Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци

БЕЛОРУССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Контрольная работа
 
по дисциплине «Педагогика»
                                       
                                                    
                                                     
                                                    студента 3 курса
                                                          заочного отделения
                                           СПФ МВС
                                            группа 233
                                                                             Онищука Сергея Степановича

Минск 2006
Содержание
Вопрос 1.
 
Теория элементарного образования И.Г.Песталоцци…………………………………………3
1.1. И.Г. Песталоцци — крупнейший представитель
мировой педагогической мысли XVIII — начала XIX вв.……………………………………3
1.2. Сущность и основные положения
теории элементарного образования И.Г. Песталоцци…………………………………………4
1.3. Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци…………………………………7
Вопрос 2.
Методы организации учебно-познавательной деятельности (Ю.К.Бабанский)…………….9
2.1. Понятие и сущность метода обучения……………………………………………………..9
2.2. Классификация методов обучения (Ю.К. Бабанский)…………………………………..10
2.3. Краткая характеристика методов обучения (по Ю.К.Бабанскому)……………………11
Список использованной литературы………………………………………………………15
Вопрос1.
Теорияэлементарного образования И.Г. Песталоцци
1.1. И.Г. Песталоцци — крупнейший представитель
мировойпедагогической мысли XVIII — начала XIX вв.
Одним из первых педагогов конца XVIII — начала XIX в., оказавшим своимиидеями и опытом практической деятельности огромное влияние на все последующееразвитие мировой педагогической мысли, был швейцарец И.Г. Песталоцци,родоначальник влиятельного направления в педагогике, известного под названиемпесталоццианства.
В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827)известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитанияуниженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава «народногопроповедника», «отца сирот», создателя подлинно народной школы.
            И.Г.Песталоцци родился в Цюрихе в семье врача и рано остался без отца. Образованиеон получил обычное для того времени: сначала окончил начальную школу нанемецком языке, потом — традиционную латинскую школу и школу повышенного типа,готовившую к получению высшего образования, — гуманитарную коллегию, нечтовроде старших классов гимназии, после чего учился в высшей школе—КоллегиумКаролинум, где готовились протестантские теологи и проповедники, уйдя с последнеготеологического курса. Главной причиной этого было увлечение Песталоцципросветительскими и революционными идеями, пришедшими из Франции, прежде всегоидеями Ж.-Ж. Руссо, озабоченностью судьбами простого народа, жившего в нищете иневежестве. Поиск практических путей вывода простых людей из жалкого состоянияПесталоцци видел в изменении характера воспитания детей, которое должнообеспечивать им единство нравственного, умственного и физического развития, атакже подготовку к производительному труду через активное участие в нем.
            Существеннымотличием И.Г. Песталоцци от большинства его предшественников было то, что своипедагогические идеи он выводил из практики и старался проверять ихдейственность в деятельности открывавшихся им самим воспитательно-образовательныхучреждений. Первым из них была школа для детей бедняков, которую он открыл всвоем маленьком имении Нейгоф (1774—1780), затем в течение одного года онвозглавлял приют для детей-сирот в городке Станце (1798—1799), наконец, онруководил воспитательными учреждениями в Бургдофе (1800—1804) и Ивердоне(1805—1825).Последние два были школами-интернатами, где одновременно готовилисьи учителя народных школ. Эти воспитательно-образовательные учреждения приобрелимеждународное признание. Многие известные ученые, учителя различных европейскихстран приезжали знакомиться с опытом работы этих школ.
            Педагогическиеидеи, наблюдения и выводы из своей педагогической работы в Нейгофе и СтанцеИ.Г. Песталоцци изложил в таких широко известных сочинениях, как «Письма г-наПесталоцци к г-ну Н.Э.Ч. о воспитании бедной сельской молодежи» (1777),«Лингард и Гертруда» (1781—1787), «Письмо к другу о пребывании в Станце»(1799), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая песня» (1826). Врезультате обдумывания своей работы он пришел к мысли о том, что стремлениедетей к деятельности и развитие их природных сил требуют максимальногоупрощения приемов и методов обучения в начальной школе. Так у него зародиласьидея об элементарном (поэлементном) первоначальном обучении как инструментеразвития личности воспитанников.
           
