Реферат
Теория Д. Локка о гражданском обществе
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО:СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ПРИНЦИПЫ
2. ЛОКК О ГРАЖДАНСКОМОБЩЕСТВЕ. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
3. ВЛИЯНИЕ УЧЕНИЯ Д.ЛОККА НА РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «гражданское общество» в период семидесятилетнегосуществования советского государства не использовалось в преподавании теориигосударства и права, в научных исследованиях. Это объясняется тем, чтосоциалистическая действительность, основанная на жесткой иерархии, резко расходиласьс теорией гражданского общества.
В настоящее время, в период демократических преобразований вРоссии, осуществления экономических pеформ раскрылся творческий потенциал концепциигражданского общества. В этой связи возникла необходимость обратиться к трудаммыслителей прошлого для выяснения генезиса (истории зарождения) понятия«гражданское общество».
Гражданское общество — это способ социальной жизни, основанный направе и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируетсясвободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаютсяправа человека, обеспечивается идеологический плюрализм.
Первые представления о гражданском обществе сложились давно,прошли длительную эволюцию, начиная с эпохи античного мира. Древнегреческийфилософ Аристотель основой гражданского общества называл частную собственность,которая способствует тому, что гражданин становится независимым и деятельным[1]. Философскуюхарактеристику устоев гражданского общества можно найти и у И. Канта. Главнойпредставляется следующая его идея: гражданская свобода личности, законодательнообеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантиясохранения и возвышения человеческого достоинства[2].
В середине XVH в. английский философ Джон Локк в «Опыте очеловеческом разуме» в обосновании социально-политической концепции опираетсяна естественное право и теорию общественного договора. Он утверждал, что основугражданского общества составляет частная собственность, которая являетсясвященной и неприкосновенной[3].
Значительный вклад в формирование представлений о гражданскомобществе внес Г. Гегель. В его работе «Философия права» гражданское обществоопределяется как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделениетруда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок). Правовыми основамигражданского общества являются равенство людей как субъектов права, ихюридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемостьдоговоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство иавторитетный суд. «В гражданском обществе, каждый для себя — цель… Но безсоотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей»[4].
Представления о гражданском обществе как о системе связейиндивидов через экономические, правовые и другие отношения получили отражение ив трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Они отмечают: благодаря высвобождению частнойсобственности из античной и средневековой общности, «государство приобрелосамостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его…»[5].
Целью работы является анализ понятия гражданское общество и еготрактовка теоретиком гражданского общества Д. Локком. Задачи работы:рассмотреть понятие гражданского общества, его становление, понятия и принципы;определить его трактовку Джоном Локком; подчеркнуть ее значение вгосударственном устройстве общества.
1 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ПРИНЦИПЫ
Гражданское общество возникает после государства на определеннойступени развития общественных отношений в ходе их эволюции. Когда обществоосвобождается от сословных, феодальных пут, от всевластия государства, именно вэтот момент и рождается гражданское общество. В зависимости от переживаемойисторической эпохи различают разные типы гражданского общества. Предпосылкигражданского общества возникают уже в античное время. Затем они усиливаются впериод средневековья, особенно в период позднего феодализма и раннегокапитализма (первоначальное накопление капитала). В эпоху капитализма ипосткапиталистического развития гражданское общество обретает новые функциональныеи институциональные параметры и характеристики.
Специалисты утверждают, что уровень развития гражданскогообщества, его масштабы и границы определяются: во-первых, отношениямисобственности, реально существующими в обществе; во-вторых, уровнем и формойобобществления и уровнем развития производительных сил; в-третьих, конкретно-историческимиусловиями страны, системой общественных и политических институтов, характеромих деятельности, проводимой политикой. Соотношение указанных трех факторов даетпредставление о гражданском обществе в той или иной стране.
