«я был душой дурного общества…»

«Я БЫЛ ДУШОЙ ДУРНОГО ОБЩЕСТВА…» Литературно-музыкальный вечер, посвященный памяти В.С. ВысоцкогоЗал оформлен портретом Высоцкого, цитатой из стихотворения «Я был душой дурного общества…». Стол со свечами, на середине зала – стул, рядом гитара. Звучит музыка.1 ВЕД: Владимир Высоцкий… Это имя и при жизни было легендой. А после смерти этим именем называют горные вершины, театры, корабли. В 1985 году астрономы Крымской обсерватории назвали открытую ими планету именем Владимира Высоцкого. Жизнь его короткая, но стремительная, пересекла небосклон человеческих судеб сияющим метеоритом. Он много раз умирал, но вновь воскресал. Не умея жить и чувствовать вполсилы, он работал на износ. 2 ВЕД: Дожить не успел, допеть не успел, не успел сказать что-то очень важное…Жизнь, прерванная на взлете… Наш вечер – не дань моде, а дань памяти. Памяти о человеке, который воплотил в своем творчестве боль и совесть прошлого и настоящего времени. Памяти поэта Владимира Высоцкого посвящается…В полутьме, под музыку, выходит чтец и начинает читать отрывки из стихотворения.Я был душой дурного общества,И я могу сказать тебе :Мою фамилью-имя-отчествоПрекрасно знали в КГБ.В меня влюблялася вся улицаИ весь Савеловский вокзал.Я знал, что мной интересуются,Но все равно пренебрегал.Свой человек я был у скокарей,Свой человек – у щипачей, – И гражданин начальник ТокаревИз-за меня не спал ночей.Ни разу в жизни я не мучилсяИ не скучал без крупных дел, – Но кто-то там однажды скурвился,шепнул, навел – и я сгорел.С тех пор заглохло мое творчество,Я стал скучающий объект, – Зачем мне быть душою общества,Когда души в нем вовсе нет!1 ВЕД: В этом году Высоцкому исполнилось бы 65 лет, но до этого дня Владимиру Семеновичу не суждено было дожить: “Кто кончил жизнь трагически, тот – истинный поэт, а если в точной срок, то в полной мере”. Эти слова, написанные им о других, оказались пророческими и для него самого. Имя и судьба Владимира Высоцкого стали легендарными еще при жизни. На его долю выпало немало стихий – театр, кино, поэзия, музыка, песни…Так кем же он был для современников? Каким запомнился, что оставил нам после себя? Однозначно не ответишь: ведь каждый и видит, и слышит “своего” Высоцкого.Звучит «Песня о переселении душ»2 ВЕД: Высоцкий жил, как и пел, с таким напором, с такой отдачей и шел навстречу своей судьбе с такой открытой беззащитностью, что не надо гадать, какое у него было сердце. Он осуществил мечту каждого человека – выразиться полностью, всем существом сразу.ЧТЕЦ: Я весь в свету, доступен всем глазам, – Я приступил к привычной процедуре:Я к микрофону встал как к образам…Нет-нет, сегодня – точно к амбразуре.И микрофону я не по нутру – Да, голос мой любому опостылит, – Уверен, если где-то я совру, – Он ложь мою безжалостно усилит.1 ВЕД: При жизни Высоцкого было много слухов о нем, много лжи, выдумок. Во избежание новых заблуждений начнем наш разговор о Высоцком с точных биографических сведений. Хотя полная биография еще не написана, причем здесь немало противоречий и взаимоисключающих версий. Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в городе Москве. Когда в 1941 году началась война, его отец – Семен Высоцкий уехал на фронт, а он с матерью остался в Москве. В 1943 году семью Высоцких эвакуировали в Уральское село на 2 года. Они жили там в бревенчатой избе, мать Высоцкого работала круглосуточно, поэтому Володю пришлось отдать в детский сад на шестидневку. Придя однажды домой, он сказал: «Счастье – это когда в манной каше нет комков».2 ВЕД: После войны в 1945 году Володя и его мать возвратились в Москву. А когда он пошел в школу, то учился хорошо, но отличником не был – много хулиганил, передразнивал одноклассников и учителей, писал на уроках какие-то стихи и басни. в 1947 году отец Высоцкого был направлен в Германию на военную службу и Владимир тоже поехал с ним. Живя в Германии отец подарил сыну велосипед, а Владимир отдал его по соседству немецкому мальчишке. Семену Владимировичу Володя объяснил: «У меня есть ты, а у него отец на фронте погиб». В 1949 году Высоцкий вернулся в Москву где жил с матерью в Большом Каретном переулке. Там на воспетом в песне Большом Каретном, формировался его кодекс поведения.