Методы развития физической подготовки тяжелоатлетов

Методыразвития физической подготовки тяжелоатлетов
Выпускнаяквалификационная работа

Содержание
Введение
1. Состояние вопроса подготовкиначинающих тяжелоатлетов (литературный обзор)
1.1 Круговая тренировка и её составляющие
1.2 Подбор и распределение упражненийдля проведения круговой тренировки
1.3 Круговая тренировка какорганизационно-методическая форма занятий
1.4 Анализ показателейхарактеризующих физическое развитие и подготовленность тяжелоатлетов
1.5 Отбор подростков-тяжелоатлетов сучётом их возрастных особенностей и возможностей заниматься по методу «круговойтренировки»
2. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
3. Разработка методики повышенияэффективности учебно-тренировочных занятий в тяжёлой атлетике методом «круговойтренировки»
4. Результаты педагогическогоэксперимента и их анализ
Выводы
Практические рекомендации
Список используемой литературы

Введение
Актуальность. Круговая тренировкаи подобные ей формы использования физических упражнений получили довольноширокое распространение в ряде стран. К сожалению, в нашей отечественной литературеэти формы освещены недостаточно, хотя ряд научно-методических предпосылоккруговой тренировки был заложен именно в советской теории и практикефизического развития человека.
Зададимся вопросом, в чемсостоят отличительные черты круговой тренировки. Ответ на этот вопрос,оказывается, не столь простым. Круговая тренировка не сводится к какому-либочастному методу физического развития. Первый, хотя в значительной мере ивнешний признак этой формы состоит в том, что занятия проводятся как бы «покругу»: в спортивном зале или на площадке размечается и организуется несколько«станций», то есть мест для выполнения физических упражнений с определеннымоборудованием. Класс учащихся, или секция распределяется на несколько небольшихотделений рабочих групп. Каждая группа должна последовательно пройти все«станции», выполняя на каждой назначенное упражнение.
Второй чертой круговойтренировки мы считаем то, что она сформировалась какорганизационно-методическая форма применения физических упражнений,направленных на комплексное развитие физических качеств занимающихся. Такаяцель предполагает не только одновременное развитие основных физических качеств(силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), но и совершенствование ихкомплексных проявлений (скоростной силы, силовой выносливости и т.д.). Впрочем,мы должны признать, что распространенные программы круговой тренировки имеют взначительной мере силовую направленность.
Третьей характернойчертой круговой тренировки можно считать то, что она базируется наиспользовании в основном технически несложных движений из основной испортивно-вспомогательной гимнастики, из тяжелой атлетики и других видовспорта. Эти движения в большинстве случаев имеют ациклическую структуру, но имискусственно придается циклический характер путем организации серий слитных повторений.Простота движений позволяет повторять их многократно и комплексно, выполняяодну целостную тренировочную работу.
Четвертым признаком можносчитать использование «символа круговой тренировки» — специальной схемы для подборадвижений, которая обеспечивает последовательное воздействие на все основныемышечные группы и дает достаточную нагрузку на внутренние органы, вособенности, на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма.
В связи с вышесказаннымпредполагается, что нестандартные упражнения круговой тренировки будутспособствовать сопряженному развитию специальных двигательных способностей и, вконечном счете, увеличению спортивного результата в классическом двоеборье.
Актуальность темы исследованиязаключается в том, что при анализе научно-методической литературы было выявлено,что работ по методикам тренировки в тяжелой атлетике чрезвычайно мало.
В процессе занятий изучаютсяиндивидуальные особенности подростков и юношей, ведутся педагогические и врачебныенаблюдения для выявления наиболее способных. Главное внимание обращается на приспособляемостьорганизма к воздействию упражнений с отягощениями, способность осваиватьтехнику классических и вспомогательных упражнений со штангой, развитие скоростно-силовыхкачеств, интерес к занятиям, дисциплинированность, прилежание, настойчивость и актуальность.
Однако не все тренеры применяютразличные методики в тяжелой атлетике, а тренируют по обычной методике,разработанной СДЮШОР по тяжелой атлетике. Главное, по их мнению, заключается в том,чтобы как можно быстрее поднять штангу наибольшего веса, а не развитие разностороннихфизических способностей у подростка на этапе начальной подготовки.
Все вышеизложенноеопределило актуальность выбранной темы.
Объектом исследования являлсяучебно-тренировочный процесс начинающих заниматься тяжелой атлетикой (подростков11-12 лет).
Предметом исследования быламетодика повышения эффективности учебно-тренировочного процесса с применением круговойтренировки.
Целью исследования являетсяповышение эффективности учебно-тренировочного процесса начинающих подростков-тяжелоатлетовс помощью применения круговой тренировки.
В соответствии с поставленнойцелью в работе решались следующие задачи.
Задачи исследования
Исследовать состояние вопросаподготовки начинающих тяжелоатлетов по литературным источникам.
Определить уровень физическойподготовленности подростков 11-12 лет занимающихся тяжелой атлетикой.
Разработать методику повышенияэффективности учебно-тренировочных занятий методом круговой тренировки.
Экспериментально апробироватьи выявить эффективность разработанной методики.
Гипотеза: Мыпредположили, что применение круговой тренировки в ходе учебно-тренировочныхзанятий начинающих тяжелоатлетов будет способствовать улучшению физическойподготовленности подростков и улучшению состояния здоровья.
Научная новизна и теоретическаязначимость. В теорию и практику физического воспитания внесено дополнение о значениикруговой тренировки в учебно-тренировочном процессе тяжелоатлетов. Показано влияниепропорций тела и показателей физического развития на спортивный результат в штанге.

1.Состояние вопроса подготовки юных тяжелоатлетов (литературный обзор)
 
