Гипероглавление:
Задание на курсовую работу
Введение
2 Теоретические аспекты бизнес-планирования
2. 1 Цель, функции и структура бизнес-плана
2.2 Основные методы к разработке маркетингового и финансового планов
3.1 Резюме
3.2 Описание вида деятельности
3.3 Маркетинговый план
3.3.1 Оценка рынка сбыта
3.3.2 Конкуренция
3.4 Организационный план
3.5 Производственный план
3.5.1 Описание производственного процесса
3.5.2 График реализации проекта
3.5.3 Объемы оказываемых услуг
3.6 Финансовый план
3.6.1 Калькуляция тура
3.6.2 График загрузки
3.6.3 Отчёт о прибылях и убытках (финансовых результатах)
3.6.4 Расчёт движения денежных средств
3.6.5 Расчёт точки безубыточности
3.6.6 Риски проекта
Выводы и рекомендации
Список использованных источников
Приложение А Методическое обеспечение к обзорной экскурсии по городу Галич
Приложение Б Методическое обеспечение к обзорной экскурсии по городу Чухлома
Приложение В Методическое обеспечение к обзорной экскурсии по городу Солигалич
Приложение Г Буклет «Культурно-познавательного тура по Галичской, Чухломской и Солигаличской землям с элементами паломничества»
Приложение Д Анкета
–PAGE_BREAK– продолжение
–PAGE_BREAK–
Введение
На сегодняшний день туристический бизнес – одна из наиболее развивающихся отраслей экономики в мире. Ежегодно в неё вкладываются огромные средства, десятки тысяч туристов из разных стран едут покорять неизвестные им места. Так многие из них предпочитают культурно-познавательный вид туризма, другие – рекреационный. В тоже время огромное количество людей выбирают развлекательный туризм. Они посещают аттракционы и аквапарки, известные театры и цирки, казино и карнавалы, фестивали и национальные праздники.
Нужно отметить, что религиозный туризм сегодня, также пользуются популярностью среди туристов. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, прикоснуться к святым мощам, помолиться и совершить жертвоприношения.
Как известно, Россия славится своими памятниками религиозной культуры: деревянными и каменными церквями, храмовыми комплексами и монастырями. Именно поэтому многие иностранные туристы стремятся посетить эту страну.
Целью написания данной курсовой работы является разработка бизнес-плана культурно-познавательного тура «По Галичской, Чухломской и Солигаличской землям» с элементами паломничества для привлечения внимания деловых партнёров. Это тур, ориентированный, как на иностранных, так и на русских туристов. Разработанный бизнес-план позволит обосновать экономическую целесообразность вывода на рынок данной услуги, а также рассчитать ожидаемые финансовые результаты деятельности, в частности прибыль, объёмы продаж и т.д. В дальнейшем разработанный нами бизнес-планрасширит базу уже имеющихся туров по выбранным объектам, а также позволит привлечь новых потребителей.
Исходя из поставленной цели, вытекают и задачи курсового проектирования:
1. Сбор информации;
2. Определить перспективы развития будущего рынка сбыта продукции и услуг;
3. Сопоставить расходы по предоставлению и доходы от реализации, тем самым, определив потенциальную прибыльность бизнес-проекта;
4. Обозначить проектные риски и предложить мероприятия по их минимизации;
5. Определить критерии и показатели, характеризующие успешность проекта.
6. Детально разработать разделы бизнес-плана: маркетинговый, производственный, финансовый.
Предметом исследования курсовой работы является разработка бизнес-плана, а объектом – культурно-познавательный тур по Галичской, Чухломской и Солигаличской землям с элементами паломничества.
Актуальность работы определяется необходимостью развития туризма в Костромской области, развития внутриобластных маршрутов, которые в будущем смогли бы раскрыть туристский потенциал Костромского края, определить уникальность его территории, одними из исторических центров которой являются города Галич, Чухлома, Солигалич. А также создания туров культурно-познавательной направленности со средней стоимостью, в связи со сложившейся ситуацией мирового экономического кризиса. Разработка бизнес-плана, а также внедрение «Культурно-познавательного тура по Галичской, Чухломской и Солигаличской землям с элементами паломничества» в настоящее время являются необходимым, так как существующие туры по данным городам утратили свою новизну и не могут успешно конкурировать за потребителя. «Культурно-познавательный тур по Галичской, Чухломской и Солигаличской землям с элементами паломничества» создаст хорошую альтернативу уже существующим по данным объектам турам, а также привлечет собой широкое внимание к городам со стороны русских и иностранных туристов, повысит уровень заинтересованности культурой Костромской области и страны в целом. Итак, разработка данного бизнес-плана актуальна для региона в целом. Он также может быть использован при разработке более обширных туров по России.
К методам научного исследования относятся: анкетирование, выдвижение гипотез, сбор информации.
Таким образом, выбор данной темы ‒ написание бизнес-плана по новому туру ‒ был обусловлен актуальностью развития туризма в Костромской области, привлечения экскурсионных групп, как российских, так и зарубежных.
1 Характеристика объекта ‒ «Культурно-познавательного тура по Галичской, Чухломской и Солигаличской землям с элементами паломничества»
«Культурно-познавательный тур по Галичской, Чухломской и Солигаличской землям с элементами паломничества» рассчитан на туристов от 10 лет и старше. На маршрут допускаются дети от 8 лет в сопровождении родителей.
Маршрут следования: Кострома – Галич – Чухлома – Солигалич – Кострома.
Продолжительность тура: 4 дня / 3 ночи
Протяженность: 420 км
Размещение: 1-2-3-4 местное размещение в гостиницах эконом класса.
Питание: 2-х разовое (завтрак и обед).
В стоимость включено: 2-х разовое питание, пикник, проживание, экскурсионная программа, сопровождение гида-экскурсовода и услуги гидов на местах, входные билеты на театрализованное представление, дискотеку 80-х гг., баня, внутри маршрутный транспорт, страховка от несчастного случая на сумму 50000 руб.
Данный тур проводится по кольцевому маршруту, так как его начало и окончание ‒ один и тот же географический пункт ‒ город Кострома.
Размещение в номерах эконом класса делает экскурсионный тур приемлемым для основных социальных слоёв потребителей. Во время путешествия туристы посетят три старинных города Костромской области: Галич, Чухлома, Солигалич; ознакомятся с историей этих городов, посетят монастырские комплексы, церкви.
Автобус будет сопровождать группу на протяжении всего маршрута, поэтому туристы не будут испытывать необходимости в общественном транспорте. Этот маршрут удобен небольшими расстояниями между пунктами, следовательно, переезды будут короткими и неутомительными. Расстояния между Костромой и Галичем ‒ 120 км, Галичем и Чухломой ‒ 54 км, Чухломой и Солигаличем ‒ 41 км.
Рисунок 1 ‒ Карта Костромской области
На данной карте показан путь следования по маршруту «Культурно-познавательного тура по Галичской, Чухломской и Солигаличской землям с элементами паломничества»
Программа «Культурно-познавательного тура по Галичской, Чухломской и Солигаличской землям с элементами паломничества»
1 день
8.00 – выезд из Костромы на автобусе от Сусанинской площади вместе с гидом.
10.00 – прибытие в Галич.
10.00-12.00 – автобусная экскурсия по городу (вступление, Галич княжеский и средневековый, Жемчужина Галича ‒ Паисьев монастырь).
12.00-13.00 – обед в кафе «Балчуг».
13.00-15.00 – посещение сувенирных лавок и отдых в гостинице «Галичанка».
15.00-18.00 – экскурсия по городу (гора Балчуг, озеро Галичское, фотограф озерного края, Торговые ряды, Поклонная гора, посещение Галичского музея, заключение).
18.30-19.30 – ужин в кафе «Балчуг» (за дополнительную плату от 250 рублей).
20.00-21.00 – театрализованное представление.
21.00-22.30 – дискотека 80-х.
23.00 – ночлег в гостинице «Галичанка».
2 день
7.00 – подъём.
8.00-9.00 – завтрак в столовой гостиницы «Берёзка», сбор вещей.
9.00 – выезд из Галича.
11.00 – приезд в Чухлому.
11.00-13.00 – экскурсия по городу (вступление,Присутственные места, собор Преображения, торговые ряды, дом Ильичёвых, чайная Большаковых, Чухломской музей, Церковь Успения).
13.00-16.00 – пикник на озере, прогулка, катание на лодке и рыбалка. Прокат инвентаря за дополнительную плату (лодка 1 час –50 руб., удочка и наживка 1 час – 200 руб.)
16.00-18.00 –посещение Авраамиево-Городецкого монастыря.
18.30-19.30 – ужин в гостинице (за дополнительную плату от 200 рублей).
19.30-21.30 – личное время.
22.00 – ночлег в гостинице «Берёзка».
3 день
7.00 – подъём.
