Введение
Общеизвестна величайшая роль труда в жизни людей. Особенности трудовойдеятельности оказывают решающее влияние на формирование психики и нравственных представленийчеловека.
Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал: «Ничто так, как труд,не облагораживает человека, без труда человек не может соблюсти своё человеческоедостоинство!!!»
В труде находит своё выражение особое воздействие человека на природу.Труд как процесс, совершающий её материалами, представляет собой сознательно-волевуюдеятельность людей, направленную на создание тех или иных потребительских стоимостей,нужных и полезных человеку.
Особый вид труда представляет труд учащихся. Современная наука о трудовомобучении различает следующие виды труда учащихся: учебный, самообслуживание, производительный(трудовая деятельность на уроках технологии). Все перечисленные разновидности трудаслужат целям воспитания подрастающего поколения, привития ему определённых качествличности, навыков и умений.
Трудовая подготовка молодёжи — один из основных приоритетов в образовательнойстратегии новой страны. Ведь потенциал народного хозяйства является важнейшим факторомего успешного функционирования. Труд также неразрывно связан с целостным процессомстановления и социальной адаптации личности.
Рассматривая труд как социальную стратегию, необходимо учитывать ифизиологическую сторону труда. Трудовая деятельность требует самых различных движенийи мышечных усилий, которые управляются нервной системой.
С физиологической деятельностью организма связаны и психические процессы.В труде человек переживает чувство радости, нравственное удовлетворение, эстетическоеудовлетворение. В процессе труда человек мыслит, воображает, ощущает и запоминает;всякий труд требует внимания
Выше указанные влияния личности характерны и для трудового обученияв школе.
В настоящее время в школе идёт становление образовательной области«технология», основной целью которого является подготовка подрастающегопоколения к реальной жизни в современных социально-экономических условиях. Основойурока технологии является практическая трудовая деятельность учащихся (около 75%учебного урока). Уроки технологии представляют большие возможности для реализациивозможностей трудовой деятельности для обучения, развития и воспитания учащихся.
Исходя из этого, темой исследования я выбрал: «Объекты труда науроках технологии (Обработка на токарных станках по металлу и фрезерных станках)».
Объектом исследования является деятельность учащихся и учителя в ходевыполнения практических работ на уроках технологи.
Предметом исследования является влияние содержания объектов труда наразвитие учащихся, на формирование общетрудовых умений и навыков.
Целью данного исследования является исследование проблемы роли объектовтруда на уроках технологии.
Гипотеза исследования: влияние процессов изготовления объектов трудана развитие учащихся осуществляется с наибольшей полнотой, если:
—объект труда дидактически и педагогически правильно подобран;
—нормирование труда учащихся оказывает положительное влияние на результатыучебной деятельности на уроках технологии.
1. Роль объектов труда в освоении технологических знаний иформирований практических умений
1.1 Требования к объектам труда при металлообработке
При изучении раздела«Обработка металла» мы рекомендуем применять словесные, наглядные, практическиеметоды обучения. Словесные методы обучения:
Устное изложение(объяснение, рассказ, лекция).
Беседа.
Самостоятельнаяработа учащихся с литературой.
Телевидение, звукозапись.
Наглядные методыобучения:
Демонстрация наглядныхпособий, применение информационных технологий.
Показ трудовыхприемов.
Самостоятельныенаблюдения учащихся.
Производственныеэкскурсии.
Практические методыобучения:
Упражнения повыполнению приемов, операций.
Самостоятельныеработы.
Тренажеры
Лабораторно-практическиеработы
Управление технологическимипроцессами.
Рассмотрим особенностикаждого из методов.
В трудовом обучениигораздо чаще используют разновидность рассказа — объяснение, когда рассуждения идоказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Объяснять приходится общиеправила безопасных приемов труда, санитарии, гигиены. Безопасные приемы работы синструментами. Учебная демонстрация помогает при классификации инструментов по группам.Лекция воздействует на воображение и чувства стимулирует конкретно – образное мышление,но и активизирует способность отбора и систематизация излагаемого материала. Этотметод обучения применяется в старших классах. [10, с.92-93]
Рассказ, объяснение,лекция относятся к числу монологических методов обучения, при которых доминируетпассивная репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание, запоминание,выполнение действий по отбору). При этом отсутствует «обратная связь»,т.е. необходимая педагогу информация об усвоении знаний, формирование умений и навыков.Поэтому более совершенным методом является беседа – метод обучения, при которомучитель использует имеющиеся знания и опыт, и с помощью вопросов и полученных ответовподводит к пониманию нового материала. А также осуществляет повторение и проверкупройденного. Однако следует иметь в виду, что вопросы, задаваемые во время беседыдолжны быть простыми, краткими, ясными, логическими, с доступной формулировкой.Каждый вопрос должен быть логически связан с предыдущим и со всей темой в целом.Например:
· что такое «пластичность»?