Звучит песня «На Большом Каретном»1 ВЕД: Игорь Кохановский – автор песни «Бабье лето», которую долго приписывали Высоцкому, – научил Володю простейшим гитарным аккордам. Будучи десятиклассником, Владимир посещал театральный кружок и точно знал, что хочет стать артистом. Но поступать в театральный ему запретил отец. Высоцкий решил пойти в инженерно-строительный институт. Но рисовать чертежи и делать расчеты Владимиру категорически не понравилось и перед зимней сессией он забрал документы из института. На следующий год Высоцкий поступил в школу-студию МХАТ. 2 ВЕД: Поступить в студию МХАТ было непросто – некоторые члены комиссии считали его «профессионально непригодным» из-за хриплого голоса. Но все же он преодолел и эту преграду и стал замечательным и талантливым актером. Однако в театре для Высоцкого долгое время не находилось ролей соответствующего накала и масштаба. Владимиру приходилось играть Лешего в сказке «Аленький цветочек», каких-то эпизодических персонажей в спектакле с названием «Свиные хвостики». Лишь в 1964 году, он наконец нашел свой театр – Театр на Таганке. 19 сентября Высоцкий уже играл роль Второго Бога в спектакле «Добрый человек из Сезуана». Это было только начало – потом следовали роли Галилея, каторжника Хлопуши, роль Лопахина в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад», роль Свидригайлова в спектакле «Преступление и наказание».Демонстрация фотографий из спектаклей1 ВЕД: Но самой значительной ролью Владимира Высоцкого в театре осталась его работа в драме У. Шекспира «Гамлет». Эта роль была сыграна им 217 раз и получила самые высокие оценки как у нас в стране, так и за рубежом. Высоцкий не только играл в театре, но и снимался в кино. Известны его актерские работы в картинах «Хозяин тайги», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Вертикаль», «Опасные гастроли», «Служили два товарища», «Интервенция», «Короткие встречи». Особую популярность Высоцкому – киноактеру принесли две роли в телевизионных фильмах – роль Жеглова «Место встречи изменить нельзя» и роль Дона Гуана «Маленькие трагедии».2 ВЕД: Невысокий и худощавый Владимир Высоцкий на сцене преображался. Он казался великаном, сверхчеловеком. Несмотря на свой небольшой рост (около 170 сантиметров) и стройную фигуру. Высоцкий был отличным спортсменом и старался поддерживать хорошую физическую форму. Но физическая сила – это далеко не все. Гораздо важнее была сила внутренняя – ее ощущал каждый, кто видел Высоцкого в театре или на экране. Владимир Высоцкий не просто играл роли, он проживал их жизни – и пел о них песниЗвучит песня «Он не вернулся из боя»1 ВЕД: В СССР долгое время мало кто знал настоящую биографию Высоцкого – каждый рассказывал свою легенду. Кто-то воевал с ним, кто-то поднимался на Эльбрус, кто-то рассказывал в подробностях о Высоцком-дальнобойщике и отказывался верить, что автор знаменитых песен – московский актер, любивший дорогие машины и красивые вещи.2 ВЕД: Многие годы песни Высоцкого записывались и исполнялись нелегально. Встречи со зрителями проходили в небольших клубах, на заводах, в НИИ, в маленьких рыбацких поселках, за колючей проволокой лагерей. Официально Владимир Высоцкий не был признан поэтом и исполнителем. Но его песни знал и слушал весь народ. Власть боялась его едких песен – это были песни протеста – против пошлости, фальши, несвободы. Поэту было больно за страну, за народ, потерявший в войне миллионы людей, но не обретший свободы.ЧТЕЦ: У меня гитара есть – расступитесь, стены!Век свободы не видать из-за злой фортуны!перережьте горло мне, перережьте вены – только не порвите серебряные струны!я зароюсь в землю, сгину в одночасье – Кто бы заступился за мой возраст юный!Влезли ко мне в душу, рвут ее на части – Только б не порвали серебряные струны!Но гитару унесли, с нею и свободу, – Упирался я, кричал: «Сволочи, паскуды!Вы втопчите меня в грязь, бросьте меня в воду – Только не порвите серебряные струны!»Что же это братцы! Не видать мне, что ли,Ни денечков светлых, ни ночей безлунных?!Загубили душу мне, отобрали волю, – А теперь порвали серебряные струны…1 ВЕД: Высоцкому было 7 лет, когда закончилась Великая Отечественная война, но военная тема звучит в его песнях с необыкновенной силой.ЧТЕЦ: Кто сказал: «Все сгорело дотла,Больше в землю не бросите семя…»Кто сказал, что Земля умерла?Нет, она затаилась на время…Материнства не взять у Земли,Не отнять, как не вычерпать моря.Кто поверил, что Землю сожгли?Нет, она почернела от горя.Как разрезы, траншеи легли,и воронки – как раны зияют.Обнаженные нервы ЗемлиНеземное страдание знают.Она вынесет все, переждет,Не записывай Землю в калеки.Кто сказал, что Земля не поет,Что она замолчала навеки?Нет! Звенит она, стоны глуша,Изо всех своих ран, из отдушин,Ведь Земля – это наша душа,Сапогами не вытоптать душу.