрабатывающей промышленности (13,7% и 13,9% соответственно). За период 2004–2006 гг. наблюдается положительная динамика роста экспорта продукции всех отраслей промышленности. Что же касается удельного веса, то для сырьевых товаров, в т.ч. для топливного минерального сырья, и прочих товаров можно отметить, что их удельный вес вырос. Для сырьевых товаров – 1,6% до 1,7%, для прочих товаров – с 2,4% до 5,7%. В связи с этим понизился удельный вес продукции пищевой (с 3,5% до 3,2%), химической (с 13,8% до 13,7%), машиностроительной и электротехнической промышленности (с 52,1% до 49,2%). Удельный вес продукции обрабатывающей промышленности остался неизменным (13,9%). Исходя из полученных расчетов, можно сделать вывод о том, что Германия в большей степени специализируется на экспорте продукции машиностроительной и электротехнической промышленности, а так же продукции химической и обрабатывающей промышленности.
В импорте основная доля приходится на готовые промышленные товары и полуфабрикаты. Эти группы и дали основной прирост импорта за счет таких товаров, как автомобили, подъемно-транспортные средства, электротехнические изделия, текстиль, одежда, энергоносители, цветные металлы, стальной прокат, минеральное сырье.
По данным годового статистического отчета Германии за 2007 год была составлена таблица, в которой прослеживается динамика товарной структуры импорта Германии в 2004–2006 гг.(Таблица 6)
Таблица 6 – Динамика товарной структуры импорта Германии в 2004–2006 гг.
Товар
2004
2005
2006
Всего
575 448
628 087
731 479
Продукция пищевой промышленности
33 928
35 742
35 945
Напитки, табак
5 091
5 070
5 030
Сырьевые товары (исключая минеральное топливное сырье и его продукты)
18 945
20 413
24 594
Минеральное топливное сырье, продукты
52 487
72 209
89 833
Продукция химической промышленности
66 424
73 466
81 396
Продукция обрабатывающей промышленности
78 010
84 299
96 046
Продукция машиностроительной и электротехнической промышленности
226 521
239 399
260 105
Различные готовые промышленные товары
68 734
71 993
74 396
Прочие товары
23 650
23 637
61 580
Как видно из составленной таблицы, наибольший удельный вес (35,6%) в общей товарной структуре импорта Германии занимает продукция машиностроительной и электротехнической промышленности. Так же достаточно высока доля продукции химической и обрабатывающей промышленности, минерального топливного сырья (11,1%, 13,1% и 12,3% соответственно). За период 2004–2006 гг. наблюдается стабильный рост импорта продукции всех отраслей промышленности. Что же касается удельного веса, то для сырьевых товаров, в т.ч. для топливного минерального сырья, и прочих товаров можно отметить, что их удельный вес вырос. Для сырьевых товаров – 3,3% до 3,4%, для прочих товаров – с 4,1% до 8,4%. В связи с этим понизился удельный вес продукции пищевой (с 5,9% до 4,9%), химической (с 11,5% до 11,1%), машиностроительной и электротехнической (с 39,4% до 35,6%) и обрабатывающей промышленности (с 13,6% до 13,1%). Исходя из полученных расчетов, можно сделать вывод о том, что Германия в большей степени импортирует продукцию машиностроительной и электротехнической промышленности, а так же продукции химической и обрабатывающей промышленности и минеральное топливное сырье.
Важнейшими торговыми партнерами Германии являются промышленные государства Запада. Благодаря продолжающемуся процессу экономической интеграции стран ЕС стремительное развитие получила внутриевропейская торговля.
Важнейшим торговым партнером Германии по-прежнему остается Франция. Вторым по величине рынком сбыта германской продукции – после Франции – стали США.
Что касается германского импорта, то США занимают здесь второе место, уступая лишь Франции. За ними следуют Нидерланды и Италия.
С 1999 г. начал расти объем германской внешней торговли со странами Центральной и Восточной Европы, включая страны СНГ. Польша закрепила за собой позицию ведущего торгового партнера Германии на востоке Европы.
В целом 70-75 % объема германской внешней торговли приходится на европейские государства, примерно 13 % – на азиатско-тихоокеанский регион, около 10 % – на Северную Америку и примерно по 2 % – на Африку и Латинскую Америку.(Таблица 7)
Наибольшую долю в экспорте имеют страны ЕС (62,3%), велика доля стран НАФТА (10,1%) и других стран (21,2%). Можно заметить, что увеличивается доля в экспорте Германии Китая (с 2,2% до 3,1%) и других стран (с 18,4% до 21,2%). В связи с этим уменьшается доля стран ЕС (с 62,7% до 62,3%), НАФТА (с 12,2% до 10,1), АСЕАН (с 1,8% до 1,6), а так же Японии (с 1,9% до 1,6).
Что же касается импорта, то здесь основным партнером являются так же страны ЕС (57,6%), хотя их удельный вес в общем импорте Германии уменьшается (с 60,7% до 57,6%).
Таблица 7 – Динамика географической структуры экспорта Германии в 2002–2006 гг.
