Феномен детской и подростковой застенчивости

Содержание
 
Введение
1.Сущность застенчивости как психологического феномена
1.1 Определениеи причины застенчивости
1.2 Проявлениязастенчивости у детей
1.3 Застенчивостьподростков
2.Пути решения проблемы застенчивости у детей и подростков
2.1Профилактика детской застенчивости
2.2Групповые методы работы с застенчивыми детьми
Заключение
Списоклитературы

Введение
застенчивость ребенокподросток
Актуальность темыобусловлена тем, что проблема застенчивости уходит своими корнями в детство имешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать ихподдержку. Они стараются быть не заметными, не брать на себя инициативу, исамое главное — не чувствуют себя полноценными людьми из-за всевозможныхкомплексов.
Застенчивость можетпроявляться у ребенка с самого раннего возраста. С точки зрения психологии, этосложнейший феномен, в основе которого лежат многие личностные проблемы иособенности. Но на внешнем уровне застенчивость в основном проявляется вобщении. Ребенку трудно контактировать с другими, быть в центре компании, разговаривать,когда его слушает большое количество людей, выступать перед другими. Сама мысльо том, что сейчас он привлечет к себе внимание, ему неприятна.
В школе застенчивостьможет стать корнем множества проблем. Во время занятий, где общение держится нена монологе учителя, а на двустороннем контакте, активной стороной часто долженвыступать сам ребенок. В начальной школе занятия редко проходят в форме лекцииили письменной работы. Все предметы в той или иной степени предполагают устныевыступления детей, а для гуманитарных предметов это основная форма общенияучителя с детьми.
Стеснительность ребёнкав процессе обучения, с одной стороны, может послужить преградой длякачественного усвоения материала: застенчивость, будучи высоким эмоциональнымнапряжением, блокирует различные мыслительные процессы, негативно влияет напамять. С другой стороны, застенчивость наносит ущерб психоэмоциональномуздоровью ребёнка: для застенчивого ребёнка выступление перед классом – стресс,который, в свою очередь, может привести к возникновению у ребёнка школьныхстрахов.
Особенно яркозастенчивость проявляется в подростковом возрасте. Застенчивому подросткутруднее общаться со сверстниками, зачастую они сами избегают контакта с другимилюдьми. Они постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя хужедругих. Застенчивые часто колеблются в принятии решений, не проявляютинициативы, не утверждают и не защищают себя.
Необходимо как можнораньше начинать принимать меры по предотвращению развития застенчивости удетей. Способы борьбы с застенчивостью зависят, прежде всего, от степенипроявления её у ребёнка и различны в конкретном случае.
Несмотря на наличиедостаточно обширной литературы по этой проблеме, обсуждение ее чаще всего носитумозрительный характер и не опирается на конкретные исследования. Сегодня можноконстатировать, что многие вопросы внутри этой проблемы остаются открытыми.Так, пока еще не ясна специфика взаимоотношений застенчивого ребенка с другимилюдьми, нет описания феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимыедля ребенка стороны его жизни, не выяснена структура его образа Я, их динамикав подростковый период.
Исследованию проблемызастенчивости посвящены работы Ф. Зимбардо, Бруно и Д. Бретт, российскихпсихологов Л.И. Божович, И.С. Кона, А.А. Реана и др.
Цель исследования:изучить феномен детской и подростковой застенчивости.
Задачи:
1) Изучитьопределение и причины застенчивости;
2) Исследоватьпроявления и последствия застенчивости;
3) Рассмотретьпроявления застенчивости у детей;
4) Проанализироватьзастенчивость у подростков;
5) Изучитьпути профилактики и решения проблемы застенчивости.
Объект работы – явлениезастенчивости.
Предмет работы – путирешения проблемы детской и подростковой застенчивости.
Ход работы:
Работа содержит триосновные части: введение, основная часть и заключение.
Основная часть состоитиз двух пунктов. Первый пункт включает четыре подпункта: определение и причинызастенчивости, проявление и последствия застенчивости, проявления застенчивостиу детей, застенчивость подростков. Второй пункт включает два подпункта:профилактика детской застенчивости, групповые методы работы с застенчивымидетьми.
Количество литературныхисточников: 28;

Глава 1. Сущностьзастенчивости как психологического феномена
 
1.1 Определение и причины застенчивости
Точного определениязастенчивости нет. Застенчивость — это сложное комплексное состояние, котороепроявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, инеобъяснимый страх, и даже глубокий невроз.
Застенчивость — чертахарактера, проявляющаяся в смущении, тревожности, нерешительности, затрудненияхв общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношениик себе собеседников [2, с.111].
По мнению психологаЗимбардо[11,c.18-19], бытьзастенчивым — значит бояться людей, особенно тех людей, которые по той или инойпричине, негативно воздействуют на наши эмоции: незнакомцев (неизвестно, что отних можно ожидать); начальников (они обладают властью); представителейпротивоположного пола (они приводят на ум мысли о возможном сближении) [11, c.18-19].
Бурно М.Е.[3, c.85-87]пишет, что застенчивость часто связана с такими свойствами характера, какробость, совестливость, нерешительность, неловкость, медлительность,неуверенность в своих силах, тревожность, склонность к сомнениям, страхам,тоскливости, мнительности, стеснительность, переживание своей неестественности.Все это вместе составляет чувство, переживание, комплекс своей неполноценности(по-англ. — inferioritycomplex), по причине которогочеловек стремится оставаться подальше от ответственных занятий, делового,практического общения с людьми и одновременно отличается ранимым самолюбием,страдает от того, что так мало успевает в своей жизни, так незначителен всравнении с людьми естественными, решительными [3, c.85-87].
По мнению Д. Бретта[3,c.94-95],застенчивость — явление, гораздо более распространенное, чем думают многие, вособенности застенчивые люди. Исследования свидетельствуют, что около 40%подростков и взрослых считают себя застенчивыми.[3, c.95-96].
Среди школьниковзастенчивость распространена больше, чем среди взрослых, так как многимвзрослым удается преодолеть свой детский недуг. В подростковом возрастезастенчивость больше наблюдается у девочек, нежели мальчиков, вследствие того,что желание быть заметным в школе и быть привлекательным для представителейпротивоположного пола с большей силой заложено в наших девушках, чем в юношах.Правда это не говорит, что женщины чаще бывают застенчивы, чем мужчин. Этосоотношение может меняться в зависимости от страны или культурного слояобщества [11, c.22-23].
Различают внутреннезастенчивого человека и внешне застенчивого человека. Внешне застенчивые людинеобщительны или малообщительны, им не хватает социальных навыков. Это влияетна их взаимоотношения с другими людьми, что в свою очередь, усугубляетболезненную самооценку и ведет к тому, что человек замыкается в себе. Внешнезастенчивые люди часто занимают более низкое положение в обществе, чем этогозаслуживают и редко становятся лидерами. По сравнению с внешне застенчивымиинтравертами застенчивые экстраверты оказываются в более выигрышном положении.У них более развиты социальные навыки, хорошо заучены навыки общения. Онизнают, что нужно делать, дабы угодить другим, быть признанным, продвинуться всвоем положении. Если внутренне застенчивые люди талантливы, то они частоделают блестящую карьеру. Правда это стоит им больших эмоциональных затрат [11,c.45-47].