· какие линии используются при разметке сортовогопроката?
· какое оборудование необходимо для созданияданного изделия?
Самостоятельнаяработа учащихся с технической и учебной представляет собой метод обучения, основанныйна слове, и является одним их важнейших средств, как познания, так и закреплениязнаний.
Письменное инструктированиеявляется разновидностью работы с технической документацией и применяется в первоначальныепериоды обучения, когда учащиеся еще не имеют достаточно знаний, умений, навыковв новой для себя области. Главное отличие письменной инструкции заключается в специальноподготовленной графе самоконтроля, когда, выполнив указание о действии, учащийсяможет самостоятельно удостовериться в его правильности. Мы применяли этот методпри проведении урока «Рубка металла».
В практике учителятехнологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы.Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит впоказе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенныхявлений или процессов с объяснением их существенных признаков.
Демонстрация (показ)способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий,которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.
Эффективностьдемонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько рекомендаций,которыми следует руководствоваться:
· информировать школьников о том, что онибудут наблюдать и с какой целью;
· организовать наблюдение так, чтобы все учащиесяхорошо видели демонстрируемый предмет;
· позволить учащимся по возможности восприниматьпредмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;
· стараться, чтобы важнейшие особенности предметомпроизводили на учащихся наиболее сильное впечатление;
· позволить учащимся увидеть предметы и процессыв присущих им движениях и изменениях. [10, с.98-99]
При разработкеконспекта урока в разделе «Обработка металла» я применяла некоторые методыдемонстрации как:
· образцы видов металлов и сплавов.
Плакаты по теме.
Схемы, применяемыев учебнике.
Формы организацииучебного процесса при изучении раздела
В настоящее времяна уроках технологии установились три основные формы организации учащихся:
· фронтальная,
· звеньевая,
· индивидуальная.
Фронтальная формаорганизации обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания.При такой форме учителю технологии значительно легче работать: содержание вводногоинструктажа, объяснение особенностей, предупреждение о типичных ошибках и коллективноеобсуждение причин, их вызывающих, — все это благоприятно сказывается на восприятиидидактических целей. Когда работа одинакова, легче контролировать ее этапы, удобнеесравнивать степень продвинутости у разных учеников, проще проводить групповой инструктаж,так как всегда есть возможность сравнения.
Если материальнаябаза позволяет организацию фронтального обучения (достаточно инструментов, приспособлений,оборудования), то коллективная работа способствует восприятию одними школьникамиудачных приемов у других, поиску выхода из затруднений за счет обмена опытом. Мыиспользуем фронтальный метод обучения на уроках. Групповая (звеньевая) форма организацииработы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из несколькихчеловек. Несмотря на сложность руководства процессом при выполнении задания достоинстваэтой формы очевидны: она позволяет создавать у школьников правильное представлениео современной организации труда на производстве. Группа может работать над сложнымиобъектами труда, а это повышает интерес учащихся к работе. При разработке конспектовуроков мы использовали этот метод при выполнении практических работ – построениесхем для вышивания с применением информационных технологий.
Индивидуальнаяформа организации работы – выполнение каждым учащимся различного задания – применяетсясравнительно редко. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможностьполностью индивидуализировать содержание и темп учебы, дать возможность отстающимпо каким – либо причинам пройти учебную программу без психологического травмирования.При разработке конспектов уроков для 6 класса по разделу «Декоративно-прикладноетворчество. Счетная вышивка» мы не применяли индивидуальную форму обучения.[10, с.120-123]
Структура комбинированногоурока:
Внешняя;
Внутренняя.
Внешняя структуравключает в себя 3 элемента:
Вводный инструктаж;
Самостоятельнаяработа и текущий инструктаж;
Заключительныйинструктаж.
Вводный инструктажпредназначен для создания теоретической основы практической деятельности учащихсяна уроке.
Внутренняя структуравыстраивается в логике основных звеньев учебного процесса, т.е.: подготовка ученикак изучению нового материала, выдача информации, её закрепление.