1.2.Сущность и основные положения
теорииэлементарного образования И.Г. Песталоцци
В последующие годы жизни, руководя «институтами» в Бургдорфе и   Ивердоне,И.Г. Песталоцци идею об элементарном первоначальном обучении превратил вопределенную концепцию, которая стала известной под названием «методПесталоцци», под которым понималась система обучения детей, ориентированная наих всестороннее развитие, формирование «ума, сердца и руки». Сущность своего методаИ.Г.Песталоцци изложил в ряде сочинений: «Метод. Памятная записка Песталоцци»(1800), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Памятная записка парижскимдрузьям о сущности и цели метода» (1802), «Что дает метод уму и сердцу» (1806),«Памятная записка о семинарии в Кантоне Во» (1806) и др.
            Ведущейв педагогической концепции И.Г. Песталоцци была новая трактовка идеиприродосообразности воспитания, понимаемого как необходимость строить его всоответствии с внутренней природой ребенка и установкой на развитие всехзаложенных в нем духовных и физических сил. В этом и состоит общечеловеческаясущность воспитания и его задач.
            И.Г.Песталоцци полагал, что задаткам, потенциальным внутренним силам, которымиребенок обладает от рождения, свойственно стремление к развитию. Им быливыделены силы человеческой природы троякого рода:
1) силы знания,состоящие в предрасположенности к внешнему и внутреннему созерцанию;
2) силы умения,вырастающие из задатков к всестороннему развитию тела;
3) силы души,вырастающие из задатков к тому, Чтобы любить, стыдиться и владеть собой.
Соответственно этому и первоначальное, элементарное, обучение И.Г.Песталоцци подразделял на умственное, физическое и нравственное, подчеркивая,что эти составляющие должны развиваться в непрерывном согласии ивзаимодействии, чтобы какая-нибудь одна из сторон личности не получилаусиленного развития за счет остальных.
             Рассматриваягармонию развития сил человеческой природы в качестве идеала воспитания, цельювоспитания И.Г. Песталоцци признавал то, чтобы вырабатывать у воспитанниканекую «совокупную силу», благодаря которой может устанавливаться известноеравновесие между умственными, физическими и нравственными силами отдельнойличности. Выработку такого равновесия сил И.Г. Песталоцци считал одной изведущих задач первоначального обучения. При этом существенно значимым был тотмомент, что усвоение ребенком полезных знаний не было оторвано от умения ихприменять. Именно во взаимодействии механизмов познания и умений И.Г.Песталоцциусматривал основу саморазвития.
            Совокупностьсредств образования, позволяющая помочь воспитаннику в его естественномстремлении к саморазвитию, была представлена идеями И.Г. Песталоцци об«элементарном образовании», которые он обобщенно именовал как «метод». Методэлементарного образования — это определенная система упражнений по развитиюспособностей ребенка. Песталоцци разработал систему упражнений, руководствуясьследующими теоретическими идеями:
1)   ребенок от рождения обладает задатками, потенциальными внутренними силами,которым свойственно стремление к развитию;
2)   многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения —основа развития и совершенствования внутренних сил, их целостного развития;
3)   активность ребенка в познавательной деятельности — необходимое условиеусвоения знаний, более совершенное познание окружающего мира.
Само название «элементарное образование» подразумевало такую организациюобучения, при которой в объектах познания и деятельности детей выделяютсяпростейшие элементы, что позволяет непрерывно продвигаться в обучении отпростого ко все более сложному, переходить от одной ступени к другой, доводязнания и умения детей до возможной степени совершенства.
И.Г. Песталоцци полагал, что обучение детей, особенно первоначальное,должно строиться с учетом их возрастных особенностей, для чего следуетпристально изучать самого ребенка. Знание детской природы со всеми личностнымипотребностями и устремлениями должно лежать в основе выбора способов примененияразличных педагогических средств, которые имеют своей задачей развитие всехвнутренних и внешних сил ребенка. Отсюда следовал вывод: необходимо всемерноспособствовать упражнению всех сил ребенка, побуждая его к их использованию.