8.00-9.00 – завтрак в гостинице, сбор вещей.
9.00 – выезд из Чухломы.
11.00 – приезд в Солигалич.
11.00-13.00 – экскурсия по городу (вступление, Воскресенский собор и Богоявленская церковь, собор Рождества Богородицы, церкви Николая Чудотворца и Преображения на Наволоке, санаторий им. Бородина).
13.00-14.00 – обед в санатории им. Бородина.
14.00-15.00 – личное время.
15.00-16.30 – экскурсия по городу (Торговые ряды, Крестовоздвиженская церковь, дом Марина, церковь Входа в Иерусалим, дом Жилой, Солигаличский краеведческий музей).
17.00-18.00 – ужин в санатории им. Бородина (за дополнительную плату от 210 рублей).
18.00-21.00 – посещение русской бани.
22.00 – ночлег в санатории.
4 день
8.00 – подъём.
9.00 – завтрак в санатории им. Бородина.
10.00 – отъезд в Кострому.
14.00 – приезд в Кострому.
В стоимость тура входит: проезд на комфортабельном автобусе «Мерседес Спринтер» с кондиционером, ТВ-экранам, кипятком; проживание в гостиницах в 2-х, 3-х, 4-ёх местных номерах, завтраки и обеды, как в столовых гостиниц, так и в кафе; экскурсионная программа по всему маршруту; услуги гида-экскурсовода; входные билеты в музеи, на театрализованное представление, на дискотеку 80-х гг. и в русскую баню по программе тура.
Примечания:
1. Программа тура предназначена, как для светских людей, так и для паломников.
2. «Тур по Галичской, Чухломской и Солигаличской землям» является культурно-познавательным и частично паломническим. Данный тур рассчитан на туристов разных возрастов (от школьников до пожилых людей).
3. При покупке тура необходимо учитывать продолжительность предлагаемых экскурсий, во избежание разочарований, связанных с физическим состоянием вас и ваших близких. Советуем брать удобную одежду и обувь в зависимости от погодных условий.
4. Лицам, нуждающимся в лечении и постоянном врачебном наблюдении, путешествовать по туристским маршрутам не рекомендуется.
продолжение
–PAGE_BREAK–2 Теоретические аспекты бизнес-планирования 2. 1 Цель, функции и структура бизнес-плана
Бизнес-план ‒ это документ, включающий все основные стороны коммерческой деятельности предприятия: его производственные, коммерческие и социальные проблемы. В отличие от директивного плана он не принимает законодательного характера, регулярно корректируется в зависимости от конъюнктуры рынка, и, таким образом, адаптируется к непредсказуемым рыночным ситуациям.
Бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко используемый практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности. Это документ, в котором изложены организационные, производственные и рыночные аспекты предлагаемого бизнеса, а также представлены плановые расчеты объемов производства, вкладываемых инвестиций и получаемых финансовых результатов.
Составление бизнес-плана имеет существенное значение для предприятий в тех случаях, когда у них недостает собственных финансовых ресурсов для выполнения того или иного их проекта. В этих случаях данный документ является одним из основных, который необходим предприятию для обращения к другим инвесторам с просьбой привлечения их финансовых ресурсов для финансирования данного проекта или в банк, для получения на данную цель заемных средств, для определения объемов и разработки стратегии финансирования. При этом в качестве инвесторов могут выступать банки, другие юридические лица, а также физические лица.
Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее. Он необходим руководству фирмы для ориентации в условиях акционерной собственности и, в определенной мере, при создании обществ. Именно при помощи бизнес-плана руководство фирмы принимает решение, какая часть прибыли остается в деле для накопления, а какая – распределяется в форме дивидендов между акционерами. Бизнес-план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации и ответственности.
Бизнес-план является одним из основных равных документов, определяющих стратегию функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь своих целей и задач, в первую очередь повышения прибыльности работы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Реализация стратегии основывается на широких инвестиционных программах, составленных как целая система взаимосвязанных технических, организационных и экономических изменений на определенный период времени.
В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследования и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:
— конкретный пример производства определенного товара (услуг) – создание типа изделий или оказание новых услуг;
— всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которого является выделение ее слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;
— изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач [3.1].
Цели бизнес-плана можно рассматривать как желаемое положение предприятия. Как правило, сначала определяются общие цели, потом выделяются конкретные, которые означают промежуточные этапы в достижении общей цели.
Для вхождения в рынок нового предприятия ему нужны исследования положения самого рынка и конкретной рыночной ситуации. Бизнес-план охватывает как внешние, так и внутренние цели. Основная внешняя цель заключается в том, чтобы определить будущих партнеров и кредиторов в успехе дела. Главная внутренняя цель бизнес-плана – быть основой управления предпринимательской деятельностью. Конкретные цели раскрывают содержание и особенности плановых подходов, особенности самого предприятия, специфику его деятельности [3.2].
Основные функции бизнес-плана показаны в таблице 1[3.3].
Таблица 1 – Основные функции бизнес-плана.
Внутренние функции
Внешние функции
Разработка стратегии (концепции) развития фирмы и конкретизация отдельных направлений ее деятельности
Привлечение для реализации проектов инвестиций
Разработка и осуществление проектов создания новой продукции (услуги)
Обоснование для включения проектов в государственные программы и получение средств из централизованных источников
Оценка внутреннего научного, технического, производственного и коммерческого потенциала фирмы и выявление резервов
Получение банковских кредитов
Подготовка и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий и приобретению оборудования
Обеспечение успешной реализации акций фирмы на фондовом рынке
Подбор новых и переобучение собственных рабочих и специалистов
Организационно-финансовое обоснование необходимости создания совместных производств, предприятий с использованием иностранного капитала и других форм совместной деятельности.
Контроль над финансовыми результатами деятельности фирмы
Разработка и осуществление мероприятий по созданию финансово-промышленных групп
Мероприятия по снижению степени риска в деятельности фирмы
Формирование благоприятного имиджа фирмы
План мер предупреждения банкротства и выхода из кризисных ситуаций
Подготовка и проведение собраний акционеров фирмы
Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, основными из которых являются:
— основание экономической целесообразности и направлений развития фирмы;
— расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;
— определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, то есть способ концентрации финансовых ресурсов;
— подбор работников, которые способны реализовать данный план.
Каждая задача плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана – концентрация финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Именно бизнес-план – важное средство для увеличения капитала фирмы. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы [3.4].
На пути образования какого-либо дела встает ряд существенных проблем, каждая из которых может стать причиной образования проблемной ситуации. К ним относятся: организация управления, накопление капитала, разработка и маркетинг продукта, поддержка на необходимом уровне валовой прибыли и защита бизнеса от нежелательного влияния. По статистике 75% всех начинаний в бизнесе являются неудачными в первые годы.
Большинство проблем может быть решено путем глубокой проработки планов. Постоянное уточнение бизнес-плана с целью приведения его к условиям, которые изменяются, усиливают возможность его использования как критерия оценки фактических результатов деятельности фирмы [3.5].
Изучение фактических результатов работы сравнительно с бизнес-планом дает возможность выявить сильные и слабые стороны организации, которые можно использовать, чтобы избежать отклонения, намеченного планом от того, что выявилось на практике.
Фирмы, которые работают в стабильной ситуации и производят товар для уже существующего рынка, при увеличении объема производства разрабатывают бизнес-план, направленный на усовершенствование производства и поиск путей снижения его затрат. Но все фирмы постоянно рассматривают способы, относительно модернизации продукции или услуг, которые производятся. Фирмы, которые производят продукцию в условиях постоянного риска, прежде всего систематично работают над освоением новых видов продукции, переходом на производство товаров новых видов поколений и продолжением их жизненного цикла.
За счет четко выраженных конечных целей разработанного бизнес-плана вся деятельность бизнеса достигает целенаправленности, что позволяет направить энергию и действия предпринимателей в оптимальное русло. Подготовив бизнес-план, предприниматель получает инструмент контроля управления, что обеспечивает постепенное продвижение предприятия к намеченной цели.
Бизнес-план не является постоянным документом: он систематично обновляется, в него вносятся изменения, которые происходят внутри фирмы, изменения на рынке, в экономике в целом.
Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по определенным задачам с учетом реальных финансовых возможностей фирмы. Для того чтобы бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами. Это в значительной мере определяет характер проектов, которые определяются при разработке бизнес-плана. Эти проекты должны быть не только инновационными, то есть отличаться научно-техническим нововведением, а иметь достаточно полную разработку: какие затраты необходимы для их реализации и какая прибыль ожидается. Степень инновации и рискованности проекта определяет способы привлечения капитала. Одновременно привлечение проекта в бизнес-план возможно лишь при условии определения источников его финансирования.
Структура бизнес-плана и его объем зависят от сферы деятельности, к которой относится бизнес, от размера данного бизнеса, от суммы инвестиций, необходимых для его организации, от объема и ассортимента будущего продукта. Основная же часть бизнес-плана имеет организационный и производственный характер.
