–PAGE_BREAK–
2.ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЁ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 ПОКАЗАТЕЛИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Монополизация— явление многоплановое и многоуровневое. Её носителями выступают государство в лице министерств, ведомств; хозяйственные единицы, представленные субъектом или их группой, объединённых общностью интересов; различные организации.
Активизация государственного регулирования рынка, усиление контроля за процессами концентрации экономической власти обусловили необходимость количественной оценки уровня монополизации, конкретных показателей рыночного могущества фирмы. Вместе с тем, единые количественные критерии монополизации в хозяйственной и правовой практике развитых стран до сих пор не разработаны, но существует ряд принципов и методов, которые для этого используются.
Переход от свободной конкуренции к господству монополий изменил само содержание производственной единицы, лежащей в основе масштаба измерения процессов концентрации.
Индивидуальный капитал функционировал в форме отдельного предприятия. Капитал- монополия представлен главным образом в форме системы предприятий, т.е. производственного комплекса, регулируемой совокупности предприятий. Отдельное предприятие выступает звеном, обслуживающим потребности этого комплекса.
Р.Лифман считал, что для монопольной власти над рынком достаточно было контролировать 75% производства, однако в ряде случаев монопольное положение достигалось и при контроле меньшей доли производства, равной 40-50% [2, с.20].
В 1934 г. А.Лернер предложил способ количественного измерения монопольной власти путём определения величины, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Показатель монопольной власти или коэффициент (индекс степени монополизации) А.Лернера (L) рассчитывался по формуле:
L= (P-MC)/P
где P— монопольная цена, MC-предельные издержки. Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Чем больше коэффициент Лернера, тем больше монопольная власть исследуемого субъекта. Если предельные издержки (MC) равны цене (P), то индекс Лернера равен нулю (L=0), что означает отсутствие монополии и наличие свободной конкуренции [2, с.20].
Американская статистика подразделяет все фирмы на однозаводсткие и многозаводские, что позволяет определить общую, хотя и условную картину степени концентрации производства. Это синтетический показатель, отражающий не только число и относительные размеры фирм, но и препятствия на пути к подъёму, эластичность рыночного спроса, уровень и структуру издержек, однородность или дифференцированность продукции, роль рекламы. При этом абсолютные размеры фирм определяются величиной прибыли, численностью занятых и общими активами.
Степень монополизации общественного производства характеризуется не только абсолютными размерами крупнейших корпораций, но и относительной долей сосредоточения в их руках отраслевого и общего промышленного производства.
Для контроля за соотношением сил конкурентов и возможностями монополизации на конкурентных рынках органы западной государственной статистики ведут постоянное наблюдение за процессами концентрации производства в промышленности как в разрезе отраслей и подотраслей, так и по основным товарным группам продукции. Выделение последних имеет важное значение при определении степени монополизации. Товарная группа представляет собой совокупность похожих, но не идентичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность. В каждой из них продавцы рассматриваются как конкурирующие фирмы в пределах отрасли. Примерами товарных групп выступают женская одежда, обувь.
К концу 60-х гг. ХХ в. В мировой практике сложилась система показателей рыночной власти. Наиболее распространённым в оценке уровня монополизации является коэффициент концентрации CR(ConcentrationRatios), т.е. доля фиксированного числа ранжированных по размерам предприятий в отрасли или на рынке. Он показывает процентное соотношение продаж, которое рассчитывается для определённого числа фирм. Этот показатель (коэффициент концентрации) характеризует не всю совокупность предприятий на рынке, а лишь позиции крупнейших, влияющих на рынок, регулирующих его в своих интересах. В США и во Франции- это доля 4, 8, 20, 50 и 100 крупнейших компаний. В Германии, Англии и Канаде для подобных расчётов используют данные о 3-х, 6-ти, 10-ти и т.д. предприятиях в отрасли и на рынке. С середины 80-х гг. коэффициенты концентрации стали использовать в Венгрии и Польше.
Широкое распространение получил индекс Харфиндела-Хиршмана (ИХХ), который определяется по формуле:
где x— доля i-той фирмы на рынке ( в %), i=1, 2, 3,…..,n— общее число фирм.
Индекс представляет собой сумму квадратов удельных весов предприятий, действующих на рынке.
Безопасный с точки зрения монополизации рынок (ИХХ
В Германии доминирующее (господствующее) положение на рынке возникает, если на 1 предприятие приходится свыше 33: всего оборота, на 2-3 – свыше 50%, на 4-5 –свыше 67%. Уровень предельно допустимой монополизации во Франции составляет 25% реализации товара или от 2 до 7 млрд франков товарооборота. Главным признаком монополизации в этой стране является не столько размер монополии, сколько возможность игнорирования интересов контрагентов и связанные с этим отношения диктата и неравноправия.
В Австрии предприятие занимает господствующее положение, если его доля на внутреннем рынке превышает 25%, и весь внутренний рынок снабжается не более чем двумя или тремя предприятиями, или если это предприятие находится среди четырёх крупнейших, общая доля которых на рынке составляет по меньшей мере 80%.
В Норвегии монополистом признаётся фирма, доля продукции которой на рынке составляет 25% и более от общего объёма производства или продаж рассматриваемых продуктов в национальной экономике [2, с.23].
Количественные оценки степени концентрации производства в отрасли характеризуют позиции крупного бизнеса, но они недостаточны для вывода о том, что фирма обладает монопольной властью. Главные признаки монополизма определяются прежде всего реальным финансовым положением товаропроизводителей в отрасли, на рынке, возможностями контроля деловой активности вследствие своего превосходства.
Кроме доминирующего размера производства конкретного товара фирма-монополист должна наиболее полно удовлетворять запросы производителей- производить лучшую продукцию, сокращать издержки, внедрять более совершенную систему сбыта. Другими словами, одним из признаков монополизации является постоянное совершенствование производственно-сбытовой деятельности фирмы. Только в этом случае последняя может не опасаться потери потенциальных покупателей в результате повышения цен на продукцию. Следовательно, принципиально важен не размер предприятия, фирмы, а их роль, обусловленная особым положением на рынке. В ряде стран оно определяется либо как монопольное, либо господствующее или доминирующее.