Страны
2002
2003
2004
2005
2006
млн. евро
%
млн. евро
%
млн. евро
%
млн. евро
%
млн. евро
%
Всего
651 320
100
664 455
100
731 544
100
786 266
100
896 048
100
ЕС
408 286
62,7
426 342
64,2
466 326
63,7
498 558
63,4
558 483
62,3
ЕАСТ
31 898
4,9
31 117
4,7
33 886
4,6
36 300
4,6
42 559
4,8
НАФТА
79 194
12,2
71 413
10,7
74 687
10,2
80 706
10,3
90 886
10,1
АСЕАН
11 807
1,8
11 791
1,8
12 941
1,8
12 657
1,6
14 525
1,6
другие страны
120 135
18,4
123 792
18,6
143 704
19,6
158 045
20,1
189 596
21,2
в т.ч.: Китай
14 571
2,2
18 265
2,7
20 992
2,9
21 235
2,7
27 521
3,1
Япония
12 576
1,9
11 889
1,8
12 719
1,7
13 338
1,7
13 861
1,6

Так же уменьшается доля стран НАФТА (с 8,6% до 7,6%), АСЕАН (с 3,0% до 2,5%) и Японии (с 3,8% до 3,2%). Увеличивается лишь доля Китая (с 4,1% до 6,7%), а так же других стран (с 21,5% до 26,1%). Доля стран ЕАСТ в импорте Германии остается относительно неизменной (6,2%)
Таблица 8 – Динамика географической структуры импорта Германии в 2002–2006 гг.
Страны
2002
2003
2004
2005
2006
млн. евро
%
млн. евро
%
млн. евро
%
млн. евро
%
млн. евро
%
Всего
518 532
100
534 534
100
575 448
100
628 087
100
731 479
100
ЕС
314 981
60,7
324 043
60,6
342 636
59,5
366 580
58,4
421 376
57,6
ЕАСТ
32 107
6,2
33 288
6,2
34 459
6,0
38 432
6,1
45 588
6,2
НАФТА
44 565
8,6
43 315
8,1
44 828
7,8
46 617
7,4
55 481
7,6
АСЕАН
15 401
3,0
15 311
2,9
16 358
2,8
16 348
2,6
18 273
2,5
другие страны
111 478
21,5
118 578
22,2
137 167
23,8
160 110
25,5
190 761
26,1
в т.ч.: Китай
21 338
4,1
25 681
4,8
32 791
5,7
40 845
6,5
48 751
6,7
Япония
19 896
3,8
19 684
3,7
21 583
3,8
21 772
3,5
23 720
3,2
Так, с 1950 по 2006 год импорт Германии увеличился почти в 90 раз, а экспорт – более чем в 160 раз, при этом рост внешней торговли по темпам опережал рост ВВП, и ее доля в этом показателе увеличивалась. Внешняя торговля Германии характеризуется постоянно возрастающим положительным сальдо внешнеторгового баланса, которое достигло рекордной величины в 195 349 миллиарда евро в 2008.
С конца 70-х годов германские компании резко активизировали усилия в вывозе производительного капитала. По объему прямых капиталовложений за рубежом ФРГ вышла на четвертое место в мире – 9,5%. При ухудшении условий воспроизводства в стране, обострении конкуренции на мировых рынках компании переориентировали свою внешнеэкономическую стратегию на расширение зарубежных производственных мощностей и сбытовой сети.
В территориальном отношении прямые капиталовложения сосредоточены в Западной Европе (Франция, Швейцария, Бенилюкс, Британия) и Северной Америке. При этом основным объектом приложения капитала стали США (около 30% зарубежных инвестиций). Создание собственных производственных мощностей германских компаний стало дополняться поглощением действующих американских корпораций. Три известных гиганта химической промышленности обеспечивают на американском рынке 1/4 своих оборотов. Одним из крупнейших инвесторов в США в области электротехники является «Сименс», который занял там ведущие позиции в производстве рентгеновской аппаратуры и компьютерных томографов. Укрепили свои позиции в американской экономике германские автомобильные компании.
В развивающихся странах, на которые приходится 44% общем объема капиталовложений, большая часть инвестиций сосредоточена в крупных и прогрессирующих в промышленном отношении странах (Бразилия, Аргентина, Индия).
Германия укрепила свои позиции на международном рынке ссудных капиталов, выступает четвертым по величине донором экономической помощи развивающимся странам. Около половины средств в рамках помощи развитию получают 16 развивающихся стран, в том числе Индия, Израиль, Пакистан, Турция, Индонезия, Танзания, Бангладеш, Кения, Намибия.
Итак, можно сделать вывод о том, что Германия в большей степени специализируется на экспорте продукции машиностроительной и электротехнической промышленности, а так же продукции химической и обрабатывающей промышленности. Исходя из полученных расчетов, можно так же сделать вывод о том, что Германия в большей степени импортирует продукцию машиностроительной и электротехнической промышленности, а так же продукции химической и обрабатывающей промышленности и минеральное топливное сырье.
Важнейшими торговыми партнерами Германии являются промышленные государства Запада. Благодаря продолжающемуся процессу экономической интеграции стран ЕС стремительное развитие получила внутриевропейская торговля.
Глава 5. Торгово-экономические отношения России с Германией
Сотрудничество Германии и России имеет глубокие корни: с начала XVII века Германия решала свои геостратегические задачи с участием и даже с помощью России. Можно утверждать, что союз Германии и России в определенной степени обеспечил для Германии отражение турецкой, шведской и французской военных угроз, два объединения Германии – в 1871 и 1989 годах, восстановление экономической и военной мощи Германии после первой мировой войны. России же союз с Германией обеспечил мирное развитие и успешное государственное строительство на протяжении XVII-XIX веков.