На причинызастенчивости по-разному смотрели представители разных психологических направлений[5, c.28].
-Теория врожденнойзастенчивости
Приверженцы даннойтеории полагают, что, поскольку застенчивость является врожденным качеством, тоничто не в состоянии изменить положение дел. Психолог Р. Кеттел в своем16-факторном личностном опроснике выделил шкалу Н с двумя противоположнымисвойствами личности — смелость-самоуверенность и робость-чувствительность кугрозе. Низкие оценки по данному фактору свидетельствуют о сверхчувствительнойнервной системе, остром реагировании на любую угрозу, о робости, неуверенностив своем поведении, силах, сдержанности чувств. Люди с такими показателямитерзаются чувством собственной неполноценности, то есть являются застенчивымилюдьми.
-Теория бихевиоризма
Бихевиористы исходят изтого, что психика человека влияет на формы поведения, а поведение — это реакцияна стимулы внешней среды. Они считают, что застенчивость возникает тогда, когдалюди не сумели овладеть социальными навыками общения. Но если создатьопределенную воспитательную среду, то все можно исправить, т.к. застенчивость — это реакция страха на социальные стимулы. Стоит изменить формы общения, сделатьих «правильными», и исчезнет всякая зажатость [5, c.28].
-Психоаналитическаятеория
Застенчивостьрасценивается как реакция на неудовлетворенные первичные потребности инстинкта.Она связывается с отклонениями в развитии личности вследствие нарушениягармонии между инстинктом, приспособлением к реальности и разумом, которыйохраняет моральные нормы. Кроме того застенчивость — это внешнее проявлениеглубокого бессознательного конфликта. Психоаналитические рассуждения базируютсяна примерах патологической застенчивости, которую действительно необходимолечить [5, c.29].
-Концепция А.Адлера
А. Адлер[5, c.29]-представитель индивидуальной психологии. Именно он ввел термин «комплекснеполноценности». Психолог считал, что все дети испытывают комплекснеполноценности из-за физического несовершенства, недостатка возможностей исил. Это может затруднить их развитие. Каждый ребенок выбирает свой жизненныйстиль в силу имеющегося у него характера и своих представлений о себе и мире вцелом. Адлер полагал, что человек никогда не станет невротиком, если онсотрудничает с людьми. А те, кто способен к сотрудничеству, оказываютсяодинокими существами и неудачниками. Дети могут стать таковыми по разнымпричинам (органическая неполноценность, частые болезни) что заставляет ихсоревноваться с другими. Такая участь может быть уготована избалованным детям,которым не хватает уверенности в своих силах, поскольку все сделают за них, и, наконец,в эту компанию попадают отверженные дети, у которых нет опыта сотрудничества,так как они не наблюдали этого явления в собственной семье. Эти три категориидетей замыкаются в себе, не взаимодействуют с обществом, а потому обречены напоражение. Адлер ввел понятие «неуверенное поведение», обусловленноестрахом критики, страхом сказать «нет», страхом контакта, страхомнастоять на своем, осторожностью. Дети с «неуверенным поведением»зависимы, несамостоятельны, пассивны, то есть застенчивы [5, c.30].
В последнее времязастенчивость стали обозначать как «высокую реактивность». Часто увысокореактивных детей застенчивость выступает как инстинктивное поведение,направленное на защиту от физиологической и эмоциональной перегрузки. При этомвозможны два варианта инстинктивного поведения. Первый — ребенок, чем-тонеудовлетворенный, избирает «стратегию избегания» (видпсихологической защиты) и становится застенчивым. Второй — ребенок включается всоперничество и становится уверенным в себе [5, c.29].
Принято выделятьприродные и социальные факторы, формирующие застенчивость. К природным факторамотносится темперамент, обусловленный типом нервной системы. Подавляющеебольшинство застенчивых людей относится к типу меланхоликов и флегматиков.Однако существуют и застенчивые холерики и сангвиники.
К социальным факторамотносят тип семейного воспитания.
Существует очень теснаясвязь между типом воспитания ребенка и особенностями психического развития.Наиболее типичные проявления неправильного воспитания:
Непрятие.Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет инакормлен, а душой его родители не интересуются. В результате такого воспитанияможно вырастить либо агрессивного ребенка, либо забитого, либо робкого.
Гиперопека.Родители чересчур «правильно» воспитывают ребенка, программируюткаждый его шаг. Ребенок вынужден хронически сдерживать свои порывы и желания. Ребенокможет протестовать против такого положения, что выливается в агрессивность, аможет покориться, становится замкнутым, отгороженным, а в итоге застенчивым.
Тревожно-мнительный типвоспитания. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а этоблагодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительнойнеуверенности в себе.
В результате искажениясемейного воспитания, как правило, вырастают дети с эмоциональными нарушениямиполярных типов — агрессивные и застенчивые [10, с.97].
В контексте развитияэмоций и чувств человека застенчивость рассматривается, то, как синоним чувствастраха (Д. Болдуин, К.Гросс), то, как выражение чувства вины или стыда(В.Штерн, В.Зеньковский, Д. Изард). Вместе с тем, все психологи отмечают связьзастенчивости с особенностями самосознания ребёнка и связанного с ним отношенияк людям: неуверенность в себе, отрицательная самооценка, недоверие к окружающим.
Таким образом, можносказать, что застенчивость — очень распространенное и разностороннее качестволичности человека. Она может считаться либо мелким затруднением, либо большойпроблемой.
Причины застенчивоститакже разнообразны, как и ее определение. Главный источник застенчивости — страх перед людьми. Фундамент застенчивости, конечно же, закладывается вдетстве. Ее появление во многом зависит от воспитания родителей, учебныхзаведений и социальной среды. Правда есть и такие люди, которые, будучи незастенчивыми,вдруг под влиянием каких-либо событий становятся застенчивыми.
1.2 Проявления и последствия застенчивости
Проявления застенчивостиочень разнообразны: от физиологических симптомов до внутренних конфликтов инарушений мыслительных процессов. Поведение застенчивого человека лишает егосамого главного и необходимого в жизни — это социального и межличностногообщения. А это ведет к замкнутости и одиночеству, одновременно повышая самоконтрольи склонность к самоанализу.
Любые эмоциональные нарушениядеятельности могут более отчетливо проявляться либо в психомоторной, либо винтеллектуальной, либо в вегетативной сфере. Нарушение этих сфер и определяеттри основных вида проявления застенчивости; такие как:
внешнее поведениечеловека, сигнализирующее о застенчивости;
физиологическиесимптомы;
внутренние ощущения иранимость интеллектуальных функций.
Основными признаками,характеризующими поведение застенчивого человека, являются: нежелание вступатьв беседу, затруднителен или даже невозможен контакт глаз, свой голос оцениваеткак слишком мягкий, избегание людей, непроявление инициативы [7, с.13]. Такоеповедение затрудняет социальное общение и межличностные контакты, необходимыевсем людям без исключения.