Нужно отметить, что бизнес-план турпродукта обладает своей спецификой. Так как услуга является неосязаемой и предоставляется один раз, организационный раздел бизнес-плана в данной работе отсутствует. Именно этим можно обосновать выбор методики написания бизнес-плана. Таким образом, основную часть работы составляют маркетинговый и финансовый планы, производственный же план занимает её небольшую долю.
Соответствующие его разделы отражают сведения о продукции, планируемой к производству, ее качестве, уровне цен, рынках сбыта, о результатах маркетинговых исследований, о конкурентоспособности продукции и финансовых результатов от ее продажи [3.6].
продолжение
–PAGE_BREAK–2.2 Основные методы к разработке маркетингового и финансового планов
План маркетинга детально раскрывает политику в области торговли и обслуживания, цен, рекламную стратегию, что позволяет достигнуть планируемых объемов продаж и занять соответствующее место на рынке. Выбор маркетинговой стратегии является определяющим на всех стадиях бизнеса – от появления продукции на рынке до его продажи и послепродажного обслуживания. Для обсуждения проекта с будущими партнерами или инвесторами намечаются конкретные принципы распространения продукции, методы определения цен, уровень рентабельности на вложенный капитал и другие вопросы маркетинговой политики. Большое внимание при этом уделяется проработке вопросов качества продукции.
На региональном рынке необходимо спланировать комплекс маркетинга. В комплекс маркетинга входит все, что предприятие может внедрить для повышения спроса на свои товары и услуги, а именно:
1. Схема распространения товаров и услуг;
2. Ценообразование;
3. Методы стимулирования объема продаж;
4. Реклама.
Решение о выборе каналов распространения товаров и услуг – одно из сложнейших решений, которые приходиться принимать предпринимателю. Каждый канал распространения имеет специфические равные сбыта и затрат. Выбор каналов существенно влияет на другие составляющие комплекса маркетинга. Не менее важно просветить как можно полнее вопрос об определении цен на товары и услуги и на уровень рентабельности на вложенные деньги.
Ценовая политика на потребительском рынке – важная проблема для всех предприятий. На потребительском рынке могут быть использованы стратегии ценообразования в зависимости от поставленной цели:
1. Ускорение на рынке с высокой степенью конкуренции;
2. Максимизация прибыли в текущем периоде;
3. Завоевание большого спроса на рынке по показателям качества товаров;
4. Завоевание рынка нового товара;
5. Выживание на рынке.
При оценке возможностей реализации той или иной стратегии рассматриваются условия деятельности предприятий с трех позиций:
— ориентация на затраты;
— ориентация на возможности рынка (на конкуренцию);
— ориентация на спрос.
Спрос обусловливает максимальную цену, которую предприятие может запросить за свою продукцию или услуги, а минимальная цена определяется затратами предприятия. Каждое предприятие на рынке стремится установить такую цену на свой товар, которая бы полностью покрывала все затраты на его производство и сбыт, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск. Но рыночная стоимость товара на конкурентном рынке включает не индивидуальные, а общественно необходимые затраты и среднюю норму прибыли, которая составляется по средним условиям производства данного товара, который обусловливает стремление каждого предприятия к сокращению затрат и получения большей прибыли. Если в условиях конкурентного рынка затраты предприятия будут выше средних, то такое предприятие обанкротится, поскольку не сможет получить прибыль, и наоборот, если затраты будут ниже, то его финансовое состояние будет ненадежным.
На каждом рынке предприятие должно произвести свою стратегию ценообразования. Разработка такой стратегии и определение минимальной, максимальной и конкурентоспособной цены должны проходить несколько этапов, а именно:
1. Определение целей и задач ценообразования;
2. Определение спроса;
3. Оценка затрат;
4. Анализ цен на аналогичные товары и услуги конкурентов;
5. Выбор конкретной ценовой политики;
6. Установление конкурентоспособной стартовой цены.
Финансовое планирование – процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в планируемом году [3.7].
Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Практически все финансовые показатели базируются на показателях объема производства, ассортимента продукции (товаров, услуг, работ, себестоимости продукции).
Разработка финансового плана дает картину развития предприятия. Финансовое планирование способно активно влиять на все стороны работы предприятия через выбор субъектов финансирования, направление расходования денежных средств и обеспечивать рациональное использование трудовых, материальных и денежных ресурсов.
Назначение финансового планирования – определение совокупной потребности предприятия в финансовых ресурсах, в размерах, обеспечивающих финансирование расширения производства, выполнение финансово-кредитных обязательств перед бюджетом, банками и так далее, решение социальных задач и задач материального стимулирования работников предприятия. Кроме этого, финансового планирование способствует предотвращению сверхнормативных и сверхплановых расходов товарно-материальных ценностей и финансовых ресурсов, как по отдельным видам проводимых мероприятий, так и по предприятию в целом. А также создает необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции.
Объектом финансового планирования являются доходы и накопления, их формирование и распределение взаимоотношения со звеньями финансово-кредитной системы, фонды денежных средств, их формирование и использование, капитальные вложения и оборотные активы, планирование их объектов и источников финансирования, определение источников финансирования социальной и культурно-бытовой сфер предприятия.
Основными задачами финансового планирования являются:
1. Определение источников и объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия;
2. Выявление резервов увеличения финансовых ресурсов;
3. Рациональное распределение получаемых доходов и накоплений по каналам их использования;
4. Осуществление финансового контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов и денежных средств;
5. Обеспечение усиления роли финансового планирования в управлении производством и повышение его эффективности [3.8].
продолжение
–PAGE_BREAK–3 Разработка бизнес-плана «Культурно-познавательного тура по Галичской, Чухломской и Солигаличской землям с элементами паломничества» 3.1 Резюме
Суть данного проекта заключается в разработке бизнес-плана уникального «Культурно-познавательного тура по Галичской, Чухломской и Солигаличской землям с элементами паломничества». Первоначально турпродукт планируется вывести на туристский рынок города Костромы и Костромской области. Эффективность проекта можно определить критерием «высокая», так как имеющееся на данный момент туры-аналоги утратили свою привлекательность и конкурентоспособность. Также важным является то, что Костромская область выделяется своеобразным культурным и историческим наследием, обладающим огромным потенциалом для развития туризма в данном регионе. Плюсом является то, что туристский рынок Костромской области имеет свободные ниши и не перенасыщен.
Целью написания бизнес-плана является обоснование достоинств и выявление недостатков турпродукта, и как следствие, поиск турагентств заинтересованных в данном проекте. Таким образом, первоначально его реализация будет осуществляться турфирмами города Костромы, а впоследствии возможно в таких городах, как Ярославль, Иваново, Москва.
Исследование туристского рынка города Костромы было проведено путём анкетирования, в результате которого выявилась явная потребность реализации тура. Для этого планируется заключить договора с поставщиками услуг транспортировки, размещения, питания; а также гидами-экскурсоводами. Основной объём продаж турпродукта придётся на летние месяцы – по 6 туров в месяц, в мае и октябре продажи ниже. Это связано с таким понятием как «горячий сезон».
При калькуляции тура была рассчитана стоимость турпродукта. Она составляет 3 880 рублей для граждан РФ и 3 907 рублей для иностранных граждан. Точка безубыточности может быть достигнута в результате реализации 12 туров.
3.2 Описание вида деятельности
Первоначально нами, студентками КГТУ, специальности социально-культурный сервис и туризм Ольшевской Я.А. и Кулимановой Е.В. был разработан «Культурно-познавательный тур по Галичской, Чухломской и Солигаличской землям с элементами паломничества». Он является инновационным. В данной курсовой работе мы акцентируем своё внимание на разработке бизнес-плана тура.
В дальнейшем мы планируем сотрудничать со многими туристическими фирмами, с целью внедрения тура на рынок имеющихся услуг. На данный момент мы располагаем широкой информационной базой потенциальных деловых партнеров ‒ турагентств в таких городах, как Москва, Ярославль, Иваново, Кострома. С большинством из них мы планируем установить тесные деловые связи.
В январе 2011 года мы зарегистрируем разработанный нами «Культурно-познавательный тур по Галичской, Чухломской и Солигаличской землям с элементами паломничества», тем самым документально оформив права на данный вид деятельности.
Мы считаем, что уже за один год реализации нашей услуги культурно-познавательный тур приобретёт хорошую репутацию.
3.3 Маркетинговый план 3.3.1 Оценка рынка сбыта
Нами была выдвинута гипотеза о том, что «Культурно-познавательный тур по Галичской, Чухломской и Солигаличской землям с элементами паломничества» будет пользоваться спросом на туристическом рынке города Костромы и Костромской области, так как по нашим предположениям данный рынок услуг имеет незаполненные ниши. С той целью, чтобы проверить данную гипотезу проведем анкетирование потенциальных потребителей будущей услуги. Итак, перейдём непосредственно к созданию анкеты.