По данным Федерального статистического ведомства Германии, развитие товарооборота между Россией и Германией в 2006 году характеризуется следующими данными. (Таблица 9)
Таблица 9 – Структура товарооборота между Россией и Германией, млрд. евро

2005
2006
Товарооборот
39,56
53,55
Экспорт России
в т.ч.:
22,284
30,18
-Продовольствие
0,132
0,168
-Сырье
16,942
23,053
-Полуфабрикаты
3,638
5,157
-Готовые товары
1,5
1,75
Импорт России
в т.ч.:
17,277
23,37
-Продовольствие
0,953
1,23
-Сырьё
0,036
0,049
-Полуфабрикаты
0,258
0,35
-Готовые товары
16,02
21,7
На современном этапе Германия является крупнейшим торговым и финансовым партнёром России. Так в 2006 году товарооборот между двумя странами вырос на 35,3% (по сравнению с предшествующим годом) составив при этом 53,55 млрд. евро (39,56 млрд. евро в 2005г.). Доля России в общем объеме товарооборота Германии с зарубежными странами составила за отчетный период 3,3% (в импорте ФРГ – 4,1%; в экспорте ФРГ – 2,6%). Положительное для России сальдо увеличилось до 6,81 млрд. евро (5,0 млрд. евро в 2005г.) По данным Росстата, в 2006 году на ФРГ приходится 9,7% от общего внешнеторгового оборота России.
Российский экспорт значительно вырос (+35,4%), в основном, за счет роста поставок сырья (+36,1%) и полуфабрикатов (+41,8%). Объем поставляемых нефти и газа увеличился на 37,2% и составил 22,517 млрд. евро или 97,7% от общего объема экспорта сырья (16,41 млрд. евро или 96,8% от экспорта сырья в 2005г.). Вторую строчку в российском экспорте сырья в Германию занимают поставки каменного угля и брикетов (372,0 млн. евро или 1,6%), далее следуют медная руда (47,4 млн. евро или 0,2%) и кругляк (47,2 млн. евро или 0,2%). Российский экспорт полуфабрикатов увеличился на 41,8% до 5,16 млрд. евро (3,6 млрд. евро в 2005г.), в основном, за счет поставок меди и медных сплавов (+81,5%), алюминия и алюминиевых сплавов (+56,8%), никеля и никелевых сплавов (+43,1%), нефтепродуктов (+37,1%), пиловочника (+36,1%) и радиоактивных элементов (+21,6%). Одновременно в экспорте полуфабрикатов произошло значительное снижение поставок нелегированной стали и железа (-50,9%) и ферросплавов (-12,3%).
В российском экспорте готовой продукции преобладают товары т.н. предварительной готовности (группа 7 по немецкой классификации), сюда относятся: изделия из алюминия (310,0 млн. евро или 17,7% от экспорта готовой продукции), прутки из железа и нелегированной стали (228,7 млн. евро или 13,0%), изделия химической и фармацевтической промышленности (210,2 млн. евро или 12,0%), изделия из благородных металлов (134,6 млн. евро или 7,7%), прокат плоский из железа и нелегированной стали (125,5 млн. евро или 7,1%), бумага и картон (101,6 млн. евро или 5,8%). Конечные изделия (группа 8 по немецкой классификации) занимают в российском экспорте готовой продукции менее значимую роль: продукция машиностроения – 65,5 млн. евро или 3,7% от экспорта готовой продукции; мебель – 49,4 млн. евро или 2,8%; продукция химической и фармацевтической промышленности – 49,2 млн. евро или 2,8%; транспортные средства – 37,4 млн. евро или 2,1%.
Российский импорт из Германии увеличился на 35,3%. В целом, в импорте традиционно преобладают готовые товары, доля которых в отчетный период достигла 92,9% (92,7% в 2005 г.). К основным группам товаров, импортируемых из Германии, относятся: продукция машиностроения (27,9% от импорта); транспортные средства, включая самолеты, автомобили, автобусы, автокомпоненты и т.д. (15,6%), изделия фармацевтической и химической промышленности (14,8%).
В немецком экспорте продукции машиностроения наибольший удельный вес имеют: офисное оборудование (15,5% от экспорта продукции машиностроения), станки (11,8%), строительные и горнодобывающие машины (9,4%), сельскохозяйственные машины (8,0%) и оборудование для пищевой промышленности (5,6%). В экспорте транспортных средств: легковые автомобили (42,5% от экспорта транспортных средств), двигатели, шасси, насосы, центрифуги (27,2%), грузовые и специальные автомобили (15,4%) и летательные аппараты (7,7%). Всего на указанные 4 группы приходится около 93% немецкого экспорта транспортных средств.
Структура российского экспорта с начала 90-х годов прошлого века имеет ярко выраженный сырьевой характер, т.к. преобладающее значение в экспорте имеют сырье и полуфабрикаты, доля которых в общем объеме составила в 2006 году 93,4% (92,3% в 2005г.).
Несмотря на то, что в 2006 году произошло снижение российского экспорта нефти в ФРГ до 36,9 млн. тонн (38,2 млн. т в 2005г.), Россия продолжает оставаться крупнейшим поставщиком нефти в Германию. Доля России в общем объеме германского импорта этого сырья уменьшилась до 33,6% (34,0% в 2005г.).