Из-за того, чтозастенчивым людям раз за разом не удается выразить себя, они менее другихспособны создать свой собственный внутренний мир. Все это ведет к замкнутостичеловека. Замкнутость — это нежелание разговаривать до тех пор, пока тебя кэтому не подтолкнут, склонность к молчанию, неспособность говорить свободно. Нозамкнутость — это не просто желание избегать разговоров, а более общая иглубокая проблема. Это не просто проблема отсутствия навыков общения, норезультат неверного представления о природе человеческих взаимоотношений [7, с.14].
На физиологическомуровне застенчивые люди испытывают следующие ощущения: учащается пульс, сильнобьется сердце, выступает пот, а в животе появляется ощущение пустоты.Отличительным физическим симптомом застенчивости служит покраснение лица,которое невозможно скрыть. Эти симптомы могут проявляться у любого человека присильном эмоциональном потрясении, однако незастенчивые люди к этим реакциямотносятся как к мягкому неудобству, а застенчивые склонны сосредоточиватьвнимание на своих физических ощущениях. Иногда они даже не ждут, пока окажутсяв ситуации, чреватой для них неловкостью или смущением. Они переживают этисимптомы загодя и, думая только о плохом, решают не вступать в разговор, неучиться танцам и т. д. [8, с.16].
Из внутренних ощущенийзастенчивого человека можно выделить смущение и неловкость. Часто люди краснеютот смущения — кратковременной острой потери уважения к себе, которую время отвремени приходится переживать. В смущение приводит всеобщее внимание ккаким-либо случаям из частной жизни, когда кто-то сообщает о нас другим людям,неожиданная похвала, когда застают за занятием, не предназначенным дляпосторонних глаз. Состояние смущения вызывается сознанием собственнойнесостоятельности. Большинство застенчивых людей приучаются избегать ситуаций,в которых они могут испытывать смущение, и все больше и больше отделяют себя отдругих, сосредоточиваясь на своих недостатках.
Есть люди, которыестесняются, даже оставаясь в одиночестве. Они краснеют и смущаются, зановопереживая свои предыдущие ошибки, или беспокоятся, как будут вести себя вбудущем [11, c.25-26].
Самое примечательноесвойство застенчивого человека — неловкость. Неловкость — это внешнеепроявление чрезмерной озабоченности своим внутренним состоянием [3, c.92]. Самопознание, стремление к постижению самого себя лежат в основе многихтеорий гармоничного развития личности. Неловкость может проявляться как напублике, так и наедине с самим собой. Неловкость на публике отражается вбеспокойстве человека о произведенном на других впечатлении. Его частобеспокоит: «Нравлюсь ли я им», «Что они думают обо мне» ит. д.
Застенчивость имеетотрицательные последствия не только в социальном плане, но и негативновоздействует на мыслительные процессы. Застенчивость повергает человека в такоесостояние, которое характеризуется обострением самосознания и специфическимичертами восприятия себя. Человек кажется себе маленьким, беспомощным,скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д.Застенчивость сопровождается временной неспособностью мыслить логично иэффективно, а нередко ощущением неудачи, поражения. После того, как включаетсясамоконтроль и повышается тревожность, застенчивые все меньше внимания уделяютпоступающей информации. Ухудшается память, искажается восприятие [3, c.93].
Результатомзастенчивости может стать депрессия. Застенчивые люди всю агрессию, не нашедшуювыхода, направляют внутрь на самого себя, отсюда появляется ощущение своейнеполноценности, ненужности и никчемности. Все это ведет к депрессии.
Последствиязастенчивости:
— создает трудности привстречах с новыми людьми и знакомствах, не доставляет радости от потенциальноположительных переживаний;
— не позволяет заявлятьо своих правах, высказывать свои мнения и суждения;
— застенчивостьограничивает возможность положительной оценки личных качеств другими людьми;
— способствует развитиюзамкнутости и чрезмерной озабоченности собственными реакциями;
— препятствует ясностимысли и эффективности общения;
— застенчивость обычносопровождается такими чувствами, как депрессия, беспокойство и ощущениеодиночества [11, c.54-58].
На первый взгляд,застенчивость имеет для индивида только отрицательные последствия. Однако болеепристальное изучение показывает, что такая поверхностная оценка значениязастенчивости не совсем точна [8, c.18].Застенчивость выполняет некоторые жизненно важные функции для индивида, такиекак:
— фокусирует вниманиена личности или на определенном аспекте личности и делает их предметом оценки;
— способствуетмысленному «проигрыванию» трудных ситуаций, что приводит к усилению«Я» и уменьшению уязвимости личности;
— тот факт, чтозастенчивость, в общем, вызывается словами и действиями других, гарантируетопределенную степень сензитивности в отношении чувств и оценок окружающих,особенно тех, с которыми у нас есть эмоциональный контакт и чьим мнением мыдорожим;
— вызывает большее, чемдругие эмоции, осознание собственного тела. Повышенная чувствительность ксвоему телу может выразиться в более тщательном выполнении правил гигиены, вдействиях, направленных на улучшение внешности, что способствует повышениюобщительности и т. д.;
— застенчивостьусиливает самокритику и временное ощущение бессилия. Это способствуетформированию более адекватной «Я» — концепции. Объективно осознающийсебя человек становится более самокритичным, фиксация внимания на себезаставляет индивида осознать собственные внутренние противоречия. Кроме того,человек начинает лучше понимать, как он выглядит в глазах других;
— усиленноепротивоборство переживанию застенчивости может облегчить развитиесамостоятельности, индивидуальности и взаимную любовь [11, c.69-73].
“Сдержанный”,“серьезный”, “непритязательный”, “скромный” — такие положительные оценки обычнодают застенчивым людям. Более того, в изысканной форме их манеры могутрассматриваться как “утонченные” и “светские”. Застенчивость выставляетчеловека в выгодном свете: он производит впечатление человека осмотрительного,серьезного, анализирующего свои поступки. Она оберегает внутреннюю жизнь отпостоянного вторжения и позволяет вкусить от радостей полного одиночества.Застенчивые не обижают ближних и не причиняют им боли, как это зачастую делаютлюди властные.
1.3 Проявления застенчивости у детей
Как правило,застенчивость проявляется в детстве. Многие родители сталкиваются сзастенчивостью своих детей, когда ходят с ребенком в гости или к ним в домприходят в гости. Ребёнок робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросывзрослых. Иногда дети стесняются подойти к группе играющих сверстников, нерешаются включиться в их игру. Это один круг ситуаций, в которых проявляетсядетская застенчивость. На самом деле таких ситуаций намного больше и часто ониоказываются в детском саду и школе, где ребёнку приходится общаться с разнымипедагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. В этих ситуацияхребёнок не может найти защиты у мамы, и вынужден сам справляться со своейпроблемой.
Наблюдения показывают,что возникшая в раннем детстве застенчивость обычно сохраняются на протяжениивсего младшего школьного возраста. Но особенно отчетливо проявляется на пятомгоду жизни. Именно в этом возрасте у детей формируется потребность вуважительном отношении к ним со стороны взрослого [7, c.17].
Жалобы назастенчивость, стеснительность детей дошкольного возраста возникают ещё в связис подготовкой их к школе, то есть приблизительно в 6 лет. Низкий уровеньразвития общения, замкнутость, затруднения в контактах с другими людьми — ивзрослыми, и сверстниками — мешают ребёнку включиться в коллективнуюдеятельность, стать полноправным членом группы в детском саду или в школьномклассе [9, c.45-46]. Ребёнок острореагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот периодему особенно нужны похвала и одобрение взрослого.
