Министерство образования и науки АР Крым
РВУЗ «Крымский инженерно-педагогический университет»
Факультет искусств
Кафедра ИЗО и ДПИ
Курсовая работа
по методике преподавания ИЗО и ДПИ
Тема: Развитие творческой активности и художественных способностей младших школьников на уроках иллюстрирования сказки.
Работу выполнила
студентка группы ЗИДИ-06
Паршина Александра
Руководитель:
Керимова С. А.
Симферополь, 2010.
Оглавление
I. Теоретическая часть
Введение стр.2
1. Значение периода детства для развития творческих способностей стр. 4
1.1 Этапы развития детского рисунка стр. 5
1.2 Изобразительное искусство и младший школьник стр. 5
2. Распределение материала по годам обучения в начальной школе стр. 7
3. Деятельность педагога
3.1Задачи педагога стр. 8
3.2Методы развития творческих способностей у детей стр. 9
4. Структура урока и проблемные ситуации стр. 10
5. Роль иллюстрации в формировании творческой деятельности детей стр. 13
5.1Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций. стр. 14
5.2Методика ознакомления детей с иллюстрацией. стр. 17
II. Практическая часть
1. План-конспект урока по теме «Иллюстрация сказки С. Я. Маршака «12 месяцев». стр. 19
2. Некоторые критерии оценки творчества детей
2.1. Место детского рисунка (возраст от 2 до 11 лет) в изобразительном искусстве. стр. 23 2.2. Оценка детской картины (возраст от 2 до 11 лет). стр. 24
Заключение стр. 25
Приложение стр. 27
Список литературы стр. 36
I. Теоретическая часть
Введение
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Сущность творчества – предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.
При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями.
Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все. Просто я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса.
Кому нужны творческие способности?
Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, оттого, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.
Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко….
Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей у детей в ходе знакомства с иллюстрированием сказки.
Цель данного исследования:
Изучение проблемы развития креативных способностей детей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности в этом направлении педагога дополнительного образования.
Выявить эффективные приемы развития творческих способностей в условиях учреждения дополнительного образования.
Использовать специальные приемы для развития творческих способностей детей.
В ходе работы, мы ставим перед собой следующие задачи:
Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.
Изучить и проанализировать разработанную проблему в психолого-педагогической литературе.
Выявить особенности творчества детей в процессе иллюстрирования любимых сказок.
1. Значение периода детства для развития творческих способностей
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.
Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.
Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано» между клетками мозга. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее.
Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременно и полноценного развития в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекали его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат. И считаем такое развитие нормальным!
Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
Парадоксально, но это условие легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить.
Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно. И в это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи.
Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни – самое благодатное время, когда наши радужные заботы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь.
Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение” ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.
Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя — образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие — пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.
Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения, как смотрим мы.
У детей сфера образного мышления очень сильна. Каждую сказку, рассказанную нами, они не просто слушают, они проживают вместе с ее героями. С помощью проигрывания, переосмысления сказочных сюжетов наши дети постигают законы мира, человеческих взаимоотношений, учатся жить в ладу с собой и окружающими. Одна и та же сказка разными детьми и в разном возрасте может восприниматься по-разному.
Законы, по которым построена сказка, имеют терапевтическое воздействие на ребенка. Поэтичная речь, повторяющиеся обороты, припевы — все это очень важно Дети быстро запоминают их, радуются каждому слову любимой сказки. Поэтому нужно стараться избегать упрощенных и укороченных текстов. Чем старше ребенок, тем длиннее и сложнее может быть сказка.
1.1 Этапы развития детского рисунка
Итальянский психолог К.Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.
Первая стадия доизобразительного этапа – стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет.
Примерно в возрасте 3-5 лет начинается изобразительный период, первая стадия которого – стадия предметного рисования (схематичного изображения).
Следующая стадия развития рисунка — стадия правдоподобных изображений — характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов.
В возрасте 5-7 лет освоение образного мира в рисунке также происходит — от человека к его окружению. Пропорции первыми устанавливаются именно в человеческой фигуре. Характерный рисунок этого периода: высокий большой человек рядом с маленьким многоэтажным домом и маленькой легковой машиной. Пятилетний автор не понимает нашего недоумения: «Да, этот человек приехал на своей машине, он живет в этом доме, да, на третьем этаже, видишь, вот его окошко и балкон». А нам кажется несуразной несоотносимость размеров изображаемого человека и его мира: «Как же он в дом-то войдет и в машину сядет?» На самом деле это нормальный этап развития детского рисунка. Через него проходят все дети, и со временем в рисунке все «уравновесится», а правильные пропорции установятся и в окружающем мире.
1.2 Изобразительное искусство и младший школьник
Любопытно отметить, что школьные методисты простодушно рассказывали о своих наблюдениях за младшими школьниками, которые, получив задание нарисовать с натуры кувшин, могли не обратить внимания на то, что учитель вынес кувшин из класса, и продолжали рисовать, думая о чем-то своем, не слишком заботясь о внешнем сходстве с натурой.
Не только педагоги, но и родители, если они внимательно относятся к процессу творчества младших школьников, убеждаются, что детей в этом возрасте гораздо больше интересует изображение действий, событий, чем рисование с натуры статичных постановок.