1.1 Круговая тренировкаи её составляющие
Круговая тренировка всвоем современном виде имеет ряд методических вариантов. Однако, все онихарактеризуются строгой регламентацией выполнения упражнений. Иначе говоря, в любомварианте основу круговой тренировки составляет многократное выполнение предписанныхдвижений или действий в условиях точного дозирования нагрузки и однозначно определенногопорядка ее изменения и чередования с отдыхом. Этот метод круговой тренировки отличаетсяот игрового и соревновательного методов, для которых характерны лишьприблизительное регулирование нагрузки и действий, складывающиеся в зависимостиот игровой ситуации или условий состязания [14, 15, 25, 47]. Основные вариантыстрого регламентированного упражнения как метода физического развитиястандартизацией процесса упражнений (форма движений и главные компонентынагрузки по ходу упражнений не изменяются — стандартны).
Варианты с направленнымизменением воздействующих факторов в процессе упражнения, так называемое«переменное» упражнение.
Кроме того, имеет линагрузка в процессе упражнения непрерывный характер, либо прерываетсяинтервалами отдыха, и «стандартный» и «переменный» вариант подразделяются,соответственно, на «непрерывно-поточное» и «интервальное» упражнение [4, 8, 13,14].
Круговая тренировка можетстроится с использованием всех перечисленных вариантов при этом для круговойтренировки сочетание в каждом отдельном занятии стандартных и переменныхнагрузок. В таком случае в пределах отдельных серий нагрузка дается в видестандартной и меняется при переходе от одной серии к другой [17, 47].
Встречаются вариантыкруговой тренировки, основанные на непрерывно-поточном выполнении упражнений. Вто же время описаны варианты круговой тренировки с интервальным выполнениемнагрузок, когда планом предусматриваются интервалы для отдыха между сериямидвижений, составляющими «круг», а также между «кругами» [14, 15, 47].
На наш взгляд, весьмаценной чертой круговой тренировки является удачно сочетающиеся жесткоенормирование физической нагрузки с её индивидуализацией. Индивидуальная меранагрузки определяется с помощью так называемого «максимального теста» — испытания на максимальное число повторений по каждому упражнению, включенному вкомплекс круговой тренировки. В зависимости от результата максимального тестаназначается норма тренировочной нагрузки, таким образом, тренировочная нагрузкаможет быть различной для каждого. Нам представляется, что тренирующиеся лица спримерно одинаковыми показателями максимального теста целесообразно объединятьв микро группы [36, 38, 40].
Обязательное условиеорганизации круговой тренировки — постоянный и точный учет выполняемой нагрузкии систематическая оценка достижений каждого занимающегося. Это условие, на нашвзгляд, является основой поддержания высокого уровня мотивации к занятиям ипланирования тренировочной нагрузки. Учет нагрузки и контроль в этойорганизационно-методической форме органично включены в сам процесс занятийфизическими упражнениями. Основой нормирования нагрузки в круговой тренировкеслужит регулярный замер показателей максимального теста. Вместе с тем,предусматривается фиксация результатов работы на каждой «станции». Выполненнуюработу фиксируют сами занимающиеся [5, 6, 21, 47]. Кроме того, нампредставляется полезным включить в число регистрируемых параметров и частотусердечных сокращений «до» и «после» прохождения кругов. Систематическая оценкадостижений по максимальному тесту и учету прироста успешно выполняемойтренировочной нагрузки дают наглядное представление о развитииработоспособности по ее внешним количественным показателям. Сравнение жереакции сердечно-сосудистой системы, хотя бы и частоты сердечных сокращенийпосле стандартизированной нагрузки в кругах позволяет судить о том, насколькоуспешно идёт адаптация к нагрузке. Тем самым, в определённой мере удаётсярешить проблему «функциональной проблемы». В качестве таковой выступает самтренировочный комплекс упражнений, который составляет круг. Мы полагаем, чтоэтими мерами обеспечивается чёткий порядок педагогического контроля исамоконтроля [26, 42].
Круговая тренировка можетвключать в себя элементы состязания. Предмет состязания в данном случае несовсем обычен. Сопоставляются прирост, увеличение объёма и других показателейсамой тренировочной нагрузки, а не абсолютный спортивно-технический результат,на практике можно рекомендовать в наглядной форме фиксировать, кто большеувеличит число повторений в пределах отведённого на упражнение времени или ктозатратит меньше времени на выполнение установленного планом тренировки числаповторений[14, 15, 17].
Представляется важным впедагогическом плане, что благодаря строго индивидуальной начальной нормеупражнений, каждый занимающийся, вне зависимости от индивидуальной одарённостиили подготовленности, может успешно конкурировать с любым другим участникомзанятия, поскольку в первую очередь сопоставляется относительный приростработоспособности. В такой ситуации менее физически одаренные люди имеютвозможность добиваться, по крайней мере, относительно, тех же успехов, что иболее сильные соперники [11, 40]
Круговая тренировкарассчитана, главным образом, на групповые занятия. Это обстоятельство, тем неменее, не исключает возможности некоторых упрощенных её вариантов дляиндивидуальных самостоятельных занятий.
Подытоживая особенностикруговой тренировки, можно кратко свести её к следующим положениям.
1.Круговая тренировкаявляется одной из организационно-методических форм применения физическихупражнений: она строится так, чтобы создать условия для комплексного развитияфизических способностей занимающихся [14].
2.Организационную основукруговой тренировки составляет циклическое проведение комплекса физическихупражнений, которые подбираются в соответствии с определенной схемой — «символом круговой тренировки» и выполняемых в порядке последовательной смены«станций», которые располагаются на площадке или в зале для занятий в формезамкнутой фигуры [15].
3.Комплексы упражненийдля круговой тренировки составляются из технически относительно простыхупражнений. Упражнения, как правило, заимствуются из арсенала основной испортивно-вспомогательной гимнастики, тяжелой атлетики и некоторых других видовспорта. До начала круговой тренировки упражнения хорошо разучиваются поотдельности [10].
4.В методическом отношениикруговая тренировка представляет процесс строго регламентированного упражненияс точно дозированной нагрузкой и отдыхом, твердо установленным порядкомизменения нагрузки и чередования её с отдыхом. Круговая тренировка может бытьреализована в вариантах, которые отличаются друг от друга, в частности,динамикой нагрузок непрерывной или прерывистой (интервальной) [47].
5.Строгая регламентацияпроцесса упражнения в круговой тренировке обеспечивается наряду с прочимпостоянным учётом выполняемой работы и объективной оценкой достигнутойработоспособности. В этих целях принято использовать максимальный тест.Результаты фиксируются в специальных учётных карточках [25].
6.Тренировочная нагрузкаустанавливается относительно равной для всех занимающихся в то же время настрого индивидуальном уровне [47].
7.Круговая тренировка веё развернутом, полном виде ориентирована на групповые занятия. Большая частьсистем круговой тренировки применяются для равномерной нагрузки по возможностина все группы мышц, а также для постоянной нагрузки на сердечно-сосудистую идыхательную системы [25].
С помощью определеннойсистемы круговой тренировки можно избирательно развивать двигательные качества(силу, быстроту, выносливость), но, главным образом, такие комплексные качества,как силовая выносливость и скоростная выносливость. В целом, посредством применениялюбого варианта круговой тренировки можно повысить физическуюработоспособность.
Попеременная нагрузка наосновные мышечные группы при тренировке может быть выражена в схематическойформе в форме символа, которые обозначает, что нагрузка на основные мышечныегруппы на отдельных «станциях» должна изменяться. В любом случае достигаетсяцель круговой тренировки, которая заключается в развитии мышечной силы вместе сувеличением функционального резерва внутренних органов.
1.2 Подбори распределение упражнений для проведения круговой тренировки
При подборе упражненийдля определенных комплексов круговой тренировки с различной степенью нагрузкирекомендуется установить путем тестирования необходимое среднее усилие длякаждого упражнения. Это даёт возможность с помощью круговой тренировкиразвивать целенаправленно такие отдельные качества как выносливость,совершенствовать мышечную силу и такие комплексные качества, как силовуювыносливость и скоростную выносливость.
Определенные вариантытренировки позволят развивать также скоростную силу и максимальную силу [9, 14,21].
Выбор упражнений истепени нагрузки тренировочных комплексов основывается на ряде правил:
задача — развитие силы:степень усилия при упражнении допускает до 10 повторений:
задача — развитие силовойвыносливости: степень усилия при упражнении допускает боле 10, но менее 30повторений:
задача — развитиевыносливости: степень усилия при упражнении допускает более 30 повторений [14,15, 25].
В последнем случаеполезный эффект упражнения для комплексного развития двигательных качествснижается в значительной мере. Нужно учитывать, что в этом случае мышца неутолщается, а скорее, становится даже тоньше.
Лучший силовой результатполучается под влиянием повышения сенсомоторной координационной способности иулучшения обмена веществ в мышцах. Получаемый эффект тренировки зависит преждевсего от методического оформления и степени нагрузки в упражнении, а также отспособа его проведения. Нам представляется, в этой связи нецелесообразноговорить об упражнениях «на силу», «быстроту», «выносливость» [46].
Изменяя в упражненияхстепень нагрузки и проводя их в соответствии с особенностями того или иногоосновного метода мы можем развивать преимущественно или силу, скоростную силу,силовую выносливость или только выносливость. Поэтому мы предлагаем дляклассификации упражнений по их специфическому характеру действий следующееподразделение:
1. бег.
упражнения силовые общеразвивающие и специализированные
упражнения нарастягивание.
упражнения нарасслабление.
Главным требованиям прираспределении упражнений в комплексе круговой тренировки является необходимостьраспределить их так, чтобы нагрузка изменялась, охватывая поочередно главныемышечные группы. «Символ» круговой тренировки призван формализовать и облегчитьпроцесс такого распределения упражнений. Определённого желаемого тренировочногоэффекта добиваются за счёт воздействия двумя или тремя различными упражнениямина одну и ту же группу мышц.
Считается благоприятным,если первое упражнение дает нагрузку на мышцы ног или охватывает работой всеосновные группы мышц. В этом случае, как полагают [11, 30, 31, 32, 33, 36, 39,41] с самого начала хорошо «настраивается» сердечно-сосудистая система. Прикруговой тренировке в больших группах (30-40 человек) это соображение может неиграть никакой роли. Но оно подчеркивает необходимость провести перед самойкруговой тренировкой кратковременное, но энергичное разогревание, разминку.Главным образом для того, чтобы подготовить сердечно-сосудистую и дыхательнуюсистемы к предстоящей нагрузке ещё до начала выполнения первого упражнения [13,41].
1.3 Круговаятренировка как организационно-методическая форма занятий
Круговая тренировка какорганизационно-методическая форма занятий может в большей мере способствоватьвоспитанию юного поколения, одновременная круговая тренировка с индивидуальнымдозированием нагрузки характеризуется подлинно разумной атмосферой. Ни одинученик не перегружается, так как каждый упражняется на каждой «станции»согласно своей индивидуальной дозировке.
Интерес к круговойтренировке и программе упражнений постоянно поддерживается и поощряется, таккак ученик может сам проверить по карточке достижений ход своего функциональногоприспособления и общее физическое состояние. В связи с этим возникаетконтролируемое соревнование, направленное на повышение, как у индивидуальныхисходных результатов, так и уровня достижений всей группы. Карточки достиженийдают возможность сравнивать успехи учащихся между собой [15,25,26].
Сравнительные данныепобуждают к более старательному выполнению поражений. Значит, можно утверждать,что карточки достижений, в которых регистрируются индивидуальные максимальныерезультаты и результаты тренировочных упражнений, имеют важное значение дляпробуждения и поддержания интереса к занятиям. На практике можно постояннонаблюдать, что интерес к стабильному в течение длительного времени комплексуупражнений пропадает, если всем спортсменкам назначаются одинаковые нормынагрузки и если эти нормы должны обязательно выполняться без наглядногоконтроля. Тренировка воспринимается в таком случае как весьма монотонноезанятие, и первоначально восторженное отношение к новой форме упражнения вскореутрачивается [36, 38, 47].
