Закон как форма права

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТ ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ. Кафедра «Правоведение». Дисциплина «Теория государства и права». Курсовая работа На тему: «Закон, как форма права» Выполнила: студентка 1 курса гр. ЮО-01-03 Симакина Ирина. Проверил: К. Ю. Н доцент
Бортенев А.И. г. Волгоград 2004г. Содержание Введение…2 I Нормативно-правовые акты как источники(формы) права…4 ГЛАВА II Закон, как нормативно – правовой акт высшей юридической силы…11 § 1. Понятие, признаки и структура закона…11 § 2. Классификация законов и их особенности… 18 Заключение… 30 Библиография… 32 Введение В современном обществе люди и различного рода их объединения
постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах – с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает.
Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом. Сейчас в нашей стране взят курс на формирование правового государства, что, несомненно, связано с повышением роли в государственной и общественной жизни основного юридического источника (формы) российского права – закона. Как известно, отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех
остальных правовых актов, называемых поэтому подзаконными актами. В то же время следует отметить, что в сфере источников (форм в юридическом смысле) российского права в настоящий момент происходят сложные, во многом стихийные и неоднозначные процессы. Правовая реформа внесла в эту область правовой системы большую неопределенность, даже анархию, чудовищное размножение одних и вымирание других, не менее ценных видов актов.
Беспорядок и произвол царят в сфере индивидуального регулирования, которое свободно попирает законодательство, включая конституционное, в еще больших масштабах, чем это было характерно для прежней, в известной мере контролируемой ситуации 70-х годов. Длительное время статус и значение закона в общественной правовой системе принижались, выхолащивались потоками подзаконного и ведомственного нормотворчества. В настоящее время мы, вероятно, находимся ещё в самой начальной стадии восстановления прав закона как
реального, а не сугубо формального источника права. На пути этого восстановления сейчас выявился ряд проблем, правильная постановка и разрешение которых будет способствовать возрождению роли закона в отечественной правовой культуре. Для того чтобы правильно определить и разделить эти проблемы следует обратиться, прежде всего, к рассмотрению основных вопросов теории закона, чему и посвящена данная работа. Глава I Нормативно-правовые акты как источники(формы) права Среди многочисленных форм (источников) права важное место; занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами. Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных орга¬нов, в которых содержатся нормы права. Это — акты правотворчест¬ва, с помощью которых и благодаря
которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы. Все без исключения нормативно-правовые акты являются государ¬ственными по своему характеру актами. Они издаются или санкционируются только органами государства. Имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах,
Зазывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий. В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государствен¬ной органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые лестными органами государственной власти и управления. Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее
основе специальными зако¬рми, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определя¬лся также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт. Так, согласно действующей Конституции России, предусматривается, что высший представительный и законодательный орган Российской Федерации – Федеральное собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ принимают «за¬коны и иные нормативные правовые акты» (ст. 76). Конституция определяет компетенцию различных государствен¬ных органов, а, следовательно, и круг
вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные конкретные решения или же различные нормативно-правовые акты. Так, например, в соответствии со статьей 114 Конституции РФ очерчивается общий круг вопросов, по которым российское Правительство может издавать свои постановления и рас¬поряжения. Это вопросы, касающиеся федерального бюджета, прове¬дения в пределах
Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также — единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии и социального обеспечения; осуществления управления федеральной собственностью; принятия мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; осуществления мер по обеспечению законности, прав и сво¬бод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Кроме данного круга вопросов, по которым российское Правитель¬ство издает постановления и распоряжения, оно также «осуществляет иные полномочия», возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации (ст. 114, п. «ж» Конституции РФ). В Конституции особо оговаривается, что «порядок деятельности
Правительства», а, значит, и порядок (процедура) издания правительственных актов определяется федеральным конституционным законом. Нормативно-правовые акты как источники права имеют определенные организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. В чем они проявляются? Во-первых, в том, что издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные возможности, чем все иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых индивидуальных, но и общих интересов. Во-вторых, что в силу четких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего со¬держаний нормативно-правовой акт считается лучшим способом офор¬мления устоявшихся норм. И, в-третьих, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок «в обращении», чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении
дел, вносить необходимые кор¬рективы, контролировать его исполнение. Нормативно-правовые акты как формы (источники) права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного харак¬тера. В их числе, прежде всего акты применения норм права или индивидуальные акты, как их зачастую называют. Нормативно-правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру актами. Помимо всего прочего это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия.