В Республике Беларусь доминирующее положение на рынке означает исключительное положение хозяйствующего субъекта, которое даёт ему возможность самостоятельно, или действуя совместно с другими хозяйствующими субъектами, диктовать условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать конкуренцию (ст.1 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»).
Основным критерием определения доминирующего положения является доля хозяйствующего субъекта на рынке определённого товара, превышающая предельную величину. Раньше эта величина устанавливалась Министерством по антимонопольной политике. Сегодня- определяется Министерством предпринимательства и инвестиций. Для хозяйствующих субъектов- производителей продукции или услуг (кроме продукции производственно-технического назначения) она составляет: для одного- 30%, для двух- 54%, для трёх- 72%, для четырёх- 95%; для хозяйствующих субъектов- производителей продукции производственно-технического назначения, соответственно- 45%, 67%, 86% и 100%. Исходя из этих критериев, в республике почти все рынке являются монополизированными.
2.2 ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ
На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки. Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, нам следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм. Улучшает или ухудшает монопольная власть благосостояние общества в целом?
Последствие монополизации совершенно конкурентной отрасли иллюстрирует рис.1. Рыночный спрос на продукцию совершенно конкурентной отрасли представлен линией спроса D, предложение- восходящей ветвью отраслевой кривой предельных затрат, SMC. Соответственно равновесный объём продукции совершенно конкурентной отрасли составит- Q1*, а цена- P1*. Легко заметить, что при монополизации отрасли объём объём выпуска и цена изменяется.
Рис.1 Ущерб, приносимый монополией.
Примечание-Источник:[4, с.98, рис.10.9]
Действительно монополист максимизирует прибыль при объёме выпуска Q2*, поскольку именно этот объём соответствует точке Курно E2, в которой кривые предельных затрат и предельной выручки пересекаются. Этому оптимальному для монополиста выпуску соответствует более высокая цена P2*. Ведь именно такую цену согласны уплатить за товар покупатели, если объём продаж составляет Q2*. Очевидно, что прибыль, получаемая в таком случае монополистом с каждой проданной единицы продукции, равна длине отрезка LN(P2*(Q2*)- SATC(Q2*)). А его суммарная прибыль равна площади прямоугольника CP2*LN(P2* (Q2*)Q2*— SATC(Q2*)Q2*).
Оценим ущерб, приносимый монополией. Кривая спроса характеризует ценность дополнительных единиц товара для покупателя. Кривая предельных затрат характеризует альтернативную ценность ресурсов, использованных для производства этих дополнительных единиц. Поэтому выпуск продукции целесообразно увеличивать до тех пор, пока кривая спроса остаётся выше кривой предельных затрат, т.е. до точки их пересечения. На рис.1 такой точке Е1 соответствует выпуск Q1*. Это- наилучший объём выпуска.
Для монополиста же оптимальным оказывается объём выпуска Q2*. Каким был бы валовой выигрыш покупателей, если бы выпуск увеличился до Q1*? Очевидно, он был бы равен площади, лежащей ниже участка кривой спроса LE1, т.е. Q2*LE1Q1*. Во что обошлось бы монополисту увеличение выпуска с Q2*до Q1*? Очевидно, в сумму, равную площади фигуры, лежащей ниже участка E2E1кривой предельных затрат, т.е. Q2*E2E1Q1*. Таким образом, выигрыш от увеличения выпуска превышает затраты на него на сумму, равную разности двух названных величин. Однако монополист не пойдёт на увеличение выпуска сверх Q2*. Ведь каждая дополнительная (сверх Q2*) единица выпуска сулит ему прирост затрат, превышающий прирост выручки. Действительно, при увеличении выпуска с Q2* до Q1*затраты монополиста увеличатся на сумму равную площади Q2*E2E1Q1*, тогда как выручка возрастёт лишь на сумму равную площади Q2*E2Q1*, так что его чистые потери составят сумму, равную площади E2E1Q1*.
Кроме того, монополизация совершенно конкурентной отрасли сопровождается не только уменьшением, но и перераспределением части излишка потребителей в пользу монополии. При совершенной конкуренции излишек потребителей на рис. 1 измеряется площадью треугольника P1*ME1. При монополии он, как очевидно, составит лишь сумму, равную площади треугольника P2*ML. Часть его, а именно KLE1, пропадёт в связи с сокращением выпуска с Q1*до Q2*, т.е. войдёт в состав так называемых безвозвратных потерь общества E2LE1. Другая же часть, равная площади прямоугольника P1*P2*LK, будет присвоена монополистом, поскольку линия цены, являющаяся нижней границей потребительского излишка при цене P2*, окажется выше, чем при цене P1*.
Может возникнуть вопрос, почему в состав безвозвратных для общества потерь не войдёт область Q2*E2E1Q1*, характеризующая сокращение затрат в связи со снижением выпуска с Q1*до Q2*. Дело в том, что ресурсы, использовавшиеся до монополизации для производства Q1*-Q2*единиц продукции, теперь найдут своё применение в других секторах экономики. Поэтому область Q2*E2E1Q1*, скорее всего, можно характеризовать как альтернативную ценность ресурсов, высвобождающихся из-за сокращения выпуска в монополизированной отрасли. В сводном виде изменения в благосостоянии в результате монополизации представлены в (пример-Таблица 1).
Однако трудно сказать, увеличивает или уменьшает такое перераспределение потребительского излишка общественное благосостояние. Ведь владельцами предприятия-монополиста, в пользу которого перераспределяется часть излишка, являются акционеры, т.е. такие же потребители, теряющие эту часть излишка, а межличностное сравнение полезности невозможно. Многие экономисты утверждают, что, поскольку большинство акционеров принадлежит к высоко- и среднедоходным слоям населения, перераспределение части потребительского излишка в их пользу лишь увеличивает дифференциацию общества, разрыв в доходах разных его групп. Их оппоненты считают, что и покупателями некоторых товаров, производство которых монополизировано, являются лица с высокими средними доходами, а потому это перераспределение элиминируется (отчасти) монопольными ценами, по которым ими покупаются эти товары. Следует, однако, иметь в виду, что вопрос о социально приемлемом уровне дифференциации доходов в обществе относится скорее к нормативной, чем к позитивной экономике.