Самым крупным экспортером природного газа в Германию также является Россия (41,9% от общего объема импорта; 35,7% от общего накопленного объема).
В 2007 году Германия импортировала из России природного газа и нефти на 20 млрд. евро. Импорт нефти и газа составляет 70% в общего объема российских поставок в Германию в ценовом выражении. Общая стоимость импорта составляет 28,8 миллиарда евро. Еще 15% импорта составляют металлы и полуфабрикаты.
Примечательно, что Германия остается одним из крупнейших торговых партнеров России, в то время как Россия не входит в список основных торговых партнеров Германии, что объясняется колоссальной разницей в масштабах экономик этих стран. Так, например, доля импорта из России в Германию, по данным Статистического ведомства ФРГ за 2007, составляет 28,8 млрд. Евро (3,7%). Таким образом, по объему импорта среди государств – внешнеторговых партнеров Герани Россия занимает только лишь 10 место.
В 2007 г. объем взаимной торговли между Россией и Германией достиг 52,8 млрд. долл. США (рост на 23%), в том числе российский экспорт – 26,3 млрд. долл. США (рост на 7,3%) и российский импорт – 26,5 млрд. долл. США (рост на 44 %) (Таблица 10)
Таблица 10 – Товарооборот между Россией и Германией, млрд. долл. США

2002
2003
2004
2005
2006
2007
10 мес. 2008
Товарооборот
14,7
18,5
23,9
32,9
42,9
52,8
67,3
Экспорт
8,1
10,4
13,3
19,7
24,5
26,3
33,2
Импорт
6,6
8,1
10,6
13,2
18,4
26,5
34,1
Сальдо
1,5
2,3
2,7
6,5
6,1
-0,2
0,9

Рис. 9 – Динамика внешней торговли России с Германией
Как мы можем наблюдать на графике, за последние шесть лет товарооборот между двумя странами вырос в четыре раза и достиг почти $53 млрд. Германия является главным экспортером в Россию. Основой российского экспорта в Германию традиционно являются сырьевые товары (нефть и газ), удельный вес которых в 2007 г. составил 80,7%.
Полуфабрикаты, в основном металлопрокат и сплавы черных и цветных металлов, составляют около 11,5%. Продукция нефтехимического комплекса – 3,5%.
Одна из традиционных проблем Германии – импортная зависимость по основным видам сырья. Около 80% потребности в сырье Германии покрывает за счет импорта.
Поставками из России покрываются импортные потребности германской экономики в природном газе почти на 40%, в нефти – на 33%, в цветных металлах и удобрениях – более чем на 10%.
На долю готовых товаров (газетная бумага, текстильные и фармацевтические товары) приходится около 4%, включая высокотехнологичную продукцию (радиоактивные элементы, оборудование для разделения изотопов, турбореактивные и турбовинтовые двигатели, газовые турбины, реактивные двигатели, электронные трубки и лампы, диоды, транзисторы, полупроводниковые приборы, интегральные схемы, летательные и космические аппараты) – менее 1%.
Основу российского импорта из Германии (90%) составляют готовые изделия (машины и оборудование – свыше 55%, химические товары – 10%, металлоизделия – 7%, продукция текстильной промышленности – 1%, изделия деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности – 2,5% и др.).
На полуфабрикаты приходится около 2%, а доля продовольственных товаров составляет 5%.
Импортно-экспортные операции между Россией и Германией успешно развивались и в 2008 г. За первый квартал этого года объем российского экспорта в Германию составил 8,4 млрд. евро, что на 30% больше аналогичного показателя 2007 г. Такой резкий рост эксперты связывают с подорожанием энергоносителей. Стоимость немецкого экспорта в Россию составила 7,5 млрд. Она возросла на 25%.
Товарооборот между двумя странами в 1-м полугодии 2008г. вырос на 23,5% (по сравнению с 2007г.) до 32,54 млрд. евро (26,3 млрд. евро в 2007 году). Доля России в общем объеме товарооборота Германии с зарубежными странами составила за отчетный период 3,5% (в импорте ФРГ – 4,1%; в экспорте ФРГ – 3,1%). По объему товарооборота с Германией Россия занимает 12-е место среди ведущих торговых партнеров ФРГ.
По данным Федерального статистического ведомства Германии, развитие товарооборота между Россией и Германией в январе-июне 2008г. характеризуется следующими данными: (Таблица 11)
Таблица 11 – .Внешнеторговый оборот с Германией, тыс. евро

6 мес. 2007
6 мес. 2008
Товарооборот
26 346 236
32 544 927
Экспорт России
13 562 684
16 766 877
-Продовольствие
в т. ч:
83 487
81 684
-Сырье
9 462 615
12 611 073
-Полуфабрикаты
2 937 417
3 028 388
-Готовые товары
1 045 086
1 006 908
Импорт России
в т.ч.:
12 783 552
15 778 050
-Продовольствие
596 759
781 586
-Сырьё
21 005
27 129
-Полуфабрикаты
169 989
230 594
-Готовые товары
11 979 752
14 727 714
Значительный рост российского экспорта произошел из-за того, что поставки сырьевых ресурсов из России увеличились в отчетный период на 33,3% (к 2007г.) до 12,6 млрд. евро. Данную тенденцию можно объяснить новой стратегией Федерального правительства Германии, которая направлена (в связи с продолжающимся ростом цен на топливо) на накопление энергоресурсов в имеющихся резервуарах до полного их заполнения.