Рассмотрим разные точки зрения на гражданское общество, начиная сзародышевых форм. Как считают исследователи данной проблемы, первым к нейобратился древнегреческий философ Платон, создатель концепции идеальногогосударства. В его труде «Государство»[6]обоснована мысль о том, что более полное удовлетворение человеческихпотребностей связано с разделением труда между членами общества. Все свободноенаселение делится на три сословия: философов (правителей), воинов (стражей), ремесленникови земледельцев (производителей). Эти группы людей, занятые специализированнымтрудом для удовлетворения общественных потребностей, составляют гражданскоеобщество. Но у Платона, Аристотеля и других мыслителей древности политическоеобщество (государство) практически еще совпадало с гражданским: член обществабыл одновременно и членом государства, а понятие «политическое» включало всестороны общественной жизни: экономику, культуру, труд, семью, искусство и такдалее, то есть то, что впоследствии составило основу гражданского общества.
Одним из первых мыслителей, кто различал государство и обществобыл выдающийся теоретик и практик Н.Макиавелли. Он толковал государство лишькак политическую организацию общества, видел и неполитические сферыобщественной жизни, задумывался о частной жизни человека, протекающейсамостоятельно, по своим законам. По его мнению, человек наделен разумом иобладает свободой волеизъявления, личными интересами и идеалами. В то же времяН.Макиавелли подчеркивал огромную роль государства, считая его воплощениемчеловеческого духа, выделял как лучшую — смешанную форму государства (сочетаниемонархии, аристократии и демократии) и высшую цель и смысл жизни находил вслужении государству[7].
Значительный вклад в изучение проблемы гражданского обществавнесли английские мыслители Т.Гоббс и Д.Локк, идеологи формирующейся буржуазии.Они не только разделяют государство и гражданское общество, но и отводятпоследнему приоритетное место. Основу гражданского общества Д.Локк, вчастности, видит в собственности. Государство же является орудием защиты собственности.Вместе с тем Д.Локк отмечает опасность абсолютизации власти в рукахгосударства, что в конечном счете приведет к ликвидации гражданского общества.В работе «Два трактата о правлении» он пишет: «Абсолютная власть, у кого бы онани находилась, весьма далека от того, чтобы быть видом гражданского общества; онанастолько же несовместима с ним, как рабство с собственностью”[8].
Заметный след в исследовании гражданского общества своего времениоставили французские философы и просветители Ш.Монтескье и Ж.-Ж.Руссо. Монтескьеактивно выступал против абсолютизма, и гарантию от произвола и тирании видел вгражданском обществе, которое возникает в результате исторического развития,образуя четвертую ступень в истории человечества (после естественногосостояния, семьи, героического времени). Это общество обязательно содержит всебе и государственность. Но народ обладает правом контроля за деятельностьювластей и сам участвует в управлении делами общества[9].
Ж.-Ж.Руссо в работе «Об общественном договоре, или Принципыполитического права» формулирует понятие гражданского общества, опираясь насвою концепцию общественного договора. Он — сторонник народного суверенитета, ненавидитлюбые проявления диктатуры, обосновывает права человека, причем соединяет их с выполнениемлюдьми их обязанностей. Сердцевину гражданского общества Руссо представляет всочетании трех принципов: народного суверенитета, верховенства и полновластиянарода в государстве и осуществлении реального контроля за исполнительнойвластью[10].
Наибольший вклад в разработку теории гражданского общества внеслипредставители немецкой классической философии — И.Кант и особенно Г.Гегель. Кантсформулировал следующие принципы гражданского общества: 1) свобода членаобщества как человека, 2) равенство его с другими как подданного, 3)самостоятельность члена общества как гражданина[11].Гегель в своем капитальном труде «Философия права»[12]заложил основы понимания концепции гражданского общества, вывел сущностьотношений государства и гражданского общества. Гегель рассматривает государствои гражданское общество как самостоятельные образования.