Специалисты в области художественного воспитания детей объясняют эти особенности младших школьников «двигательной» установкой психики (А. В. Бакушинский), «действенным» отношением к действительности (Б. П. Юсов). В подростковом возрасте на смену «двигательной» придет «зрительная» установка психики (А. В. Бакушинский), наступит период «предметной отнесенности» изобразительной деятельности (Б. П. Юсов).
К сожалению, эти важнейшие психофизиологические особенности развития младших школьников и подростков не принимались во внимание при разработке старых программ по рисованию. В определенном кругу методистов считается чуть ли не аксиомой, что задача обучения рисованию состоит в усвоении школьниками определенного набора правил изображения, а творческое развитие равносильно отказу от обучения. Причем выделяемый в таких случаях набор правил скорее можно отнести к «техническому рисованию», чем к искусству.
Между тем особенности художественного языка определяются спецификой искусства, о чем известный ученый П. В. Симонов говорит так: «Самое главное в моделях науки — это информация о том, что собой представляет моделируемое явление. Самое главное в моделях искусства — это информация о том, чем является моделируемое явление для нас. Искусство воплощает отношение человека к воспроизводимым явлениям, но категория отношения возможна только в координатах желательного или нежелательного. Вне этих координат психологический факт отношения невозможен, его просто-напросто нет».
Для дошкольников и младших школьников очень характерно активное отношение к изображаемым событиям. Можно наблюдать даже, как некоторые ребята, рисуя, «озвучивают» изображаемые действия. Увлеченность младших учащихся содержанием своих рисунков, активное проявление личного отношения к изображаемым персонажам — все это усиливает выразительность детских работ. Не случайно многие художники обращаются к детскому творчеству как к неиссякаемому источнику искренности, непосредственности, художественной выразительности.
Главный признак искусства — художественный образ. Именно в нем таинственным образом соединяются «портрет» самой жизни и «портрет» художника-творца. Образность рисунков дошкольников и младших школьников отмечали не только художники. Лев Толстой, Януш Корчак, Василий Сухомлинский и многие другие обращали внимание на особую образность детского творчества вообще и рисунков в частности.
Именно в младшем школьном возрасте происходит первое знакомство детей с любимыми сказками, со сказками, которые запомнятся им на всю жизнь, со сказками, которые они будут рассказывать своим детям. В возрасте 6-8 лет ребёнок ещё не так много значения уделяет самому содержанию сказки, для него важнее образы, вызванные сказкой. Часто младший школьник воспринимает текстовую часть сказки именно через иллюстрации, которые помогают закрепить содержание сказки.
Социологические исследования показывают: чем более в раннем возрасте формируется интерес ребят к изобразительному искусству, тем более стойким он оказывается на протяжении всей жизни человека. Поэтому так важно именно в школе сформировать у младших школьников увлеченное отношение к миру изобразительного искусства. Тогда возрастет и число детей, посещающих в свободное время изостудии и художественные школы.
Эриксоновская модель развития представляет зрелость как серию из 8 стадий, включающих кризисы развития, которые должны быть успешно разрешены.
Стадия 4 — трудолюбие – неполноценность – длится с 6 до 11 лет, она как раз затрагивает возрастную категорию младших школьников.
Если ребенка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, «умелости», уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству.
Если же родители или учителя видят в трудовой деятельности ребенка одно баловство и помеху для «серьезных занятий», есть опасность выработки у него чувства неполноценности и неадекватности.
2. Распределение материала по годам обучения в начальной школе (темы):
1 класс — «Искусство видеть» (учимся изображать видимое);
2 класс — «Ты и искусство» (учимся видеть и понимать изображенное, украшенное и построенное);
3 класс — «Искусство вокруг тебя» (учимся видеть искусство в окружающей жизни);
4 класс — «Каждый народ — художник» (учимся видеть богатство, разнообразие красоты).
Задачей 1 класса является связь ребенка с окружающей жизнью через формирование к ней художественного интереса. Здесь начинается закладывание основной развиваемой искусством способности: видеть жизнь, с интересом в нее всматриваться. Эта линия должна стать фундаментом развития всех других линий в последующих классах. Далее развитие представлений строиться от личных эмоциональных связей каждого человека с искусством (2 класс) и через осознание повседневной с ним связи (3 класс) к открытию — через искусство — красоты, разнообразия и богатства художественной жизни разных народов Земли и единства их основных эстетических представлений о красоте и безобразии человеческого поступка, отношения человека к человеку, т. е. о красоте или безобразии духовного мира человека (4 класс).
3 класс
Необходимо сделать одно замечание о технике работы красками, принятой в программе начальной школы. Обыкновенно работа красками строится от контурного рисунка карандашом и закрашивания плоскости внутри контура. Так изображается и флажок, и человек, и дерево. По-мнению Б.Неменского и его соавторов, этот метод мало способствует художественному развитию. Край пятна — это и есть контур изображения, поэтому и линия и пятно наносятся кистью. Кисть дает богатые возможности. У нее есть плоскость, есть тонкий край, или уголок, ею можно закрашивать плоскость разными приемами и можно проводить тонкие линии. Основным живописным материалом становится гуашь. Гуашью можно работать на любой бумаге, можно работать щетинной кистью, можно перекрывать, а значит и исправлять то, что не получилось. Работа гуашью не требует столь длительного времени, чтобы появился зримый результат, а это важно в воспитательных целях.