Взрослым необходимовести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребёнку[8, c.19]. Помочь ребёнкупреодолеть застенчивость, сформировать у него необходимые способы общения:вовлечь в совместные игры и коллективные занятия – общая задача педагога иродителей. Однако в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте к нейприступать может быть поздно. К моменту поступления в школу у застенчивогоребёнка уже складывается определённый стиль поведения, своеобразное поведение вобществе, он уже отдает отчет в этом своем недостатке. Однако осознание своейзастенчивости не только не помогает, но, наоборот, мешает ребёнку еёпреодолеть, поскольку характерной особенностью таких детей является ярковыраженная неуверенность в себе и заниженный уровень притязаний. Ребёнок не всилах победить свою застенчивость, так как не верит в свои силы, а то, что онфиксирует внимание на этих чертах своего характера и поведения, ещё сильнее егосковывает. Помочь застенчивому ребёнку могут только взрослые, причем, чемраньше они начнут это делать, тем лучше [7, c.14].
Критерии застенчивостидетей младшего школьного возраста:
— Эмоциональныйдискомфорт, который ребёнок испытывает при встрече и в ходе общения спосторонними, а иногда и с посторонними взрослыми (низкий голос, неспособностьсмотреть прямо в глаза, молчание, заикание, бессвязная речь, позирование);
— боязнь ответственныхпоступков (уклонение от ответственных действий, уход от ситуации);
— Избирательность вконтакте с людьми, предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми взрослымии отказ или затруднение в общении с посторонними.
Проявлениезастенчивости у ребёнка нетрудно заметить. Застенчивость как устойчиваяхарактерологическая особенность выступает в поведении ребёнка достаточно рано.Для ребёнка, не посещающего детский сад или ясли, говорить о застенчивости како сложившемся качестве еще преждевременно. На этом этапе иногда отмечаются такиееё предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость,общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи скакими-то изменениями обычного распорядка жизни — переезд на дачу, поездка вгости и т.д. [11, c.46-48].
Как правило,застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являютсяновыми для ребёнка. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость,боится признаться в этом, попросить помощи. Застенчивый ребенок не умеет и нерешается вступать в контакты с другими, в особенности малознакомыми инезнакомыми людьми. Даже среди хорошо знакомых он теряется, с трудом отвечаетна вопросы взрослых (за исключением близких родственников, к которым он, какправило, бывает очень привязан). В детском учреждении такой ребенокадаптируется крайне медленно, с большим трудом. Он не может задать учителювопрос, даже самый необходимый т. п. Вследствие этого он попадает впросак чаще,чем другие дети. Глубоко застенчивый ребёнок теряет свою индивидуальность, онстарается затеряться в толпе [11, c.48].
На уроках его труднозаставить отвечать на вопросы, говорит он тихо и невнятно, обычно кратко. Любаяситуация, где ребенок должен сам что-то сказать или сделать на виду у публики,предполагающая оценку его действий другими людьми или включающая элементысоревновательности (кто лучше нарисует, кто быстрее добежит, кто дальшепрыгнет, кто точнее бросит и т. п.), полностью парализует его и такограниченные возможности. Неуверенность в себе, в собственных силах, вправильности своих действий, боязнь не понравиться зрителям делают такогоребенка совершенно беспомощным.
Положение такогоребенка среди сверстников очень незавидное. Не пользуясь симпатией другихдетей, не вступая в контакт с ними, он обречен на изоляцию, одиночество. Влучшем случае дети не замечают его, безразлично отстраняют, в худшем обращаютсяс ним насмешливо и грубо. Слабый, беззащитный, застенчивый ребенок не только нев состоянии дать обидчику сдачи, но не может даже пожаловаться, так как скованстеснительностью и страхом перед местью обидчика [7, c.14].
Беззащитность такихдетей — прямой результат их ранимости, впечатлительности и отсутствия необходимыхнавыков общения. Их чувство неуверенности в себе и своих действиях связано,кроме того, с повышенной чувствительностью к оценкам любого рода, насмешкам.Недостаточный опыт общения не позволяет ребенку разобраться в причинах того илииного отношения к себе со стороны других людей. Он не знает, почему он нравитсяили не нравится, а привычно обобщает свой жизненный опыт.
Важной особенностьюзастенчивых детей является склонность к внутреннему способу выражения эмоций,сдержанность в их внешних проявлениях. Такие дети почти никогда громко несмеются и не плачут, в страхе не кидаются прочь (например, от собаки), а,оцепенев, остаются на месте. Даже их редкие шалости отличаются робостью инаивностью, они не шумят, не прыгают, редко делают что-либо недозволенное.Застенчивые дети больше чувствуют и понимают, чем могут выразить, большенакапливают информации, знаний и умений, чем используют в реальной жизни.
В связи с тем, что детиподобного склада очень ранимы, к ним следует относиться особенно мягко.Повышение голоса, крик, понукание, одергивание, частые запреты, порицания инаказания могут привести к появлению у ребенка невротических расстройств [11, c.52].
Несмотря на то, чтозастенчивость может быть обнаружена буквально «с первого взгляда», родителичасто недооценивают ее. Многие из них не понимают, что застенчивостьпредставляет собой определенное нарушение поведения и, более того, личностногоразвития ребенка. Они считают именно этот вариант нормой, а более активное инепосредственное поведение, которое видят у других детей, относят к проявлениюневоспитанности или нескромности. Обычно они довольны своим ребенком, считаяего застенчивость положительным качеством. Такие родители не различаютскромность и застенчивость, что на самом деле не одно и то же. Если скромность— действительно положительное качество, то застенчивость, основанная на полнойнеуверенности в себе, — недостаток, ведущий ко многим неприятным последствиям вразвитии личности [10, c.112].
Уязвимой у застенчивогоребёнка оказывается область чувств. Он не склонен к яркому проявлению своихэмоций, а когда возникает необходимость в этом, он робеет и замыкается в себе.Ребёнок одновременно испытывает желание вести себя непринуждённо и страх передспонтанным выражением чувств [7, c.15].
Для застенчивогоребёнка характерно стремление оградить пространство своей личности отпостороннего вмешательства. Он стремится уйти в себя, раствориться средидругих, стать незаметным, сама мысль о том, что сейчас он привлечет к себе внимание,ему неприятна [5, c.16]. У школьниковзастенчивость сопровождается повышенной тревожностью, мнительностью,неуверенностью в себе, робостью. В 10-20% случаев у таких ребят бывают страхитемноты, одиночества, они скованно себя чувствуют в присутствии незнакомыхлюдей, молчаливы, замкнуты [10, c.45-46].
Между тем они довольночасто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику,любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированыкомплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении сосверстниками, взрослыми. И как следствие — проигрывают менее способным, ноболее шустрым сверстникам [5, c.16].
Некоторые полагают, чтозастенчивость в большей мере свойственна девочкам, но это далеко не так. Наразных этапах возрастного развития 20-25% мальчиков страдают от застенчивости — приблизительно так же, как и девочки.
Таким образом, основныезатруднения в общении застенчивого ребёнка с другими людьми лежат в сфере егоотношения к нему других людей.