Вводный инструктажвключает в себя 5 основных элементов внутренней структуры:
1) подготовкаучащихся к изучению нового материала (постановка темы, цели, актуализация знаний);
2) сообщение новыхзнаний;
3) самостоятельноеполучение учеником новых знаний 4) текущее повторение, первичное закрепление;
5) создание ориентировочнойосновы деятельности учащихся на уроке — предназначены для создания образа предстоящейпрактической работы учащихся.
Самостоятельнаяработа и текущий инструктаж.
Внутренняя структураэтого элемента строится по видам самостоятельной работы учащихся:
1) самостоятельнаяработа по получению новых умений;
2) самостоятельнаяработа по совершенствованию умений на основных и заключительных этапах;
3) творческаяпроектная деятельность.
Заключительныйинструктаж. Его внутренняя структура:
· обобщение и систематизация изученного;
· контроль и оценка знаний, умений, навыков;
· выдача домашнего задания.
1.2 Влияние объектов труда на развитие учащихся
Выбор объектов труда — один из важнейших этапов в его организации. Сложностьего связана со многими факторами: возраст учащихся, материальная база для изготовлениявыбираемых объектов, технология изготовления изделий, их практическое использованиеи многое другое. В связи с этим при выборе объектов труда школьников разных классовнеобходимо учитывать ряд требований.
Основные из них следующие:
1.Соответствие программе трудового обучения
2.Обеспечение воспитательных и развивающих функций в процессе труда. Данное требованиепредусматривает воспитание и развития) учащихся таких качеств, как трудолюбие, терпеливость,бережливость, аккуратность, дисциплинированность, ручную ловкость, пространственныепредставления, кратковременную наглядно-образную память, внимание, координацию движенийи др.
Учитель должен подходить к обоснованию выбора объекта труда, исходяиз соответствия знаний, умений и особенностей личности, необходимых для его изготовления,программе трудового обучения в том или ином классе.
3.Преемственность в изготовлении объектов труда. Это требование имеет важноепедагогическое значение. В организационном плане его реализация не представляеттрудностей, так как учитель трудового обучения работает в нескольких параллелях.Сложность состоит в том, чтобы объект труда состоял из деталей, требующих для изготовленияразные материалы и выполнения различных трудовых и технологических операций. В этомслучае учитель получает возможность распределить изготовление деталей по разнымклассам.
4.Сочетание посильности и необходимой сложности изготовления объекта труда. Выполнениеэтого требования в значительной мере служит развитию интереса учащихся к процессутруда. Обычно к учителю трудового обучения поступает немало просьб о различных поделкахот руководства школы, учителей, представителей базового предприятия, подшефногодетского сада и др.
Составляя тематический план урока, он распределяет эти изделия по классамс учетом требований программы, Уровня подготовки школьники н, сроков изготовления,а также наличия материалов, инструментов, оборудования.
Прежде чем предложить изделие учащимся, учитель обязательно сам егоизготавливает, это дает возможность уточнить технологию изготовления, а также выяснить,какие трудности могут встретиться ученику в роботе.
Известно, что любую вещь можно сделать несколькими способами. Задачаучителя заключается в том, Чтобы найти такой, который больше всего соответствовалбы условиям мастерских, требованиям программы и подготовленности школьников, а заведомосложные, непосильные подчас снижают интерес к их выполнению.
5. Сочетание педагогических целейи целесообразности труда школьников.Суть этого требования состоит в том, что труд школьниковне только способствует их развитию, воспитанию и расширению познавательной активности,но приносит и некоторую пользу обществу в виде изготовленной продукции. Если объектытруда будут иметь народнохозяйственное значение, то и воспитывающие и обучающиефункции процесса труда усиливаются, повышается осознанность действий учащихся.
6. Развитие творческих началв процессе трудовой деятельности учащихся.Вовлечение учащихся в творческий процесс посовершенствованию материальной базы и технологии труда при её выборе может показатьсячрезмерно сложным для его изготовления на базе школьных учебных мастерских, УПКили учебного цеха. Однако после анализа технологии изготовления может быть сделанвывод о том, что дополнительная оснастка для имеющегося типового оборудования позволитизготовить этот объект учащимися. В этом случае появляется возможность вовлечь школьниковв изобретательскую и рационализаторскую деятельность, в процессе которой у учениковформируются многие полезные качества, и нередки случаи, когда наряду с совершенствованиемтехнологической базы учащиеся совершенствуют структуру и самих объектов труда.
7. Соблюдение требований безопасноготруда. Вопросамохраны труда и требований безопасности, учащихся в процессе труда посвящена следующаяглава.
Изучение опыта организации производительного труда старшеклассниковв УПК, учебно-производительных цехах базовых предприятий показывает, что при подбореобъектов труда его организаторы исходят из следующих задач:
— Реализация обучающих, развивающихи воспитывающих функций.