Запись в карточкудостижений способствует, кроме того, воспитанию честности у занимающихся, таккак каждому из них доверяется самому заносить число своих повторений вкарточку. Если карточка достижений изготавливают сами спортсмены, то и это побуждаетинтерес к занятиям. Тренировка с индивидуальной дозировкой привлекает дажеслабых физически тренирующихся к выполнению напряженной тренировочной работыпри условии более умеренной нагрузки. Никто не заставляет их выполнять больше,чем они в состоянии сделать. Простота упражнений на каждой тренировочной «станции»позволяет любому спортсмену испытывать радость успеха при выполненииупражнения. Положительные эмоции, связанные с успехом, возникают также приповторных максимальных тестах, так как при этом каждый юноша может видеть посвоей карточке достижений те успехи, которых он добился в результате проделаннойработы. Эмоциональное подкрепление вселяет веру в свои силы, в первую очередь,у физически слабых людей [2, 4, 15, 21].
Круговая тренировка в исключительнобольшой мере способствует воспитанию самостоятельности и активности. Этообеспечивается не только самостоятельной тренировкой учащихся, но исамостоятельной подготовкой ими тренировочных «станций». Учащиеся могутсамостоятельно устанавливать необходимые снаряды на той «станции», на которойони начинают упражняться, и убирать их в том месте, где они заканчиваютсяпрохождение круга. Круговая тренировка в значительной мере способствуют тому,чтобы спортсмены стали уважать друг друга и признавать достижения друг друга.Физически более сильные ученики уже при первом максимальном тесте добиваютсяболее высоких результатов, нежели физически менее развитые тем самым онисоздают предпосылки для напряженной работы для получения высоких показателейприроста результатов. Тренер должен разъяснить всем учащимся, что если каждыйиз них хочет добиться большого повышения результатов за 4 недели, которыеостаются до следующего максимального теста, то он должен на последующих урокаххорошенько напрягать свои силы.
Особенно ценно впедагогическом отношении, когда тренер любящий спорт, объясняет спортсменамсущность процессов приспособлений, протекающих в человеческом организме. Этоважно, в частности, для того, чтобы они могли обнаружить эти изменения и моглиследить за ними с помощью заносимых в карточку достижений данных пульса, ивозможно, несложных функциональных проб [1, 19].
Иногда бывает достаточно,если тренер в начале тренировки скажет несколько слов о том, что столько-тозанимающихся не только увеличили свой объем упражнений, но и обнаруживаютпризнаки улучшения восстановительной способности.
Все это значительноповышает интерес спортсменов к занятиям. Интерес поддерживается такжеприсвоением условных наглядных знаков превышения индивидуальных результатов,которые можно размещать на форм. Подобные знаки отличия может оказатьпсихологическое влияние -подростки будут стремиться улучшить индивидуальныйрезультат. Поощряющим действием обладает вывешенная в спортзале таблицарекордов по выполнению комплексов круговой тренировки [14, 18]. Тогда, в каждойгруппе, можно будет выделить лучших для участия в соревнованиях по прохождениюкруга. Каждый тренер должен задаться целью, так заинтересовать спортсменов,чтобы они занимались по сокращенному кругу дома. Занятия по системе круговойтренировки могут весьма эффективно способствовать развитию основных физическихкачеств, а также давать хорошие результаты в воспитании спортсменов. Основныеположения, выраженные в форме безусловных, категорических требований, помогаютизбегать, ошибок в организации, методическом оформлении и проведении занятий, атакже в оценке достижений при круговой тренировке, например, исходя из тойнепреложной истины, что занятия по системе круговой тренировки должны, преждевсего, служит укреплению здоровья упражняющихся, можно сформулировать некоторыедевизы, требования [25, 47].
Упражняйся так, чтобыукрасилось твое здоровье!
Выбирай такие упражненияи способы их выполнения, которые для тебя пригодны!
Повторяй свойтренировочный комплекс в течение длительного срока!
Систематически повышайнагрузку!
Упражняйся в соответствиис твоим возрастом, тренированностью и состоянием здоровья!
Упражняйся так, чтобыукреплялось твое здоровье!
Упражнения натренировочных занятиях должны в организационном и методическом отношениипроводиться так, чтобы они укрепляли здоровье занимающихся. Это требованиеосуществимо лишь в том случае, если упражнения выполняются с тем минимумоминтенсивности, который вызывает в человеческом организме импульс для развитиякомпенсаторных реакций, тренировочный эффект [43]. Наступление тренировочногоэффекта можно обнаружить методами спортивной медицины по более высокому уровнюфункциональных возможностей, достигнутому в результате приспособленияорганизма. Если этого эффекта нет, значит, круговая тренировка проводиласьорганизационно и методически неправильно. Упражнения в системе круговойтренировки должны подбираться и составляться таким образом, чтобы ониобеспечивали рациональное чередование нагрузки на основные группы мыши всоответствии с «символом круговой тренировки» [45].
Тренер должен знать иучитывать в работе спортивную анатомию мышц, их расположение, местаприкрепления и функциональную анатомию физических упражнений, хорошо представлятьсебе участвующие в данном упражнении мышечные группы. Кроме того, тренер долженбыть в состоянии давать оценку объему нагрузки выбранных упражнений и назначитьнеобходимую интенсивность усилий в упражнении. Только при соблюдении этогоусловия можно будет обеспечить разумную, оправданную и, что особенно важно,индивидуальную дозировку упражнений на каждой «станции» круга. От объематренировочной нагрузки зависит, будет ли тренировка строиться по круговойсистеме в непрерывно-поточном или интервальном варианте и будет ли она состоятьиз одного, двух или трех прохождений всего круга [40].
Выполнения требования — впервую очередь укреплять здоровье спортсмена, предполагает, тренер умеет повнешнему виду упражняющихся (например, окраска кожных покровов, характерпотоотделения, дрожание мышц, характер дыхания, тошнота или рвота) и пульсуследить о степени общей нагрузки на организм и ее адекватности индивидуальнымвозможностям занимающихся. Определение частоты пульса до и сразу посленагрузки, а также после перерыва на восстановление обязательно потому, чтотолько так можно контролировать и оценивать способность адаптироваться кнагрузке и скорость восстановления. Этот перечень, по нашему мнению, являетсяминимумом контрольных исследований. Необходимой мерой является систематическийсамоконтроль занимающихся, как во время выполнения задания, так и послетренировки [16, 18].
Преимуществом системыкруговой тренировки можно считать легкость получения представления о суммарнойвеличине тренировочной нагрузки. При этом выделяют следующие степени нагрузки[21, 25].
1-я степень — активныйотдых. Напряженное с удовольствием выполняемое упражнение не по спортивнойспециализации. Состояние психофизической компенсации, расслабление, физическоеи психическое восстановление. Аппетит и сон нормальные, иногда очень хорошие.
2-я ступень — малаянагрузка. Легкая тренировка частично игрового характера, почти не ощущаемаянагрузка. Невысокие требования к сердечно-сосудистой системе и нервно-мышечномуаппарату. После тренировки хорошее психическое и физическое самочувствие, аппетити сон нормальные, иногда очень хорошие.
3-я ступень — средняянагрузка. Тренировка со слегка ощущаемой нагрузкой. Средне высоки требования ксердечно-сосудистой системе и нервно-мышечному аппарату. Легкое, ощущаемое какприятное, утомление после тренировки, аппетит и сон нормальные, вплоть до оченьхороших.
4-я ступень — субмаксимальная нагрузка. Тренировка с ощущением сильных физическихраздражителей, высокие требования к сердечно-сосудистой системе инервно-мышечному аппарату. Легкое утомление во время тренировки, повышеннаяпотребность в покое и сне после тренировки. Хорошее восстановление ощущенияпсихофизического комфорта. Аппетит и сон нормальные и бывают очень хорошими.
5-я ступень — максимальная нагрузка, тренировка с ощущением очень сильных нагрузок. Оченьвысокие требования к сердечно-сосудистой системе и нервно-мышечному аппарату.Во время тренировки развивается явление утомления. Затем большая потребность впокое и сне, после чего восстанавливается психофизический комфорт.
6-я ступень — крайнеенапряжение. Тренировка с требованиями, для выполнения которых необходимопредельное напряжение силы воли. Явление сильного утомления во времятренировки. Большая потребность в покое и сне, после них не сразувосстанавливается ощущение психофизического комфорта. Аппетит снижен. Сониногда, не взирая на большую в нем потребность, плохой, неспокойный.
Упражняйся всесторонне!
Комплекс упражненийнеобходимо оставлять таким образом, чтобы попеременно нагружались все главныемышечные группы. Причем некоторые упражнения должны быть общего воздействия — для всего тела. В плане многостороннего воздействия на практике лучше всегооправдал себя комплекс, который состоит из 7 упражнений. В него входит по 2разных упражнения специального воздействия на каждую основную группу мышц(руки, плечи, живот, спину, ноги) и, кроме того, 2 упражнения общеговоздействия. Оправдывают себя также комплексы из 6 или 8 различных упражнений.
В спортивную тренировку,кроме многосторонних общих комплексов, могут быть включены также специальныекомплексы. В специальных комплексах по видам спорта не должны быть представленыупражнения с высокими техническими требованиями. В комплекс нужно включить лишьпростые, доступные по своей технике упражнения. Многосторонняя нагрузка наотдельные мышечные группы посредством различных упражнений отвечает требованиюспособствовать укреплению здоровья. Лозунг «Упражняйся всесторонне!» имееттакже свою меру и, особенно в спортивной тренировке должно подчинятьсяопределенной цели. Пределы многосторонности по-разному определяются восновополагающей общей подготовительной тренировке и в тренировке к рекорднымдостижениям [47]. В процессе спортивной тренировки, необходимо включать кромеобщих развивающих комплексов также специальные развивающие комплексы в соответствиисо спецификой вида спорта
Выбирай такие упражненияи способы их выполнения, которые для тебя пригодны!
Этот принцип имеетособенно важное значение для организации и проведения круговой тренировки. Имдолжен руководствоваться тренер при организационно-методическом оформлении круговойтренировки в соответствии с тем или иным методом нагрузки. Сущность методанагрузки характеризуется различным взаимодействием таких нагрузочных факторовкак сила, плотность, объем и длительность воздействия в процессе двигательнойДеятельности, которая и составляет упражнение [16, 31]. Физиологическая характеристикаметодов нагрузки основывается на закономерностях развития таких двигательныхкачеств, как сила, быстрота, выносливость, подвижность, ловкость, а такжекомплексных форм их появления — скоростной силы, силовой выносливости искоростной выносливости.
Методические правила,которые действуют при совершенствовании двигательных качеств в круговойтренировке с помощью определенного метода нагрузок, предполагают, что планируемыйтренировочный эффект достигается путем правильного чередования нагрузки иотдыха или упражнения и паузы.
1.4Анализ показателей характеризующих физическое развитие и подготовленность тяжелоатлетов
Анализ физическогоразвития
При анализе физическогоразвития особое внимание обращается на рост, вес и окружность грудной клетки.Для этого перед началом контрольных испытаний проводится измерение данных показателейу поступающих. В таблице 1 приведены результаты антропометрических измеренийподростков 11-12лет. Наибольший разброс данных наблюдается при измерении роста,а наименьший — при измерении окружности грудной клетки.
Говоря о влияниипропорций тела на способности подростков к занятиям тяжелой атлетикой, следуетотметить, что среди современных сильнейших штангистов мира встречаются представителиразличных типов строения тела [7, 9].
Среднестатистическиепоказатели физического развития детей 11-12 лет.
Таблица 1Показатели физического развития Статистические показатели Возраст, лет
11
(n = 350)
12
(n = 318) Рост, см
М±m
С,% 142,9 ±6,4 14,1 150,4 ±7,5 15,6 Вес, кг М±m С,% 35,7 ±5,9 53,0 42,4 + 7,8 60,2 Окружность грудной клетки, см М±m С,% 72,5 ± 2,3 10,2 72,5 ± 3,5 14,3
Примечание: С% — среднийрост %.
При анализе физическогоразвития важно учитывать степень полового созревания подростков [19, 22],которая определяется на основании развития вторичных половых признаков по такназываемой «половой формуле» АР:
А — развитие волос вподмышечной впадине. Стадии развития: А0, А1, А2, А3, А4;
Р — развитие волос налобке. Стадии развития: Р0, Р1, Р2, Р3, Р4-
Проведенные исследованияпоказывают, что подростки одного и того же возраста значительно отличаются побиологической зрелости друг от друга. Из таблицы 2 видно, что из 60 подростков12 лет лишь 21 достиг первой степени половой зрелости, три — второй степени.Через год, в 13 лет, первая и вторая степени полового созревания наблюдалисьуже у 50 подростков
Степени и стадии половойзрелости подростков 11-12 лет.