Общество существовало всегда, но не всегда оно было гражданскимобществом. Переход от средневековья к новому времени — периоду формированиябуржуазного общества — заложил предпосылки для формирования гражданскогообщества. Граждане буржуазных государств существенно отличались по своемусоциальному и правовому положению от безропотных подданных феодальногообщества. Граждане, в отличие от подданных, являлись равноправными субъектами,реализовывали свои интересы в условиях действия права.
2 ЛОКК О ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
В своем произведении «Два трактата о правлении»[13]Локк дал критику теологическо-патриархальной теории Фильмера и изложил своюконцепцию естественного права. Концепция Локка подводила итог предшествующемуразвитию политико-правовой идеологии в области методологии и содержания теорииестественного права, а программные положения его доктрины содержали важнейшиегосударственно-правовые принципы гражданского общества.
Как и другие теоретики естественно-правовой школы, Локк исходит изпредставления о «естественном состоянии». Важная особенность учения Локка втом, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих вдогосударственном состоянии. Естественное состояние, по Локку, – «состояниеполной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом иличностью», «состояние равенства, при котором всякая власть и всякое правоявляются взаимными, никто не имеет больше другого».
К естественным правам относится собственность, котораятрактовалась широко: как право на собственную личность (индивидуальность), насвои действия, на свой труд и его результаты. Именно труд, по Локку, отделяет «мое»,«твое» от общей собственности; собственность – нечто, неразрывно связанное сличностью: «То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленныхему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемопринадлежит и тем самым делает это своей собственностью»[14].
Обоснование частной собственности направлялось как противуравнительных теорий (коль скоро люди не равны по трудолюбию, способностям,бережливости – собственность не может быть равной), так и еще более противфеодального произвола, посягательств абсолютной монархии на имущество подданных(произвольные налоги, поборы, конфискации).
В естественном состоянии, рассуждал Локк, все равны, свободны,имеют собственность (с появлением денег она стала неравной); в основном это –состояние мира и доброжелательности. Закон природы, утверждал Локк,предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях.Закон природы, предписывающий мир и безопасность, был бы бесполезен, если быникто не обладал властью охранять этот закон, обуздывая его нарушителей. То жеи естественные права людей – каждый обладает властью охранять «свою собственность,т.е. свою жизнь, свободу и имущество»[15].
Естественные законы, как и всякие другие, утверждал Локк,обеспечиваются наказанием нарушителей закона в такой степени, в какой это можетвоспрепятствовать его нарушению. Одной из важнейших гарантий закона изаконности Локк считал неотвратимость наказания. В естественном состоянии этигарантии недостаточно надежны, ибо неупорядоченное использование каждым своейвласти наказывать нарушителей закона природы то карает чрезмерно сурово, тооставляет нарушение безнаказанным.
Для создания гарантий естественных прав и законов, считал Локк,люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы. Врезультате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод сталогосударство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями, использоватьсилы общества для применения этих законов, а также ведать отношениями с другимигосударствами.
В духе юридического мировоззрения Локк рассуждал об основанияхраспространения власти на тех, кто не участвовал в заключении первоначальногосоглашения (дети и иностранцы), о праве народа пересмотреть первоначальноесоглашение в случае тиранического правления, нарушения естественных прав или ихгарантий. Наиболее важны те положения теории Локка, в которых категорииестественного права соединяются с теоретически осмысленным опытом английскойбуржуазной революции.
Поскольку, по Локку, государство создано для гарантии естественныхправ (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно недолжно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественныеправа были надежно гарантированы. Главная опасность для естественных прав изаконов проистекает из привилегий, особенно из привилегий носителей властныхполномочий. «Свобода людей в условиях существования системы правления, –подчеркивал Локк, – заключается в том, чтобы жить в соответствии с постояннымзаконом, общим для каждого в этом обществе и установленным законодательнойвластью, созданной в нем; это свобода следовать моему собственному желанию вовсех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым отнепостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека»[16].