3. Деятельность педагога
3.1Задачи педагога
Профессиональная пригодность к педагогической деятельности — это, прежде всего желание к постижению ее мудростей, это готовность к постоянному совершенствованию этой деятельности.
Одна из важнейших задач обучения рисованию в школе состоит в обеспечении всестороннего и гармонического развития подрастающего поколения.
Основными направлениями учителя общеобразовательной и профессиональной школы является развитие личности ребенка. Педагогические коллективы направляют свою деятельность на улучшение учебно-воспитательного процесса, совершенствуя формы и методы проведения уроков, трудового, морального и эстетического воспитания школьников, их профессиональной ориентации.
В воспитании личности учащегося значительная роль отводится духовному достоянию нашего общества, в частности искусству. Эстетика и педагогика предполагают использование всех видов искусства, в том числе изобразительного и декоративно-прикладного, для формирования духовного мира школьников.
В учебно-воспитательном процессе уроки изобразительного искусства занимают важное место как активное средство развития художественной культуры учащихся.
Во время подготовки и проведения уроков изобразительного искусства в начальных классах школы учитель должен помнить, что ему предстоит решать комплекс задач: учебные, воспитательные, художественно-образовательные и т. д. Вместе с тем своеобразие предмета рисования обязывает учителя не только вооружать учеников элементарными знаниями основ изобразительной грамоты, но и пробуждать у ребенка желание творчески мыслить, давать ему возможность проявлять самостоятельность.
3.2 Методы развития творческих способностей у детей
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».
Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.
Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.
Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.
Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.
В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:
— научности
— систематичности
— последовательности
— доступности
— наглядности
— активности
— прочности
— индивидуального подхода
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач — способствует развитию творческих способностей.
6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
— развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
— задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
— творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Наряду с принципами используют и методы:
Методы
практические наглядные
словесные
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения — многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
Упражнения подразделяютсяна конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.
Моделирование — это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам относится наблюдение — рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
4. Структура урока и проблемные ситуации
Под структурой урока понимается дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие. Структура традиционного урока довольно проста, в ней всего четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Однако такие уроки не решают задачи развития. Различают несколько структур современного урока: дидактическую (основную) структуру и логико-психологическую, мотивационную и методическую подструктуры. Дидактическая структура состоит из трех этапов:
1. Актуализация опорных (прежних) знаний и способов действий (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение, часто в новой ситуации, и стимулирование познавательной активности учащихся, и контроль учителя).
2. Формирование новых понятий и способов действий (в значении более конкретном, чем “изучение нового материала”).
3. Применение знаний, формирование умений и навыков (включающее и специальное повторение и закрепление).
Актуализация, формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного выступают как этапы процесса учения и как три обобщенные дидактические задачи урока, которые в разной степени решаются на каждом уроке, независимо от его типа и вида. Поэтому дидактическая структура урока является общим предписанием, общим алгоритмом организации современного урока. Она является регулятивом деятельности прежде всего учителя.
Учебная же деятельность учащегося регулируется логико-психологической структурой урока. Психологи утверждают, что процесс усвоения всегда начинается с восприятия и осознания факта, явления, события, правила и пр. Затем мыслительные операции вычленения, сличения, сопоставления, аналогии, анализа, синтеза приводят к пониманию и осмыслению сущности нового знания. Далее идет обобщение отдельных фактов, признаков, данных наблюдений, что приводит к систематизации изученного. Этим процесс усвоения как бы завершается: новое знание включается в систему ранее усвоенных знаний. Вполне понятно, что эти элементы на уроке ненаблюдаемые; они видны “логическому глазу”. Такую структуру урока М. И. Махмутов назвал внутренней логико-психологической подструктурой урока:
1. Воспроизведение и восприятие известного знания.
2. Осознание и понимание учащимися знаний в известной ситуации.
3. Восприятие новых знаний и способов действий.
4. Осознание и осмысление учащимися элементов нового.
5. Обобщение элементов знания и способов действий.
6. Применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях.
Функциональная взаимосвязь этих элементов и их последовательность жестко детерминированы общей логикой усвоения; они безотносительны к видам умственной деятельности учащихся — репродуктивной и творческой.
Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, естественно, что они также представляют часть внутренней подструктуры проблемного урока:
1. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы.
2. Выдвижение предположений, гипотез и их обоснование.
3. Доказательство гипотез.
4. Проверка правильности решения проблемы.
5. Формулирование выводов.
6. Применение знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.
Эта подструктура урока способствует формированию продуктивного усвоения знаний и развитию интеллектуальной и других сфер школьника.
На современном уроке необходимо учитывать интересы и потребности учащихся, развивать мотивационную, эмоциональную, волевую сферы. Поэтому учителю необходимо структурировать свою деятельность в соответствии с мотивационной основой деятельности учащихся.
Мотивационная структура урока:
1. Организация и управление вниманием учащихся.
2. Разъяснение смысла деятельности.