— Реальная ценность изделиядля основного производства.
— Достаточная сложность изготовления: техническое и технологическоесоответствие процесса изготовления современному уровню производства.
При подборе объекта труда старшеклассников специалисты руководствуютсятакже Единым тарифно-квалификационным справочником. Для того чтобы обеспечить выполнение-указанных задач, требуется тщательно изучить уровень механизации и автоматизациипроизводства.
Некоторые методисты к числу требований к объектам труда относят следующее:
1.Объекты производительного труда должны давать возможность созданияразнообразных производительных технологических ситуаций, максимально приближенныхк реальным условиям современного производства.
2. Изготавливаемые изделия должнысостоять из деталей, разнообразных по размерам, конфигурации, материалу, точностии чистоте обработки.
3. При изготовлении изделий повозможности должны применяться многочисленные виды обработки, сборки и других технологическихопераций.
4.Учебно-производственные работы должны быть стабильными, что создаетхорошие условия для разработки качественной и комплексной учебно-технической документации,оснащения учебно-производительной базы по различным профилям современным высокопроизводительнымоборудованием, инструментами и оснасткой.
Выполнение всех рассмотренных выше требований труда зависит от многихфакторов:
1. Состояниематериально технической базы школы.
2. Численногосостава и уровня подготовки учащихся.
3. Социальногоокружения школы.
4. Взаимодействиешколы и базового предприятия.
5.Взаимодействие школы и УПК.
6.Творческой работы педагогического коллектива школы, поискобъектовтруда школьников.
Безусловно, реализация всех задач, возникающих при организации труда,входит в обязанности учителей и организаторов труда школьников.
Однако им необходимо оказывать повсеместную помощь со стороны представителейбазовых предприятий и общественности.
Подбор работ посильных для учащихся.
Объекты работы, прежде всего, должны отвечать учебной программе и бытьпосильным для учащихся с точки зрения их интеллектуальной и физической подготовки.К изделиям учащихся необходимо предъявлять определенные технические требования,в частности относительно точности обработки. Если к качеству предъявлять определенныетребования, то учащиеся работают внимательнее и достигают лучших результатов. Однако,ставя перед учащимися требования к точности работы, надо помнить, что возможностиучащихся ограничиваются их способностями управлять рабочими движениями. Поэтомунеобходимо подбирать такие объекты труда, которые по требуемой точности были быпосильными для учащихся. В связи с этим учителю приходится довольно часто изменятьконструкцию изделий, чтобы учащиеся могли изготовить их с меньшей точностью, ноне снижая их эксплутационных качеств.
Объект труда должен быть посильным для учащихся и в связи с физическойнагрузкой. Например: Разрезая металл ножницами, не закреплёнными в тисках, учащимсяприходится прикладывать ‘значительные усилия, чтобы удерживать инструмент в нужномположении. Поэтому нервно-мышечные напряжения учащихся сохраняется на протяжениивсей работы. При работе ножницами, закрепленными в слесарных тисках, такой недостатокустраняется, и учащиеся могут резать более толстый листовой материал.
Необходимо подбирать приемы работы, наиболее отвечающие возможностямдетей, применять приспособления. Основная трудность в том, что нет каких-либо нормативов.Поэтому учителям приходится самостоятельно, следя за внешними проявлениями утомления,определять посильность работы для учащихся и соответственно этому применять различныемеры, направленные на нормирование физической нагрузки.
Каждая трудовая операция имеет свои особенности. Поэтому есть отличияи в методике обучения и в трудовых операциях. Вместе с тем, обучая любой трудовойоперации, учитель исходит из единых требований и руководствуется рядом общих положений.
Так при подготовке к урокам, связанным с формированием умений и навыковпо выполнению какой-либо операции обработки материалов, учитель решает следующиеобщие вопросы:
1) Подбираетобъекты труда, посильные для учащихся.
2) Определяетметодику изложения нового материала.
3) Организуетсамостоятельную работу учащихся.
2. Методикаобучения учащихся при изготовлении изделий из металла (вручную 5-6 классы)
2.1 Программныйматериал по ручной обработке металлов ООТ (проанализировать программу)
При изучении раздела«Обработка металла» мы рекомендуем применять словесные, наглядные, практическиеметоды обучения. Словесные методы обучения:
Устное изложение(объяснение, рассказ, лекция).
Беседа.
Самостоятельнаяработа учащихся с литературой.
Телевидение, звукозапись.