Таблица № 2Возраст, лет А0 А1 А2 А3 Р0 р1 Р2 р3 11 60,0 35,0 5,0  – 60,0 35,0 5,0 – 12 31,5 38,0 30,5  – 30,0 38,0 32,0 –
Анализ антропометрическихизмерений со степенью полового созревания и показателями контрольных испытанийдает более полную характеристику физического развития подростка, позволяющуюправильнее оценить его физические возможности в данный возрастной период [17].
Таким образом, первыйэтап спортивных тренировок направлен на ознакомление с физическим развитием исостоянием здоровья. Однако, этого еще далеко недостаточно, чтобы сделатьокончательный отбор лучших подростков данного возраста.
Поэтому необходимыдополнительные педагогические наблюдения непосредственно в условиях тренировкии соревнований.
Анализ физическойподготовленности
Перед началомтренировочных занятий проводились контрольные испытания, включающие бег на 60 метров, прыжки в длину с мета, тройной прыжок с места, определение ручной и становой динамометрии,отжимание в упоре лежа, подтягивание на перекладине, упражнения на координациюи гибкость [29].Для определения физической подготовленности была использованаследующая формула:
/>,
где ИФП — индексфизической подготовленности в относительных единицах;
А — спортивный показательв одном из упражнений;
В — возраст;
Р — вес школьника в кг;
С — рост в см.
Исследования результатовконтрольных испытаний и физического развития 11-12-летних школьников позволилиопределить как средний показатель ИФП, так и его достоверный интервал привыполнении бега на 60 метров, прыжка в длину с места, определении ручной истановой динамометрии [20], а все показатели занесены в таблицу 3.
Величины ИФП порезультатом контрольных тестов.
Таблица 3Упражнения 11 лет 12 лет М±m ИФП (доверительный интервал) М±m ИФП (доверительный интервал) Бег на 60 м 10,2 ±0,3 4,86 (5,65-4,07) 10,0 ±0,2 4,58(4,94-4,19) Прыжок в длину с места 165,0 ±2,7 6,92 (7,5-6,23) 173,0±2,5 6,8 (7,8-5,8) Ручная динамометрия, кг 22,4 ± 0,9 8,9 (9,9-7,9) 23,9 + 0,7 8,8(10,3-7,3) Становая динамометрия, кг 69,8 ±1,2 3,76(4,25-3,3) 73,5 ± 0,7 3,76 (3,96-3,6)
Анализ динамики приростарезультатов в контрольных испытаниях в период годичного пребывания подростков вшкольно-подготовительной группе
Основной формой оценкиспособностей юных спортсменов является исследование у них индивидуальныхособенностей характера и психики, спортивных задатков, двигательных ифункциональных возможностей организма при выполнении тренировочной нагрузки[38, 45, 46]. В целом второй этап направлен на более глубокое изучениеодаренности подростков.
Информированностьпоказателей прироста результатов в контрольных упражнениях должна оцениватьсяне столько по абсолютному результату, сколько по его приросту по отношению кисходному уровню.
Доверительный интервалсуммы прироста результатов в течение года (по данным четырех испытаний черезкаждые три месяца) и рекомендуется для практики [29]:
в беге на 60 м — 1,95-2,42 сек.;
в прыжках в длину с места- 73,9-120,7 см;
в беге на 500 м — 14,7-16,0 сек.
Если сумма приростов водном из упражнений выходит за верхнюю границу доверительного интервала,следовательно, прогресс подростка за год тренировок был значительным, если занижнюю границу — то прирост был ниже среднего уровня.
Для оценки способностейюных тяжелоатлетов большое значение имеют качественные характеристики изменениясиловых возможностей в специальной подготовке — в рывке и толчке штанги.Тренировки в течение года способствовали приросту результатов, как в рывке, таки в толчке штанги.
Таким образом, наблюдаяза подростком на протяжении всего учебного года, можно составить весьмадостоверное представление о способностях его как спортсмена, обладающего нетолько высокими физическими возможностями, но и необходимыми морально-волевымии психологическими качествами [30, 38].
1.5 Отборюных тяжелоатлетов с учётом их возрастных особенностей и возможностей заниматьсяпо методу «круговой тренировки»
В спортивную секциюпринят подросток. Работа с этим возрастным контингентом имеет специфическиеособенности. Важно иметь в виду, что подросток — не копия взрослого человека.
Многочисленныеисследования ученых показали, что деятельность внутренних органов и систем унего в период полового созревания заметно отличается от таковой в зреломвозрасте. Подростковый период приходит на смену периоду детства, для которогохарактерен относительно спокойный и равномерный рост в развитии человека. Втечение периода полового созревания происходит бурное развитие всего организма[7, 19]. Доказательством этого являются значительное увеличение роста, вес, окружностигрудной клетки и мускулатуры, повышенная работа сердца, глубокие изменения вдеятельности центральной нервной системы, и особенно в деятельности половыхжелез. Этот период длится в среднем с 12 до 16 лет. Подростковый возраст — одиниз основных этапов в жизни человека на пути к полному расцвету его сил, когдасовершенствуются физические и функциональные возможности, происходитстановление личности и характера.
Предусмотрена организациязанятий в школьно-подготовительных группах. Как правило, в 11-12-летнемподростке весьма трудно определить способности к занятиям тяжелой атлетикой.Известно, что подростки-сверстники нередко значительно отличаются друг от другапо степени полового созревания и, следовательно, по физическому развитию.Поэтому при отборе важно учитывать не паспортный возраст, а биологический.Степень полового созревания определяется при первом же врачебно-педагогическомосмотре подростков [45].
Экспериментальныеисследования показали, что наибольший эффект получается тогда, когда отборпроизводится в школе, а не в группах ДЮСШ. К тому же, желание попасть вцентральную секцию юных штангистов являлось одним из значительныхпсихологических стимулов, который способствовал проявлению их лучших физическихи волевых возможностей.
Скоростно-силовыевозможности выявились с помощью прыжков в длину и высоту толчком двумя ногами,бега на 60 метров с максимальной скоростью; гибкость и координация — с помощьюакробатических упражнений (кувырок вперед через препятствие, выполнение мостанаклоном назад и через стойку на руках); ловкость — во время борцовскихпоединков, спортивных игр. Особое внимание на тренировочных занятиях уделялосьтаким качествам, как смелость, решительность, хладнокровие, целеустремленность,настойчивость и т. д.
Разнообразные средства изразличных видов спорта создавали необходимый эмоциональный климат, что играетнемаловажную роль при занятиях с подростками [7].
В специальную подготовкувходило ознакомление с техникой выполнения рывка и толчка штанги, а такжеиспользование специально-вспомогательных упражнений для развития силы,скоростно-силовых качеств и специальной выносливости: приседаний, наклонов,подъема штанги на грудь и рывка в полу присед, толчка от груди, жима лежа,приседаний в рывковом хвате.
Исследования показали,что для подростков 11-12-летнего возраста оптимальным считается вес, уверенноподнимаемый в рывке или толчке не менее 5-6 раз подряд.
Объем тренировочнойнагрузки за урок составил, без учета упражнений общей физической подготовки (ОФП),в среднем 40-50 подъемов штанги (КПШ) оптимального веса (без учета веса штанги,поднятой на разминке). На одно упражнение отводилось 5-6 подходов и 3-4 подъемаза один подход [17, 29].
Итак, занятия вшкольно-подготовительной группе по своему содержанию направлены на приобщение подростковс 11-12 лет к регулярным занятиям тяжелой атлетикой, на укрепление здоровья,воспитание любви к этому виду спорта, развитие уверенности в своих силах ираскрытие способностей.
Как уже отмечалось,всесторонние наблюдения за подростками в течение года позволяют объективнееоценить способности каждого, в какой-то мере уже в этом возрасте определитьзадатки к занятиям тяжелой атлетикой, физические и функциональные возможности.В этом состоит главная и весьма ответственная задача тренера по выявлению одаренныхспортсменов.
Есть все основанияполагать, что некоторые признаки спортивной одаренности тяжелоатлетов 11-12 летмогут быть выявлены уже в первый год занятий спортом. Для этого тренировочныйпроцесс условно разбивается на три этапа:
Вступительные контрольныеиспытания, антропометрические измерения, анализ физического развития, первоначальноеопределение физической активности поступающего.
Глубокое и всестороннееизучение характера и личности новичка, его психики, физических возможностей,способностей к прогрессу результатов, спортивного мышления, отношения подросткак товарищам его дисциплины и, учебы в школе.
3)Контрольно-педагогические испытания после окончания занятий вшкольно-подготовительной группе, определение способностей по итогам педагогическихнаблюдений [17].
Итак, после окончаниязанятий в школьно-подготовительной группе выявились подростки и юноши, которыемогут заниматься тяжелой атлетикой в ДЮСШ или СДЮШОР. После этого они проходяткомплексный отбор.
Согласно положению, наборв ДЮСШ и СДЮШОР осуществляется в сентябре. Предлагаются следующие контрольныеиспытания:
бег на 30 и 60 метров;
прыжки в длину с места,тройной прыжок;
отжимание в упоре лежа(на брусьях);
определение силы мышцбрюшного пресса;
гибкость в плечевыхсуставах (приседание со штангой вверху, хват широкий, средний, узкий);
наклоны вперед стоя напрямых ногах и другие упражнения.
Исходные показателизаносятся в специальную тетрадь, где в последствии (в ходе текущего отбора)регулярно отмечают изменения тестовых показателей. Во время отбора проводятспортивные игры, в процессе которых изучается лов-кость, координация, гибкость,выносливость, сообразительность.
Для практики представляетинтерес опыт работы по комплексному отбору Н. Ипалитова. Автор рекомендуетпроводить отбор в течение первых двух лет обучения в три этапа.
Первый этап — начальный(длительность — 1,5-2 месяца). В этот период определяется исходный уровеньразвития специфических двигательных качеств у желающих заниматься тяжелой атлетикой.После медицинского осмотра кандидаты проходят в соревновательных испытания потестам: прыжок в длину с места (210 см, 220 см, 235 см — соответственно оценкам 3, 4, 5 баллов), выпрыгивания вверх с места с взмахом руками(48 см, 52 см, 55см), приседания с грифом над головой (хват рывковый, средний, толчковый), метаниенабивного мяча (5 кг) за спину, становая сила, приседание со штангой на плечах.
Второй этап — основной(до конца первого года). Определяется степень освоения техники рывка и толчка,учитываются активность, трудолюбие, смелость и другие психологическиеособенности. Продолжаются испытания по предыдущим тестам в динамике. В концегода, например, прыжки снова оцениваются по бальной системе (225 см, 235 см, 250 см — в длину, 53 см, 56 см и 58 см – выпрыгивание вверх), осуществляетсявыполнение юношеских разрядов и III взрослого разряда.
Третий этап — заключительный (в течение второго года). Исследуются в динамике все предыдущиепоказатели. В конце этапа оценки следующие:
прыжки в длину — 240 см, 253 см, 265 см;
выпрыгивание вверх — 58 см, 64 см, 68 см;
выполняются III разряд + 5 кг, II разряд.
Контрольные испытанияпроводятся через каждые 1,5-2 месяца [23].
Нормативные требования
Завершающая работа поотбору юных спортсменов должна состоять в приеме нормативных требований пообщей физической подготовке и специальной физической подготовке для поступающихв секцию юных штангистов. Проходной балл по общей физической подготовке для12-14-летних подростков составляет 40-45 и по специальной физической подготовке14-18, а нормативные требования по общей и специальной физической подготовкепредставлены в таблице 4 и 5 [29].
При отборе подростковважно учитывать и функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной инервно-мышечной систем. Для этого целесообразно применять контрольныенормативы, оценивающие выносливость спортсмена.
Например, для оценкивыносливости подростков 12-14 лет — бег на 500 метров в максимальном темпе доначала годичной тренировки и в конце ее. Регистрируется не только спортивныйрезультат, но и частота пульса непосредственно перед бегом (ИФ — исходный фон)и после него на 1, 3, 5 и 10-й минутах. Затем определяется разность в частотепульса по отношению к ИФ в каждом отрезке времени. Разность складывается иполучается сумма прироста частоты пульса. Снижение указанного параметра черезгод говорит о повышении функциональной подготовленности сердечно-сосудистойсистемы [7, 17].
Это позволит болееэффективно осуществлять отбор подростков и юношей в тяжелую атлетику и даствозможность быстрого развития лучших спортсменов в тяжелой атлетике при такомтщательном отборе.
Таким образом, согласносуществующих рекомендаций теоретиков и практиков физической культуры и спортапо отбору для занятий тяжелой атлетикой перед началом исследования былипроведены контрольные испытания по тестам, представленным в таблице 4.
Контрольные тесты дляотбора в секцию штанги подростков 11-12 лет.
Таблица 4Упражнения Результаты, оцениваемые в баллах Три Четыре Пять Отжимание в упоре лежа (количество повторений) 15 20 25 Отжимание в упоре на брусьях (количество повторений) 6 8 12 Лазание по канату (4 м) без помощи ног, сек 22 20 18 Наклоны вперед (ноги прямые) Пальцами коснуться пола Ладонями коснуться пола Ладонями коснуться пола, а лицом — коленей Кросс 500 м, сек. 100,0 92,0 85,0 Прыжки в длину с места, см 160 175 190 Толкание ядра 4 кг, м 7 8 9
круговойтренировка тяжелоатлет подросток