3. Актуализация мотивационных состояний.
4. Совместная с учащимися постановка целей занятия.
5. Обеспечение ситуаций успеха в достижении цели.
6. Поддержание положительных эмоций и состояния уверенности у учащихся в своих действиях.
7. Оценивание действий, процесса и результатов обучения.
В состав контрольных действий входят: а) контроль усвоения, уяснения и б) контроль отработки. Они входят как элементы в исполнительские действия и предполагают: сравнение своих действий с их образцами; оценивание совпадения действий и их результатов с заданными условиями; внесение коррекции в действия при их отклонении от образца. Действия контроля постепенно переходят в самоконтроль.
Самооценка своих действий (рефлексия обучаемым своих действий). Она характеризуется осознанием учащимися всех компонентов учебной деятельности.
Таким образом, представленные выше структуры урока охватывают все внешние и внутренние его процессы, они выполняют регулятивные функции деятельности учителя и (опосредованно) деятельности учащихся. В результате того, что эти структуры в максимальной степени охватывают известные закономерности обучения, складывается общая единая структура урока проблемно-развивающего обучения.
Таким образом, все вышеназванные структуры урока реализуются в практической деятельности учителя при помощи методической структуры. Она не имеет определенного трафарета. Методическая структура определяется учителем, он отбирает средства, приемы и способы преподавания. При этом он учитывает все структуры урока и стремится реализовать их с помощью методической структуры. Все элементы вышеприведенных структур выступают как практические задачи, которые необходимо решать учителю в той или иной степени при подготовке и проведении урока.
5. Роль иллюстрации в формировании творческой деятельности детей
В детстве все любят книги с картинками. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживая сюжет от одной иллюстрации к другой. Особая роль принадлежит иллюстрации в эстетическом воспитании детей. Рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок в дошкольном детстве.
Творчество таких мастеров книжной графики, как Ю.А. Васнецова, В. В. Лебедева, А.Ф. Пахомова и др. отличает высокое профессиональное мастерство, знание возрастных особенностей ребенка — дошкольника. С самого раннего возраста детей учат воспринимать яркость цветовых образов, осознавать содержание рисунка, знакомят с выразительными средствами книжной графики.
История детской книжной иллюстрации коротка — она насчитывает около трех столетий. Однако за это время был пройден путь от дешевых книжных изданий народных сказок, букварей и лубочных картинок до роскошных книг, созданных специально для детей, к тому же детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства.
Как известно, иллюстрация — основа книжной графики. Иллюстрация не просто добавление к тексту, а художественное произведение.
Иллюстрации, по определению Курочкиной Н.А., — это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй. С помощью графических средств они выявляют и передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения (Н.М.Сокольникова).
Книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст, дает знания об окружающем мире. Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.).
5.1 Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций.
Художественная иллюстрация — важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление об его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик, ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь в книгу вступает художник.
Особенно важна книжная иллюстрация для младших школьников. Книга для ребенка начинается с иллюстраций, что служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования. Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге и чтению. Библиотекарю-педагогу, работающему с детскими книгами необходимо использовать их как инструмент эстетического и нравственного воспитания читателей-детей. Непозволительно акцентировать внимание только на текстовой информации.
Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства. Книга — особый мир, в котором художественная иллюстрация и литературный текст функционируют в едином комплексе, помогают юному читателю воспринять книгу как многоплановое произведение искусства. Именно поэтому, работая с книгой в библиотеке, нельзя ограничиваться лишь анализом литературного произведения, оставляя в стороне такой важный элемент книги, как иллюстрация. Исходя из психологических особенностей младших школьников, детская книга всегда проиллюстрирована, и поэтому руководить ее чтением без понимания специфики иллюстрации, без знания основных ее функций и возможностей влияния на юных читателей не представляется возможным.
Рассматривание книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности.
Иллюстрация – рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй.
Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления.
С детской книгой малыш встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится.
Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и, наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус. Е.А.Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.
В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге. Так, что малыши радуются яркому, красочному изображению, им свойственно действенное, игровое отношение к картинке. Однако они с трудом выделяют главное в изображении, чаще перечисляют детали, не могут подчинить воспринимаемое поставленной задаче.
Некоторые приемы художественной выразительности вызывают непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, передача объема темным пятном, сложные ракурсы, резкая деформация предмета, сложные перспективы). Схематичные картинки не удовлетворяют ни младших, ни старших детей: дети хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета.
Исследователь И.Котова установила некоторые особенности узнавания детьми изображенного образа. Так, для детей 3-4 лет основным признаком узнавания изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма.
Рассматривание книжных иллюстраций позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения. В тех случаях, когда невозможно познакомить ребят с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации. Их можно использовать и после наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений. Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете.
Ребята с трудом осваивают способы передачи движения в рисунке. Есть картины, иллюстрации, на которых можно увидеть достаточно простые способы изображения движения, легко понимаемые и принимаемые детьми. На картине можно показать и доступный способ изображения пространства, земли и неба, способ передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости листа; элементарное построение рисунка с выделением композиционного центра (главное изображается более крупно, то, что расположено ближе, изображается внизу листа, а дальше – наверху).