Кто сказал, что Земля умерла?Нет, она затаилась на время…Звучит песня «Братские могилы»1 ВЕД: У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. Роли из никем не поставленных и – более того – никем еще не написанных пьес. Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы быть написаны, могли бы появиться на сцене “пусть не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра. Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И потому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем .Исполняется сценка под фонограмму песни В. Высоцкого “Диалог у телевизора”2 ВЕД: У Высоцкого немало таких веселых шуточных юмористических песен. За хриплым напряженным голосом и жестокой манерой пения до поры до времени скрывалась восторженная и добрая ребячья душа. Прятался человек, гораздый на выдумку и озорство, умеющий верить в чудо и создавать его. Дети, общаясь со взрослыми, моментально распознают, кто из взрослых с ними на равных, а кто только “прикидывается” ребенком. Так вот, сочиняя свои “детские” сказочные песни, Владимир Высоцкий ребенком никогда не прикидывался. Он просто был им.Звучит песня В. Высоцкого “Лукоморья больше нет”1 ВЕД: Владимиром Высоцким написано более 600 песен и стихов. Каждое слово бьет в душу, заставляет думать, перечитывать снова и снова, и вдруг вырывается неизвестно откуда, как кит из-под толщи океанских вод, потаенный, ранее незаметный смысл. Каждая его песня, стихотворение – это история судьбы человека, вещи. Порой просто не понимаешь: о себе Высоцкий поет или о придуманном герое, серьезно или насмехается. Вот из-за этой “непонятности” и не терпели его власть предержащие. Было все: и травля в печати, и положенные на полку фильмы, препятствование его концертной деятельности, запрещение на выезд за границу и уголовное дело. Да, был такой эпизод, когда Высоцкого арестовали за незаконную концертную деятельность и нетрудовые доходы.ЧТЕЦ: Мой черный человек в костюме сером – он был министром, домуправом, офицером, – Как злобный клоун, он менял личиныи бил под дых, внезапно, без причины…И лопнула во мне терпенья жила – И я со смертью перешел на ты, – Она давно возле меня кружила,Побаиваюсь только хрипоты.Я от суда скрываться не намерен,Коль призовут – отвечу на вопрос.Я до секунд всю жизнь свою измерил – И худо-бедно, но тащил свой воз.Но знаю я, что лживо, а что свято, – Я понял это все-таки давно.Мой путь один, всего один, ребята, – Мне выбора, по счастью, не дано. Звучит песня В. Высоцкого “Спасите наши души”2 ВЕД: Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу.Исполняется песня В. Высоцкого “Я несла свою беду”2 ВЕД: Высоцкий – лирик… Высоцкий и любовь… В мире Высоцкого только любовь делает человека личностью – будь то комически безумная влюбленность, или высокое романтическое чувство, рождающееся и крепнущее в годы военных испытаний. В своей любовной этике Высоцкий удивительно старомоден. Женщина для него – предмет поклонения и ответственной заботы. Ей великодушно прощаются любые слабости. В то же время облик лирического героя отмечен мужественностью, широтой натуры, умением открыто выразить свои чувства в неприторной, скрашенной добрым юмором романтической манере.ЧТЕЦ: Когда вода всемирного потопаВернулась вновь в границы берегов,Из пены уходящего потокаНа сушу тихо выбралась Любовь – И растворилась в воздухе до срока,А срока – сорок сороков…И чудаки – еще такие есть – Вдыхают полной грудью эту смесь,И ни наград не ждут, ни наказанья, – И, думая, что дышат просто так,Они внезапно попадают в тактТакого же – неровного – дыханья.Я поля влюбленным постелю – Пусть поют во сне и наяву!..Я дышу, и значит – я люблю!Я люблю, и значит – я живу!Исполняется песня В. Высоцкого “Дом хрустальный”1 ВЕД: В жизни Высоцкого были две самые дорогие и любимые женщины. Первая жена – киноактриса Людмила Абрамова, мать его сыновей, Аркадия и Никиты. А в 1967 году в жизнь Высоцкого вошла Марина Влади, известная французская актриса русского происхождения, покорившая всех зрителей своей красотой и талантом. На самом деле ее звали Марина Владимировна Полякова-Байдарова. В 1970 году Марина Влади вышла замуж за Высоцкого. Когда у нее спросили, почему она не нашла себе мужа во Франции, она ответила: «Там – шарман, а здесь – мужик». В дни разлуки Марина Влади и Владимир Высоцкий общались по телефону, а телефонистка терпеливо соединяла их друг с другом.