Нами планируется провести опрос жителей города Костромы и Костромской области с использованием невероятностной стихийной выборки.
Невероятностные выборки ‒ отбор в такой выборке осуществляется не по принципам случайности, а по субъективным критериям – доступности, типичности, равного представительства и так далее. При проведении стихийной выборки опрашиваются наиболее доступные респонденты. Типичные примеры стихийных выборок – опросы в газетах/журналах, анкеты, отданные респондентам на самозаполнение, большинство интернет-опросов. Размер и состав стихийных выборок заранее не известен, и определяется только одним параметром – активностью респондентов. Нами предполагается опросить 100 человек.
Раскроем смысл вопросов будущей анкеты. Итак, вопрос №1 «Ездите ли вы в туристические поездки?» задаётся для выявления туристского опыта респондентов. Данный вопрос является вопросом-фильтром. Вопрос №2 «Как часто Вы ездите в туристические поездки?» ‒ определяет частотность, с которой респонденты отправляются в путешествия. Вопрос №3 «Куда Вы предпочитаете ездить?» формирует 3 группы направлений: заграницу; в другие города РФ; по Костромской области. Он позволяет определить предпочтения потенциальных клиентов. Вопрос №3 непосредственно связан с вопросом №4 «В пределах какой суммы Вы предпочитаете приобретать турпутевки?» и позволяет определить платежеспособность туристов каждой из групп. Вопрос №5 «Какие туры Вы предпочитаете?» ‒ выявление интересов потребителей. Вопрос №6 «В какое время года Вы предпочитаете путешествовать?» определяет сезонность спроса. Вопрос №7 является ключевым в данной анкете. С помощью данного вопроса потенциальный клиент может оценить компоненты будущего культурно-познавательного тура с элементами паломничества. Вопрос №8 дает возможность интервьюерам добавить те компоненты к туру, которые они считают нужным. С помощью вопроса №9 «Какую сумму Вы реально были бы готовы заплатить за данный тур?» осуществляется сбор информации по платежеспособности будущих клиентов конкретно по данному туру. Вопрос №10 «На что Вы обращаете внимание при выборе тура?» ‒ выявит слабые стороны предоставляемой услуги. В конце анкеты прилагается паспортичка.
Анализ анкетирования был проведён студентками КГТУ специальности социально-культурный сервис и туризм Марией Корчагиной и Анастасией Смирновой.
продолжение
–PAGE_BREAK– 3.3.2 Конкуренция
Первоначально предполагается выйти на туристский рынок города Костромы и Костромской области. Он характеризуется свободой выбора товара при покупке, выбора места и формы продажи, свободой ценообразования и поведения субъекта рынка. Субъектами рынка выступают юридические лица (предприятия, фирмы, компании), физические лица (лица, имеющие собственность).
Разработанный тур является уникальным, так как он включает в себя две направленности. С одной стороны – это тур культурно-познавательный, а с другой – с элементами паломничества. Итак, проанализируем конкурентов тура, разбив их на две группы: туры ориентированные на культурно-познавательный туризм, туры ориентированные на паломнический туризм.
В результате поиска информации посредством Интернета нами были выявлены два паломнических тура-конкурента, предлагаемых на Костромском рынке туристских услуг. Это «Святыни Костромской земли» ‒ Кострома – Чухлома – Галич – Нерехта, 3 дня/2 ночи; «Царское паломничество» ‒ Кострома – Макарьев – Сусанино, 3 дня/2 ночи.
Таблица 2 ‒ Сравнительная характеристика конкурентов
Параметр характеристики
«Культурно-познавательный тур по Галичской, Чухломской и Солигаличской землям с элементами паломничества»
«Святыни Костромской земли»
«Царское паломничество»
Вид тура
Автобусный
Автобусный
Автобусный
Питание
2-ух разовое (завтрак и обед)
2-ух разовое (завтрак и обед)
2-ух разовое (завтрак и обед)
Проживание
Гостиницы эконом-класса
Ведомственные гостиницы, 2*- 3*
Ведомственные гостиницы, 2*- 3*
Маршрут
Галич-Чухлома-Солигалич
Кострома-Чухлома-Галич-Нерехта
Кострома-Макарьев-Сусанино
Объекты показа
Галичский музей,
Гора Балчуг, Галичское озеро, Николаевский-Старотожский монастырь,
церковь в честь
Успения Божией Матери, церковь во имя святой Живоначальной Троицы,
Озеро Галичское
Поклонная гора
Торговые ряды
Храм Илии Пророка, Александро-Антониновская церковь, церковь Вокресения-на-Дебре, Богоявленско-Анастасиин, Авраамиево-Городецкий, Паисиево-Галического монастыри
Храм Илии Пророка, Александро-Антониновская церковь, церкови Вокресения-на-Дебре, Успения Пресвятой Богородицы, Богоявленско-Анастасиин, Макариево-Унженский монастыри, село Домнино
Транспорт
Мерседес
Икарус
Икарус
Включенные услуги
Трансфер, питание (2-ух разовое), проживание (3 ночи), экскурсионное обслуживание, входные билеты в музей, на театрализованное представление, на дискотеку 80-х и в русскую баню
Трансфер, питание (2-ух разовое), проживание (2 ночи), экскурсионное обслуживание
Трансфер, питание (2-ух разовое), проживание (2 ночи), экскурсионное обслуживание
Стоимость
3880 руб.
2440 руб.
2600 руб.
Предоставление скидок
Групповые скидки
Групповые скидки
Групповые скидки
Экскурсионная программа
Включена
Включена
Включена
Услуги за дополнительную плату
Ужин в кафе «Балчуг», прокат инвентаря на озере, ужин в гостинице города Чухлома, ужин в санатории им. Бородина
Ужин
Ужин
Таким образом, проведя анализ имеющихся данных, можно сделать вывод, что туры-аналоги имеют как общие черты, так и отличительные особенности. По характеристикам: транспорт, проживание, питание, экскурсионное обслуживание и наличие скидок, ранее указанные туры имеют сходства. В то же время «Культурно-познавательный тур по Галичской, Чухломской и Солигаличской землям с элементами паломничества» имеет преимущества перед конкурентами по таким параметрам как объекты показа, экскурсионная программа, дополнительные услуги. Другими словами экскурсионная программа тура намного шире, а дополнительные услуги разнообразнее. По сравнению с турами-аналогами в наш тур включены: посещение музея, пикник на озере, дискотека 80-х годов, русская баня и другое. Именно этим и определяется указанная более высокая стоимость за тур.
продолжение
–PAGE_BREAK–3.4 Организационный план
Структура и состав бизнес-плана определяется его целями и задачами. В данном случае – это написание бизнес-плана конкретного тура по таким городам, как Галич, Чухлома, Солигалич. Итак, разработка культурно-позновательного тура с элементами паломничества не предполагает ни наличия формы собственности, либо структуры фирмы, ни кадровой политики предприятия. Именно поэтому данные подпункты отсутствуют в конкретном бизнес-плане.
3.5 Производственный план 3.5.1 Описание производственного процесса
Производственный процесс создания «Культурно-познавательного тура по Галичской, Чухломской и Солигаличской землям с элементами паломничества» состоит из следующих операций:
1. Возникновение новой уникальной на настоящий момент идеи по созданию тура;
2. Сбор и анализ информации для составления и проработки бизнес-плана данной услуги;
3. Работа с отдельными составляющими бизнес-плана: маркетинговым, производственным, организационным, финансовым планами;
4. Доведение бизнес-плана до конечного результата;
5. Поиск поставщиков услуг, оформление взаимоотношений с партнерами — поставщиками услуг;
6. Составление договорного плана по организации ранее указанного тура по следующей схеме: имя партнера, основной предмет договора, срок действия договора, сроки заключения договора, особые сведения.
Сроки выполнения перечисленных пунктов можно проследить по календарному плану.
Нами планируется заключить договора с поставщиками услуг питания, размещения, транспортировки, а также оформить договора на наемный труд с гидами-экскурсоводами.
Таблица 3 ‒ Договорной план по организации тура
Наименование партнера
Основной предмет договора
Срок действия договора
Сроки заключения договоров
Особые сведения
Гостиница «Галичаночка»
Предоставление услуг размещения: двухместные и трехместные номера, стоимость койки-места – 300 руб.
01.05.2011 – 01.10.2011
01.01.2011 – 01.04.2011
В стоимость проживания в гостинице входит завтрак
Гостиница «Берёзка»
Предоставление услуг размещения: двухместные и трехместные номера, стоимость койки-места – 300 руб.
01.05.2011 – 01.10.2011
01.01.2011 – 01.04.2011
В стоимость проживания в гостинице входит завтрак
Санаторий им. Бородина
Предоставление услуг размещения: стоимость койки-места – 350 руб.