Однако принципиальное отличие их друг от друга заклю¬чается в следующем. Первые содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вто¬рые не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее — неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются
по вполне опре¬деленному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.). И, наконец, нормативно-право¬выми актами охватывается весьма широкий круг общественных отно¬шений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определен¬ный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением существования конкретных обществен¬ных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, подряда, поставки и т.п.). В то время как нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо отто¬го, существуют ли или не существуют конкретные отношения, предус¬мотренные данным актом. Например, действие такого индивидуального акта (акта приме¬нения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекраща¬йся по мере приведения его в исполнение (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т.п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего
ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступ¬ления. Аналогичным образом обстоит дело не только в сфере применения норм уголовного права, но и других отраслей права. Например, прекра¬щение действия конкретного трудового договора отнюдь не означает прекращения действия соответствующих норм или институтов трудо¬вого права. Следует отметить, что одни и те же государственные органы могут издавать по одним и тем же или по разным
вопросам как нормативно-правовые, так и индивидуальные акты. Например, согласно Конституции РФ, Федеральное собрание принимает не только законы — нормативные акты, но и постановления, имеющие зачастую индивиду¬альный характер. Статья 102 (п. 3) и статья 103 (п. 2) Конституции предусматривают, что Совет Федерации — верхняя палата российского парламента и
Государственная Дума — его нижняя палата принимают постановления каждая в отдельности по вопросам, отнесенным к их ведению действующей Конституцией. Совет Федерации принимает, в частности, постановления по воп¬росам, связанным с утверждением указов Президента о введении воен¬ного или чрезвычайного положения, с назначением на должность и освобождением от должности Генерального прокурора России, с назна¬чением выборов Президента РФ, с назначением на должность судей конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Государственная Дума, согласно Конституции, принимает поста¬новления по вопросам, касающимся дачи согласия Президенту на на¬значение Председателя Правительства России, решения вопроса о до¬верии Правительству, назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального Банка РФ, объявления амнистии и др.
Нормативно-правовые акты следует отличать также от актов разъ¬яснения или толкования правовых норм. Основное отличие их заклю¬чается в характере, содержании и целях издания. Если нормативно-правовые акты имеют своей целью установление или изменение содер¬жания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследу¬ют, как это свидетельствует уже их название, совсем другие цели. А именно: они направлены, прежде всего, на разъяснение смысла содер¬жания принятых нормативно-
правовых актов, также — пределов действия ранее установленных норм. Как верно подмечают английские юристы, основное правило толкования «законодательных положений», по отношению к которому все прочие являются второстепенными, заключается в том, что законы (статуты) следует разъяснять «в соответствии с намерениями тех, кто! их создал» . При этом всегда сохраняет свою силу «презумпция невне¬сения в действующее право изменений, выходящих
за пределы, предус¬матриваемые толкуемым статутом». Действуют также другие принципы толкования, сводящиеся, в частности, к тому, что толкование, «по возможности, не должно придавать статуту обратной силы, влечь за собой несправедливости или приводить к нелепым либо абсурдным последствиям»; нормы уголовного права «толкуются» только в пользу обвиняемого; и т.д. Все нормативно-правовые акты подразделяются на два вида или 1,группы: законы и подзаконные акты. Основанием их классификации при этом выступает юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и, соответственно, характером самих издаваемых актов. В зависимости от этих же критериев в каждой стране, а точнее — в каждой правовой системе устанавливается строгая иерархия, то есть строгая систем расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов.
Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые местными органами государственной власти и управления. Верхнюю часть иерархии замыкают нормативно-правовые акты (законы, статуты и т.п.), издаваемые высшими органами государственной власти в той иной стране. Эти акты-законы обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим — подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона.