Исходным моментом в познании Песталоцци считал чувственное восприятиепредметов и явлений окружающего мира. Вот почему большое значение он придавалпринципу наглядности в обучении как средству развития у детей наблюдательности,умений сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки исоотношения между ними. Наблюдения в этой связи он рассматривал как важнейшийисточник познания. В процессе обучения И.Г. Песталоцци рекомендовалруководствоваться тремя правилами: учить смотреть на каждый предмет как нацелое, знакомить с формой каждого предмета, его мерой и пропорциями, знакомитьс наименованием наблюдаемых явлений. В связи с этим им была разработана такназываемая азбука наблюдений, состоящая из последовательных рядов упражнений, которыепомогают ребенку устанавливать и определять характерные признаки наблюдаемогообъекта, группировать их на основе признака и тем самым формировать его образ.Мысль о значении такого рода упражнений, конечно, продуктивна. Но еепрактическое воплощение нередко принимало и у самого И.Г. Песталоцци, и у егопоследователей односторонний, формальный характер из-за переоценки ролимеханических упражнений в развитии личности.
Разрабатывая идеи развивающего школьного образования и элементарногообучения, И.Г. Песталоцци был одним из основоположников концепции развивающегообразования: предметы преподавания рассматривались им больше как средствоцеленаправленного развития способностей, чем как средство приобретения знаний.Идею Песталоцци о развивающем обучении великий русский педагог К.Д. Ушинскийназвал «великим открытием Песталоцци». Выделение и обоснование развивающейфункции обучения ставило перед педагогом принципиально новые задачи: выработкуу учеников ясных понятий с целью активизации их познавательных сил. Идеяразвивающего обучения в концепции Песталоцци несла в себе потенциальноноваторскую силу, став предметом пристального изучения и разработки впедагогических теориях выдающихся педагогов XIX—XX вв.
Рассматривая задачи народной школы, И.Г. Песталоцци выделял особую еероль в нравственном воспитании, так как конечные результаты школьногообразования и всех его средств состоят в достижении общей цели — воспитанииистинной человечности. Основу для нравственного развития ребенка И.Г.Песталоцци видел в разумных семейных отношениях, и школьное воспитание можетбыть успешным лишь в том случае, если будет действовать в полном согласии ссемейным. Любовь и расположение друг к другу воспитателей и воспитанников — вотте начала, на которые необходимо опираться в учебно-воспитательных учреждениях.
Простейшим исходным элементом физического развития И.Г. Песталоцци считалспособность к движению в суставах ребенка. На основе естественной повседневнойдеятельности ребенка он предлагал строить и систему школьной элементарнойгимнастики. В содержание физического воспитания он включал также и развитиеорганов чувств.
Ведущей в педагогической концепции И.Г. Песталоцци была идеяприродосообразности воспитания. Вслед за Ж.-Ж. Руссо он призывает в процессевоспитания и обучения учитывать внутреннюю природу ребенка и строитьвоспитательно-образовательный процесс с установкой на развитие заложенных в немдуховных и физических сил.
1.3. Значение педагогического творчества И.Г.Песталоцци
И.Г. Песталоцци по праву можно назвать основателем подлинно народнойшколы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, он обосновал методикуобучения родному языку, считая, что речь нужно развивать планомерно ипоследовательно, одновременно обогащая представления детей об окружающем мире.И.Г. Песталоцци считал необходимым расширить содержание начального образования,включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение,гимнастику. Обучение арифметике должно строиться на основе наглядности иразвития активности и сознательности детей.
Посвятив всю свою жизнь педагогике, живя зачастую впроголодь и отдаваяпоследние скудные средства на основание воспитательно-образовательныхучреждений, И.Г. Песталоцци свято верил и творил, следуя выдвинутой им идее:сущность подлинного воспитания, единого для всех людей — в воспитании истиннойчеловечности.
Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци в том, что он заложилнаучные основы методики начального обучения. Его теория элементарногообразования и созданные им учебники первоначального обучения на долгие годыстали образцом и исходным пунктом для творчества педагогов других поколений. Напервое место Песталоцци ставил изучение родного языка, затем — развитие устнойречи и на этой основе обучение чтению. Разработанные им приемы и упражнения дляразвития речи прочно вошли в практику начальной школы и соответствующиеметодики.
Выдвинутые педагогом положения о развитии самодеятельности детей в учениии труде, о взаимообучении, о соединении обучения с производительным трудомнавсегда вошли в арсенал демократической научной педагогики. Его требованиестроить отношения воспитателей и воспитанников на основе взаимной любви идоброжелательности стало центральной идеей гуманистической педагогики.
Песталоцци намного опередил свое время в познании законов воспитания иразвития личности. Он первым установил, что все естественные силы и способностидетей развиваются в процессе их упражнения в жизни и провозгласил основнойпринцип — жизнь образует.  
Великий русский педагог К.Д. Ушинский справедливо называл И.Г. Песталоцципервым народным учителем и отцом новейшей педагогики. 