01.05.2011 – 01.10.2011
01.01.2011 – 01.04.2011
В стоимость проживания в гостинице входит завтрак
Кафе «Балчуг»
Предоставление услуг питания: обед стоимостью – 100 руб.
01.05.2011 – 01.10.2011
01.01.2011 – 01.04.2011
Предоставление скидок группам от 20 человек
Кафе «Гермес»
Предоставление услуг питания: обед стоимостью – 100 руб.
01.05.2011 – 01.10.2011
01.01.2011 – 01.04.2011
Предоставление скидок группам от 20 человек
Столовая санатория им. Бородина
Предоставление услуг питания: обед стоимостью – 100 руб.
01.05.2011 – 01.10.2011
01.01.2011 – 01.04.2011
Предоставление скидок группам от 20 человек
Автотранспортные услуги «Кострома Авто-тур»
Аренда автобуса (Мерседес Спринтер) и найм водителя с учетом графика загрузки (от 4 до 6 поездок в месяц, 15 000 руб. за поездку)
01.05.2011 – 01.10.2011
01.01.2011 – 01.04.2011
Частное лицо
Услуги гида-экскурсовода в г. Галич в течение 5 часов – 500 руб.
01.05.2011 – 01.10.2011
01.01.2011 – 01.04.2011
Обязательное наличие удостоверения гида-экскурсовода
Частное лицо
Услуги гида-экскурсовода в г. Чухлома в течение 4 часов — 400 руб.
01.05.2011 – 01.10.2011
01.01.2011 – 01.04.2011
Обязательное наличие удостоверения гида-экскурсовода
Частное лицо
Услуги гида-экскурсовода в г. Солигалич в течение 1,5 часов – 150 рублей.
01.05.2011 – 01.10.2011
01.01.2011 – 01.04.2011
Обязательное наличие удостоверения гида-экскурсовода
Частное лицо
Услуги сопровождающего гида экскурсовода
01.05.2011 – 01.10.2011
01.01.2011 – 01.04.2011
Обязательное наличие удостоверение гида-экскурсовода
Санаторий им. Бородина
Предоставление услуг бани
01.05.2011 – 01.10.2011
01.01.2011 – 01.04.2011
Этот план позволяет составить реальную картину-схему действия работников туристской фирмы, для которой создается бизнес-план.
продолжение
–PAGE_BREAK–3.5.2 График реализации проекта
Контрольные отметки указаны в таблице «Календарный план».
Таблица 4 ‒ Календарный план
Контрольные отметки
Начало
Конец
Смета, руб.
Менеджер
Заключение договоров с гостиницами
01.01.2011
01.04.2011
250
Кулиманова Е.В.
Заключение договоров с ресторанами
01.01.2011
01.04.2011
250
Ольшевская Я.А.
Заключение договоров с транспортной компанией
01.01.2011
01.04.2011
250
Кулиманова Е.В.
Всего, руб.
750
Заключение договоров выгодно для обеих сторон – турфирмы, продающие тур потенциальным потребителям, имеют скидки и бонусы, а поставщики услуг (гостиницы, кафе, транспортная организация) – постоянных клиентов.
3.5.3 Объемы оказываемых услуг
Объёмы продажи туров будут непосредственно зависеть от сезона их реализации. В нашем случае наиболее благоприятным временем для приобретения туров являются следующие месяца: май, июнь, июль, август, сентябрь, так эти месяца самые популярные в туристской деятельности. Турфирмой также планируется организовывать поездки и в октябре. Предположим, что количество продаваемых туров по месяцам будет следующим:
Таблица 5 ‒ Количество реализованных туров по месяцам
Месяца
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
Количество реализованных туров
5
6
6
6
5
4
Данное предположение связано со временем года предоставления услуг – конец весны, лето, начало осени.
3.6 Финансовый план
Цель финансового плана – определить эффективность предлагаемого проекта. В этом разделе бизнес-плана обобщаются все предшествующие материалы разделов бизнес- плана и представляют их в стоимостном выражении.
Эффективность проекта характеризуется целой системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников.
3.6.1 Калькуляция тура
Таблица 6 – Калькуляция тура для русских туристов
Наименование услуг
Стоимость
Расчет
Автотранспортные услуги с учётом амортизации автобуса, стоянок, заработной платы водителям, налогов и прибыли владельцев на расстояние 420 километров (Мерседес Спринтер вмещает 17 туристов + сопровождающий гид + гид-экскурсовод + водитель)
15 000 руб.
Экскурсионное обслуживание (экскурсии во всех городах, с заказом экскурсовода) с учётом на группу более 30 человек, за 1 час
Галич – 500 (5 часов)
Чухлома – 400 (4 часа)
Солигалич – 150 (1,5 часа)
Проживание (расчёт на одного человека с завтраком)
Гостиница «Галичаночка» ‒ 300 руб.
Гостиница «Берёзка» ‒ 300 руб.
Санаторий им. «Бородина» ‒ 350 руб.
(300+300+350)*17=16150 руб.
Питание
3 обеда – 300 руб.
300*17=5100 руб.
Входные билеты в музей, на театрализованное представление, на дискотеку 80-х и в русскую баню.
Посещение Галичского музея – 30 руб./чел.
Входной билет на театрализованное представление – 30 руб./чел.
Входной билет на дискотеку 80-х – 20 руб./чел.
Посещение Чухломского музея ‒ 30 руб./чел.
Посещение Солигаличского музея ‒ 30 руб./чел.
Посещение русской бани – 200 руб./чел.
(30+30+20+30+30+100)*17=
4080 руб.
Страховка
До 14 дней 100 руб.
100*17=1700 руб.
Заработная плата руководителю группы
2 500 руб. за тур
Накладные расходы
1 000 руб.
Всего
+20% прибыль организации с учётом з/п работникам фирмы +18% НДС
46580 руб.
46580*0,2=9316 руб.
46580+9316=55896 руб.
55896 *0,18=10061 руб.
55896+10061=65957 руб.
Страхование выезжающих на отдых по России
В последнее время, все больше соотечественников предпочитает проводить свой отпуск в России. Связано это и с отсутствием языкового барьера, экономией времени на сборы (не требуется оформление визы и заграничных паспортов), быстрая акклиматизация, вкусовые пристрастия, сказывается экономический фактор.
Особенности страхования отдыха в России:
— выплата денежной компенсации при получении травм и увечий различной степени тяжести,
— рассчитан для людей в возрасте от 1 года до 80 лет,
— предназначен для индивидуальных, семейных и коллективных поездок,
— действие договора 24 часа в сутки, в любом уголке России,
— срок страхования от 1 дня.
Таблица 7 – Стоимость страховки для русских туристов по России
Сумма выплат (руб.)
100.000
150.000
Срок страхования
До 14 дней
До 21 дня
До 28 дней
До 14 дней
До 21 дня
До 28 дней
Стоимость страхования (руб.)
100
250
300
300
375
450
Таким образом, стоимость данного тура на группу русских туристов в количестве 17 человек (где 1 человек – водитель, 1 человек ‒ сопровождающий гид) составляет 65957 руб. Значит, путёвка на данный тур будет составлять 3880 руб.
Таблица 8 ‒ Калькуляция тура для иностранных туристов
Наименование услуг
Стоимость
Расчет
Автотранспортные услуги с учётом амортизации автобуса, стоянок, заработной платы водителям, налогов и прибыли владельцев на расстояние 420 километров (Мерседес Спринтер – вмещает 17 туристов + сопровождающий гид + гид-экскурсовод + водитель)
15 000 руб.
Экскурсионное обслуживание (экскурсии во всех городах, с заказом экскурсовода) с учётом на группу более 30 человек, за 1 час
Галич – 750 (5 часов)
Чухлома – 600 (4 часа)
Солигалич – 225 (1,5 часа)
Проживание (расчёт на одного человека с завтраком)
Гостиница «Галичаночка» ‒ 300 руб.
Гостиница «Берёзка» ‒ 300 руб.
Санаторий им. «Бородина» ‒ 350 руб.
(300+300+350)*17=16150 руб.
Питание
3 обеда – 300 руб.
300*17=5100 руб.
Входные билеты в музей, на театрализованное представление, на дискотеку 80-х и в русскую баню.
Посещение Галичского музея – 30 руб./чел.
Входной билет на театрализованное представление – 30 руб./чел.
Входной билет на дискотеку 80-х – 20 руб./чел.
Посещение Чухломского музея ‒ 30 руб./чел.
Посещение Солигаличского музея ‒ 30 руб./чел.
Посещение русской бани – 200 руб./чел.
(30+30+20+30+30+100)*17=
4080 руб.
Страховка
–
–
Заработная плата руководителю группы
3000 руб. за тур
Накладные расходы
2 000 руб.