Данные требования, несомненно, касаются и актов правительства, которые среди всех подзаконных актов обладают самой высокой юридической силой и играют среди них ведущую роль. Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нор¬мативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддер¬жания режима законности и конституционности. Наряду с нормативно-правовыми актами государственных органов в системе форм (источников)
права некоторых стран определенное ме¬сто занимали нормативно-правовые акты, издаваемые общественными органами и организациями. Как известно, сами по себе решения (акты) общественных организаций, так же, как и решения любых партийных органов и организаций, не содержат в себе правовых норм и не имеют юридичес¬кой силы. Таковую они могут получить лишь в двух случаях. Во-первых, при издании совместного с государственными органами решения по одному и тому же вопросу. Например, в условиях существования СССР имела место практика принятия такого рода совместных актов по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Эти акты, с момента их издания приобретали не только общественно-политический, но и юридический характер. И во-вторых, в случае предварительной или последующей санкции (разрешения) государства. Последняя может выражаться в разных фор¬мах. Наиболее распространенные из них последующие санкции,
прида¬ющие, в случае необходимости, каждому отдельному акту обществен¬ных организаций юридический характер и придание юридической силы актам общественных организаций на основе специально изданного для этого закона или иного законодательного акта. Например, согласно действовавшему в СССР и других восточно¬европейских странах законодательству, профсоюзы в лице их высших органов имели право на издание актов юридического характера по воп¬росам социального страхования, санаторного обслуживания
и по неко¬торым другим вопросам. Необходимость издания такого рода актов была вызвана стремлением привлечения общественных организаций к правотворческому процессу, к их активному участию в государствен¬ной и общественно-политической жизни. Глава II Понятие, признаки и структура закона. Закон — основная категория законодательной системы страны. Поэтому его изучение занимает центральное место в юридической теории и законодательной технике.
Теория закона сформулировала следующие основные и важнейшие признаки закона. 1. Закон принимается только высшими представительными органами государственной власти — парламентом страны или всенародным голосованием (референдумом). 2. Закон регулирует основополагающие, наиболее значимые, важнейшие общественные отношения, определяемые исключительной компетенцией высшего органа государственной власти. Он должен быть точным, четким и ясным. 3. Закон обладает высшей юридической силой в правовой системе страны. Любой иной правовой акт, изданный не на основании и не во исполнение закона, а тем более не соответствующий или противоречащий закону, отменяется в установленном порядке. 4. Закон является нормативным актом, то есть устанавливаю¬щим общие правила поведения (нормы), обязательные для всех граждан, государственных органов, общественных организаций и движений, должностных лиц (или
для физических и юридических лиц, указанных в самом законе). 5. Регулируя соответствующие общественные отношения, закон наиболее устойчив, стабилен и подвергается изменению, дополнению или отмене лишь в исключительных случаях в силу объективной общественной необходимостью. 6. Закон принимается в особом порядке, предусмотренном кон¬ституцией и регламентом парламента. Главенствующее и специфическое положение закона в право¬вой системе требует особо тщательного его "
технологического" офор¬мления. Остановимся прежде всего на структуре закона, то есть на организации содержания, целесообразного расположения нормативно-правовых предписаний и иных правовых атрибутов. Структура закона занимает важное место в законодательной технике и имеет существенное практическое значение. Правильное распределение пра¬вового материала в тексте закона делает его структуру четкой, стройной, логически последовательной, помогает быстро ориентиро¬ваться в содержании закона, способствует
лучшему его усвоению, обеспечивает использование на практике в соответствии с требова¬ниями законности. Структура закона состоит из следующих основных элементов (частей). 1. Наименование органа, принявшего закон. Указанием на орган, принявший закон, определяются сфера его действия и юридическая сила. Любой правовой акт, так же как и закон, должен иметь наименование органа, его принявшего. Тем самым создается соответ¬ствующая иерархия нормативно-правовых актов по их юридической силе. Следует иметь в виду, что все правовые акты обязатель¬ны, но юридическая сила их различна. 2. Название закона. Каждый закон (равно как и любой правовой акт) должен иметь название, что позволяет сразу же определить его предмет, круг регулируемых общественных отношений. При этом название закона следует формулировать максимально кратко, оно должно лаконично отражать его основное содержание. Бывают, од¬нако, случаи, когда длинного названия закона трудно или даже нельзя
избежать. Тогда целесообразно давать короткие подзаголовки. Требование законодательной техники относительно краткости названия закона связано с необходимостью быстро ориентироваться в обширном законодательном материале. Название закона, регулирующего определенный круг обще¬ственных отношений, отличается от названия закона, изменяюще¬го ранее принятые законы или другие правовые акты.