Вместе с тем экспорт продовольственных и готовых товаров снизился (-2,2% и -3,7% соответственно). Объем экспорта полуфабрикатов немного увеличился.
В категории «Продовольственные товары» наибольший удельный вес имеют подгруппы «Пищевая продукция животного происхождения» (81,68 млн. евро или 65,4% от общего объема экспорта продовольственных товаров) и «Пищевая продукция растительного происхождения» (16,6 млн. евро или 20,5%). Следует отметить, что из 4-х подгрупп группы «Продовольственные товары» увеличение объемов экспорта произошло в подгруппах «Живые животные (+8,8%) и «Изделия вкусовой промышленности» (+12,2%). В подгруппе «Пищевая продукция животного происхождения» объем экспорта остался на уровне прошлого года, а в подгруппе «Пищевая продукция растительного происхождения» произошло значительное снижение экспорта (-15,7%).
В российском экспорте сырья (товарные позиции не менее 0,5 млн. евро) значительно возросли поставки нефти и газа (+32,8%), каменного угля (+62,4%), сырья для химической промышленности (+53,2%), сырого каучука (+35,2%), драгоценных камней и жемчуга (+71,9%). Поставки железной руды увеличились со 184 тыс. евро в 2007г. до 13,6 млн. евро в 2008г (+7383,7%).
Снижение российского экспорта сырья произошло по следующим позициям: кругляк (-82,9%), химическое волокно (-92,9%), меховое сырье (-13,3%), боксит и криолит (почти 100,0%).
Наибольший удельный вес в экспорте сырья имеют: нефть и газ (97,2%) от экспорта сырья, каменный уголь (2,4%) и сырой каучук (0,2%).
В российском экспорте полуфабрикатов рост поставок произошел по следующим позициям: нефтепродукты (+36,4%), свинец (+295,4%), удобрения (+146,9%), чугун (+48,9%), железо или сталь в предварительных формах (+80,7%). Экспорт цинка увеличился с 37 тыс. евро до 1,6 млн. евро (+4427,0%).
В то же время произошло значительное снижение при экспорте никеля (-56,6%), радиоактивных элементов (-38,9%), пиловочника (-36,8%), кислот жирного ряда (-34,5%), смолы (-30,7%), отходов и лома из железа и стали (-27,4%), меди (-10,6%).
В группе «Полуфабрикаты» основные доли в экспорте принадлежат следующим товарам: нефтепродукты (37,3% от общего объема экспорта полуфабрикатов), медь и медные сплавы (20,1%), алюминий и алюминиевые сплавы (9,1%), никель и никелевые сплавы (6,2%). На перечисленные товарные позиции приходится 72,7% от общего объема экспорта полуфабрикатов. Российский экспорт готовой продукции в ФРГ снизился на 3,7% (по сравнению с 2007г.) до 1,0 млрд. евро.
По немецкой классификации, готовые товары подразделяются на 2 группы: товары предварительной готовности (группа 7) и конечная
продукция (группа 8).
В российском экспорте готовой продукции преобладают изделия предварительной готовности (далее – ИПГ), доля которых в общем объеме экспорта готовых товаров составила 76,8% (74,8% в 2007г.).
В подгруппе изделий предварительной готовности среди значимых товарных позиций преобладают: прутки из железа или нелегированной стали (160,0 млн. евро или 15,6%> от общего объема экспорта готовой продукции), ИПГ из алюминия (107,9 млн. евро или 10,7%), листовой металл из железа или стали (107,0 млн. евро или 10,6%).
Следует отметить, что при общем снижении экспорта товаров предварительной готовности на 1,1%, по некоторым товарным позициям показатели прошлого года улучшены: ИПГ из благородных металлов (+104,1%), синтетические материалы (+73,5%), взрывчатые вещества, боеприпасы (+71,7%), ИПГ из меди (+26,4%), провод из железа или стали (+13,2%).
В данной подгруппе товаров значительное снижение объемов экспорта произошло по некоторым видам ткани и кожи, труб из железа или стали, а также материалов фармацевтической промышленности.
Конечные товары (группа 8 по немецкой классификации) занимают в российском экспорте готовой продукции менее значимую роль: продукция машиностроения – 40,3 млн. евро (+24,2% к 2007г.) или 4,0% от экспорта готовой продукции; транспортные средства – 35,1 млн. евро (-44,2% к 2007г.) или 3,5% от экспорта готовой продукции; продукция электротехнической промышленности – 31,2 млн. евро (+16,4% к 2007г.) или 3,1% от экспорта готовой продукции; товары химической и фармацевтической промышленности – 15,3 млн. евро (-48,0% к 2007г.) или 1,5% от экспорта готовой продукции; продукция легкой промышленности – 7,6 млн. евро (-22,8% к 2007г.) или 0,8% от экспорта готовой продукции.