До сих пор мы предполагали, что монополия совершенно конкурентной отрасли никак не повлияет на затраты производства продукции. Возможно, что некоторые организационные, а главное, технологические нововведения будут осуществлены после того, как будет образована монополия. Эти нововведения могут привести к снижению производственных затрат, так что кривая предельных затрат монополии (MC2 на рис.2) уже не будет совпадать с кривой предложения в прошлом совершенно конкурентной отрасли (кривая S=MC1), как это не предполагалось ранее.
Рис.2 Снижение производственных затрат после монополизации.
Примечание-Источник:[4, с.101, рис.10.10.]
Если снижение затрат значительно, выпуск после монополизации отрасли может увеличиться, а цена продукции снизиться. Так на рис.2 оптимальный выпуск монополии Q2*выше, чем он был до монополизации (Q1*), а цена ниже (P2*P1*). Следует заметить, что и в этом случае на участке Q2*Q3* кривая спроса лежит выше кривой предельных затрат, и значит, есть потребители, готовые возместить предельные затраты на прирост производства от Q2*до Q3*, но не имеющие возможности сделать это из-за монопольного характера рынка. Сточки зрения общества и в этом случае оптимальными являются объём выпуска Q3*и цена P3*.
Экономисты, говоря об ущербе, приносимом монополией, имеют обычно в виду не только предприятие, полностью монополизировавшее определённый рынок, сколько ущерб, приносимый вообще монопольной (или рыночной) властью. Чтобы оценить величину этого ущерба, предположим MC=SATC=const, так что рис.3 можно представить как упрощённую схему ситуации, показанной на рис.1. Здесь Pc*и Qc*— оптимальная цена и выпуск в случае совершенно конкурентного рынка; Pm*и Qm*— цена и выпуск после его монополизации. Области 1, 2, 3 представляют излишек потребителя до монополизации, а области 4, 5- общие затраты на производство продукции в объёме Qc*.
Рис.3 Структура ущерба, приносимого монополиями.
Примечание-Источник:[4, с.102, рис.10.11.]
После монополизации излишек потребителя сократился до размеров треугольника 1; область 3 будет характеризовать безвозвратные потери общества; область 2- часть бывшего излишка потребителей, присвоенную монополистом; область 4- затраты монополиста на выпуск Qm*; наконец, область 5- альтернативную ценность ресурсов, ранее использовавшихся на выпуск Qc*-Qm*единиц продукции. Очевидно, что величина ущерба, приносимого монополией, определяется величиной безвозвратных потерь, т.е. площадью области 3. Последняя в свою очередь зависит, во-первых, от разницы между конкурентной и монопольной ценами (обозначим её ∆P=Pm*— Pc*) и связанной с ней разностью между конкурентным и монопольным выпуском (∆Q=Qm*— Qc*), а во-вторых, от эластичности спроса на данную продукцию (во всяком случае, на участке линии спроса AB).
Впервые попытку дать количественную оценку ущербу, наносимому монополией, предпринял американский экономист А.Харбергер в 1954 г. Для этого он определил площадь треугольника 3 как
, (1)
где W— величина безвозвратных потерь, равная площади треугольника 3, а дуговую эластичность спроса по цене на участке АВ как
. (2)
Из (2) найдём
.
Подставив полученное значение ∆Q в (1), имеем
,
что после несложных преобразований даёт
. (3) [4, с.102-103]
Допустив, что эластичность спроса по цене во всех отраслях одинакова и равна -1, Харбергер оценил ущерб, приносимый монопольной властью американской обрабатывающей промышленности в период 1924-1928 гг., в 0,1 % годового валового национального продукта ежегодно.
Столь низкая оценка последствий монопольной власти встретила критику едва ли не всего профессионального сообщества экономистов. Ведь при столь низкой оценке ущерба теряла смысл вся антимонопольная политика американского правительства.
По-иному подошли к оценке приносимого монопольной властью ущерба К.Коулинг и Д.Мюллер. Они оценили величину ущерба как половину монопольной прибыли:
. (4)
Действительно, площадь треугольника 3 на рис. 3 можно представить как половину площади области 2. Однако, согласно Коулингу и Мюллеру, безвозвратные потери не исчерпывают всего ущерба, приносимого монополией. К ним следует добавить расходы на достижение и сохранение монопольных позиций, которые не включаются в затраты на производство и которые не несёт совершенно конкурентное предприятие. Так, они добавляют к монопольной прибыли расходы на рекламу:
. (5)
Если расходы на рекламу вообще рассматривать как нежелательные, что отнюдь не бесспорно, то оценка ущерба станет ещё больше:
. (6)
Наконец, они добавляют к оценке ущерба ещё величину чистой (после уплаты налогов) прибыли монополии :
. (7) [4, с.105]
Логика здесь в том, что чистая прибыль является верхней границей расходов монополии на создание искусственных барьеров на вход в данную отрасль предприятий-новичков. Выполненные Коулингом и Мюллером расчёты ущерба, приносимого монополиями США (1963-1966), колеблются от 4 до 13% валового продукта корпораций, а для Великобритании (1968-1969)- от 4 до 7%. Эти оценки включают не только безвозвратные потери общества в их традиционном понимании, но и расходы, обусловленные так называемым поведением в поисках ренты. По мнению американского экономиста Р. Познера, большая часть потерь от наличия монопольной власти (или, шире, от неконкурентного ценообразования вообще) образуют доходы правительственных институтов и чиновников, оберегающих некоторые предприятия от конкуренции.