Звучит песня «Ноль семь»2 ВЕД: Это была красивая, длившаяся много лет, духовная связь двух бесконечно талантливых людей. Марина пыталась замедлить его бешеный темп – вдвоем трудно так быстро нестись по жизни. Отчасти ей это удалось. Во всяком случае, она продлила ему жизнь. ЧТЕЦ: Оплавляются свечина старинный паркет,И стекает на плечиСеребро с эполет.Как в агонии бродитЗолотое вино…Все былое уходит, – Что придет – все равно.2 ВЕД: Владимир Высоцкий страдал тяжелой болезнью – алкоголизмом. Все его попытки вылечиться были безрезультатны. В 1977 году его увезли в больницу прямо со спектакля «10 дней, которые потрясли мир». Роль Керенского за него доигрывал Валерий Золотухин. У Высоцкого обнаружили отек мозга. Печень и одна почка были разрушены. Врачи объявили, что при таком образе жизни его ждет смерть или умственная отсталость. Высоцкий как будто пытался ощутить вкус жизни, методично разрушая себя.И, улыбаясь, мне ломали крылья,Мой хрип порой похожим был на вой, – И я немел от боли и бессилья,И лишь шептал: «Спасибо, что – живой».1 ВЕД: Высоцкий ушел от нас рано утром 25 июля 1980 года. Официальный диагноз – инфаркт миокарда. Изношенный организм в конце концов отказал. За год до смерти у Высоцкого перестало биться сердце и остановилось дыхание. Медики это называют клинической смертью. Врачи спасли его. Как поступил после этого Владимир Семенович? Лег на полгода в больницу, затих… Нет! Он продолжал выкладываться на концертах и выжимать свитер в антрактах. В последние дни перед смертью он почти не вставал с кровати и кричал от боли. Но все равно отказывался ложиться в больницу. Говорил, что 27 июля ему надо играть «Гамлета», а 29-го – лететь в Париж к Марине Влади. Хотя все, кто видел тогда Высоцкого, вспоминают, что он постоянно говорил о скорой смерти. Возможно, он просто не хотел больше жить, не хотел, чтобы его спасали.^ ЧТЕЦ: Я – снова я, и вы теперь мне верьте, – яНемного прошу взамен бессмертья – Широкий тракт, холст, друга да коня;Прошу покорно, голову склоняя,Побойтесь Бога, если не меня, – Не плачьте вслед, во имя Милосердия!2 ВЕД: Никаких объявлений по радио и телевидению в тот день, конечно, не было, но к вечеру о смерти Высоцкого уже знала вся Москва. 28 июля тысячи людей потянулись на Таганку. В театре прощались с Владимиром Высоцким – поэтом, певцом, музыкантом, актером. Героем, который считал, что «опоздал родиться», но все-таки погиб на войне – на своей собственной необъявленной войне.Звучит песня В. Высоцкого “Кони привередливые”1 ВЕД: Эти стихи он написал за 8 лет до смерти. Друзья описали календарно, как именно он умирал: больной, всем ставший поперек горла и своей игрой, и своими песнями, и своей поэзией, и своей любовью, и своей добротой. Все понимали, что жизнь его кончилась. Многие допускали, что и после его смерти кто-то будет петь его песни, читать его стихи. Но даже те, кто был уверен, что живет рядом с гением, вынести обузу его гениальной невписанности в реальность уже не могли. И все-таки после этих стихов он еще успел многое допеть. На сцене ли театра, на съемочной площадке ли – Высоцкий отдавался творчеству до конца. Он умел концентрировать всю свою энергию на главном. Он будто не играл роль, а жил этой ролью.Чтец. Много неясного в странной стране, Можно запутаться и заблудиться, Даже мурашки ползут по спине, Если представить, что может случиться… Если ты в борьбу не вступал с подлецом, с палачом,-Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем.2 ВЕД: На Высоцкого можно было всегда положиться, он всегда был “при чем”. Однако, вечное противостояние, отсутствие свободы творчества, сражение с ветряными мельницами сломают любого. В последние два года Высоцкий пишет мало песен, все больше стихи. Стихи трагичные, мрачные, полные ожидания близкого конца, так же, как у Есенина. Кажется, что он просто устал от жизни, спел все, что посчитал нужным, и ушел. Но не умер, а оставил большую часть себя с нами в своих песнях и стихах.1 ВЕД: Из постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР: “…присудить Государственную премию СССР 1987 года Высоцкому Владимиру Семеновичу (посмертно) – за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме “Место встречи изменить нельзя” и авторское исполнение песен”.2 ВЕД: Лучшие песни Владимира Высоцкого – для жизни. Они друзья людей. В них есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, – есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть память. Память пройденный дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память…Звучит песня В. Высоцкого “Корабли”