Всего
+20% прибыль организации с учётом з/п работникам фирмы +18% НДС
46905 руб.
46905*20%=9381руб.
46905+9381=56286 руб.
56286 *18%=10131 руб.
56286+10131=66417 руб.
Таким образом, стоимость данного тура на группу иностранных туристов в количестве 17 человек (где 1 человек – водитель и 1 ‒ человек сопровождающий гид со знанием иностранного языка) составляет 66417 руб. Значит, путёвка на данный тур будет составлять 3907 руб.
–PAGE_BREAK–3.6.2 График загрузки
Таблица 9 ‒ График загрузки туристского предприятия группами туристов на май 2011 г.
месяц
Номера групп
Номер маршрута туристского путешествия
Даты обслуживания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
228
29
30
1
003
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2
003
3
003
4
003
5
003
Таблица 10 ‒ График загрузки туристского предприятия группами туристов на июнь 2011 г.
месяц
Номера групп
Номер маршрута туристского путешествия
Даты обслуживания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
228
29
30
1
003
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2
003
3
003
4
003
5
003
–PAGE_BREAK–3.6.3 Отчёт о прибылях и убытках (финансовых результатах)
Таблица 11 – Отчет о прибылях и убытках
Показатели
Значение по месяцам, тыс. руб.
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
1. Выручка от реализации продукции
329800
395760
395760
395760
329800
263840
2. НДС, акцизы и аналогичные платежи
50308
60370
60370
60370
50308
40246,7
3. Экспортные пошлины
–
–
–
–
–
—
4. Выручка от реализации продукции (без НДС и др. аналогичных платежей)
279492
335390
335390
335390
279492
223593
5. Общие затраты на производство и сбыт продукции
227762,5
273315
273315
273315
227762,5
182210
В том числе:
НДС
–
–
–
–
–
–
6. Амортизационные отчисления
—
—
—
—
—
—
7. Налоги, включаемые в себестоимость
3362,5
4035
4035
4035
3362,5
2960
В том числе взнос в ПФРФ – страховая часть и в ПФРФ – накопительная – 20%
2500
3000
3000
3000
2500
2000
В ФФОМС – 1,1%
137,5
165
165
165
137,5
110
В ТФОМС – 2%
250
300
300
300
250
200
В ФСС – 2,9%
362,5
435
435
435
362,5
290
В ФСС от проф. заболеваний – 0,9%
112,5
135
135
135
112,5
90
8. Финансовый результат
51729,5
62075
62075
62075
51729,5
41383
9. Налоги, относимые на финансовый результат
—
—
—
—
—
—
10. Выплата процентов за пользование кредитом
–
–
–
–
–
–
11. Налогооблагаемая прибыль
51729,5
62075
62075
62075
51729,5
41383
12. Налог на прибыль
10345,9
12415
12415
12415
10345,9
8276,6
13. Чистая прибыль
41383,6
49660
49660
49660
41383,6
33106,4
Май
1. Согласно графику загрузки, в мае будет реализовано 5 туров.
Выручка в месяц = 17 чел. × 3880 руб. × 5 туров = 329800 руб.
2. НДС = 329800 руб. × 18% / 118 = 50308 руб.
3. –
4. Выручка без НДС = 329800руб. — 50308 руб. = 279492 руб.
5. — Автотранспортные услуги: 15000 руб. × 5 туров = 75000 руб.
— Экскурсионное обслуживание: 1050 руб. × 5 туров = 5250 руб.
— Проживание + завтрак: 16150 руб. × 5 туров = 80750 руб.
— Питание — обед: 5100 руб. × 5 туров = 25500 руб.
— Развлечения: 4080 руб. × 5 туров = 20400 руб.
— Заработная плата:
гида-экскурсовода: 2500 × 5 туров = 12500 руб.
— Налоги с ФОТ (фонда оплаты труда) составляют 26, 9%, значит отчисления составят 3362,5 руб.
— Накладные расходы: 1000 руб. × 5 туров = 5000 руб.
Итого себестоимость турпродукта 227762,5 руб.
6. —
7. Заработная плата 12500руб.
Налоги с ФОТ (фонда оплаты труда) составляют 26, 9%
12500 × 26,9% = 3362,5 руб.
8. Финансовый результат = 279492 руб. –227762,5 руб. = 51729,5 руб.
9. —
10. —
11. 51729,5 руб.
12. Налог на прибыль составляет 20% и равняется 10345,9 руб.
13. Чистая прибыль за месяц 51729,5 руб. – 10345,9 руб. = 41383,6 руб.
Июнь
1. Согласно графику загрузки, в июне будет реализовано 6туров.
Выручка в месяц = 17 чел. × 3880 руб. × 6 туров = 395760 руб.
2. НДС = 395760 руб. × 18% / 118 = 60370 руб.
3. –
4. Выручка без НДС = 395760 руб. – 60370 руб. = 335390 руб.
5. — Автотранспортные услуги: 15000 руб. × 6 туров = 90000 руб.
— Экскурсионное обслуживание: 1050 руб. × 6 туров = 6300 руб.
— Проживание + завтрак: 16150 руб. × 6 туров = 96900руб.
— Питание — обед: 5100 руб. × 6 туров = 30600 руб.
— Развлечения: 4080 руб. × 6 туров = 24480 руб.
— Заработная плата:
гида-экскурсовода: 2500 × 6 туров = 15000 руб.
— Налоги с ФОТ (фонда оплаты труда) составляют 26, 9%, значит отчисления составят 4035 руб.
— Накладные расходы: 1000 руб. × 6 туров = 6000 руб.
Итого себестоимость турпродукта 273315 руб.
6. —
7. Заработная плата 40000 руб.
Налоги с ФОТ (фонда оплаты труда) составляют 26, 9%
15000 × 26,9% = 4035 руб.
8. Финансовый результат = 335390 руб. –273315 руб. = 62075 руб.
9. –
10. —
11. 62075 руб.
12. Налог на прибыль составляет 20% и равняется 12415 руб.
13. Чистая прибыль за месяц 62075 руб. –12415 руб. = 49660 руб.
Согласно графику загрузки в июле и августе будет реализовано по 6 туров в каждом месяце, а в октябре в связи со снижением туристов планируется организовать 4 тура.
Октябрь
1. Согласно графику загрузки, в октябре будет реализовано 4 тура.
Выручка в месяц = 17 чел. × 3880 руб. × 4 тура = 263840 руб.
2. НДС = 263840 руб. × 18% / 118 = 40246,7 руб.
3. –
4. Выручка без НДС = 263840 руб. – 40246,7 руб. = 223593 руб.
5. — Автотранспортные услуги: 15000 руб. × 4 тура = 60000 руб.
— Экскурсионное обслуживание: 1050 руб. × 4 тура = 4200 руб.
— Проживание + завтрак: 16150 руб. × 4 тура = 64600руб.
— Питание — обед: 5100 руб. × 4 тура = 20400 руб.
— Развлечения: 4080 руб. × 4 тура = 16320 руб.
— Заработная плата:
гида-экскурсовода: 2500 × 4 туров = 10000 руб.
— Налоги с ФОТ (фонда оплаты труда) составляют 26, 9%, значит отчисления составят 2690 руб.
— Накладные расходы: 1000 руб. × 4 тура = 4000 руб.
Итого себестоимость турпродукта 182210 руб.
6. —
7. Заработная плата 10000 руб.
Налоги с ФОТ (фонда оплаты труда) составляют 26, 9%
10000 × 26,9% = 2690руб.
8. Финансовый результат = 223593 руб. –182210 руб. = 41383 руб.
9. –
10. —
11. 41383 руб.
12. Налог на прибыль составляет 20% и равняется 8276,6 руб.
13. Чистая прибыль за месяц 41383 руб. – 8276,6 руб. = 33106,4 руб.
Рассчитаем чистую прибыль за 6 месяцев: 41383,6 + 49660 + 49660 + 49660 + 41383,6 + 33106,4 = 264853,6 руб.
–PAGE_BREAK–3.6.4 Расчёт движения денежных средств
Таблица 12 ‒Расчёт движения денежных средств
Показатели
Значение по месяцам, тыс. руб.
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
I. Основная (операционная) деятельность
Притоки (поступления) денежных средств
279492
335390
335390
335390
279492
223593
Оттоки (выплаты) денежных средств
227762,5
273315
273315
273315
227762,5
182210
Сальдо потока по основной деятельности
51729,5
62075
62075
62075
51729,5
41383
II. Инвестиционная деятельность
Притоки (поступления) денежных средств
Оттоки (выплаты) денежных средств
Сальдо потока по инвестиционной
деятельности
Интегральный экономический эффект
То же накопительным итогом
III. Финансовая деятельность
Притоки (поступления) денежных средств
Оттоки (выплаты) денежных средств
Сальдо потока по финансовой
деятельности
Суммарное сальдо 3-х потоков
То же накопительным итогом
–PAGE_BREAK–3.6.5 Расчёт точки безубыточности
При расчёте точки безубыточности используется классификация затрат на переменные и условно-постоянные.