продолжение
–PAGE_BREAK–
2.3 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОНОПЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.3.1ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОНОПОЛИЗАЦИИ
Монополизация- объективно закономерный процесс в эволюции общественного производства. Но социальная значимость её проявилась только в условиях рыночной экономики. Принципиально новые типы монополий, возникшие на определённой ступени развития производительных сил, прогрессирующей концентрации производства и усиления конкуренции, стали основой хозяйственной жизни, господствующей формой бытия капитала. Параллельно с развитием монополистических объединений происходила эволюция форм и методов конкурентной борьбы. Противоречивое единство монополии и конкуренции до сих пор присуще рыночной экономике.
В настоящее время монополизм определяют как «ситуацию, когда одна или несколько фирм в значительной степени или полностью контролируют всю или часть территории страны в ущерб интересам потребителей» [1, с. 76].
Вместе с тем в зарубежной практике термин «монополизация» обозначает не только рыночную структуру, но и характер действий её субъектов. Так, до 1904 г. В США слияние конкурентов с целью образования монополии суды не считали монополизацией.
Монополизация на рынке осуществляется по-разному: например, предприятие приобретает конкурентов (горизонтальная интеграция), либо организует свою собственную систему снабжения и сбыта товаров (вертикальная интеграция).
Выделяют формальную зону монополизации (сектор непосредственной монополистической собственности и контроля) и реальную (юридически самостоятельные, но фактически интегрированные в систему монополии различные предприятия). Так, «Кока-кола» производит концентрат напитка на 40 заводах, а поставляет его 1500 предприятиям в 138 странах, имея 1,6 млн. торговых посредников по сбыту [1, с.77].
Необходимо отметить, что ни одна фирма в странах с рыночной экономикой не сумела за годы своего существования полностью монополизировать рынок. Ни в одной отрасли экономики нет абсолютных монополистов, обладающих экономическим единовластием, за исключением временных локальных или случайных монополий.
Складывающаяся при современных уровнях и формах концентрации производства монополия- это не однотоварный производитель в той или иной отрасли, а многопрофильная, многоотраслевая организация. Если ранее в её основе лежал контроль над рынком товаров, что осуществлялось путём достижения значительного экономического потенциала отдельных концернов, то сегодня необходимо иметь монополию на научно-технический прогресс.
В настоящее время для монополии характерны: сосредоточение огромных богатств (1-2% ВНП) в руках 1-2 тысяч владельцев; «администрирование» цен олигополиями, «лидерство в ценах»; установление более высоких цен на внутренних рынках по сравнению с ценами внешних рынков; создание скрытых картелей, сговоры продавцов; образование монополий в медицине, искусстве путём соединения профессионального мастерства с мафиозными методами организации деятельности, позволяющими обогащаться за счёт высоких гонораров и не допускающих соперничества.
Степень монопольной власти фирмы в современных условиях определяется также её финансовой мощью, положением в различных отраслях экономики, на разных рынках, связями с крупными банками, другими показателями. При установлении доминирующего положения предприятия учитывается его доступ к рынкам сбыта, отношения с другими фирмами, правовые и иные барьеры входа на рынок других компаний, способность оперативно перестроить свои предложение и спрос на новые товары, возможности конкурента обратиться к другим фирмам.
Прогрессирующая монополизация базируется на суперконцентрации и сама является преимущественно супермонополизацией. Она приобрела ряд новых черт и особенностей в результате научно-технической революции; резкого обострения противоречий производства; становления «новой мировой экономики» на базе складывающегося технологического способа производства; глобализации деятельности транснациональных корпораций (ТНК), главная цель которых — максимизация не прибыли, а рынка; ужесточения и глобализации конкуренции, изменения её цели; наличия у фирм долгосрочной перспективы. Всё это требует обновления форм и методов сохранения и расширения сферы монополистического влияния. Если в первой половине ХХ в. этот процесс не выходил за рамки отдельных отраслей, то в настоящее время он охватил мировое хозяйство в целом. Десяток и более крупнейших монополий занимают сегодня ведущие позиции в ряде отраслей не только своей страны, но и всего мира.
Для современной монополизации характерна так называемая скрытая концентрация производства. Она предполагает наличие у ведущих монополий многих тысяч местных и иностранных небольших фирм- субпоставщиков, которые, будучи формально самостоятельными, фактически работают по заказам крупных корпораций.
Ведущее положение в монополистической структуре развитых стран занял концерн- крупная многоотраслевая диверсифицировання корпорация,- представленный объединением ряда предприятий, подразделений и филиалов, действующих на принципах автономии. Так, «Дженерал моторс» имеет, кроме собственной компании, примерно 50 дочерних фирм, а также около 45 тыс. субподрядчиков, 40% которых относятся к сфере мелкого бизнеса [1, с.81].
Развитие современных концернов обусловлено особенностями централизации капитала, охватившей главным образом крупный и крупнейший бизнес, а также интернационализацией. Это привело к образованию картелей концернов, которые носят, как правило, неофициальный характер. Легальными являются предпринимательские союзы, торгово-промышленные и научно-исследовательские ассоциации, консорциумы, совместные фирмы.
Для инновационного процесса характерна так называемая временная кооперация. Кооперационные соглашения крупных корпораций с мелкими инновационными фирмами, в том числе с мелкими высокотехнологичными компаниями Японии — сравнительно новый феномен в США. Таким образом, типичной отраслевой структурой современной рыночной экономики является сочетание в одной отрасли крупнейших корпораций и массы мелких предпринимателей.
В Западной Европе при содействии национальных правительств создаются консорциумы, т.е. объединения компаний ряда стран (особенно в электронной и аэрокосмической промышленности).
Монополизация мирового хозяйства, предполагающая сосредоточение в немногих компаниях возрастающей доли мирового выпуска продукции, товарооборота и капитала, действует как тенденция. Последняя автоматически порождает контртенденцию, которая проявляется в деконцентрации производства и предложения товаров на отдельных мировых рынках. Причины последней многообразны. В некоторых случаях она обусловлена научно-технической революцией. В частности, уменьшение в настоящее время оптимальных размеров предприятий в ряде базовых отраслей (чёрная металлургия, промышленность строительных материалов и др.) связано с техническим перевооружением на основе использования принципиально новых технологических процессов и видов высокопроизводительного оборудования. Это позволяет наладить выпуск больших объёмов продукции на менее крупных по размерам основного капитала производственных единицах при одновременном существенном сокращении издержек производства. И хотя значительная часть высокоэффективных «мини-заводов» принадлежит ведущим монополиям, сама возможность функционирования таких предприятий привлекает в отрасль новые субъекты, в том числе средние и мелкие фирмы.