2. Методы иорганизация исследования
 
2.1 Методыисследования
Для решения поставленныхзадач были использованы следующие методы исследования:
Анализнаучно-методической и исследовательской литературы;
Анализ факторов,характеризующих возможности занятий тяжелой атлетикой;
Психолого-педагогическоенаблюдение;
Контрольно-педагогическиеиспытания;
Педагогическийэксперимент;
Метод математическойобработки результатов;
Методы сравнительногологического и графического анализов;
Врачебно-педагогическийконтроль.
Метод изучения и анализнаучно-методической литературы был применен с целью получения сведений осостоянии вопроса в теории и практике физической культуры.
Метод изучения и анализфакторов был применен с целью получения сведений характеризующих возможностизанятий тяжелой атлетикой подростков 11-12 лет.
Психолого-педагогическиенаблюдения проводились по специальным протоколам и были направлены на изучениепоказателей эффективности различных тренировочных методик.
2.2 Организацияисследования
Исследования проводилисьв три этапа. На первом этапе изучалась научно-методическая литература, выборметодов исследования и постановка задач.
На втором этапепроводился педагогический эксперимент.
Третий этап включал всебя обработку полученных данных в педагогическом эксперименте.
Для систематическойоценки физической подготовленности юных штангистов периодически проводилиськонтрольно-педагогические испытания в начале, середине и конце учебного года.Они давали возможность выявить уровень показателей физической подготовленности,проследить динамику и определить сдвиг за экспериментальный период. За основубыли взяты обще-развивающие упражнения из различных видов спорта: бег на 60 метров, прыжки в длину с места, подтягивание на перекладине, а из арсенала средств специальнойподготовки – приседание.
Педагогический,естественный эксперимент предусматривал использование в экспериментальнойгруппе средств и методов, способствующих развитию физической подготовленности,с акцентом на эффективность круговой тренировки и расширению теоретическихсведений в области тяжелой атлетики.
В статистическойобработке определялись следующие показатели:
1. Средняяарифметическая
/>
где X — средняяарифметическая;
/>-знак суммирования;
Х- отдельные значения;
n — число испытуемых
2 Среднее квадратическоеотклонение