Традиционно считается,что у застенчивых детей снижена самооценка (оценивание человеком своихсобственных, психологических качеств и поведения, достижений и неудач,достоинств и недостатков) [19, c.17],что они плохо думают о себе. Однако это не совсем так. Как правило, застенчивыйребёнок считает себя очень хорошим, самым лучшим, то есть отношение у него ксебе как личности самое положительное. Его проблема заключатся в другом. Емупредставляется, что другие относятся к нему хуже, чем он сам относится к себе.С возрастом у застенчивого ребёнка наблюдается тенденция к разрыву в оценкесебя самим и другими людьми. Дети продолжают высоко оценивать себя, но с точкизрения взрослых- родителей и воспитателей их оценка становится все ниже.
Сомнение вположительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию в самоощущениеребёнка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего Я.Врожденная чувствительность к социальным воздействиям способствует формированиюособого типа личности застенчивого ребёнка. Её особенность заключается в том,что всё, что делает ребёнок, проверяется через отношение других. Тревога освоём Я часто заслоняет для него содержание деятельности. Ребёнок сосредоточенне столько на том, что он делает, сколько на том, как его оценят взрослые:личностные мотивы всегда выступают для него главными, заслоняя собой ипознавательные, и деловые, что затрудняет протекание, как самой деятельности,так и общения [11, c.67].
Несмотря на то, что иззастенчивости можно «вырасти», все же не стоит надеяться и пассивно ждать и избавляетсяот застенчивости по мере взросления далеко не каждый. Но даже если позитивныеизменения произошли, в памяти этих людей остается неприятный осадок от былыхнеудач, острых переживаний [11, с. 68].
Если не допустить развитиязастенчивости в младшем возрасте, то для детей эта проблема не станет душевнымнедугом в юношеском возрасте.
1.4 Застенчивость у подростков
 
Второй периодповышенной застенчивости у детей приходится на подростковый возраст [25, c.217].Изменение социально-экономической ситуации в обществе, изменение ценностныхориентаций людей привело к искажению восприятия застенчивого человека и болеетого к отрицанию данной характеристики личности у старшеклассника. Однакоисследования психологов говорят о том, что, напротив, почти половина молодыхлюдей страдает от застенчивости, а в возрасте от 12 до 14 лет застенчивыми являются50 процентов мальчиков и 60 процентов девочек [11, c.34].
Примерно в возрасте12–14 лет у подростков внутренний взор направлен на собственное Я, усиливаетсясклонность к самоанализу и самонаблюдению, подросток пытается найти себя вокружающем мире. Часто в этом возрасте самооценка человека являетсянеадекватной, заниженной, подросток уверен, что окружающие имеют о немисключительно плохое мнение, считает себя неинтересным и незначительным. Такаяподозрительность, если ребенок не может с ней справиться самостоятельно, иможет перерасти со временем в депрессивное состояние. Вступление в поруюношества характеризуется повышением самооценки и самоуважения, и постепеннозастенчивость ослабевает.
Застенчивые подростки,как правило, ненавидят свою стеснительность, мечтают от нее избавиться и статьтакими, как остальные – смелыми, раскрепощенными, легкими в общении. Подросткамучают сомнения, тревоги и переживания из-засвоей робости, он тоскует и страдает. Порой это выплескивается всверхкомпенсацию застенчивости, когда подросток начинает вести себясверхуверенно, вызывающе, иногда даже нахально и агрессивно. В такие периодыподростки могут грубить людям, которых на самом деле очень уважают, вести себянеадекватно, совершать поступки, на которые в обычном состоянии не смогли бырешиться. Такое поведение вызвано стремлением подростка быть таким же, как ивсе, и доказать всему свету, что он совершенно не застенчив, а наоборот, смел ираскрепощен. Ведя себя таким образом, подросток понимает, что поступаетнеправильно, но не может остановиться без посторонней помощи [4, c.151].
Таким образом,застенчивость может уродливо трансформироваться в наглость, девиантноеповедение. И это серьезная проблема — не только медицинско-психологическая, нои социальная. От того, получит ли застенчивый подросток квалифицированнуюпомощь, зависят его дальнейшая судьба, благополучие в профессиональной и личнойжизни.
В этот период дляподростков характерны такие акты самоутверждения, как побеги из дома родителей,увлечение татуировками, пирсингом, иногда спиртным и наркотиками как знакпроявления независимости и потребности принимать самостоятельные решения. В этовремя для подростка особенно важна психологическая поддержка и пониманиеблизких людей.
Переход изподросткового возраста в юношеский приводит к переоценке понятий и ценностей. Втом числе меняется отношение к застенчивости, особенно под влиянием того, что вэтот период у молодых людей повышается самооценка, приходит самоуважение ипонимание ценности своей личности.
По мнению многихпсихологов и педагогов, застенчивость является одной из самых распространённыхи сложных проблем межличностных отношений. Известно, что затруднения признакомстве с людьми, возникающие отрицательные эмоциональные состояния в ходеобщения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неудачноепредъявление себя, чрезмерная сосредоточенность на себе, приводит к потере верыв свои силы, в возможность чего-либо достичь. Теряется доверие к другим людям.Это приводит к тому, что человек становится неактивным строителем жизни, вполной мере реализующем свой творческий потенциал, а пассивным участникомсобытий [4, c.156].
Таким образом,подростковый возраст является вторым пиком повышенной застенчивости. Застенчивостьу подростка может либо приводить к депрессии, вплоть до суицида, либо уродливотрансформироваться в наглость, девиантное поведение. С переходом в юношескийвозраст большинству людей удается преодолеть свою застенчивость.

Глава 2. Пути решенияпроблемы застенчивости у детей и подростков
 
2.1 Профилактикадетской застенчивости
Предупредитьзастенчивость нелегко, но все же можно, если [19, c.15]:
1) лишний раз недемонстрировать склонность родителей к беспокойству и сомнениям;
2) не навязывать детямтакие правила и обязательства, выполнить которые они не в состоянии;
3) не читать постоянномораль о должном поведении и не стыдить по любому поводу;
4) стараться чаще бытьпримером уверенного, гибкого и контактного поведения;
5) не создаватьпроблемы там, где можно обойтись без них, и, прежде всего, не драматизироватьуже имеющиеся затруднения в общении;
6) не быть чрезмернопринципиальными, максималистски и бескомпромиссно настроенными, равно как инетерпимыми, непримиримыми в суждениях и оценках;
7) быть способными кпеременам, не замыкаться в себе и стремиться к разнообразию контактов сокружающими людьми.
Многие страхи вподростковом возрасте являются развитием ранее предшествующих страхов и тревог.Поэтому, чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению страхов, тембольше вероятность их отсутствия в подростковом возрасте, где существуетреальная опасность формирования тревожно-мнительных, тормозимых черт характера.
Если психологическая(родительская) и психотерапевтическая (профессиональная) помощь будет оказана вдошкольном или младшем школьном возрасте, можно еще рассчитывать на более илименее ощутимый эффект предупреждения развития психастенических черт характера.
Основные задачиродителей:
Развить у детейпозитивное самовосприятие.
Сформироватьуверенность в себе и адекватную самооценку.
Воспитать у ребенка чувствособственного достоинства.