В первом слу¬чае кратко указывается его основное содержание; во втором — при¬ходится перечислять статьи или воспроизводить полностью назва¬ния актов, которые новым законом изменяются или дополняются. 3. Преамбула закона. Преамбула представляет собой вводную часть закона, в которой излагаются мотивы его принятия, задачи или цели. Тем самым раскрываются причины принятия и направленность закона, политическое, экономическое или социально-культурное значение. Преамбула пропагандирует закон, мобилизует и активизирует
деятельность людей на его практическую реализацию, воплощение в жизнь. Преамбулу закона следует излагать кратко, без лишних слов, торжественных описаний и популистских призывов. Лозунговые декларации в законе неуместны: они не несут никакой правовой нагрузки и лишь загромождают его текст. Правила законодательной техники вовсе не требуют, чтобы во всех законах формулировались преамбулы. Например, в кодексах они отсутствуют, ибо само содержание со всей очевидностью свиде¬тельствует о стремлении законодателя свести воедино и систематизировать нормативно-правовой материал соответствующих отраслей законодательства. Нет надобности в преамбулах и в тех законах, мотивы, задачи или цели которых вытекают из смысла и содержа¬ния их предписаний. В тех же случаях, когда закон устанавливает исключения из общего порядка регулирования соответствующих общественных отношений или по-новому регулирует данные отношения, преамбула закона необходима для того, чтобы объяснить основания его принятия.
Иногда в преамбулу включается так называемая констатирующая часть, описывающая неудовлетворительность ранее принятых правовых актов или критически разбирающая положение дел в соответствующих сферах общественных отношений, сложившееся в результате реализации этих актов. Такого рода констатирующие части преамбулы излишни, поскольку перегружают текст сведениями, не имеющими нормативно-правового значения: они являются исходным пунктом для введения в жизнь новых, более совершенных
правовых актов и потому уместны в заключениях, объяснительных записках или докладах при обсуждении законопроекта. Нельзя допускать, чтобы мотивы, задачи или цели закона излагались не в преамбуле закона, а в его постановляющей части, равно как и преамбула закона не должна иметь конкретный нормативно-правовой характер. 4. Нормативно-правовое содержание закона. Основной частью закона являются его нормативно-правовое содержание, постановляющие предписания, дозволения и запреты.
На этой части следует сосредоточить главное внимание в процессе законотворчества, поскольку именно в ней излагаются обязательные установления, составляющие содержание закона. Нормативно-правовая часть закона обычно начинается после слов "такой-то орган постановляет"; вслед за этим излагается конкретное содержание соответствующих предписаний, дозволений, запретов. Нормативно-правовое содержание закона должно быть логически последовательным с разбивкой на статьи, которые в свою очередь, как правило, делятся на пункты или части с цифрами или буквенными обозначениями либо на части, каждая из которых начи¬нается с красной строки. При этом пунктам и частям придается рав¬ноценное значение. Подзаконные акты зачастую излагаются не по статьям, а по пунктам с цифровым обозначением, что представляется нецелесо¬образным. Более предпочтительным было бы изложение подзакон¬ных актов, так же как и законов,
то есть с разбивкой на статьи. Постановляющая часть крупных по объему законов (равно как и подзаконных актов) разбивается также на разделы, главы и пара¬графы. При этом не только разделы, главы и параграфы, но и статьи закона должны быть снабжены специальными заголовками, лаконич¬но выражающими их суть, что позволяет ознакомиться с предметом закона и легко найти в нем необходимое законное предписание. Каждую статью (пункт, часть) закона следует формулировать так,
чтобы она содержала по возможности отдельное, но закончен¬ное правовое правило со всеми его составными элементами. В том случае, если в одной статье (пункте, части) трудно воспроизвести все признаки правового правила, некоторые из них могут быть вынесены в отдельный абзац при непременном условии, что в нем не будет из¬ложено иное правовое правило, логически не связанное с самой ста¬тьей единством внутреннего содержания. Иначе говоря, данный аб¬зац — лишь дополнение к статье, но отнюдь не самостоятельная часть.
Статьи (пункты, части) закона могут излагаться либо в обоб¬щенной форме, охватывающей однородные факты или однопорядковые общественные отношения, либо путем перечисления конкрет¬ных предметов, действий или явлений. Последний вариант представ¬ляется менее совершенным по сравнению с первым (методом обоб¬щенных формул), ибо статьи закона при перечислении оказывают¬ся обычно громоздкими по объем