/>
3. Ошибка среднейарифметической
m=/>;/>/>
4. Коэффициент вариации
/>
5. Темп суммарногоприроста по С.Броди/>
/>/>
где, X1 и Х2 — соответственно исходные и конечные результаты показателей;
6. Показательдостоверности различий Стьюдента
/>
где, m1 и m2 — соответственно исходные и конечные ошибки средней арифметической.
Далее достоверностьразличия определялись по таблице вероятностей по распределению Стьюдента (Р),которое показывает вероятность разницы между X1 и Х2.
а) t = от 0,0 до 2,0 — число (Р) будет равняться от 1,000 до 1,0455 — это значит достоверностиразличий по таблице Стьюдента нет (Р > 0,05);
б) t = от 2,0 до 2,6 — это значит, что есть достоверности различий в малой степени (Р
в) t = от 2,6 до 3,4 — достоверность средней степени (Р
г) t = от 3,4 до /> -достоверность очень высокая (Р
Сравнительный анализиспользовался для сравнения полученных показателей на начальном и конечномэтапах, а также между группами. Дан их описательный характер, составленыграфики, диаграммы.
Исследования по темедипломной работы проводились в СДЮШОР по тяжелой атлетике города Красноярска, втечение учебного года (то есть в течение 6 месяцев). Группы составляли 20подростков в возрасте 11-12 лет. Все они были физически и техническиподготовлены и разделены на две группы по 10 человек в каждой. К экспериментудопускались лишь те юные атлеты, которые занимались не менее 6 месяцев.
Распределение юныхштангистов по группам происходило с учетом желания каждого участникаэксперимента. Однако, для уменьшения разброса данных при комплектованииучитывался собственный вес спортсмена. Так в обеих группах были подростки весомот 35 до 45 кг.
Учебно-тренировочныезанятия проводились в тренировочном зале тяжелой атлетики, а контрольныеиспытания в беге, прыжке и подтягивании на перекладине проводились влегкоатлетическом манеже.
Врачебно-педагогическийконтроль является одним из главных условий эффективной организации занятий сподростками и юношами в секции тяжелой атлетики. Им предусматриваютсянаблюдения врача непосредственно в процессе тренировочных занятий, во времяспортивных сборов и соревнований.
Врачебно-педагогическийконтроль включает:
оценку организации иметодики проведения учебно-тренировочных занятий с учетом возраста, состоянияздоровья, общей физической подготовленности и тренированности занимающихся;
оценку воздействияспортивных тренировок и соревнований на организм занимающихся;
проверку мер профилактикиспортивного травматизма, выполнения правил безопасности;
консультацию по вопросамвозрастных особенностей юных штангистов и влияния на организм занятий тяжелойатлетикой.
Подростки, занимающиесяпо программе годичной начальной подготовки, проходят врачебное обследование вдиспансере не реже 2 раз в год (в сентябре и марте). Кроме того, они проходятчастичное обследование в условиях тренировки не реже 1 раза в 2 месяца.
Большое значение имеютнаблюдения врача в ходе учебно-тренировочных занятий непосредственно вспортивном зале. Результаты его наблюдений во время тренировки могут помочьвыявить признаки переутомления и своевременно предупредить его вредныепоследствия.
Один из факторов,находящихся под наблюдением врача — моторная плотность занятий.
Установив наблюдение над1-3 спортсменами на протяжении всего урока, врач при помощи секундомераотмечает время, затраченное на выполнение различных упражнений. Отдельноотмечает время затраченное на отдых, объяснение тренера, ожидание подхода кштанге и т.д.
Моторную плотностьзанятий обычно вычисляют по формуле:
Время,потраченное на выполнение
упражнений
Моторная плотностъ(%)=————————————————–х100%
Длительностьвсей тренировки

Например, еслитренировочное занятие продолжалось 90 минут, а выполнение различных упражненийзаняло 54 минуты, то моторная плотность тренировки составит: 54 мин./90 мин.*100% — 60%
Для тяжелоатлетов 12-16лет считается хорошей моторная плотность занятий равная 50-60 %, для атлетов болеестаршего возраста — 60-70 %.
Полезно участие врача впланировании тренировочной нагрузки (как для всей группы юных спортсменов, таки для отдельных лиц) с учетом результатов врачебно-педагогического контроля.
Анализируя и обобщая своинаблюдения за юными спортсменами, врач может помочь тренеру полнее раскрытьфункциональные возможности спортсменов, подсказать наиболее верные пути исредства для их повышения. Для этого спортивному врачу необходимо:
проводить тщательныйанализ данных медицинского обследования в условиях врачебно-физкультурного диспансераи данных врачебно-педагогических наблюдений (ВПН) на тренировке исоревнованиях;
ежемесячно вместе стренером анализировать правильность избранных методов и средств тренировок;
вместе с тренеромобсуждать результаты выступлений юных штангистов на соревнованиях;
вместе с тренеромобсуждать и уточнять индивидуальные планы тренировки юных спортсменов;
изучать условия, вкоторых проводится спортивная тренировка, добиваться при необходимости ееоздоровления в соответствии с задачами учебно-тренировочных занятий;
вести пропагандистскуюработу среди тренеров по повышению специальных знаний в области медицины,анатомии, физиологии и гигиены.
Только при условиипостоянного контроля со стороны врача и тренера занятия с юными спортсменами всекции тяжелой атлетики дают положительный результат. Очень важно, чтобы работас подростками проводилась квалифицированными тренерами, знакомыми с возрастнымиособенностями развития человека и хорошо знающими методику тренировки юныхтяжелоатлетов.

3. Разработкаметодики повышения эффективности учебно-тренировочных занятий методом «круговойтренировки»
В тяжелоатлетическомспорте менее всего исследована методика тренировки штангистов на этапеначальной подготовки. Поэтому для определения эффективности различных методиктренировочного процесса большое значение имеет проведение педагогическогоэксперимента. При этом необходимо придерживаться следующего:
Эксперимент не долженотрицательно влиять на здоровье юных атлетов и на рост результатов;
Исследуемые тренировочныенагрузки должны отвечать возрастным особенностям подростков и быть повозможности оптимальными;
Нельзя использовать вэксперименте заведомо трудновыполнимую на- грузку или упражнение;
Все подростки,участвующие в эксперименте, должны верить в успех избранной методики тренировкии находиться в одинаковых условиях;
Эксперимент долженпроводиться под постоянным наблюдением со стороны врача, к тренировкам нельзядопускать подростков после болезни, с плохим самочувствием, повышеннойтемпературой и т. п.;
Через каждые 2-3 месяцанеобходимо проводить контрольные прикидки, фиксируя их результаты в специальномдневнике;
Полученные результатыследует объективно проанализировать, затем провести их статистическуюобработку. Выполнение этих условий эксперимента позволит найти оптимальный путьподготовки спортсменов в юном возрасте.
Перед началом работы былиопределены возможные двигательные режимы юных атлетов. Исходя из конкретныхвозможностей занимающихся, планировался общий объем нагрузки с его подъемами испадами. В соответствии с современными требованиями педагогической науки вметодической работе было взято направление на активизацию познавательной,двигательной и мыслительной деятельности юных штангистов.
Экспериментальная группатренировалась по методу круговой тренировки. В этой группе мы делаем большийакцент на дозирование нагрузки, подбор фаз нагрузки и отдыха, которыеобеспечивают благоприятный тренировочный эффект. Контрольная группа тренироваласьпо методике разработанной СДЮШОР по тяжелой атлетике.
Примерный комплекстренировки для первых трех месяцев:
станция. Разминка: бег 10минут.
станция. Подтягивание наперекладине.
станция. Выпрыгивание навысоту(конь, козел).
станция. Отжимание отпола.
станция. Приседание соштангой на плечах.
станция. Упражнение спружинным эспандером.
станция. Прыжки сотягощением на спине из положения приседа.
Примерный комплекстренировки для следующих трех месяцев:
станция. Разминка: бег 15минут.
станция. Подъем штанги доподбородка узким хватом.
станция. Протяжкарывковым хватом.
станция. Приседание соштангой на плечах.
станция. Из виса наперекладине поднимание прямых ног до положения угла и выше.
станция. Прыжки изположения приседа.
станция. Сгибание — разгибание туловища лежа бедрами на гимнастическом козле, лицом вниз, ногизакреплены с отягощением или без.
Определение наилучшейметодики тренировки. Этот эксперимент длился 6 месяцев.Контрольно-педагогические испытания выполнялись через 3 месяца после началаэксперимента.
Для контроля задеятельностью сердечно-сосудистой системой регистрировалась при помощипульсотахометра частота пульса за 2 минуты до начала приседания, во время еговыполнения и в восстановительном периоде.
Частота пульсаподсчитывалась через 10 секундные отрезки времени, записывалось и времявосстановительного периода. Физиологическая регистрация проводилась в начале иконце эксперимента.
Определение нагрузки вприседании со штангой на плечах в контрольно педагогическом испытании. Передначалом данного эксперимента распределение подростков по группам осуществлялосьпо тому же принципу.
Результаты тренировокоценивались на контрольных испытаниях.
Регистрация задеятельностью сердечно-сосудистой системы проводилась по тому же принципу.
Особое внимание обращалосьна создание мотивационной установки к занятиям. Общеизвестно, что мотивы являютсявнутренними побудительными силами, они могут побуждать либо опосредованно,через сознательно поставленную цель, либо через принятое решение. Существенно,для деятельности является то, какие мотивы станут ведущими. Совокупностьмотивов заключает в себе понятие мотивации. Она является не только стержнем характеристикиличности, но и влияет на характер всех процессов физкультурно-спортивнойдеятельности. Активность юных штангистов во многом будет зависеть от пониманияими общественной ценности физической культуры и спорта. В зависимости от этогоу юных штангистов будут формироваться те или иные мотивы. В связи с этим передначалом, во время и по окончании занятий создавалась и сохранялась положительнаямотивация.
При разработкемотивационной структуры за основу был взят закон стимулирующих воздействиймотивации Джеркса — Додсона.
Анкетный опрос тренеровпоказал, что в их практической деятельности создание мотивационной установки уподростков осуществляется чаще всего эпизодически. В программах обязательных иучебно-тренировочных занятий отсутствует система специальных мероприятий,направленная на повышение мотивации и устойчивого интереса к ним.
В этой связи, нами быливыбраны следующие средства, направленные на повышение активности подростков:
подбор специальныхупражнений. Очень важно разнообразить состав упражнений на каждом занятии,чтобы они оказывали разностороннее воздействие на организм.
использованиесоревновательного, контрольного и игрового методов;
включение средств,способствующих созданию положительного эмоционального фона (музыка, игры,эстафеты, соревновательные приемы), а для повышения эмоциональности в основнуючасть занятия рекомендуется вводить элементы соревнований: кто лучше выполнитупражнение;
влияние семьи (беседы сродителями, семейные традиции);
классные часы, беседы,рассказы, вербальные воздействия;
результативность(самооценка и коллективная оценка своих действий);
формированиеположительных психических состояний, уверенности в своих силах, проявлениеволевых усилий и качеств;
создание необходимогоуровня психологической защиты к воздействию физических нагрузок.
Следует указать, чтовышеперечисленные средства использовались неодинаково в тех или иных занятиях.
Дополнительно вэкспериментальной группе проводился просмотр и методический разбор учебныхкинофильмов, кинограмм и др. Кроме того, юные спортсмены обязаны были ежедневновыполнять утреннюю гимнастику, а также задания тренера-преподавателя поотработке отдельных элементов техники упражнений и развитию физических качеств,давая их на определенный срок и периодически проверяя правильность выполнения.
Для лучшего наблюдения заспортсменами в педагогическом эксперименте, в обеих группах вели дневникитренировок, для анализа выполнения тренировочной нагрузки и самоконтроля зафункциональным состоянием организма.
Медицинский контроль засостоянием здоровья определялся во время тренировочного процесса иконтрольно-педагогических испытаниях в легкоатлетическом манеже и в залетяжелой атлетики специалистом — врачом. Михайленко Е.Н. Для оценки оздоровительно-тренировочногоэффекта правильности построения занятий, качества приспособительных реакцийорганизма, использовались методы визуальных наблюдений, бесед, проведение функциональныхпроб для определения тренированности и реакции организма на нагрузку, в томчисле пульсометрию давали возможность следить за состоянием и уровнемфизической подготовленности юных тяжелоатлетов.