Вопрос 2.
Методы организации учебно-познавательной деятельности(Ю.К.Бабанский)
           
2.1.Понятие и сущность метода обучения
           
            Метод (от греч. metodos) означает способ познания, исследования явленийприроды и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путьпродвижения к истине.
            Методы обученияопределяются как система упорядоченных способов взаимосвязанной деятельностиучителя и учащихся, направленных на достижение цели образования. С точки зренияданного определения метод обучения органически включает в себя обучающую работуучителя (преподавание) и организацию учебно-познавательной деятельностиучащихся (учение) в их взаимосвязи, а также специфику их работы по достижениюобразовательных, развивающих и воспитательных целей обучения.
            Каждый метод обученияхарактеризуется тремя признаками:
·    обозначает цель обучения;
·    способ усвоения;
·    характер взаимодействия субъектов обучения.
Отражаядвуединый характер процесса обучения, методы являются одним из механизмов, способовосуществления педагогически целесообразного взаимодействия учителя и учащихся,которое строится на основе ведущей и направляющей роли учителя. Сущностьметодов обучения рассматривается как целостная система способов, приемов исредств, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организациюучебно-познавательной деятельности учащихся.
Основнымиположениями, на которых строится современная методика обучения, являются:
1.   Любые знания, умения,  навыки и привычки возникают, образуются и упрочиваютсяу школьников лишь в процессе его непосредственной деятельности какпедагогический результат этой деятельности. При этом следует иметь в виду, чтони один метод не дает прямого учебного результата: каждый метод представляетсобой средство управления механизмом процесса обучения, т.е. организует учебнуюдеятельность учащегося.
2.   Совокупность методов должна непременно приводить к достижению всех целейобучения.
3.   Тесная взаимосвязь и обусловленность выбора и эффективного применениялюбого метода и типичной педагогической ситуации. Отсюда возникает важнаязадача методики обучения — установление и раскрытие закономерных связейуспешного применения методов с типичной педагогической ситуацией.
4.   «Ни одно средство не может быть объявлено хорошим либо плохим, будучивырвано из всей системы средств; решающим моментом является логика и действиевсей системы средств, гармонически организованных» — так обобщенносформулировал это положение А.С. Макаренко на основе технологической логикипедагогических процессов.
5.   Тесная взаимосвязь методов обучения и воспитания. Логика взаимосвязиметодов обучения и воспитания определяется принципом целостного подхода кпроцессам обучения и воспитания.
2.2.Классификация методов обучения (Ю.К. Бабанский)
Одной из острых проблемсовременной дидактики является проблема классификации методов обучения. Вмировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификацииметодов обучения. Так как метод категория универсальная, «многомерноеобразование», обладает множеством признаков, то они и выступают в качествеоснований для классификаций. В настоящее время нет единой точки зрения по этомувопросу. Наличие различных точек зрения на проблему классификации отражаетестественный процесс дифференциации и интеграции знаний о методах обучения.Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения.
Предложено многоклассификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый изавторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели.
Наибольшеераспространение в дидактике последних десятилетий получила классификацияметодов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяется трибольшие группы методов обучения:
1)   Методы  организации и осуществления учебно-познавательнойдеятельности:
а) словесные(рассказ, лекция, семинар, беседа),
б) наглядные(иллюстрация, демонстрация и др.),
в) практические(упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.),
г) индукция идедукция,
д)репродуктивные и проблемно-поисковые (от частному к общему, от общего кчастному),
е) методысамостоятельной работы и работы под руководством преподавателя; 
2)   Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
а)познавательные игры,
б) учебныедискуссии,
в) созданиеситуаций успеха в учении,
г) разъяснение,
д) поощрение ипорицание ученика;
3)   Методы контроля и самоконтроля за эффективностьюучебно-познавательной деятельности:
а) методыустного контроля и самоконтроля в обучении,
б) методыписьменного контроля,
в) лабораторныйконтроль,
г) машинныйконтроль,
д) самоконтроль.
            Существуют и другиеподходы к классификации методов обучения. Нужно отметить, что ни одна изклассификаций не является совершенной, поэтому поиск классификаций впедагогической науке продолжается.
2.3.Краткая характеристика методов обучения (по Ю.К. Бабанскому)
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
1) Большое значение в обученииимеет устное изложение (объяснение) изучаемого материала учителем. Для этогоиспользуются словесные методы:Рассказ — это метод повествовательно-сообщающего изложения  учителем описательного материала с применением приемов активизации познавательной деятельности учащихся (биографии писателей, материал о географическом положении отдельных регионов, ход исторических событий и т.д.). Лекция — это метод обучения, когда учитель в течение продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активизации познавательной деятельности учащихся (например, анализ творчества писателей, изучение по физике темы «Механическое движение и т.д.); используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Беседа — это диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Различают виды бесед: вводная, беседа-сообщение, синтезирующая или закрепляющая; индивидуальная и фронтальная; собеседование как разновидность беседы.
