Дольник
Вадим Руднев
Дольник
– стихотворный размер, получивший признание и достигший расцвета и популярности
в первые десятилетия ХХ в. в эпоху символизма и акмеизма. Дольник представляет
собой размер, метрический ряд которого состоит из ударных слогов, между
которыми может стоять либо один, либо два безударных слога. Общая схема дольника
такова: (0/2) – 1/2 – 1/2 – … 0/2. “Нули” в начале и конце строки
означают возможность нулевого (дактилического) зачина и “мужской” концовки.
Дольники различаются по количеству метрических ударений в строке. Наиболее
часто встречаются 3-ударный и 4-ударный дольники. Вот пример 3-ударного дольника:
Были
святки кострами согреты, 2 – 2 – 2 – 1
И
валились с мостов кареты, 2 – 2 – 1 – 1
И
весь траурный город плыл 2 – 2 – 1 –
По
неведомому назначенью, 2 – 2 – 2 – 1
По
Неве иль против теченья, – 2 – 1 – 2 – 1
Только
прочь от своих могил. 2 – 1 – 2 –
(Анна
Ахматова)
(Цифрами
обозначается количество безударных слогов, знаком “дефис” метрические
ударения.) Это так называемый анапестоидный (с анапестическим зачином)
3-ударный Д. В четвертой строке пропущено среднее метрическое ударение, которое
легко восстанавливается по контексту. Первая и четвертая строки совпадают с
ритмом чистого 3-стопного анапеста. Обратим внимание на эту особенность. Но
прежде, для полноты картины, приведем еще пример 4-ударного Д.:
Девушка
пела в церковном хоре – 2 – 2 – 1 – 1
О
всех усталых в чужом краю, 1 – 1 – 2 – 1 –
О
всех кораблях, ушедших в море, 1 – 2 – 1 – 1 – 1
О
всех, забывших радость свою. 1 – 1 – 1 – 2 –
(Александр
Блок)
Кроме
4-ударности, размер в данном тексте отличается переменным (1 – или 2-ударным)
зачином и цезурой в середине строки.
В
дальнейшем ритмические особенности Д. мы будем для простоты рассматривать на
примере анапестоидного 3-ударного Д. – самого распространенного среди Д.
В
статье мы на примере 4-стопного ямба рассматривали ритмические варианты
стихотворного размера. Есть ритмические варианты и у Д. Рассмотрим общую схему
анапестоидного 3-ударного Д.:
2
– 1/2 – 1/2 – (0/1)
Единица
и двойка внутри строки могут давать четыре варианта: двойка + двойка, двойка +
единица, единица + двойка, единица + единица. Это и есть ритмические варианты
3-ударного Д.
I.
2 – 2 – 2 – 2 – (0/1) Были святки кострами согреты
Как
уже говорилось, первая форма совпадает с ритмом обыкновенного трехстопного
анапеста – “Я ломаю слоистые скалы”.
II.
2 – 2 – 1 – (0/1) И валились с мостов кареты
III.
2 – 1 – 2 – (0/1) По Неве иль против теченья
Это
специфические дольниковые ритмические варианты – их ни с чем не спутаешь.
IV.
2 – 1 – 1 – (0/1) Зажигал последний свет
Эта
ритмическая форма совпадает с ритмом 4-стопного хорея, между тем как это –
строка из стихотворения Блока, написанного 3-ударным Д.
Входил
я в темные дали,
Зажигал
последний свет…
Но
эта же строка вписывается в структуру обыкновенного 4-стопного хорея,
Буря
мглою небо кроет,
Зажигал
последний свет…
V.
Пятой ритмической формой 3-ударного Д. условно считается строка Д. с
пропущенным средним метрическим ударением:
Отчего
душа так певуча 2 – 1 – 2 – 1
И
так мало милых имен 2 – 1 – 2 –
И
мгновенный ритм – только случай, 2 – 1 – 2 – 1
Неожиданный
Аквилон?
Последняя
строка и представляет собой пятую ритмическую форму Д.
Как
мы могли видеть, ритмика Д. не является изолированной. Она связана с ритмикой
3-сложников и – в меньшей степени – 2сложников.
Вообще,
все размеры в системе стиха взаимосвязаны. Так, даже 2-сложники и 3-сложники
связаны между собой. Например, неполноударная форма 4-стопного ямба с двумя средними
пропущенными ударениями может быть одновременно неполноударной формой
3-стопного амфибрахия:
Легко
мазурку танцевал
И
кланялся непринужденно.
Это
4-стопный ямб “Евгения Онегина”. Переставим два первых слова:
Мазурку
легко танцевал
И
кланялся непринужденно.
Это
уже 3-стопный амфибрахий.
Можно
сказать, что множества ритмических форм 2-сложников и 3-сложников находятся в
отношении пересечения, что можно изобразить так: *
2-сложники
3-сложники
Мы
помним, что в Д. есть строки, которые совпадают со строками соответствующих
2-сложников и 3-сложников. Можно сказать, что множества 2-сложников и
3-сложников включены в множество дольников. *
2-сложники
3-сложники
Д.
Д.
наряду с акцентным стихом, полиметрией и верлибром был фактором, расшатывающим
классическую систему стиха и одновременно в духе неомыфологизма формирующем
своеобразный метрический интертекст, что особенно хорошо видно на примере
верлибра , каждая строка которого является метрической цитатой из какого-либо
размера. В более слабом виде это проявляется и у Д. Этот процесс мы назвали
верлибризацией стиха. Но в начале века был и противоположный процесс, который
мы назвали логаэдизацией . Д. очень легко подвергается логаэдизации, поскольку
в его специфических ритмических формах имеет место асимметричное расположение
ударных и безударных слогов, что и нужно для классического логаэда, который как
бы застывает в этой асимметрии, повторяющейся из строки в строку:
Кружевом,
камень, будь, – 2 – 1 –
И
паутиной стань: – 2 – 1 –
Неба
пустую грудь – 2 – 1 –
Тонкой
иглою рань. – 2 – 1 –
Будет
и мой черед – – 2 – 1 –
Чую
размах крыла. – 2 – 1 –
Так
– но куда уйдет – 2 – 1 –
Мысли
живой стрела? – 2 – 1 –
Здесь
3-ударный Д. (с дактилическим зачином) как будто застывает в своей второй
ритмической форме.
Список литературы
Жирмунский
В. М. Теория стиха. – Л., 1975.
Гаспаров
М. Л. Русский трехударный дольник ХХ века // Теория стиха / Под ред. В. Е.
Холшевникова. – Л., 1968.
Руднев
В. П. Стих и культура // Тыняновский сб.: Вторые Тыняновские чтения. – Рига,
1986.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/