Наглядные методыобучения:
Демонстрация наглядныхпособий, применение информационных технологий.
Показ трудовыхприемов.
Самостоятельныенаблюдения учащихся.
Производственныеэкскурсии.
Практические методыобучения:
Упражнения повыполнению приемов, операций.
Самостоятельныеработы.
Тренажеры
Лабораторно-практическиеработы
Управление технологическимипроцессами.
Рассмотрим особенностикаждого из методов.
В трудовом обучениигораздо чаще используют разновидность рассказа — объяснение, когда рассуждения идоказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Объяснять приходится общиеправила безопасных приемов труда, санитарии, гигиены. Безопасные приемы работы синструментами. Учебная демонстрация помогает при классификации инструментов по группам.Лекция воздействует на воображение и чувства стимулирует конкретно – образное мышление,но и активизирует способность отбора и систематизация излагаемого материала. Этотметод обучения применяется в старших классах. [10, с.92-93]
Рассказ, объяснение,лекция относятся к числу монологических методов обучения, при которых доминируетпассивная репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание, запоминание,выполнение действий по отбору). При этом отсутствует «обратная связь»,т.е. необходимая педагогу информация об усвоении знаний, формирование умений и навыков.Поэтому более совершенным методом является беседа – метод обучения, при которомучитель использует имеющиеся знания и опыт, и с помощью вопросов и полученных ответовподводит к пониманию нового материала. А также осуществляет повторение и проверкупройденного. Однако следует иметь в виду, что вопросы, задаваемые во время беседыдолжны быть простыми, краткими, ясными, логическими, с доступной формулировкой.Каждый вопрос должен быть логически связан с предыдущим и со всей темой в целом.Например:
· что такое «пластичность»?
· какие линии используются при разметке сортовогопроката?
· какое оборудование необходимо для созданияданного изделия?
Самостоятельнаяработа учащихся с технической и учебной представляет собой метод обучения, основанныйна слове, и является одним их важнейших средств, как познания, так и закреплениязнаний.
Письменное инструктированиеявляется разновидностью работы с технической документацией и применяется в первоначальныепериоды обучения, когда учащиеся еще не имеют достаточно знаний, умений, навыковв новой для себя области. Главное отличие письменной инструкции заключается в специальноподготовленной графе самоконтроля, когда, выполнив указание о действии, учащийсяможет самостоятельно удостовериться в его правильности. Мы применяли этот методпри проведении урока «Рубка металла».
В практике учителятехнологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы.Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит впоказе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенныхявлений или процессов с объяснением их существенных признаков.
Демонстрация (показ)способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий,которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.
Эффективностьдемонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько рекомендаций,которыми следует руководствоваться:
· информировать школьников о том, что онибудут наблюдать и с какой целью;
· организовать наблюдение так, чтобы все учащиесяхорошо видели демонстрируемый предмет;
· позволить учащимся по возможности восприниматьпредмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;
· стараться, чтобы важнейшие особенности предметомпроизводили на учащихся наиболее сильное впечатление;
· позволить учащимся увидеть предметы и процессыв присущих им движениях и изменениях. [10, с.98-99]
При разработкеконспекта урока в разделе «Обработка металла» я применяла некоторые методыдемонстрации как:
· образцы видов металлов и сплавов.
Плакаты по теме.
Схемы, применяемыев учебнике.
Формы организацииучебного процесса при изучении раздела
В настоящее времяна уроках технологии установились три основные формы организации учащихся:
· фронтальная,
· звеньевая,
· индивидуальная.
Фронтальная формаорганизации обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания.При такой форме учителю технологии значительно легче работать: содержание вводногоинструктажа, объяснение особенностей, предупреждение о типичных ошибках и коллективноеобсуждение причин, их вызывающих, — все это благоприятно сказывается на восприятиидидактических целей. Когда работа одинакова, легче контролировать ее этапы, удобнеесравнивать степень продвинутости у разных учеников, проще проводить групповой инструктаж,так как всегда есть возможность сравнения.
Если материальнаябаза позволяет организацию фронтального обучения (достаточно инструментов, приспособлений,оборудования), то коллективная работа способствует восприятию одними школьникамиудачных приемов у других, поиску выхода из затруднений за счет обмена опытом. Мыиспользуем фронтальный метод обучения на уроках. Групповая (звеньевая) форма организацииработы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из несколькихчеловек. Несмотря на сложность руководства процессом при выполнении задания достоинстваэтой формы очевидны: она позволяет создавать у школьников правильное представлениео современной организации труда на производстве. Группа может работать над сложнымиобъектами труда, а это повышает интерес учащихся к работе. При разработке конспектовуроков мы использовали этот метод при выполнении практических работ – построениесхем для вышивания с применением информационных технологий.