На иллюстрациях можно увидеть разные способы изображения домов, деревьев, пространства земли, животных в движении и т.п. Однако использовать их рекомендуется после наблюдений как дополнительный прием, помогающий перевести наглядные образы, сложившиеся при непосредственном восприятии, в графические или как прием, обогащающий запас графических образов, разрушающий стереотипы, шаблоны. Иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания. Самые яркие представления, сложившиеся в наблюдении, вытесняются последним, более свежим восприятием готового образа. Поэтому применять этот прием нужно в предварительной работе.
Итак, книжная графика – один из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям дошкольного возраста.
Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.
Рассматривание иллюстраций – косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании.
Значение иллюстрации в эстетическом развитии читателя-ребенка основано на том, что иллюстрация одновременно является произведением графического искусства, имеющим самостоятельную художественную ценность, и ключом к раскрытию и пониманию идейно-художественного своеобразия самого литературного произведения. Таким образом, влияние иллюстрации на эстетические чувства юного читателя осуществляется двумя взаимосвязанными путями, что значительно увеличивает силу ее эмоционально-эстетического воздействия.
Эстетическая функция иллюстрации обусловлена ее ценностью как самостоятельного произведения искусства и является основополагающей. Иллюстрация, прежде всего, произведение изобразительного искусства, а затем литературы. Лишь то произведение искусства иллюстрации может быть признано полноценным, в котором литературная образность определяет, но не подавляет присущую изобразительному искусству систему образов. Задача иллюстратора в наиболее общем выражении состоит в том, чтобы передать идейное и образно-эстетическое содержание одного вида искусства (литературы) средствами и приемами другого (графики).
В тесной связи с раскрытием идейного смысла литературного произведения находится характеристика образов героев — задача, которую решает художник-иллюстратор практически в каждой книге. К средствам образной характеристики относятся: графическое изображение героя, передача психологического состояния героя через мимику, позу, жест, а также с помощью пейзажа, интерьера и даже цвета. Все эти художественные характеристики направлены на раскрытие идейно-образного содержания литературного произведения, в их понимании — большой резерв воспитания творческого читателя, эстетического развития детей.
И, наконец, последнее средство — это отражение иллюстрацией языка литературного произведения. Язык — важнейшее выразительное средство. Язык иллюстрации — это язык изобразительного искусства. Поэтому так важно научить ребенка чувствовать язык искусства, соответствие между стилем (языком) иллюстрации и стилем (языком) литературного произведения.
Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. Иллюстрация в книге — это первая встреча детей с миром изобразительного искусства. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию.
5.2 Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений об изобразительных средствах иллюстрации.
Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.
Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается прежде всего в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.
Занимаясь с детьми, важно прежде всего привлечь их внимание к картине. Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, – о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер.
Очень важно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.
Рассказ учителя по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создать определенное настроение. Когда это возможно, учитель использует художественную литературу (читает строки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа).
Учитель подводит детей к умению сравнивать одну картину с другой. Старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу. Например, показав детям картины И. Левитана «Март» и А. Саврасова «Грачи прилетели», воспитатель спрашивает, где, по их мнению, изображена ранняя и где поздняя весна. «Здесь грачи уже вьют гнезда, – говорит один мальчик, показывая на картину А. Саврасова, – а здесь, – показывает на картину „Март“, – еще ни одной птички не видно, и тут снегу много, а там он весь потемнел, тает, на крышах снега совсем нет».
Вопрос учителя «На какой картине изображен солнечный день?» – направляет внимание детей на колорит картины – сочетание красок, характерное для весеннего дня. Затем педагог просит детей рассказать о цветовых сочетаниях, передающих пасмурный день в картине «Грачи прилетели»
Беседа может начаться с рассказа самого учителя о картине. Затем путем вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих впечатлений. В других случаях, когда у детей развито умение рассматривать картины и воспитан интерес к ним, беседа прямо начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по картине, воспитатель в заключение высказывает свое суждение о ней в понятной и интересной для детей форме, обобщая их высказывания.
Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом.
Так, например, при анализе образа героя («Дядя Степа», С. Михалков) учитель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное.
В результате таких занятий у детей развивается интерес к рассматриванию картин. Они начинают замечать картины вне детского сада, рассказывают об их содержании воспитателю
Итак, используются следующие формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством: Рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Для занятия обычно подбираются произведения одного какого-либо вида искусства – или репродукции картин, или скульптура, или произведения декоративно-прикладного искусства.
Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений.
Устраиваются выставки художественных произведений на ту или иную тему или из произведений какого-либо вида искусства: эстампы, иллюстрации, скульптура и пр.
Учитель внимательно выслушивает рассказы детей о виденном. Прежде всего педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.
II. Практическая часть
1. План-конспект урока по изобразительному искусству
Тип урока: урок-беседа.
Вид занятий: Иллюстрирование сказки в 3 классе.
Тема урока: сказка С.Маршака «Двенадцать месяцев»
Цель урока: Развитие воображения и умения формировать зрительные образы при чтении. Воспитание чувств, эмоциональной отзывчивости. Познакомить с такими изобразительными материалами, как бумага, акварельные краски, цветные карандаши или мелки. Познакомиться с общим уровнем подготовки класса к изобразительной деятельности.