4. Результатыпедагогического эксперимента и их анализ
В настоящем разделеприводятся результаты исследований юных штангистов с применением различныхтренировочных методик и их влияние на общую физическую подготовленность.
Результатыпедагогического эксперимента представлены в прил. 1 и 2. Сравнительный анализпоказателей полученных через 3 и 6 месяцев в приседании (прил. 3) показал, чточерез 6 месяцев тренировок спортивные результаты возросли у испытуемых обеихгрупп. Однако прирост их в течение этого времени был различным. Так, через 3месяца спортивных занятий результат в приседании повысился в экспериментальнойгруппе в среднем на 7,5 кг (t= 3,1), в контрольной группе — на 5,0 кг (t= 1,7). Наиболее достоверный рост результата наблюдался в экспериментальной группе, вконтрольной группе увеличение было недостоверным. Через 6 месяцев тренировокприрост показателей в приседании был в экспериментальной группе в среднем на 13,0 кг (t= 5,6), в контрольной группе — на 7,0 кг (t = 2,8).
Увеличение у испытуемыхдвух групп было достоверным. Если проанализировать прирост показателей вприседании в отдельные периоды между прикидками, то оказывается, что вэкспериментальной группе прирост между первой и второй прикидками составляет 7,5 кг, между второй и третьей 5,5 кг; в контрольной группе — 5,0 и 2,0 кг.
Таким образом, наибольшийприрост за весь период 6-ти месячного эксперимента был в экспериментальнойгруппе, тренировавшейся по методике круговой тренировки. Наименьший приростзафиксирован в контрольной группе, тренировавшейся по обычной методике. Этохорошо видно в прил. 6, где показаны показатели прироста спортивных результатовв приседании у тяжелоатлетов в 11-12 лет.
Коэффициент вариации вэкспериментальной группе был наибольшим (V = 5,7 %). В контрольной группе былнаименьшим (V = 5,0 %).
Рост спортивныхрезультатов происходил на фоне достоверного снижения частоты пульса посравнению с исходным уровнем в испытуемых группах (в среднем с 89 до 82 в 1мин.).
В первые 10 секунд послеокончания упражнения в экспериментальной группе испытуемых частота сердцебиенийсоставила 148,7 ±7,2 в 1 мин. И в контрольной группе 145 ± 3,4. Восстановлениечастоты пульса после окончания упражнения до исходной величины отмечалось вэкспериментальной группе на 112,3 ± 4,1 сек. и в контрольной группе — на 121,4± 2,8 сек. Регистрация частоты пульса при выполнении приседания показала, что удвух испытуемых групп увеличение частоты пульса было примерно Одинаковым.Быстрее всех она возвращалась к исходному уровню в экспериментальной группе.
Исследования показали,что выполнение приседания со штангой происходит на фоне более экономной деятельностисердца, как во время работы, так и в восстановительном периоде, несмотря набольший прирост результатов. Сдвиги в состоянии сердечно-сосудистой системы уиспытуемых двух групп сходны. Однако в контрольной группе подростков отмечалсясамый низкий прирост спортивных результатов.
Таким образом, в данномэксперименте, как и в предыдущем, лучшее изменение результатов и наиболееэффективные сдвиги в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системынаблюдались в экспериментальной группе. Это говорит, по-видимому, о том, чтокруговые тренировки эффективнее обычных тренировок, разработанных СДЮШОР потяжелой атлетике для подростков 11-12 лет и не приводят к значительномунапряжению сердечно-сосудистой системы.
Сравнительный анализпоказателей между группами на начальном и конечном этапах эксперимента (прил.4) показал, что разница исходных результатов в приседании — 1,0 %. Разницаконечных результатов была наибольшей в приседании — 8,6 %. Все это говорит отом, что в экспериментальной группе к концу эксперимента был наибольший прирострезультатов в приседании, по сравнению с контрольной группой и этосвидетельствует об эффективности круговой тренировки.
В конце экспериментасравнили результаты в приседании. Как видно на диаграмме 1, экспериментальная группапревосходит в приседаниях на 9,6 %, что еще раз подчеркивает эффективностикруговой тренировки юных тяжелоатлетов 11-12 лет на этапе начальной подготовки.
Систематическоеприменение средств воздействия в течение педагогического эксперимента позволилоповысить удовлетворенность от занятий тяжелой атлетикой до 100 %. Повышение мотивационнойустановки способствовало формированию устойчивого интереса к тяжелой атлетике.
В заключение следуетотметить, что использование в ходе педагогического эксперимента всехпредлагаемых приемов и средств способствовало и улучшению работоспособности. Порезультатам медицинского осмотра в состоянии здоровья были отмечены толькоположительные сдвиги у обеих групп.
Определение показателейпо общей физической подготовке и влияние круговой тренировки представлены вприл. 5.
Был проведен анализполученных в течение педагогического эксперимента результатов уэкспериментальной и контрольной групп. Сдвиг в показателях оценивался нестолько по абсолютному результату, сколько по приросту этого результата поотношению к исходному уровню, как это видно в прил. 7.
Проведенный анализ уровняприроста говорит о том, что целенаправленная круговая тренировка уже через 3месяца привела к достоверному повышению уровня общей физической подготовленностиэкспериментальной группы по сравнению с контрольной группой (прил.5).
На последующихконтрольных испытаниях у спортсменов экспериментальной группы отмечалосьдостоверное возрастание результатов во всех упражнениях как хорошо видно вприл.8, где показаны результаты обеих групп и рост результатов заэкспериментальный период. В контрольной группе также наблюдалось улучшениерезультатов, но в значительно меньшей степени. Это свидетельствует об информативностиоценки изменения физической подготовленности юных тяжелоатлетов 11-12 лет поуровню прироста результатов для характеристики их способности к спортивномупрогрессу.
В экспериментальнойгруппе время бега на 60 м улучшилось через 6 месяцев с 10,2 до 9,0 сек., а вконтрольной с 10,3 до 9,7 сек. Из этого следует, что круговые тренировки влияютна скоростно-силовые качества юных тяжелоатлетов и на их взрывные способности.
Спортивная работа с юнымиатлетами экспериментальной группы, направленная на улучшение двигательныхумений и навыков, способствовала росту результатов в специальной и общейфизической подготовке, а в контрольной группе этого направления не было, гденагрузка была обычная тренировка, что ни приводило к росту скоростно-силовыхкачеств, а способствовало развитию только силовые качества юных тяжелоатлетов ипри этом рост результатов в общей физической подготовке был наихудшим.