Индивидуальнаяформа организации работы – выполнение каждым учащимся различного задания – применяетсясравнительно редко. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможностьполностью индивидуализировать содержание и темп учебы, дать возможность отстающимпо каким – либо причинам пройти учебную программу без психологического травмирования.При разработке конспектов уроков для 6 класса по разделу «Декоративно-прикладноетворчество. Счетная вышивка» мы не применяли индивидуальную форму обучения.[10, с.120-123]
Структура комбинированногоурока:
Внешняя;
Внутренняя.
Внешняя структуравключает в себя 3 элемента:
Вводный инструктаж;
Самостоятельнаяработа и текущий инструктаж;
Заключительныйинструктаж.
Вводный инструктажпредназначен для создания теоретической основы практической деятельности учащихсяна уроке.
Внутренняя структуравыстраивается в логике основных звеньев учебного процесса, т.е.: подготовка ученикак изучению нового материала, выдача информации, её закрепление.
Вводный инструктажвключает в себя 5 основных элементов внутренней структуры:
1) подготовкаучащихся к изучению нового материала (постановка темы, цели, актуализация знаний);
2) сообщение новыхзнаний;
3) самостоятельноеполучение учеником новых знаний 4) текущее повторение, первичное закрепление;
5) создание ориентировочнойосновы деятельности учащихся на уроке — предназначены для создания образа предстоящейпрактической работы учащихся.
Самостоятельнаяработа и текущий инструктаж.
Внутренняя структураэтого элемента строится по видам самостоятельной работы учащихся:
1) самостоятельнаяработа по получению новых умений;
2) самостоятельнаяработа по совершенствованию умений на основных и заключительных этапах;
3) творческаяпроектная деятельность.
Заключительныйинструктаж. Его внутренняя структура:
· обобщение и систематизация изученного;
· контроль и оценка знаний, умений, навыков;
· выдача домашнего задания.
3. Практическаячасть
1. Лабораторнаяработа по изучению свойств металлов и сплавов.
Для работы понадобитсякомплект образцов металлов и сплавов:
1) рассмотритеобразцы металлов и сплавов, определите их цвет;
2) положите справаот себя образцы из черных металлов и сплавов, а слева — из цветных. Определите видметаллов, из которых сделаны образцы;
3) растяните иотпустите пружины из стальной и медной проволоки. Сделайте вывод, об упругости сталии меди;
4) положите наплиту для рубки металла образцы из стальной и алюминиевой проволоки и попытайтесьрасплющить их молотком. Сделайте вывод, о ковкости стали и алюминия;
5) закрепите втисках стальной и латунный образцы и проведите по ним напильником. Сделайте вывод,об обрабатываемости стали и латуни.
2. Лабораторнаяработа по ознакомлению с видами металлического проката.
Для работы понадобитсякомплект образцов металлического проката.
Оборудование:комплект образцов металлического проката.
Порядок выполненияработы:
1) подготовьтев тетради таблицу по форме (форма таблицы в учебнике);
2) ознакомьтесьс образцами металлического проката;
3) пользуясь нагляднымпособием, определите названия образцов проката;
4) запишите втаблицу названия образцов проката и зарисуйте форму их профиля.
4. Итоговаячасть
1. Установка наследующий урок.
В зависимостиот вида металла или сплава, а также от его механических и технологических свойствдля изготовления изделия могут применяться различные способы его обработки: резание,давление, литье, электротехническое травление и др. На следующем уроке продолжитсязнакомство с технологией обработки металлов и сплавов. Учащиеся получат новые знанияо процессе обработки металлов, об изготовлении изделий из сортового проката, научатсячитать сборочные чертежи.
2. Домашнее задание:
1) повторить изученныйматериал по основным свойствам металлов и сплавов,
2) прочитать вучебнике параграфы 17 и 19.
3) Уборка рабочихмест.
Урок 2. Процессобработки металлов.
Изготовление изделийиз сортового проката. чтение чертежа.
Цели: приобщитьучащихся к техническим знаниям о процессе обработки металлов, о видах изделий изсортового металлического проката; воспитывать у учащихся осознанную потребностьв труде; способствовать развитию пространственного воображения при чтении чертежей.
Тип урока: урокосвоения новых знаний.
Методы обучения:письменный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа,работа с учебником.
Наглядные пособия:образцы готового изделия, чертежи.