Задача урока: На основе эмоционально-эстетического восприятия сказки «Двенадцать месяцев» нарисовать самостоятельно каждый понравившегося героя, выделив присущие ему качества, подобрав соответственную цветовую гамму.
Оборудование урока: текст сказки, репродукции картин:
В. Васнецов «Снегурочка», М. Врубель «Снегурочка», репродукции И. Билибина, Е. Поленовой, Ю. Васнецова.
Музыкальный ряд: музыка из мультфильма «12 месяцев»(1956)
Оборудование для уч-ся: Альбом, цветные карандаши, акварельные краски, кисточки, стакан с водой, цветные мелки.
Оформление классной доски: С правой и с левой стороны – репродукции картин художников. Середина остается чистой, чтобы в конце урока из лучших работ учащихся сложить общую «Сказочную полянку»
План урока:
1. Организационная часть. – 2-3 мин.
2. Введение в тему занятия. – 10 мин.
3. Восприятие произведений искусства 5 мин. И обращение к окружающей реальности.
4. Созидательная творческая практическая деятельность учеников по теме урока.
5. Обобщение и обсуждение итогов урока.
6. Уборка рабочего места. – 2 мин.
Ход урока:
Для урока ученики готовят необходимые материалы: альбом, акварель, стаканы с водой, цветные карандаши (удобнее поставить в красивую баночку или стакан.
Учитель: Ребята, а сейчас начинается волшебный урок Красоты!
Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как иллюстрируют книги.
Художник, который работает над книгой, называется художником-иллюстратором!
(Учитель пишет это слово на доске).
— А представьте себе, если бы книга не имела иллюстраций? Вся она сплошной текст, глазу не на чем задержаться.
Ребята вовлечены в активный разговор. Вспоминают себя, когда они были совсем маленькими. Каждый из них испытал волшебное воздействие иллюстраций, только об этом никогда ни задумывался.
— Рисунки в книге помогают глубже понять содержание произведения, лучше представить образ и характер героев книги.
Конечно же, все дети знают и любят волшебные сказки и их героев. Посмотрите на доску, на ней вы увидите иллюстрации к уже известным вам сказкам. А кто знает, к каким сказкам эти иллюстрации?
Дети отвечают. Рассматриваем героев иллюстраций, обращая внимание на характер сказочных персонажей.
Прежде чем появляется готовая иллюстрация, художник много работает над её выразительностью. А что значит выразительность? Это значит, нарисовать так, чтобы с первого взгляда было понятно, кто изображён на иллюстрации, чем он занят и какой у него характер и настроение. Сначала художники зарисовывают реальных людей, животных, а потом уже переделывают их так, как того требует сказка. То есть одевают в соответствующие костюмы и изображают вокруг такие предметы, которые описаны в сказке.
Виктор Васнецов работал над «Богатырями» около двадцати лет.
Картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.
Илья Муромец на чёрном коне – центральная фигура. Степенно, неторопливо всматривается он вдаль из-под руки. В тёмных глазах – твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово.
Добрыня Никитич – степенен и твёрд. Зря меч из ножен не выхватит. Лицо строгое, благородное. Чтобы изобразить Добрыню, художник не раз рисовал портреты родственников.
Алёша Попович моложе своих товарищей. Глаза мечтательные и лукавые. Он и поэт, и гусляр.
Словарь. Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. (Толковый словарь Даля, Большая советская энциклопедия)
Богатыри (от др. -тюрк. багатур – храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. В древнерусском языке слову “Б. ” соответствовали “храбр”, “храбор”, “удалец”.
— Как вы думаете, ребята, какое настроение у Снегурочки?
-(Задумчивое, печальное).
— Как вы определили, что Снегурочка печальная, грустная?
(Голова и руки опущены, цвета сдержанные, приглушенные).
Художник тщательно подбирает нужные жесты, мимику и цвета для убедительной передачи характера или настроения своих персонажей, сегодня мы будем уделять этому особое внимание. Разные художники по-разному изображают одних и тех же персонажей. Давайте сравним разные изображения Снегурочки, которые находятся у нас на доске. Какое вам больше понравились? Почему?
Как бы вы нарисовали Снегурочку?
Дети отвечают.
— Ребята, а какие сказки любите вы?
Дети называют свои любимые сказки.
— А какие герои из этих сказок вам запомнились и почему? Какими они были по характеру? Какими их можно было бы изобразить?
Дети отвечают.
— А есть ли у вас такие книги, которые вы любите из-за их картинок?
Недавно на уроке русской литературы вы читали сказку Самуила Яковлевича Маршака «12 месяцев». Понравилась вам сказка?
— Да!
— А о чём она?
Дети отвечают.
— А какие моменты больше понравились? Учитель помогает воспроизвести в памяти сцены из сказки, зачитывает фрагменты.
— Кто бы смог нарисовать понравившихся героев и какими бы их изобразил?
. Происходит устное изложение своей фантазии, как бы они хотели это изобразить на бумаге.