Невнимание илинедостаточное внимание родителей к детям означает утрату важнейшеговоспитательного фактора — общения. В таких случаях родители оказываютсянеспособными проникнуть во внутренний мир детей, правильно осознать ихпотребности и интересы. Возникшая скрытность и замкнутость детей, с однойстороны, неспособность родителей проникнуть в их мир — с другой, способствуютутере контактов между ними, порождают отчужденность [22, c.93].
Наиболее действенноймерой по предотвращению застенчивости является последовательноецеленаправленное формирование у малыша навыков общения и умения действоватьсовместно с другими, взрослыми и детьми [10, с. 46]. Большая часть ответственностилежит на воспитывающем взрослом, так как его личность — мощный фактор развитияличности ребёнка, его функция – приобщение к культурному наследию,общественному опыту поколений, его роль — наглядно демонстрировать моделиповедения, социальные нормы, ценности [22, с. 94].
На начальном этапе(особенно если ребенок болезненно реагирует на чужих людей — кричит, плачет,убегает или замирает около матери, избегая смотреть на чужого и в особенностивстречаться с ним взглядом) следует постепенно расширять круг пассивногообщения. Не нужно сразу без необходимости приглашать к себе домой чужоговзрослого человека, но можно начать разговаривать в присутствии ребёнка скем-то посторонним или малознакомым на прогулке.
При этом обязательнонадо сначала предупредить ребенка о том, что вы собираетесь сделать. Не стоитбеспокоиться, что полуторагодовалый малыш не все поймет. Он почувствует ровное,спокойное состояние матери, интонацию, успокаивающие жесты — поглаживание,похлопывание, увидит ласковый взгляд, и тревожность снизится. Предупредивмалыша, можно вместе с ним, держа его за руку, подойти к выбранному вамичеловеку и задать ему какой-либо простой вопрос: узнать, сколько времени, какпройти на ближайшую улицу, когда открывается магазин и т. п. [19, с. 14].
Для дальнейшегоразвития навыков общения наиболее подходящим местом является площадка во двореили в парке, где ребенок уже хорошо знает ее «географию» и оборудование. Площадкас частично постоянным, частично меняющимся составом «посетителей» — оптимальноеместо, где можно приучить ребёнка не бояться людей, общаться с ними,разговаривать, вступать в простейшие игры.
На детской площадкеребенок легко переходит и к активному общению, сначала с помощью мамы.Постепенно под руководством взрослого у ребенка развивается умение пониматьдругого человека, согласовывать с ним свои действия, подчинять их общей цели.Ребенок становится более общительным, приобретает навыки совместнойдеятельности.
Родители застенчивогоребенка должны расширять круг его знакомств, чаще приглашать к себе друзей,брать ребёнка в гости к знакомым людям. Кроме того, необходимо расширятьмаршруты прогулок.
В связи с планомернымприобщением ребенка к обществу у него постепенно формируется спокойное иадекватное отношение к посторонним, взрослым и детям, развиваются необходимыенавыки общения, совершенствуется речь.
К сожалению, некоторыеродители стараются избавить ребенка от любых контактов с чужими людьми, неподпускают к другим детям, изолируют, таким образом, от общества, а значит, недают развиваться умению жить среди людей. Особенно плохо, когда сама матьребенка отличается замкнутым, малообщительным характером, повышенноймнительностью, тревожностью. Окружая ребенка болезненно обостренным вниманием,она передает ему свою тревогу, неуверенность. Подобная эмоциональная атмосферачрезвычайно вредна для маленьких детей и может привести не только кзастенчивости, но и к более серьезным нарушениям, вплоть до невротическихреакций.
Однако подобная прямаязависимость застенчивости ребенка от напряженной эмоциональной обстановки всемье встречается только приблизительно в 30 процентах случаев. Остальные 70процентов застенчивых детей растут в семьях с противоположным типом воспитания,где к ребенку относятся с повышенной строгостью, требовательностью, не признаюткомпромиссов [26, c.98].
В такой семье детирастут в атмосфере постоянных запретов, приказов, одергиваний, их частонаказывают и редко хвалят, почти не ласкают. В результате вопреки установкамродителей, которые убеждены, что делают все для того, чтобы ребенок сталсильным, настойчивым, уверенным в себе, он растет забитым, стеснительным,покорным и часто трусливым. Низкий уровень развития общения у ребенка всочетании с тревожностью и ярко выраженной неуверенностью в себе являетсяпредпосылкой того, чтобы застенчивость стала определяющей чертой характераребенка к 6 годам.
Исходя из основных«болевых точек» застенчивого ребёнка, самое главное — это поднять самооценкуребёнка в той части, которая связана с его восприятием отношения к себе другихлюдей. Необходимо проанализировать отношение взрослых (учителей и родителей) кребёнку, смотреть на ситуации глазами ребенка. Может быть, ему не хватаетвыражения любви, похвалы и поддержки. Ведь застенчивые дети доставляютродителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и вниманияуделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большеймере. Взрослый должен воспитывать в себе умение быть внимательным к ребёнку нетолько тогда, когда тот обращается за помощью или поддержкой, но и тогда, когдаона, на первый взгляд не нужна ему.
Следующая задача — помочь ребёнку повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддержатьего уверенность в себе. Делая что-то вместе с ребёнком, родителям необходимовыразить убеждённость в том, что он всегда справится с задачей, а если нет, тоэто не беда, и ему всегда смогут помочь и он преодолеет все трудности. Есливидно, что ребёнок сосредоточен на оценке и это тормозит его действия,необходимо отвлечь его от оценочной стороны деятельности. Здесь помогут игровыеприёмы и юмор, можно поговорить от имени придуманного персонажа, разыгратьсценку. Это разрядит напряженность, отвлечёт от самого себя, придаст смелости.
Следует помнить о том,что застенчивые дети часто очень осторожны и побаиваются всего нового. Они вбольшей мере, чем их сверстники, привержены соблюдению правил, боятся ихнарушить.
У застенчивых детей вбольшей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемыевзрослыми, и это может тормозить их инициативность и активность. Гибкоеповедение взрослых поможет избавиться от страха наказания, от чрезмернойскованности. Не надо бояться того, что ребёнок перестанет бытьдисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития.Напротив, чрезмерные ограничения часто оказываются причиной детских неврозов.
Не менее важно помочьребёнку научиться свободно и раскрепощено выражать свои эмоции, желания,чувства. Застенчивые дети часто держатся скованно, особенно если на них смотрятокружающие. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно помогутспециально организованные игры. Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшемуосвоению языка эмоций хорошо способствуют игры- пантомимы, например такие как«Угадай эмоцию», «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», « Кто кнам пришел», «Куклы пляшут», «Фанты» и др. Желательно, чтобы в этих играхучаствовали несколько взрослых и детей [9, c.16].
Часто родителизастенчивых детей стараются объяснить им, что боятся людей не надо, уговариваютвыступить их перед гостями, прочитать стишок или спеть песенку. Такое прямоевоздействие малоэффективно. Ребёнок весь сжимается, не может произнести нислова, прячется и начинает ещё больше опасаться ситуации публичности. Гораздоболее действенным приёмом борьбы со стеснительностью являются игры- фантазии, вкоторых различные персонажи наделяются чертами самого ребёнка, а ситуацииблизки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Игры навоображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут втаких же обстоятельствах, как и ребёнок, попадают в разные жизненные коллизии инаходят выход из них. Слушая или сочиняя рассказ о другом ребёнке, приписываяему свои переживания, дети становятся более открытыми для разговора о себе.