В группе продукции машиностроения наибольшее увеличение объемов экспорта имеют: машины для переработки каучука и синтетических материалов (+173,6%), станки (+129,7%), техника для литья и проката (+87,7%), офисная техника (+59,7%), арматура (+48,3%), подшипники, коробки передач и т.п. (+39,5%), машины для горной и строительной промышленности (+24,0%),
Значительное снижение объемов экспорта машиностроительной продукции отмечалось при экспорте подъёмных механизмов (-47,1%), сельскохозяйственных машин (-32,0%), насосов и компрессоров (-23,4%), двигателей (-21,9%),
В российском экспорте продукции электротехнической отрасли рост произошел при поставках приборов и оборудования для техники связи (+80,2%о), электрических ламп и светильников (+79,0%), техники для производства и распределения электроэнергии (+26,1%). Снижение произошло при поставках электронных деталей (-17,9%), радио- и телеаппаратуры (-15,6%).
В подгруппе «Транспортные средства» произошел рост экспорта плавучих средств (+263,5%) и легковых автомобилей (+1,5%). Поставки рельсового транспорта увеличились со 119 тыс. евро до 5,5 млн. евро (+4650,4%).
Снижение произошло при экспорте летательных аппаратов (-84,2%), грузовых и специальных автомобилей (-47,9%).
В экспорте значимых товарных позиций конечной продукции химической и фармацевтической промышленности снижение произошло по всем позициям: фармацевтические изделия (-33,7%), товары из синтетических материалов (-17,0%), ароматные вещества и гигиенические средства (-26,9%).
Российский импорт из Германии увеличился на 23,4%, в основном, за счет поставок готовой продукции, доля которой в общем объеме импорта составила 93,3% (приложение – табл. 3).
В группе «Готовые товары» основная доля приходится на подгруппу «Конечная продукция» (91,4% от общего объема товаров данной группы), соответственно на подгруппу «Товары предварительной готовности» приходится всего 8,6%. Следует отметить, что германский экспорт конечной продукции увеличился по всем основным товарным позициям: транспортные средства – +34,6%; продукция машиностроения – +22,5%; продукция фармацевтической и химической промышленности – +23,8%, продукция легкой промышленности – +13,9%, продукция электротехнической промышленности – +6,0%.
Германский экспорт продукции машиностроения достиг суммы в 4,2 млрд. евро или 28,5% от российского импорта готовых товаров. В данной подгруппе основные доли имеют следующие товарные позиции: машины для горной и строительной промышленности (632,26 млн. евро или 15,1% от экспорта продукции машиностроения); станки (555,3 млн. евро или 13,2%>); сельскохозяйственные машины (431,5 млн. евро или 10,3%); офисная техника (410,0 млн. евро или 9,8%); подъёмные механизмы (277,0 млн. евро или 6,6%).
Подгруппа «Транспортные средства» имеет в отчетный период объем в 3,26 млрд. евро или 22,1% от германского экспорта готовой продукции. К основным товарным позициям относятся: легковые автомобили (1,6 млрд. евро или 48,8% от экспорта транспортных средств); шасси, моторы и др. части для автомобилей (703,4 млн. евро или 21,6%); грузовые и специальные автомобили (672,5 млн. евро или 20,7%).
Германский экспорт изделий электротехнической промышленности составил в отчетный период 1,5 млрд. евро или 10,4% от экспорта готовой продукции. В данной подгруппе большой рост произошел при поставках техники для производства и распределения электроэнергии (+46,9%), электрических ламп и светильников (+23,5%), радио- и телеаппаратуры (+15,7%). Снижение произошло при экспорте приборов и оборудования для техники связи (-48,5%)). Наибольший удельный вес в подгруппе имеют: техника для производства и распределения электроэнергии (624,4 млн. евро или 40,8%) от экспорта изделий электротехнической промышленности), приборы и оборудование для техники связи (267,2 млн. евро или 17,5%), электронные детали (79,1 млн. евро или 5,2%), радио- и телеаппаратура (72,7 млн. евро или 4,8%о),.
Продукция фармацевтической и химической промышленности в группе «Готовые товары» увеличилась за отчетный период на 22,6% до 1,7 млрд. евро, что составляет 11,4% от германского экспорта готовой продукции (подгруппа «Товары предварительной готовности» – 207,3 млн. евро; подгруппа «Конечная продукция» – 1,5 млрд. евро).
Удельный вес четырех перечисленных подгрупп достиг 76,2%> в общем объеме германского экспорта готовых товаров.
Обширные и устойчивые связи с германскими контрагентами, а также довольно благоприятный торгово-политический режим взаимоотношений позволяют и в перспективе сохранять и даже усиливать роль Германии как ведущего торгово-политического партнёра России. Степень и характер заинтересованности России и Германии в стабилизации и дальнейшем наращивании экономического сотрудничества обусловлены мощным экономическим и научно-техническим потенциалом обеих стран, «взаимодополняемостью» их экономик и географической близостью. Особенности российской экономики создали базу для экономического сотрудничества России и Германии, а это яркий пример взаимодействия стран на основе международной специализации производства. На германском рынке в последние годы реализуются около 25% совокупного объема российского экспорта природного газа, проката черных металлов, 20% нефти, обработанных лесоматериалов и картона.
Торгово-политические условия для экономического сотрудничества между Россией и Германией оцениваются, в целом, благоприятно. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС закрепляет действующий между Россией и Германии торгово-политический режим, устанавливает обязательства стран ЕС по дальнейшей либерализации торговли с Россией. Продолжает действовать и общая система преференций по отношению к российскому экспорту, хотя она претерпела значительные изменения. Объем преференций в последние годы поэтапно снижался. В то же время действуют защитные меры: антидемпинговые процедуры, количественные ограничения, в том числе по российскому экспорту стальных изделий. Кроме того, все более серьезным барьером на пути российских товаров, особенно машинно-технических изделий, становятся нетарифные ограничения: строгие нормы и стандарты, в первую очередь, по безопасности и экологичности.