Дети строят логические цепочки: действие сказки зимой – значит, одежда зимняя, очень холодно – снег, лес – заснеженные деревья, вороны, изба – тепло; лес – будем использовать цвета, которые напоминают нам о холоде, цвета льда, воды, снега; действие в избе или во дворце – цвета, связанные с огнём.
Порядок выполнения:
Выбор сюжета литературного произведения.
Обдумывание композиций иллюстраций (эпоху, быт, костюмы).
Выполнение эскиза иллюстраций.
Создание линейной композиции иллюстрации.
Выполняются композиционные поиски на маленьких форматах, составляются эскизы. Наиболее удачный вариант эскиза переносится на формат А3. С учениками разбираются характеры, образы сказочных персонажей, цветовое и колористическое решение будущей композиции.
— Хорошо, пусть каждый того героя или эпизод сказки, который больше понравился, а в конце урока мы из ваших рисунков составим
большую Выставку книжных иллюстраторов.
У вас в руках карандаши, акварельные краски,
мелки. Вы уже знаете, как ими пользоваться?
— Да!
Вопросы:
– С чего надо начинить рисунок?
– С прокладки основного тона.
– А что значит основной тон?
– Это тон неба, леса, земли, воды.
– Чем завершите свою работу?
– Работай над деталями рисунка.
— Тогда – за дело! А я буду ждать ваших рисунков, а если кому нужна будет помощь, я готова вам помочь (включается музыкальный фон). Дети начинают самостоятельно рисовать в альбомах.
Во время работы — нужно следить за тем, чтобы никто не мешал другому рисовать. Если замечаю, что кто-то рисует слишком мелкое изображение, беру его альбом, подношу к доске на расстоянии, обращаю внимание детей на то, что мелкое издали не видно. Если кто-то затрудняется начать рисунок, помогаю сделать первое пятно, в котором ребенок начинает «видеть» композицию. Поощряю тех, кто работает смело, «сочно», аккуратно.
По мере завершения самостоятельной работы, ребята по очереди подносят и прикрепляют свои рисунки на подготовленное на доске место (в центре).
За 7-10 мин. до конца урока можно начинать обобщение и обсуждение итогов работы на уроке.
Учитель: Итак, дети, давайте посмотрим, кто изображён на рисунках. Как вы догадались, что это именно тот герой?
А какой рисунки самые удачные?
Выслушиваю мнения детей, подхожу и указываю на самые удачные рисунок.
Очень выразительные рисунки:
яркие, необычные, сказочные. И вот этот, другой рисунок тоже
удачный; здесь я сразу узнала принцессу. Нарисовано очень похоже.
А вот глядя на эти рисунки, сразу не скажешь, кто на них изображён. А почему? Как надо было сделать?
Дети рассуждают.
Динамическая пауза
Мы сейчас все встанем дружно,
Отдохнуть немножко нужно.
Чтобы отдых пальцам дать,
Надо ими помахать.
Чтобы не устали ноги,
Мы попрыгаем немного.
Итак, побывали мы сегодня творцами красоты?
— Да.
— Вам понравилось это занятие?
— Да.
— Тогда вам домашнее задание. Дома спросить маму и папу, какие были их любимые сказки в детстве, и нарисовать одного из героев этих сказок.
А теперь – убрали все принадлежности в сумку. Звонок. Урок окончен.
За первые рисунки оценки не ставятся, а поощрение выражается в том,
что рисунки оставляются в классе на периодичной выставке.
2. Некоторые критерии оценки творчества детей
2.1. Место детского рисунка (возраст от 2 до 11 лет) в изобразительном искусстве.
Так называемым «детским рисунком» более всего восхищаются профессиональные художники. Это происходит от того, что художник, пройдя тяжкий путь к созданию своей картины, может лучше других оценить степень свободы мысли и чувств, раскрепощенность руки и цветового решения, рожденного в ребенке спонтанно, но так прекрасно сгармонированного. Именно это притягивает профессионала к творчеству детей.
Данный вид изобразительной деятельности детей принято называть «детский рисунок», что не корректно, так как в это понятие включают и детскую живопись, и детскую композицию. Уместнее употреблять другое название – «детская картина», а многочисленные выставки и конкурсы называть точнее: выставка (конкурс) детской картины или выставка (конкурс) детского рисунка.
Детская картинная галерея предлагает считать детскую картину произведением изобразительного искусства, поскольку нет необходимости дискриминировать человека за его возраст. Принимаем же мы инфантилизм взрослого художника-примитивиста как изобразительное искусство.
2.2. Оценка детской картины (возраст от 2 до 11 лет).
Критерии оценки:
Картина скомпонована так, что взгляд зрителя не уходит с нее, но возвращается к главному в ней;
Массы изображаемого сгармонированы и взяты по величине такими, что работа не смотрится фрагментом, этюдом;
Цветовые пятна завязаны друг с другом, привлекают внимание и создают гармонию внутри зрителя;
Декоративность или колорит живописной картины едины и не путаются по стилю;
Присутствует самобытность, своеобразие автора;
Ребенок не подражает мультфильму или иному стилю, навязанному взрослыми, но возможна спонтанная вторичность, когда феномен генетики выбрасывает из ребенка «а-ля Модильяни, Пикассо» (явление это подмечено не только в Самарской Детской картинной галерее, но и сотрудниками Третьяковской галереи);
Картина имеет два или три измерения (с передачей пространства, объема);
Целостность в передаче настроения, чувственность изображения. Юный художник как бы находиться в среде, которую передает, хорошо знает то, что изображает, любит;
Картина выполняется любыми доступными красками (гуашь, акрил и т.д.). Детский рисунок выполняется любым графическим материалом (фломастер, тушь и т.д.). Как и у взрослых художников акварельная работа может быть и детской картиной, и детским рисунком. Работа, выполненная как декоративно-прикладная, как и взрослые аналоги, может называться гобелен, декупаж, аппликация, керамика и т.д.