2) Под наглядными методами обученияпонимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится всущественной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособияи технических средств. Эти методы используются во взаимосвязи со словесными ипрактическими методами. Их можно разделит на две группы:Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов. Таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и пр.
В современныхусловиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каккомпьютер индивидуального пользования.
3) Практические методы обученияоснованы на практической деятельности учащихся. Этими методами формируютпрактические умения и навыки. К ним относятся:Метод упражнений состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. По своему характеру упражнения бывают устные, письменные, графические и учебно-трудовые. Метод лабораторных работ состоит в том, что учащиеся, изучив теоретический материал, под руководством учителя выполняют опыты с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. изучают явления с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане. Практические работы проводятся после изучения крупных разделов и носят обобщающий характер. Они могут проводиться как в классе, так и за пределами школы
Особый вид практических методовобучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами ирепетиторами.
4) Индуктивные и дедуктивные методы(логические аспекты).
5)  Репродуктивные ипроблемно-поисковые методы (от частного к общему, от общего к частному):Сущность репродуктивного метода обучения состоит в том, что определенные умения и навыки приобретаются и формируются путем многократного повторения способа деятельности по заданию учителя. Деятельность учителя состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность ученика — в выполнении действий по образцу. Суть проблемного метода изложения заключается в том, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем используется частично-поисковый или эвристический метод обучения. Суть его в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения.
5) Одной из важных задач обученияявляется формирование у учащихся умения и стремления к самостоятельной учебнойработе по углублению и расширению научных знаний, развитию своих умственныхспособностей и творческих задатков. Известный дидакт Б.П. Есипов писал:«Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения,– это такаяработа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по егозаданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиесясознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя своиусилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических(или тех или других вместе) действий».
Методыстимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
1) Познавательные (дидактические)игры — это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которыхучащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода —стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре,где он выступает активным преобразователем действительности.
2) Главное назначение учебнойдискуссии в процессе обучения — стимулирование познавательного интереса,вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той илииной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументациичужой и своей позиции.
3) Создание ситуаций успеха вучении.
4) Разъяснение — это методобучения, при котором учитель не столько сообщает новый материал, сколькоанализирует его, поясняет и доказывает те или иные его положения (например,изучение геометрических теорем). 
5) Поощрение и порицание ученика.
Методыконтроля и самоконтроля за эффективностью
учебно-познавательнойдеятельности
1) Устный контроль (индивидуальный,фронтальный, уплотненный) осуществляется путем опроса. Правильность ответовопределяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляетсяопределенный балл, который показывает осмысленность, полноту и глубину усвоениязнаний.
2) Письменный  контрольосуществляется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов,письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, атакже различаться глубиной диагностики (поверхностный срез или основательныйанализ).
3) Лабораторный контроль направленна проверку умений учащихся владеть лабораторным оборудованием, которое будетиспользовано на уроке. Часто сочетается с письменными и графическими работами,решением экспериментальных задач, требующих проведения опытов.
4) Машинный (программированный)контроль осуществляется при наличии электронно-вычислительной техники иконтролирующих программ, применяется на всех этапах при изучении всех учебныхпредметов. Отличается высокой объективностью.
5) Тестовый контроль может бытьбезмашинным и машинным. В основе его лежат тесты — специальные задания,выполнение (или невыполнение) которых свидетельствует о наличии (илиотсутствии) у учащихся определенных знаний, умений.
6) Самоконтроль предполагаетформирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности,намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.
Списокиспользованной литературы
 Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1999. – 432 с. Духавнева А.В., Столяренко А.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2000.– 480с. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с. Коротков В.М. Введение в педагогику. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 256 с. Педагогика: краткий курс: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. С.Н. Галенко, В.С. Кравцова. – Мозырь: МГПУ, 2002. – 79 с. Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – 576 с. Прокопьев И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / Учеб. пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: Тетрасистемс, 2002. – 544 с. Пуйман С.А. Педагогика. Основные положения курса / С.А. Пуйман. – 3-е изд., стереотипное. – Мн.: «Тетрасистемс», 2002. – 256 с. Харламов И.Ф. Педагогика: Компактный учебный курс: Для студентов ун-тов и пед. ин-тов / И.Ф. Харламов. – Мн.: Университетское, 2001. – 272 с.