Становление новой мировой экономики связано с деятельностью ТНК. С одной стороны, развитие её на базе складывающегося технологического способа производства в большей степени отвечает их интересам. С другой стороны, сами ТНК способствуют развитию мировой экономики, что свидетельствует о новом этапе в глобализации их деятельности. Американские, западноевропейские и японские ТНК всё более тесно переходят к операциям глобального, планетарного масштаба. Их главной целью является « максимизация» не прибыли, а рынка, т.е. объёма продаж. В результате формируется глобальная сеть производства и сбыта, поскольку корпорации не ограничиваются созданием производства с конечным циклом в отдельных странах, а стремятся специализировать предприятия глобальной сети на наиболее рациональном производстве какого-либо компонента (узла) для выпуска конечной продукции там, где это выгоднее. Таким образом проявляется глобальная мобильность производственных факторов и предприятий, перемещающихся в те страны, где доходы выше, а условия деятельности наиболее благоприятны.
Факторами, способствующими глобализации производства и финансовой деятельности, являются достижения в области информационной технологии, технический прогресс, обеспечивающий устойчивое снижение издержек международных перевозок, связи; достижения в области науки управления- создание управленческих структур, способных одновременно руководить работой нескольких производственных единиц, расположенных на значительных расстояниях друг от друга (в разных частях земного шара).Особую роль в процессе глобализации сыграла революция в области полупроводниковой, микросхемной технологии и технические достижения в телекоммуникационной сфере. В таких условиях фирмы могут легко обеспечить географическую диверсификацию различных стадий производства, не теряя контроля над ними. Новая технология позволяет им выйти за рамки «эффекта масштаба» и использовать «эффект простора действий», т.е. комбинировать крупномасштабное производство со специализированным, ориентирующимся на потребности конкретного рынка.
Таким образом, стопроцентный контроль над всем производством определённого товара канул в прошлое. В настоящее время монополизация обусловлена развитием науки, техники, способами организации производства, взаимодействием между отдельными организациями и странами.
2.3.2 АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Антимонопольное движение имеет многовековую историю. В Англии в 1425 г. Был принят первый закон, запрещавший ассоциации. Так, каменщикам воспрещалось объединятся и сговариваться с целью повышения заработной платы сверх размера, установленного законом.
История законодательной борьбы с частнохозяйственными монополиями во всех странах продемонстрировала неэффективность и бесперспективность юридических мер, направленных на запрещение картелей, синдикатов, трестов. Несмотря на уголовное запрещение промышленных соглашений предпринимателей, монополии развивались и укрупнялись. Все закрытые общества продолжали существовать, изменив лишь формы или названия.
В 1889 г. в штате Техас был принят закон, направленный против трестов,- он определял их как всякого рода комбинацию, решающую одну из пяти главных задач: 1) ограничение промышленности; 2) ограничение или уменьшение масштабов производства; 3) ограничение и устранение конкуренции; 4) фиксирование цен; 5) соглашение о непродаже, неперевозке.
Уже в конце ХIХ в. на смену спорадическому антимонопольному движению пришло антимонопольное регулирование (АМР), как одна из специфических форм государственного контроля и регулирования рыночных отношений, структуры рынка, уровня и масштабов конкуренции с целью повышения эффективности экономики.
АМР корректнее определять как реализацию государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов. Антимонопольное регулирование осуществляется практически во всех странах, базируясь либо на антитрестовском законодательстве (в США, Канаде, Японии), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на соответствующих нормах, закреплённых крупными международными соглашениями (ст. 85, 86 Римского договора об учреждении ЕЭС- ныне ЕС; ст. VIГАТТ- ныне ВТО).
В практике государств с развитой рыночной экономикой для ограничения роста масштабов производства и продаж фирмы, злоупотребляющей своим доминирующим положением, законодательно лимитируются размеры её рыночной квоты. В странах ЕС судебные иски могут быть возбуждены в случае, если фирма превышает установленный объём продаж. Современная конкуренция регулируется методами административного (законодательного) и нормативно-ориентирующего (корректирующего) воздействия. Административное регулирование конкуренции основано на принятии законодательных актов и на контроле за их соблюдением со стороны государств. Его целью является противодействие недобросовестной конкуренции, некорректной монополистической практике и чрезмерной монополизации экономики.
Во всех развитых странах на общегосударственном уровне существуют антимонопольные органы, отвечающие за разработку и реализацию антимонопольной политики. В США- это ФТК и антитрестовский отдел министерства юстиции, возглавляемый помощником министра.
В Германии действует Федеральное управление по делам картелей. В 1957 г. в стране был принят закон, названный «Большой хартией рыночной экономики», направленный против ограничений конкуренции. Он считается самым строгим в мире законом. Его целью является защита потребителей и обеспечение свободной конкуренции. Согласно этому закону о картелях, как его кратко называют, договоры и соглашения между фирмами считаются недействительными, если они чреваты опасностью негативно влиять на конкуренцию.
В Великобритании проблемами антимонопольной политики занимаются Департамент охраны интересов потребителей и цен, Комиссия по вопросам слияний и монополизации, а также Судебная палата по вопросам свободной торговли и ограничительных мер.
Во Франции с 1987 г. действует независимая организация- Совет по делам конкуренции в составе не более 16 человек. Она имеет консультационные и юридические полномочия, ведёт разъяснительную работу с населением, пропагандируя принципы свободной конкуренции.
В Швеции антимонопольные проблемы находятся в компетенции Государственного бюро по вопросам цен и картелей, а также Антитрестовского управления.
Антимонопольный орган в Японии представлен Комиссией по вопросам свободной торговли, созданной в 1948 г. для контроля за соблюдением Закона (1947 г.) о запрете частной монополии и поддержке частной торговли. Она независима и обладает широкими полномочиями.