Согласно теории Локка, абсолютная монархия – один из случаевизъятия носителя власти из-под власти законов. Она противоречит общественномудоговору уже по той причине, что суть последнего в установлении людьми равногодля всех суда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он самсудья в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному праву изакону. Абсолютная монархия – всегда тирания, так как нет никаких гарантийестественных прав. Вообще же, когда кто-то изъят из-под власти законов, имеетпривилегии, люди начинают думать, что они находятся по отношению к такомучеловеку в естественном состоянии, поскольку никто кроме них самих не можетзащитить их прав от возможных посягательств со стороны привилегированного.Отсюда – одно из основных положений теории Локка: «Ни для одного человека,находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение иззаконов этого общества»[17].
Пределы власти государства при всех формах правления –естественные права подданных. Государственная власть, писал Локк, не можетбрать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов,наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять права подданногопосредством провозглашенных постоянных законов и известных, уполномоченных нато судей. Власть не может лишить какого-нибудь человека части его собственностибез его согласия. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа противтиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа. Ноглавное в том, чтобы организация самой власти надежно гарантировала права исвободы от произвола и беззакония. Отсюда проистекает теоретически обоснованнаяЛокком концепция разделения властей, воспроизводящая ряд идей периодаанглийской революции.
Гарантия и воплощение свободы – равный для всех, общеобязательный,незыблемый и постоянный закон. Законодательная власть является высшей властью вгосударстве, она основана на согласии и доверии подданных. Локк – сторонникпредставительной системы, принятия законов представительным учреждением,избираемым народом и ответственным перед ним, так как народу всегда принадлежитверховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когданарод видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ейдоверию. К законодательной власти Локк относил также деятельностьуполномоченных на то судей; в этом сказалась особенность английского права,одним из источников которого является судебная практика.
Законодательная и исполнительная власти не должны находиться водних руках, рассуждал Локк, в противном случае носители власти могут приниматьвыгодные только для них законы и исполнять их, делать для себя изъятия из общихзаконов и другими способами использовать политические привилегии в своихчастных интересах, к ущербу для общего блага, мира и безопасности, естественныхправ подданных.
Поэтому орган, осуществляющий законодательную власть, не должензаседать постоянно – слишком велик соблазн для депутатов узурпировать властьцеликом, создать для себя привилегии, править тиранически.
Не менее опасно, заявлял Локк, наделение законодательной властьюмонарха и правительства – их политические привилегии неизбежно направляютсяпротив естественных прав подданных. Законодательная власть – высшая власть втом отношении, что законы строго обязательны для правительства, чиновников исудей. Монарх – глава исполнительной власти – имеет так называемые прерогативы– право распускать и созывать парламент, право вето, право законодательнойинициативы, даже право в интересах общего блага совершенствовать избирательнуюсистему для более равного и пропорционального представительства.
Идею разделения властей Локк теоретически обосновывал такимичертами природы человека, как способность разума создавать общие правила ируководствоваться ими (отсюда законодательная власть), способность своимисилами выполнять эти решения, прилагать общие правила к конкретным ситуациям(отсюда суд, исполнительная власть), наконец, способность определять своиотношения с другими людьми (этим обусловливается так называемая союзная, илифедеративная, власть, ведающая международными отношениями). Вместе с тем изслабости человеческой природы, склонности к искушениям теоретически выводиласьнеобходимость специальных гарантий законности и прав граждан.
3 ВЛИЯНИЕ УЧЕНИЯ Д. ЛОККА НА РАЗВИТИЕ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Политическое учение Локка оказало большое влияние на последующееразвитие политической идеологии. Особенно широкое распространение имела теорияестественных неотчуждаемых прав человека, использованная Джефферсоном и другимитеоретиками американской революции и вошедшая затем во французскую Декларациюправ человека и гражданина 1789 г.[18]Большое влияние на развитие государственно-правовой идеологии и конституцийоказала также теория разделения властей, которую вслед за Локком развивалиМонтескье и другие теоретики.