Выводы
Анализируя итогипедагогического эксперимента выявлен ряд показателей полученных до и послеэксперимента наглядно представленных в прил. 1,2 и прил. 8,9, а также в прил.1-5.
Результаты исследованияпозволяют сделать следующие выводы:
1. Как показалипроведенные исследования, в приседаниях в экспериментальной группе былоулучшение спортивных результатов на 21,8 %, это хорошо видно на диаграмме 1,что превысило данные контрольной группы на 9,6 %. Это еще раз подчеркиваетэффективность круговой тренировки юных тяжелоатлетов 11-12 лет на этапеначальной подготовки.
Таким образом, вприседании лучшее изменение результатов и наиболее эффективные сдвиги вфункциональном состоянии сердечно-сосудистой системы наблюдались вэкспериментальной группе. Это говорит, по-видимому, о том, что круговаятренировка наиболее положительно воздействует на рост спортивных результатов ине приводит к значительному напряжению сердечно-сосудистой системы.
2. В показателях бега на60 м к концу эксперимента произошли улучшения в экспериментальной группе на12,5 %, а у контрольной группы всего на 6,0%, в прыжках в длину с местасоответственно на 9,1 и 4,9 %, в подтягивании соответственно на 55,5% и 40%,при достоверном уровне значимости. Из этого следует, что тренировки сразличными нагрузками влияют на скоростно-силовые качества юных тяжелоатлетов ина их взрывные способности.
3. Использование в ходепедагогического эксперимента предлагаемой круговой тренировке способствовалоболее эффективной подготовке юных атлетов. Сравнительный анализ данных двухгрупп показал, что у юных спортсменов экспериментальной группы происходилисущественные количественные и качественные на более достоверном уровне значимости.
Следует отметить, чтоиспользование в ходе педагогического эксперимента всех предлагаемых приемов исредств способствовало и улучшению восстановительных процессов.
4. Проведенное намиисследование позволило сформулировать соответствующие практические рекомендациидля тренеров-преподавателей по тяжелой атлетике. На наш взгляд, их реализацияпозволит повысить эффективность учебно-тренировочного процесса с начинающимитяжелоатлетами.

Практическиерекомендации
Полученные в исследованиирезультаты позволяют рекомендовать в практику тяжелоатлетического спортаследующее:
1. В качестве средств,способствующих более целенаправленному и эффективному развитию физическойподготовленности тяжелоатлетов 11-12 лет на этапе начальной подготовкинеобходимо использовать круговую тренировку.
2. Для контроля заразвитием физической подготовленности и работоспособности юных атлетов подвлиянием тяжелоатлетических упражнений можно рекомендовать тренерам следующиеконтрольные упражнения, представленные на странице 29 в таблицах № 4 и 5.
3. На этапах начальнойподготовки уделять больше внимания Разучиванию и усовершенствованию техникиклассических упражнений.
4. Для формированияустойчивого интереса и повышения мотивационной структуры к занятиямтяжелоатлетическим спортом рекомендуются следующие средства: агитационно-пропагандистскиемероприятия; подбор интересных физических упражнений; спортивные и подвижныеигры; акцент на теоретические сведения; музыкальное сопровождение занятий;классные часы; беседы; методы наглядного и словесного воздействия; семейныетрадиции.

Список используемойлитературы
1. Ашмарин Б.А.Теория методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.:«ФиС», 1978г.
2. Баранков О.Н.Пути и методы резкого повышения общефизической подготовки детей в школе,располагающей обычной спортивной базой // Теория и практика физическойкультуры. — 1991г. — № 2. — С 50-51.
3. Беритов И.С.Общая физиология мышечной и нервной системы. — М.: Медгиз, 1959 г.
4. Божко А.И. Тяжелаяатлетика. Учебное пособие для инструкторов-общественников. — М.:«ФиС», 1966г.
5. Васильев И.Г. Овлиянии темповых движений на развитие мышечной силы и силовой выносливости притренировке в упражнениях с применением штанги различного веса. Труды КвиФК, 1956 г., 14.
6. Верхошанский Ю.В.Основы специальной подготовки в спорте. — М.: «ФиС», 1970г.
7. Властовский Г.П.Акселерация роста и развития детей. — М.: Из-во МГУ 1976г.
8. Воробьев А.Н. Современнаятренировка тяжелоатлетов. М.: «ФиС», 1964г.
9. Воробьев А.Н.,Воробьева Э.И. Трактовка некоторых показателей тренированности в спортивнойфизиологии и медицине «Теория и практика физической культуры», 1974 г., № 10.
10.  Воробьев А.Н. Тяжелая атлетика.Учебник для институтов физической культуры. — М.: Из-во «ФиС», 1972 г.
11.  Воробьев А.Н. Тяжелоатлетическийспорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. — М.: «ФиС», 1977 г.
12.  Воробьев А.Н. Тяжелая атлетика.Учебник для институтов физической культуры. Издание 4-е, перераб., доп. — М.:«ФиС», 1988г.
13.  Воробьев А.Н. Тренировка,работоспособность, реабилитация. М.: «ФиС». 1989г. — 138 с.
14.  Гуревич И.А. 1500 упражнений длякруговой тренировки. М.: Высшая школа, 1976г. — 354 с.
15.  Гуревич И.А. Круговая тренировка науроках в 9-11 классах. — М.: 1992 г. — 214 с.
16.  Грощенков С.Е., Возняк С.В. Динамическоенаблюдение за развитием физических качеств у детей и подростков под влиянием занятийспортом. В кн.: Начальная подготовка юного спортсмена. — М.: «ФиС»,1982г.
17.  Дворкин Л.С. Юный тяжелоатлет. — М.:«ФиС», 1982 г.
18.  Евстигнеев И.В. К оценкеэмоционального состояния спортсмена //Теория и практика физической культуры. 1991 г. — № 2. с. 43-44.
19.  Закорко В.Н. Из опыта подготовкимолодых атлетов. Тяжелая атлетика. Ежегодник — 77 — М.: «ФиС», 1977 г.
20.  Зациорский В.М. Спортивнаяметрология. Учебник для институтов физической культуры. — М.: «ФиС», 1982 г.
21.  Зимкин Н.В. О некоторыхфизиологических закономерностях и проявления мышечной силы. Труды КвиФК, 1954 г., 7.
22.  Зимкин Н.В. Физиологическаяхарактеристика силы, быстроты и выносливости М.: «ФиС», 1956 г.
23.  Ипполитов Н.С. Исследованияпрогностической значимости скоростно-силовых качеств у подростков при отборезанятий тяжелой атлетикой: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1975 г.
24.  Казаков М.Б. Врачебный контроль втяжелой атлетики. М.:«ФиС», 1961 г.
25.  Креш В.Н. Круговая тренировка вфизическом воспитании студентов. — М,: 1982 г. — 148 с.
26.  Лукьянов М.Т., Фаламеев А.И. Тяжелаяатлетика для юношей. Уч. пособ. — М.: «ФиС», 1969 г.
27.  Лучкин Н.И. Тяжелая атлетика. — М.:«ФиС», 1956 г, 1962 г.
28.  Маркосян А.А. Развитие человека инадежность биологической системы. В кн.: Основы морфологии и физиологииорганизма детей и подростков. — М.: Медицина, 1969 г.
29.  Медведев А.С. Система многолетнейтренировки в тяжелой атлетике: Учебное пособие для тренеров. — М.:«ФиС», 1986 г.
30.  Медведев А.С. Многолетнее планированиетренировки. М.: «ФиС», 1971 г. — С. 35-40.
31.  Мелленбнрг Г.В., Сайхуджин Г.Р. Региональныедвигательные принципы повышения качества циклического тренировочного процесса снаправленностью на развитие выносливости // Теория и практика физическойкультуры. — 1991 г. — № 4. — С. 23-24.
32.  Озолин Н.Г. Молодому коллеге. — М.: «ФиС», 1988 г. С. 96.
33.  Платонов В.Н. Теория и методикаспортивной тренировки. — Киев. Высшая школа, 1984 г. — С. 144.
34.  Пилоян Р.А. Основынаучно-исследовательской работы в спорте. — М.: 1989г.
35.  Приходько В.В. Проблемыфизкультурного образования студентов гуманитарных и технических ВУЗов // Теорияи практика физической культуры. — 1993 г. — № 4. — С. 37-42.
36.  Построение и содержание тренировочногопроцесса учащихся спортивной школы / Сборник научных трудов. Под ред. И.П.Буевской. — М.: ГЦОЛИФК, 1990 г. — С. 200.
37.  Решетников Н.В. Таблица оценкифизической подготовленности студентов // Теория и практика физической культуры.- 1991 г. — № 4. — С. 37-42.
38.  Роман Р.А. Тренировка тяжелоатлета вдвоеборье. — М.: «ФиС», 1974 г
39.  Роман Р.А. Тренировка тяжелоатлета.М.: «ФиС», 1986 г. — С. 81-84.
40.  Скачков А.Д., Соловьев Е.Б.Комплексный статистический анализ учебно-тренировочного процесса // Теория ипрактика физической культуры. — 1990г. — № 2. — С. 44-45.
41.  Сонькин В.Д. Энергетикаоздоровительных упражнений // Теория и практика физической культуры. — 1991 г. — № 2. — С. 32-40.
42.  Фаламеев А.И. Планированиетренировочной нагрузки новичков и разрядников. Тяжелоатлет. В помощь тренеру. — М.: «ФиС», 1970 г.
43.  Филин В.П. Воспитание физическихкачеств у юных спортсменов. — М.: «ФиС», 1974г.
44.  Филин В.П. Проблема управленияподготовкой юных спортсменов // Теория и практика физической культуры, 1978 г. — № 4.
45.  Филин В.П., Фомин Н.А. Основыюношеского спорта. — М.: «ФиС», 1980г.
46.  Фомин А.Н., Вавилов Ю.Н.Физиологические основы двигательной активности. — М.: «ФиС», 1991 г.
47.  Шолих М. Круговая тренировка. — М.:«ФиС», 1966 г. — С. 418.