В странах Восточной Европы проблема антимонопольного регулирования возникла сравнительно недавно. Следует отметить, что монополии здесь были созданы искусственно, путём концентрации производства, приведшеё к образованию гигантских предприятий и объединений. В постсоветских странах антимонопольная политика первоначально была направлена на преодоление «командно-административного монополизма», т.е. на изменении типа экономических систем.
В Венгрии и Югославии антимонопольное законодательство базируется на правовой независимости антимонопольных органов от государственной администрации. Право решения вопросов злоупотребления монопольной властью предоставлено обычным судам, так как специальные антимонопольные органы не созданы. В Венгрии обвинения в монопольных действиях могут быть вынесены Генеральным прокурором, Центральной комиссией народного контроля, центральными органами профсоюзов, Главным управлением контроля Министерства финансов, органами контроля качества. В Югославии таковыми выступают организации коллективного труда, отраслевые объединения, экономические палаты, потребители, другие заинтересованные органы, но ущерб возмещается только организациям коллективного труда и потребителям.
Анализ зарубежного опыта антимонопольного регулирования показал:
1. В конце XIXв. на смену спорадическому антимонопольному движению пришло антимонопольное регулирование, направленное не на устранение крупного производства и монополий вообще, а против монополий, создаваемых на внешнеэкономической основе, злоупотребляющих своим доминирующим положением на рынке и ограничивающих конкуренцию. Оно выполняло функцию государства в развитой рыночной экономике, нацеленную на поддержание необходимого равновесия между монополией и конкуренцией, на защиту и дальнейшее развитие последней;
2. Современная антимонопольная политика в развитых странах представляет собой гибкую систему мобильно перестраивающихся мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный и пропорциональный характер;
3. Решающим условием признания виновности в злоупотреблении монопольной властью является не размер компании, не контроль за предложением на рынке и олигополистическое лидерство в ценах, а величина ущерба, наносимого их деятельностью процессу конкуренции и соперникам;
4. Главной особенностью современного антимонопольного законодательства в развитых странах является его проолигополистический характер, т.е. защита олигополии;
5. Всё большее значение при рассмотрении дел, связанных с нарушением антимонопольных законов, придаётся принципу «разумности», т.е. экономической целесообразности и эффективности;
6. В странах Восточной Европы антимонопольная политика первоначально была направлена на преодоление « командно-административного монополизма», т.е. на изменение типа экономической системы, а затем- на защиту конкуренции.
В настоящее время западные государства проводят рациональную экономическую политику в отношении монополий, исходя из принципов разумности и эффективности экономики.
Необходимое равновесие между монополией и конкуренцией в рыночной экономике обеспечивает антимонопольное регулирование. Анализ зарубежного опыта показал, что оно представляет собой гибкую систему постоянно действующих и мобильно перестраивающихся мер и санкций, носящий ограничительный, запретительный и поощрительный характер и основанных на принципах экономической целесообразности и эффективности
3.ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1. РАЗВИТИЕ МОНОПОЛИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В доворюлиционной Беларуси, как и в России, было развито государственное (казённое) хозяйство. После 1917 г. здесь сложилась административно-команданя модель хозяйствования.
В командной экономике преобладал искусственный монополизм. Он пронизывал все его разновидности, имевшие место в советский период и сохранившиеся до сих пор. Проявлялся в монополии государственной собственности и центральных органов власти и управления, министерств и ведомств, в совокупности явлений, обусловленных искусственным созданием экономически привилегированного положения отдельных субъектов (государства, ведомства, предприятия), навязывающих своим контрагентам и обществу в целом собственные интересы, игнорируя их реальные потребности. Монополизация стала закономерностью командной системы хозяйствования, особой формой бюрократизма, способом реализации монопольной власти отдельных хозяйствующих субъектов или их групп.
Белорусский народохозяйственный комплекс создавался искусственно. Он был включён в систему союзного распределения труда и специализировался на автомобилестроении, приборостроении, станкостроении, тракторостроении, химической и деревообрабатывающей промышленности, на производстве мяса, молока и птицы. Белоруссия до распада СССР выступала как сборочно-перерабатывающий цех единой общесоюзной фабрики, причём исключительно для потребления и переработки продукции в её пределах. Созданные в республике развитые отрасли обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, крупные производства были рассчитаны на обеспечение потребностей союзного рынка и работали на базе привозного сырья и топлива. Отрасли, которые должны были работать на республику, не развивались в достаточной мере.
Развитие отечественной экономики в течение многих лет в системе общесоюзной специализации привело к широкомасштабному монополизму основных производителей на белорусском, а в ряде случаев – и на бывшем общесоюзном рынке.
Государственный монополизм в трансформируемой экономике Республики Беларусь представляет собой монополизм особого рода. Это монополизм государственных структур, сохранение и усиление которого сказывается на развитии предпринимательства. Складывающаяся в конце 90-х годов белорусская модель переходной экономики имеет мощный государственный сектор, незначительную долю мелкого и среднего бизнеса, частного предпринимательства.
В республике и в настоящее время доминирует монополия государственной собственности и власти. Более 80% государственной собственности распоряжается административный аппарат, принимающий экономические решения. На долю государственных предприятий приходится подавляющая часть производственных активов, 62% общего объема промышленного производства. Почти 90% земли принадлежит государству или колхозам, 3,1% — находится в частной собственности и 4.2% — в постоянном пользовании частных лиц. Иностранцам разрешено покупать или арендовать землю.
Высока доля государства и в собственности частично приватизированных предприятий. Даже при акционировании у государства остается значительная часть собственности преобразованных предприятий, право передачи их в управление министерств и других центральных органов управления, назначения работников, прошедших специальную подготовку, представителями государства в открытых акционерных обществах. Так, в концерне «Беллегпром» 75 из 93 предприятий являются негосударственными, но на всех, где есть доля государства, имеется его представитель — проводник государственной политики. Доля государства в акционерном капитале негосударственных промышленных предприятий колеблется от 4 до 95%. В среднем государству принадлежит 40-50% акций. Следовательно, называть многие из них негосударственными было бы некорректно.