Обоснование естественных прав, выражавших основные требованиябуржуазии в области права (свобода, равенство, собственность), принесло Локкуславу основателя либерализма; исследование гарантий этих прав, их защиты отпроизвола власти, обоснование разделения властей ставит его в первые рядытеоретиков парламентаризма; наконец, стремление ограничить деятельностьгосударства охранительными функциями кладет начало идеям правового государства.
Ряд идей Локка выходил далеко за рамки обоснования и защиты толькобуржуазных интересов. Уже понятие трудовой собственности давало логическиеобоснования для противоположных взглядов: от апологетического взгляда на любуюсобственность как на “продукт труда и бережливости” до радикального требованияпредоставления права собственности только тем, кто эту собственность создает иувеличивает (последний мотив позже часто звучал в эгалитарных исоциалистических теориях). Разработанная Локком теория разделения властейприменима к обоснованию защиты не только буржуазного правопорядка, но и вообщегражданского общества от произвола всякой авторитарной власти.
Гуманистическое содержание политико-правового учения Локка болеевсего выражено в концепции естественных прав человека. Это учение впоследствиикритиковалось за то, что Локк назвал мало прав и не ставил вопрос об ихматериальных гарантиях. Однако в XVII в. важнее всего было добиться признанияестественных прав личности, которые до того отрицались и попиралисьфеодально-абсолютистскими государствами. Созданная Локком концепция правчеловека на свободу, равенство и собственность, не зависящих от государства,развивалась и дополнялась в последующие века, когда существенно пополнилсяперечень “формальных” прав и свобод правами и свободами социальными, которые,однако, практически неосуществимы без их хотя бы поначалу и формального, нофундаментально-генетического основания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение теории Д. Локка о гражданском обществе имеет огромноезначение. Вработе «Два трактата о государственном правлении» он выдвигает иной взгляд напервоначальное, естественное состояние человека. Локк видит в первоначальнойабсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного ихравенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Этаестественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересахобщего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству,которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигаетсяобщественный договор между людьми, так возникает государство.
Основная цель государства — защита естественных прав людей, правна жизнь, свободу и собственность. Локк акцентирует внимание на том, что людиотдают государству лишь часть своей естественной свободы.
Государство обязано защищать их естественные права насобственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у человека, тем шире круг егообязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает абсолютнойпроизвольной властью. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, иответственность государства перед гражданами. Если государство не выполняетсвоего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы — люди вправебороться против такого государства.
Взгляды Локка нашли яркое выражение в «Декларации независимостиСША» и в «Декларации прав человека и гражданина» во Франции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аристотель.Сочинения: В4 т. М., 1983. Т. 4. С. 63
2. ГегельГ. В. Ф. Философияправа. М., 1990.
3. Гражданское общество вРоссии: западная парадигма и российская реальность. М., 2006.
4. Гражданское общество иперспективы демократии в России. М., 2004.
5. Гражданское общество иправовое государство: предпосылки формирования / Отв. ред. Г.Н. Маков. М., 2001.
6. Декларацияправ человека и гражданина 1789 г.// Французская Республика: Конституция изаконодательные акты. — М., 1989.
7. Исследованиятеоретических проблем правового государства. М., 1996.
8. КантИ. Собраниесочинений в 8 т. Т. 1.
9. ЛоккДж. Избранные философские произведения: В 2 т. — М.: Наука, 1980. С. 129.
10. Локк Дж. Сочинения: В 3т. — Т. 3. — М.: Мысль, 1988.
11. МакиавеллиН. Государь. М., 1990.
12. Маркс К. и Энгельс Ф.Сочинения. 2-е изд. М., 1989. С. 24.
13. Мартышин О.В. Несколько тезисов оперспективах правового государства в России // Государство и право. — 2006. — №5. – С. 5-12.
14. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
15. Платон. Государство.СПб.: Издательство: Наука, 2005.
16. Руссо Ж.-Ж. ОбОбщественном договоре, или Принципы политического Права. Пер. с фр. — М.: «КАНОН-пресс»,«Кучково поле», 1998.