Примерно 5,3% общего объема иностранных инвестиций в экономику России составляют инвестиции Германии, 38% из них – прямые.(Таблица) 12
Таблица 12 – Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам, млн. долл. США

Накоплено на конец 2007г.
В том числе
всего
в % к итогу
прямые
портфельные
прочие
Всего инвестиций
220595
100
103060
6728
110807
из них по основным странам-инвесторам
190069
86,2
89466
5777
94826
в том числе: Кипр
49593
22,5
35426
1700
12467
Нидерланды
39068
17,7
35254
52
3762
Соединенное Королевство (Великобритания)
29235
13,3
3438
2314
23483
Люксембург
29161
13,2
735
219
28207
Германия
11786
5,3
4494
98
7194
США
8579
3,9
3635
1207
3737
Ирландия
7131
3,2
428
0,4
6703
Франция
5919
2,7
1554
31
4334
Виргинские острова (Британия)
4800
2,2
2882
99
1819
Швейцария
4797
2,2
1620
57
3120

Вложение капитала производится сдержанно, причем преимущественно в сферу торговли и услуг. Среди перспективных и наиболее крупных инвестиционных проектов сотрудничества можно выделить следующие: сооружение газопровода «Ямал-Европа»; сооружение Северо-Европейского газопровода; строительство скоростной магистрали «Берлин-Варшава-Минск-Москва»; создание на Ульяновском автозаводе совместного производства малотоннажных автомобилей, джипов и дизельных двигателей; модернизация Оскольского меткомбината; открытие завода компании Volkswagen в Калуге; подписание компанией «Российские железные дороги» и «Deutsche Bahn» соглашения о создании совместного предприятия в области транспорта и логистики, которое займется контейнерными перевозками между Западной Европой, СНГ и Дальним Востоком. Существует ряд проектов в розничной торговле и других отраслях. На территории России действуют более 2 тысяч совместных российско-германских предприятий, большая часть которых находится в Москве и Санкт-Петербурге. Наибольшую долю российских инвестиций в экономику Германии составляют вложения АО «Роснефть» в строительство нефтеперегонного завода «Лейна-Рафинери-2000» и РАО «Газпром» по участию в проектах фирмы «Винтерсхалл» в газовой промышленности Германии.
Определенную интригу представляет исход переговоров между «Газпромом» и немецкими компаниями BASF и E.ON об обмене энергетическими активами. Российская монополия стремится выйти на европейские, в первую очередь, на немецкий рынок розничной торговли газом, где существует более высокая норма прибыли. В свою очередь, западные корпорации заинтересованы в расширении своей ресурсной базы и получении доступа к российским месторождениям. Однако, судя по отсутствию официальной информации о ходе переговоров, можно говорить, что прорыва в них пока не достигнуто.
Необходимо отметить стратегическое сотрудничество в области образования и профессиональной подготовки, а также сотрудничество в области науки и научных исследований.
В политической сфере между Россией и Германией нет серьезных противоречий, но эти противоречия успешно продуцируются внешними силами. Так, несмотря на неоднократные призывы России и согласие Германии с тем, что переговоры по статусу Косова необходимо продолжать, после того, как косовские албанцы официально в одностороннем порядке объявили о своей независимости, Германия эту независимость признала. При этом она еще продолжает оказывать помощь Косову.
Другая точка расхождений между Россией и Германией – ядерная программа Ирана. Германия вместе с постоянными членами Совета Безопасности ООН участвует в переговорах с Ираном по урегулированию этой проблемы. При этом Россия вместе с Китаем выступает против введения в отношении Ирана каких-либо санкций и продолжает сотрудничать с ним в ядерной сфере. Германия придерживается более жесткого подхода к Ирану и требует ужесточения санкций, но здесь вполне очевидно, что эта позиция является в меньшей степени немецкой, а в большей англо-американской.
Есть еще ряд вопросов, где Германия занимает антироссийскую позицию. Это состояние демократии и прав человека в России, дело Ходорковского, свобода СМИ, выборы, Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье. Они являются традиционными фоновыми проблемами российско-западных отношений, и среди западных стран существует устойчивый консенсус, какую позицию следует занимать по этим проблемам, хотя бы на уровне риторики. При этом антироссийская позиция Германии является здесь в наибольшей степени умеренной.
В последнее время спала острота еще одной давней проблемы в отношениях двух стран. Речь идет о судьбе перемещенных культурных ценностей. Вопрос об этом встал во главу повестки дня двусторонних отношений в период первого президентского срока Владимира Путина, когда должность министра культуры России занимал Михаил Швыдкой, прославившийся целым рядом экстравагантных инициатив, суть которых сводилась к тому, что все вывезенное из Германии во время Великой Отечественной войны необходимо вернуть назад. Немцы были не прочь воспользоваться случаем, но эти предложения М.Швыдкого настолько шли вразрез с российскими законами и исторической справедливостью, что когда ситуация была аккуратно отыграна В.Путиным назад, они поняли это правильно, и данный вопрос не повлиял на российско-германские отношения.