Таким образом, чуткое ивнимательное отношение родителей и учителей к застенчивым детям позволят импреодолеть свою застенчивость, сформировать базовое доверие к миру, окружающимлюдям.
2.2 Групповые методыработы с застенчивыми детьми
Групповой метод работыс застенчивыми детьми — лучший способ добиться желаемого результата. Онпозволяет смоделировать различные ситуации, связанные с контактом с другимилюдьми, с возможностью проявить себя на публике, в относительно безопаснойобстановке, и тем самым получить позитивный опыт и тем самым скорректироватьсамооценку [22, с. 99].
К сожалению,застенчивых детей довольно много. И это является серьезным основанием, чтобы обэтом говорить и над этим работать. Игры и упражнения, ориентированные наособенности застенчивых детей и проводимые в группе, могут оказать существеннуюпомощь таким детям [12, c.4].
Игра «Режиссер»позволит застенчивому ребенку управлять другими детьми, брать ответственностьна себя, находиться в ситуации, когда необходимо импровизировать и постояннообщаться с другими. Для постановки мини-спектакля в этом случае можно взятьлюбую короткую сказку, басню или стихотворение, предоставив право выбора самому«режиссеру». Он же распределяет роли среди сверстников. Таким образом,спектакль становится его детищем.
Во время игры «Выставка»каждый из детей представляет себя фотографом, у которого открылась авторскаявыставка фотографий. В процессе игры дети перечисляют фотографии (желательно неменее трех), на которых якобы запечатлены важные для автора события иличеловек. Из названных фотографий ребенок выбирает самую интересную или значимуюдля него и подробно ее описывает: что изображено на фотографии и почему именноэтот эпизод заинтересовал «автора». В процессе этой игры каждый ребенок долженговорить о важных для него моментах. Важное условие при этом — внимание«посетителей выставки», которые вправе при желании задавать вопросы. Такимобразом, ребёнок получает возможность довольно длительное время находиться вцентре внимания. Для изживания застенчивости у детей это просто необходимо [12,с. 30].
Еще одна игра — «Оратор».Здесь застенчивый ребенок также является центром внимания для других детей. Сцелью усиления разыгрываемой ситуации можно соорудить импровизированную трибунудля «оратора». Игра заключается в том, что в течение нескольких минут ребёнокдолжен выступить с рассказом-экспромтом по избранной теме. Темы могут бытьследующими: «Цирк», «Семья».
Конечно, застенчивымдетям трудно без «маски» вести себя таким нехарактерным для себя образом.Поэтому на первых этапах работы с ними «маской» может служить образ животного,растения или образ неживой природы. Так, изображая слонов, в игре «Бабочки ислоны», дети медленно передвигаются по комнате, общаются с такими же «слонами»,а затем, превратившись в «бабочек», они продолжают общение, но движения у нихуже быстрые и легкие. Таким образом, в «маске» животных дети с большей охотойвзаимодействуют друг с другом, проявляя изобретательность. В этой игре есть ещеодна положительная сторона — характер общения может быть заданным. В связи сэтим можно разрабатывать тот способ общения, которым дети не пользуются илипользуются редко. Например, можно предложить им общаться только «глазами» илиприкосновениями.
В игре «Гроза»каждый ребенок перевоплощается в облако, легко передвигаясь по комнате. Сословами «надвигается гроза» дети собираются в центре комнаты. А после команды:«Сверкнула молния!» — хором кричат: «Бабах!» Игра дает возможность чувствовать себячленом группы, придает смелость, уверенность. Предлагаемый образ способствуетпреодолению внутренних запретов на контакты, громкий крик.
«Маской» могут служитьи образы сказочных героев. Например, в игре «Волшебник» ребенок, докоторого ведущий дотронется «волшебной палочкой», превращается в сказочногогероя. Ребенок изображает его средствами пантомимы. А остальные детиотгадывают, что это за герой, и из какой он сказки. Участие в этой игрепомогает ребенку преодолеть чувство робости, скованности. В следующий разсделать это ему будет значительно легче [12, c.32].
Игры, где есть телесныйконтакт, особенно полезны для застенчивых детей. Например, игра «Руки».Дети встают в круг, а водящий, проходя по нему, изучает руки каждого. Затемводящему завязывают глаза и он, прикасаясь к рукам кого-либо из круга,отгадывает, кому они принадлежат.
Игра «Трудный путь».Дети плотно стоят спиной друг к другу и по очереди, начиная с первого,пробираются между стоящими. Пройдя этот трудный путь, каждый встает последним, идвижение продолжается. Из той же серии и народная игра «Жмурки».
Ещё одно оченьдейственное упражнение под названием «Рычи, лев, паровозик, пыхти!».Суть этой игры заключается в том: для того чтобы сломать лед молчания в группедетей, кажущихся замкнутыми и неконтактными, необходимо позволить имрасслабиться и порычать, как львам, а затем попыхтеть, как маленькимпаровозикам.
Мы все львы большойсемьи; мы всегда рычать могли, и узнаем мы сейчас, кто рычливее из нас! Когда яскажу: «Рычи, лев, рычи» — покажите мне вашего рычащего льва.
Кто может громче? Так,сейчас рычат львы… Это лев? Это жалкий котенок. А я хочу услышать настоящийрык.
Затем позволить детямпобегать по комнате гуськом, держась за плечи друг друга. Сначала они будут «большимпаровозом». Начать медленно. Двигаясь по кругу, пыхтеть и гудеть. Когда ведущийвернется к месту старта, пройти в конец поезда и стать, изображая служебныйвагон, а ребенок, стоявший ранее заведующим, будет паровозом. Он или она должныпыхтеть немного громче и двигаться немного быстрее. Продолжать до тех пор, покакаждый ребенок не побудет вагоном и паровозиком и действительно не накричится ине напрыгается. Закончить игру крушением — все падают на пол [12, с. 36].
Данные ниже упражнениянаправлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а такжеспособствуют двигательному раскрепощению. Это важно, так как только физическисвободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен [12, с.48].
«Путаница». Иградля нескольких детей. Они встают в круг, закрывают глаза и, вытянув впередруки, сходятся в центре. Правой рукой каждый берёт за руку любого другогоребенка, левая оставлена для того, чтобы за нее кто-нибудь взялся. После этоговсе открывают глаза. Взрослый помогает детям в том, чтобы за одну руку взялсятолько один ребенок. Таким образом, образуется путаница. Задача детей —распутаться, не отпуская рук.
В этой игре хорошоиспользовать веселую, бодрящую музыку.
«Сборщики». Массавсевозможных мелких игрушек разбросана на полу. Участники игры разбиваются нагруппы по 2—3 человека и берутся за руки. По сигналу ведущего обеими свободнымируками каждая тройка должна собрать как можно больше предметов. После того каквсе предметы собраны, каждая тройка подсчитывает число имеющихся у них предметов.При сборе используется веселая, энергичная музыка.