Используемая литература:учебник, дополнительная литература.
Ход урока:
1. Организационно- подготовительная часть.
Приветствие учителя,контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целейурока.
2. Теоретическаячасть.
1. Повторениепройденного материала.
1. Назовите пропущенныеслова в следующих определениях:
1) сплав железас углеродом, содержащий до 2% углерода и примеси других элементов, называется…;
2) сплав железас углеродом, содержащий более 2% (обычно 3 — 4,5%) углерода, а также примеси другихэлементов, называется…;
3) сплав медис… называется латунью;
4) сплав с…,а также с другими элементами называется бронзой;
5) сплав алюминияс медью и некоторыми другими элементами — это 2. Терминологический диктант по свойствамметаллов.
Записать на доскеизученные термины свойств металлов и сплавов и пронумеровать их. Далее зачитатьопределения указанных выше свойств металлов и сплавов в другом номерном порядке.Учащиеся индивидуально в тетрадях должны поставить против каждого номера зачитываемогоопределения номер термина, записанного на доске. Затем вместе с учителем при помощиКЛЮЧА выявить правильность соответствия терминов и определений.
3. Изложение новогоматериала.
План рассказаучителя:
1) Понятие о процессеобработки металлов.
2) Основные слесарныеспециальности.
З) Процесс изготовленияизделий из сортового проката.
4) Графическоеизображение изделий из сортового проката.
5) Дополнительныесведения об обработке металлов (шероховатость поверхности деталей, точность изготовленияизделий и взаимозаменяемость).
1. Понятие о процессеобработки металлов.
Под производственнымпроцессом понимают совокупность действий людей и машин по превращению материалови полуфабрикатов в готовую продукцию. Производственный процесс включает в себя получениезаготовок, обработку деталей и их сборку в изделие, обслуживание и ремонт приспособленийи инструмента, контроль, испытание, упаковку, хранение готовой продукции и др.
Технологическийпроцесс составляет часть производственного процесса, связанную с изменением формы,размеров, а также состояния материала при преобразовании его в готовую продукцию.Технологический процесс состоит из технологических операций, которые представляютсобой законченные части технологического процесса обработки изделия, выполняемыена одном рабочем месте.
2. Основные слесарныеспециальности.
Слесарные работыочень разнообразны, поэтому различают следующие специальности: слесарь механосборочныхработ, слесарь-ремонтник, слесарь-инструментальщик.
Слесари механосборочныхработ собирают из отдельных деталей и узлов станки, двигатели, автомашины и тракторы.Проводят на специальных стендах испытания собранных машин и агрегатов, устраняютдопущенный брак.
Слесари-ремонтникипроизводят ремонт и регулировку различного оборудования. В процессе ремонта ониизготавливают простые детали и необходимые приспособления, заменяют изношенные деталиновыми, испытывают отремонтированное оборудование.
Слесари — инструментальщикиизготавливают и ремонтируют инструменты и приспособления. От них требуются высокаяточность и качество исполнения работы, умение читать чертежи, разбираться в сложномконтрольно-измерительном оборудовании.
За последние годыхарактер слесарных работ изменился. Тяжелые ручные работы на многих слесарных операцияхсейчас механизированы. Поэтому работа слесаря на современном производстве становитсяболее разнообразной и творческой.
З. Процесс изготовленияизделий из сортового проката.
Процесс изготовленияизделий из сортового проката включает в себя следующие слесарные операции: разметкус применением линейки и штангенциркуля; резание слесарной ножовкой; рубку в тискахи на плите; опиливание напильником; гибку в тисках; соединение деталей болтами игайками, заклепками или пайкой; отделку изделий. Такие виды работ предстоят учащимсяпри изучении раздела программы по технологии обработки металлов в 6 классе.
Процесс изготовлениятого или иного изделия отражает технологическая карта, которая включает в себя последовательностьопераций, эскиз обработки, оборудование, приспособления, инструменты, необходимыедля их выполнения. Примеры составления технологических карт по изготовлению нутромераи приспособления для изготовления заклепок предложены в учебнике технологии. Объектомтруда учащихся могут выступать различные изделия из сортового проката, образцы которыхпредставлены на стенде.
Изделия из сортовогопроката могут состоять из одной (например, уголок, крепежное ушко, ручка для дверцыи др.) или нескольких (например, нутромер, подставка и др.) деталей. Соединениядеталей могут быть неразъемными и разъемными. Неразъемные соединения деталей получаютсяс помощью заклепок, сварки, пайки, клея, разъемные — с помощью болтов, винтов, шпилек,гаек.