Главный вывод, вытекающий из анализа отношений между Россией и Германией, заключается в том, что эти две страны потенциально являются стратегическими союзниками. В целом Германия рассматривает сегодня Россию как равноценного партнера важнейших промышленно развитых стран мира. Но, несмотря на сравнительно благоприятный торгово-политический режим, на пути российских товаров на германский рынок имеются и препятствия, такие как антидемпинговые процедуры против ввоза ряда российских товаров, количественные ограничения по отношению к отдельным товарам, ограничения по обмену высокотехнологичными изделиями и услугами. С другой стороны, торгово-политические условия, действующие в настоящее время в России, тоже имеют свои негативные стороны, влияющие на развитие торгово-экономических отношений с Германией. Они сводятся к следующим проблемам: политическая и экономическая нестабильность, снижение экспортного потенциала, нестабильность внешнеэкономического законодательства, высокий уровень преступности в бизнесе, низкое качество и узость ассортимента экспортных товаров, сырьевая направленность экспорта.
Кроме того, Россия заинтересована в сотрудничестве с Германией, как с экономическим лидером Евросоюза. ЕС – важнейший экономический партнер России: 40% ее внешней торговли приходится на страны Союза, оттуда поступает более половины прямых инвестиций в Российскую экономику. Как утверждает немецкая сторона, «первостепенная цель германской и западной политики состоит в том, чтобы Россия стала частью новой Европы, и к этому мы будем дальше стремиться».
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате торговли товарами и услугами, между Россией и Германией завязались тесные отношения, основанные на обоюдной экономической выгоде. С расширением ЕС на Восток возможные выгоды от сотрудничества между двумя странами только увеличиваются.
Как мы можем наблюдать, для экспорта германского капитала характерен достаточно стабильный рост, но импорт капитала в Германию отличается нестабильностью и определяется интенсивностью политики правительства Германии по стимулированию иностранных капиталовложений, а также текущей экономической ситуацией в стране.
Зарубежные инвестиции, прежде всего прямые, являются для Германии инструментом расширения производства и рынков сбыта. Секторальная структура германских инвестиций показывает, что усиление активности за рубежом осуществляется в первую очередь за счет экспансии конкурентоспособных сегментов германской промышленности, демонстрирующих относительно благоприятный баланс занятости на предприятиях внутри страны, сравнительно большую интенсивность исследований и высокую экспортную активность.
Заключение
Деятельность министерства экономического развития Ставропольского края направлена на проведение на территории Ставропольского края государственной политики, внешнеторговой, внешнеэкономической, международной, межрегиональной, выставочно-ярмарочной, туристской, инвестиционной деятельности, разработки и реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ, а также поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства.
Изучив внешнеэкономическую деятельность Ставропольского края можно сказать, что значительным фактором, сдерживающим развитие ВЭД в крае, выступает сильная дифференциация социально-экономического развития муниципальных образований.
Главной целью развития ВЭД края является максимальное использование внешнеэкономического потенциала для социально-экономического развития региона, для создания самообеспечиваемой экономики, способной работать в режиме равноправного обмена с другими регионами и государствами, что в конечном итоге служит повышению благосостояния населения.
Анализ современных тенденций экономики Германии позволяет сделать следующий вывод: подъем мировой экономики способствует подъему экономики Германии в среднесрочном периоде, что позволяет улучшать основные макроэкономические показатели, способствует росту инвестиций и объема производства.
Что касается экономического сотрудничества Германии, то здесь развитие более или менее предопределено и снятие препятствий не является какой-то уступкой Германии и Западу в целом, оно свидетельствует о нормализации нашей внутренней экономической жизни.
Список использованной литературы
1. Османов М.Н. Совершенствование организации ВЭД на уровне региона. – М.: Изд-во МГУ, 2000
2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 2001.
3. Официальный сайт губернатора Ставропольского края // gubernator.stavkray.ru
4. Официальный сайт Министерства экономического развития
5. Официальный сайт органов государственной власти Ставропольского края http://www.stavkray.ru/
6. Акумов П.Л. Актуальные проблемы Европы. Глобальные вызовы и Европа. №3. М., 2006
7. Борисов С. Германия и ее экономика // Экономика и жизнь. 2001. №47.
8. Битюков С. Экономика Германии // Экономика и жизнь. 2003. №34.
9. Гутник В., Германия: дорога к подъему // МЭиМО. 2003. № 6.
10. Гамза П., Германский капитал за рубежом // МЭиМО. 2003. № 4.
11. «Германия. Конституция и законодательные акты». М.: Прогресс, 2002
12. Ригер Р. “Экономическая история Германии”. М.: 2006.
13. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей с Германией – М- Прогресс 2003;
14. Федерация в зарубежных странах.-М.:Юрид. лит.,2004.
15. Современные зарубежные конституции. МЮИ, М., 2005 г.
16. Эффенберг Т., Заммер М. “История Германии в Новейшее время”. МЮИ, М., 2002 г.
17. Рыбалкин В.Е., Международные экономические отношения Москва, 1998. С. 89;
18. 32. Тихонравов Ю.В., Геополитика, ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», М. 2005 г. С.51;
19. 33. Хойер В.Г. Как делать бизнес в Европе: Пособие. – Москва «Прогресс», 2000. С.39;
20. 34. Шмелев В.В., ” Коллективные валюты -от счетных единиц к международным деньгам ” – Москва, «Финансы и статистика», 2003. С. 65;