Сохраняются наследие административно-командной системы — ведущее положение государства как крупнейшего монопольного субъекта экономических отношений: неразрывная связь собственности и власти, разнообразие форм реализации им прав собственника, госконтроль над экономикой, не тождественный госрегулированию. Абсолютная монополия государства формирует естественную, искусственную, организационную, технологическую и экономическую монополии.
Государственный монополизм проявляется прежде всего в сфере управления, обусловливая монополизм хозяйствующих субъектов как в сфере производства, так и в сфере обращения. Государство одновременно выступает и как монопольный собственник (производитель), и как монопольно управляющее начало. Практически все существующие в республике монополии, как естественные, так и искусственные, являются государственными.
Государственный монополизм в республике проявляется в работе 27 министерств, 17 госкомитетов, создании объединений (отраслевых концернов), наделенных особыми правами, часто с монопольным правом на пролажу товаров и услуг (например, «Торгэкспо», «Белагроинторг», «Белресурсы»), и полномочиями самих органов управления (например, «Белпром», «Белбуд», «Беллегпром», «Беллес-бумпром», «Белсельхозпром», «Белнефтегаз» и др.). Многие из белорусских концернов образовались на базе ликвидированных министерств, руководивших деятельностью отраслевых предприятий, производивших главным образом однотипную продукцию. Фактически сохранились искусственно созданные барьеры для выхода на рынок новых производителей и нерациональная монополистическая структура, прежние стиль, принципы и методы управления.
Хозяйствующими субъектами, относящимися к государственной монополии, являются: 1) предприятия оборонной промышленности; 2) предприятия ликёро-водочной отрасли; 3) предприятия табачной отрасли; 4) предприятие фармацевтической промышленности; 5) объекты хранения государственных ресурсов; 6) предприятия по захоронению радиоактивных и промышленных отходов; 7) учреждения гидрометеорологии, картографии и геологии; 8) учреждения Госкомитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике; 9) предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной служб;10) объекты гражданской обороны; 11) предприятия по сбору и переработке отходов, содержащих драгметаллы; 12) предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии. За период с 1990 по 2008 гг. значительно увеличивается число предприятий лёгкой промышленности и промышленности строительных материалов, большая часть из которых находится под властью государства(пример-Таблица 2,3). Таким образом, при наращивании производства увеличивается численность населения, занятого в экономики страны (пример-Таблица 5).
Высокий уровень монополизации экономики характерен для тех ее секторов (более 20 отраслей и подотраслей), производственный потенциал которых сосредоточен на небольшом количестве субъектов хозяйствования, концентрирующих основную массу производимой продукции (работ, услуг). (Состояние монополизации белорусской промышленности отражено (пример-Таблица 4)).
В промышленности республики функционирует более 40 единственных производителей определенного вида товара: Оршанский льнокомбинат (пряжа льняная товарная). Гомельский химический завод (фосфатные удобрения), Солигорский «Беларуськалий» (калийные удобрения). Минский тракторный завод (пропашные тракторы). Минский «Атлант” (холодильники и морозильники).
Особенность монополизма в ряде отраслей состоит в том. что наряду с чисто производственной монополией на определенные виды продукции в них сохранена организационная монополия в виде концернов, включающих практически все предприятия. Несмотря на то, что в составе концернов функционирует большое количество однопрофильных предприятий, они фактически не конкурируют друг с другом из-за высокой стоимости выпускаемой продукции и ограниченного ее предложения на рынке.
Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными — в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые — даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, не загруженность производственных мощностей (например, в легкой промышленности — от 17-25 до 50%, при необходимых для рентабельного производства 60%), отсутствие оборотных средств, низкая рентабельность (в ряде случаев в начале 90-х годов она не достигала и 1%) — таковы некоторые характеристики отечественных монополистов.
Целевой функцией большинства белорусских монополий является поиск способов выживания в условиях и условиях значительной неопределённости и непредсказуемости перспектив существования поставщиков и клиентов фирм, что обусловливает перепрофилирование и диверсификацию производства.
Условия переходного периода, некоторые негативные результаты приведенных реформ, создаваемые финансово-промышленные группы (ФПГ), региональные консорциумы, ассоциации не могут не отражаться на монополизме. Происходит его трансформация в скрытые формы. Складываются государственно-чиновничья, директорско-административная, мафиозно-клановая монополии. Нигде в мире не существует таких структур.
В Беларуси усиливается отраслевой монополизм вследствие образования межотраслевых монопольных структур. Неплатежеспособность предприятий ускоряет их кооперацию в процессе приватизации. В настоящее время возник монополизм денежного капитала и банковских структур, а также информационный монополизм.
В республике отсутствует рыночная конкуренция в сфере материального производства, но появились ее гипертрофированные разновидности в сферах товарного и денежного обращения, услуг, среди предприятий общественного питания, между государственным и негосударственным секторами экономики, иностранными экспортерами и белорусскими производителями.
Опыт стран с переходной экономикой показывает необходимость демонополизации экономики, изменения характера управления предприятиями и формирования конкурентных отношений путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской политики, наличия рынка земли и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой систем.
продолжение
–PAGE_BREAK–
3.2
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Демонополизация в Беларуси предшествововала конкурентной политике. Если на Западе сначала появились и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование, то в нашей экономике с самого начала акцент был сделан на становление антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции.
Понятие «демонополизация» в западной экономической литературе почти не используется (применяют «антимонопольное, или антитрестовское, регулирование»), а в постсоветской — оно вошло в оборот после 1990 г. и трактуется как политика государства, направленная против злоупотреблений доминирующим положением субъектов на рынке, на снижение (ограничение) степени его монополизации, создание необходимых предпосылок для возникновения и развития конкуренции. Эта политика носит многоплановый характер и рассматривается как путь к экономической свободе путем устранения монополии государства на производство продукции и услуг (разгосударствления и приватизации) с целью формирования конкурентного рынка.