ТБ=СФИ/(Цшт. – ПИ), где
СФИ – совокупные фиксированные постоянные издержки, не зависящие от объёма производства или продаж.
Цшт. –предлагаемая цена продажи единицы продукции.
ПИ – переменные издержки на единицу продукции.
К постоянным издержкам относятся:
Накладные расходы: 1000 руб. за тур.
СФИ = 1000 руб.
Цшт = 3880 руб.
К переменным издержкам относятся:
1. Автотранспортные услуги: 15000 руб./ 17 чел. = 882 руб.
— Экскурсионное обслуживание: 1050 руб. / 17чел. = 62 руб.
— Проживание: 16150 руб. / 17чел. = 950 руб.
— Питание: 5100 руб. / 17 чел. = 300 руб.
— Развлечения: 4080 руб. / 17 чел. = 240 руб.
— Заработная плата гида-экскурсовода: 2500 руб./ 17 чел. = 147 руб.
— Страховка: 1700 руб. / 17 чел. = 100 руб.
Итого: 2681 руб. × 20% = 536,2 руб.
2681 руб. + 536,2 руб. = 3217,2 руб.
3217,2 руб. × 18% = 579 руб.
3217,2 руб. + 579 руб. = 3796,2 руб.
ТБ = 1000 руб./ (3880 руб. – 3796,2 руб.) = 12 туров.
3.6.6 Риски проекта
Предпринимательские риски – вероятность того, что разрабатываемый нами проект принесет убытки — представлены в таблице 13.
Таблица 13 – Первичные риски по стадиям проекта
Риск
Отрицательное воздействие на прибыль
Подготовительная стадия
Уникальность вашего преимущества
Поиск нового уникального преимущества
Удаленность от транспортных узлов, инженерных сетей
Дополнительные капитальные вложения на создание подъездных путей, подводку электроэнергии, воды, тепла, повышенные эксплуатационные затраты
Отношение местных властей
Возможное введение ограничений по реализации проекта
Доступность (наличие) подрядчика на месте
Возможное завышение стоимости из-за монопольного положения подрядчика
Наличие (отсутствие) альтернативных источников услуг, материалов, топлива, энергии
Возможное завышение цен при монопольном положении поставщиков указанных ресурсов
Стадия функционирования
Финансово – экономические риски
Неустойчивость спроса
Падение спроса с ростом цен
Появление альтернативного продукта с ростом цен
Снижение спроса
Рост налогов
Увеличение затрат
Снижение цен конкурентами
Снижение цен
Увеличение производства у конкурента
Падение объема продаж, снижения прибыли
Неплатежеспособность потребителя
Падение объема продаж
Рост расценок на предоставление услуг
Увеличение издержек, снижение прибыли
Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернативы
Снижение прибыли
Недобросовестность поставщиков услуг
Изменения сроков и качества предоставляемых услуг
Социальные риски
Трудности с набором квалифицированной рабочей силы
Увеличение затрат на подготовку кадров
Недостаточный уровень заработной платы
Снижение производительности труда, текучесть кадров
Квалификация кадров
Рост брака, снижение ритмичности
Социальная инфраструктура
Рост непроизводительных затрат
Прочие
Резерв средств на компенсацию прочих рисков
Данным рискам дается балловая оценка вероятности наступления риска
Таблица 14 – Балловая оценка вероятности наступления риска
Вероятность наступления риска
Количество баллов
Риск рассматривается как несуществующий
Риск, скорее всего, не реализуется
25
О наступлении риска ничего конкретного сказать нельзя
50
Риск, скорее всего, проявится
75
Риск наверняка реализуется
100
Таблица 15 – Балловая оценка вероятности наступления риска при реализации проекта «Культурно-познавательный тур по городам Галич, Чухлома, Солигалич с элементами паломничества»
№
Риск
Эксперт № 1
Эксперт № 2
Эксперт № 3
Эксперт № 4
Эксперт № 5
1
Уникальность вашего преимущества
50
25
50
25
25
2
Удаленность от транспортных узлов, инженерных сетей
25
25
50
50
75
3
Отношение местных властей
4
Доступность (наличие) подрядчика на месте
50
50
25
25
25
5
Наличие (отсутствие) альтернативных источников услуг, материалов, топлива, энергии
75
75
50
50
75
6
Неустойчивость спроса
50
50
50
50
75
7
Появление альтернативного продукта с ростом цен
75
25
50
50
75
8
Рост налогов
75
25
50
75
75
9
Снижение цен конкурентами
100
75
75
50
50
10
Увеличение производства у конкурента
75
50
50
75
50
11
Неплатежеспособность потребителя
75
50
50
75
25
12
Рост расценок на предоставление услуг
50
50
50
50
75
13
Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернативы
75
75
75
50
75
14
Недобросовестность поставщиков услуг
25
50
50
50
25
15
Трудности с набором квалифицированной рабочей силы
50
25
50
75
50
16
Недостаточный уровень заработной платы
50
75
50
50
25
17
Квалификация кадров
50
75
50
50
50
18
Социальная инфраструктура
75
50
50
75
50
19
Прочие
50
50
50
50
50
Расчет суммарного риска проекта
Определим среднюю вероятность риска – Vi .
Vi = сумма баллов при оценке экспертами/ количество экспертов
Vi 1=25 + 25 + 50+ 25+50/ 5 =225/ 5 = 45
Vi 2=75 + 25 + 50+ 25+50/ 5 =275/ 5 = 55
Vi 3 = 0/ 5 = 0
Vi 4 = 50+ 50 + 25 + 25 + 25/ 5 = 125 / 5 = 25
Vi 5 = 75 + 50 + 50 + 75 + 50 / 5 = 300 / 5 = 60
Vi (1-5) = 45 + 50 + 0 + 25 + 60 / 5 =180 / 5 = 36
Vi 6 = 50 + 50 + 50 + 50 + 75/ 5 = 275 / 5 = 55
Vi 7 = 25 + 50 + 75 + 50 + 75 / 5 = 275 / 5 = 55
Vi 8 =25 + 75 + 75 + 50 + 75 / 5 = 300/ 5 = 60
Vi 9= 100 + 50 + 50 + 75 + 75 / 5 = 350 / 5 =70
Vi 10= 75 + 75 + 50 + 50 + 50 / 5 =200 / 5 = 40
Vi 11= 25 + 50 + 50 + 75 + 75 / 5 = 275 / 5 = 55
Vi 12= 50 + 50 + 50 + 50 + 75 / 5 = 275 / 5 = 55
Vi 13= 50 + 75 + 75 + 75 + 75 / 5 = 350 / 5 = 70
Vi 14= 25 + 25 + 50 + 50 + 50 / 5 = 200 / 5 = 40
Vi 15= 25 + 75 + 50 + 50 + 50 / 5= 250 / 5 = 50
Vi 16= 25 + 75 + 50 + 50 + 50 / 5= 250 / 5 = 50
Vi 17= 75 + 50 + 50 + 50 + 50 /5 = 275 / 5 =55
Vi 18= 75 + 75 + 50 + 50 + 50 /5 = 300 / 5 =60
Vi 19= 50 * 5 / 5 = 50
Vi (6-19) = 55 + 55 + 60 + 70 + 40 + 55 + 55 +70 + 40 + 50 + 50 + 55 + 60 + 50 / 14 = 765 / 14 = 54, 6428
Таблица 16 – Суммарный риск проекта
Стадия проекта
Вес (доля) риска Wi
Вероятность риска Vi
Балловая оценка риска WiVi
Подготовительная
1/2
36
18
Функциональная
1/2
54,6428
27,3214
Итого
1
–
45, 3214
Таким образом, суммарный риск проекта составляет 45,3214. То есть полученную балловую оценку риска можно заключить в пределы от 25 до 50 ‒ «риск, скорее всего, не реализуется» ‒ «о наступлении риска ничего конкретного сказать нельзя».