В ходе этой игры могутвозникнуть различные конфликтные ситуации внутри одной группы или между ними,которые можно использовать для разыгрывания.
«Паровозик». Детивстают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показываетопределенные движения (без слов). Ведущий как бы паровозик, который ведет засобой вагоны, повторяющие все его движения. Дети-«вагончики» должны повторитьто, что изображает ведущий, и, если он показывает не просто набор движений, акакого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает.
Застенчивым детямпросто необходимо научиться расслабляться. Поэтому специальные релаксационныеупражнении желательно включать в каждое занятие. При их проведении дети лежатили сидят в свободной, расслабленной позе (можно в «позе кучера»), желательно сзакрытыми глазами. Дети, ориентируясь на словесный образ, рисуемый психологом,представляют себе те или иные картины природы или состояния [12, с. 49].
Эффект таких упражненийзначительно возрастет, если текст будет сопровождаться специально подобранноймузыкой, качество проведения релаксации будет значительно выше.
В группу детей длятаких занятий может входить до 12—15 человек. Желательно, чтобы в группе быливыработаны свои ритуалы — слова приветствия и прощания. Хорошо, если всемивместе группе будет придумано и название.
Групповые занятия сиспользованием специальных игр и упражнений являются лучшим способом борьбы сзастенчивостью.

Заключение
Обобщая вышеизложенныйматериал, можно охарактеризовать застенчивость как черту характера, проявляющуюсяв смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванныхмыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников.застенчивость — очень распространенное и разностороннее качество личностичеловека. Она может считаться либо мелким затруднением, либо большой проблемой.
Причины застенчивоститакже разнообразны, как и ее определение. Главный источник застенчивости — страх перед людьми. Фундамент застенчивости, конечно же, закладывается вдетстве. Ее появление во многом зависит от воспитания родителей, учебныхзаведений и социальной среды. Правда есть и такие люди, которые, будучинезастенчивыми, вдруг под влиянием каких-либо событий становятся застенчивыми.
Подростковый возрастявляется вторым пиком повышенной застенчивости. Застенчивость у подростка можетлибо приводить к депрессии, вплоть до суицида, либо уродливо трансформироватьсяв наглость, девиантное поведение. С переходом в юношеский возраст большинствулюдей удается преодолеть свою застенчивость.
Проявлениезастенчивости разнообразно: ребёнок чувствует себя неуверенно, стесняетсяпроявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. Крометого, такой ребенок не умеет и не решается вступать в контакты с другими, вособенности малознакомыми и незнакомыми людьми, со знакомыми же людьми онтеряется, с трудом отвечает на вопросы взрослых. Глубоко застенчивый ребёноктеряет свою индивидуальность, он старается затеряться в толпе (спрятаться зачужие спины, скрыть своё лицо).
Несмотря на то, что иззастенчивости можно «вырасти», все же не стоит надеяться и пассивно ждать и избавляетсяот застенчивости по мере взросления далеко не каждый. Но даже если позитивныеизменения произошли, в памяти этих людей остается неприятный осадок от былыхнеудач, острых переживаний. Если не допустить развития застенчивости в младшемвозрасте, то для детей эта проблема не станет душевным недугом в юношескомвозрасте.
Чуткое и внимательноеотношение родителей и учителей к застенчивым детям позволят им преодолеть своюзастенчивость, сформировать базовое доверие к миру, окружающим людям.
Для предотвращениязастенчивости необходимо создать определённые организационно-педагогическиеусловия в воспитании ребёнка. Главным образом, условий целенаправленногоформирования у ребёнка навыков общения и умения действовать совместно с другимилюдьми. В воспитании застенчивого ребёнка большая часть ответственности должналежать на воспитывающем взрослом, так как его личность — мощный фактор развитияличности ребёнка (функция воспитывающего взрослого – приобщение к культуре,общественному опыту поколений), его роль — наглядно демонстрировать моделиповедения, социальные нормы, ценности.
Групповые занятия сиспользованием специальных игр и упражнений являются лучшим способом борьбы сзастенчивостью.

Список литературы
 
1. БезрукихМ.М, Ефимова С.П. Ребёнок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Пособиедля студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. — М.:Издательский центр «Академия», 1996. – 240 с.
2. Большойпсихолого-педагогический словарь. – Ростов — на Дону: «Феникс», 1999. — 576 с.
3. БреттД. Застенчивость // Жила-была девочка, похожая на тебя/Пер. с английского Г.А. Павлова – М.: Независимая фирма «Класс»,1996. – С.94-95.
4. Вмире подростка / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Медицина,1980. – 252.
5. ГалигузоваЛ.Н. Психологический анализ феномена застенчивости /Вопросы психологии. — 2000.- №5.
6. ГалигузоваЛ.Н. Застенчивый ребёнок// Дошкольное воспитание. — 2000 — № 4.- с. 116-120.
7.Гаспарова Е. Застенчивый ребёнок // Дошкольное воспитание. Издательство«Просвещение» — 1989.- №3.
8.Гаврилова Т.А. Новые исследования особенностей подросткового и юношескоговозраста // Вопросы психологии, 1972, №2. — С.25-37.
9.Гуревич Ю. По ту сторону застенчивости // Педагогический калейдоскоп –1998 — №5.
10.Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества: Учебно-методич.пособие / Рос. акад. образования. Моск. психолого-соц. инт. М., 2001.- 121 с.
11.Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М., 2000. – 352с.
12.Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). – СПб: ПитерПресс, 1996. – 256 с.
13.Игры в школе. Для млад. шк. возраста. — Мн.: Харвест, М.: Издательство АСТ»,2000.- 144 с.
14.Карпенко В. Застенчивость // Воспитание школьников, 1995 — №2. – С.13-15.
15.Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. — М.,2001. – 429 с.
16.Кленкина. В.Ю., Халявина. О.В. Застенчивость, как проблема юношеского возраста- Конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского 2001-2002 гг.[Электронный ресурс]. Режим доступа:. www.vernadsky.dnttm.ru/raboty2002/raboty/h3/w02199.htm. Дата обращения: 02.05.2011.
17.Кон И. С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности). — Учебное пособие для студентов пединститутов. — М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
18.Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет):Учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996. – 180 с.
19.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный циклразвития человека: Учеб. пособие для вузов. — М., 2001.- 278 с.
20.Минаева В. Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость// Воспитание школьников-2001- №9.
21.Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов высших учебныхзаведений.- М.: Издательский центр «Академия».- 432 с.
11.Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. Высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн.- 4-еизд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001. – Кн.2: Психология образования.–608 с.
23.Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начальногошкольного образования, преподавателей, психологов./ Грибанова А.Д., КалиненкоВ.К., Кларина Л.М. и др.; Под ред. Петровского В.А. – 2-е изд. – М.: АспектПресс, 1995. – 152 с.
24.Психология подростка: учебник / Под ред. А.А. Реана. СПб.,2003. — 456 с.
25.Реан А.А, Костромина С.Н. Как подготовить ребёнка к школе. — СПб.: Питер Ком,1998. – 160 с.
26.Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: Прайм-Еврознак,2002 — 656 с.
27.Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Изд-во РОУ, 2003. – 368 с.
28.Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб.пособие для студ.вузов — М.: Академия,2001. – 416 с.