Демонополизация включает меры по преодолению монопольных тенденций: на уровне народного хозяйства — ликвидацию тоталитаризма государственной собственности и власти; на уровне отрасли — устранение монополизма министерств, ведомств и их преемников (ассоциации, концернов и пр.), упразднение их командных функций; на уровне предприятий – пресечение диктата производителя (продавца).
Нормы конкурентного права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.
Основу антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:
-определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь;
-порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий
-правила проведения государственного антимонопольного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
-порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;
-порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;
-порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;
-порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;
-порядок выявления монопольных цен;
-порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;
-порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;
-порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.
Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.
В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках.
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.
В тех сферах, в которых по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.
Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.
Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке.
Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.
Исходя из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.
Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.
Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив выбранную мной тему «Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия», следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара.
В любой монопольной структуре получают сверхприбыли, а потребители вынуждены слишком дорого платить за их товары и услуги. Как следствие, резко снижается эффективность всей экономической системы.
Монополизм плох тем, что новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает сам институт предпринимательства. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции – в результате у компаний, закрепившихся на рынке, нет стимула к повышению эффективности и производительности труда, что во многих отраслях приводит к созданию олигополистических структур.
В Республике Беларусь у монополий есть свои особенности развития монополий, связанные с тем, что республика находилась в составе СССР, где имел вид командно-административного регулирования экономики. Именно это послужило причиной развития в нашей стране государственного монополизма, от которого сложно уйти.
Негативные моменты в экономике заставляют современные государства разрабатывать антимонопольное законодательство и проводить антимонопольную политику.
Разработка антимонопольного законодательства и механизма его реализации опирается на вывод, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или прекращая ее деятельность там, где она уже существует.
Опыт западных стран в антимонопольном законодательстве велик и разнообразен. Возникновение подобного законодательства обусловлено историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования, в том числе и в Республике Беларусь. В нашей стране действует своё антимонопольное законодательство и решаются проблемы создания здоровой конкуренции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Санько Г.Г. Монополия и конкуренция.- Мн.: БГЭУ, 1999.-302с.
2. Санько Г.Г. Монополизм и антимонопольное регулирование.- Мн.: БГЭУ, 1997.-95 с.
3. Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии.-М.: Юристь., 1996-264 с.
4. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 3-х т./ Общ.ред. В.М.Гальперина. СПб.: “Экономическая школа” ГУ ВШЭ.2007. Т.2-512с.
5. Кац М. Микроэкономика /М.Кац, Х.Радзен.; Пер. С англ. И.Постувалова и др.-Мн.: Новое знание, 2004-ХХ,828 с.
6. Введение в макроэкономику /сост.: М.Ю.Афанасьев и др.-Москва.: Издательство Московского университета: Университет,1998-224 с.
7. Чемберлин Э. Теория монополистической конкурнции/Пер. С англ. Э.Г.Лейкина, Л.Я. Розовского.-М.: Экономика,1996.-351 с.
8. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. 17-го англ. Изд.- М.: ИНФРА-М,2009.-ХХVIII, 916 с.
9. Борушко Е.П., Концентрация на товарных рынках Беларуси: состояние, показатели измерения, государственное регулирование / Борушко Е.П., Данковцева Л.Ю. // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь.- 2006.- №1.-с.34-40.
10.Дмитриева Н.Ю. Формирование конкурентной среды в естественной монополии: международный опыт и тенденции в республике Беларусь/ Дмитриева Н.Ю. // Известия Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины.-2008.-№1(46).-с.43-52.
11.Республика Беларусь в цифрах./ под ред.В.И.Зиновский и др.-2008.-349 с.
12.Статистический ежегодник Республики Беларусь./под ред. В.И.Зиновский, И.А. Костевич, Е.И.Кухаревич.-2009.-600 с.
13.Санько Г.Г. Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике Республики Беларусь/Санько Г.Г.//[Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.5ka.ru/98/24095/1.html.-Дата доступа: 20.11.2009.
14.Антимонопольное законодальство/Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь//[Электронный ресурс].-Режим доступа: http://w3.economy.gov.by/economy.nsf.-Датадоступа:23.11.2009.
15.Базылев Н.И. Экономическая теория: Учебник для экон. спец. вузов/Под.ред. Н.И. Базылева, С.П.Гурко.Мн.: БГЭУ,1999.-550 с.
16.Долан Э.Дж., Лидсей Д.Е. Микроэкономика.СПб.: Литера плюс,1996.-448 с.
17.Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики.2-е изд.СПб.: Питер,2003.-506 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Область на рис.1
При совершенной конкуренции
После монополизации
P1*ML
Излишек потребителя
Излишек потребителя
P1*P2*LK
» »
Избыточная (монопольная) прибыль
KLE1
» »
Безвозвратные потери
OCNQ2*
Затраты производства
Затраты производства
Q2*E2E1Q1*
» »
Альтернативная ценность ресурсов, высвобождаемых в результате монополизации
E2NF
Излишек производителя (часть)
Безвозвратные потери
Таблица 1- Изменение в благосостоянии в результате монополизации совершенно конкурентной отрасли
Примечание- Источник: [4, с.100, таблица 10.1]
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица 2- Основные показатели работы лёгкой промышленности
1990
1995
2000
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Число предприятий1)
316
415
1020
1116
1192
1257
1296
1411
1914
Объём продукции (в фактически действовавших ценах), млрд.руб.
7,2
104552)
8833)
2092
2642
2950
3400
3870
4771
Примечание- Источник:[12, с.369, таблица 14.8.1.]
1)Начиная с 2000 года, данные приведены с учётом малых предприятий.
2) С учётом деноминации 1994 года (уменьшение в 10 раз).
3)С учётом деноминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз).
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Таблица3 -Основные показатели работы промышленности строительных материалов
1990
1995
2000
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Число предприятий1)
85
139
259
260
285
257
270
286
432
Объём продукции (в фактически действовавших ценах), млрд.руб.
1,5
66712)
3623)
1372
2066
2594
3337
4396
6611
продолжение
–PAGE_BREAK–