Таблица 17 – Виды рисков и методы страхования от них
Вид риска
Методы страхования от риска
1. Неблагоприятные изменения рыночной конъюнктуры
1.Глубокое маркетинговое исследование рынка, проводимое систематически;
2.Применение прогрессивных методов обслуживания клиентов
2.Противодействие конкурентов. Недобросовестная конкуренция
1.Использование методов судебной защиты;
2.Отслеживание конъюнктуры рынка;
3.Использование аппарата маркетинга
3. Инфляционные процессы
1.Проведение разумно обоснованной ценовой политики: рост цен не отстаёт от уровня инфляции
4.Форс-мажорные обстоятельства
1.Страхование имущества и клиентов
5. Финансовые риски
1.Создание высокого финансово-кредитного потенциала;
2.Неотложное проведение исследований требований потребителей услуг;
3.Разработка и использование продуманной системы; 4.Контроля качества услуг на всех этапах их создания
6. Политические риски
1. Выработка внутренней налоговой политики;
2.Формирование деловой внешней среды (партнеры, консорциумы, финансово-промышленные группы);
3.Активное участие учредителей во взаимодействии с властными структурами;
7. Юридические риски
1.Четкая и однозначная формулировка соответствующих статей в документах;
2.Привлечение для оформления документов специалистов, имеющих практический опыт в этой области;
3.Выделение необходимых финансовых средств для оплаты высококлассных юристов и переводчиков
8. Технические риски
1.Ускоренная проработка (или получение гарантий от поставщиков) технической увязки оборудования и технических комплексов;
2.Заключение контрактов на условии «под ключ» с санкциями за неувязки и срывы сроков;
3.Страхование технических рисков
9. Производственные риски
1.Четкое календарное планирование и управление реализацией проекта;
2.Ускоренная разработка дизайн концепции, включая критерии качества;
3.Разработка и использование продуманной системы контроля качества услуг на всех этапах ее создания;
4.Подготовка квалифицированных кадров (в том числе за рубежом)
10. Внутренний социально-психологический риск
1.Социальная напряженность в коллективе;
2.Дефицит, текучесть профессиональных кадров;
3.Наличие деструктивной позиции
11. Маркетинговые риски
1.Создание сильной маркетинговой службы;
2.Разработка маркетинговой стратегии;
3. Разработка и реализация программы маркетинговых мероприятий;
4.Проведение полного комплекса маркетинговых исследований
продолжение
–PAGE_BREAK–
Выводы и рекомендации
В процессе достижения цели реализованы следующие задачи:
1. Собрана и проанализирована необходимая информация, имеющаяся на данный в момент в трудах российский и зарубежных учёных, Интернете, официальных материалах, нормативных документах, актах.
2. Путём анкетирования исследован туристский рынок города Костромы и Костромской области. Было опрошено 100 респондентов, которые проявили заинтересованность в турпродукте.
3. Определены перспективы развития будущего рынка сбыта услуги, выявлены основные конкуренты и найдены свободные ниши на Костромской туристском рынке.
4. Рассчитана калькуляция тура для русских и иностранных туристов. Так для граждан РФ стоимость тура составляет 3880 рублей, а для граждан других государств ‒ 3907 рублей.
5. Найдена точка безубыточности, которая составляет 12 туров. Таким образом после организации 12-ти туров численностью 17 человек каждый, компания начнёт получать чистую прибыль.
6. Найдены поставщики услуг, создан календарный план заключения договоров и реализации проекта.
7. Обозначены проектные риски и предложены мероприятия по их минимизации. Суммарный риск проекта составляет 45,3214.
8. Разработаны разделы бизнес-плана: маркетинговый, производственный, финансовый.
Итак, в результате написания бизнес-плана можно сделать вывод, что разработанный турпродукт при его грамотной реализации является прибыльным проектом.
Нами определены поставщики услуг, с которыми мы планируем заключить договора. Мы рекомендуем:
1. Придерживаться выбранного нами спектра поставщиков.
2. Провести широкую рекламную кампанию по продвижению данного турпродукта.
3. Внедрять разработанный тур не только на туристский рынок города Кострома и Костромской области, но также на рынки Москвы, Иваново и Ярославля.
4. При благоприятном развитии событий (освоение маршрута) организовывать более большие группы.
5. Рассматривать иностранных туристов, как один из основных сегментов.
В результате написания курсовой работы была достигнута следующая цель ‒ разработан бизнес-план«Культурно-познавательный тур по Галичской, Чухломской и Солигаличской землям с элементами паломничества» с элементами паломничества для привлечения внимания деловых партнёров.
Список использованных источников
1 Официальные материалы, нормативные документы, акты.
1.1 Закон Костромской области «Об инвестиционной деятельности в Костромской области». Принят Костромской областной Думой 7 октября 1997 года.
1.2 «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов». (Вторая редакция, исправленная и дополненная) (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. № ВК477).
1.3 «О приоритетных направлениях инвестиционной деятельности». Постановление областной Думы № 273 от 22 января 1998 года.
1.4 «Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1470, в ред. Постановления Правительства от 20.05.98 N 467)
1.5 «Порядок определения срока окупаемости инвестиционного проекта». Утвержден постановлением Костромской областной Думой 7 октября 1997 года № 178.
1.6 Порядок предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 года № 1470.
1.7 Приказ ГКФТ России от 4.12.98 г. № 402 «Об утверждении Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью». Приложение к приказу ГКФТ России 4.12.98. г. № 402. Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью.
2 Книги.
2.1 Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И.Т.Балабанов. – 2-е изд. доп. М.: Финансы и статистика, 2001. – 189 с.
2.2 Басова А. В.,Бородина Н.С., Полева И.В., Чижова Е.Е. Методика экспресс-расчета показателей эффективности инвестиционных предложений (статья). Проблемы экономики, финансов и управления производством. Межвузовский сборник научных трудов. Третий выпуск.-Иваново: ИГХТУ, 1999.
2.3 Басова А.В., Горланова И.Б., Дроздова Т.В. и др. Региональная целевая программа «Устойчивое развитие туризма в Костромской области до 2005 года»Кострома, 1999; номер государственной регистрации: 01.200.1 13522 (инвентарный номер 022001.09312).
2.4 Бугров В.П., Галь В.В. и др. Бизнес-план инновационного проекта. Методика составления. – М.: ЦИППК АП, 2001. – 127 с.
2.5 Быстров С.А.Финансовый менеджмент в туризме: учебное пособие / С.А. Быстров. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2007. – 238с.
2.6 Зигель Эрик С. и др. ПОСОБИЯ ЭРНСТ ЭНД ЯНГ.Составление бизнес-плана/Пер. с анг.-М.:«Джон Уайли энд Санз, 2002. – 198 с.
2.7 Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 368 с.
2.8 Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебное пособие для вузов/ Е.Н. Ильина.- М.: Финансы и статистика, 2002. – 256 с.
2.9 Ковалев В.В. Практикум по финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами / В.В.Ковалев. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 288 с.
2.10 Ландгребе З., Хаут С., Шрайер К, Вендерс А., Штер А., Райхлинг М… Концепция развития туризма в Костроме. Факультет экономики, специализация туризм, высшая профессиональная школа Гельзенкирхен отделение Бохольт Германия. 2000. – 334 с.
2.11 Маниловский Р.Г., Юлкина Л.С., Колесникова Н.А. и др. Бизнес-план: Методические материалы. –3-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 2000.
2.12 Менеджмент туризма: Финансы и бухгалтерский учет в туризме. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 256 с.
2.13 Ситуационный анализ бизнеса и практика принятия решений. Учебное пособие для ВУЗов / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, В.В. Филиппов, Г.В.Медведев. – М.: КноРус, 2001. — 145 с.
2.14 Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями / В.М.Попов, И.В. Безлепкин, С.И. Липунов.- 3-е изд., доп. перераб. – М.: КноРус, Изд-во ГНОМ и Д, 2001. – 178 с.
2.15 Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия / Л.Ф. Сухова, Н. А. Чернова: — М.: Финансы и статистика, 2000. – 68 с.
3 Ресурсы Интернет.
3.1 Как подготовить бизнес-план для организации кредита?.. – М.: bishelp, 2009. – режим доступа: www.bishelp.ru/gde_dengi/kredit/kredit_bizplan.php
3.2 Цели и задачи бизнес-плана. – М.: businessdelo, 2010. – режим доступа: www.businessdelo.ru/bplan7.html
3.3 Основные функции бизнес плана. – М.: plan.partnerstvo, 2006. – режим доступа: plan.partnerstvo.ru/node/7
3.4 Задачи бизнес-планирования. – М: biznesinkubator, 2005. – режим доступа: biznesinkubator.ru/nachalo/bizplan/2006/10/30/articles_612.html
3.5 Бизнес-план продукта: основные проблемы и пути их решения. – М: software.intel, 2004. – режим доступа: software.intel.com/ru-ru/articles/Business-plan-IT-product-Crusial-problems-and-Solutions/
3.6 Л.Г.Матвеева Бизнес-план: методика расчета. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. – режим доступа: planovik.ru/invest/m48/
3.7 Что такое маркетинговый план?.. – М: lexgroup, 2000. – режим доступа: www.lexgroup.ru/rus/bibl-mark2/
3.8. Финансовый план и элементы его анализа. –М: unibiztv, 2003. – режим доступа: www.unibiztv.ru/info/finansy.php
–PAGE_BREAK–Приложение А Методическое обеспечение к обзорной экскурсии по городу Галич
–PAGE_BREAK–Приложение Б Методическое обеспечение к обзорной экскурсии по городу Чухлома продолжение
–PAGE_BREAK–