4. Графическоеизображение изделий из сортового проката.
Прежде чем приступитьк изготовлению изделия, необходимо составить представление о нем. (Учащимся предлагаютсявопросы для того, чтобы ВСПОМНИТЬ изучаемые в прошлом году сведения): Какие видыграфических изображений вы знаете? (Объясните различие между техническим рисунком,эскизом и чертежом)
Графическое изображениеиздёлия дает ясное и точное представление о форме, размерах этого изделия и материале,из которого оно изготовлено. (Для примера учащимся необходимо продемонстрироватьчертежи простых изделий из металла, изделий из сортового проката, а также сборочногочертежа изделия, состоящего из нескольких деталей). Изображения следует прокомментировать:прочитать. Обратить внимание на необходимое и достаточное количество данных длясоздания представления о форме изделия и материале, из которого оно изготовленопоказать отличие в способах изображения изделий разного вида (простых, из сортовогопроката из нескольких деталей,) и др.
5. Дополнительныесведения об обработке металлов (шероховатость поверхности деталей, точность изготовленияизделий и взаимозаменяемость).
Для качественногоизготовления того или иного изделия из сортового проката необходимо знать некоторыедополнительные сведения об обработке металлов, например, понятия о шероховатостиповерхности деталей, точности изготовления изделий и взаимозаменяемости.
Шероховатость- это совокупность всех микронеровностей, образующих рельеф поверхности детали.Шероховатость поверхности значительно влияет на качество детали. При низкой шероховатостидеталь становится более гладкой и лучше сопротивляется износу, улучшается внешнийвид. в зависимости от условий работы и других факторов поверхности деталей обрабатываютсяс различной степенью шероховатости. для контроля шероховатости используют эталонышероховатости поверхности, с которыми сравнивают обработанную поверхность, а в Отдельныхслучаях специальные приборы. шероховатость поверхности обозначается на рабочих чертежахдеталей условным знаком: \/ — шероховатость поверхности, образованной снятием слояметалла (резание); ‘7’ — шероховатость поверхности, образованной без удаления слояметалла (литье, ковка); ‘е’ — если метод обработки поверхности не обнаружен.
Точность изготовленияизделий — это степень приближения фактических размеров деталей к расчетному размеру,то есть к указанному на чертеже. Чем ближе эти размеры, тем выше достигнутая точность.Получить высокую точность обработки достаточно сложно. достичь абсолютной точностиразмеров практически невозможно. да это и не нужно, так как требуемая точность обработкитой или иной поверхности зависит от назначения детали, ее роли в эксплуатации изделияи характера соединения с другими деталями. Точность обработки деталей определяетсязаранее и указывается на рабочих чертежах этих деталей.
Взаимозаменяемость- это принцип конструирования, производства и эксплуатации изделий, при которомизготовленные в разное время в разных местах одинаковые детали собирают в изделиебез подгонки, подбора или дополнительной обработки. Основное условие взаимозаменяемости- изготовление деталей с определенной точностью.
Заключение
Труд — это необходимое условие существования и развития всякого обществаи важнейшая для формирования личности деятельность. Особенности трудовой деятельностиоказывают решающее влияние на формирование психики и нравственных представленийчеловека. Трудовая деятельность направлена на изготовление полезного обществу продукта.Другой важной особенностью является целенаправленный характер. В труде человек переживаетчувство радости, нравственного удовлетворения заинтересованность, энтузиазм, стремлениек достижению цели, эстетическое удовлетворение и т.д. В процессе труда человек такжемыслит, воображает, ощущает, запоминает.
Однако, как показывает педагогическая наука и практика, не всякий трудвоспитывает. Только правильно организованный, соединенный с обучением, общественнополезный, производительный труд на уроках технологии способствует формированию гармоническиразвитой личности, подготовке её к труду.
Цель вовлечения учащихся в учетный труд в ходе изготовлений объектовтруда их всестороннее гармоничное развитие, повышение познавательной активностишкольников путем соединения с трудовой деятельностью. Достичь этой цели возможно,если реализовать обучающую, развивающую и воспитывающую функции трудовой деятельностишкольников на уроках технологии.
Во время всего обучения учетный труд должен быть поставлен таким образом,чтобы он является не только средством создания материальных ценностей, но и средствомвоспитания и образования учащихся, чтобы в процессе труда учащиеся закрепляли ирасширяли свои знания и умения, учились применять их для решения практических задач.
Участие в учебном труде открывает новые возможности приобретения социальногоопыта, расширения теоретического и технологического кругозора.