Не следует формировать тематические выставки по объявленным предварительно темам, так как это чаще всего приводит к безликим работам детей.
Заключение
Изобразительное искусство является одним из важнейших средств в воспитании подрастающего поколения. Особую роль в этом играют произведения книжной графики, которые создаются специально для детей. Книга входит в жизнь ребенка еще до того, как он научается читать и писать. Детская книга представляет собой комплекс искусств — слова, техники печати и изображения (иллюстрации). Детей привлекает в ней именно картинка. Сущность детской книги, ее предназначение предполагают использование условных художественных решений в работе над иллюстрациями. Изобразительная параллель должна отвечать содержанию сказочной литературы, ее стилистическим особенностям, которые проявляются, прежде всего, в сюжете и его организации, направленной на создание удивительного, невероятного и фантастического.
Графика — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Изобразительное искусство не только изображает окружающую действительность, но и выражает чувства и мысли художника, его отношение к изображаемым событиям и предметам.
Особенности жанра отражаются на характере изобразительно-выразительных средств. Они передают эстетическую природу сказочной литературы, влияют на художественную форму иллюстраций, содержание которых соответствует выбранному студентом сюжету сказки, загадки и т.д., а также они придают поэтике детской литературы фантастичность, условность и декоративность, действенное начало. Изучая опыт работы вузов в этом направлении, мы остановились на некоторых вопросах, имеющих наибольшее значение для обоснования оптимальной, на наш взгляд, методики обучения в условиях профессионально-педагогической направленности образования.
Универсальные творческие способности — это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.
Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:
1.Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.
2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, лепке давать детям задания творческого характера.
3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней воображения детей.
4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
5. Работа с родителями.
Приложение
/>
В. Васнецов, «Снегурочка», эскиз к опере Римского-Корсакова.
/>
М. Врубель, «Снегурочка».
/>
Ил. к сказке «Снегурочка»
/>
В. Васнецов, «Снегурочка»
/>/>Ю. Васнецов, ил.
И. Билибин, ил. к сказке “Белая уточка”.
/>
Ю. Васнецов
/>
В. Васнецов, «Три богатыря».
/>
Е. Поленова, «Змей», ил. к сказке.
/>
Поленова Е., ил. к сказке.
Список использованной литературы:
Анин Б., Учитель в моей жизни. М.,1977.
Астахов А.И. Воспитание творчеством. — М.,1986.
Брушлинский А.В. Воображение и творчество. — М., 1969.
Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец.№ 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В.Гамезо и др.—М.: Просвещение,1984.—256с.
Возрастная и педагогическая психология: Учебник/ В.В.Давыдов, Т.В.Драгунов, Л.Б.Ительсон и др.; Под. Ред.А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1979г.
Выготский Л. С… Психология искусства. Изд-е 3, И.; Москва; 1986.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.,1991. – 93 с.
Ганкина Э.З. Русские художники детской книги. — М.: Советский художник, 1963. — 278 с.
Интернет-журнал «Славянский форум», МОУ СОШ №132, выпуск №3 (2009 год).
Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками/ А.П.Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня и др. – М.: Просвещение, 1991г (стр.24-25, 26-29)
Искусство вокруг нас: Учеб. Для 3 кл. четырехлет. Нач. шк. / Под ред. Неменского Б.М., — М.: Просвещение, 2000.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие. – М.: АГАР, 1998. – 334 с.
Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 с.
Лук А.Н. Психология творчества. — Наука, 1978. 125 стр.
Маркова А. К.. Формирование мотивации учения в школьном возрасте М.,1983.
Мухина В. С. Возрастная психология:4-е изд-е, М., ACADEMIA, 1999. 160 с.
Нелинский Б.М., Фомина Н.Н. и др. Изобразительное искусство и художественный труд: Книга для учителя. — М., 1991.
Полуянов Д. Воображение и способности. — М.:3нание, 1985. 50с.
Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 2000. – 282 с.
Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб.пособие для студентов ХГФ. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: АГАР, 1998. – 256 с.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие дл студ. педвузов. – М.: Академия, 1999.
Ст. „Богатырская“ тема в искусстве, Шихова Е. М., на сайте «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» festival.1september.ru/articles/561752/.
Степанов Е.Н., Горелик И.Ф. и др. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся: Научно-методическое пособие. — Псков, 1998.
Фолькельт Г… «Экспериментальная психология дошкольника». М.-Л.: Гос. изд-во, 1930г (стр. 8-10)
Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.,1974.
ЭльконинД. Б. Психология игры. М.,1978.
Якобсон П.М. Психология художественного творчества. — М., 1971.